Как определить уровень и интенсивность стресса

В России и за рубежом сложились различные подходы к измерению уровня стресса. Американская и европейская кардиологические ассоциации приняли за стандарт триангулярный индекс*, а в русской школе ВРС используется индекс напряжения регуляторных систем (стресс-индекс), введенный отцом советской космической медицины академиком Р. М. Баевским. Если не вдаваться в математические алгоритмы вычисления этих индексов, то, по большому счету, оба показателя будут давать близкую корреляцию, так как оба учитывают вариационный размах и наиболее часто встречающиеся кардиоинтервалы.

В «ВедаПульсе» используется индекс, предложенный Баевским. И дело тут не в патриотизме, а в здравом смысле. Нормативы индекса Баевского разработаны применительно к пятиминутным записям пульса, а для вычисления триангулярного индекса рекомендуются 24-часовые записи.

То, как вычисляется индекс напряжения Баевского, было подробно описано в статье «Популярно о базовых принципах вариабельности ритма сердца», поэтому сразу перейдем к практической части.

Нормальным значением индекса напряжения является 30-120 условных единиц. Если результаты обследования уложились в этот диапазон, то это значит, что человек хорошо справляется с теми нагрузками (психологическими и физическими), которые есть в его жизни.

Если индекс — в диапазоне 120-250 единиц, то можно констатировать наличие компенсированного дистресса**. При этом человек справляется с нагрузками, способен к ним адаптироваться, однако ценой больших энергозатрат, что истощает жизненные силы.

А при значениях индекса 250-400 единиц дистресс уже может привести к различным функциональным расстройствам.

При 400-800 единицах есть риск не только кратковременных функциональных расстройств — можно ожидать повреждающего действия стресс-реализующих систем на органы. Какие именно органы могут оказаться мишенями, можно оценить во вкладке «Атлас». Они будут выделены красным и желтым цветом. Красный цвет указывает на риск функциональных расстройств в варианте снижения функции, а желтый – на избыточное повышение функции. Но в первую очередь в зону риска попадает непосредственно сердце. Причем вне зависимости от того, демонстрирует вкладка «Атлас» критическое состояние энергетики сердца или проблема компенсирована.

При величине индекса 800 единиц и выше есть высокий риск развития ишемии миокарда (инфаркта). На основании исключительно оценки индекса напряжения ни в коем случае нельзя сделать однозначный вывод о том, что у человека инфаркт, мы говорим только о значительных рисках его развития (сердце работает на износ со значительным напряжением). Важно принять во внимание функциональное состояние миокарда, что определяется уже другими методами. Но если выявлено столь высокое значение индекса напряжения в состоянии покоя, то человека в обязательном порядке необходимо направлять к кардиологу и принять профилактические меры.

В принципе, если значение индекса напряжения превышает границы нормы, то на это уже следует реагировать. При величинах 200-400 ед. –- необходимо пересмотреть режим работы и отдыха, пройти курс массажа, включить в рацион расслабляющий чай из настоя трав и так далее (подробные индивидуальные рекомендации находятся во вкладках ФИТО, АРОМА, ДИЕТА, БАДы и ОБРАЗ ЖИЗНИ).

А если индекс напряжения превышает 400 единиц, то требуется очень сильная коррекция образа жизни. И не факт, что массажа и расслабляющих травок будет достаточно. Скорее всего потребуется консультация терапевта, который назначит дополнительные обследования, чтобы выявить, какие именно функциональные расстройства развились. И возможно, потребуется работа психолога, так как нет смысла до бесконечности гасить стресс седативными средствами, игнорируя психологическую часть проблемы.

А после превышения 800 единиц индекса напряжения (при неоднократной регистрации в течение некоторого времени) необходимо однозначно отправлять человека не только к терапевту и психологу, но и к кардиологу.

Как организм реагирует на стресс

После того как определили уровень стресса, можно переходить к выяснению того, как организм собирается с ним справляться. Для этого оцениваем график соотношения LF/HF-диапазонов.

Напомним, LF-диапазон отражает уровень активности симпатического отдела нервной системы, а HF-диапазон – парасимпатического. Если доминирует LF, то организм находится в состоянии мобилизации и тратит силы на адаптацию к нагрузке, а если преобладает HF-диапазон, то организм расслабляется и происходит процесс накопления энергии.

Согласно нормативам Американской кардиологической ассоциации (American Heart Association), опубликованным в 1996 году, соотношение LF/HF во время бодрствования в спокойном состоянии должно быть в пределах 1.5-2.0. То есть днем преобладают процессы мобилизации и расхода энергии. А ночью начинают преобладать процессы расслабления и восстановления энергии, и соотношение LF/HF становится меньше единицы.

Вполне нормально, что непосредственно в момент нагрузки происходит мобилизация сил. При этом соотношение LF/HF может возрасти в десять и более раз. Здесь следует обратить внимание не только на изменение соотношения LF/HF, но и на изменение величин абсолютных значений компонентов спектра.

По динамике изменения соотношения LF/HF можно контролировать, сколько времени организму потребуется, чтобы переключиться в режим отдыха. Худшим вариантом является ситуация, когда организм в принципе не может расслабиться и доля LF продолжает доминировать. В этом случае можно прогнозировать, что стресс-индекс будет и дальше расти. Конечно, напряжение не может расти бесконечно, и если не предпринимать никаких мер, то рано или поздно рост напряжения приведет к срыву механизмов адаптации. Самый распространенный вариант — это аритмия, но возможны и инфаркт, и нарушения мозгового кровообращения. Плюс, как уже было указано выше, сердце не единственная возможная мишень стресса. Пострадать могут и другие органы.

Последний резерв

Кроме соотношения LF/HF, нужно принять во внимание и долю VLF -диапазона. Часто бывает так, что когда вегетативная нервная система (LF,HF) не справляется с регуляторной функцией работы сердца, то организм прибегает к своему последнему резерву – управление работой сердца в значительной степени переходит к сосудодвигательному (вазомоторному) центру и к гуморальным механизмам управления ритмом сердца. Гуморальная система регуляции — это эволюционно очень древний вариант нервной системы. Еще до того, как живые существа эволюционировали до появления у них полноценной нервной системы, уже у первых организмов была необходимость в механизмах регуляции, что и осуществлялось за счет выделения в жидкие среды организма тех или иных веществ. И этот, доставшийся нам по наследству от амеб механизм, задействует человеческий организм, когда у вегетативной нервной системы не хватает сил, чтобы справляться со стрессом.

Чтобы оценить степень влияния вазомоторного центра и гуморальной системы регуляции, нужно взглянуть на график «Спектральной мощности диапазонов». У здорового человека, который легко справляется с нагрузками, доля VLF не превышает одной трети. Если больше, значит, организм задействовал свой последний резерв. Поэтому если результаты обследования показывают, что индекс напряжения еще не достиг критической отметки, то все равно нужно выяснить, а на чем, собственно, держится организм?

Практические примеры

1. Женщина, 30 лет. Состояние депрессии после развода, переезда к родителям, разочарования в выбранной профессии и потери работы. Два обследования. Первое — утром после бессонной ночи, проведенной в переживаниях, второе — через несколько часов того же дня после психологического сеанса.

1-е обследование: ИН – 900 ед.

ТР – 150 мс 2

2-е обследование: ИН – 140 ед.

ТР – 1800 мс 2

Динамика поразительна. Оба показателя практически пришли в норму. Конечно, никакого чуда не произошло. Даже самый талантливый психолог не сможет за один сеанс разгрести такой ворох проблем у клиента, но «накачать энергией», вдохнуть в него порцию оптимизма на какое-то время совершенно реально. Что и произошло.

Гистограмма до и после психологического сеанса

Рассмотрим, какие были предпосылки для столь сильных изменений.
Дело в том, что если глянуть на утренний график спектральной мощности диапазонов, то увидим, что он был сбалансирован.

Несмотря на то, что общая мощность спектра (ТР) была предельно мала, сам факт того, что даже в состоянии депрессии у человека не нарушился баланс систем регуляции, позволил очень быстро, за считанные часы вернуть состояние организма в норму. В конце статьи есть файл обследования для самостоятельного изучения в программе «ВедаПульс» или в демоверсии.

Психофизиологические методики диагностики иногда обвиняют в том, что трудно отделить психологические факторы от физиологических. Но те, кто скачают данный пример и сравнят результаты двух обследований во вкладке «Меридианы», увидят, что состояние энергетики 12 главных рефлексотерапевтических меридианов не изменилось. Получается, что столь сильное увеличение диапазона вариабельности ритма сердца, которое и привело к снижению индекса напряжения и увеличению общей мощности спектра, есть результат исключительно психологического воздействия. Если бы эта женщина обратилась не к психологу, а, скажем, к телесноориентированному практику, то скорее всего динамика была бы видна и в меридианах.

2. Мужчина, 50 лет. Бизнесмен. Банкрот. Не может вылезти из долговой ямы. Одолевают кредиторы. Ни к какому психологу он не обращался. Было проведено только одно обследование. Но можно с очень большой уверенностью предположить, что при столь сильном истощении парасимпатической нервной системы (HF) в принципе невозможны быстрые перемены к лучшему. Организм уже исчерпал силы, и, даже если полностью устранить давление жизненных обстоятельств, потребуется длительное время на восстановление систем регуляции.

Долго ли протянет организм в таком форсированном режиме, если ничего не предпринимать? Кстати, индекс напряжения — всего 192.8 условных единиц. То есть формально подошедший к делу оператор, руководствующийся исключительно индексом напряжения, возможно, констатировал бы всего лишь наличие небольшого дистресса, грозящего эпизодическими функциональными расстройствами, и не стал бы бить в набат. А ситуация-то аховая, величина HF всего 24 мс 2. А, согласно нормативам, у здорового человека HF должно быть равно 975±203 мс 2. То есть у данного человека — в 40 раз меньше нормы. Понятно, что многие люди не дотягивают до стандартов здоровья, но столь низкое значение нужно еще поискать… Так что рекомендую скачать файлы для самостоятельного изучения разрушительной силы длительного воздействия стресса на организм.

Файлы обследований: /file_download/16/stress.rar

Эти файлы можно открыть в программе «ВедаПульс».

*Триангулярный индекс — интеграл плотности распределения (общее количество кардиоинтервалов), отнесенный к максимуму плотности распределения (АМо). Этот показатель обозначается как TINN (triangular interpolation of NN intervals).

**Дистресс (от греч. dys – приставка, означающая расстройство + англ. stress – напряжение) — стресс, связанный с выраженными негативными эмоциями и оказывающий вредное влияние на здоровье.

Комментарии

Уважаемый Леонид!
Что если жизненная энергия( TP) составляет 13456? Встречались ли Вы с таким случаем? Кроме этого на спектрограмме виден огромный горб, который начинается от 0.3 герц и круто растет до 0.4 гц. Что это значит?

Влияние характеристик стрессора на уровень стресса

Несмотря на расхожее мнение, стресс может быть не только вредным, но и полезным — характер его влияния на человека зависит от многих факторов, среди которых можно выделить три самых главных:

+ восприимчивость конкретного человека к данному стрессору.

Разберем эти три фактора подробнее.

Интенсивность стресса.Еще в начале XX в. американские психо­логи Р. Йеркс и Дж. Додсон установили, что характер работоспособ­ности человека определенным образом зависит от уровня его эмоцио­нальной активности. Оказалось, что максимальную продуктивность человек развивает при среднем уровне эмоционального возбуждения, в то время как и избыток эмоций, и их недостаток приводят к сниже­нию эффективности работы (рис. 20).

Рис. 20.Зависимость производительности труда от уровня стресса

Точно так же дело обстоит и со стрессом. Для каждой работы ну­жен определенный уровень стресса: для умственной работы он мень­ше, а для физической больше. Например, для бухгалтера, составля­ющего квартальный отчет, желательно испытывать минимальный уровень стресса, в то время как для политика, выступающего перед избирателями, наоборот, желательна определенная доза волнения и азарта, которая поможет ему «зажечь» публику. Для программиста, который разрабатывает новую компьютерную программу, желатель­но быть спокойным, а для спортсмена-олимпийца, собирающегося

74 Глава 3. Динамика стрессовых состояний

3.1. Обшие закономерности развития стресса 75

штурмовать мировой рекорд, необходим максимальный стресс, в про­тивном случае он не сможет полностью «выложиться» для победы. Поэтому далеко не всегда существует необходимость минимизиро­вать уровень стресса, в некоторых ситуациях, наоборот, необходимо усилить его интенсивность для мобилизации всех сил организма для достижения поставленной цели. Ганс Селье писал:

«Разным людям требуются для счастья различные степени стресса. Сред­ний гражданин страдал бы от тоски бесцельного существования точно так же, как и от неизбежного утомления, вызванного настойчивым стремлени­ем к совершенству. Иными словами, большинству людей в равной мере не нравится и отсутствие стресса, и избыток его. Поэтому каждый должен тщательно изучить самого себя и найти нужный уровень стресса. Кто не сумеет изучить себя, будет страдать от дистресса, вызванного отсутствием стоящего дела, либо от постоянной чрезмерной перегрузки» [4; с. 118].

С другой стороны, интенсивность стресса, обеспечивающая наи­более высокую эффективность деятельности, будет отличаться для лиц с разными исходными параметрами высшей нервной деятельно­сти (ВНД). Для человека со слабым типом ВНД (меланхолика) опти­мальный уровень стресса будет меньше, чем для индивидуума с силь­ным, уравновешенным, инертным типом ВНД (флегматика).

Продолжительность стресса.Наука установила, что наибольшую опасность вызывают не сильные и короткие стрессы, а именно дли­тельные, хотя и не столь сильные. Кратковременный сильный стресс активизирует человека, как бы «встряхивает» его, после чего все по­казатели организма возвращаются в норму, а слабый, но длительный стресс вызывает истощение защитных сил и в первую очередь его иммунной системы. С позиций психофизиологии, из двух характери­стик (длительности и силы) длительность стресса важнее, чем его си­ла. Чем дольше действует стрессор на человека, тем сильнее дистрес-сорное расстройство [18]. В настоящее время психологи также уже не сомневаются, что ежедневные мелкие конфликты и повседневные не­приятности (связанные с разгневанным начальником, непослушны­ми детьми, шумным соседом, длинной очередью к врачу или упрека­ми супруга) гораздо пагубнее отражаются на здоровье, чем сильный, но однократный стресс, вызванный куда более значимой причиной. Этот парадокс, как и многие другие «странности человеческой нату­ры», уходит корнями в далекое прошлое, когда природа подготовила наших предков к мощному, но кратковременному отражению опасно­стей, но не могла предугадать стрессов, связанных с неудачной карье­рой или ожиданиями в автомобильных пробках. Наша генетическая

программа «Борьба или Бегство» рассчитана на несколько минут, максимум — часов интенсивной деятельности, но даже при слабом стрессе антистрессорных гормонов не хватит на недели или месяцы переживаний.

По мнению основателя учения о стрессе Ганса Селье, каждый че­ловек имеет определенный запас адаптационной энергии, и если он ее израсходовал, неизбежно наступает третья фаза стресса — «фаза ис­тощения». Поэтому главный практический вывод из этой закономер­ности состоит в том, что нельзя доводить стрессы до хронической стадии, нужно стараться решать проблемы сразу по мере их поступ­ления, пусть даже с максимальным напряжением сил, после чего не­обходимо обеспечить полноценный отдых и восстановить защитные силы организма.

Индивидуальная чувствительность к стрессу.Каждый человек имеет свой порог чувствительности к стрессу — тот уровень напря­женности, при котором эффективность деятельности повышается (наступает эустресс), а также критический порог истощения, когда эффективность деятельности снижается (наступает дистресс). На рис. 20 эти моменты отмечены соответственно двумя пунктирными линиями, и их определение чрезвычайно важно для того, чтобы жить и работать, с одной стороны, эффективно, а с другой — не во вред свог ему здоровью.

Определить эти «границы перехода» можно по объективным или субъективным критериям. Объективные критерии развития фазы ди­стресса были разобраны в главе 2. Для этого используются биохими­ческие, физиологические или поведенческие показатели, поэтому достаточно трудно дать простое и исчерпывающее определение стрессоустойчивости, которое охватывало бы все аспекты жизнедея­тельности человека.

Например, согласно мнению отдельных авторов, под стрессоустой-чивостью понимается «индивидуальная способность организма сохра­нять нормальную работоспособность во время действия стрессора» [18]. С одной стороны, данное определение позволяет относительно определять момент наступления стресса по снижению эффективно­сти работы, но, с другой стороны, оно не учитывает «цену», которую платит организм за поддержание заданной работоспособности [19].

Существует мнение, что у каждого организма имеется два вида адаптационных резервов: поверхностные и глубокие [2]. При кратко­временном (остром) стрессе сначала происходит мобилизация «по­верхностных» резервов, а если их недостаточно, то начинается моби-

76 Глава 3. Динамика стрессовых состоянии

3.1. Общие закономерности развития стресса 77

лизация более обширных «глубоких» резервов адаптационной энер­гии. У некоторых особей темп включения «глубоких» резервов бывает недостаточным для нейтрализации действия стрессора, соответствен­но такие индивиды отличаются пониженной стрессоустойчивостью.

В заключение данного раздела следует отметить, что главная труд­ность в определении стрессоустойчивости человека возникает при оценке его реакций на психологические факторы. Если можно отно­сительно подобрать критерии устойчивости человека в отношении стрессоров физической или химической природы (высокая или низ­кая температура, физическая нагрузка, токсические вещества и т. д.), то сделать это в отношении психологических стрессоров гораздо труднее. Например, для одного человека потеря денег является зна­чительным стрессом, а для другого — нет. В то же время для первого из них творческая неудача покажется мелким эпизодом, в то время как для второго — личной трагедией. Это связано с чрезвычайно боль­шим разбросом ценностей, установок, потребностей, условных реф­лексов и жизненного опыта разных людей, поэтому «универсальное» определение стрессоустойчивости человека пока не представляется возможным.

В этом плане бывает проще использовать субъективные критерии наступления стресса. Так же как боль является субъективным ощу­щением, которое не зависит напрямую от силы внешнего воздейст­вия, так и уровень стресса весьма нелинейно связан с интенсивностью стрессора. Для субъективной оценки стрессоустойчивости человек должен прислушиваться к своим ощущениям, максимально доверяя своему организму и своей интуиции. Чтобы понять, где проходят гра­ни между полезным и вредным напряжением, между эустрессом и дистрессом, человеку приходится экспериментировать с эмоциональ­ными и физическими нагрузками, но только таким путем можно уста­новить пороги стрессочувствительности и стрессоустойчивости того или иного индивидуума.

Влияние характеристик стрессора на уровень стресса

Несмотря на расхожее мнение, стресс может быть не только вредным, но и полезным — характер его влияния на человека зависит от многих факторов, среди которых можно выделить три самых главных:

+ восприимчивость конкретного человека к данному стрессору.

Разберем эти три фактора подробнее.

Интенсивность стресса.Еще в начале XX в. американские психо­логи Р. Йеркс и Дж. Додсон установили, что характер работоспособ­ности человека определенным образом зависит от уровня его эмоцио­нальной активности. Оказалось, что максимальную продуктивность человек развивает при среднем уровне эмоционального возбуждения, в то время как и избыток эмоций, и их недостаток приводят к сниже­нию эффективности работы (рис. 20).

Рис. 20.Зависимость производительности труда от уровня стресса

Точно так же дело обстоит и со стрессом. Для каждой работы ну­жен определенный уровень стресса: для умственной работы он мень­ше, а для физической больше. Например, для бухгалтера, составля­ющего квартальный отчет, желательно испытывать минимальный уровень стресса, в то время как для политика, выступающего перед избирателями, наоборот, желательна определенная доза волнения и азарта, которая поможет ему «зажечь» публику. Для программиста, который разрабатывает новую компьютерную программу, желатель­но быть спокойным, а для спортсмена-олимпийца, собирающегося

74 Глава 3. Динамика стрессовых состояний

3.1. Обшие закономерности развития стресса 75

штурмовать мировой рекорд, необходим максимальный стресс, в про­тивном случае он не сможет полностью «выложиться» для победы. Поэтому далеко не всегда существует необходимость минимизиро­вать уровень стресса, в некоторых ситуациях, наоборот, необходимо усилить его интенсивность для мобилизации всех сил организма для достижения поставленной цели. Ганс Селье писал:

«Разным людям требуются для счастья различные степени стресса. Сред­ний гражданин страдал бы от тоски бесцельного существования точно так же, как и от неизбежного утомления, вызванного настойчивым стремлени­ем к совершенству. Иными словами, большинству людей в равной мере не нравится и отсутствие стресса, и избыток его. Поэтому каждый должен тщательно изучить самого себя и найти нужный уровень стресса. Кто не сумеет изучить себя, будет страдать от дистресса, вызванного отсутствием стоящего дела, либо от постоянной чрезмерной перегрузки» [4; с. 118].

С другой стороны, интенсивность стресса, обеспечивающая наи­более высокую эффективность деятельности, будет отличаться для лиц с разными исходными параметрами высшей нервной деятельно­сти (ВНД). Для человека со слабым типом ВНД (меланхолика) опти­мальный уровень стресса будет меньше, чем для индивидуума с силь­ным, уравновешенным, инертным типом ВНД (флегматика).

Продолжительность стресса.Наука установила, что наибольшую опасность вызывают не сильные и короткие стрессы, а именно дли­тельные, хотя и не столь сильные. Кратковременный сильный стресс активизирует человека, как бы «встряхивает» его, после чего все по­казатели организма возвращаются в норму, а слабый, но длительный стресс вызывает истощение защитных сил и в первую очередь его иммунной системы. С позиций психофизиологии, из двух характери­стик (длительности и силы) длительность стресса важнее, чем его си­ла. Чем дольше действует стрессор на человека, тем сильнее дистрес-сорное расстройство [18]. В настоящее время психологи также уже не сомневаются, что ежедневные мелкие конфликты и повседневные не­приятности (связанные с разгневанным начальником, непослушны­ми детьми, шумным соседом, длинной очередью к врачу или упрека­ми супруга) гораздо пагубнее отражаются на здоровье, чем сильный, но однократный стресс, вызванный куда более значимой причиной. Этот парадокс, как и многие другие «странности человеческой нату­ры», уходит корнями в далекое прошлое, когда природа подготовила наших предков к мощному, но кратковременному отражению опасно­стей, но не могла предугадать стрессов, связанных с неудачной карье­рой или ожиданиями в автомобильных пробках. Наша генетическая

программа «Борьба или Бегство» рассчитана на несколько минут, максимум — часов интенсивной деятельности, но даже при слабом стрессе антистрессорных гормонов не хватит на недели или месяцы переживаний.

По мнению основателя учения о стрессе Ганса Селье, каждый че­ловек имеет определенный запас адаптационной энергии, и если он ее израсходовал, неизбежно наступает третья фаза стресса — «фаза ис­тощения». Поэтому главный практический вывод из этой закономер­ности состоит в том, что нельзя доводить стрессы до хронической стадии, нужно стараться решать проблемы сразу по мере их поступ­ления, пусть даже с максимальным напряжением сил, после чего не­обходимо обеспечить полноценный отдых и восстановить защитные силы организма.

Индивидуальная чувствительность к стрессу.Каждый человек имеет свой порог чувствительности к стрессу — тот уровень напря­женности, при котором эффективность деятельности повышается (наступает эустресс), а также критический порог истощения, когда эффективность деятельности снижается (наступает дистресс). На рис. 20 эти моменты отмечены соответственно двумя пунктирными линиями, и их определение чрезвычайно важно для того, чтобы жить и работать, с одной стороны, эффективно, а с другой — не во вред свог ему здоровью.

Определить эти «границы перехода» можно по объективным или субъективным критериям. Объективные критерии развития фазы ди­стресса были разобраны в главе 2. Для этого используются биохими­ческие, физиологические или поведенческие показатели, поэтому достаточно трудно дать простое и исчерпывающее определение стрессоустойчивости, которое охватывало бы все аспекты жизнедея­тельности человека.

Например, согласно мнению отдельных авторов, под стрессоустой-чивостью понимается «индивидуальная способность организма сохра­нять нормальную работоспособность во время действия стрессора» [18]. С одной стороны, данное определение позволяет относительно определять момент наступления стресса по снижению эффективно­сти работы, но, с другой стороны, оно не учитывает «цену», которую платит организм за поддержание заданной работоспособности [19].

Существует мнение, что у каждого организма имеется два вида адаптационных резервов: поверхностные и глубокие [2]. При кратко­временном (остром) стрессе сначала происходит мобилизация «по­верхностных» резервов, а если их недостаточно, то начинается моби-

76 Глава 3. Динамика стрессовых состоянии

3.1. Общие закономерности развития стресса 77

лизация более обширных «глубоких» резервов адаптационной энер­гии. У некоторых особей темп включения «глубоких» резервов бывает недостаточным для нейтрализации действия стрессора, соответствен­но такие индивиды отличаются пониженной стрессоустойчивостью.

В заключение данного раздела следует отметить, что главная труд­ность в определении стрессоустойчивости человека возникает при оценке его реакций на психологические факторы. Если можно отно­сительно подобрать критерии устойчивости человека в отношении стрессоров физической или химической природы (высокая или низ­кая температура, физическая нагрузка, токсические вещества и т. д.), то сделать это в отношении психологических стрессоров гораздо труднее. Например, для одного человека потеря денег является зна­чительным стрессом, а для другого — нет. В то же время для первого из них творческая неудача покажется мелким эпизодом, в то время как для второго — личной трагедией. Это связано с чрезвычайно боль­шим разбросом ценностей, установок, потребностей, условных реф­лексов и жизненного опыта разных людей, поэтому «универсальное» определение стрессоустойчивости человека пока не представляется возможным.

В этом плане бывает проще использовать субъективные критерии наступления стресса. Так же как боль является субъективным ощу­щением, которое не зависит напрямую от силы внешнего воздейст­вия, так и уровень стресса весьма нелинейно связан с интенсивностью стрессора. Для субъективной оценки стрессоустойчивости человек должен прислушиваться к своим ощущениям, максимально доверяя своему организму и своей интуиции. Чтобы понять, где проходят гра­ни между полезным и вредным напряжением, между эустрессом и дистрессом, человеку приходится экспериментировать с эмоциональ­ными и физическими нагрузками, но только таким путем можно уста­новить пороги стрессочувствительности и стрессоустойчивости того или иного индивидуума.

3.1.3. Развитие психологического стресса на примере развития экзаменационного стресса

Хотя под экзаменационным стрессом обычно понимают состояние человека, сдающего экзамен, на самом деле этот процесс занимает достаточно длительное время. В реальности экзаменационный стресс начинается с того момента, когда студент осознает, что в ближайшее время ему неизбежно придется сдавать тот или иной экзамен. Актуа-

лизирование этой мысли у разных студентов происходит в различные сроки до экзамена: от нескольких недель до нескольких дней, и с это­го момента начинает нарастать тревожное ожидание экзамена, кото­рое достигает максимума уже в учебной аудитории, где происходит сдача. Поэтому максимальные изменения в организме студентов и школьников происходят не во время экзамена, а до него. Это нашло свое подтверждение в экспериментальных исследованиях. Так, изуче­ние состояния вегетативной нервной системы по показателям элек­тропроводности кожи и пульса у школьников и студентов во время обычной учебной деятельности, при физической нагрузке и в усло­виях экзаменационного стресса показало, что изменения электро­проводности кожи были больше до экзаменов, чем во время их [10]. Согласно другим данным, показатели активации симпатической сис­темы постепенно нарастали до своего максимума, а если ожидание экзамена затягивалось, то возбуждение симпатической системы неиз­бежно понижалось, уступая место активации парасимпатической си­стемы, что сопровождалось падением частоты сердечных сокращений и артериального давления [5].

Хотя после сдачи первого экзамена эмоциональное напряжение значительно ослабевает, оно, как правило, не опускается до фоновых значений, ибо студент осознает, что впереди ему еще предстоят дру­гие испытания. Если же студент получает оценку ниже ожидаемой, то тревожное ожидание следующего экзамена может быть еще выше. Данные анализа функциональных изменений у студентов во время экзаменационной сессии (включающие ЭКГ 1, ЭЭГ 2, биохимические анализы и неврологические показатели) позволяют сделать вывод о том, что под влиянием хронического экзаменационного эмоцио­нального стресса у большинства студентов наблюдались значитель­ные изменения биохимических показателей, интенсивности крове­наполнения сосудов, реактивности биопотенциалов головного мозга и вегетативных показателей сердечного ритма.

Эти нарушения не нормализовались в течение 2-3 суток после эк­заменов [15].

Исходя из концепции Г. Селье, в стрессе, вызванном напряженной учебной деятельностью или сдачей экзаменов, также можно выделить три «классические» стадии его развития.

1 ЭКГ — электрокардиограмма (запись электрической активности сердца).

2 ЭЭГ — электроэнцефалограмма (запись электрической активности коры больших по­
лушарий головного мозга).

78 Глава 3. Динамика стрессовых состояний

3.2. Факторы, влияюшие на развитие стресса 79

Первая из них — стадия мобилизации или тревоги, выражающая­ся мобилизацией всех ресурсов организма, учащением частоты сер­дечных сокращений, общей перестройкой метаболизма.

Вторая — стадия сопротивления или адаптации, когда организму удается за счет предшествующей мобилизации успешно справляться с вредными воздействиями; если же организму в течение определен­ного времени не удается приспособиться к экстремальному фактору среды, а ресурсы его истощились, то наступает третья стадия — ис­тощения.

Некоторые психиатры отмечают, что третья фаза стресса — исто­щение при определенных условиях может сопровождаться повышен­ной тревожностью, а затем переходить в депрессию, причем наиболее часто это явление наблюдается у субъектов, которые и в нормальных условиях отличались выраженным пессимизмом [15]. При этом важ­но отметить, что интенсивность развивающейся адаптационной реак­ции у человека, как правило, зависит не столько от характеристик стрессора, сколько от личностной значимости действующего факто­ра. Поэтому один и тот же экзамен может у различных студентов приводить к разнообразным психофизиологическим и соматическим проявлениям. Данная сторона стрессорных реакций на социогенные факторы подчеркивает необходимость личностного подхода к данной проблеме.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

Как снизить уровень стресса или явка с повинной

Стресс – нормальное явление человеческой жизни. Он мобилизует людей на поведение в сложных ситуациях. Если исход дела не удовлетворяет человека, в душе остаются отрицательные эмоции. Они, накапливаясь, приводят либо к неврозу, либо к необъяснимой болезни, либо к неожиданной смерти. Тот, кто знает, как снизить уровень стресса, имеет хорошее здоровье и живет долго.

Диагноз: стадия истощения

Не все в жизни складывается, как нам хочется. Эмоциональная память о каждой такой неудаче остается в виде подавленных эмоций. Они держат организм в состоянии стресса даже тогда, когда никакой реальной опасности нет. Истощается нервная система – возникают психические отклонения; истощаются энергетические ресурсы – преследуют бесконечные головные, зубные боли, расстройства желудка, кишечника, повышается давление. Врачи разводят руками: причин для болезней нет!

Определение уровня стресса

Докопаться до причины поможет измерение или оценка уровня стресса. Если он выше нормы, надо брать себя в руки и вытаскивать из болота негативных переживаний. Существует немало методик, измеряющих допустимый уровень стресса, познакомимся с некоторыми из них.

Методика Холмса и Раз выделяет около 50 негативных ситуаций, переживание которых дает долговременный постоянный стресс. Каждая из них по степени тяжести имеет определённое количество баллов. Вот некоторые из этих ситуаций и сила их действия на психику (в баллах):

  • смерть самого близкого человека (супруга, ребенка, родителя) – 100;
  • развод, смерть родственника, серьезная болезнь, тюрьма – 73 – 53;
  • свадьба, потеря работы, выход на пенсию, болезнь родных – 50 – 40;
  • проблемы на работе и в интимной жизни, крупный кредит – 39 – 29;
  • проблемы детей, смена жилья, изменение бытовых привычек – 28 – 15.

Анализируя свою жизнь за последний год, человек отмечает сходные ситуации и суммирует их баллы.

  • Невысокий уровень стресса (Как дела? — Нормально!) – 150 баллов. Личность справляется с жизненными проблемами, сохраняя душевное здоровье.
  • Средний уровень (Как дела? – Так себе…) – 150 – 300 баллов. Возможности организма на грани истощения, на горизонте – болезнь или нервный срыв.
  • Высокий уровень (Как дела? – Хуже некуда) – 300 – 400 баллов. Необходимо серьезное антистрессовое лечение и восстановление уже разрушающегося здоровья.

Методика PSM Лемура –Тесье предлагает оценить состояние своей психики. Она содержит описание свыше 20 стрессовых переживаний, частоту которых надо оценить по 8-балльной системе (1 – никогда; 2 — совсем редко; 3 — довольно редко; 4 – редко; 5 — время от времени; 6 — часто; 7 — очень часто; 8 – ежедневно).

Kак определить уровень стресса

Предлагается проанализировать, как часто бывают такие состояния:

1 Взбудораженность 12345678
2 В горле комок, во рту пересохло 12345678
3 Перегруженность работой; нехватка времени 12345678
4 Еда второпях 12345678
5 Зацикленность на работе 12345678
6 Чувство одиночества 12345678
7 Боли: головные, зубные, в желудке, в позвоночнике 12345678
8 Тревожные мысли, чувства. 12345678
9 Лихорадочное состояние жары и холода 12345678
10 Забывчивость и невнимательность 12345678
11 Чувства раздражения, обиды, агрессия 12345678
12 Стиснутые зубы и сжатые кулаки 12345678
13 Безмятежность 12345678
14 Трудно дышать 12345678
15 Расстройства пищеварения: поносы, запоры 12345678
16 Суетливость, беспокойство, тревога 12345678
17 Пугливость 12345678
18 Трудно засыпать 12345678
19 Невозможно сконцентрировать внимание 12345678
20 Чувство тяжести на плечах 12345678
21 Бесцельное, беспокойное движение 12345678
22 Бесконтрольные жесты, слова, эмоции 12345678
23 Чувство не проходящей усталости 12345678
24 Напряженность 12345678
  • Сумма баллов 155 – сигнал болезни психики; надо лечиться.
  • До 100 балов — средний уровень –– надо что-то предпринимать;
  • Если вы набрали меньше 100 баллов – все в порядке, адаптация к жизни проходит успешно.

Методика «Стресс ФИЭ» А.Е. Ивановой состоит из 35 аналогичных вопросов, позволяющих определить физическое, интеллектуальное, эмоциональное состояние. По пятибалльной системе оценивается частота перечисляемых событий: 1 – никогда; 2 – редко; 3 – иногда; 4 – часто; 5 – постоянно.

Диагностика уровня тревожности и стресс

Все три методики рассчитаны на то, что человек сам диагностирует свое состояние. При показателях «средний» или «высокий» уровень надо искать выход из опасной ситуации, в которую загоняет нас стресс.

Беру вину на себя

А выход один: признать свою вину за неумение справляться с отрицательными эмоциями. Снижение уровня стресса надо начинать с работы над эмоциональным интеллектом. Мозг воспринимает информацию, уже обработанную нашими чувствами, т.е. мышление всегда эмоционально окрашено. Привычка к негативным эмоциям (обида, осуждение, презрение, раздражение) порождает негативное мышление и поведение. Эмоциональный интеллект состоит в умении:

  • Регулировать эмоции; блокировать негативные и заменять их нейтральными или положительными. Это осознанное волевое действие, которое сначала происходит с усилием, а со временем превращается в привычку. Если с детства оно не воспитано, придется себя перевоспитывать.
  • Понимать свои и чужие эмоции – это значит понимать причины своих чувств и предвидеть, что может испытывать такой же человек, как и ты, с определенной ситуации. Высокий эмоциональный интеллект – это всегда прорыв из узкого круга своего эгоизма к сопереживанию и сочувствию.

Итак, всего двумя умениями надо овладеть, чтобы повысить свой EQ — эмоциональный интеллект. Первое – контроль и управление эмоциями. Здесь необходимо выкроить полчаса спокойного времени, чтобы проанализировать, какие ситуации чаще всего приводят к неадекватному поведению. Пусть это будет сначала 1 -2 раздражающих фактора.

  • Выписав их на бумаге, надо постараться определить телесную и эмоциональную реакцию на конфликтные ситуации (при колких замечаниях жены, например, кровь приливает к голове, гнев распирает и чешутся руки ударить её);
  • Затем записываем, что мы думаем в это время: «Когда же она замолчит (опять про жену), сейчас хлопну дверью, уйду и напьюсь»;
  • Третий шаг — описание своих действий в этом конфликте: выкуриваю пачку сигарет, включаю на полную громкость телевизор и засыпаю под него, одинокий и никому не нужный.
  • Наконец, пишем, как бы нам хотелось разрешить этот конфликт: к примеру, вспомнив что-нибудь хорошее, сказать спокойно: «Ну зачем ты так? А помнишь, как мы друг друга берегли?»

Вот теперь, когда цель определена, и вы знаете, как вам хочется вести себя, надо стараться в этой ситуации поступать в соответствии с этой целью. Сначала это будет трудно и непривычно; с первым успехом прибавятся силы для дальнейшей работы над собой.

Стресс на уровне тела упражнения

Второй признак высокого EQ – привычка принимать людей такими, какие они есть, признавать их право на поступки, которые нам не нравятся, прощать и забывать обиды, приходить на помощь всем, кто о ней просит. Начинать надо с умения слушать и слышать.

Слушать – это значит не отвлекаться на собственные мысли и не перебивать своими замечаниями, пока собеседник чем-то делится с нами. Слышать – это стараться понять, какие чувства и мотивы стоят за словами, чтобы бестактно не задеть болезненные струны души другого человека.

Все эти качества не приходят сами собой, а приобретаются путем целенаправленных действий. И опять: с каждой победой над собой прибавляются силы и уходят болезненные реакции.

Управление эмоциями

Что такое антистрессовая формула

Хотим мы этого или не хотим, но наш организм реагирует на отрицательные эмоции и воспоминания так, как будто это реальные стрессовые ситуации. Выделяются гормоны, сжигаются жиры, увеличивается количество сахара, повышается давление – состояние постоянной боевой готовности. При правильном питании затраты организма на чрезвычайную ситуацию восполняются, и человек долгие годы способен противостоять стрессу без ущерба для здоровья. Антистрессовая формула – это витамины от стресса и продукты, снижающие возбуждение. Они позволяют удержаться на плаву в трудные времена.

Витамины. Их надо принимать часто (через 3 – 4 часа), чтобы обеспечить постоянное присутствие в организме, желательно с молоком, пополняя тем самым запасы белка. В самое тяжелое время необходимо употреблять:

  • Аскорбиновую кислоту – по 500мг за один прием. Она ускоряет выработку гормона стресса кортизона, который запускает защитные реакции в ситуации опасности. Ещё витамин С выводит из организма все продукты распада. Потребность в нем во время стресса возрастает в несколько десятков раз!
  • Витамины В2 и В6 – по 2 мг каждого за один раз. Они охраняют надпочечники, производящие кортизон, от истощения.
  • Пантотеновую кислоту – 100 мг за прием. Эта кислота участвует в работе надпочечников, гипофиза; её дефицит – настоящая катастрофа для организма при стрессе.
  • Витамины А, Д, Е – по инструкции к применению.

Антистрессорные продукты питания помогают восстановить силы в период истощения. К ним относятся:

  • свиная печень,
  • пшеничные отруби,
  • дрожжи,
  • почки,
  • листовая зелень.

Прибор уровень стресса

Итак, чтобы жить свободно и радостно, иметь низкий уровень стресса и быть здоровым, надо менять отношение к людям, себе и своему организму.

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять