Межличностное общение

Под понятием межличностного общения подразумевают взаимодействие одного индивида с другим, или даже группой индивидов, в ходе которого происходит определенный обмен информацией того или иного характера. Общение между личностями всегда характеризуется фактором неизбежности, а также склонностью к постоянству и достаточно закономерному регулярному развитию в условиях той или иной реальной группы людей.

Субъективные отношения между двумя конкретными личностями всегда. В той или иной степени, выступают отражением характера общения между участниками определенного коллектива или группы, что также служит основным предметом для изучения социальной психологией.

Главной целью в исследовании взаимодействия между двумя личностями. Или же взаимоотношений внутри группы, является более углубленное и полное изучение всего спектра различных социальных факторов, а также видов возможных отношений между субъектами, входящими в одну конкретную группу.

Следует понимать всю значимость контакта между двумя и более индивидуумами: ведь если не будет существовать какого-либо контакта с обменом информацией между людьми, совместная деятельность и достижение целей человеческой общности станет совершенно невозможной. Допустим, преподаватель в университете, задача которого состоит в том, чтобы подготовить следующее поколение к максимально эффективной профессиональной деятельности, не сможет выполнить эту задачу без предварительного налаживания контакта со своими учениками.

Межличностное общение и отношение

Процесс общения всегда рассматривается как многосторонний механизм формирования и развития контактов между разными индивидами, который является продуктом развивающейся потребности в совместной деятельности. Таким образом, можно рассматривать межличностное общение и отношение как единую систему взаимодействия между индивидами как социальными существами. Также можно выделить определенное место для процесса общения в данной структуре взаимодействия, его основные функции, а также специфику.

Если рассматривать контакт между двумя индивидуумами как общую систему, то можно выделить три основные поэтапные задачи, которые она выполняет. Первой из них является восприятие одной личности с точки зрения другой, что подразумевает общий первичный контакт. Вторая цель заключает в себе формирование какого-то общего понимания человека, налаживания возможности обмена информацией с ним.

И окончательная, третья задача, это уже непосредственное формирование вероятного взаимоотношения между индивидуумами и также осознание и понимание определенного психологического влияния, посредством анализа переживаемого спектра чувств в ходе общения с данной личностью. В данном случае недостаточно восприятия другого индивидуума в рамках «понятия человека как человека», то есть подразумевает вовлечение в процесс и других, психологических, а также социальных познавательных механизмов, позволяющих раскрыть для себя оценку «человека как личность».

Что касается фактора эффективности адекватного восприятия субъектом других людей, то она напрямую связана с большинством социально-психологических черт данного индивидуума, которые позволяют ему быть достаточно внимательным во время контакта и процесса общения между личностями для того, чтобы замечать все необходимые мелкие детали поведения окружающих, которые несут всю нужную информацию о них.

Также к особенностям межличностного контакта стоит отнести его прямую зависимость от возможности участников общения воспринимать речь. Это, в свою очередь, зависит от возраста, пола, национальности и культурного влияния всех индивидуумов, их темпераментов, особенностей характера, изначальных приоритетных установок и специфики воспитания, профессиональной деятельности. Нужно обратить внимание, что с течением времени и возрастом. Каждый человек своеобразно «оседает», дифференцируя свои эмоциональные состояния и переживания, а также принимая строго определенный для себя, во многом отвечающий национальным особенностям, образ жизни.

Известным фактом является первичность фокусировки восприятия одного человека другим на его внешних физических данных. К ним принято причислять не только внешность как таковую, но также и функциональность, различные физические показатели, данные паралингвистики индивидуума, его манеры общения в вербальной и невербальной системе.

Физиологические данные

Также выделяют ряд физиологических данных, большую часть из которых человек склонен не замечать, но на подсознательном уровне они могут являться весьма информативными показателями: это кровообращение, частота дыхания, интенсивность выделения пота. Что касается сугубо функциональных особенностей, которые бросаются в глаза в первую очередь, к ним причисляют манеру походки человека, его позу, жестикуляцию и мимику во время ведения диалога.

Само собой разумеется, что различные эмоциональные всплески, отражающиеся также и в манере речи, проще всего дифференцировать, а вот скрытые и нежелательные душевные переживания, настрой, гораздо труднее выявить, если индивидуум самостоятельно не захочет поделиться данной информацией. В связи с этим, к социальному и психологическому образу мы также причисляем и собственно внешний вид, специфику одежды, обуви, аксессуаров, выбранных субъектом для создания стиля. Вместе с тем оценивается специфика его деятельности, привычки.

Помимо этого, выделяют ряд проксемических особенностей, к которым, в первую очередь, относят общее состояние между общающимися индивидами, атмосферу общения, их отношение друг к дружке и расположение. Стоит отметить, что при восприятии человека как самостоятельной и полноценной личности, анализ его социальных данных и характеристик является куда более информативным, нежели оценка внешних данных.

Однако, механизм оценки другого человека с точки зрения сознательного индивида, предстает перед нами как сложная многоступенчатая система, которая в конечном счете предоставляет искаженное восприятие образа. Эти самые процессы, которые приводят к ложному и искаженному пониманию другого человека препятствуют попыткам объективного анализа собеседника. Наиболее известными и в то же время значимыми являются процессы первичности. Они основываются на том, что первое впечатление от знакомства, которое всегда обладает элементом новизны и интереса, в дальнейшем всегда накладывает отпечаток на последующем восприятии этого человека и влияет на формирование его объективного образа.

В процессе познавания, уже в момент первичного восприятия другого индивида, человек всегда делает неосознанный выбор между различными системами внутреннего анализа своего собеседника. С точки зрения психологии, в качестве основной системы или механизма познания рассматривается функция соотношения, а также интерпретации.

В ее основу заложено сравнение опознаваемого в настоящий момент объекта с уже приобретенным личным опытом общения индивидом с похожим по тем или иным критериям типом людей. Таким образом, отношения между двумя личностями являются не только одним из элементов взаимодействия и формирования человеческой общности, но также рассматриваются в этом контексте как отправная точка.

Также важно подчеркнуть тот факт, что в динамике и последующем развитии отношений между двумя индивидами, которые обычно стремятся к укреплению, значительную роль играет эмпатия обеих сторон. В данном случае эмпатия, как способность к сопереживанию, выступает залогом успешного восприятия и понимания своего собеседника. Взаимоотношения между людьми склонны к постоянным и активным переменам, склонны к укреплению, ослаблению, и даже разрыву. Отмечено, что в условиях бурной городской жизни, в отличие от сельской атмосферы, взаимосвязи между личностями более частые, но также быстро проходят и разрушаются.

ОБЩЕНИЯ

ТЕМА I. Межличностное общение как предмет научного знания Глава 1. Теория межличностного общения Глава 2. Потребность в общении и методы ее изучения

ТЕМА II. Межличностная коммуникация Глава 3. Речь в межличностном общении Глава 4. Невербальная коммуникация Глава 5. Слушать и слышать

ТЕМА III. Межличностное взаимодействие

Глава 6. Структура межличностного взаимодействия

Глава 7. Ритуальное поведение в межличностном взаимодействии

Глава 8. Межличностное взаимодействие в деловом общении и игре

Глава 9. Феномен личного влияния

Глава 10. Стратегии и тактики влияния и манипулирования

ТЕМА IV. Межличностные отношения Глава 11. Межличностная аттракция Глава 12. Чувства и эмоции в общении Глава 13. Отношения в развитии

ТЕМА V. Неформальное общение и его особенности Глава 14. Общение, обращение, отношение Глава 15. Закономерности доверительного общения

ТЕМА VI. Восприятие и понимание в структуре межличностного общения Глава 16. Межличностное восприятие Глава 17. Межличностное понимание

ТЕМА VII. Трудности и дефекты общения

Глава 18. Трудности межличностного общения Глава 19. Дефицитное общение Глава 20. Дефектное общение Глава 21. Деструктивное общение

ТЕМА VIII. Эффективное общение

Глава 22. Факторы успешного общения

Глава 23. Общение в сфере средств массовой коммуникации

Глава 24. Новые направления в исследовании межличностного общения

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ ЭССЕ ЛИТЕРАТУРА

ТЕМА I. Межличностное общение как предмет научного знания Глава 1. Теория межличностного общения

Основные понятия

Межличностное общение Модели коммуникации

1.1Предмет теории межличностного общения

Взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано как межличностное, если оно удовлетворяет следующим критериям:

• в нем участвует небольшое число людей (чаще всего — группа из 2-3 человек);

• это непосредственное взаимодействие: его участники находятся в пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга,

легко осуществляют обратную связь;

• это так называемое личностно-ориентированное общение; предполагается, что каждый из его участников признает незаменимость, уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки,

личностных характеристик.

Перечисленные критерии позволяют отличить межличностное общение как особый вид от межгруппового и массового общения, обозначить границу, отделяющую личностно-ориентированное общение от социально-ориентированного.

Чем менее стереотипным является восприятие людьми друг друга, чем глубже уровень взаимного самораскрытия партнеров, чем больше разнообразных и уникальных событий наполняют историю их отношений, тем корректнее будет назвать данное общение межличностным.

Межличностное общение

осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия взаимодействие между несколькими людьми, в результате которого возникают психологический контакт и определенные отношения между участниками общения.

Основной структурной единицей анализа межличностного общения является не отдельный человек, а взаимосвязь, взаимодействие вступивших в общение людей. Это означает, что каждый из участников общения существенным образом влияет на поведение другого, между их высказываниями и поступками возникают причинные зависимости. Обмениваясь сообщениями, собеседники приспосабливают их к конкретной ситуации общения; содержание полученной информации в значительной мере перерабатывается, реструктурируется в зависимости от неизбежно возникающей оценки самих себя, друг друга, окружающей обстановки.

Таким образом, интерес для исследователей межличностного общения представляет именно межличностное поведение (или «трансакция», если использовать термин американского психолога Э. Берна), обладающее новыми качествами, в сравнении с индивидуальными действиями каждого участника вне ситуации взаимодействия. Соответственно, к числу основных проблем, требующих изучения, можно отнести анализ условий, при которых «встреча между людьми» оказывается возможной и необходимой; а также содержательное описание процессов, происходящих в ходе межличностного взаимодействия, и способов, позволяющих людям достичь определенного уровня взаимности или препятствующих этому.

Определить предметную область межличностного общения помогает семантика слова «общение». Как показывают исследования (Бессонова, Доценко, 1999), в обыденном сознании с этим словом связываются три группы значений:

1) объединение, создание общности, целостности («хорошая компания, друзья»);

2) передача сообщений, обмен информацией («разговаривать, беседовать»);

3) встречное движение, взаимопроникновение, нередко носящее тайный или интимный характер («глубоко понимать друг друга»).

Фиксация выделенных значений посредством особых терминов (например, «межличностный контакт», «межличностная коммуникация», «межличностное взаимодействие», «межличностные отношения») задает систему базовых понятий теории межличностного общения.

Так, понятие «межличностный контакт» (от лат. contactus — касание) становится одним из инструментов исследования проблемы возникновения условий общения, поскольку обозначает то, что люди находятся в пределах доступности для восприятия друг друга, при этом направлены (физически и психологически) друг на друга. Тем самым они не только признают сам факт существования друг друга, но и вступают во взаимодействие, создавая условия для передачи информации по каналам связи. В соответствии с видом контакта (деловой, душевный) складываются отношения между людьми.

Понятие «межличностная коммуникация» направлено на анализ способов обмена сообщениями между партнерами, их приема и переработки.

Понятие «межличностное взаимодействие» подчеркивает активность общающихся, позволяя более пристально исследовать формы и виды индивидуальных действий, приводящих к взаимным изменениям поведения, деятельности, отношений и установок.

Понятие «межличностные отношения» акцентирует внимание на эмоционально-чувственном аспекте взаимодействия между людьми и вводит фактор времени в анализ общения, поскольку только при условии постоянной межличностной связи путем непрерывного обмена личностно значимой информацией возникают интимная зависимость вступивших в контакт людей друг от друга и взаимная ответственность за сохранение сложившихся отношений.

Легко заметить, что за каждым из выделенных понятий обнаруживается относительно самостоятельное проблемное поле, отражающее разнообразие целей и задач, которые стоят перед людьми в процессе общения. Для упорядочения этого разнообразия полезными оказываются различные виды классификаций. Виды, уровни, функции межличностного общения

Одна из возможных классификаций видов общения основана на зависимости межличностного общения от различных мотивов и целей его участников. Если целью общения выступают психологический контакт, психологические взаимоотношения собеседников, то говорят о мотивах общения, лежащих в пределах самого общения, или о модальном общении: люди получают удовольствие от самого процесса общения или занимаются «выяснением отношений». Если же цели общения иные — передача информации, побуждение партнера по общению к какому-либо действию, желание изменить его взгляды, стремление оказать эмоциональную поддержку — в этих случаях говорят о мотивах общения, лежащих за его пределами. Это характерно для так называемого дикталъного общения, то есть общения, связанного с тем или иным предметным взаимодействием (Леонтьев, 1997).

Характер цели и, как следствие, возникающая между партнерами психологическая дистанция позволяют выделить различные уровни общения:

ритуальный, или социально-ролевой уровень; целью общения на этом уровне является выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды. Общение при этом носит, как правило, анонимный характер, независимо от того, происходит оно между незнакомыми, знакомыми или близкими

людьми;

деловой, или манипулятивный, уровень; целью такого общения является организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности

сотрудничества. Партнеры при этом оцениваются не как уникальные, неповторимые

личности, а с точки зрения того, насколько хорошо они могут выполнить поставленные перед ними задачи, то есть оцениваются их функциональные качества. Соответственно, общение является психологически отстраненным — доминирует Я-Вы контакт;

интимно-личностный уровень; цель — удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, сопереживании. Для общения на этом уровне характерны психологическая близость, эмпатия, доверительность — доминирует Я-Ты контакт (Головаха, Панина, 1989; Петровская, 1989).

В соответствии с целями можно выделить функции межличностного общения. Приведем одну из наиболее полных классификаций функций общения, выделяемых по критерию цели:

1) контактная функция — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде

постоянной взаимоориентированности;

2) информационная функция — обмен сообщениями, мнениями, замыслами,
решениями;

3) побудительная функция — стимуляция активности партнера для направления его
на выполнение определенных действий;

4) координационная функция — взаимное ориентирование и согласование действий
при организации совместной деятельности;

5) функция понимания — адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и
взаимное понимание — намерений, установок, переживаний, состояний;

6) эмотивная функция — возбуждение в партнере нужных эмоциональных
переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;

7) функция установления отношений — осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в

котором действует индивид;

8) функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, личностно-
смысловых образований партнера.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Межличностное общение – психология межличностных отношений

Человек рождается и живет среди других людей, поэтому общение с ними становится обязательным. Межличностное общение – это один из способов контакта человека с другими людьми. Причем данному способу взаимодействия нужно учиться, чем и занимаются родители с самого рождения ребенка. Общение происходит в непосредственных межличностных отношениях, психология чего до сих пор изучается.

Межличностным общением называется просто словесный контакт двух людей. Носит он различный характер, что зависит от отношений, в которых собеседники находятся, и от ситуации, в которой общение возникает. Однако именно на уровне общения читатели сайта психологической помощи psymedcare.ru развивают свои проблемы, из-за которых потом обращаются к специалистам за помощью.

Следует понять, что основной и главный вид взаимодействия между людьми является общение. С кем бы вы ни столкнулись, а вы с ним в первую очередь пытаетесь поговорить. Именно от того, насколько хорошо вы подберете слова и выразите свои мысли, зависит дальнейшее качество вашего взаимодействия и развития отношений.

Не отдавайте инициативу в чужие руки за исход принятия решения. Если речь идет о том, что вы будете совершать какие-то поступки, от вас будет что-то зависеть, вы желаете достичь некой цели, тогда и инициатива в переговорах должна оставаться за вами. Вы имеете право отказать, если вас не услышали. Вы вправе согласиться, если оппонент учитывает ваши интересы. Вы имеете право менять свои желания, если видите, что не можете договориться с другими людьми. В любом случае от вашей инициативности и активного участия зависит получаемый результат. Если вы передадите инициативу за принятие решения, тогда вас просто сделают рабом для удовлетворения чужих желаний.

Инициатива во время общения должна быть у вас. Конечно, ваш собеседник тоже проявляет инициативу в поддержании разговора, высказывании своего мнения и стремлении достичь собственных целей. Это нормально. Важно другое – то, чтобы у каждого из собеседников оставалась его инициатива и никто ее не подавлял.

Довольно часто манипуляторы получают желаемое посредством того, что подавляют волю своих собеседников. Один из способов этого достичь – отнять инициативу у другого человека. Собеседник должен перестать думать о себе, своих желаниях. Он должен полностью подчиниться воле партнера. Это можно сделать разными способами, например, высмеивать любые сказанные слова или оскорблять оппонента. В любом случае, как только человек перестает бороться за свои желания и пытаться договориться (иначе не собирается сотрудничать с людьми), в тот момент им начинают манипулировать.

Инициатива во время общения должна быть у вас. Вы имеете право отстаивать свои интересы и желания. Вы имеете право договариваться с другими людьми, а не слушаться их указаний. Вы имеете право им отказать, если они не желают выполнять условий, которые вы им выдвигаете. В любом случае вы вправе защищать собственные границы. Это можно сделать путем сохранения собственной инициативы во время общения с людьми.

Что такое межличностное общение?

Межличностным общением называется неизбежный и обязательный вид контакта одного индивида с другим индивидом. Причем подобный контакт осуществляется абсолютно у всех людей. Данный вид контакта выработан людьми в процессе эволюции и прогрессирования своей жизни. Навряд ли можно было бы многого добиться обычным мычанием или угуканьем. Поэтому человечество придумало речь со своими законами и правилами, которая позволяет в полном объеме выразить свои мысли.

Межличностное общение является обязательным в жизни каждого человека. Однако каждый человек должен не только научиться говорить и понимать значение слов, которые он использует, но и выражать свои мысли, подбирать такие слова, которые будут понятны окружающим. Здесь участие принимают эмоции, которые влияют на интонацию и ударение на определенном слове в предложении.

Речь настолько многообразна, что она заменила некоторые виды деятельности. Теперь человеку остается только овладеть искусством речи, чтобы достичь успеха, обрести друзей и даже влюбить в себя.

Кстати, немаловажную роль общение занимается в деловой сфере, где человек желает преуспеть. Как правильно вести переговоры, чтобы достигать максимального успеха? Как общаться с другими людьми, чтобы они на вас реагировали соответствующим образом? Как переубеждать собеседников и умело с ними договариваться? Абсолютно в любой сфере жизни человек сталкивается с необходимостью общаться с другими людьми. Не только на работе или в бизнесе людям приходится коммуницировать друг с другом, но и в семье, на улице, в транспорте и т. д. Везде, где могут встретиться два человека, возникает коммуникация. Поэтому умение человека общаться с другими людьми значительно влияет на его жизнь, настроение, самооценку и пр.

Почему у многих людей не получается достигать поставленных целей на переговорах, не удается переубедить собеседника и получить от него желаемое? Даже опытный переговорщик не всегда достигает именно той цели, которую он себе поставил. Не забываем про многозначительный факт того, что в общении участвуют как минимум два человека. А это значит, что на 50% итог общения двух людей будет зависеть не от вас, а от вашего собеседника. Вы не всегда сможете предугадать его реакцию на ваши слова, его ответные реплики, не сможете контролировать его эмоции и желания. Поэтому общение тем и сложно, что люди не могут контролировать друг друга. Но они могут контролировать себя.

Вторые 50% того результата, который вы получите по итогам общения с другим человеком, зависит именно от вас. А это значит, что нужно хотя бы понимать самого себя, контролировать свои реакции, эмоции, тщательно и быстро подбирать такие слова, которые помогут вам достичь положительного результата. Даже приходится говорить о том, что вы должны иметь четко поставленную цель перед собой – какой результат вы желаете получить по итогам общения с конкретным человеком? Ведь люди очень редко понимают, чего они хотят получить от других.

Если немаловажным является то, что вы делаете и говорите, какие аргументы приводите и как реагируете на реплики своего оппонента, то значительную роль играют ваши убеждения. С какими убеждениями вы подходите к людям, от которых желаете что-то получить? К примеру, вы хотите познакомиться с девушкой. Вы верите в себя, что достойны той девушки, с которой хотите познакомиться? Вы поддерживаете себя в мысли о том, что вы – ее принц, которого она так долго ждала? Дело в том, что ваши попытки познакомиться с девушкой могут дать негативный результат, если вы постоянно прокручиваете подобного рода мысли: «Я – неудачник… Мне девушки могут отказать… Не каждая на меня посмотрит…» и т. д.

Если вы сами в себе не уверены, если у вас есть убеждения, которые противоречат той цели, которую вы хотите достичь по итогам общения с другим человеком, то вам будет сложнее достичь желаемого. Вы должны быть уверены в том, что: «Девушка хочет со мной познакомиться… Я могу собой заинтересовать… Она ждет, когда я к ней подойду…» и т. д. Вы должны быть сами убеждены в том, что человек или люди, с которыми вы хотите пообщаться и получить от них некое согласие (положительный результат), уже хотят, готовы, намерены его дать. Ваши убеждения непосредственно влияют на ваше поведение, манеру общения, постановку голоса и подбор слов. А ведь именно это слышит и видит ваш собеседник, который реагирует соответствующим образом. И если вы уверены в том, что вы оба хотите достичь того результата, который вы перед собой поставили, то сможете в этом убедить и своего оппонента. А если вы не уверены в общности ваших желаний, то ваша неуверенность будет транслироваться на вашего собеседника, который сможет вам отказать, потому что вы дали ему такое право.

Межличностные отношения и общение

Общение приводит к непременному построению межличностных отношений. Если бы люди не общались, тогда невозможно было бы не то что построение отношений, но и создание целой цивилизации. Межличностное общение базируется на том общении, которое происходит между людьми.

  1. Сначала происходит восприятие человека. Здесь порой не нужны слова, достаточно лишь одного взгляда человека на другого индивида, чтобы понять, хочет ли он с ним общаться и на какую тему с ним можно поговорить.
  2. Затем возникает познание человека. Если общение все-таки начинается, тогда собеседники познают друг друга. Каждый использует свои знания и предыдущий опыт, чтобы понять, кто перед ним стоит. Нередко люди используют ассоциации, когда индивиды по каким-то внешним данным, поведению или манерам им чем-то напоминают других, кого они уже хорошо знают, поэтому их наделяют качествами, которыми обладали эти «знакомые».
  3. Построение отношений. Они зарождаются, если индивиды ведут продолжительную беседу и затем еще несколько раз встречаются, общаются, находя точки соприкосновения. Отношения длятся ровно столько, сколько люди общаются.

Общение зависит от многих факторов: возраста, пола, эмоционального настроения, окружающих обстоятельств, ситуации, в которой оно возникает, образованности, манер собеседников и пр. Отношения тоже имеют свою динамику развития, что зависит от силы эмпатии и интереса партнеров друг к другу.

Тема межличностных отношений является отдельной и очень многогранной, поскольку существует множество видов подобных связей, в каждом из которых есть свои проблемы и трудности.

Психология межличностного общения

Межличностное общение – это вид взаимодействия людей между собой с целью установления, познания и развития отношений. При этом во время общения люди пытаются повлиять на поведение, мысли, настроение, мнение и взгляды своих оппонентов. Также это является одной из составляющих деятельности, в которой люди принимают участия, с целью регуляции поступков друг друга.

В межличностном общении есть множество проблем, с которыми сталкивается человек. Одной из них является общение с врагом. Прекратите общение с врагом. Зачем вам контактировать с человеком, который вызывает у вас лишь раздражение? Вы тратите свои силы и время на то, чтобы что-то доказать своему врагу. Но нужно ли это? От того, что вы перестанете общаться, вы потеряете достигнутый успех?

Успешные люди занимаются своими делами и заботами и не уделяют внимания врагам. Если человек не желает уважительно относиться к другому, тогда лучше прекратить с ним какие-либо контакты. Вам с врагом не есть, не пить и не строить семью. Если свой успех вы достигли своим трудом, тогда от того, что вы перестанете общаться со своими врагами, вы ничего не потеряете.

Прекратите общение с врагом. Ничего полезного от разговоров с ним вы не получите. Зачем вам что-либо кому-то доказывать? Живите своей жизнью, занимайтесь своими делами и будьте счастливы. Не нужно общаться с врагом, вы лишь тратите свое время, которое могло быть потрачено на действия, ведущие к вашему успеху.

Занимайтесь своими заботами, общайтесь лишь с теми людьми, которые вам дороги и чем-то полезны. А враг вам никак не навредит, если вы не будете обращать на него внимания. Занимайтесь достижением успеха, и если вашему врагу что-то от вас понадобится, то он сам у вас это попросит. И тогда вы уже сами будете решать: помогать ему или нет?

Межличностное общение в молодежной среде

Подростковый возраст становится не просто переломным в жизни ребенка, но и периодом, когда он выходит во взрослый мир, где должен отработать все уже имеющиеся навыки. Межличностное общение в данном возрасте становится особенно тяжелым. И причинами появления различных проблем, которые возникают не только у взрослых при общении с подростками, но и в молодежной среде, являются:

  1. Неумение сострадать.
  2. Нежелание уважать окружающих.
  3. Недостаточная воспитанность.
  4. Желание нарушать культуру общения.

Поскольку подросток не способен пока усмирять свой пыл, взрослым нужно находить способы общения с ним:

  • Говорить спокойно, но четко.
  • Избегать категоричности суждений в адрес подростка.
  • Пытаться найти компромисс, уступать.

перейти наверх

Все люди общаются, и здесь нужно учиться искусству словесного контакта, чтобы не создавать конфликтов, которые в основном и разгораются из-за того, что люди не придерживаются культуры и манер.

Общение — основа межличностных отношений (стр. 1 из 4)

19. Общение — основа межличностных отношений. 19.1. Понятие общения. 19.2. Содержание общения.

19.3. Цель общения.

В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение — совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни личности в целом.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса (рис.1):

1. коммуникацию (обмен информацией),

2. интеракцию (обмен действиями)

3. социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Коммуникативная Интерактивная Перцептивная

сторона сторона сторона

Рис.1 Структура общения

Различают межличностное и массовое (межгрупповое) общение.

Массовое общение — это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнёров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.

При анализе межгруппового общения раскрывается его социальный смысл как средства передачи форм культуры и социального опыта не только между одновременно существующими группами, но и в ходе исторического процесса. В социальной психологии большое внимание уделяется межличностному общению, где обозначенные три его стороны выступают как раскрытие субъективного мира одного человека по отношению к другому.

Итак, коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией между двумя индивидами. Специфика этого процесса в том, что, в отличие от информационного процесса в кибернетике, здесь решающее значение имеет ориентация партнеров друг на друга, то есть на установки, ценности, мотивы, каждого из них как активного субъекта. Поэтому имеет место не простое «движение» информации, но ее уточнение и обогащение. Суть коммуникационного процесса не простое взаимное информирование, но совместное постижение предмета, поэтому в нем даны в единстве деятельность, общение и познание. Специфичными являются и возникающие коммуникативные барьеры, порождаемые либо социальными факторами (политические, социальные или религиозные различия между партнерами), либо индивидуальными психологическими особенностями общающихся, в частности, выявлены три типа позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса

открытая — коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения;

отстранённая — коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто;

закрытая — коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть её.

Важной характеристикой коммуникативного процесса является намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, необходимым условием чего выступает не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения. Это возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке». Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).

Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем.

Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы.

Вербальная — использует в качестве таковой человеческую речь.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка.Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание» «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и саморазвитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации.

Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим из высших животных, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком

Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.) Паралингвистическая система – это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон, тональность, фразовые и логические ударения, предпочитаемые конкретным человеком. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения: увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приёмами.

2) Оптико-кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика) В целом оптико-кинетическая система предстаёт как более или менее отчётливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований — кинесика, которая специально имеет дело с этими проблемами. Например, в исследованиях М. Аргайла изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах (в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, итальянцы — 80, французы — 120, мексиканцы — 180).

3) Проксимика это специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. Основатель проксемики Э. Холл назвал её «пространственной психологией». Холл зафиксировал нормы приближения к партнеру по общению, свойственные американской культуре

— интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.

— межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями.

— официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем, чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

— публичная (более 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

4) Визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими разработками в области зрительного восприятия — движения глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, «длительность» их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т. д. Как и все невербальные средства, контакт глазами имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, то есть сообщает о готовности поддержать коммуникацию или прекратить её, поощряет партнёра к продолжению диалога, наконец, способствует тому, чтобы обнаружить полнее своё «Я», или, напротив, скрыть его. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд

Существует множество приёмов повышения эффективности общения, преодоления коммуникативных барьеров. Барьеры общения – это уже чисто психологический феномен, возникающий в ходе общения коммуникатора и реципиента. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к самому коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию. Назовем некоторые из них.

1. Приём «имя собственное» основан на произнесении вслух имени-отчества партнера, с которым общается работник. Это показывает внимание к данной личности, способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями, тем самым формируется аттракция, расположение работника к клиенту или партнеру.

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять