Моногамия и полигамия

Монога́мия (от др.-греч. μόνος — единый + γάμος — брак[1]) — единобрачие, форма брака и семьи, в которой человек имеет только одного партнёра во время своей жизни или в любой момент времени (последовательная моногамия), по сравнению с многожёнством, многомужеством и полиаморией[1]. Термин также применяется к социальному поведению некоторых животных. Содержание 1 Терминология 2 Моногамия у людей 2.1 Социальная моногамия 3 Моногамия у животных 4 Примечания Терминология

Термин «моногамия» используют для описания различных отношений. Современные биологи, использующие теорию эволюции, рассматривают моногамию у человека как явление, присущее не только человеку, но и животным, и постулируют следующие четыре типа моногамии:

Брачная (или семейная) моногамия относится к брачным союзам, состоящие только из двух людей. Брачная моногамия может быть подразделена на: брак один раз в жизни, брак только с одним человеком одновременно (последовательная моногамия), в отличие от многожёнства[1]. Социальная моногамия относится к двум партнёрам, живущим вместе, имеющим половые контакты друг с другом (при возможной измене/открытом браке/промискуитете) и взаимодействующим в приобретении основных ресурсов: таких как жильё, еда и деньги (если речь о людях). Сексуальная моногамия относится к двум партнёрам, состоящим в эксклюзивных сексуальных отношениях друг с другом и не имеющих никаких других половых партнеров[2]. Генетическая моногамия относится к сексуальным моногамным отношениям с генетическими доказательствами отцовства[2].

Биологи, физические антропологи и поведенческие экологи (англ.) часто используют термин моногамия в сексуальном смысле, а не генетическом[3]. Культурные или социальные антропологи и другие представители общественных наук под «моногамией» подразумевают социальную или брачную моногамию[3][2].

Правовые аспекты моногамии у людей преподаются на факультетах права. Философские аспекты моногамии рассматривают, например, философская антропология и философия религии, а также богословские дисциплины.

Моногамия у людей Социальная моногамия

Согласно ареальной картотеке человеческих отношений из 1 231 изученного человеческого культурного сообщества со всего мира 186 были моногамны, 453 имели многожёнство в отдельные периоды времени, 588 имели достаточно частое многожёнство, и у 4 было многомужество[4].

Моногамия у животных

Официальный сайт о нестандартных отношениях.

Взаимное уважение и открытостью между участниками.

Полигамия и моногамия

Критерий типологии – количество брачных партнёров.

Моногамия– брак, заключённый между одним мужчиной и одной женщиной.

Полигамия– брак, включающий несколько партнёров. Подразделяется на 2 варианта: полигиния (многожёнство) и полиандрия (многомужество).

Моногамия преобладает в большинстве известных обществ. Она считается наиболее прогрессивной формой брака, имеющий значительный потенциал развития. Развитие брака проходило в направлении ограничения сексуальной свободы. Моногамия экономически обусловлена. При утверждении права собственности мужчины было введено определение происхождения и наследования по мужской линии. В этом случае только моногамия обеспечивала достоверность рождения наследников.

Существование полигамии связывается с преемственностью брачного поведения людей и высших приматов. Считается, что тенденция к полигамии свойственна скорее мужчинам в связи с особенностями их врождённого сексуального поведения. Общество терпимее относится к полигамии мужчин.

Полигамия нарушает естественную пропорцию мужчин и женщин. При преобладании в обществе представителей какого-либо пола полигамные браки становятся более вероятными.

Существуют скрытые формы полигамии: двоеженство, союз женатого мужчины с незамужней женщиной и наоборот. Полигамия связана с значительными психологическими проблемами: ощущение двойственности статуса, эмоциональное напряжение, ревность, соперничество. Последствия могут быть непредсказуемыми. Чаще встречается полигиния. Прочность полигамии зависит от ресурсов мужчины, а также от эмоциональной устойчивости и способности к компромиссам со стороны женщины. Также влияют народные традиции.

В настоящее время в связи с увеличением количества разводов и повторных браков говорят о серийной моногамии или последовательной полигамии, когда в каждый момент времени человек состоит в браке с одним партнёром, но на протяжении жизни у него отмечается несколько браков. Биография современного человека – серийная моногамия.

Виды семей по критерию власти

Часто выделяют традиционные семьи, детоцентристские и демократические (эгалитарные)

Традиционные семьиотличаются уважением к авторитету старших. Педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основное требование – подчинение. Дети из таких семей легко адаптируются в вертикально организованных общественных структурах, легко усваивают традиционные нормы. Но они не инициативны, негибки в общении, руководствуются представлением о должном. К традиционному типу семьи относятся традиционные патриархальные, традиционные матриархальные, неопатриархальные, неоматриархальные семьи. Отношения в них асимметричны. В зависимости от типа семьи во главе стоит отец или мать, остальные им подчиняются. Младшие беспрекословно подчиняются старшим.

В традиционно патриархальнойсемье муж является бесспорным главой и авторитетом. Его власть не ограничена, принимается беспрекословно или под давлением. Чётко выражена зависимость жены от мужа, детей от родителей. Авторитет других членов семьи зависит от их пола и возраста. Старшие более авторитетны, чем младшие, мужчины – более, чем женщины. Интересы семьи и рода главенствуют над индивидуальными. К браку относятся прагматически, воспринимают его как данный богом, долговечный союз. Такой брак отличается патрилокальностью и патрилинейностью.Патрилокальностьсостоит в том, что женщина живёт в доме мужа. Сыновья, как женатые, так и нет, живут в родительском доме, дочери покидают его, когда выходят замуж.Патрилинейность– исчисление родства по мужской линии. Материальные ценности передаются наследникам по мужской линии. При этом отец, решает, вознаградить сыновей, или нет. Отцы заинтересованы в рождении мальчиков. И в настоящее время молодые мужчины часто заинтересованы в рождении мальчиков больше, чем девочек, рассматривают их как продолжателей рода, фамилии. Это результат давления многовековых традиций.

В традиционно матриархальнойсемье главенство принадлежит женщине. Многие народы практиковали материнское родоисчисление. Достоверность матери устанавливается более объективно, чем отца. Благодаря способности женщины к установлению и регулированию межличностных отношений она нередко одерживает победу в борьбе за власть в семье. Женщины играют большую роль в поддержании родственных связей. Часто при формальном главенстве мужчины реальная власть в семье принадлежит женщине. В частности в русской семье женское, материнское начало выражено очень сильно. В советском обществе это явление ещё более усилилось. В.Дружинин говорил о том, что доминантную роль женщине навязали советская власть и коммунистическая идеология, лишив отца основных отцовских функций. Мужчина был лишён возможности обеспечивать семью и воспитывать детей. Его роль в их социализации была минимизирована. Тоталитарное государство взяло на себя отцовские функции. Мать, неся много мужских функций, теряет психологическую связь с ребёнком. Возникает проблема материнства.

В современных семьях также стоит проблема разделения власти. Глава семьи объединяет в себе лидера и менеджера. Чтобы предупредить разрушительные конфликты, необходимо, чтобы такое разделение устраивало обоих супругов и обеспечивало выполнение функций семьи. Традиционная модель семьи может быть приемлема, если устраивает обоих супругов.

В неопатриархальной семьестратегическим и деловым лидером является муж, а тактическим и эмоциональным – жена. Муж определяет долгосрочное направление жизни семьи, устанавливает приоритетные цели, выбирает способы и средства их достижения, организует деятельность семьи. Выполняет представительскую функцию. От него зависит положение семьи. Его внесемейная активность поощряется членами семьи. Он обладает высокими притязаниями, заботится о материальном благосостоянии и социальном статусе близких. Его мировоззрение, способ жизни служит ориентиром для членов семьи. Он задаёт стиль семейной жизни и обеспечивает его реализацию. Участвует в воспитании детей: способствует формированию навыков, собственного мнения, правильной ориентировки в окружающем мире, служит образцом волевых качеств, организаторских способностей. Является предметом гордости семьи. Жена находит в нём жизненную опору.

Можно говорить также о квазипатриархальном укладе, когда мать укрепляет власть отражённым авторитетом отца.

Неоматриархальная семья. Аналог неопатриархальной, но роль лидера выполняет жена.

В неопатриархальных и неоматриархальных семьях при общем главенстве матери или отца, приоритет в некоторых сферах жизни семьи может принадлежать его супругу. Общая черта рассмотренных вариантов семей – совместное лидерство мужа и жены при разделении сфер влияния. Конфликтность может возникнуть вследствие нечёткого распределения сфер влияния, притязаний кого-либо из супругов на другую роль, некачественного выполнения или невыполнения обязанностей.

В детоцентрическойсемье главная задача родителей – обеспечить благополучие и счастье ребёнка. Семья существует для ребёнка. Воздействие осуществляется снизу вверх. Возможен симбиоз родителя и ребёнка. У детей в таких семьях отмечается высокая самооценка, ощущение собственной значимости. Это приводит к возникновению социальных конфликтов за пределами семьи, возникновению социальной дезадаптации. Мир может оцениваться как враждебный. Возможно, распространение детоцентристских семей связано с нуклеаризацией семьи, снижением числа детей в семье, увеличением возраста родителей, увеличением продолжительности переходных (подросткового и юношеского возрастов), заменой практических связей в совместном труде эмоциональными.

Существуют противоречивые взгляды на такой брак. Некоторые учёные говорят о такой семье как о конфликтной: властные функции распределены, но их распределение является почвой для конфликта. Появление в России таких семей связано с ростом независимости семьи от тоталитарного государства, а также возрастанием экономической, социальной и политической роли как мужчины, так и женщины.

Особым типом современной семьи является бикарьерная семья. В ней равно значимыми признаются профессиональные интересы обоих супругов. Они сочетают ценности создания собственной семьи и построения карьеры. Такая семья обладает высоким уровнем интегрированности и единством ценностных ориентаций. Домашние обязанности распределяются равномерно, отношение к профессиональным интересам друг друга уважительное, проявляется взаимная терпимость, готовность оказать помощь и поддержку. Время используется рационально, досуг направлен на восстановление ресурсов. Дети причастны к семейным делам. В них воспитываются ответственность и самостоятельность. Они хорошо знакомы с профессиональной деятельностью родителей.

Бикарьерная семья возникла благодаря изменению социального положения женщины.

Для нашей страны считают предпочтительнее семью, в которой наряду с равенством прав, ответственность за содержание семьи и воспитание детей возьмёт отец при сохранении за матерью и детьми других семейных обязанностей. В настоящее время в России более молодые и лучше образованные мужчины настроены более эгалитарно и берут на себя больше домашних обязанностей, чем это было принято раньше.

Полиандрия – что это в психологии человека. Полиандрия, моногамия и полигамия в психологии семьи

На сегодняшний день в России официальной и социально одобряемой формой семейных отношений является одна – моногамия. Но существуют на Земле и другие вариант отношений между мужчинами и женщинами, имеющие свои психологические и биологические предпосылки и уходящие корнями далеко в историю.

История развития семьи

Первая форма семьи – родовая община. С целью выживания было необходимо взаимодействовать со всем племенем и общиной. Хозяйство и дети были общими. Сексуальные отношения возникали, их называли предсемейной формой. Почему предсемейной? Потому что несмотря на близкие отношения индивидуальной ответственности за другого человека никто не нес.

Постепенно роли мужчины и женщины разделялись, возникала ответственность друг за друга:

  • женщина отвечала за эмоциональное тепло, поддержание отношений в группе;
  • мужчина был добытчиком.

В настоящее время такой характер отношений тоже встречается, но не обязательно. Все зависит от общественных норм, распределения власти и ценности мужской и женской роли.

Что интересно: мужские занятия (виды деятельности) обществом всегда признаются как более важные. Если этим же будет заниматься женщина, то важность будет снижена.

Классическое перераспределение ролей хорошо объясняет теория Геодакяна. Согласно ей:

  • мужчина – воплощение изменчивости и обновлений;
  • женщина – воплощение наследственности (сохранение и устойчивость).

И даже в китайской философии инь – это женщина, которой свойственна пассивность и податливость, а янь – мужчина, которому присуща активность. Это две движущие силы эволюции. Они же объясняют вариации структуры отношений.

Но одни лишь природные предпосылки сами по себе мало влияют на функционирование семьи. Решающее значение отводится социальным факторам, которые либо утрируют историю ролей, либо изменяют классический сценарий. Одним из вариантов утрированного принятия роли «мужчина-добытчик и активность, женщина – уют и подчиненность» стала полигамия.

Полигамия – устойчивые отношения одного мужчины и нескольких женщин. Притом в современном понимании это не обязательно сексуальная связь. Речь идет о социальных, материальных и экономических отношениях. В этом контексте возникает вопрос: так ли чужда нашему обществу полигамия? Если рассуждать в этом ключе, то любые отношения мужчины и женщины, в которых активно участвует мать мужчины – вариант полигамии.

Официально полигамия в классическом смысле у нас не приветствуется. Но некоторые мужчины заводят любовниц, что тоже вариант проявления полигамии. Однако современные женщины ничем не уступают в этом плане.

Полиандрия

Полиандрия – отношения одной женщины с несколькими мужчинами. Еще не так давно наличие полиандрии признавалось только у некоторых народов Тибета, но уже сегодня, как подтвердили антропологи, такой тип брака встречается у 53 народов.

Корнями полиандрия уходит в матриархат, то есть формирование семьи вокруг силы женщины. Однозначной теории насчет того, проходило ли общество идею матриархата, нет. Одни сторонники утверждают, что это было (на том этапе, когда практиковалось собирательство и земледелие, а не охота). Другие утверждают, что такого не было вовсе.

Существует и другой взгляд на существование полиандрии – теория адаптации. Согласно ей полиандрия нужна в некоторых места для выживания и безопасности. А в адаптации все средства хороши.

  • Например, в местах со скудными ресурсами это замедлит рост популяции и детской смертности.
  • Решает это и проблему наследства, если братья из одной семьи женятся на одной женщине.

В самых отдаленных деревнях Индии «многомужество» практикуется до сих пор, что вызвано значительным преобладанием женского населения над мужским. Чаще полиандрия встречается в отдаленных уголках Земли (деревнях, племенах). Например, это норма жизни племени Бари. Более того, там верят, что ребенку могут быть отданы сразу несколько мужских семян. И практикуется не только «многомужество», но и «многоотцовство».

Для них – это норма, для нас – дикость, что лишний раз подтверждает влияние культуры и истории общества на психику человека.

Моногамный парный брак – самая молодая форма устройства семьи. Предпосылками формирования таких отношений стали:

  • необходимость постоянных сексуальных отношений и продления рода;
  • избыток пищи и материальных благ (стали передаваться в наследство);
  • из-за передачи накопленных благ острее встал вопрос отцовства, что укоренило необходимость стабильных отношений с одной женщиной;
  • усилились общественные требования к женщинам в вопросах целомудрия.

Еще одним мощным толчком стало выявление и учет особенностей взросления ребенка. Как мы знаем, он долгое время нуждается в постоянной заботе, материнской привязанности, физической и экономической безопасности. И если изначально роль кормильца отводилась исключительно мужчине, то сегодня многие женщины сами могут обеспечивать семью.

Если рассматривать хронологию исторического развития семейного воспитания, то отмечается следующая интересная закономерность:

  • изначально воспитание и социализация детей легли на плечи отца;
  • затем роль отца снизилась и воспитание детей легло на государство, но фактически этим занималась мать;
  • сегодня отмечается совершенно другая тенденция: родители стараются переложить воспитание на другие социальные институты или бабушек, дедушек, нянь.

Тем не менее, официально признанной является парная моногамия, хотя на практике семья претерпевает большие изменения.

Силы природы: моногамия или полигамия

Нашему обществу легче принять идею и природные предпосылки к полигамии мужчин, но на женщину за это же посмотрят косым взглядом. На самом же деле каждый человек от природы склонен к полигамии, что подтвердил психолог К. Риан. А мысль о моногамии женщин и полигамии мужчин – не что иное как общественный стереотип. Тем не менее, человек (будь то мужчина или женщина) способен придерживаться моногамии при условии, что это его сознательный выбор. Риан сравнивает моногамию с вегетарианством.

Интересный факт: в природе только птицы от природы моногамны (90 %), остальные животные – полигамны. Лишь некоторые в 3-5 % случаев отличаются верностью.

В чем же ключевая разница в биологических предпосылках полиандрии и полигамии?

  • Природное начало мужчин заставляет их оставить как можно большее потомство.
  • Женщины же направлены на поиск качества, а не количества (наилучший вариант генов).

Однако наше общество в силу цивилизованности вносит немало социальных изменений в природные порывы. Стоит лишь вспомнить об алиментах, как желание оставить как можно большее потомство пропадает. К этому добавляются устои и стереотипы общества, риск приобретения болезней, а не качественного или большого потомства, сложные эмоции и чувства, нормы морали. И в итоге мы наблюдаем очередную борьбу социального и биологического в нас.

Осознание гипотетической предрасположенности каждого человека к полигамии используется в семейной психотерапии для преодоления тревог, неврозов, ревности, фобий. Осознание влияния природных сил, некоторое их согласованное супругами высвобождение (например, отсутствие таких крайностей, как «не смотри на противоположный пол», «не разговаривай с противоположным полом») – залог крепких отношений на современном этапе развития института семьи.

Термин полигамия означает, что в один и тот же период времени мужчина или женщина имеют более чем одного партнера. По своей натуре человеческие особи не моногамны. Известно, что до распространения иудейско-христианской идеологии 93% человеческих сообществ исповедовали полигамию, главным образом, в целях выживания. Моногамия означает, что один мужчина постоянно связан только с одной женщиной, что является естественным состоянием для некоторых животных, таких как лисы, орлы и так далее.

У моногамных животных мужская и женская особи обычно имеют приблизительно один вес, и родительские обязанности они выполняют в

равных долях: 50: 50. У полигамных особей самцы обычно крупнее, имеют более яркую окраску, более агрессивные и почти не имеют родительских обязанностей, кроме добывания пищи.

Самцы полигамных животных сексуально созревают гораздо позже самок, что позволяет избежать конфликтов между старыми самцами и молодыми неопытными особями, у которых меньше шансов выжить в брачном бою. Мужчины по физическим требованиям соответствуют признакам полигамной особи, поэтому неудивительно, что попытка заставить мужчину подчиняться моногамии ведет к постоянным конфликтам.

Так как же современный брак сочетается со стилем жизни особи, которая по своей природе является биологически неразборчивым самцом? Половая «распущенность» запрограммирована в мозгу мужчины и является наследием его эволюции.

На всем протяжении человеческой истории войны были связаны с истреблением в первую очередь мужчин, и поэтому постоянное воспроизводство было жизненно важной необходимостью. Мужчин после битвы возвращалось гораздо меньше, что вело к появлению большого количества вдов.

Гарем представлял собой эффективное средство, позволяющее племени выжить. Рождение мальчика считалось большой удачей, поскольку мужчин для защиты общины всегда не хватало. Девочка несла с собой разочарование из-за постоянного избытка женщин в племени. Такая ситуация оставалась неизменной сотни тысяч лет. В качестве наследия тех времен современный мужчина до сих пор обладает большим гипоталамусом и получает огромные дозы тестостерона, которые обеспечивают исполнение его древнего инстинкта продолжения рода. Реальность такова, что мужчина, как и большинство приматов и других млекопитающих, биологически не склонен к моногамии.

В отличии от мужчин, большинство женщин больше стремятся к моногамии. Это также обусловлено женской биологической природой и историей. Самка существует для вынашивания и заботы о потомстве. Для того, чтобы выполнить эту роль, ей нужен самец. Так как сама она в период вынашивания оказывается практически беспомощной. И даже после произведения потомства на свет, ей приходится очень много времени уделять этому потомству. А детеныши высших животных растут медленно, и становятся самостоятельными только через год-пять лет от рождения. Значительную часть этого времени, заботу о добыче пропитания самки и детенышей, берет на себя самец. И самки в период брачных игр инстинктивно оценивает самца именно с точки зрения выполнения своей и его миссии. И вся эта наследственность досталась самке человека – женщине.

Для рождения детей, женщине в первую очередь нужна стабильность и «уверенность в завтрашнем дне». И даже, если выбор мужчины идет не для рождения детей, все равно, инстинктивно женщина тянется к длительности отношений. Стимуляция программой мозга сексуального возбуждения у женщины, предназначение которой защищать гнездо, зависит от совершенно иных критериев и связана не только с желанием заняться сексом. Большинство женщин стремятся завязать отношения или по меньшей мере надеются на возможность эмоциональной связи, прежде чем у них возникнет желание соединиться с мужчиной.

Большинство мужчин не понимают, что женщина, однажды осознавшая наличие эмоциональной связи, будет счастлива, отдаваясь ему в последующие три или шесть месяцев. Большинство мужчин, если они не связаны никакими ограничениями (прежде всего физиологическими), могут бесконечно заниматься бездумными сношениями, чтобы «гарантировать выживание племени».

Обследование, проведенное Американским институтом здоровья, показало: 82% мужчин утверждали, что им нравится идея участия в оргии с незнакомыми людьми, но только 2% девушек сочли такое предложение привлекательным. Однако, существует не очень большое в процентном отношении количество женщин, «распущенных» как мужчины. Это связано с гипертрофированно увеличенными размерами гипоталамуса, и получениями этими женщинами почти такого же огромного количества тестостерона, как и мужчины. Такие женщины, точно так же как и мужчины, просто не могут не заниматься сексом постоянно и с постоянно меняющимися партнерами.

Петух — похотливая особь и может совокупляться с курицами до 60 раз единовременно. Однако он не спаривается с одной и той же курицей более пяти раз в день. После пяти раз петух совершенно теряет к ней интерес и не может добиться эрекции, но, будучи допущен к новой курице, начинает топтать ее с таким же восторгом, как и предыдущую.

Это явление известно под названием «эффект петуха». Бык теряет интерес к корове после семи совокуплений, но пыл восстанавливается при знакомстве с другой коровой. Даже после десяти новых коров он все еще сохраняет завидный энтузиазм. Баран не вскарабкается на овцу более пяти раз, но с новой продолжает свое дело с неутихающей страстью.

Попытка замаскировать бывшую возлюбленную мешком, надетым на голову мешком, или парфюмерией результатов не дает: баран не может. Его не одурачишь. Таким способом природа обеспечивает столь широкое рассеивание семени, насколько это возможно, чтобы произошло максимальное количество зачатий, с которыми связано выживание вида.

Здоровый мужчина обладает приблизительно такими же способностями: он может какое-то количество времени (2-7 лет) заниматься сексом с одной женщиной, но после этого у него начинает получаться все хуже и хуже. Однако познакомьте его с новой женщиной и, как у петуха или быка, у него быстро начнет расти интерес (вместе с соответствующим органом). Мужское половое влечение столь сильная особенность, что, по оценке доктора Патрика Кариеса из Института восстановления потенции, Лос-Анджелес, до 68 процентов мужчин одержимы сексом, в то время как у женщин этот показатель равен 3%.

Культура и религия оказывают наибольшее воздействие на современного человека. Но так ли уж оно велико? Тысячелетний опыт конфликтов женской моногамии и мужской полигамии показывает, что по большому счету, ничего не меняется. Мужчины изменяли своим женщинам при фараонах, ничуть не меньше, чем сейчас. Женщины так же боролись за своего «единственного» мужчину, и также безуспешно. И это вполне объяснимо. Инстинктам человека, даже если не брать его животное прошлое, сотни тысяч лет. А культурной традиции три-четыре тысячи. Да и то весьма условно, ибо в разные времена, и в разных местах культурные традиции далеко не всегда предписывали моногамию. Соотношение этих цифр говорит само за себя.

Из всего написанного я думаю понятно, что для того, чтобы исполнилась заветная женская мечта о моногамии мужчин, должна пройти еще не одна сотня тысяч лет. Стоит ли ждать и воевать с ветряными мельницами? Или лучше принять особенности мужского и женского психотипов и договариваться о «правилах игры»?

Вечный спор: эволюционный биолог о моногамии и полигамии у мужчин и женщин

Nastya Nikolaeva

Важнейшая часть сексуального просвещения касается эволюции и репродуктивного поведения человека. Каковы биологические предпосылки мастурбации? На чем основан принцип действия противозачаточных таблеток? Можно ли сократить заболеваемость раком груди? Существуют ли сезонные всплески рождаемости? На множество подобных вопросов в своей книге «Как мы делаем это» отвечает биолог Роберт Мартин. T&P публикуют отрывок из ее русской версии, которая вышла в издательстве «Альпина Нон-фикшн» при поддержке фонда «Династия», о мифах о моногамных женщинах и полигамных мужчинах.

Роберт Мартин (Robert Martin)

специалист по эволюционной биологии, антрополог

Из социального устройства человекообразных обезьян, наших ближайших родственников среди животных, можно сделать два важных вывода. Во-первых, разным группам человекообразных обезьян свойственны принципиально разные системы спаривания: гиббонам — моногамия, орангутанам и гориллам — гаремы (хотя у орангутанов гарем разбросан, а у горилл живет сплоченной группой), а шимпанзе — промискуитет в рамках объединений многих самцов и самок. Во-вторых, социальные системы могут существенно различаться даже в пределах такой группы сравнительно близкородственных приматов, как человекообразные обезьяны. Разным приматам свойственны разные формы социального устройства, но их все можно разделить на три основные разновидности, проиллюстрированные выше на четырех примерах: моногамия, полигиния (гаремы) и промискуитет. В принципе возможна и четвертая разновидность — полиандрия, то есть объединение в группы, включающие одну взрослую самку, несколько взрослых самцов и молодняк. Но эта разновидность социального устройства встречается среди приматов исключительно редко.

Пытаясь определить, какая из выделенных для других приматов разновидностей социального устройства свойственна человеку, мы тут же сталкиваемся с затруднением. Современные человеческие общества нельзя в целом свести к одной из названных разновидностей. В них можно найти примеры едва ли не всех основных вариантов социальной организации: одни общества моногамны, другие полигамны, причем у людей встречается не только полигиния (многоженство), но в редких случаях даже полиандрия (многомужество). Однако ни в одном человеческом обществе, судя по всему, нет полного промискуитета, как у шимпанзе. Тем не менее для людей характерна исключительная гибкость социального устройства. Развитие этой гибкости (отражающей ослабление биологических ограничений) было, несомненно, одной из важных особенностей нашей эволюции.

И действительно, у большинства млекопитающих самцы напрямую не участвуют в заботе о потомстве. Сравнение с птицами заставляет предположить, что в тех редких случаях, когда у млекопитающих в ходе эволюции возникала моногамия, это было связано именно с заботой о потомстве. Этолог Девра Клейман продемонстрировала это для нескольких видов приматов и ряда других млекопитающих, особенно представителей семейства собачьих. Примечательно, что по сравнению с детенышами других приматов человеческие младенцы особенно беспомощны и потому нуждаются в активной родительской заботе. Как я расскажу в главе 5, эта беспомощность обусловлена одним важным нововведением в эволюции человека. Так или иначе, по сравнению с другими приматами у человека новорожденные намного больше нуждаются в социальной поддержке.

Казалось бы, можно ожидать, что система спаривания того или иного вида будет соответствовать характерной для него социальной системе. Например, может показаться очевидным, что у видов, живущих парами, все потомство каждой самки будет потомством одного отца. Иными словами, жизнь парами и строго моногамное спаривание можно принять за две стороны одной медали. Как это ни странно, для 9 из каждых 10 исследованных видов птиц, живущих парами, было показано, что самцы отнюдь не всегда заботятся о своем собственном потомстве: около половины птенцов появляются на свет в результате спариваний самок с «чужими» самцами. Спрашивается: почему такие спаривания не удавалось увидеть в бинокль толпам орнитологов — как любителей, так и профессионалов? Ответ состоит в том, что «незаконные» спаривания совершаются быстро и тайком. Обманутый самец может знать о них не больше, чем подсматривающий орнитолог. Таким образом, социальную организацию и систему спаривания нельзя считать просто двумя сторонами одной медали: они могут меняться и независимо друг от друга, по крайней мере в некоторой степени. Это относится и к млекопитающим, в том числе к приматам.

Полигамия и моногамия: какие отношения лучше

Вопрос о «здравости» чисто моральный.

Наше общество вообще не особо здорово и далеко от гармонии и ничего страшного в полигамии нет.

Я пробовал жить полигамными отношениями – это иметь отношения со многими женщинами одновременно и нашел это крайне времязатратным и «эготешущим» занятием.

Конечно, биологически мужчинам легче и проще быть полигамными, но я бы лично вообще не ставил такие рамки.

Объясню подробнее, что такое моногамия. Моногамия – это отношения с одной единственной женщиной. Их еще называют моногамными отношениями.

И то и другое слово устанавливает правила, но какие могут быть правила для любви?

В аспекте любви нет смысла ограничивать партнера быть только с одним человеком, так как в этом нет любви.

Значит, отношения изначально свободны и могут быть, да, полигамны.

Кто-то может долго жить в полигамных отношениях: чуть более трех лет свободных «отношений», с невероятной любовью, мудростью, взаимопомощью и при этом никакими ожиданиями касательно того, будем ли мы друг у друга завтра.

Глубокое понимание полигамии

Разберем глубокое понимание того, что такое полигамия.

Полигамия – это свободная и чистая любовь, где нет рамок, правил, концепций или ограничений.

Если говорить о постели, то следует также сказать, что полигамия является более гармоничной (но необязательной), когда дело касается отношений.

Почему так можно сказать?

Полигамия – это в первую очередь понимание важнейших внутренних психологических и духовных аспектов, а также немного больший уровень гармонии, позволяющий:

  • Не ревновать и не боятся потерять своего партнера.
  • Не быть собственником и понимать, что все, в этом мире приходящее и уходящее.
  • Быть больше «вмоменте» и не осуждать своего партнера ни за что и нигде.
  • А также есть еще некоторое количество других позитивных пунктов.

Есть лишь одна проблема, которая была у меня в то время – я считал, что полигамия обязывает иметь отношения со многими женщинами и заниматься с ними любовью.

Я постоянно пытался поддерживать с ними со всеми общение.

Это проблема больше связана с сильной неудовлетворенностью (которая есть у очень большого мужчин в наше время), а также в неумении управлять своей физиологической энергией (что также достаточно абстрактное выражение для большинства мужчин).

Когда мужчина управляет своими потребностями, а не наоборот, оказывается, что ему и не нужно-то много женщин, и он уже не стремится закрывать свои желания с каждой новой женщиной (конечно, очень редкие исключения есть).

В конце концов он может и вообще потерять интерес к занятию любовью, но это уже будет немного другая тема.

Мудрые слова

Подытоживая необходимо сказать – не стоит думать о полигамии и моногамии вообще. Это не стоящие внимания человека вещи.

Лучше жить своим сердцем и жить свободно – это не имеет никаких «лейблов».

Вы можете иметь двух или пять партнеров, а потом только одного – но это не потому, что вы полигамны, а потому, что ваше сердце ведет вас таким образом.

В любви и в постели, где есть любовь и страсть нет ничего плохого. Это общество делает плохую атмосферу из прекрасной, страстной и красивой близости на одну ночь.

Но нет человека, который не хотел бы провести такую ночь в своей жизни (исключения опять же имеют место быть).

Да и еще – так называемая полигамия – это настоящая духовная практика, которая очень позитивно складывается на человеке, если тот учится не привязываться к людям, не ревновать и быть свободным.

И да, можно быть «полигамным» и быть в отношениях с одним партнером.

Полигамия, как я уже сказал – это не количество партнеров, а понимание гармоничности и необходимости свободы для счастливых отношений.

Правда про красоту девушки – узнай почему внешность не главное, ошибки парней при знакомстве с моделями.

Отличия психологии девушки до 25 лет и после – понимаем лучше, чего они хотят.

Как быстрее забыть бывшую девушку – руководство по тому, как перестать думать о ней, если вы расстались или тебя бросили.

Вопрос полигамных и моногамных отношений закрывается, если ты настроился на то, что ты чувствуешь, на то, как тебе комфортнее жить, научился этому и следуешь этому.

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять