Негативизм

В психологии под негативизмом подразумевают лишенное рациональных предпосылок сопротивление человека любому внешнему воздействию, даже вопреки собственному благополучию.

В более общем смысле этим понятием обозначают в целом отрицательное восприятие окружающего мира, желание все делать наперекор просьбам и ожиданиям.

В педагогике термин «негативизм» применяют к детям, которым свойственна оппозиционная манера вести себя с людьми, которые должны являться для них авторитетом (учителя, родители).

Принято выделять две основные формы негативизма: активную и пассивную. Пассивный негативизм выражается в абсолютном игнорировании требований и просьб.

При активной форме человек проявляет агрессию и резко сопротивляется любым попыткам воздействия на него. Как один из подвидов активного негативизма можно выделить парадоксальный, когда человек делает все намеренно наоборот, даже если это расходится с его реальными желаниями.

Отдельно стоят чисто физиологические проявления этого состояния, когда человек отказывается от еды, практически не двигается, не говорит.

Сродные понятия

Негативизм входит в трио проявлений комплекса протестного поведения ребенка.

Вторая составляющая — упрямство, которое можно считать формой негативизма, с той лишь поправкой, что упрямство в каком-либо вопросе имеет свои определенные причины, в то время как негативизм являет собой не мотивированное ничем сопротивление. Объединяет эти явления то, что и одно и другое возникает на основе сугубо субъективных ощущений человека.

Одно из самых близких к негативизму (как психиатрическому термину) явление – мутизм. Это состояние, при котором человек избегает любого общения как с помощью речи, так и с помощью жестов. Но, в отличие от негативизма, мутизм в основном является следствием сильного потрясения.

Третья составляющая — строптивость, отличие от упрямства в том, что направлена она не на конкретного человека, а в общем на систему воспитания, развитие событий и так далее.

Комплекс причин и факторов

Как психиатрический диагноз негативизм чаще всего наблюдается при развитии кататонического синдрома (шизофрении, возбуждения и ступора), аутизма, деменции (в том числе старческой) и некоторых видах депрессии.

Когда негативизм подразумевается в более широком контексте, то среди причин его возникновения принято в первую очередь называть

фрустрацию, вызванную длительной и очень сильной неудовлетворенностью жизненными обстоятельствами и окружающей человека обстановкой. В свою очередь, эта фрустрация создает сильный психологический дискомфорт, для компенсации которого человек прибегает к негативистскому поведению.

Еще одной возможной причиной возникновения сопротивления могут являться сложности с общением у человека. В таком случае подобное состояние возникает как гиперкомпенсаторная реакция на собственные коммуникативные проблемы.

В форме яростного упрямства негативизм возникает как ответ на попытки внешнего воздействия, которые расходятся с личными нуждами и желаниями человека. Такая реакция обусловлена потребностью человека в собственном мнении, самовыражении, контроле над своей собственной жизнью.

Взаимосвязь с возрастом

Возрастные кризисы, которые характеризуют переход от одного жизненного периода к другому, часто сопровождаются изменениями в характере и мышлении, частыми переменами настроения.

В это время человек становится конфликтным и даже в определенной мере агрессивным, преобладает пессимистичный взгляд на окружающий мир. Негативизм почти всегда является симптомом такого кризиса, который как раз проявляется в стрессовых ситуаций, когда человек максимально уязвим и беззащитен.

Критические возрасты

В течение жизни человек переживает несколько возрастных кризисов, большая часть которых приходится на возраст до 20 лет:

  • кризис новорожденного;
  • кризис 1-го года жизни;
  • кризис 3 лет;
  • кризис 6-7 лет («школьный кризис»);
  • кризис подросткового возраста (примерно с 12 до 17 лет).

Во взрослой жизни человека поджидает всего два критических периода, связанных с переходом от одного возраста к другому:

  • кризис среднего возраста;
  • стресс, связанный с выходом на пенсию.

Патологическое сопротивление у детей 3-х лет

Естественно, первым двум периодам негативизм не характерен, но уже возрасте трех лет, когда дети начинают проявлять стремление к самостоятельности, родители сталкиваются с первыми проявлениями детского упрямства и категоричности.

Именно поэтому этот период часто называют «Я сам», так как это название лучше всего описывает состояние ребенка в три года. Ребенок хочет выполнять большинство действий самостоятельно, но при этом желания не совпадают с возможностями, что приводит к фрустрации, которая, как уже было указано выше, является одной из основных причин этого состояния.

При этом не стоит путать негативизм и простое непослушание ребенка. Когда малыш отказывается делать то, что он не хочет, это нормально. Негативизм же проявляется в тех ситуациях, когда ребенок отказывается выполнять какие-то действия именно в том случае, если ему это предложили взрослые люди.

Взгляд со стороны

Если говорить о психиатрическом термине, то в этом случае негативизм сам выступает симптомом к определенному числу заболеваний. При этом в зависимости от формы (активной или пассивной) он может проявляться как в демонстративном неподчинении, так и в пассивном сопротивлении любым просьбам врача, что и является в данном случае его важнейшим признаком.

Что касается негативизма с педагогической или общепсихологической точки зрения, то основными внешними проявлениями в данном случае будут речевые и поведенческие признаки:

  • трудности с общением, взаимодействием с другими, даже самыми близкими, людьми;
  • конфликтность;
  • отказ идти на компромиссы;
  • скептицизм и недоверие, граничащее с паранойей.

Как это ощущается изнутри

Ощущения самого человека достаточно сложно поддаются описанию, в первую очередь потому, что такие люди редко осознают свое состояние

как ненормальное.

Внутреннее состояние будет характеризоваться крайней степенью запутанности в собственных желаниях и нуждах, конфликтах с самим собой, иногда аутоагрессией.

Пассивная форма в таком случае может ощущаться как заторможенность сознания, крайняя степень равнодушия по отношению ко всем окружающим вещам и людям.

Что делать, если это коснулось ваших родных?

Если вам кажется, что у кого-то из ваших близких есть признаки негативизма в поведении, то, в первую очередь, стоит обратиться к психологу или психотерапевту для разрешения внутренних проблем, которые вызвали такое состояние, так как само по себе такое патологическое упрямство лишь следствие, поэтому для того, чтоб его преодолеть, необходимо работать с первопричиной.

Среди методов психотерапии дошкольникам и младшим школьникам больше всего подходит игротерапия, арт-терапия, сказкотерапия и т. д.

Для подростков-негативистов и взрослых лучше всего себя зарекомендовала когнитивно-поведенческая терапия. Также важно не забывать о собственном отношении к вашим близким. Психотерапия будет максимально успешной только в том случае, если вы будете работать над этой проблемой в команде.

Для того чтобы скорректировать негативистское поведение и по возможности избежать каких-либо конфликтов, необходимо проявить изобретательность. Особенно это касается детей.

Нужно исключить любое психологическое давление на ребенка, ни в коем случае не должно быть угроз или физических наказаний – это только усугубит ситуацию. Вам придется применять так называемую «мягкую силу» — договариваться, подстраиваться, идти на компромиссы.

Желательно вообще избегать ситуаций, в которых может возникнуть конфликт.

Ваша главная задача заключается в том, чтобы ребенок начал следовать позитивным моделям общения и взаимодействия с окружающими. Не забывайте хвалить его каждый раз, когда он делает что-то хорошее, идет на уступки, помогает вам, спокойно общается с другими людьми. В преодолении негативизма механизм положительного подкрепления играет важнейшую роль.

Не допустить — лучший, но порой сложный выход

Для того чтобы не допустить развития подобного состояния у детей и пожилых людей в первую очередь необходимо окружить их заботой и вниманием.

Важно следить за тем, чтобы социализация и интеграция детей в общество проходила как можно более успешно и безпроблемно, а у пожилых не утрачивались коммуникационные навыки.

Нельзя давить на людей (любого возраста) и навязывать им свою точку зрения на что-либо, заставлять выполнять то, чего они не желают.

Необходимо следить за тем, чтобы не возникало чувство фрустрации, особенно внимательно надо наблюдать за собственным состоянием. Фрустрация – первый шаг к негативизму.

Самое важное, что необходимо запомнить обо всем вышесказанном: негативизм не причина, а следствие. Избавиться от него можно только избавившись от проблемы, которая его вызвала.

Так же важно помнить и не путать термин, которым в психологии и педагогике обозначается нерациональное сопротивление любому воздействию с простым упрямством и свойственным всем детям непослушанием.

Поведение человека с негативизмом успешно поддается коррекции. При этом желательно обратиться к врачу-профессионалу.

Негативизм и агрессия детей дошкольного возраста

Негативизм

– немотивированное поведение субъекта, проявляюще­еся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов и социальных групп.

Негативизм можно рассматривать как форму протестного поведе­ния. Ребенок в этом случае не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили; это реакция ребенка не на содержание дейст­вия, а на само предложение, которое исходит от взрослых. Типичные прояв­ления детского негативизма – это беспричинные слезы, грубость, дерзость или замкнутость, отчужденность, обидчивость. «Пассивный» негативизм выражается в молчаливом отказе выполнять поручения, требования взрос­лых. При «активном» негативизме дети производят действия, противопо­ложные требуемым, стремятся во что бы то ни стало настоять на своем. В обоих случаях дети становятся неуправляемыми: ни угрозы, ни просьбы на них не действуют. Они стойко отказываются делать то, что еще недавно выполняли беспрекословно. Причина такого поведения нередко заключает­ся в том, что у ребенка накапливается эмоционально отрицательное отно­шение к требованиям взрослых, препятствующим удовлетворению детской потребности в самостоятельности. Таким образом, негативизм – это часто результат неправильного воспитания, следствие протеста ребенка против насилия, совершаемого над ним.

Ошибочно смешивать негативизм с проявлением настойчивости. Настойчивое стремление ребенка к достижению цели, в противоположность негативизму, явление положительное. Это важнейшая характеристика про­извольного поведения. При негативизме мотивом поведения ребенка явля­ется исключительно желание настоять на своем, а настойчивость опреде­ляется подлинной заинтересованностью в достижении цели.

Очевидно, что с появлением негативизма нарушается контакт меж­ду ребенком и взрослым, в результате чего воспитание становится невоз­можным. Из-за того, что взрослые постоянно препятствуют исполнению собственных решений и желаний ребенка, неизбежно происходит постепен­ное ослабление самих этих желаний, а следовательно, и ослабление стрем­ления к самостоятельности.

Негативизм в известной мере интегрирует и другие формы протеста, в том числе и упрямство.

Упрямство

– отмечал Л.С. Выготский – такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а по­тому, что он это потребовал. Мотивом упрямства является то, что ребе­нок связан своим первоначальным решением.

Причины упрямства разнообразны. Упрямство может возникнуть как следствие неразрешимого конфликта взрослых, например, родителей, их противостояния друг другу без уступок, компромиссов и каких-либо пе­ремен. В результате ребенок настолько пропитывается атмосферой упрямст­ва, что начинает вести себя аналогичным образом, не усматривая в этом

ничего плохого. Для большинства взрослых, жалующихся на упрямство детей, характерны индивидуалистическая направленность интересов, фик­сация на одной точке зрения; такие взрослые «заземлены», им не хватает воображения и гибкости. В этом случае упрямство детей существует толь­ко вместе с потребностью взрослых во что бы то ни стало добиться бес­прекословного послушания. Интересна и такая закономерность: чем выше интеллект взрослых, тем реже дети определяются как упрямые, поскольку такие взрослые, проявляя творчество, находят больше вариантов для ре­шения спорных вопросов.

Часто упрямство определяется как «дух противоречия». Такое уп -рямство, как правило, сопровождается чувством вины и переживаниями по поводу своего поведения, но, несмотря на это, оно возникает снова и снова, так как носит болезненный характер. Причина подобного упрямства – дли­тельно действующий эмоциональный конфликт, стресс, который не может быть разрешен ребенком самостоятельно.

Негативно, патологично бессознательное, слепое, бессмысленное упрямство. Упрямство позитивно, нормально, если ребенком движет осознан­ное желание выразить собственное мнение, разумный протест против ущем­ления его прав, жизненно важных потребностей. Подобное упрямство, или, другими словами, «борьба за личную независимость», в основном прису ще активным, энергичным от природы детям, обладающим повышенным чувст­вом собственного достоинства. Способность вести себя независимо от об­стоятельств и даже вопреки им, руководствуясь собственными целями, – важная личностная черта наряду с другой, противоположной ей, – стремле­нием подчиняться обстоятельствам, правилам, действовать по образцу.

С негативизмом и упрямством тесно связана и такая форма поведе­ния, как строптивость. Строптивость отличает от негативизма и упрямст­ва то, что она безлична, т. е. направлена не столько против конкретного руководящего взрослого, сколько против норм воспитания, против навязы­ваемого ребенку образа жизни.

Многим маленьким детям свойственна агрессивность. Переживания и разочарования ребенка, которые взрослым кажутся мелкими и незначи­тельными, оказываются весьма острыми и труднопереносимыми для ребен­ка именно в силу незрелости его нервной системы, поэтому наиболее удов­летворительным для ребенка решением может оказаться и физическая ре­акция, особенно при ограниченности способности ребенка к самовыражению.

Выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей. Во-первых, это боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем сильнее сто­ящий за ней страх. Во-вторых, это пережитая обида, или душевная травма, или само нападение. Очень часто страх порождается нарушенными социаль­ными отношениями ребенка и окружающих его взрослых.

Агрессивным

называют целенаправленное разрушительное по­ведение. Реализуя агрессивное поведение, ребенок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносит вред «объектам нападения» (одушевленным и неодушевленным), причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные пережива­ния, состояние психической напряженности, подавленность, страх).

Агрессивные действия ребенка могут выступать в качестве средства достижения значимой для него цели; как способ психологической разрядки, замещения блокированной, неудовлетворенной потребности; как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.

Агрессивное поведение может быть непосредственным, т. е. прямо направленным на раздражающий объект или смещенным, когда ребенок по каким-либо причинам не может направить агрессию на источник раздра­жения и ищет более безопасный объект для разрядки. (Например, ребенок направляет агрессивные действия не на обидевшего его старшего брата, а на кошку – брата не бьет, но мучает кошку.) Поскольку устремленная вовне агрессивность порицается, у ребенка может выработаться механизм направления агрессии на самого себя (так называемая аутоагрессия – само­унижение, самообвинение).

Физическая агрессия выражается в драках с другими детьми, в раз­рушении вещей и предметов. Ребенок рвет книги, разбрасывает и ломает игрушки, швыряет их в детей и взрослых, ломает нужные вещи, поджигает. Такое поведение, как правило, бывает спровоцировано каким-то драмати­ческим событием или потребностью во внимании взрослых, других детей.

Агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях. Некоторые дети склонны к вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ру­гаются), за которой часто скрывается неудовлетворенная потребность в том, чтобы почувствовать себя сильным, или желание отыграться за собст­венные обиды.

Об агрессивности ребенка свидетельствует частота агрессивных проявлений, а также интенсивность и неадекватность реакций по отноше­нию к раздражителям. Интенсивность и неадекватность агрессивных ре­акций во многом зависят от предыдущего опыта, от культурных норм и стандартов, от реактивности нервной системы, а также от восприятия и характера интерпретации различных раздражителей, способных вызвать агрессию. Дети, прибегающие к агрессивному поведению, как правило, им­пульсивны, раздражительны, вспыльчивы; характерными чертами их эмо­ционально-волевой сферы являются тревожность, эмоциональная неустой­чивость, слабая способность к самоконтролю, конфликтность, враждебность.

Очевидно, что агрессия как форма поведения находится в прямой зависимости от всего комплекса личностных качеств ребенка, детермини­рующих, направляющих и обеспечивающих реализацию агрессивного по­ведения.

Агрессивность затрудняет приспособляемость детей к условиям жизни в обществе, в коллективе; общение со сверстниками и взрослыми. Агрессивное поведение ребенка вызывает, как правило, соответствующую реакцию окружающих, а это, в свою очередь, ведет к усилению агрессив­ности, т. е. возникает ситуация порочного круга.

Ребенку с агрессивным поведением необходимо особое внимание, так как порой оказывается, что он даже не догадывается о том, какими добрыми и прекрасными могут быть человеческие отношения.

Как работать с детьми, проявляющими описанные выше фор­мы агрессивности? Если психолог приходит к выводу, что агрессия ре­бенка не носит болезненного характера и не наводит на мысль о более тяжелом психическом отклонении, то общая тактика работы состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в соци­ально приемлемых формах. Важны постоянство и последовательность в ре­ализации выбранного взрослыми типа поведения по отношению к ребенку.

Первым шагом на этом пути является попытка сдерживать агрес­сивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением. В от­ношении физической агрессии это сделать легче, чем в отношении вер­бальной. Можно остановить ребенка окриком, отвлечь его игрушкой или каким-то занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи).

Если акт агрессии предотвратить не удалось, надо обязательно пока­зать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо. Проявивший агрессивную выходку ребенок подвергается суровому осуждению, в то время как его «жертва» окружается повышенным вниманием и заботой взрослого. Такое положение может ясно показать ребенку, что сам он толь­ко проигрывает от таких поступков.

В случае разрушительной агрессии взрослый обязательно должен кратко, но однозначно выразить свое недовольство подобным поведением. Очень полезно каждый раз предлагать ребенку устранить учинен­ный им разгром. Чаще всего ребенок отвечает отказом, но рано или поздно он может откликнуться на слова: «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы все порушить, поэтому я уверена, что ты поможешь мне прибрать». Уборка как наказание за содеянное неэффективна; лейтмотивом доводов взрослого должна быть уверенность в том, что «большой» мальчик должен нести ответственность за свои дела. Если ребенок все же поможет убрать­ся, он обязательно должен услышать искреннее «спасибо».

Вербальную агрессию предотвратить тру дно, поэтому почти всегда приходится действовать после того, как акт агрессии уже свершился. Если обидные слова ребенка адресуются взрослому, то целесообразно вообще проигнорировать их, но при этом попытаться понять, какие чувства и пере­живания ребенка стоят за ними. Может быть, он хочет испытать приятное чувство превосходства над взрослым, a может быть, в гневе не знает более мягкого способа выражения своих чувств. Иногда взрослые могут превра­тить оскорбления ребенка в комическую перепалку, что позволит снять на­пряжение и сделать саму ситуацию ссоры смешной. Если же ребенок ос­корбляет других детей, то взрослые должны посоветовать им, чем ответить.

Работая с агрессивными детьми, всегда нужно иметь в виду, что любые проявления страха у окружающих перед агрессивным выпадом ре­бенка могут его только стимулировать. Конечная цель преодоления агрес­сивности ребенка состоит в том, чтобы дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения аудитории, гораздо более прият­ные с точки зрения ответной реакции окружающих. Таким детям очень важно пережить удовольствие от демонстрации нового навыка поведения перед благожелательной аудиторией.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

I

Негативизм (лат. negativus отрицательный)

немотивированное противодействие психически больного лицу, вступившему с ним в контакт, — см. Кататонический синдром.

II

Негативизм (negativismus; лат. negativus отрицательный)

в психиатрии — немотивированное противодействие больного лицу, вступившему с ним в контакт.

Негативизм активный (n. activus) — Н. в форме противодействия больного любым инструкциям и выполнения других действий вместо требуемых.

Негативизм парадоксальный (n. paradoxalis) — Н. в форме выполнения больным действий, противоположных предложенным (отнимает руку, когда врач в качестве приветствия протягивает свою, и т. и.).

Негативизм пассивный (n. passivus) — Н. в форме сопротивления любому пассивному изменению положения тела и конечностей, что сопровождается резким повышением мышечного тонуса.

Негативизм просоночный — Н., возникающий в момент засыпания или неполного пробуждения; иногда сопровождается агрессивными реакциями.

Негативизм речевой — Н. в форме отказа отвечать на вопрос или в виде ответов, не относящихся к заданным вопросам.

Негативизм — это психологически не мотивированное про­тиводействие, стремление все делать наоборот. Встречается у здоровых детей в периоды возрастных кризов и при патологии, а также может иметь стойкий характер и при различных не­рвно-психических заболеваниях и аномалиях развития (при эпилепсии, аутизме, детской шизофрении).

Это может быть немотивированный отказ, бездействие, из­бегание контакта, активное противодействие, протест. Такое нарушение может быть обусловлено различными причинами: неправильным воспитанием, невротическими и неврозопо-добными расстройствами, личностными особенностями, про­явление которых может обостряться в период возрастных кри­зисов.

Ребенок со стойким негативизмом должен быть проконсуль­тирован детским психоневрологом.

С чем связаны тяжелые формы негативизма?

Негативизм, характеризующийся стойкостью и постоян­ством проявлений, входит в структуру органического пораже­ния ЦНС при различных заболеваниях. Так, наиболее тяже­лые проявления негативизма наблюдаются при раннем детс­ком аутизме — РДА (Н. Н. Школьникова); РДА в сочетании с синдромом Дауна, нарушениях поведения по аутистическому типу в сочетании с алалией, а также при некоторых синдром-ных осложненных формах умственной отсталости: при синдро­мах Сотоса, Ландау-Клеффнера.

Каковы механизмы негативизма?

Предполагается, что патологический стереотип возникает и закрепляется по типу гиперкомпенсаторной реакции на соб­ственную коммуникативную несостоятельность. В его основе, вероятно, лежит нарушение глубинных механизмов коммуни-

кативного поведения, осуществляющих саморегуляцию на био­логическом инстинктивном уровне.

Как преодолеть негативизм в поведении ребенка? Н. Н. Школъникова дает следующие рекомендации.

1. При контакте с ребенком необходимо исключить психо­логическое давление на него, угрозы и физическое наказание. Ошибочно рассматривать такое поведение как злостное, наро­читое упрямство и проявлять раздражение и гнев. Подобный подход вреден, так как усугубляет тяжесть нарушения. К со­жалению, настойчивые просьбы, уговоры, разумные доводы взрослого также могут оказаться безрезультатными и способ­ствовать дальнейшему закреплению аномальных форм комму­никации.

2. Рекомендуется избегать ситуаций, провоцирующих вспышки негативизма, предупреждать и преодолевать неже­лательные реакции ребенка, используя недирективную, гиб­кую тактику управления. Необходимо помнить, что развитие коммуникативного поведения детей происходит через органи­зацию коммуникативного взаимодействия.

3. Эффективными оказываются «материнские» принципы взаимодействия. Эти принципы предполагают актуализацию аффективно-инстинктивных связей ребенка с матерью или ли­цом, ее заменяющим, а также опору на закономерности разви­тия коммуникативного поведения ребенка на ранних этапах нормального онтогенеза во взаимодействии с матерью. Для ре­бенка с трудностями в развитии взаимодействие с матерью иг­рает исключительно важную роль, что убедительно отражено в зарубежной литературе по проблемам детства. Автор рассмат­ривает взаимодействие ребенка с матерью как источник и усло­вие его развития. Анализ аффективно-инстинктивных связей в диаде «мать — дитя» позволил раскрыть ряд закономерностей развития взаимодействия в норме. Практика показала, что, опи­раясь на них при организации коррекционного взаимодей­ствия, возможно определить эффективные способы коррекции психических нарушений у детей.

4. При организации коррекционной работы необходимо учи-тывать указанные в литературе особенности, свойственные детям с РДА: наличие общей и психической дистонии, а также индивидуальной специфической гиперестезии по отношению к отдельным внешним раздражителям. В связи с этим взрос­лый стремится к предупреждению психической истощаемости

и пресыщаемости путем своевременной смены и подбора видов деятельности и предметов.

5. Поддержание оптимального психического тонуса ребенка, согласно рекомендациям специалистов по детскому аутизму, до­стигается путем дозированной эмоциональной подзарядки.

6. Выделяется и такая важная особенность работы с детьми, страдающими аутизмом, как учет их специфических интере­сов и влечений. Для того чтобы взрослый в плане эмоционально­го контакта смог стать для ребенка неотвергаемой персоной, родитель (педагог)’должен выяснить избирательные интересы ребенка.

Если в организации ситуаций общения и выборе предметов и деятельности следовать предпочтениям, а в ряде случаев и свое­образным влечениям ребенка, возможности плодотворного кон­такта увеличиваются.

Из практики работы с аутичными детьми известно, что в ус­тановлении контакта с ними может быть полезно использова­ние так называемой приманки, т. е. предмета, обладающего для ребенка высокой привлекательностью. Общение с ребенком по поводу такого предмета может быть успешным. Внешние про­явления ориентировочного поведения у аутичных детей могут быть крайне редуцированы и искажены. Тем не менее, адресуя ребенку положительно значимый для него стимул, можно уло­вить признаки возникшей ориентировочной реакции и потреб­ность в исследовательских действиях. Прежде всего это направ­ленность взгляда на актуальный объект. Взор ребенка может быть устойчиво и длительно направленным, а может быть сколь­зящим и вновь возвращающимся к объекту. Возможны также поворот корпуса, перемещение тела в сторону объекта, протя­гивание рук к нему.

7. Главным препятствием к совершению коммуникативно­го действия может стать развитие внутреннего конфликта у ребенка. По мере развития этого конфликта, создаваемого по­будительными и заградительными импульсами к действию, нарастает внутреннее напряжение. Для предупреждения и преодоления рассматриваемого конфликта ребенок нужда­ется в специально организованном коррекционном взаимо­действии со взрослым. Для этого необходимо использование особых приемов.

Задача родителей и педагогов заключается в том, чтобы в каж­дом отдельном акте коммуникативного взаимодействия побу-

дить ребенка к коммуникативному отклику; внести момент, обеспечивающий редукцию реакции негативизма так, чтобы уровень мотивации превышал уровень негативизма; положи­тельно подкреплять коммуникативное действие ребенка.

Главная цель приемов — обеспечить следование ребенка по­зитивным моделям коммуникативного поведения. Условия, в которых ожидаемое действие выполняется ребенком формаль­но, автоматически или случайно, отвечают коррекционным тре­бованиям начальных этапов работы. При этом условно-рефлек­торным путем формируется основа наиболее адекватных ком­муникативных реакций.

Как работать с такими детьми?

1. Неэффективно разбивать задания, состоящие из ряда пос­ледовательных действий, на этапы, так как это усугубляет раз­витие реакции негативизма. Более удачный подход заключает­ся в формулировании ребенку общей задачи.

2. Словесная просьба взрослого может быть выполнена в том случае, когда он сумеет предупредить этой просьбой заведомо известные ему действия ребенка, которые наиболее вероятны в последующий момент. Этим способом несложно овладеть, изу­чив привычки и характерные особенности поведения ребенка в различных ситуациях.

3. С учетом особенностей динамики процессов, связанных с негативизмом, возможно успешное использование контраст­ных по силе стимулов. Речь идет о последовательном предъяв­лении ребенку двух стимулов различной степени значимости для него, но требующих однотипного отклика. При этом снача­ла используется более сильный побудитель к действию, потом более слабый. Первый стимул провоцирует внутренний конф­ликт и не позволяет рассчитывать на позитивный отклик ре­бенка. Второй стимул используется через некоторое время с расчетом на положительную реакцию. В этих условиях вероят­ность позитивного реагирования на второй стимул повышает­ся. Это, по-видимому, можно объяснить тем, что сформирован­ная ранее мотивация еще сохраняется на достаточном уровне, а негативизм, проявления которого отличаются выраженной ме­ханичностью, ослабевает соответственно ослаблению второго стимулирующего воздействия.

4. Существенную роль в преодолении коммуникативного ба­рьера при негативизме играет ослабление фиксации внимания

ребенка на моменте общения. Побуждение к действию соче­тается с преднамеренным отвлечением внимания ребенка от требуемого действия, которое осуществляется как бы, между прочим, нечаянно. Ослабление фиксации внимания ребенка на общении может быть достигнуто также с помо­щью противоречивых инструкций. Взаимоисключающие друг друга просьбы вводят ребенка в состояние, близкое к запредельному торможению. При грубом использовании это­го приема ребенок действует как автомат, а при более осто­рожном — наблюдается эмоционально положительное отно­шение ребенка к такой ситуации.

5. Если нет конкретной возможности преодоления или смяг­чения негативизма в данный момент, лучше не застревать на этой неблагополучной ситуации, повторно обращаясь с просьба­ми к ребенку. Действия взрослого должны быть по возможнос­ти виртуозными и без неоправданных задержек и незаполнен­ных смыслом пауз. Часто такая пауза сводит на нет тот сиюми­нутный контакт, который был установлен в предыдущий мо­мент общения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

негативизм

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ — ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ

Положительно — отрицательно ( см.

)

Положительное влияние — отрицательное влияние. Положительная оценка чего-л. — отрицательная оценка чего-л. Положительный результат — отрицательный результат.

○ Постараемся разобраться как в положительных, так и в отрицательных отношениях Блока к революции на основе его собственных высказываний начиная с 1905 года и до самой смерти поэта. Луначарский. Блок и революция.

Первым обстоятельством является отрицательное влияние тетки [на Ольгу], вторым — положительное влияние Штольца. Писарев. Женские типы.

Автор питает надежду, что ему удалось увидеть и описать некоторые характерные особенности современной американской жизни с ее положительными и отрицательными сторонами. Н. Смеляков. Деловая Америка.

∅ В знач. сущ.

ср. р. Не положительные и отрицательные заряды, не протоны и нейтроны должны быть предметом искусства, но положительное и отрицательное в душе человека. В. Солоухин. Осенние листья.

ПОЗИТИВНЫЙ — НЕГАТИВНЫЙ

Позитивно — негативно ( см.

)

позитивизм — негативизм

Позитивное отношение к чему-л. — негативное отношение к чему-л.

○ Что же я напишу, когда приеду домой? Позитивная ли у меня сложилась картина или негативная? Л. Гинзбург. Потусторонние встречи.

К сожалению, эти благие рассуждения, предполагающие позитивный результат, почти неприменимы к нашей сугубо негативной истории, и это естественно, так как в противном случае судьба Андрея Малахова сложилась бы по-другому. В. Аграновский. Вниз по лестнице.

∅ В знач. сущ.

ср. р. Если в драме нет негативного, значит, не с чем сталкиваться позитивному, более того, позитивному не за что бороться и нечего утверждать. Н. Погодин. Об ответственности драматурга.

Ср.

Утвердительный — отрицательный

УТВЕРДИТЕЛЬНЫЙ — ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ

Утвердительный ответ — отрицательный ответ. Утвердительный жест — отрицательный жест.

○ Соответственно физической позиции каждого, ответы получались утвердительные, неопределенные, отрицательные и в каждом из них, разумеется, была своя субъективная правда. М. Горький. По Советскому Союзу.

Они ни в коем случае не дают присяги и перед судом довольствуются утвердительными или отрицательными показаниями. Грановский. Квакеры.

Ср.

Положительный — отрицательный. Утвердительный — вопросительный

Негативизм в психологии: что это

Термин «негативизм» используется в психологии для характеристики состояния человека, который сопротивляется любому проявлению внешнего воздействия. Следует обратить внимание на тот факт, что рациональное объяснение такой модели поведения, редко удается найти. Нередко люди, страдающие негативизмом, поступают вопреки собственным желаниям. В данном состоянии, человек негативно воспринимает окружающую действительность и испытывает необузданное желание совершать поступки, которые противоречат общепринятым нормам.

В педагогической сфере, данный термин используется для характеристики оппозиционной модели поведения, которая проявляется в виде отсутствия признания авторитета педагогов. Давайте рассмотрим, как проявляется негативизм в различных жизненных аспектах.

Негативизм (англ. negativism; от лат. negatio – отрицание) – сопротивление воздействию

Различные формы проявления сопротивления

В психологии, феномен негативизма подразделяется на две формы проявления: пассивная и активная. Активная форма этой поведенческой модели подразумевает проявление агрессии и резкого сопротивления, на попытки воздействия со стороны общественности. Негативизм имеет тесную связь с нонконформизмом, что заставляет человека совершать поступки, которые в определенных случаях противоречат его желаниям. Нонконформизм – это поведенческая модель, подразумевающая полную автономность и резкое осознанное сопротивление давлению социума. Разница между этими моделями поведения заключается в том, что негативизм часто проявляется в виде несознательных поступков.

Пассивная форма рассматриваемого феномена характеризуется полным отказом исполнять требования и просьбы окружающих людей. Существуют физиологические типы проявления данного личностного расстройства, которые проявляются в виде отказа от еды, сна, передвижений и контактов с окружающими миром. По мнению специалистов, негативизм является одной из неотъемлемых составляющих комплекса протестующего поведения. Помимо самого негативизма, в состав данного комплекса входит упрямство, имеющее обоснованные мотивы.

Несмотря на то что упрямство является одним из проявлений рассматриваемого феномена, при негативизме человек не имеет определенных мотивов для оказания сопротивления. Единственное что связывает, два проявления синдрома протестующего поведения, наличие общих субъективных факторов, влекущих их развитие.

Негативизм в психологии — это состояние, при котором, человек отказывается придерживаться сложившихся социальных устоев и норм поведения. Подобный протест имеет определенное сходство с мутизмом. Под термином «мутизм» следует понимать психическое расстройство, которое заставляет человека отказаться от использования речи и жестикуляции для того, чтобы избежать общения с окружающими. Главным отличием этих состояний является то, что мутизм проявляется на фоне сильной эмоциональной травмы.

Заключительной составляющей комплекса протестующего поведения, является строптивость. В отличие от негативизма и упрямства, строптивость имеет направленность на различные общественные устои, включая важные события или саму систему человеческих ценностей.

Самой характерной чертой этого сопротивления является его необоснованность, отсутствие разумных для него оснований

Причина изменения модели поведения

Согласно мнению специалистов, негативизм является неотъемлемой составляющей сложных психических расстройств. К таким расстройствам относятся кататонический синдром, шизофрения, деменция и аутизм. Нередко, человек под влиянием затяжной депрессии, изменяет собственную модель поведения в сторону рассматриваемого феномена.

Если рассматривать негативизм в широком спектре проявления, то можно сказать о том, что главная причина его появления – состояние фрустрации.

Чаще всего данное состояние возникает на фоне длительного отсутствия возможности удовлетворить собственные потребности. В подобном состоянии человек негативно воспринимает окружающую обстановку и жизненные обстоятельства. На фоне подобного восприятия окружающего мира, человек испытывает психологический дискомфорт, который находит отражение в поведенческой модели.

Желание изменить общественные устои и отказ от соблюдения установленных норм, может возникнуть на фоне сложности интеграции в социум. Наличие данной проблемы приводит к гиперкомпенсаторной реакции, которая запускается на фоне коммуникативных сложностей. Рассматриваемая модель поведения может выражаться яростным упрямством на любую попытку оказать внешнее давление. Если человек с рассматриваемым расстройством ощущает, что требования общества значительно отличаются от его внутренних нужд, запустится своеобразная защитная реакция. Специалисты объясняют данный факт тем, что индивидуум нуждается в свободе самовыражения и возможности контролировать собственную жизнь.

Как взаимосвязаны негативизм и возраст

Перед тем как говорить о взаимосвязи возраста человека и его поведенческой модели, давайте уделим внимание вопросу, что такое нонконформизм, определение и проявление этого состояния. Под термином «нонконформизм» следует понимать модель поведения, которая подразумевает отстаивание личностных установок, которые прямо противоречат нормам, установленным в обществе. Ярким примером подобной модели поведения являются дети, которые относят себя к различным субкультурам (панки, готы и прочие неформалы).

Согласно статистическим данным, человек за свою жизнь сталкивается с несколькими возрастными кризисами. Этот период жизни ознаменует изменения в модели поведения и восприятии окружающего мира, что проявляется в виде частых эмоциональных перепадов. Во время возрастного кризиса, человек проявляет повышенную конфликтность, агрессивность и пессимистичное восприятие окружающего мира. В большинстве случаев, негативизм является неотъемлемой составляющей подобных изменений в восприятии. Чаще всего, рассматриваемый феномен встраивается в модель человеческого поведения под влиянием стрессовых факторов, которые оставляют индивидуума беззащитным против внешнего воздействия.

Негативизм обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия, которые противоречат внутренним смыслам субъекта

Согласно данным научных исследований, подавляющее большинство возрастных кризисов проявляются в возрасте от одного месяца до двадцати лет. Давайте рассмотрим самые распространенные кризисы:

  • кризис новорожденного;
  • кризис первого года жизни и трех лет;
  • школьный кризис;
  • кризис пубертатного возраста.

В более зрелом возрасте человек встречается лишь с двумя видами кризисных периодов. К таким периодам относятся достижение среднего возраста, и психологический стресс, вызванный выходом на пенсию.

Как проявляется негативизм в детском возрасте

Негативизм у детей чаще всего проявляется в возрасте трех лет, так как фундамент личностной модели поведения закладывается именно в этом возрасте. По достижению вышеуказанного возраста, дети начинают стремиться к самостоятельности, что приводит к появлению категоричности и упрямства. Данный период лучше всего можно описать с помощью словосочетания «Я сам». Желание самостоятельно познавать мир редко сопровождается наличием возможности самостоятельного исполнения желаемых действий. На фоне этого, развивается фрустрация, которая выступает в качестве неотъемлемой составляющей негативизма.

Молодым родителям следует уметь различать проявление рассматриваемого феномена с обычным непослушанием. Отказ от действий, которые малышу не хочется выполнять, является нормой для этого возраста. Рассматриваемый феномен проявляется в тех случаях, когда ребенок проявляет ярко выраженный отказ исполнять просьбы, озвученные взрослыми.

Клиническая картина

Негативизм является симптомом кризиса, вызванного переходом на определенную ступень человеческого развития. Помимо этого, данное состояние характерно для многих психических расстройств. Форма проявления данной модели поведения зависит от типа негативизма (пассивный или активный), и может выражаться как демонстративным неподчинением, так и пассивным сопротивлением. Многие люди, страдающие от этого расстройства, часто игнорируют рекомендации специалистов, что значительно осложняет процесс лечения.

Негативизм чаще всего проявляется у детей по отношению к требованиям взрослых, которые не учитывают их внутренние потребности

Негативизм проявляется в человеческой модели поведения в виде следующих признаков:

  1. Трудность создания коммуникативных связей и взаимодействия с окружающими людьми.
  2. Вспыльчивость, замкнутость и конфликтность.
  3. Недоверие и повышенная тревожность.
  4. Редкое желание идти на уступки вопреки собственному мнению.

Во взрослом возрасте проявления негативизма имеют большое сходство с нигилизмом. Нигилизм является определенной моделью мировоззрения, которая характеризуется как сознательный человеческий выбор. Люди с негативизмом в отличие от нигилистов, не обладают способностью контролировать собственное поведение.

Специалисты говорят о том, что описать внутреннее восприятие окружающего мира человека, страдающего негативизмом, крайне сложно, из-за того, что данная модель поведения воспринимается как норма. Охарактеризовать это расстройство можно, как наличие сложностей в формировании потребностей и желаний. Нередко развитие расстройства сопровождается внутренними конфликтами и агрессией, направленной на самого себя. При пассивной форме расстройства, у больных наблюдается заторможенность сознания, граничащая с равнодушием к происходящим вокруг событиям.

Как бороться с проблемой

Примеры нонконформизма часто встречаются в нашей жизни. Примерами подобного поведения в обществе могут стать различные государственные перевороты, когда люди несогласные с установленными порядками, пытаются навязать обществу собственные ценности. В отличие от нонконформизма, негативизм чаще проявляется в повседневной жизни, не связанной с общественностью. Наличие подобных расстройств у близких, является веским поводом для обращения к специалисту. Только психологическое воздействие опытного врача позволяет решить внутренний конфликт, который является первопричиной патологического упрямства.

В случае с детьми дошкольного возраста используются различные методики психической коррекции, построенные на формате игр и сказок. При появлении негативизма в подростковом возрасте, используются когнитивно-поведенческие методики. Очень важно, суметь найти необходимую нить, которая позволит выйти на контакт с подростком, замкнувшимся в собственном мире. Для того чтобы достичь необходимого результата, родители ребенка должны принимать непосредственное участие в лечении. Для корректировки поведения потребуется применить всю свою изобретательность, так как в противном случае, можно столкнуться с эмоциональным барьером, который построит подросток.

Родителям важно понимать, что давление в психологическом плане, оказываемое на ребенка, может привести лишь к ухудшению ситуации. Угрозы и физическое наказание заставят ребенка замкнуться в собственном мире. Специалисты рекомендуют использовать методику мягкого воздействия, которая основывается на компромиссах. Родителям следует стараться как можно реже становиться инициаторами конфликтов с детьми.

Основная задача терапии, научить ребенка правильно взаимодействовать с окружающим миром, благодаря прививанию позитивных моделей поведения. Достижение результатов в изменении собственной поведенческой модели должно сопровождаться похвалой и пониманием. Положительное подкрепление имеет важную роль для не до конца сформированной психики.

Негативизм может выражаться как в отказе выполнять предъявляемые требования, так и в выполнении действий, противоположных требуемым

Профилактические методы

Конформизм и нонконформизм являются своеобразным балансом человеческой модели поведения. Преобладание одной из сторон этого феномена, может негативно сказаться на восприятии окружающего мира. Для того чтобы не допустить данного психического расстройства у близких, следует оказывать им поддержку и внимание. Чаще всего в подобной поддержке нуждаются люди, вступающие в кризисный возраст.

При проведении профилактики у детей, важно обучить их правильно адаптироваться в социуме. Пожилым людям, следует уделять особое внимание, так как часто по достижению старческого возраста, человек утрачивает коммуникационные связи с окружающими. Помните о том, что очень важно своевременно предотвратить развитие фрустрации, так как это состояние является основной первопричиной развития негативизма.

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять