Особенности куклотерапии. игра и изготовление кукол как метод арт-терапии

Одной из разновидностей психологической помощи, которую используют психологи, является куклотерапия.

Новая технология популярна в отечественной и зарубежной практике. Она демонстрирует выраженные результаты не только у детей, но и у взрослых.

Куклотерапия как метод психологической коррекции

Относительно новой и нестандартной методикой психотерапевтического воздействия является куклотерапия. Ее суть заключается в коррекции поведения посредством кукольного театра. Другими словами — это лечение с помощью кукол. Может использоваться в таких психотерапевтических направлениях, как игротерапия, арттерапия, психодрама, сказкотерапия.

История куклотерапии началась в 20 веке. Первые попытки использовать кукол в лечебных целях были предприняты невропатологом М. Райтом (1926 г). С помощью театра доктор устранял неврозы.

В советское время также применялись аналогичные методики для оздоровления детей. В конце 20-х был задействован театр «Петрушка». Авторами и идейными вдохновителями являются детские психологи Шишова и Медведева. Они разработали и внедрили полноценную методику психокоррекции.

С помощью кукол проводится проигрывание будущих сценарных событий. Например, девочки готовят ужин, мальчики играют в машинки, полицейских, пожарных. Но основная цель – психологическая коррекция проблемы.

По мере развития событийности у пациента нарастает эмоциональное напряжение. После достижения максимального уровня происходит эмоциональная разрядка (плач, смех). С помощью игры человек может распрощаться с разными негативными переживаниями и эмоциями.

Общая характеристики и задачи метода куклотерапии:

  • установка эмоционального контакта;
  • снятие напряжения;
  • коррекция личностных проявлений через игру;
  • разрешение конфликтов;
  • укрепление психического благополучия;
  • развитие фантазии, памяти, внимания;
  • получение новой информации;
  • ликвидация болезненных переживаний;
  • преодоление внутренних противоречий.

Виды кукол

Игрушка выступает промежуточным объектом взаимодействия личности с психологом. Занятия происходят с использованием таких разновидностей кукол:

  • верховые – перчаточные, варежковые;
  • низовые — игрушки-марионетки;
  • игровые — из пластилина, тканевые, бумажные;
  • ростовые.

Для развития мелкой/крупной моторики целесообразно проводить упражнения, по мнению многих исследователей (Кожохина, Грабенко), с вовлечением кукол-марионеток.

Корректировка страхов, тревожности – пальчиковые, теневые. Укрепление внутрисемейных отношений – куклы-марионетки. Для развития моторики, памяти, внимания используются пальчиковые куклы. Избавить от переживаний, неврозов, страхов поможет кукла-перчатка, которая оказывает удивительное терапевтическое воздействие.

Куклотерапия для детей и взрослых

Куклотерапия широко применяется для разных возрастных групп наряду со сказкотерапией. Эти две методики могут объединяться в одну. При таком подходе происходит знакомство с сильными сторонами характера, развитие сознания, привлекаются нестандартные пути выхода из сложившейся ситуации.

Метод психокоррекции активно используется при работе с детьми дошкольного, школьного возраста. Эффективен при проработке протестного поведения у подростков. С помощью этого подхода специалист корректирует агрессивность, тревожность и страхи, невнимательность. Терапия незаменима при работе с детьми с поведенческими нарушениями и психотравмами.

В детских группах, по мнению специалистов, наилучшие результаты достигаются, когда ребята сами придумывают и изготавливают персонажа, продумывают историю, в которой будет задействован «главный герой». Помимо этого, происходит развитие внимания и мелкой моторики.

Куклотерапия является частью коррекционно-психологической помощи в работе с детьми с ОВЗ. Отдельно формируются группы для разных типов нарушений – психоречевых, опорно-двигательных, зрения/речи/слуха, поведения и общения, комплексные нарушении психофизического развития, умственная отсталость, детский аутизм.

Кукла выступает связующим звеном между ребенком и психологом. С помощью методики можно безболезненно вмешаться в психику в целях корректировки. Ребенок проецирует опыт в игру, где главный объект – это кукла.

Хоть игрушки считают детской атрибутикой, они позволяют достичь хорошего терапевтического эффекта и при работе со взрослыми. Во-первых, они отвлекает пациента от серьезности проблемы, внутренние переживания переносятся на символический объект. Во-вторых, выступают некой ширмой, за которой человек может спрятаться от внешнего мира и от себя.

С помощью куклотерапии во взрослом возрасте можно раскрыть и развить скрытые способности, активировать самосознание. Кукла помогает сформировать положительные установки, новые коммуникативные навыки. Их используют для социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями.

Три этапа куклотерапии

Куклотерапия складывается из вступления, трех основных этапов и заключительной части:

Вступительная часть подразумевает приветствие и разминку. Это помогает установить эмоционально-позитивный настрой, разогреть интерес, задействовать и настроить взрослого или ребенка на совместную работу.

Первый этап – изготовление персонажа

Изготовление куклы – очень важный процесс в методике психокорекции. В отдельных случаях пациенту требуется только создать своего персонажа, а дальнейшая работа с психологом уже не нужна. Основное условие этого этапа – процесс создания куклы должен проходить за один сеанс (занятие). В следующий раз, не подозревая того, взрослый или ребенок может вкладывать совсем другую идею.

Во время пошива происходит психологический процесс – появляется расслабление, сосредоточение, отвлечение, что тоже является своеобразной терапией. Также можно выбрать готового персонажа из сказок. Волк олицетворяет агрессию, заяц – трусливость, слабость, лиса – хитрость и прочее.

Психолог обращает внимание на размер куклы, цвет лица, материалы, самого персонажа. Для характеристики персонажа используются следующие значения:

  • белый – добрый, светлый, наивный;
  • черный – пессимистичный, мрачный, скрытый;
  • серый – сбалансированный, нейтральный, неуверенный;
  • зеленый – удовлетворенный, развивающийся, одухотворенный;
  • синий – меланхоличный, умный, спокойный;
  • желтый – амбициозный, любопытный, непринужденный;
  • красный – энергичный, агрессивный, сильный, теплый, жизнелюбивый, решительный.

Второй этап – знакомство с персонажем

Чтобы познакомиться с персонажем, психолог задает следующие вопросы:

  • как зовут персонажа;
  • сколько ему лет;
  • где и с кем он живет;
  • есть ли любимое занятие (если есть, то какое);
  • есть ли друзья и кто они (персонажи).

Третий этап – развитие сюжета

На этом этапе происходит постановка мини-спектакля. Участники рассказывают сказку с помощью выбранных персонажей, развязывают сложный сценарий и сюжетные задания.

Завершение

По окончании занятия психотерапевт подводит итоги и проговаривает то, что было усвоено, с вовлечением участников.

Актуальны следующие вопросы: что запомнилось из встречи/сказки, что было самым сложным во время создания куклы, самой игры, что было самым легким при изготовлении куклы, во время сказки, понравилось ли занятие.

Процесс создания куклы очень напоминает медитацию. Мы настраиваемся, погружаемся в себя и передаем частичку себя в своего персонажа. Куклотерапия тесно связана со сказкотерапией. Обе методики очень эффективны и оригинальны, в них проявляется много фантазии и творчества. С их помощью можно проявить и рассмотреть свои невидимые грани. Для участников важно прочувствовать и принять все, что наработаешь на тренинге.

Специалист центра психологической помощи «Прогресс», Александра Акименко

Куклотерапия – это новая технология для разрешения психологических проблем у взрослых и детей. Методика развивает возможности эмоциональной саморегуляции, творческие способности, корректирует поведенческие трудности, предупреждает развитие психических расстройств.

КУКЛОТЕРАПИЯ

Люди издавна наделяли кукол мистическими свойствами. Их часто использовали в магических целях для изгнания болезней, создания оберегов, скрытого влияния на человека. На Руси тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечистой силы, невесте, покидающей дом, женщине — от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов. И, конечно же, кукла во все времена была любимой детской игрушкой.

В целенаправленной терапевтической практике кукол используют с начала XX в. Еще в 1926 г. невропатолог М. Райт использовал кукольный театр для лечения неврозов. Было открыто, что куклоте- рапия помогает восстановлению опорно-двигательного аппарата. Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральным параличом), с помощью кукол (в процессе репетиций) постепенно реабилитируются.

В 1917-1922 гг. первые советские кукольники стали работать и создавать методики по многим направлениям: оздоровление детей, устранение заикания, реабилитация после сильных стрессов, обучение, лечение детей, ограниченных в движении. В этой работе принимал регулярное участие в конце 20-х годов. Ленинградский «Театр Петрушки» под руководством Деммени совместно с Ленинградским институтом профессора Г. И. Турнера.

Куклотерапия может использоваться в разных направлениях психотерапии: психодраме, игротерапии, сказкотерапии, арт-терапии.

Существует несколько определений куклотерапии. Куклотерапия — это частный раздел арт-терапии (терапии искусством), основным приемом которого является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности.

Под куклотерапией понимается раздел частной психотерапии (арт-терапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (родителя, педагога, врача).

К. Краплак, давая свою классификацию коррекционных направлений в арт-терапии, относит куклотерапию к имаготерапии. Имаготерапия (от лат. imago — образ) занимает особое место среди видов арт-терапии. Ее основой является театрализация психотерапевтического процесса. Имаготерапия опирается на теоретические положения об образе, а также о единстве личности и образа. Имаготерапия имеет различные подвиды: куклотерапию, образно-ролевую драмате- рапию, психодраму. Куклотерапия может использоваться в работе с несовершеннолетними осужденными и основываться на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с дорогим для осужденного персонажем разыгрывается история, связанная с травмирующей его ситуацией.

На сегодняшний день известно множество методик, использующих кукол в рамках арт-терапии, например экспрессивная проективная арт- терапия. Основная идея — изготовление и манипулирование бумажными пальчиковыми куклами. Самодельная кукла, надетая на палец, помогает человеку рассказать какую-либо историю и как бы не от первого лица сообщить о своих проблемах и переживаниях. На каждом занятии изготавливаются новые бумажные куклы, одна или несколько, по желанию осужденного (прил. 3).

В Институте сказкотерапии (Санкт-Петербург) создана своя методика работы. Важен процесс изготовления куклы: очень часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя.

Как мы видели, четкого определения этого вида терапии пока нет. Разные авторы относят куклотерапию либо к арт-, либо к игроте- рапии. Возможно, это связано с типом кукол: если используются уже готовые куклы, говорят об игротерапии, если же куклы изготавливаются самими участниками терапевтических сессий, то логично говорить об арт-терапии.

Точный день рождения куклотерапии, как и ее автор, неизвестен.

Что считать куклотерапией? Наверное, ни одно из рассмотренных выше определений не дает полного ответа на этот вопрос. Нам кажется уместным согласиться со следующим определением: «Куклотерапия — это раздел частной психотерапии, использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия осужденного и психолога».

Куклотерапию целесообразно применять в следующих случаях:

  • — эмоциональная неуравновешенность, неадекватная самооценка;
  • — тревожность, страхи;
  • — проблемы в общении.

Куклотерапия основана на процессах идентификации осужденного с любимым героем (сказки, мультфильма и т. д.), она базируется на трех основных понятиях: «игра» — «кукла» — «кукольный театр».

В качестве основного приема коррекционного воздействия в кук- лотерапии используется кукла как промежуточный объект взаимодействия осужденного и психолога. Надевая на руку куклу, осужденный передает ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип куклоте- рапии — принцип переноса доминанты.

Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:

  • — коммуникативную — установление эмоционального контакта;
  • — релаксационную — снятие эмоционального напряжения;
  • — воспитательную — психокоррекция, проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
  • — развивающую — развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.), моторики;
  • — обучающую — обогащение информацией об окружающем мире.

Куклотерапия может применяться психологом в своей работе с

различными категориями осужденных всех возрастов.

Цель занятий: создание условий для успешной адаптации осужденного к работе в коллективе, для коррекции и развития его личности.

Куклотерапия

Мы привыкли думать, что куклы – игрушки для веселья. Но наши далёкие предки так не считали. Тысячелетиями кукла была важным спутником в жизни людей. Причём не всегда детским. Их использовали шаманы в своих таинственных обрядах. Множество древних народов олицетворяли божества в куклах, считали их оберегами. Сейчас (как и тогда) кукла помогает людям путешествовать по «мосту» между бессознательным и сознательным.

Куклотерапия – это наиболее направление арт-терапии, использующее кукол в процессе терапии. Наилучшие результаты она показала в деле коррекции поведения детей, облегчения их адаптации в обществе, решении конфликтов, а также в борьбе с фобиями разного происхождения. Существуют тренинги куклотерапии и для взрослых. Но цель их уже другая – снять напряжение и научить трансформировать проблемы, посмотрев на них под другим углом. Также великолепно это направление работает в семейном консультировании.

Куклотерапия: взаимодействие с куклой

Сессии проходят индивидуально или в группах в зависимости от целей консультирования. Взаимодействие с куклой происходит различными способами:

В игре дети выражают даже скрытые эмоции, примеряют на себя поведенческие модели. Чтобы понять внутренний мир крохи, можно играть с ним в игры на любые темы. Есть игры, раскрывающие стремления («Когда я вырасту») или выявляющие фобии («Однажды куколка очень испугалась»).

Пример диагностической игры «Знакомство с куклой». Взрослый берёт куклу и начинает игру со слов: «В одном королевстве жил-был человек, очень похожий на меня». И в игровой форме рассказывает что-нибудь об этом человеке (о себе). Когда придёт очередь игрового рассказа малыша, важно внимательно слушать и подыгрывать ему. Если окрас рассказа грустный, безрадостный, то есть повод поискать причину или проконсультироваться с психологом.

Простое наблюдение за играми тоже информирует о проблемах крохи. Так, если у куклы нет имени или имя её несёт негативный окрас (дурёха, страшила), то стоит задуматься о психологической обстановке в семье. Как и в случае агрессивного, драчливого поведения кукол в играх.

Это не только самовыражение, но и своего рода медитация. Уходит тревожность, развивается моторика, творческое мышление. А цвета, которые малыш будет использовать в декоре кукол, расскажут о его внутреннем состоянии. Определившись с материалом и видом куклы (пальчиковая, перчаточная, марионетка и т.д.), можно выбрать тему и вместе с ребёнком приступить к созданию. Важно не ругать малыша, если его кукла получается неаккуратной. Ведь смысл куклотерапии не в безупречности кукол, а в процессе создания и дальнейшей игры.

Самодельные куклы воспринимаются детьми эмоционально ближе и ярче выражают эмоции в играх или кукольных пьесах.

Веками кукольные театры завораживали юных зрителей. В их представлениях передавались легенды о храбрецах и колдунах, истории о людских пороках. Но чем он полезен в психотерапии? Кукольный театр – это по сути проигрывание жизненных сценариев, характеров, поведения. Проживая с куклой различные сценки, ребёнок больше узнаёт об обществе и формирует собственное мнение. Поэтому кукольный театр очень полезен детям с проблемами социализации.

Популярны и ситуационные кукольные сценки для коррекции поведения детей. Например, «Жадная лошадка», «Не стану убирать игрушки» и т.п. Весело проиграв ситуацию, дети усваивают верную модель поведения, заложенную в идее произведения.

Куклотерапия и иные виды арт-терапии

Куклотерапия ещё эффективнее, когда дополняется прочими видами арт-терапии. Её отлично дополняют:

  • Сказкотерапия. Пьеса может быть поставлена по специально подобранным сказкам (в том числе, психокоррекционным ).
  • Изотерапия. Эффективны упражнения, в которых пациент (взрослый или ребёнок) рисует счастливого себя, а после по этому рисунку шьёт текстильную куклу. Эта кукла помогает быстро «переключаться» на позитивный настрой.
  • Песочная терапия. Проигрывание кукольных историй в пространстве песочницы стимулирует более глубинную проработку, а также погружает в новые непривычные сенсорные ощущения.

Меняются люди – меняются куклы. Но во все времена куклы остаются интересными, полезными, близкими. Куклотерапия лишь умело использует их таинственное влияние на наши умы и сердца.

Куклотерапия как арт-терапевтическая технология
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Куклотерапия – это частный раздел арттерапии (терапии искусством), основным приемом которого является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности. Идентифицируя себя определенным образом, ребенок в условной ситуации проецирует свой внутренний мир и испытывает реальные чувства, диагностируемые, направляемые и корректируемые психологом. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок-родитель.Метод базируется на трех основных понятиях: «игра» — «кукла» — «кукольный театр». Игра является для ребенка тем же, чем речь – для взрослого. Это средство для выражения чувства, исследования отношений и самореализации. Детская игра полна смысла и важна для ребенка, так как через игру становятся доступными те области, где им трудно найти слова. Дети могут использовать игрушки для того, чтобы сказать, сделать то, что им самим неловко сделать, и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих

Предварительный просмотр:

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу вас познакомить с одним из методов коррекции, сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей — куклотерапией.

Куклотерапия как арт-терапевтическая технология

Особое место в системе арт-терапевтических методов занимает куклотерапия, которая представляет собой метод лечения с помощь кукол. Ее теоретические и методологические основы заложены и раскрываются в трудах И.В. Вачкова, Л.Г. Гребенщиковой, Т.Ю. Колошиной, А.И. Копытиным, А.А. Осиповой, А.Ю. Татирнцевой и др.

Куклотерапия является эффективной при следующих нарушениях:

-эмоциональная неуравновешенность, неадекватная самооценка;

— проблемы в общении.

Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:

— коммуникативную — установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;

— релаксационную – снятие эмоционального напряжения;

— воспитательную – психокоррекция проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

— развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики;

— обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

В качестве основного приема коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии, принцип «переноса доминанты».

Выделяет следующие варианты кукол: Куклы-марионетки, пальчиковые куклы,теневые куклы, веревочные куклы,плоскостные куклы, перчаточные куклы, объемные куклы.

Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение. Детям до 8 лет еще сложно самостоятельно изготовить даже простую куклу, поэтому к этому процессу целесообразно привлекать родителей. Изготовление кукол полезно и для детей и для взрослых. Это сплачивает и позволяет им лучше понимать и чувствовать друг друга. Обычно дети очень любят кукол, сделанных руками их близких. Застенчивые дети легче идут на контакт, проговаривают родителям или специалистам свои проблемы от имени куклы. Родители при изготовлении куклы-марионетки узнают заветные желания детей, что помогает им скорректировать некоторые ошибки в воспитании. Такие совместные занятия по изготовлению куклы-марионетки помогают улучшить взаимодействия между родителями и детьми и укрепляют взаимодействие между педагогом и родителями.

« КУКЛОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ»
учебно-методический материал по теме

Для предупреждения и преодоления неуверенности, скованности, чувства страха применяется давно зарекомендовавший себя метод куклотерапии. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок — родитель. Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой, и сверхъестественными возможностями. Они использовали кукол в обрядах изгнания болезней.

Куклотерапия как арт-терапевтическая технология 19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме « КУКЛОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ»

Для начала дадим определение слову «кукла».

В.И. Даль: «Сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного. Анатомическая или повивальная кукла, фантом, разборное подобие человека, для обучения». Подчёркиваю – для обучения.

С.И. Ожегов: «Детская игрушка в виде фигурки человека. Играть в куклы (с такими фигурками)». Подчёркиваю – для игры.

Проследим загадочные корни слова «кукла». Множество русских слов являются производными от греческих и латинских. Так латинское «cuccula» – куколь, кулёк, стало греческим » κούκλα » — игрушечная фигурка, человечек. Можно продолжить – «пустотелая игрушка», «пустой человечек», «кукла», которую можно «наполнять» — придавать образ, одухотворять во время игры. Хотя, некоторые историки считают русское слово «кукла» произошло от греческого «κύκλος» — круг, окружность. Пожалуй, форма куклы-матрёшки напоминает форму окружности, вернее – двух объединённых окружностей, а сама Матрёшка являет собой образ Великой Матери с чадами, которыми и заполнена эта пустота.

  1. Культурно-историческая и психологическая ценность куклы.

Кукла – повторяя человека, связана с ним психологическими и мировоззренческими связями.

Кукла – знак человека, его игровой образ, символ, фокусирующий время, историю, отражая развитие самого человека и человечества в целом.

При раскопках под Новгородом была найдена кукла, которой 1000 лет. В Британском музее хранится кукла маленького римлянина, жившего за 3000 лет до нашей эры. Раскопки Воронежской земли обнаружили артефакты, которым 25-23 тысячи лет — скульптурные фигурки обнажённых женщин, изготовленные с особой тщательностью из известняка и бивня мамонта.

На Руси с давних времён куклы делали из природных материалов: травы, соломы, зерна, полена, завёрнутых в льняной или хлопковый домотканый лоскуток. Человекоподобная фигурка выполняла магическую роль, служила оберегом («берегиня», «утешительница», «желанница»). Участвовала в обрядах, праздниках, в ритуальных событиях круга жизни («пеленашка», «неразлучники», коляда» и др.).

Народная кукла была многофункциональной: в одном обличье она выполняла разные роли. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, подарок, украшение всё сплеталось воедино в главную – духовную функцию общения.

«Замечено, что девочки, не игравшие в куклы, впоследствии менее женственны, менее подготовлены к материнству. Мальчики, которые играют в куклы – обладают более широким кругозором, легче понимают другого человека» / К.Н. Корнилов /.

Вопрос о том, что представляет собой детская игра и что влечет ребенка к игре, давно уже привлекал исключительное внимание психологов и педагогов. И вполне понятно, почему это происходило: игра — это первое и, пожалуй, единственное занятие, составляющее главное содержание жизни ребенка. Игра для ребенка — это такое же серьезное занятие, как учение и труд для взрослого. Ведь в игре дети отражают различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, познания об окружающем мире. Вот почему разрешить вопрос об играх ребенка — значит разрешить основной вопрос жизни ребенка.

«Каков ребёнок в игре – таков во многом он будет в работе, когда вырастет» / А.С. Макаренко /

Игра – это способ самореализации, в игре можно стать тем, кем мечтаешь: доброй матерью, заботливым отцом, классным учителем, успешным бизнесменом. Сюжетно-ролевая игра готовит детей к будущей жизни. Игра – это арена детских успехов и достижений. Играя, дети не только осваивают знакомую ситуацию, но и развивают воображение. Так конфетный фантик может стать семицветиком или тропической бабочкой, а глазунья – ослепительным солнцем, газета – океанским лайнером, а папины сапоги – сапогами-скороходами.

С другой стороны, игра может иметь и педагогическую, воспитательную направленность. Правила поведения на улице, в транспорте, взаимоотношения со сверстниками и старшими становятся более доступными для понимания, если они проигрываются в совместной игре детей и взрослых. Через игру можно научить ребёнка контролировать и регулировать свои чувства, эмоции, проявлять волю и сдержанность, сосредотачивать внимание на важных объектах. Привить способность к сочувствию, состраданию, доброте и заботе.

«Для ребёнка игра и есть жизнь, только называется игрой, тогда как для взрослого жизнь – игра, называемая жизнью». / В. Леви /

  1. Механизмы воздействия кукол на человека

Для предупреждения и преодоления неуверенности, скованности, чувства страха применяется давно зарекомендовавший себя метод куклотерапии. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок — родитель. Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой, и сверхъестественными возможностями. Они использовали кукол в обрядах изгнания болезней. Например, в Японии есть известный обряд, во время которого на куклу «сбрасывают» недуги ее больного владельца. После этого куклу сажают в бумажный кораблик и пускают в плавание. Со временем кораблик размокает, и кукла вместе со всеми болезнями человека тонет. Аналогичные обряды есть у народов России. Существует легенда о том, что однажды зимой в крестьянской семье, жившей в лесной избе, заболел ребенок. Мальчик угасал и все спрашивал, когда придет лето. Отец, чтобы облегчить страдания сына, вырезал из сосны птиц и развесил их по избе. Сын увидел их, попросил есть и начал выздоравливать.

В 1940 году Якоб Леви Морено основал в США специальный лечебный театр, который назвал психодрамой. В 1990 году две замечательные женщины Ирина Яковлевна Медведева и Татьяна Львовна Шишова разработали метод лечения детей невротиков, который назвали драматической психоэлевацией (возвышение души). Работа состоит из двух этапов, один из которых – постановка спектакля, где участвуют изготовленные детьми куклы. Создание куклы целительно, как и любой акт творческого самовыражения.

Кукла в руках ребёнка — ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться. Для ребенка именно игрушки — наперсники, а с равными общаешься без напряжения.

В психодраме буквально организуются импровизированные спектакли, они построены на «отыгрывании» болезненных для пациента ситуаций и поиске оптимальных жизненных «ролей».

Популярным средством в психотерапии является игра в кукольный театр. «Она предоставляет детям безопасные каналы для коммуникации» / Х.Дж. Джинотт /. В данной методике используются куклы не изготовленные ребёнком, и акцент делается именно на игре, на манипуляции с куклой. Сюжет предлагается примерно такой: любимая игрушка попадает в опасную историю и успешно справляется с нею. По мере разворачивания сюжета эмоциональное состояние ребёнка должно возрастать — плач сменяется на смех, в результате чего снимается напряжение.

Изначально под арт-терапией понималось выражение своих чувств и состояний через живопись, графику, скульптуру, дизайн. Сегодня сюда же стали относить и другие виды искусств, в частности, изготовление кукол. Иногда, достаточно создать арт-объект и последующая работа с ней оказывается излишней.

Кукла помогает чувствовать себя более защищённым при решении проблем и освоении новых способов поведения и коммуникации. За куклу можно спрятаться, высказывая личные переживания. Испробовать новый стиль межличностных отношений, манипулируя куклой, и убедившись в его эффективности, легко перенести этот стиль в реальную жизнь.

Я, как педагог дополнительного образования, применяю данные методики с особой осторожностью, не ставя ребёнку диагноза. Я использую «куклотерапию», как творческое самовыражение индивида с элементами педагогической коррекции. При этом решается ряд задач, таких как:

  1. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
  2. Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.
  3. Развитие коммуникативных навыков.
  4. Развитие грубой и мелкой моторики.
  5. Развитие самосознания.
  6. Решение внутренних конфликтов.
  7. Профилактика и коррекция страхов.
  8. Развитие речи.

Важная составляющая: кукла не должна иметь

• неправильные пропорции («Братц» или «Барби» и аналоги),

• сексуальность (те же куклы),

• дырку во рту или другие «дефекты» (кукла-младенец с вынимающейся соской), зажатые в руках предметы (такие куклы остались в одной ситуации и их нельзя «перенести» в другие),

• застывшее раз и навсегда выражение лица (например, плачущее или смеющееся).

Я создала объединение «Закулисье», в котором обучающиеся под руководством педагога создают арт-объекты (рисунки, куклы и декорации), участвуют в сочинении сказки или пьесы, а затем разыгрывают свой спектакль.

При создании методики использовалась литература:

  1. Корнилов К.Н., Рыбников Н.А., Смирнов В.Е., Простейшие школьные психологические опыты, 2–е изд., М., 1916
  2. Гребенщикова Л. Г., Основы куклотерапии. Галерея кукол., Издательство: Речь, 2007
  3. Фришман И. Коммуникативные, ситуационно-ролевые игры, конкурсы. Воспитательная работа в школе. № 2, 2005
  4. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. С-Петербург Детство-пресс, 2012
  5. Дворецкая Г. Играйте в куклы — на здоровье. Мурманский вестник. 2006
  6. Копытин А.И. Многообразие форм арт-терапевтической работы. Практикум по арт-терапии. СПб., Питер, 2000
  7. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. АЗЪ. 1993

Арт-терапевтическая методика «Позитивная куклотерапия»

Комплектация

Кабинетный вариант:

  • Методическое руководство
  • Фото-инструкции по изготовлению народной куклы (5 шт)
  • Базовый набор кукол (5 структурных архетипов):

Кукла «Волшебный помощник»

  • Рекламный CD «Иматон»
  • Фирменная ручка «Иматон»
  • Сертификат качества «Иматон»
  • Регистрационный талон
  • Гарантийная карта
  • Коробка-футляр

Дополнительная информация

Методика «Позитивная куклотерапия» раскрывает широкие возможности использования народной куклы в психотерапевтической практике, психологическом консультировании, педагогической деятельности и других сферах. В методическом руководстве описана методика последовательной активации пяти структурных архетипов в процессе изготовления народной куклы по аутентичной технологии. Авторы методики (В.Ю. Слабинский и Н.М. Воищева) дополняют арт-терапевтические техники элементами традиционной культуры, воссозданными на большом количестве этнографических данных, что расширяет возможности терапевтического процесса и наполняет его новым символическим смыслом.

Методика «Позитивная куклотерапия» вышла в финал Национального конкурса «Золотая Психея» в 2016 году и заслужила высокую оценку жюри и профессионального сообщества.

В методическом руководстве описаны:

  • психодиагностика при помощи базового комплекта кукол;
  • изготовление кукол как психотерапевтическая техника;
  • базовые расстановки в куклотерапии;
  • психотерапия внутриличностных и поведенческих проблем;
  • психотерапия сексуальных проблем;
  • техники групповой работы с народной куклой;
  • особенности использования «Позитивной куклотерапии» при работе с детьми.

Авторы методики: В.Ю. Слабинский – к.м.н., руководитель Петербургской школы психотерапии и психологии отношений, автор метода «Позитивная динамическая психотерапия»

Н.М. Воищева – супервизор, базовый тренер и обучающий психотерапевт в методе позитивной динамической психотерапии, научный консультант по проектам Всероссийского историко-этнографического музея.

Назначение методики

Методика «Позитивная куклотерапия» разработана для взрослых женщин, у которых на диагностическом этапе психотерапии выявляется базовый конфликт в сфере Я: отвержение или чрезмерная идеализация Я-женского; неумение выстраивать гармоничные Ты-отношения; проблемы в семейной жизни. Методика направлена на восстановление женской целостности, гармонизацию внутреннего мира, разрешение актуальных конфликтов. Также в методическом руководстве описаны особенности применения методики в работе с детьми и подростками.

Авторы методики проводят обучение по практическому применению методики «Позитивная куклотерапия» в Институте практической психологии «Иматон»: «Позитивная куклотерапия. Авторская фольклорно-психологическая методика «Дары Макоши: куклы, игры, обереги».

В период обучения участники семинара могут приобрести методику «Позитивная куклотерапия» со скидкой 10%.

Семинары, участникам которых предоставляется скидка 10 % на методику «Позитивная куклотерапия»:

Тесты и методики для психологов

куклотерапия 22.9 КБ
Категория методики Психокоррекционная
Возрастной диапазон с 5 лет
Время тестирования не ограничено
Форма проведения индивидуальная, групповая
Обработка результатов ручная
Тестирование

Арт-терапевтическая методика «Позитивная куклотерапия»

Коррекционно-диагностические комплексы

Методика «Позитивная куклотерапия» раскрывает широкие возможности использования народной куклы в психотерапевтической практике, психологическом консультировании, педагогической деятельности и других сферах. В методическом руководстве описана методика последовательной активации пяти структурных архетипов в процессе изготовления народной куклы по аутентичной технологии. Авторы методики (В.Ю. Слабинский и Н.М. Воищева) дополняют арт-терапевтические техники элементами традиционной культуры, воссозданными на большом количестве этнографических данных, что расширяет возможности терапевтического процесса и наполняет его новым символическим смыслом.

В методическом руководстве описаны: • психодиагностика при помощи базового комплекта кукол; • изготовление кукол как психотерапевтическая техника; • базовые расстановки в куклотерапии; • психотерапия внутриличностных и поведенческих проблем; • психотерапия сексуальных проблем; • техники групповой работы с народной куклой;

• особенности использования «Позитивной куклотерапии» при работе с детьми.

Авторы методики: В.Ю. Слабинский — к.м.н., руководитель Петербургской школы психотерапии и психологии отношений, автор метода «Позитивная динамическая психотерапия»
Н.М. Воищева — супервизор, базовый тренер и обучающий психотерапевт в методе позитивной динамической психотерапии, научный консультант по проектам Всероссийского историко-этнографического музея.

Назначение методики

Методика «Позитивная куклотерапия» разработана для взрослых женщин, у которых на диагностическом этапе психотерапии выявляется базовый конфликт в сфере Я: отвержение или чрезмерная идеализация Я-женского; неумение выстраивать гармоничные Ты-отношения; проблемы в семейной жизни. Методика направлена на восстановление женской целостности, гармонизацию внутреннего мира, разрешение актуальных конфликтов. Также в методическом руководстве описаны особенности применения методики в работе с детьми и подростками.

Комплектация
Кабинетный комплект

Стоимость данного комплекта: 17700 RUB руб. купить

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять