Пограничная ситуация

1-28-3 Жизнь

Между жизнью и смертью.

И всё же, наверное, кто-то просил Бога о помощи в этой ситуации! Потому что, пожалуй, уже в критический момент над головами висельников распахнулось со страшным треском окно, из которого почти вывалился по пояс дюжий молодчик в одной майке, одним движением богатырских рук вначале втянул одного, потом забросил внутрь и женщину.
Все вздохнули одним вздохом, единодушно счастливые, заулыбались. Но тут выяснилось, что не все были настолько поглощены борьбой жизни и смерти, чтобы забыть о зрелищной стороне вопроса. Многие снимали происходящее на свои телефоны, и теперь к этим хладнокровным счастливцам кинулись их простоватые собратья с просьбой: «Ты снял, да? Скинь мне!» Все были уверены, что присутствовали на событии, достойном упоминания в Новостях, и уже заранее гордились своим сопричастием с ним.

Но, увы, никакого упоминания об инциденте не случилось ни в каком виде средств массовой информации, да оно и понятно — жертв-то не было! А спасение двух человек, что в этом интересного? Вот если бы это были господа Потанин с Абрамовичем! Но это уже тема совсем другого рассказа, не из моей конюшни, а я, о чём же хотела рассказать? О жизни и смерти. О границе, которая пролегает так близко от каждого из нас, и которую мы неизбежно пересечём однажды. А так, всё нормально!

Пограничная ситуация — (нем. Grenzsituation) ситуация, при которой возникает серьёзная опасность для жизни. Термин введён немецким философом и психиатром, одним из создателей экзистенциализма Ясперсом Карлом в работе «Разум и экзистенция», 1935 г. Пограничные… … Википедия

Пограничная ситуация — Из книги «Психология мировоззрения» немецкого философа Карла Яс перса (1883 1969). Философ понимает под этим термином тот период в жизни человека (а также государства, общества), когда он создает одни ценности (или приобщается к ним) и… … Словарь крылатых слов и выражений

Пограничная ситуация — ситуация индивидуального существования (личного бытия), в которой самосознание личности обостряется и она непроизвольно и глубже познает себя. Пограничные ситуации возникают перед лицом решающих или очень важных для жизни человека событий… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ — понятие, обозначающее время и место постижения человеком экзистенции, основ собственного существования (например, за несколько минут до кончины или в состоянии глубокого психоэмоционального стресса и т.п.) … Тематический философский словарь

Пограничная ситуация — ♦ (ENG boundary situation) (нем. Grenzsituation) термин, используемый экзистенциалистскими авторами для описания момента просветления, когда человек начинает осознавать, что за пределами обыденного существования есть трансцендентное… … Вестминстерский словарь теологических терминов

ситуация — и, ж. situation f. 1. устар. Местоположение, расположение. БАС 1. Ситуация Сатурнова. 1707. АК 3 145. Имею указ.. от двора, чтобы приискать одного архитекта, который бы знал положение и размер не токмо что палат, но ситуации удобной места и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Пограничная зона — Пограничная зона полоса вдоль границы государства или территории, где ограничены свободное передвижение людей и их хозяйственная деятельность. Как правило, устанавливается на границах с враждебными или недружественными территориями с целью… … Википедия

ситуация пограничная — ситуации существования индивидуального (бытия личного), в коих самосознание личности обостряется и человек непроизвольно познает себя. Согласно К. Ясперсу, возникают перед лицом смерти, вины, испытаний с непредсказуемым исходом. Они побуждают… … Большая психологическая энциклопедия

Пограничная охрана Финляндии — У этого термина существуют и другие значения, см. Пограничная охрана. Пограничная охрана Финляндии … Википедия

Пограничная политика — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и граждан, направленная на укрепление суверенитета и территориальной… … Пограничный словарь

Пограничная ситуация в философии

Человеческая душа полна различных свойств, которые неподконтрольны в обычном состоянии. Многие могут вспомнить уникальные ощущения в состоянии после разрыва отношений с действительно любимыми людьми, после смерти близких, после потери чего-то очень важного и ценного. Данное состояние в философии называется пограничной ситуацией, когда человек освобождается ото всех условностей, норм и правил общества и обретает свободу в принятии решений и действий, поскольку при этом он не боится одного – умереть.

Пограничное состояние – это пребывание человека на грани между жизнью и смертью. В состоянии смертельной болезни, после перенесенного эмоционального потрясения, после утраты чего-то ценного или близких людей человек словно перестает чего-либо бояться. Он уже понимает, что никакое действие не может привести его к нежелательным результатам. Все, что мог, человек уже потерял, поэтому он обретает свободу ото всех лозунгов, правил и законов.

Такое пограничное состояние нередко демонстрируется в фильмах. О пограничных ситуациях поговорим на сайте психологической помощи psymedcare.ru.

Что такое пограничная ситуация?

Пограничной ситуацией являются обстоятельства, когда человек находится на грани смерти. Причем смерть может быть как физическая, так и психологическая. Когда человек осознает отсутствие тех ценностей, за которые он держался ранее, он попадает в невесомость. Если человек сталкивается со смертельной болезнью, то ему точно становятся неважными ни деньги, ни красота, ни мнение окружающих людей.

Это можно сравнить с состоянием безразличия. Человеку все равно, будет он жить или нет, какое впечатление будет производить, придет к чему-то или нет. Это выход за правила и нормы общества. Это обретение свободы, погружение в самого себя и постижение инсайта.

В таком состоянии человек наконец-то начинает понимать, ради чего живет, в чем суть его существования, что для него является важным. Если в таком состоянии он не находит ответов на данные вопросы, тогда он может задуматься о суициде.

Самоубийство тоже становится отличным примером пограничного состояния. Потеря смысла жизни, уход любимого человека, потеря всех ценностей и благ, над которыми человек трудился, и пр. – все это может привести к пограничному состоянию. Не будем исключать тех моментов, когда человек на самом деле находился на грани жизни и смерти, возможно, даже что-то видел, пока находился в бессознательном состоянии. Все это дает два главных фактора:

  1. Понимание всей бессмысленности тех метаний, которые человек совершает, пока живет по правилам социума.
  2. Постижение смысла своей жизни, которое не будет заключаться в том, чего привыкли достигать люди в обычной жизни.

Хотите потерять смысл жизни? Желаете потерять самих себя и почувствовать пустоту своего бытия? Довольно странными звучат эти вопросы, поскольку ни один человек по доброй воле не пожелает себе такой участи. Однако люди, несмотря на свое нежелание, все делают для того, чтобы потерять свой смысл жизни и ощутить пустоту своего существования.

Как легко потерять свой смысл жизни? Нужно поверить в идею о том, что следует жертвовать собой ради блага и желаний других людей. Припомните все те правила и мораль, в которой говорится, что вы должны помогать ближнему, не отказывать, любить других, какими бы плохими они ни были, отказывать себе в своих желаниях ради блага окружающих и т. д. Все эти моральные принципы хороши сами по себе, очень благородны и прекрасны. Но именно они погубили многих людей, которые потеряли самих себя и свой смысл жизни.

«Если бы люди были чуточку эгоистичнее, то мир был бы лучше», — говорит человек, который имеет смысл своей жизни. И он прав! Эгоистичность человека должна проявляться в том, что он никогда не забывает о своих желаниях и интересах. Именно ваши интересы и предпочтения определяют вас, придают вам смак и ощущение полноты жизни. А что будет, если вы откажетесь от своих желаний? Вы потеряете себя. Это похоже на то, как если бы вас заставили отказаться от света, от еды, от сна, от всего, что приносит вам счастье, упрекнув в эгоизме, если вы этого не сделаете.

Как легко потерять свой смысл жизни? Этого можно достичь путем отказа человека от своих желаний, интересов и всего, что его радует. Несомненно, нужно помогать ближним, уступать, прислушиваться к чужому мнению, ограничивать себя в том, что мешает вам быть ближе к близким. Но это еще не означает, что вы должны отказаться от всего, что вас радует в этой жизни.

Смысл жизни заключается в том, чтобы жить счастливо. И у каждого человека имеется свое понимания счастья. Что вас радует? Что у вас вызывает восторг и восхищение? От чего ваше сердце начинает энергично и радостно биться? Если вы откажетесь от этого «во благо других людей и помощи им, их капризов и потребностей», то потеряете себя и свой смысл жизни. Поэтому порой нужно быть эгоистичным человеком. И ваш эгоизм будет заключаться в том, что вы не откажетесь от того, что приносит вам счастье, радость бытия и самореализацию, иначе себя потеряете. Не отказывайтесь от своих желаний, принципов и интересов. Ничто в этом мире не достойно такой жертвы.

Причину экзистенциального тупика можно найти в том, что человек просто не живет своей жизнью. Он постоянно пытается достичь или приобрести то, что считается важным в обществе. При этом он забывает спросить самого себя, а что важно лично ему. Это приводит к тому, что человек уделяет время не тому, что ему действительно важно, а прочим целям, которые не представляют лично для него ценности, но важны обществу. И когда человек теряет то, что ему ценно, он попадает в пограничную ситуацию.

Замечали странную особенность многих людей: они любят сравнивать друг друга и даже самих себя с окружающими? Эта привычка идет с самого детства. Стремление людей увидеть за собой какие-то недостатки и изъяны заложено родителями. Люди уже настолько привыкли быть всегда плохими и несовершенными, что постоянно занимаются поддержанием этого состояния. Если раньше родители постоянно говорили, «какой ты плохой», то сейчас люди сами ищут в себе недостатки или общаются с теми людьми, которые будут говорить то же самое.

Запрет на индивидуальное бытиё возникает в семьях, где:

  • ждали ребенка одного пола, а родился малыш другого;
  • не принимают качества ребенка;
  • навязывают черты характера другого человека, из-за чего ребенок начинает копировать того, с кем его сравнивают.

Так происходит в семьях по той причине, что сами родители чем-то недовольны в себе или в других людях. Постоянное желание сравнивать и находить в ком-то изъяны заставляет родителей то же самое проделывать и с собственными детьми. Как результат, дети не просто имеют заниженную самооценку, но и никогда не становятся успешными, богатыми, любимыми людьми.

Почему вы должны быть кем-то? Этим вопросом должен задаться человек, который поддается данной родительской программе. Почему вы не можете ценить себя такими, какими являетесь? Да, вы не идеальны, не совершенны, не обладаете какими-то талантами. Но есть люди, которые тоже такими же качествами не обладают, при этом они себя отлично чувствуют, их любят и ценят. Вы не должны быть кем-то! Позвольте себе просто быть собой! Ведь все люди являются собой, сколько бы их ни сравнивали. Поэтому не тратьте время на то, что вызывает только стрессовое состояние. Прекратите бороться с собой и примите себя такими, какие вы есть, — странными, неидеальными и несовершенными, но зато уверенными в себе и любимыми.

Пограничная ситуация в философии

Пограничные ситуации рассматриваются в экзистенциальной философии. Предполагается, что человек находится на грани между своим предметным существованием и постижением мирской сущности. Когда человек оказывается в таких обстоятельствах, которые выталкивают его из гонки за деньгами и славой, тогда он видит истинный смысл своей жизни.

Пограничная ситуация возникает при многих обстоятельствах, преимущественно которые вызывают у него чувство утраты, разочарования или сильного стресса.

Что обычно делают люди, когда с ними расстаются их любимые? Как ведет себя человек, когда его увольняют? Что обычно делают люди, когда они теряют свои деньги? Что происходит с человеком, когда его автомобиль угоняют? Если взять все истории того, когда человек теряет, лишается чего-то очень важного и ценного, то можно увидеть, что он ведет себя в основном так же, как и другие люди. Когда люди теряют что-то ценное для себя, они начинают горевать, плакать, злиться и пытаться это вернуть, сожалеть. Все, о чем они говорят в эти моменты, — о том, что они потеряли, как страдают и как пытаются это вернуть.

Когда человек что-то теряет важное для себя, он либо начинает сожалеть о произошедшем, страдая, либо старается вернуть утерянное. Лучше, конечно, пробовать вернуть то, что было утеряно. Но ситуация, когда человек страдает и горюет за тем, чего он лишился, — просто пустая трата времени.

Все! Вы уже лишились этого! Слезы вам не помогут. Обвинения в адрес жестокой реальности или каких-то людей тоже вам не помогут. Пока вы страдаете и слезами пытаетесь умилостивить судьбу, чтобы она вернула вам то, что забрала, вы лишь тратите свое время. Пора мириться со случившимся и что-то делать.

Конечно, вариант того, что вы пытаетесь вернуть утерянное, хорош, но не всегда эффективен. Если любимый человек любит вас, то он еще может вернуться. Но что будет, если вас уже не любят? Все ваши попытки будут тщетными. Поэтому возвращать то ценное, что было вами утеряно, — это вариант. Но он не всегда полезен и эффективен.

Сожаление за потерянным – удел неудачников. Как же поступают успешные люди и счастливчики?

Потеряли деньги – не плачьте, а лучше подумайте над тем, как начать зарабатывать больше денег, чтобы потерянные средства были копейками по сравнению с заработанными. Ушел любимый человек – пару дней погорюйте, а потом приведите себя в порядок и начните знакомиться с новыми людьми. Другими словами, если вы потеряли что-то ценное и важное для себя, то не нужно за этим горевать. Можно попробовать вернуть. Но если вернуть невозможно, тогда задайтесь всего лишь одним вопрос: что вы можете сделать, чтобы снова обрести то ценное и важное, что было вами утеряно, причем сделать это так, чтобы этого у вас стало еще больше?

Многие люди сожалеют за потерянным. Но они просто теряют свое время. Они страдают, льют слезы, но их ситуацию это никак не решает. Есть более успешные люди, которые пытаются вернуть потерянное. Что ж, как вариант, данный способ хорош, но он не всегда уместен. Поэтому, чтобы не терять свое время и не возвращать то, что уже не вернуть, лучше подумать над тем, как начать обретать ценные и важные для себя вещи, но в еще большем количестве и качестве. То есть не горевать за прошлым, а двигаться в то будущее, где вы живете еще лучше, нежели жили раньше.

Пограничные ситуации знакомы всем людям. В жизни каждого человека возникали события, выводящие их на грань потери смысла жизни и желания умереть. Именно в этот момент человек освобождался от всего, что тяготит его в людском мире.

Пограничная ситуация — Из книги «Психология мировоззрения» немецкого философа Карла Яс перса (1883 1969). Философ понимает под этим термином тот период в жизни человека (а также государства, общества), когда он создает одни ценности (или приобщается к ним) и… … Словарь крылатых слов и выражений

ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ — (нем. Grenzsituation) – категория философии экзистенциализма, введенная Ясперсом, означающая моменты глубочайших потрясений (страх, страдание, борьба, смерть и др.), в к рые человек познает себя как нечто безусловное. Философская Энц … Философская энциклопедия

Пограничная ситуация — ситуация индивидуального существования (личного бытия), в которой самосознание личности обостряется и она непроизвольно и глубже познает себя. Пограничные ситуации возникают перед лицом решающих или очень важных для жизни человека событий… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ — понятие, обозначающее время и место постижения человеком экзистенции, основ собственного существования (например, за несколько минут до кончины или в состоянии глубокого психоэмоционального стресса и т.п.) … Тематический философский словарь

Пограничная ситуация — ♦ (ENG boundary situation) (нем. Grenzsituation) термин, используемый экзистенциалистскими авторами для описания момента просветления, когда человек начинает осознавать, что за пределами обыденного существования есть трансцендентное… … Вестминстерский словарь теологических терминов

ситуация — и, ж. situation f. 1. устар. Местоположение, расположение. БАС 1. Ситуация Сатурнова. 1707. АК 3 145. Имею указ.. от двора, чтобы приискать одного архитекта, который бы знал положение и размер не токмо что палат, но ситуации удобной места и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Пограничная зона — Пограничная зона полоса вдоль границы государства или территории, где ограничены свободное передвижение людей и их хозяйственная деятельность. Как правило, устанавливается на границах с враждебными или недружественными территориями с целью… … Википедия

ситуация пограничная — ситуации существования индивидуального (бытия личного), в коих самосознание личности обостряется и человек непроизвольно познает себя. Согласно К. Ясперсу, возникают перед лицом смерти, вины, испытаний с непредсказуемым исходом. Они побуждают… … Большая психологическая энциклопедия

Пограничная охрана Финляндии — У этого термина существуют и другие значения, см. Пограничная охрана. Пограничная охрана Финляндии … Википедия

Пограничная политика — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и граждан, направленная на укрепление суверенитета и территориальной… … Пограничный словарь

2.19. Пограничные ситуации

Идея ситуационной пограничности родилась в фи­лософии существования, согласно которой человек обостренно воспринимает текущую ситуацию потому, что за ее граничной чертой смерть, вина, исход судьбы, крушение жизненных концепций.

Пограничная ситуация срывает с человека маску, раскрывая его истинную суть. Пограничная ситуация может стать стимулом, но может быть и началом конца. Она вызывает на экран сознания всю накопленную ин­формацию, все силы интеллекта.

Среда постоянно создает пограничные ситуации. Поэтому человеку все время предоставляются возможности:

— обратить ситуацию себе на пользу;

— отказаться от ее использования и выйти из нее;

— упустить шанс на позитивное преобразование ситуации.

Пограничная ситуация не предоставляет возмож­ностей, она ставит человека перед необходимостью, перед неизбежностью сделать выбор, за которым гра­ница, разделяющая прежнюю жизнь и смерть, страдания.

Собственный (приватный) мир выдавливается со­стоянием пограничной ситуации, которая начинает же­стко доминировать над личностью, принуждая к неже­лательному и несвободному выбору.

Пограничная ситуация демонстрирует конечность жизненного пути, она является реакцией на встречу с реальностью, борьбой с воздействием окружающей си­туации.

Личность в пограничной ситуации окружена неиз-бежностями и реализует себя двумя путями:

— освобождает сконцентрированную энергию и выходит навстречу проблемам;

— прячется в себя, в самозамкнутый мир иллюзий, но реальность сразу же грубо и жестоко препо­дает урок тотальной зависимости от среды.

В обоих случаях личность вынуждена подходить к краю жизненной пропасти. Люди с рациональным диапазоном мышления находят выход, хотя отягощенный сложностями борьбы, другие же — лишенные способ­ностей к выживанию — погибают физически, интеллек­туально, морально, психически.

Пограничную ситуацию нужно пережить как пере­ход через минное поле. Ее можно использовать во благо расследования, направить ее потенциал на раскрытие.

Пограничную ситуацию можно создать, укротить, усилить или ослабить, преодолеть или принять как данность судьбы. Пограничная ситуация создается из неразрешенности поставленных проблем, из неподготов­ленности субъекта выйти из окружения обстоятельств.

Криминалистическая иллюстрация (по мо­тивам новеллы Андре Моруа)

Преуспевающий бизнесмен при осуществлении крупной сделки неожиданно полностью разорился.

Осознавая невозможность дальнейшей жизни, он приезжает к себе домой и обнаруживает па­кет с письмом, где говорится: «Уважаемый гос­подин Н. Нам известно, что вы потерпели фи­нансовую неудачу. Многие в подобном случае пытаются покончить с собой, но одни остаются калеками, другие сходят с ума, умножая свои страдания. Наша фирма за весьма умеренную плату принимает на себя обязательства комфор­тно обеспечить ваши последние дни и реализо­вать Ваше желание уйти из жизни».

Фирма обозначила скромную (карманную) сум­му и указала адрес загородного отеля.

Н. принял это предложение, приехал в отель, где подписал контракт, по которому фирма гарантировала комфортный уход из жизни с под­готовкой к смерти.

Н. гулял по тихому красивому парку при отеле, наслаждался пением птиц, медленным течением ручья и неожиданно познакомился с очень ми­лой и грустной девушкой, которая приехала в этот отель с тем же желанием, что и Н.

Н. провел в общении с девушкой несколько дней. Она убедила его в том, что жизнь прекрасна, а денежные потери — это лишь часть внешней среды, из-за которой нельзя умирать. Они приняли решение уехать из отеля, начать новую жизнь и стать счастливыми людьми, рас­сматривая жизнь как единственную ценность.

Н. обратился к управляющему дать ему мизер­ную сумму на обратный билет в город, и тот пообещал это сделать.

В этот же вечер к управляющему пришла де­вушка, подружка Н., которой управляющий вып­латил гонорар за прекрасно выполненную рабо­ту по подготовке к смерти Н.

Ночью в комнату Н. был пущен газ, вызвавший смерть Н. Фирма выполнила взятые на себя обязательства в соответствии с заключенным кон­трактом.

Вопрос: Является ли ситуация пограничной и в какой пе­риод Н. испытал это состояние пограничности?

Пограничная ситуация поля. Алексей Смирнов

А.В Смирнов 2017 г.

В последнее время мне все чаще и чаще приходится сталкиваться с рассказами или быть свидетелем, а иногда и участником ситуаций которые можно назвать пограничными. В связи с этим мне захотелось напомнить вкратце, что это такое. И так. Пограничная ситуация поля характеризуется высоким уровнем возбуждения и низким уровнем дифференцировки. В чем это проявляется?

[/url]1. Высокий уровень возбуждения. Возбуждение не дифференцируется, плохо осознается, легко трансформируется в аффект. Наиболее типичными являются возмущение и праведный гнев. За ними могу стоять не осознаваемые ужас, стыд, отвращение и вина.

2. Из-за высокого уровня возбуждения все происходит слишком быстро. Как говорится, слово, за слово и вот уже чем то по столу.

3. Из-за низкой дифференциации отсутствует возможность внутренней наблюдающей позиции, т.е. нет возможности посмотреть на ситуацию ни со стороны, ни глазами другого.

4. Низкая дифференциация не позволяет отличить свои ожидания от реальности, как продукт внутренней зоны (т.е. фантазии, воображения) от самой реальности. Человек полностью уверен, что то, что он думает о реальности, это и есть реальность, а реальность должна быть такой, какой он ее себе представляет.

5. Границы. Границы при пограничной ситуации формируются по типу расщепления. Т.е. человек ясно и четко видит свои границы по отношению к внешнему миру и жестко удерживает их. Человеку кажется при этом, что удерживая и отстаивая свои границы он поступает правильно, а внешний мир и в частности, другие люди поступают неправильно, атакуя его, пытаясь нарушить то, что человек считает своей границей. Границы формируются через противопоставление или/или. Или прав я и он виноват, или виноват он и прав я. При этом границы другого и его взгляд на ситуацию не распознаются или отрицаются как ложные и не правильные.

6. Самоощущение. Находясь в пограничной ситуации человек может ощущать себя либо бессильной жертвой несправедливости и испытывать обиду и жалость к себе, либо найти в себе силы и воспылав праведным гневом наказать обидчика. Иногда наказывают обидевшего какого-то другого человека, выступая его защитником или спасателем. Так же при пассивном варианте агрессии возможно демонстративное высокомерное игнорирование обидчика и его обесценивание, или затаивание обиды и последующее отмщение.

Если пограничная ситуация поля начинает разворачиваться, то в нее вовлекаются 2 и более человека. Разворачиваемые одним из участников пограничные паттерны могут легко индуцировать пограничные паттерны у других участников конфликта и тогда ситуация может стать неуправляемой и завершиться либо открытым столкновением, либо прекращением контакта из-за его непреносимости.

Что делать если ты оказываешься в пограничной ситуации?

Шаг 1. Распознать ситуацию как пограничную.

Шаг 2. Снизить свой уровень возбуждения. Для этого существует много способов, из которых на мой взгляд, самый экологичный и действенный — «заземление».

Шаг 3. Выйти в метапозицию и оценить реальный уровень опасности, т.е. насколько ситуация подходит под категорию спасения жизни т.е. «бей или беги». Если подходит, то бейте, бегите, зовите на помощь, пытайтесь договориться, короче делайте все, чтобы спасти свою жизнь и выйти из ситуации с наименьшими потерями.

Шаг 4. Если угрозы жизни нет, то оставайтесь на месте, не приближаясь к другому и не отдаляясь от него больше, чем это необходимо, для того чтобы удерживать свой уровень возбуждения на оптимальном уровне. Подождите пока ваше возмущение и праведный гнев сменятся на страх и отвращение, а затем удивление и интерес. В этот момент попытайтесь включить эмпатию и поставить себя на место оппонента. Заметьте в чем вы можете посочувствовать ему. Как ваше поведение может быть связано с его реакцией. Какие из ваших действий были совершены намеренно с целью задеть его, или вы могли бы предположить, что это его заденет, если бы были более внимательны к его присутствию в ситуации, не игнорировали его.

Шаг 5. Дождитесь пока уровень возбуждения собеседника снизится и принесите свои извинения за то, что намеренно или по невниманию задели его. Если вы не можете установить связи между своими действиями и реакцией собеседника, то выразите сожаление тем, что ваши действия вызвали такую реакцию.

Шаг 6. Если уровень возбуждения собеседника снижен не достаточно, и ваших извинений или сожаления недостаточно, то спросите его о том, что бы он хотел еще получить в компенсацию за свои переживания.

Шаг 7. Если пожелания собеседника реалистичны — выполните их. Если нет — выдвините свои встречные предложения. Попробуйте поторговаться. Если собеседник реагирует на торг увеличением возбуждения, то повторите извинения или сожаление и попросите вернуться к переговорам через некоторый промежуток времени в надежде, что за это время уровень возбуждения снизится.

Шаг 8. Если после перерыва уровень возбуждения собеседника не снизился, предложите ему воспользоваться помощью посредника для ведения переговоров. Если ваш оппонент не готов к использованию посредника и требует удовлетворить его требования по компенсации ущерба в объеме неприемлемом для вас, порекомендуйте ему обратиться к официальным посредникам (суд, арбитраж, этический комитет и т.п.), если вы сами готовы к такому разбирательству. Если перспектива такого разбирательства вас не устраивает, то значит объем компенсации только кажется вам неприемлемым. Дайте ему то, что он хочет и избегайте продолжения общения. Смиритесь, вас поимели, и спасибо, что не убили.

Шаг 9. Если в результате каких то из предыдущих шагов уровень возбуждения собеседника снижается и он начинает вас видеть и слышать, то спросите его о том, хочет ли он знать что происходило с вами во время этой ситуации. Если его это не заинтересует, то по возможности прекратите или ограничьте дальнейшее общение.

Шаг 10. Если оппонент заинтересован в том что происходило с вами, то расскажите ему об этом, следя за своим уровнем возбуждения, сохраняя сочувствие к нему и избегая инициировать пограничную ситуацию снова. Попытайтесь ясно, безоценочно и эмоционально нейтрально описать какие действия партнера, как были восприняты вами и чем они вас задели. Уточняйте, понимает ли вас собеседник и готов ли он поставить себя на ваше место. Если собеседник не сможет встать на ваше место и понять вас, то продолжение диалога не возможно. Если собеседник не готов выразить сожаление о том, что вольно или невольно задел вас и извиниться за это, так же, как и вы до этого, то продолжение диалога так же не возможно. Смиритесь, он такой, какой он есть и его не переделать, стройте свою жизнь в расчете на это.

Шаг 11. Если партнер смог встать на ваше место, понять чем задел вас, выразить сожаление и извиниться, то вам повезло, с этим человеком возможны дальнейшие партнерские отношения.

К. Ясперс о «пограничной ситуации»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8612 —

| 7074 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

VII. СИТУАЦИЯ И ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ

СИТУАЦИЯ

Данные выше определения отношения человека в экзистенциальной философии к миру существенно обостряются еще в одном аспекте. Уже подчеркивалось, что наряду с существованием столь же изначальным образом оказывается задан мир и что этому миру свойственны стесненность (die Beengung) и тревожность. Однако уже в понятии «экзистенциального мыслителя» содержался такой момент, который затем был упущен в предшествующем изложении: а именно что этот мыслитель оказывался в своем мышлении посредством собственного бытия в совершенно определенном положении с присущими этому положению совершенно определенными обстоятельствами. В соответствии с этим мир представляет собой для личного бытия не просто всеобщий фон, но одновременно всегда уже совершенно определенное стечение обстоятельств, совершенно определенный мир, в котором это бытие себя обнаруживает и которое совершенно определенным образом требует от него ответа.

СВЯЗАННОСТЬ СИТУАЦИЕЙ

В этом смысле экзистенциальная философия настойчиво подчеркивает, что ситуация — не есть то, во что человека попадает лишь случайно и лишь внешним образом, но человеческое бытие сущностно представляет собой бытие в ситуации, человек никогда не может избежать заточения (die Verhaftenheit) в ситуацию. В каждое мгновение своей жизни он уже оказывается в ситуации, которую не выбирал, которая не считается с его желаниями и потребностями, а стесняет его как нечто чужое и враждебное.

Однако подобно тому как уже в отношении понятия мира подчеркивалось что оно означает не только внешнюю реальность, но и внутреннюю действительность самого человека, так и теперь говоря об определенной ситуации, стоит иметь в виду не только внешние обстоятельства, но и относящийся к ней точно таким же образом вбирающий в себя человека особенный порядок (die Verfassung) — его телесное и душевное состояние. Душевно человек всегда находится в определенном настроении, определенной общей тональности своих чувственных состояний (72), и применительно к этому отношению следует точнее заметить то же самое, что раньше было сказано об отношения к ситуации в целом: и определенное настроение в любое мгновение своей жизни человек обнаруживает в качестве чего-то внешнего, того, что он не производил произвольно. Человек не может избежать связи с некоторым так или иначе определенным настроением (насколько быстро при этом ни изменялась бы его окраска). Эта сторона дела была прежде всего серьезно разработана Хайдеггером — настроения были представлены в начале его «Аналитики личного бытия» («Analytik des Dasein») в качестве «способов фундаментальной расположенности» («dieGrundbefindlichkeiten»).

Таким образом, если личное бытие всегда обнаруживает себя помещенным в ситуацию, это, естественно, не исключает того, что ситуация с течением времени изменяется. Скорее даже, она изменяется nocтоянно. Конечно, это не исключает в того, что человек, со своей стороны, тоже оказывает на ситуацию известное влияние. Только влияние это распространяется не непосредственно, не в прямом контакте, а за счет того, что человек по-своему пытается руководить возникновением новой ситуации, посредством чего стремится достичь благоприятной для себя ситуации. Однако, в то время как та или иная ситуация, в которой человек пребывает, постоянно изменяется, общая заточенность в ситуацию в результате подобного превращения никогда не упраздняется. Это прежде всего остро выявил Ясперс: «Поскольку человеческое бытие есть бытие в ситуации, то я никогда не смогу выйти из ситуации, не попав в другую» (II 203).

То, что прежде неопределенно обозначалось при помощи понятия человеческой конечности, получает в этом высказывании более точное определение. Ситуации суть нечто, что человек должен «претерпевать». Он отдан в их распоряжение (73). Именно здесь с ясностью находит свое выражение отличие от жизнефилософской позиции. Для философии жизни было бы чуждым ощущать положен в качестве причиняющего страдание изъяна, в качестве преграды. Скорее она видит в нем подоснову, несущую человека и обуславливающую все его отдельные способы поведения. Понятие ситуации, напротив, делает акцент именно на моменте сопротивляемости, тем самым подчеркивая сущность человеческой конечности[30].

ПОГРАНИЧНЫЕ СИТУАЦИИ

Однако при том что единичные ситуации изменяются и хотя бы частично повинуются нашему планирующему вмешательству, при том что мы оказываемся в состоянии овладеть той или иной ситуацией — то есть посредством paзумной предосторожности избежать ее угрозы, — при всем этом возникают другие радикальные моменты ограниченности (die Begrenzheiten) нашего бытия, противостоящие ему в качестве принципиально непреодолимых преград. Это — те ситуации, которые не столько определяются в частностях, сколько выступают в качестве общего положения дел, ситуации, которые хотя и изменяются сообразно обстоятельствам в их конкретных явленных формах, однако при этом как таковые принадлежат самому личному бытию. К этому ряду можно было бы причислить уже сами факт принципиальной заточенности в ситуацию. Далее сюда относится тот факт, что я должен умереть, что в действии -и также в бездействии — я неминуемо должен принять на себя вину, что я предоставлен случайности, где я постоянно побуждаю себя никогда не избегать страданий и болей и могу поддерживать свою внешнюю и внутреннюю жизнь лишь в борьбе с противником.

Подобные угрозы (die Bedrohungen), которые хотя и способны изменяться в их отдельных проявлениях, но как таковые принадлежат сущности личного бытия и потому оказываются неизбежными, Ясперс метко называет «пограничными ситуациями». Если такое наименование и представляет собой своеобразную формулировку Ясперса и при этом не встречается у других экзистенциальных философов, то все же вопрос об опыте пограничной ситуации свойственен для экзистенциальной философии вообще. Этот опыт трудно охарактеризовать яснее, нежели теми словами, которыми сам Ясперс вводит понятие пограничной ситуации: «Они не изменяются (разве лишь внешне); относясь к нашему бытию, они являются окончательными. Они необозримы; в нашем существовании мы не видим за ними ничего прочего. Они представляют собой стену, на которую мы наталкиваемся, о которую разбиваемся. Нам нужно не изменять их, а лишь добиваться их ясности, ибо мы не в силах объяснить их, вывести из чего-то другого. Они существуют наряду с самим нашим бытием» (II 203)[31].

Данное здесь понятие «граница» (die «Grenze») является решающим как для Ясперса, так и вообще для экзистенциальной философии. Тот факт, что человеческое бытие всегда имеет определенные границы, не нов и всегда признавался. Новым является то, каким образом обладающие конститутивным характером границы встраиваются в само внутреннее существо человека. Граница здесь представляет собой не то, что каким-либо образом располагалось бы снаружи и ограничивало бы человека извне, но то, что определяет его в самой глубине его существа. И отсюда облик этой границы затем разрабатывается в отдельных пограничных ситуациях: страдание, борьба, случайность, вина и т. д., которые, конечно, были известны всегда, но обыкновенно рассматривались преимущественным образом в качестве чего-то случайного, того, чего можно избежать, что объяснялось лишь ущербностью существующего порядка. Этот порядок пытались улучшить, выдумывали утопии некоего лучшего мира, где не должно быть страданий, борьбы и прочих жизненных бед. Однако полагая последние в корне устранимыми уклоняются от необходимости принципиальным образом с ними разбираться (74).

В экзистенциальной же философии эти моменты познаются в их неупразднимости, как нечто, чего нельзя избежать, как то решающее, что принадлежит существу самого человека, без чего это существо даже невозможно в достаточной мере определить. И потому пограничные ситуации представляют собой не нечто такое, что можно было бы принять к сведению и учесть в действии, но решающим в них является именно то, что под напором их реальности человеку становится сомнительным основание любого знания и действия, что в них открывается ущербность, способная — поскольку человек не закрывает искусственно на них глаза — потрясти его жизнь до самых основ. В пограничных ситуациях человек поставлен перед лицом глубокой тревожности своего бытия. Так, Ясперс говорит: «Общее у них состоит в том, что. здесь не имеется ничего твердого, никакого несомненного абсолюта, никакой опоры, которая устояла бы перед тем или иным опытом или мыслью. Все течет, все находится в беспокойном движении постановки-под-вопрос (das in Frage-gestellt-werden), все относительно, конечно, расщеплено на противоположности» (Ps. 229).

Стало быть, в этом смысле пограничные ситуации — это такие ситуации, в которых человек подведен к границе своего существования. Они повсюду переживаются в опыте, в результате чего действительность не складывается в единое гармоничное и осмысленное целое, но в ней проступают противоречия, которые не могут разрешиться посредством мышления или же выглядят как принципиально неустранимые. Они характеризуют свойство, которое Кьеркегор выделил при помощи понятия парадокса. Они словно «жало во плоти» (75), посредством которого перед человеческим взором убедительно выставлено несовершенство его личного бытия. Таким образом, конечность человеческого бытия в пограничных ситуациях познается наиболее решающим образом, поскольку они очерчивают твердую границу, делающую невозможным любое гармоничное постижение мира и человеческой жизни. В рамках данного сочинения не могут быть рассмотрены отдельные пограничные ситуации. Лишь на примере смерти, этой радикальнейшей для человеческого существования пограничной ситуации, в данный момент могут быть проанализированы те черты, которые здесь были оговорены лишь в самом общем виде. Ибо дело состоит прежде всего в том, чтобы выявить непосредственное значение пограничной ситуации для опыта экзистенциального существования.

Именно в силу того, что пограничные ситуации противопоставлены любой успокоенности в гармоничном и замкнутом образе мира, они поддерживают в человеке в бодрствующем состоянии то беспокойство, которое гонит его вперед. Именно в силу того, что они не могут быть разумно объяснены, но, наоборот, в их упрямой фактичности неподвластны никакому разуму, они убедительным образом делают очевидной глубокую тревожность и незащищенность человеческого бытия. При этом они позволяют увидеть человеческое бытие в его потерянности, доводят до состояния полного напряжения его существования. И это характерный момент: поскольку человеческое бытие уже изначально находится в состоянии потерянности и отданности миру, оно не может возвысить себя до состояния экзистенциального существования, так сказать, изнутри, за счет собственных сил, собственным побуждением. К этому оно должно быть лишь принуждено, что и происходит в том ощутимом опыте, в котором личное бытие ввергнуто в пограничную ситуацию.

Лишь на основе опыта пограничной ситуации формируется полное и конкретное понятие экзистенциального существования. Все непосредственно высказанное о нем до сих пор, по существу, остается еще формальным и всеобщим. Только на основе понятия пограничной ситуации возникает та значительная острота, которая содержится в понятии экзистенциального существования. Хотя человек и способен раз-другой уклониться от пограничной ситуации, сбежав в суету повседневного существования, однако если он пристально в нее всмотрится, то здесь реализуется подлинное экзистенциальное существование. «Мы становимся сами собой тогда, когда с открытым взором вступаем в пограничную ситуацию» (II 204). Так, принципиально обобщая, Ясперс может ясно подать следующий емкий смысл: «Познание пограничных ситуаций и экзистенциальное существование — одно и то же» (II 204).

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Оцените статью
VertClinic.ru
Добавить комментарий