Понятие гештальт в психологии. основные методы и техники гештальт-терапии

Сегодня предлагаем обсудить тему: "понятие гештальт в психологии. основные методы и техники гештальт-терапии". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Техники в гештальт-терапии

Техники, используемые в гештальт-терапии, группируются вокруг двух главных направлений работы. Их называют принципами и играми. Принципы вводятся на начальной стадии терапии, и их не слишком много, число же игр не ограничено. Принципы указывают предпочтительные направления поведения и условия, которые благоприятствуют расширению осознания и наиболее полному контакту с окружением и самим собой.

Технические процедуры называются гештальт-играми. Это разнообразные действия, выполняемые пациентами по предложению психотерапевта, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимым содержанием и переживаниями. Эти игры предоставляют возможность экспериментировать с самим собой и другими участниками группы. В процессе игр участники группы «примеряют» различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности и интроектами. Цель игр-экспериментов — достижение эмоционального и интеллектуального прояснения, приводящего к интеграции личности. Эмоциональное осознание («ага-переживание») — это такой момент самопостижения, когда человек говорит: «Ага!». По Ф.Перлзу, «ага» — это то, что происходит, когда что-нибудь защелкивается, попадая на свое место; каждый раз, когда «закрывается» гештальт, «звучит» этот щелчок. По мере накопления фактов эмоционального прояснения приходит прояснение интеллектуальное.

Число игр не ограничено, так как каждый психотерапевт, пользуясь принципами гештальт-терапии, может создавать новые игры или модифицировать уже известные.

Наиболее известными являются следующие техники.

1. Диалог между частями собственной личности. Когда у пациента наблюдается фрагментация личности, психотерапевт предлагает эксперимент: провести диалог между значимыми фрагментами личности — между агрессивным и пассивным, «нападающим» и «защищающимся». Это может быть диалог и с собственным чувством (например, с тревогой, страхом), и с отдельными частями или органами собственного тела, и с воображаемым значимым для пациента человеком. Техника игры такова: напротив стула, который занимает пациент («горячий стул»), располагается пустой стул, на который «сажают» воображаемого «собеседника». Пациент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, пытаясь максимально отождествлять себя с различными частями своей личности.

2. Совершение кругов. Пациенту предлагается пройти по кругу и обратиться к каждому участнику с волнующим его вопросом, например, выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группам.

3. Незаконченное дело. Любой незавершенный гештальт есть незаконченное дело, требующее завершения. По существу, вся гештальт-терапия сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями и т.п. Чаще всего, это невысказанные жалобы и претензии. Пациенту предлагается с помощью приема пустого стула высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому участнику психотерапевтической группы, который имеет отношение к незаконченному делу.

Гештальт-психотерапевтами замечено, что наиболее частое и значимое чувство — чувство обиды. Именно с этим чувством работают в игре, которая начинается со слов: «Я обижен.».

4. Проективная игра. Когда пациент заявляет, что другой человек имеет некое чувство или черту характера, его просят проверить, не является ли это его проекцией. Пациенту предлагается «разыграть проекцию», т.е. примерить на самого себя это чувство или черту. Так, пациента, который заявляет: «Я испытываю к тебе жалость», просят разыграть роль человека, вызывающего жалость, подходя к каждому из участников группы и вступая с ним во взаимодействие. Постепенно входя в роль, человек раскрывает себя, при этом может произойти интеграция прежде отвергаемых сторон личности.

5. Выявление противоположного (реверсия). Явное поведение пациента часто носит характер защиты, скрывающей противоположные тенденции. Для осознания пациентом скрытых желаний и противоречивых потребностей ему предлагается разыграть роль, противоположную той, которую он демонстрирует в группе. Например, пациентке с манерами «душечки» предлагается разыграть роль агрессивной, высокомерной, задевающей других женщины. Такой прием позволяет достичь более полного соприкосновения с теми сторонами своей личности, которые прежде были скрыты.

6. Упражнения на воображение. Иллюстрируют процесс проекции и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности. Среди таких упражнений наиболее популярна игра «Старый заброшенный магазин». Пациенту предлагают закрыть глаза, расслабиться, затем представить, что поздно ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого, заброшенного магазина. Его окна грязные, но если заглянуть, можно заметить какой-то предмет. Пациенту предлагают тщательно его рассмотреть, а затем отойти от заброшенного магазина и описать предмет, обнаруженный за окном. Далее ему предлагается вообразить себя этим предметом и, говоря от первого лица, описать свои чувства, ответить на вопрос, почему он оставлен в магазине, на что похоже его существование в качестве этого предмета. Идентифицируясь с этими предметами, пациенты проецируют на них какие-то свои личностные проблемы.

В гештальт-терапии большое внимание уделяется работе со сновидениями пациентов. Перефразируя З.Фрейда, Ф.Перлз говорил, что «сон — это королевская дорога к интеграции личности«. В отличие от психоанализа, в гештальт-терапии не интерпретируются сны, они используются для интеграции личности. Автор считал, что различные части сна являются фрагментами нашей личности. Для того, чтобы достичь интеграции, необходимо их совместить, снова признать своими эти спроецированные, отчужденные части нашей личности и признать своими скрытые тенденции, которые проявляются во сне. С помощью проигрывания объектов сна, отдельных его фрагментов, может быть обнаружено скрытое содержание сновидения через его переживание, а не посредством его анализа.

Гештальт терапия – что это такое, основные термины и принципы, техники и упражнения

Одна из методик в психотерапии, для которой человек выступает как единое целое с окружающим его миром является гештальт терапией. Она используется специалистами давно, и почти всем опытным психотерапевтам известно, гештальт терапия – что это такое. Базируется она на том, что невозможно добиться покоя и гармонии, не отпустив прошлые проблемы.

Гештальт терапия – что это такое?

Интересное направление в психологии уверенно завоевывает популярность во всем мире. Слово «gestalt» имеет немецкие корни, и переводится как «фигура» или «образ». Основатель гештальт терапии – Фредерик Перлз, врач из Германии, лечивший психические расстройства. Главная отличительная особенность этого направления – комплексный подход к проблеме пациента, принимающий во внимание его психическое, духовное и социальное состояние.

Основные термины гештальт терапии

Любая незавершенная ситуация, по мнению Фредерика Перлза – гештальт, от которого необходимо избавиться как можно быстрее. «Закрытый гештальт» – центральное понятие в терапии. События из прошлого, которые не дают покоя, предстают в памяти, мешая жить настоящим – это то, что не дает быть счастливым. Закрыть их, значит отпустить, понять, что все, что уже случилось, осталось позади, и нужно идти вперед. Опытный психолог способен помочь разобраться с грузом, лежащим на сердце. Основными терминами гештальт терапии можно назвать:

  1. Фигура – понятие, которое обозначает основной интерес человека.
  2. Фон – определенная ситуация, помогающая проявить фигуру.
  3. Потребность – состояние, в котором происходит взаимодействие человека с окружающей средой.
  4. Осознание – способность понять проблему.
Читайте так же:  Уважение

Гештальт терапия – цели

Некоторые называют гештальт терапию «человечным психоанализом», потому что ее основные принципы базируются на гуманном отношении к каждому пациенту. Любая проблема, которая давит на человека, каждый его гештальт не должен восприниматься негативно, его необходимо понять и принять, чтобы научиться с ним справляться. Методы и техники гештальт терапии призваны развить гармонию во внутреннем мире каждого индивидуума, они учат доверять эмоциям, но при этом не теряться в реальности.

Принципы гештальт терапии

Фредерик Перлз считал, что человек должен воспринимать себя частью природы, песчинкой в большом мире таких же живых организмов. Каждому существу, живущему на планете, в том числе и людям, необходимы самые простые вещи для того, чтобы чувствовать себя счастливым: еда, вода и крыша над головой. Научиться радоваться мелочам – главная задача психологии, гештальт терапия повторяет ее в своих принципах:

  1. Человечеством управляют эмоции.
  2. Чтобы добиться успеха в любом деле, нужно следовать самостоятельным, а не навязанным кем-то целям.
  3. Гармония всех систем человеческого организма – залог его физического и психического здоровья.
  4. Тратить силы и энергию необходимо только для того, чтобы удовлетворять свои нужды.

Цикл контакта в гештальт терапии

Вторым названием гештальт терапии является терапия контакта. Человек во время всей своей жизни находится в постоянном контакте: с собой, с окружающими людьми, с природой. Взаимодействие подразумевает появление определенных эмоций, например, сочувствия, заинтересованности, желания. Схема цикла контакта в гештальт терапии состоит из четырех ступеней:

  1. Состояние перед контактом – преконтакт. Его основные признаки – желание и заинтересованность.
  2. Установление контакта – человек начинает предпринимать определенные действия для того, чтобы удовлетворить возникшее желание.
  3. Контакт – процесс, когда происходит непосредственное эмоциональное соединение.
  4. Состояние после контакта – постконтакт. Желание удовлетворено, человек успокаивается и начинает обдумывать произошедшее.

Механизмы прерывания контакта в гештальт терапии

Неосуществленный, прерванный контакт становится тем самым незакрытым гештальтом, из-за которого человек чувствует неудовлетворенность и беспокойство. Для того чтобы прекратить это воздействие, используются методы прерывания контакта.

  1. Конфлюэнция в гештальт терапии – это слияние, говоря другими словами. Примером данного поведения можно считать пожилую мать неженатого сына. Чтобы разорвать такой контакт, необходимо понять, что ничего страшного при разъединении слияния не произойдет.
  2. Интроекция – состояние, когда человек выдает чужие нормы поведения за свои. Жена утверждает, что она должна уметь хорошо готовить, глава семьи – что он должен много зарабатывать. Если это «должен» не соответствует реальности, возникает гештальт. Помощью человеку станет обучение жить не чужими установками, а быть собой.
  3. Проекция – это состояние, при котором собственные переживания приписываются другим людям, человек возлагает свою вину на других. Например, верная супруга упрекает мужа в измене, потому что сама желает найти любовника. Она будет мучиться от ревности и жить в своих страхах. Это настоящий эготизм в гештальт терапии. Для работы с ним нужно разобрать те качества, которые человек присваивает другим, постараться принять их в себе.
  4. Ретрофлексия в гештальт терапии – это результат воздействия на человека не пережитых эмоций, которые он сумел сдержать, задавить в себе. Эти эмоции бумерангом возвращаются обратно. Победить ретрофлексию можно, но проще ее предупреждать, избегая неприятных ситуаций.

Техники гештальт терапии

Избавление от неприятных ощущений должно происходить регулярно. Человек не убирает в квартире раз в год, ведь чтобы в помещении было приятно и безопасно находиться, порядок в нем нужно поддерживать постоянно, так и с внутренним миром. Существуют техники гештальт терапии на каждый день, которыми нужно пользоваться постоянно.

  1. Понимание того, что создает внутри чувство тревоги и неудобства. Поможет список незаконченных дел, которые давят на человека.
  2. Закрытие гештальта – постепенно необходимо закончить все дела из списка, продумать каждую ситуацию.
  3. Уборка – нужно попробовать выбросить весь мусор из головы и, возможно, из окружающего пространства. Очищение территории и внутреннего мира приведет в порядок и мысли, и чувства.

Анализ рисунка в гештальт терапии

Использование творчества в психотерапии считается одним из способов подобраться к истинной причине проблемы, скрытой глубоко в подсознании. Самым действующим методом гештальт терапии является анализ рисунка. Необходимо попробовать нарисовать свою проблему, изобразить страх, горе, окружающих людей, самого себя – все, что беспокоит. Для разбора рисунка необходимо обратить внимание на детали:

Гештальт терапия – упражнения

Психологи используют разнообразные упражнения в своей практике. Подбирая каждую технику индивидуально, в связи с проблемами пациента, шаг за шагом гештальт терапия помогает человеку осознать свое прошлое и не бояться будущего. Основные упражнения стоит рассмотреть более подробно.

  1. «Красный стул». Суть этого упражнения состоит в том, что человек, сидящий на «красном» стуле, отвечая на вопросы, которые задают другие люди или психолог, должен почувствовать тепло, исходящее от стула, словно он нагрелся, а вместе с теплом – уверенность в себе и в своих силах.
  2. «Наоборот». Данное упражнение учит находить решение для конкретной ситуации. Участникам называют слово или определение, которое может вызвать отрицательные эмоции. Задача – подобрать понятие, которое меняет заданное слово на позитивное.
  3. «Правда в глаза». Участники говорят друг другу в лицо то, что думают, начиная фразы следующим образом: «Коля, мне нравится когда ты…», «Света, я удивлен тому, что ты..», и так далее.

Гештальт-терапия – обучение

Это направление в наше время очень востребовано. Молодые специалисты, изучающие эту методику, задаются вопросом – гештальт терапия, что это такое, и где этому научиться. Чтобы стать дипломированным специалистом и помогать людям, можно закончить специальные курсы гештальт терапии. Их организуют известные психологи с большим опытом работы. Во время обучения будущие терапевты получают навыки:

  1. Обучаясь на себе, разбирая свое внутреннее Я, они могут видеть скрытые мотивы поступков.
  2. Учатся разбираться в поступках других людей, раскрывая суть происходящего.
  3. Получают практику для решения задач, связанных с любыми жизненными ситуациями.
  4. Учатся всем известным приемам и техникам, разработанными специально для гештальт терапии.

Гештальт терапия – книги

Многие специалисты, посвятившие жизнь изучению этого направления в психологии поделились своим опытом и издали книги, помогающие разобраться в тонкостях данного метода. В них они попытались рассказать, что такое гештальт терапия простым языком.

  1. «Практикум по гештальт-терапии», Перлз Ф. Книга основателя теории терапии, отвечающая на вопрос, гештальт терапия – что это такое.
  2. «Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт», Харин С. Книга рассказывает о приемах самоанализа для закрытия гештальтов в повседневной жизни.
  3. «Теория и практика гештальт-терапии на пороге XXI века», Аралова М.П. Книга современного психолога, объясняющая, гештальт терапия сегодня – что же это такое и рассказывающая об основных методах, применяемых в современном обществе.

Основные понятия гештальт-терапии

К основным понятиям гештальт-терапии относят: фигуру, фон, осознание, сосредоточение на настоящем, полярность, защитные функции, зрелость и ряд других.

Читайте так же:  Почему люди суеверны и верят в приметы

Отношение фигуры и фона. В процессе саморегуляции из всей информации человек выбирает ту, которая для него в данный момент наиболее важна и значима. Собственно это и составляет фигуру. Остальная информация временно отодвигается на задний план и выступает в качестве фона. Перлз применил это положение к описанию функционирования личности. Нередко фигура и фон меняются местами, что является основой саморегуляции психики.

В качестве фигуры могут выступать потребность, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными. Как только потребность удовлетворяется, то теряется ее значимость и она отодвигается на задний план.

[2]

Иногда потребность по каким-то причинам удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается незавершенным, неотреагированным и соответственно не может уступить место другому. Неудовлетворенная потребность может стать причиной многих незавершенных проблем, которые через некоторое время начинают оказывать негативное воздействие на текущие психические процессы и даже привести к невротическим проявлениям. К примеру, если человек в какой-то ситуации не выразил сразу и прямо свое недовольство, то в последующем это чувство не исчезнет, а может проявляться в безотносительных к данному случаю ситуациях.

Задача гештальт-терапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сформировав гештальт более четким, и в конечном итоге его нейтрализовать.

Осознание и сосредоточение на настоящем. Основным условием, необходимым для того, чтобы сформировать и завершить гештальт, является способность человека осознавать себя и свою доминирующую потребность в данный момент. Осознание и сосредоточенность на потребности является важным принципом, получившим название «здесь и теперь». Перлз учил:

«Нет ничего кроме того, что есть здесь и теперь. Теперь есть настоящее… Прошлого уже нет. Будущее еще не наступило».

Эта позиция созвучна восточной философии, которая утверждает, что прошлого нет – есть всего лишь память о прошлом, будущее не наступило – есть ожидание будущего.

Чтобы распознавать состояние равновесия или его нарушение, а также находить то, что необходимо для восстановления этого равновесия, человек, прежде всего, должен осознавать себя. Здесь понятие «осознание» используется в широком значении, охватывающем такие смысловые категории, как «знать», «различать», «отдавать отчет». Интегрирующий поток информации, составляющий основу саморегуляции, начинается на уровне, когда мысль еще не облечена вербально. Рассматривая организм и среду как единое целое, Перлз, вместе с тем, подчеркивал, что существует граница контакта между индивидуумом, его внутренней и внешней средой. Мы уже отмечали, что у здорового человека эта граница подвижна, что дает ему возможность как контакта со средой, так и отход от нее.

Контакт сопровождается формированием гештальта, отход, соответственно, его завершением. Движущей силой ритма «контакт-отход» считается доминирующая потребность, на ограничение, завершение или нейтрализацию которой направляются все усилия организма.

Следует заметить, что для удовлетворения своих потребностей человек постоянно должен быть в контакте с зонами своего внутреннего и внешнего мира. У невротической личности эта саморегулирующаяся подвижность границ нарушается, поскольку она сталкивается с не до конца сформированными и незавершенными гештальтами.

К слову сказать, неврозы возникают в результате сосредоточения индивидуума на средней зоне, зоне фантазий, когда исключаются события, происходящие во внутренней и внешней зонах. Зона фантазий несет в себе незавершенные гештальты из прошлого, а поскольку деструктивная природа этих гештальтов проявляется в настоящем, то невротику в нем достаточно трудно жить. Перлз утверждал, что корни невроза лежат в тенденции фантазировать и интеллектуализировать там, где нужно просто осознать настоящее. Саморегуляция организма зависит от степени осознания настоящего и от способности жить здесь и теперь. Смысл гештальт-терапии состоит не в том, чтобы исследовать прошлое в поисках замаскированных, вытесненных сознанием травм, а в том, чтобы помочь пациенту сфокусироваться на осознавании настоящего и жить настоящим.

Осознавать, означает фиксировать внимание на постоянно возникающих и исчезающих в собственном воображении фигурах. Перлз писал, что у человека существуют три зоны осознания: осознание себя (внутренняя зона), осознание мира (внешняя зона) и осознание того, что лежит между тобой и миром (третья зона). Исследование третьей зоны Перлз относил к заслуге Фрейда. Однако Фрейд, по его мнению, фиксировался только на ней и недооценивал важность осознания первых двух зон, то есть себя и внешнего мира.

Большой заслугой Перлза является введение понятия «ответственность», за которой стоит способность человека отвечать за происходящее и выбирать стратегию поведения. По мнению автора, чем четче человек осознает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь, за свои желания, действия, другими словами опираться на себя.

Полярности или противоположности. Речь идет о тех внутренних сторонах явлений, которые одновременно и предполагают и исключают друг друга. Противоположности, по мнению Перлза, не просто существуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. Борьба противоположностей составляет внутреннее содержание, источник развития человека и регулирования его поведения.

Каждый из нас может одновременно, и любить, и ненавидеть, испытывать чувство радости и огорчения, то есть испытывать амбивалентность своих чувств. Важно понять, что эти противоположности не являются неприемлемыми, а наоборот, помогают сформировать и в конечном итоге завершить гештальт. Только когда мы полностью осознаем противоположные полюсы своего «Я», своих стремлений и желаний, тогда мы более глубоко начинаем осознавать самих себя.

Противопоставление полярных сторон нашего «Я», «нападающего» и «защищающегося», которые должны сосуществовать вместе, наиболее распространено в гештальт-терапии. «Нападающий» аналогично фрейдовскому «сверх-Я», или сознанию, характеризуется авторитарностью, самодовольством и требовательностью. «Защищающийся» принимает оборонительную позицию, оправдывается, чувствует свое бессилие.

В процессе терапии часто обсуждается борьба между двум подобными противоположностями, сосуществующими у пациента. Этот вид групповой работы получил название «игра в самобичевание». Когда «нападающий» и «защищающийся» ведут внутри нас свою борьбу, мы испытываем чувство вины, становимся пассивными, подавленными, неспособными к принятию решений.

Понятие противоположностей можно применить и к функционированию личности. Личность рассматривается как некое целостное образование, состоящее из двух компонентов – «Я» и «Оно». Когда индивидуум действует по побуждениям из области «Я», он способен дифференцировать себя и других. Подобный жесткий барьер в нашем опыте, граница «Я», возникает для того, чтобы мы могли ощутить свою неповторимость, нетождественность с остальным миром. Когда же индивидуум действует по побуждениям из области «Оно», он оказывается тесно связанным со своим окружением, граница «Я» становится расплывчатой и гибкой, может даже появиться чувство идентичности с внешним миром. Эти взаимодополняющие друг друга аспекты функционирования личности как раз и отвечают за формирование и завершение гештальтов. Стремления из области «Я» позволяют более четко выделить фигуру из фона, сформировать ее; в свою очередь, стремления из области «Оно» завершают гештальт и возвращают фигуру в фоновое окружение.

Читайте так же:  Синдром хронической усталости

Зрелость. Перлз определяет зрелость как психическое здоровье, как способность перейти с опоры на внешнюю среду к опоре на себя. Для того чтобы достичь здоровья, индивидуум должен преодолеть свое стремление получать поддержку из окружающего мира и найти любые источники поддержки в самом себе. Главным условием для опоры на себя является состояние равновесия. Условием достижения равновесия является осознавание иерархии потребностей. Саморегуляция опирающегося на себя индивидуума характеризуется свободным, протеканием и отчетливым формированием гештальтов. Таков, по мнению Перлза, путь к зрелости и здоровью. Если индивидуум не достиг зрелости, то он, вместо того, чтобы попытаться самому удовлетворить свои потребности и брать ответственность за свои неудачи на себя, более склонен манипулировать своим окружением.

Зрелость наступает тогда, когда индивидуум мобилизует свои внутренние ресурсы для преодоления фрустрации и страха, возникающих из-за отсутствия поддержки со стороны окружающих. Ситуация, в которой человек не может воспользоваться поддержкой окружающих и опереться на себя самого, называется тупиковой. Зрелость заключается в умении пойти на риск, чтобы выбраться из жизненного или ситуативного тупика. Некоторые люди, не способные, а зачастую не желающие, идти на риск, взяв на себя тем самым ответственность за конечный результат, на долгое время берут на себя защитную роль «беспомощного».

Методы и техники гештальт-терапии

Учение о гештальт-терапии было разработано супругами Фрицем и Лаурой Перлз, совместно с Полом Гудменом в 1940-1950 годах. Перлз работал над методикой лечения людей, страдающих от расстройства психики. Уже при жизни психоаналитика гештальт-терапия из простого учения превратилась в практику, широко используемую в психологических кругах. Она активно развивалась и разрабатывалась, вбирая в себя идеи разнообразных школ психологии.

Многие современные психотерапевты используют данную методику практически во всех сферах жизни, так как с её помощью можно разрешить трудные ситуации, в которые попадает пациент.

По убеждению Перлза, человек должен быть целостен, а все стороны его жизни – духовные, социальные и физические – должны сливаться в единую целую личность. Из этого утверждения учёного появилось название терапии. Слово Gestalt в дословном переводе с немецкого языка переводится как «фигура», «форма», «личность», «целостный образ».

Теории Фрица Перлза направлены на осознание жизни «здесь» и «сейчас», на полноценную жизнь настоящим, а не прошлым или будущим.

В процессе роста и развития психологии в гештальт-терапию было внесено два немаловажных изменения:

  1. Групповая терапия стала применяться значительно реже;
  2. Появилось более внимательное и терпимое отношение к пациенту, а вхождение с ним в контакт (что нередко использовал основатель учения) – нежелательным.

В 1969 году Перлз опубликовал в одной из своих книг короткий текст, получивший широкую известность сначала в Америке, а затем и распространился по всему миру. «Гештальт-молитва», предлагавшая концепцию независимой личности, подвергалась как бурной критике, так и восторженным отзывам. Она оказала значительное влияние на культуру 1970 годов, когда люди вели активную борьбу за свои права, отвергали многие традиции и находились в постоянном поиске новых форм отношений друг с другом.

Основные принципы и положения терапии

В основе этого учения заложены следующие понятия и принципы:

Таким образом, основная цель гештальт-терапии проявляется в возможности позволить человеку осознать себя в настоящем, принять и полюбить себя, двигаться вперёд собственным путём, а не пытаться подавить индивидуальность. Выполнение упражнений гештальт-терапии помогает чувствовать себя лучше, увереннее, отбрасывать все ненужное и находить свой путь в жизни.

Терапия может быть групповой, или проводиться в индивидуальном порядке. Во время групповых занятий терапевт обычно работает с одним (максимум с двумя) участниками, при этом остальные члены группы могут давать им обратную связь, идентифицироваться с «рабочим» участником и оказывать эмоциональную поддержку, что играет немаловажную роль в процессе лечения.

Кому подходит гештальт-терапия

Прибегать к методам гештальт-терапии может любой человек, испытывающий трудности в общении, находящийся в разладе с собой и желающий изменить свою жизнь в лучшую сторону.

Гештальт-терапия может быть также применена при следующих расстройствах, характерных для хронического стресса:

  • психосоматические заболевания;
  • подавленные переживания, фобии и страхи;
  • расстройства невротического характера;
  • депрессия, суицидальные наклонности, кошмарные сны;
  • повышенная агрессивность, раздражительность и тревожность.

Выяснилось, что этот метод имеет высокую эффективность при работе с клиентами, имеющими суицидальные тенденции.

Гештальт-терапия весьма эффективна при работе с жертвами изнасилования. Используемые при этом методы дают возможность:

  • возвращения к реальности, делая упор на «здесь и сейчас»;
  • сосредоточения внимания на актуальных переживаниях, отстранение от прошлого, установка акцента на переменах в собственном состоянии;
  • прорабатывания негативных воспоминаний, завершение гештальта;
  • вербализации мыслей и чувств;
  • осознанного контроля своих эмоций, избавление от бесчувственности и страха.

[1]

Существует несколько особенностей, которые необходимо знать для удачной терапии.

По статистике, женщины обращаются за помощью к психологии намного чаще, чем мужчины. Они более открыты и эмоциональны, а потому проще налаживают контакт со специалистом, чаще прислушиваются к советам и рекомендациям, с большей охотой участвуют в играх и групповых занятиях.

Мужчины, напротив, в большинстве своём, не склонны общаться на групповых занятиях и с трудом идут на контакт. Однако здесь все зависит от индивидуального подхода психотерапевта к общению с клиентом. Талантливый специалист, умеющий подбирать грамотную методику общения, сумеет выйти на контакт даже с самым нелюдимым клиентом.

К детям у психотерапевтов подход особенный, в том числе и в гештальт-терапии. Например, проблемным для них считается ребёнок, который никогда не жалуется на своих родителей. Это может означать, что идёт подавление истинных чувств ребёнка из-за страха перед недовольством родителей. С такими детьми наиболее сложно найти общий язык.

Как работает гештальт-терапия?

Незавершённые гештальты

Поведение личности легко объясняется при создании и завершении гештальт-структур. Всякая личность устраивает свою жизнь так, чтобы направлять свои действия на завершение текущих нужд и потребностей.

Например, человек, желающий приобрести какую-то ценную вещь, копит деньги на её покупку, ищет дополнительные способы дохода и прибыли. А тот, кто желает обзавестись потомством, направляет все силы на достижение именно этой цели. После выполнения гештальт разрушается, и человек испытывает чувство удовлетворения.

Однако не каждый процесс достигает своего завершения, и люди начинают постоянно формировать однотипные паттерны. Данные отклонения связаны с незавершёнными психическими образами, и человек будет продолжать попадать в негативную ситуацию одного и того же характера до тех пор, пока гештальт не будет разрушен.

Проработать незавершённые гештальты помогают психотерапевты на индивидуальных или групповых сеансах, используя специальные практики.

Терапевтические техники

Все техники гештальт-терапии могут быть разделены на две группы:

  1. Проективные. Используются во время работы со снами, образами, диалогами с вымышленными собеседниками и так далее.
  2. Диалоговые. Во время этих техник производится сложная работа психотерапевта с клиентом. Отследив механизмы прерывания, психолог трансформирует собственные эмоции в часть окружающей среды клиента и переносит их на границу контакта.

Чёткое разграничение техник есть только в теоретической психологии, на практике они тесно переплетены друг с другом.

Читайте так же:  Попрошайничество

Заключение контракта

Чаще всего процесс гештальт-терапии начинается с «заключения контракта»: соглашения о том, что врач и пациент – равноправные партнёры, несущие равную ответственность за результат совместной работы. Разделение ответственности – один из самых важных шагов в терапии.

«Горячий стул», «Пустой стул»

Пожалуй, это самый известный и распространённый метод гештальт-терапии.

«Горячий стул» – это то место, куда человек садится и рассказывает о своих проблемах, пока психолог и участники группы его внимательно слушают. Выражать свои эмоции, делиться мнениями и чувствами разрешено только после того, как речь будет завершена.

«Пустой стул» – это место, куда при помощи воображения помещают значительного для пациента человека, с которым можно вести беседу независимо от того, в каких они отношениях, и, вообще, жив ли этот человек. Ещё одним предназначением «пустого стула» является разговор между разными частями личности, необходимый в случае наличия у человека внутреннего конфликта. Подобные диалоги помогают обрести целостность, принять себя и окружающий мир.

Концентрация

Концентрация – это оригинальная техника института гештальта. Метод основан на концентрированном осознании внутренних миров (эмоциональные и физические ощущения), внешних миров (видеть, слышать) и мыслей. Используя главный принцип гештальт-терапии «здесь и сейчас», клиент рассказывает психологу о своих чувствах в данный момент времени, описывает все, что с ним происходит, и о чём он думает.

Эта технология позволяет усилить ощущение реальности и понять свои способы ухода от неё.

Экспериментальное усиление

Одна из эффективных техник – это специальное усиление каких-либо малозначительных проявлений. Например, пациент неосознанно может часто повторять слова «Да, но», тем самым отыскивая причину не делать что-либо, не следовать рекомендациям лечащего врача, и так далее. Специалист может предложить клиенту начинать каждое своё предложение с этой фразы, чтобы человек осознал стремление к противоречию и желанию всегда оставлять за собой последнее слово.

Работа с полярностями

Техники этого направления обычно нацелены на поиск противоположностей в личности. Например, скромному, неуверенному в себе человеку психолог может предложить вообразить себя сильной уверенной личностью и пообщаться с этой позиции с окружающими людьми.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Стеснительному клиенту, который боится просить о помощи, врач может посоветовать обращаться к группе с самыми невообразимыми просьбами.

Эта техника поможет расширить зону осознавания и открыть в себе недоступный ранее потенциал.

Работа со снами

Со сновидениями работают психологи и терапевты самых разнообразных школ, однако гештальт-методика имеет характерные черты. В ней детали сна рассматриваются как части личности, с каждой из которых происходит идентификация клиента. Это делается для присвоения собственных проекций и, несмотря на тонкую сферу работы данной методики, в ней продолжает действовать основное правило гештальт-терапии: «здесь и сейчас».

Клиент может рассказать психотерапевту о своём сне так, как будто это происходит в настоящем времени. Важно, чтобы описание сна происходило не только от лица сновидца, но и от имени предметов и других людей, являющихся частью сна.

Работа с техниками гештальт-терапии будет крайне полезна для любого человека, имеющего незавершённые дела, застрявшего в определённом сценарии, находящегося в разладе с собой или обществом. И даже если нет времени или возможностей обратиться к квалифицированному специалисту, будет полезным попробовать выполнить несколько упражнений самостоятельно. Нередко во время таких упражнений случаются инсайты, помогающие выбрать правильное и желанное направление в жизни.

Кратко об основных положениях и идеях гештальтпсихологии

Гештальтпсихология зародилась в Германии в начале 20-го века.

Данное направление основано на идее о целостности сознания человека.

Что такое эмоциональная терапия Н.Линде и А.Эллиса? Узнайте об этом из нашей статьи.

Гештальт — определение простыми словами, значение слова

Гештальт — это теория восприятия.

Само слово «гештальт» переводится как «фигура», «форма», «структура», «образ».

Но подобный перевод не отображает глубинной сути понятия, описывающего обширную категорию.

Слово «гештальт» является ключевым элементом в гештальтпсихологии. Оно обозначает определенную форму организации отдельных частей или структуру, посредством которой сумма индивидуальных элементов превращается в целое.

Пример: Завидев кошку, человек воспринимает ее как единое целое, называемое «кошкой». Он не делит ее на лапки, усы, хвост, голову и т.д.

Что это за направление в психологии?

Гештальтпсихология — это одно из самых неоднозначных и обсуждаемых направлений на Западе.

Суть его заключается в том, что индивидуум воспринимает окружающую реальность не как набор отдельных фрагментов или единиц, а как мир упорядоченных сочетаний взаимно расположенных предметов и/или их частей.

Исходя из этого, к работе с сознанием и его изучению следует подходить целостно, не расчленяя его (сознание) на элементы.

Предмет исследования

Когда научная школа находилась на этапе становления, предметом гештальтпсихологии было феноменальное поле.

Затем внимание сместилось с восприятия на попытки объяснить мыслительные механизмы.

Основатель

Основоположником данного направления стал немецкий психолог Макс Вертгеймер, гештальтпсихология для которого была новой и эффективной формой психоанализа. Работали над развитием гештальтпсихологии такие представители, как Курт Левин, Вольфганг Келлер и Курт Коффки.

Основные идеи, положения, принципы, понятия

Центральный тезис или идея гештальтпсихологии: «Целое — это некая реальность, отличная от суммы его частей».

Отец-основатель гештальтпсихологии рассматривал мышление как последовательную смену гештальтов, т.е. видение одной и той же проблемы под разными углами. Из этого вытекают основные положения направления психологии:

  1. Все психические процессы имеют определенную структуру и такое качество, как целостность. Структуру можно разбить на элементы, но они будут вторичны по отношению к целому. Т.е. сознание — это сложная структура, где все единичное тесно связано между собой и образует цельность.
  2. Константность восприятия. Как бы ни менялись условия восприятия, некоторые объекты/явления/предметы и присущие им свойства будут восприниматься одинаково и неизменно по отношению к самим себе.

Ключевые принципы гештальтпсихологии, определяющие научную школу:

  • близости (все, что находится рядом, воспринимается в совокупности);
  • схожесть (все, что имеет сходство по форме, цвету и объемам воспринимается в совокупности);
  • целостность (восприятие стремится упростить и довести до цельности);
  • замкнутость (фигуры должны обладать формой);
  • смежность (близкое расположение стимулов во временном и пространственном поле);
  • единая зона (гештальт формирует актуальное восприятие ровно, как и пережитый опыт вместе с научением).
  • О становлении психологии, как науки о сознании человека, читайте здесь.

    • закон фона и фигуры (фигуры воспринимаются как единое и завершенное, а фон как нечто непрерывное, расположенное на последующем за фигурой плане);
    • закон транспозиции (психика реагирует не на единичные раздражители, а на их соотношение);
    • закон прегнантности (при наличии альтернативных вариантов человек склоняется к восприятию самой элементарной и стабильной фигуры);
    • закон константности (все стремится к постоянству);
    • закон близости (стремление к объединению в единое целое объектов, смежных в пространстве и времени);
    • закон замыкания (когда человек встречается с непонятным, мозг пытается преобразовать данный объект во что-то доступное).
    Читайте так же:  Персеверация

    к содержанию ↑

    Достоинства и недостатки

    К плюсам гештальтпсихологии можно отнести проработку таких важных проблем, как восприятие, память, мышление и межличностных коммуникаций.

    Также были затронуты и подробно рассмотрены проблемы творческого мышления.

    Был выявлен феномен «инсайта» как концентрации на целостности структуры ситуации.

    Через исследование восприятия были выявлены законы «фигуры», «транспозиции» и т.д.

    Основной минус гештальтпсихологии — это небольшой теоретический потенциал, который был исчерпан уже к 30-ым годам.

    При этом не все выводы и интерпретации в направлении обоснованы (например, вопрос изоморфизма). Часть положений гештальтпсихологии имеет достаточно нечеткую формулировку.

    Кто такой гештальт-терапевт?

    Гештальтист — кто это? Гештальт-терапевт — это специалист, который помимо базового психологического образования обучился также по направлению гештальтпсихологии.

    Гештальт-терапевт или гештальтист помогает клиентам:

    • осознать повторяющиеся механизмы поведения, которые блокируют успех в том или ином вопросе;
    • отследить, как повторяющиеся модели поведения проявляются в ситуациях;
    • научиться менять свои привычные модели поведения, т.е. выбирать между привычной и замещающей моделью;
    • нести ответственность за собственный выбор;
    • получать положительные эмоции от совершенного выбора.

    Отцом гештальт терапии является ученый Фриц Перлз.

    Каковы основные направления и задачи социальной психологии? Ответ вы найдете на нашем сайте.

    Описание метода терапии

    Гештальттерапия акцентирует внимание человека на текущем моменте и на процессах, протекающих в данную минуту в данном месте.

    Терапия развивает осознанность, ответственность и возвращает способность к переживанию внутренних чувств и эмоций, зачастую подавленных.

    Она развивает образ индивидуума на базе пяти сфер:

    • физическая;
    • эмоциональная;
    • рациональная;
    • социальная;
    • духовная.

    Гештальттерапия берет на вооружение самые различные методы, включая словесные и практические, подключая речь, чувства, фантазию, сновидения, двигательную активность, тело и т.д.

    Целью терапии является снятие внутренних блоков и стимулирование развития, «включение» саморегуляции.

    Базой для этого становится осознанное восприятие цикла контакта с внутренним и окружающим миром, а также полноценное «проживание» эмоций.

    Гештальт-терапевты считают нормальным, если длительность терапии составляет 2 года. Далее сеансы следует прекратить.

    Гештальтпсихотерапия помогает справиться с непережитым горем, за счет принятия и проработки сильных страданий. Она помогает решить проблемы коммуникации с детьми и родителями, избавиться от разрушающих установок, пережить конфликтные ситуации.

    По своей сути гештальттерапия и гештальтпсихотерапия идут в неразрывной связке, сообщаясь методами и подходом.

    Гештальт-консультирование также рассматривают в рамках гештальт-подхода. Технику работы с человеком при этом разделяют на технику диалога и проективную технику (работа с фантазией, снами, воображением и т.д.).

    Методики и техники

    Благодаря гештальт-подходу можно разрушить невротические механизмы.

    Борьба с ними происходит по определенным правилам.

    И большую роль в этом играет разбор определений, которые становятся отправной точкой для начала терапии:

    Все эти понятия — формы прерывания контакта в гештальт терапии.

    Психотерапевтический процесс в гештальттерапии требует соблюдения некоторых условий:

    1. Употребление местоимения «Я» и отказ от «мы», «он», «она», «они».
    2. Отказ от глаголов «не могу» и «не хочу» в пользу «должен» и «предпочитаю».
    3. Раскрытие потенциала и смысла слова «это».
    4. Прямое обращение вместо описаний людей в третьем-лице.
    5. Отказ от вопроса «почему» и замена его на вопрос «как», чтобы из рассуждений уйти в чувственную сторону.
    6. Замена вопросительных формулировок на утвердительные.

    Технические процедуры в гештальт-терапии называют играми.

    Это различные действия, которые активируют различные чувства и переживания, отчужденные части личности с помощью воплощения в реальности мысленных образов.

    Очень часто в гештальт-терапии встречается техника «пустого стула». Эта техника помогает выявить и усилить скрытые чувства.

    Пустой стул в этом случае как бы занимает какой-либо человек, отношение к которому для участника гештальттерапии остается не до конца объяснимым. В результате прием катализирует воображение.

    Когда происходит прерывание контакта в гешальттерапии (клиент не испытывает чувств или не замечает их, не понимает своих желаний и их природы, эмоции идут на спад) терапевт задает наводящие вопросы:

    • «Что ты ощущаешь?»
    • «Что происходит у тебя в теле?»
    • «Какие эмоции преобладают в твоей голове?» и т.д.

    Это помогает вернуть контакт.

    Терапевт также делится своими собственными чувствами, чтобы клиент мог использовать эти чувства как среду для дальнейшей реакции.

    Примеры упражнений

    «Челночное движение»

    Клиент переживает события прошлого этапами, как бы по ступенькам возвращаясь в предыдущий день.

    Человек визуализирует травмирующее событие, заново его переживает и закрывает тем самым гештальт.

    «Противоположные ассоциации»

    Клиент и терапевт поочередно называют понятие. Сначала — негативное, потом тоже понятие в связке с позитивной ассоциацией. Например, сочетание понятия «слезы» и «слезы радости».

    «Верх и низ»

    Упражнение применяется в условиях групповой терапии. Один стоит на стульчике, другой встает перед ним на корточки. Затем участники меняются местами и делятся эмоциями/ощущениями.

    «Лицо»

    Клиент ложится и пытается почувствовать свое лицо, рот, нос, лоб. Затем он, не влияя на выражения своего лица и не изменяя его, пытается осознать данное выражение. Сосредотачиваясь на нем необходимо также улавливать непроизвольные изменения в лице.

    В результате клиент переживет несколько разных настроений.

    «Антиквариат»

    Клиенту необходимо мысленно представить, как он заходит в антикварный магазин и покупает там вещь. Затем он сливается с этой вещью, представляя себя антикварным объектом. От имени этого предмета он рассказывает свои историю, раскрывает секреты бывших хозяев и описывает свои чувства/эмоции будучи антикварной вещью.

    «Два стула»

    Случается так, что человек чувствует противоречия межу собственными эмоциями.

    С одной стороны он испытывает острое раздражение, а с другой стороны раскаяние за негативные эмоции. Сценариев может быть масса. Упражнение «два стула» помогает разобраться в себе.

    [3]

    Клиент поочередно садиться на «злой» и «добрый» стул, отыгрывая за каждую сторону своей личности. В процессе человек может прочувствовать противоречивые эмоции и выйти из конфликта, закрыв гештальт.

    Обучение и практика

    Гештальт тренинги и курсы гештальт-терапии очень популярны на данный момент, так как методы и техники терапии можно применять самостоятельно, без строгого контроля со стороны терапевта. Однако для этого необходимо обладать базой знаний по теме.

    Даже групповые и частные занятия дают хорошую и крепкую базу для последующей самостоятельной проработки своих чувств и эмоций. Все дело в том, что запускается процесс саморегуляции психики и развивается осознанность.

    Гештальтерапия помогает не только решать проблемы психологического и эмоционального характера. Она также способствует развитию творческого потенциала, раскрытию личности и тренировке воображения. Сегодня терапия (групповая и частная) применяется даже как профилактика.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Что такое гештальт-терапия? Основы гештальт-терапии в этом видео:

    Понятие гештальт в психологии. основные методы и техники гештальт-терапии
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here