Понятие общения

49. Понятие и виды общения

Общение представляет собой процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит обмен информацией.

Содержание – это та информация, которая передается живыми существами при межиндивидуальных контактах. И человек, и животные могут передавать друг другу информацию о потребностях, об эмоциональных состояниях, сигналы об опасности.

У человека цели общения могут быть достаточно разнообразными: например, развитие, обучение и воспитание, установление деловых контактов и др. У животных цели общения, как правило, ограничены удовлетворением биологических потребностей, у человека – это еще и удовлетворение культурных, эстетических социальных, познавательных и других потребностей.

Средства общения – способы, посредством которых передается перерабатывается и расшифровывается передаваемая информация. Р. С. Немов находит четыре вида классификации видов общения по различным основаниям.

1. По содержанию:

1) материальное, когда в процессе общения обмениваются продуктами и предметами деятельности служащими для удовлетворения насущных потребностей;

2) кондиционное – общение, в ходе которого происходит определенное влияние на самочувствие друг друга, т. е. общение, рассчитанное на приведение друг друга в определенное физическое или психическое состояние;

3) мотивационное – в процессе общения передаются установки, побуждения, которые готовят к выполнению определенных действий;

4) когнитивное – передача знаний друг другу; 5) деятельное – передача другому умений, навыков, обмен действиями и операциями.

1) биологическое – общение, благодаря которому сохраняется, развивается и поддерживается функционирование организма, удовлетворяются органические потребности;

2) социальное – общение, предполагающее установление и развитие межличностных контактов, личностного роста.

Эта классификация может быть расширена до бесконечности, так как можно выдвинуть бесчисленное количество частных целей общения в зависимости от потребностей человека.

1) непосредственное (путем использования данных природой органов – руки, ноги, голосовые связки и т. д.) и опосредованное (с применением специальных средств, предназначенных для передачи информации, – телефон, СМИ и т. п.);

2) вербальное (с помощью языка) и невербальное (путем использования неязыковых средств – мимика, жесты, прикосновения и т. п.).

4. В зависимости от мотивов общения:

1) деловое – возникает по ходу выполнения какой-либо совместной деятельности и призвано повысить эффективность этой деятельности;

2) личностное – передается информация о внутриличностных проблемах: о мотивах и интересах человека, о поиске смысла жизни, о разрешении внутриличностных конфликтов и т. п.

Понятие процесса общения

Понятие процесса общения включает в себя сложный коммуникативный механизм, который происходит между несколькими или группой индивидуумов, который, помимо прочего, может быть зависим от большинства различных обстоятельств.

Результативность происходящего общения может быть эффективной или же наоборот – малоэффективной, что во многом зависит от общей способности участников общения к его проведению.

Выделяют различные формы или виды общения, которые, тем не менее, достаточно тесно взаимосвязаны и практически неотделимы между собой.

Выделяют ряд критериев, от соблюдения которых напрямую зависит эффективность проводимой коммуникации. Первый из этих «золотых» критериев предполагает активность в общении как минимум двух участников.

Иными словами, любая форма общения предусматривает как минимум два субъекта: того, кто отправляет информацию, является ее источником, и того, кто принимает исходящую информацию, то есть адресат.

Второй основополагающий критерий отмечает необходимость наличия между ведущими общение какой-либо общей, объединяющей темы. Третье условие является наиболее очевидным и заключается в наличие какой-либо общности между языковыми системами, которые используют все участники общения, что обеспечивает элементарно понимание друг друга.

Общение и его виды

С точки зрения психологии, общение и его виды –это специфическая форма деятельности людей, которая реализуется между несколькими или группой индивидуумов, являющихся равноправными партнерами по производимым коммуникативным действиям, которая в итоге приводит к определенному психологическому взаимодействию между ними.

Процесс общения подразумевает под собой обмен определенным набором сообщений, их восприятием, взаимопонимания сотоварищей по диалогу.

Субъектами коммуникации всегда являются люди. Несмотря на то что понятие общение присуще большинству живых существа, исключительно в случае человека данный процесс является осознанным.

Речь идет о том, что индивидуумы могут прибегать сознательно к различным вербальным или невербальным инструментам, приемам, которые предполагают достаточно широкий спектр взаимодействия и возможностей. Специалисты распределяют общающихся на коммуникаторов и реципиентов.

Первые из них передают информацию, а вторые – воспринимают ее, при этом в ходе диалога участники достаточно часто меняются данными ролями. В понятии процесса общения можно выделить целый ряд различных аспектов, таких как суть или смысл, основная задача и средства.

Основная суть или же смысл коммуникации всегда лежит в комплексе информации. Сведениях, которые и переносятся от одного живого существа к другому, которым они, в свою очередь, воспринимаются и анализируются.

Что касается непосредственной задачи общения, то она всегда должна быть ответом на вопрос о том, какую цель преследуют участники общения. Вступая в коммуникативный контакт с друг-дружкой.

Дело в том, что данные цели располагают достаточно широким аспектом, представляя из себя настоящий инструмент удовлетворения различных психологически и социальных потребностей: социокультурной, нравственной и эстетической, культурной, созидательной.

Среди инструментов механизм общения выделяют различного рода методы шифровки информации, ее транслирования, декодирования, которые также передаются собеседнику в ходе взаимодействия.

Под шифрованием информации подразумевают специфический метод приема передачи данных от одного существа к другому. Так информация может передаваться посредством речи, устной или письменной, с помощью органов чувств, различных системных знаков, технологии записи и сохранения различных данных.

В зависимости от различного набора свойств, условий, факторов и целей, вид общения может нести массовый, терапевтический, конфликтный, групповой или межгрупповой характер. Все зависит от специфики проведения общения и его участников.

Понимание структуры общения

Человеческое существо, будучи созданием социальным по природе своей, попросту не способно осуществлять полноценную и эффективную деятельность без установления контакта между отдельными индивидуумами, которые могут быть включены в эту конкретную деятельность.

Помимо этого, деятельность также не представляется возможной в случае отсутствия налаженного взаимопонимания между всеми ее участниками.

На сегодняшний день понимание структуры общения представляет из себя достаточно сложный механизм. Это наблюдается в связи с тем, что общение перерастает в многоуровневый и многосторонний процесс формирования контактов между различными индивидами, которое наступает как последствие вынужденной необходимости совместного труда.

При этом само общение подразумевает сугубо необходимый обмен данными, выработку какой-либо стратегии совместной и целостной деятельности, и желательный приме и анализ других, окружающих субъект личностей.

При этом стоит отметить, что структура общения, как средства коммуникации, содержит в себе три уровня: межличностный, внутриличностный, и общественный. Разумеется, внутриличностная коммуникация подразумевает мысленный диалог индивидуума со своим внутренним «Я».

На самом деле, данный уровень общения встречается куда чаще, чем можно себе представить! Он возникает тогда, когда человек выстраивает какие-либо планы, стратегию поведения и деятельности, готовиться к дальнейшему сложному или просто важному для себя социальному взаимодействию, смене социальной роли.

Межличностные коммуникации являются более сложными для индивидуума, так как предполагают общение не с самим собой, а другим человеком. Общественный уровень коммуникации – это обмен информации субъекта с группой людей.

При этом принято выделять также три важных аспекта в любом уровне обмена информацией между субъектами. Коммуникативный аспект проявляет себя в выявлении определенной особенности, специфике конкретного процесса обмена данными между участниками общения.

Интерактивный аспект находит свое отображение в конкретных взаимодействиях партнеров по выполнению деятельности, которую они демонстрируют совместно.

Третий аспект, именуемый перципитивным, заключается в создании определенного устойчивого образа собеседника в сознании индивидуума. он базируется на сочетании реальных физических и внешних данных человека, а также его психологическом портрете, выстроенном в ходе общения.

Понятие общения. Функции, виды, формы общения

Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживания и взаимного понимания.

Основные функции общения:

1) информационно-коммуникатывные (связанные с приемом и передачей информации, познанием людьми друг друга);

2) регуляционно-коммуникативные (регуляция людьми поведения друг друга, организация совместной деятельности);

3) аффектно-коммуникативные (они связаны с эмоциональными сфе­рами человека). В реальном акте общения все функции переплетаются. Общение во всех случаях есть процесс взаимовлияния. Это взаимовлияние может быть большим или меньшим, скрытым или прямым, положительным или отрицательным. Сила его зависит от духовного богатства личности, а также от личных качеств человека.

Различаются следующие виды общения:

1) по положению коммуникантов в про­странстве и времени – контактное-дистантное,

2) по наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата» – непосредственное-опосредованное,

3) с точки зре­ния формы существования языка – устное-письменное,

4) с точки зрения письменной и постоянной позиции я–говорящего и ты–слушающего – диалогическое-монологическое,

5) с точки зрения количества участников – межличностное-групповое-массовое,

6) с точки зрения обстановки общения и взаимоотношений общающихся – частное-официальное,

7) с точки зрения отношений и оценок при соблюдении или нарушении социального равновесия – кооперативное – кофликтное

8) по характеру передоваемого содержания – информативное-фатическое.

Общение обычно осуществляется в двух формах: устной и письменной, каждая из которых обладает своей спецификой.

10/ 10 Основные феномены межличностного общения и общения в группе, их природа.

Феномены в межличностном общении: Роль и ролевые ожидания, смысловые или коммуникативные барьеры(социальный: политика, религия или псих. характер), каузальная атрибуция, стереотипизация, идентификация, рефлексия(социальная) Феномены общения в группе: Референтность, лидерство, конформность и нонконфорность Каузальная атрибуция – интерпритация причин поведения др людей. Причины – мотивы или цели(не зная истинных причин, делают выводы) Стереотипизация – классификация и оценка форм поведения, при кот причины приписываются к уже известной категории стереотипов

Идентификация – буквальное отождествление себя с др человеком, при общении мы начинаем мыслить, чувствовать и вести себя как партнер по общению

Эмпатия – когда субъект понимает чувства человека, но не идентифицируется с ними Рефлексия – осмысление субъектом того, с какой целью и с каким рез-м он произвел впечатление на человека. Происходит взаимный перекрест разных миров Референдум – это отношение значимости, кот связывает субъект с др чел-м или группой лиц. Референдность – особое кач-во личности Конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению, проявл-ся в изменении поведения и установок. Ранее не подчинялся позициям большинства, а теперь подчиняется Конформность: внешняя- чел демонстрат. Подчиняется мнению группы, но остается при своем мнении. Внутр. – отказывается от своего мнения в пользу большинства

Нонконформность – чел хочет поступать всегда на перекор мнения других

Функции конфликта. Обычно выделяются две функции конфликтов: деструктивную и конструктивную. При определении функций реального конфликта необходим конкретный подход, поскольку один и тот же конфликт может быть деструктивным в одном отношении и конструктивным в другом, играть негативную роль на одном этапе развития, в одних конкретных обстоятельствах и позитивную — на другом этапе, в другой ситуации.

Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы (в соответствии с одним из законов диалектики, утверждающим, что борьба противоположностей — источник развития).

Деструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавит партнёра, дискредитируя и унижая его.

12/ Групповая динамика — это совокупность групповых действий и интеракций, возникающих в результате взаимоотношений и взаимодействий членов группы, их деятельности и влияния членов на окружение, и представляет собой развитие или движение группы во времени.

Группа — это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например социальной принадлежности, наличия и характера, совместной деятельности, особенностей организации и т.д.

Виды групп: группы малые и большие, которые в свою очередь подразделяются на реальные (контактные) и условные, формальные (официальные) группы и неформальные (неофициальные), различного уровня развития — развитые и недостаточно или низкоразвитые группы.

Большие группы могут быть реальными (контактными), образующими социальную общность, включающую значительное число людей, существующую в общем пространстве и времени. К подобного рода большим группам может быть отнесен трудовой коллектив предприятия или педагогический коллектив большой школы

Большие группы могут быть условными, выделяемыми и объединяемыми на основе некоторых признаков — половых, национальных, возрастных, имущественных и др.).

Малые группы — это всегда контактные общности, связанные реальным взаимодействием входящих в них лиц и реальными взаимоотношениями между ними.

По роду деятельности малые группы бывают: промышленные, учебные, любительские.

По способу возникновения: формальные — возникающие для выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня (3 — 20 чел); неформальные или контактные — возникающие на основе взаимных симпатий, интересов. Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека (3 — 8 чел)

По степени развития межличностных отношений — от дифференциальных групп до коллектива

По значимости индивида: группы членства (все люди в группе); референтные группы (значимый для индивида круг общения)

Можно выделить следующие функции группы.

Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих.

Инструментальные функции групп связаны с организацией совместной деятельности.

Экспрессивная и поддерживающая функции связаны с эмоциональными потребностями индивида

Структура малой группы подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм (набор предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения)

13/понятии “индивид” воплощена родовая принадлежность человека. Индивидомможно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

Личностьюв психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Итак, личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности.

Личность каждого человек наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух одинаковых людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей — личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Подобно тому, как понятия “индивид” и “личность” не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Способность очень быстро “в уме” складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с необходимостью в характеристику его личности хотя бы потому, что они могут быть и не представлены в формах деятельности и общения, существенно важных для группы, в которую включен индивид, обладающий этими чертами.

15/Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действийФункции самосознания

· Самопознание — получение информации о себе.

· Эмоционально-ценностное отношение к себе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Понятия общения и коммуникации

Определение, функции, аспекты, характеристики общения

Житейские представления о понятии «общение» нам известны: это и задушевные беседы друзей, и споры с коллегами, разговор попутчиков и т.д. Является ли общением вызов такси, поход на выставку, слушание хорошей музыки, обмен взглядами? Рассуждая, можем обнаружить, что границы у понятия «общение» достаточно широки. Психолог Л.С.Выготский высказал мысль о том, что «когда объем понятия стремится к бесконечности, его содержание стремится к нулю». Крижанская Ю.С. и Третьяков В.П. приходят к выводу, что «научные представления об общении туманны и противоречивы, как и житейские». Тем не менее:

Общение это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживания и взаимного понимания.

Общемние — процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга..

Среди факторов, формирующих личность, в психологии выделяют труд, общение и познание. Общение — связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании. Целью общения является изменение взаимоотношений между людьми, влияние на знания, мнения, отношения, чувства. Контакты между людьми в общении есть необходимое условие существование индивида.

В последние годы в науке наряду с понятием «общение» используется понятие «коммуникация». Коммуникация — более широкое по объему понятие, это связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию. Например, две электронновычислительные машины соединены кабелем или радиосвязью. Танец пчелы, сигнализирующий о направлении и расстоянии до подкормки, коммуникация. Пилот управляет самолетом: возникает коммуникация «человек-машина». Но в этих примерах нет связи между людьми.

Есть мнение, что человек может общаться с другими людьми не только в непосредственном контакте. Просмотр телепередачи, чтение книги, восприятие произведения искусства некоторыми признаются как акты общения. «Встреча с бизоном испанской пещеры потому вызывает такое волнение, что это встреча не с животным, а с человеком, который нарисовал бизона. Встреча через тысячелетие. И встреча эта личная. Всегда встреча двух» (С.Образцов).

Большинство психологов склонны считать, что для общения характерно то, что каждый участник выступает как личность, а не как физический предмет, «тело». Обследование врачом пациента, находящегося в бессознательном состоянии, не общение. Общаясь, люди настроены на то, что партнер им ответит, и рассчитывают на его отзыв. При чрезмерном акценте на обмене информацией как сути общения последнее превращается в коммуникацию — явление, также намного более узкое, чем общение. И наконец, отождествление общения с отношениями, в особенности с взаимоотношениями, также искажает рассматриваемый термин. Будем считать, что коммуникация между людьми — как процесс передачи-получения информации — может быть осуществлена при условии учета личностных особенностей получателя.

Общение — сложный процесс выступающий, как:

  • ? взаимодействие людей;
  • ? вид самостоятельной человеческой деятельности;
  • ? атрибут других видов человеческой деятельности;
  • ? информационный процесс;
  • ? отношение людей друг к другу;
  • ? взаимовлияние людей;
  • ? взаимное переживание;
  • ? взаимное понимание.

Анализ научной литературы позволяет рассматривать ряд аспектов изучения общения:

  • · Информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, позволяющей обмениваться информацией);
  • · Интеракционный (анализ общения как взаимодействие людей в процессе кооперирования);
  • · Гносеологический (человек рассматривается как объект и субъект социального познания);
  • · Аксиологический (обмен ценностями);
  • · Нормативный (определяются и выявляются роль и место общения в процессе регулирования поведения людей);
  • · Социально-практический — праксиологический (обмен деятельностью, умениями, навыками, способностями);
  • · Семиотический (с одной стороны, общение выступает как знаковая система, с другой — как посредник взаимодействия различных знаковых систем).

Основными процессами общения как коммуникативной деятельности, по мнению Г.М.Андреевой, выступают:

  • коммуникативный (обмен информацией);
  • интерактивный (регулирование взаимодействия партнеров);
  • перцептивный (взаимовосприятия, взаимооценка, рефлексия в общении).

Основные структурные компоненты коммуникативной деятельности (А.Н.Леонтьев):

ь Предмет общения — другой человек, партнер как субъект.

ь Потребность в общении — стремление человека к познанию других, через них к самопознанию.

ь Коммуникативные мотивы — то, ради чего общение осуществляется.

ь Задачи общения — цель, на достижение которой направлены действия в процессе общения.

ь Действия общения — единицы коммуникативной деятельности (два вида действий — инициативные и ответные).

ь Средства общения — операции, с помощью которых действия общения осуществляются.

ь Продукт общения — образования материального и духовного характера, которые создаются в итоге общения.

Характеристики общения: содержание, функции, стиль, манера.

Содержание: — передача информации;

— восприятие друг друга;

— взаимооценка друг друга;

— управление групповой деятельностью.

Функции:инструментальная (социальный механизм управления и передачи управления);

синдикативная (средство объединения людей);

самовыражения (форма взаимопонимания, психологичес-

трансляционная (передача конкретных способов деятель-

ности, ее оценок);

экспрессивная (взаимопонимание переживаний и эмоци-

социального контроля (регламентация поведения);

социализация (формирование навыков взаимодействия

Стиль как индивидуально-типологическая особенность людей:

творческий, дружеский, заигрывающий, популистский, дистанционный, подавляющий, требовательный, деловой, позиционный.

Манера общения: тон (взволнованный, спокойный…);

поведение (сдержанность, уверенность, неуверенность…);

дистанция (интимная, личная, социальная).

Общение всегда пространственно организовано. Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Э.Холл, который ввел термин («проксемика» близость). К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. На проксемические характеристики прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы. Североамериканская культура, например, определяет такие расстояния:

  • · Интимное расстояние (от 0 до 45 см) — общение самых близких людей.
  • · Персональное (от 45 до 120 см) — знакомые люди.
  • · Социальное (от 120 до 400) — предпочтительно при общении с чужими и при официальном общении.
  • · Публичное ( от 400 до 750 см) — при выступлении перед различными аудиториями.

В социальную зону мы впускаем практически всех за исключением тех, кого не можем терпеть, а когда этот человек оказался близко, мы испытываем дискомфорт, стараемся увеличить дистанцию или проявляем агрессию. В личностную зону мы пускаем человека, с которым ровные отношения, но не впускаем родственника, с которым находимся в ссоре. В зону интимного пространства мы добровольно впускаем тех, кто нам близок, но иногда обнимаем при встрече других людей, если этого требует протокол. Если кто-то вошел в вашу интимную зону, вы для этого человека представляете не только интерес, но и возможно человек хочет продемонстрировать силу по отношению к вам.

Психологи выявили, что аудитория социально неоднородна. В первом ряду, как правило, сидят люди с высоким статусом, пожилые, женщины, дети, а также люди, которые доброжелательны, интересующиеся, которые не боятся психологического прессинга. На последних рядах сидят люди с низким статусом, молодые, мужчины и люди, проявляющие агрессию. Публичная дистанция указывает на интеллектуально-демонстрационный характер общения.

Выделяются два типа общения — общение личностное и ролевое.

Личностное общение характеризуется открытостью намерений, мотивов, мнений (разговор по душам). Ролевое общение предстает как общение, в процессе которого каждый из нас является носителем определенной социальной категории (начальник — подчиненный; покупатель — продавец, преподаватель — студент). Роли служат нам, усиливая способность предвидеть возможные поступки окружающих людей и выбирать ответную форму собственного поведения.

Социальная роль (франц. Role) — социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений.

Основные положения теории ролей были сформулированы американским социальным психологом Д.Ж.Мидом (1863-1931) и антропологом Р.Линтоном (1893-1953).

Исполнение социальной роли должно соответствовать принятым нормам и ожиданиям окружающих независимо от индивидуальных особенностей личности. Особенностью ролевого общения является особая личная «анонимность» — «титулование» при обращении: «сестра», «больной», «граждане пассажиры», «товарищ директор». Любая принятая роль диктует определенные правила поведения. Например, «святая простота» — рассуждения наивны, что вызывает у собеседника желание учить, брать на себя часть решения проблем.

Понятие «общение», его сущность и общие характеристики

Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать и общаться. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека.

Проблема человеканаходится в центре внимания всехаспектовобщения.

Понятие«общение»,как любое другое понятие в психологии и других науках, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки.

Давайте познакомимся с одной из трактовок понятия «общение».

«Общениесложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание людьми друг друга».

В общении можно выделить ряд аспектов (общая характеристика общения): содержание, цель, процесс, функции, структура (стороны общения), средства, уровни, виды, барьеры общения, роли и ролевые ожидания в общении, механизмы взаимопонимания в общении, техники и приемы общения, критерии эффективности и др.

Содержание общения

информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому.

Цель общения

– отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?».

Процесс общения.

Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся.

Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение и др.).

В-третьих, необходимо, определить — канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио вербальном (слухо-словесном) канале, проще — о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие — способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу.

Функции общения

это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе жизни и деятельности человека.

Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. Под структурой общения следует понимать совокупность основных элементов, из которых складывается этот процесс.

Средства общения

способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ передачи ее от одного к другому. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы.

Общение может происходить на различных уровнях. Уровни общения определяются, в свою очередь, общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами.

В зависимости от особенностей общения выделяют различные его виды.

Факторы, которые служат причиной непонимания собеседников, и, как следствие, могут создавать предпосылки их конфликтного поведения, называют барьерами общения (или коммуникативными барьерами)

В процессе общения и взаимодействия, в обществе вообще, человек занимает определенный статус (статусы) и выполняет различные социальные роли. Социальная роль – это нормативная система действий, ожидаемая от индивида в соответствии с его социальной позицией (статусом). Если окружающим людям известна социальная роль какого-либо индивида в данный момент, то они будут предъявлять к его поведению соответствующие ролевые ожидания.

Техника общения

— это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемыпредпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное.

Механизмы общения

способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека.

Общение людей оценивается с помощью различных критериев.

Одним

из них является эффективность общения. К эффективности общения обычно относят степень совпадения передачи другому человеку информации с тем намерением, чтобы его поняли.

Можно выделить другой критерий общениястепень удовлетворения потребности в выражении своих чувств.Часто у людей проявляется тенденция отвергать или игнорировать свои или чужие эмоциональные переживания, если они кажутся неприятными или нежелательными.

Индивидуальные способы удовлетворения потребности в выражении чувств формируются обычно под влиянием конвенциональных норм [2], принятых в семье или социальных группах. Способ выражения внутреннего состояния человека зависит не только от того, что он чувствует, а также от того, какими средствами выражает эти чувства.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

Понятие общения. Виды общения

Феномен общения в социальной психологии

Социальная психология исследует закономерности человеческого поведения и деятельности, обусловленные фактом включения людей в реальные социальные группы. И первый эмпирический факт, с которым имеет дело социальная психология, — это факт общения и взаимодействия людей.

Итак, общение — это процесс установления и развития контактов между живыми существами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Вне общения невозможна человеческая деятельность.

Содержание понятия «общение» раскрывается в двух взаимосвязанных аспектах, — это как две стороны одной медали:

— как процесс, не направленный на изменение психологического состояния партнера;

— и как процесс, направленный на изменение психологического состояния партнера.

В первом случае общение — это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Он включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

Во втором случае общение — это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

В самом общем виде общение выступает как форма и способ существования социума. Социальный смысл общения — передача форм культуры и социального опыта.

Специфика общения состоит в том, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется в многообразии своих индивидуальных психологических особенностей.

Общение рассматривается как форма деятельности, осуществляемая между людьми и приводящая или не приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями и характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь людей. Общение выступает как социальный и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Вместе с тем, общение — это и социальный процесс, через который общество влияет на индивида.

Как мы видим, существует множество видов общения, поэтому их можно классифицировать следующим образом:

А) Виды общения по средствам:

1) вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;

2) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать.

Б) Виды общения по целям:

1) биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;

2) социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

В) Виды общения по содержанию:

1) материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;

2) когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;

3) кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;

4) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;

5) мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

Г) По опосредованности:

1) непосредственное общение – происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.;

2) опосредствованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.);

3) прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.);

4) косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Существует и множество других видов общения:

1) деловое общение – общение, целью которого является достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности;

2) воспитательное общение – предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно четким представлением желаемого результата;

3) диагностическое общение – общение, целью которого является формулировка определенного представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации (таково общение врача с пациентом и т.п.);

4) интимно-личностное общение возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений. И т.д.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9222 —

| 7356 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять