Психодрама морено. психотерапия, основанная на игре и импровизациях

В конце сессии группа выража- ет глубокое сопереживание и принятие протагонисту (шеринг), давая ему возможность войти в трансцендентальное измерение. В. Келлерман выделяет 7 основных терапевтических факторов психодрамы: искусство терапевта, эмоциональное отреагирование, когнитивный инсайт, межличностные отношения, поведенческое обучение и обучение действием, имитационное моделирование воображаемо- го и неспецифические целебные влияния. Различают следующие формы психодраматерапии: психодрама, центрированная на про- тагонисте, на теме, направленная на группу (проблему, затрагивающую всех членов группы), центрированная на группе (на межличностных взаимоотношениях в группе). Психодрамати-

ческие игры по содержанию делятся на импровизационные, ролевые и ситуационные.

Психодрама

— это терапевтический групповой процесс, в котором используются драматические импровизации, позволяющие раскрыть внутренний мир человека. В ходе терапии пациенты выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников. Так появляется возможность устранить нежелательные эмоциональные реакции, осуществить более глубокое самопознание.

Психодрама оказывается таким видом драматического искусства, с помощью которого можно обнаружить актуальные проблемы пациента. Это по существу первый метод групповой терапии, который разработан для изучения личностных проблем, мечтаний, страхов и фантазий. В психодраме используются различные приемы, которые облегчают выражение чувств и эмоций.

Морено (1892-1974) многие исследователи считают основателем движения групповой психотерапии. Само представление о психодраме возникло в результате театрального эксперимента, начатого Морено в Вене после первой мировой войны и получившего название «спонтанный театр». Морено впервые задумался об игровых методиках, когда наблюдал, как дети в играх воплощают свои фантазии. Таким образом, психодрама базируется на игровом принципе.

Морено задумывал свой «спонтанный театр» как еще один вид развлечения и первоначально не ориентировался на практику личностных изменений и гармонию психического развития. Его основная идея носила духовный характер: реализация творческого «Я» в «театре жизни», который представляет безграничные возможности для свободного выражения эмоций. Свой театр он считал видом драматического религиозного опыта, получаемого в «храме театра».

Сам Морено рассказывал, что идея психодрамы как лечебного метода возникла у него после того, как одна актриса рассказывала ему о своих конфликтах с женихом. С помощью труппы театра Морено поставил историю актрисы на сцене. Этот опыт оказался значимым и успешным как для самой пары, так и для остальных членов труппы. Затем Морено приступил к более формализованным экспериментам с подобными групповыми представлениями, разрабатывая разнообразные приемы, которые впоследствии стали существенной частью психодраматического подхода.

Кроме понятий «психодрамы» и «социодрамы», Морено разработал игровые методики, которые впоследствии стали широко применяться в современных группах встреч, гештальт- и Т-группах. В заслугу Морено можно поставить и возникновение более широкого подхода к практике групповых занятий и психотерапии. На протяжении всей жизни он боролся за основные гуманистические ценности и человеческое достоинство.

Одним из наиболее существенных достижений психодрамы являются те возможности, которые она представляет для изучения личности по сравнению с исключительно вербальным характером получаемого в психоанализе материала. В то время как психоанализ Фрейда направлен на получение информации из наиболее ранних впечатлений пациента, в психодраме Морено воспроизводятся и исследуются внутри- и межличностные конфликты в настоящий момент.

Именно сочетание принципа «здесь и теперь» и возможностей ролевой игры в групповой практике делают психодраму такой увлекательной и полной жизни. Психодрама помогает участникам реализовать себя во всех ролях, создавая условия, при которых ошибки суждений не сопряжены с риском потерять уважение руководителя или членов группы. Однако здесь, безусловно, требуется компетентность режиссера.

Психодрама пользуется специфическими понятиями. Ролевая игра — исполнение какой-либо роли в любительском представлении. В отличие от театра в психодраме участник исполняет роль в импровизированном представлении и активно экспериментирует с теми значимыми для него ролями, которые он играет в реальной жизни. Второе понятие — спонтанность — было выделено Морено на основе наблюдений за игрой детей.

Морено считал, что спонтанность — это ключ, который поможет открыть дверь в область творчества. Понятие о «теле» описывает двусторонний поток эмоций между всеми участниками психодрамы. Катарсис, или эмоциональное освобождение, возникающее у актера в психодраме, представляет собой важную ступень в достижении конечного результата — инсайта, нового понимания имеющейся проблемы.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Как можно определить психодраму?

2. Для чего понадобилась психодрама?

3. Что такое ролевая игра?

4. Как возникла психодрама?

5. Что такое игровые методики?

Тест по теме:

1. Психодрамой называют ……

— группу психически неполноценных людей,

— психологический конфликт, который завершился убийством,

— особый способ терапии, связанный с разыгрыванием собственного внутреннего конфликта,

— способ психологического симулирования,

2. Создателем психодрамы стал ……

3. Свободное непредсказуемое поведение человека называется ……

4. Катарсис – это ……

— легкая психологическая встряска,

— глубинное психологическое потрясение.

5. Инсайтом мы называем ……

— забрасывание мяча на футбольное поле.

Тема 3. Я. Морено как создатель психодрамы

История психодрамы в первую очередь связана с жизнью ее создателя. Своеобразие личности и жизненного пути Морено непосредственно отразилось на теории и практике его психоте­рапевтической системы. Необычность же его личности во мно­гом связана с тем, что, подобно Андерсену, говорившему о сказ­ке своей жизни, Морено мог бы сказать: игра моей жизни (игра в самом широком понимании этого слова).

Якоб Морено Леви (впоследствии Джекоб Леви Морено) родился 19 мая или 1889, или 1990, или 1992 года либо в Буха­ресте, либо на судне, переправлявшемся через Средиземное море. Столь необычное начало биографии объясняется при­страстием Морено к розыгрышам и мистификациям; в разных источниках фигурируют различные даты, а легенда о рожде­нии на судне, документально ничем не подтвержденная, так­же исходит от него.

Когда Морено исполнилось пять лет, семья перебралась в Ве­ну. В играх собственного детства Морено впоследствии видел источник будущей психодрамы. Знаменитый эпизод этих игр можно считать символичным. Однажды Морено вместе с сосед­скими детьми играл «в Бога». Сам Морено играл роль Бога и, восседая на горе из стульев, наблюдал «летавших и певших» вокруг него «ангелов» — приятелей, бегавших возле сложенно­го из стульев «рая». «Бог» попробовал взлететь вместе с «ангела­ми» и, упав, сломал руку. Однако вера в возможность стать Богом впоследствии не покидала Морено — смысл этого утверждения будет ясен в дальнейшем.

Начиная с 1909 года Морено (занимавшийся в то время фи­лософией) заинтересовался детскими играми уже в ином пла­не. Наблюдая за детскими играми в садах и парках Вены, Море­но поразился тому, насколько полно дети отдаются процессу воплощения своих фантазий; с другой стороны, его внимание привлекло то, что в ходе развития игр сюжеты и роли начинают

повторяться, «консервироваться» (будущая идея «культурных консервов» — продуктов культуры, которые, являясь итогом творчества, обретают стабильность и парадоксальным образом могут оказаться препятствием творчеству). Интерес к детским играм был не пассивен — Морено начал сочинять и разыгры­вать с детьми в жанре спонтанной драмы сказки на темы их жизни. Впоследствии в этой работе Морено видел истоки прак­тики ролевой игры, прообраз театра импровизации.

В 1910-е годы Морено завершил высшее образование — сна­чала философское, затем медицинское. Как медик он перед Первой мировой войной работал с малолетними проститутка­ми, организовав для них группы самопомощи. В этом видится начало групповой психотерапии (термин появился в 1932 году, приоритет в его создании обычно признается за Морено). В 1916 году Морено работал в лагере беженцев в Миттендорфе. Там он обратил внимание на то, что физическое здоровье обитателей того или иного барака зависит от специфики сложившихся меж­ду ними межличностных отношений. Тогда родилась социометрия, признанная впоследствии теоре­тической и отчасти методической основой психодрамы. В связи с созданием социометрии Морено получил впоследствии при­знание как один из основателей микросоциологии, психологии малых групп, социальной психиатрии. С 1919 году, получив док­торскую степень, Морено практиковал в Бад-Веслау.

Большую роль в жизни Морено занимало увлечение ли­тературой. В возрасте около двадцати пяти лет он издал два поэтических сборника — «Завещание отца» и «Приглашение к встрече», причем издал анонимно по аналогии с Библией, у которой нет автора. В это же время, судя по наброскам его автобиографии, он чувствовал желание встать на путь рели­гии, думая уйти в монастырь либо организовать секту. В мо­настырь он не ушел, так как видел в себе не отшельника, но борца. Секту организовал, но просуществовала она недолго. В 1920-е годы Морено занимался литературно-философским журналом «Даймон», где сотрудничали Ф. Кафка, М. Шелер, М. Бубер. Можно предполагать взаимовлияние — во всяком случае параллели в идеях Морено и Бубера иногда вполне оче­видны. В 1922 году Морено организовал «театр импровизации», функции которого постепенно становились психотерапев­тическими. Театр этот явился прообразом психодрамы.

В 1925 году Морено эмигрировал в США. В 1936 году в Биконе он открыл оздоровительный центр со специально для про­ведения психодрамы построенным театром. Тогда же началось издание журналов и проведение семинаров, где обсуждалась не только психодрама, но и другие психотерапевтические под­ходы.

В конце 1940-х годов организована Американская ассоциа­ция групповой психотерапии и психодрамы. Международные конгрессы по психодраме и социодраме проводятся с 1964 года.

В это же время Морено женится на Зерке Тоймен (с той поры она известна как Зерка Морено), внесшей огромный вклад в раз­витие психодрамы и продолжавшей дело своего мужа после его кончины в 1974 году.

Якоб Морено — американский психиатр и социальный психолог, основатель социометрии, данное слово происходит от лат. societas — общество и греч. metreo — измеряю. Так называется прикладная микросоциология, отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения индивидов (симпатии, антипатии и пр.) и взаимоотношения в малых группах, уделяя преимущественное внимание их количественному измерению.

Термин “социометрия” появился в ХIХ в. в связи с попытками применять математические методы к изучению социальных явлений. Социометрические тесты, ауто- и ретроспективная социометрия позволяют описать положение индивида в группе так, как оно представляется самому индивиду, сопоставить и сравнить взгляды всех участников группы. Групповые индексы показывают степень связанности в группе, взаимность связей, объем и интенсивность взаимодействий и т. д.

В США существует школа Морено в микросоциологии, которая рассматривает социометрию как средство достижения Максимальной общественной гармонии путем такой перегруппировки малых групп, в результате которой устанавливается единство желаний и чувств объединенных в них людей.

Морено изучал психологические аспекты поведения малых социальных групп, уделяя главное внимание эмоциональным отношениям (чувствам симпатии, антипатии, безразличия), поскольку считал, опираясь на психоанализ и гештальтпсихологию, что психическое здоровье человека обусловлено его положением в малой группе, в системе межиндивидуальных влечений. Процедуры социометрии, социометрические тесты и пр. позволяют выявлять невидимые эмоциональные союзы, измерять их и фиксировать результаты в специальных программах. Применение социометрических методов позволяет достигать определенных практических результатов при лечении неврозов, смягчении конфликтных ситуаций, повышении производительности труда на предприятиях, ослаблении противоречий между структурами управления.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Каковы основные вехи жизни Я. Морено?

2. Что побудило Я. Морено к созданию психодрамы?

3. Что такое прикладная микросоциология?

4. Как определяется положение индивида в группе?

5. Что позволяет терапевту добиться инсайта у группы или у ее участников?

Изображая травму. История психодрамы: как ролевая игра стала одним из ключевых методов современной психотерапии

Что может быть общего у психотерапии с театральным представлением и почему пациента, считающего себя Иисусом Христом, нужно окружить апостолами?

Во многих сферах человеческой деятельности — от тимбилдинга на предприятии до педагогики и семейной терапии — сегодня используются элементы психодрамы, считающейся первым в истории методом групповой психотерапии. Подобная практика представляет собой нечто среднее между приемом у психотерапевта, ролевой игрой и театральной постановкой. Основная идея классической психодрамы заключалась в том, что пациент не просто рассказывает специалисту о своих проблемах, но переживает заново на импровизированной сцене все тревоги, фобии и неврозы — и может благодаря этому скорее избавиться от них.

Концепцию психодрамы разработал румыно-американский психиатр Якоб Морено. Он родился в 1895 году в Будапеште в еврейской семье и вскоре переехал с родителями в Вену, ставшую к тому времени мировой столицей психоанализа, где изучал в местном университете медицину и философию.

В 1912 году он посещает лекцию Фрейда и заявляет создателю психоанализа, что пойдет дальше и преодолеет рубеж, где тот остановился. «Вы разрешили пациенту говорить, а я разрешу ему действовать. Вы проводите свои сеансы в условиях вашего кабинета, а я приведу его туда, где он живет, — в его семью и коллектив».

Молодого врача Морено решительно не устраивала традиционная форма психоанализа, когда человек, лежа на кушетке, пересказывает терапевту свои сновидения. Во-первых, он считал, что пациент гораздо ярче раскрывает себя в действии, чем в монологе, обращенном к специалисту, которого даже не видит. Во-вторых — что участие в психотерапевтической группе может оказаться намного эффективнее беседы один на один, поскольку человек — существо социальное.

Еще в студенческие годы, работая в обществах взаимопомощи для малолетних проституток, Морено обратил внимание на то, что группа представляет собой социальный организм, где у каждого есть собственная роль и паттерны поведения, и, не изучив структуру этого коллектива, трудно помочь отдельным его участникам.

Понятие роли — одно из ключевых в психотерапии Морено. Творчество Шекспира и особенно его тезис «весь мир — театр, и люди в нем актеры, предстающие в разных обличьях» оказали на автора концепции психодрамы настолько сильное влияние, что он даже называл свой метод «шекспировской психотерапией».

Личность всегда функционирует в ролях, и другие люди, когда мы с ними коммуницируем, предстают в тех или иных социальных амплуа. Поэтому и сам процесс психодрамы куда больше похож на театральное представление, чем на классическую психотерапию. В нем есть сцена, ведущий или режиссер, наблюдающий за ситуацией и стимулирующий действующих лиц (профессиональный психотерапевт), протагонист (пациент, он же главный герой) и его партнеры из числа других участников группы (их называют «вспомогательными эго»).

Чего в психодраме точно не будет, так это заранее написанного сценария. Такое театральное действо обязательно должно строиться на импровизации, которая, как считал Морено, позволяет бессознательному свободно выразить себя без постороннего вмешательства.

Каждое представление продолжается от полутора до двух часов и включает в себя три фазы: разогрев, действие и обсуждение. Задача психотерапевта — определить, какие процессы происходят в группе, «растормошить» ее участников, которые в начале психодрамы, как правило, еще не активны, и выбрать из их числа протагониста — главного героя сегодняшней пьесы.

Психотерапевтическая группа, как правило, состоит из шести — девяти человек и собирается на протяжении долгого времени. За это время в роли протагониста успевают выступить все ее участники.

В фазе разогрева могут использоваться следующие техники:

«вспышка», когда, не беря долгую паузу на обдумывание, выступающий должен рассказать, что он чувствует и о чем думает в данный момент;

косвенное представление — все участники разбиваются по парам и описывают остальным своего партнера;

идентификация с частью — актер ставит себя на место какого-нибудь предмета, части тела или элемента одежды и говорит от его имени. Таким образом, пациент, например, может от лица своего мехового жакета рассказать, что он серый и бесцветный и хозяин надевает его, когда тому совсем ничего не хочется, разве что спрятаться в угол.

После того как психотерапевт выбрал из числа участников группы протагониста и роли для его партнеров, описал ситуацию, которая будет прорабатываться сегодня, и расставил на сцене реквизит, начинается сама игра.

Существуют десятки различных техник психодрамы, но ключевыми для понимания этого метода являются три: дублирование, «зеркало» и смена ролей.

Во время дублирования один из участников психотерапевтической группы становится позади протагониста и произносит то, что, как он считает, сам пациент не способен или не осмеливается высказать из-за стеснения, страха, чувства вины, вежливости и т. д. «Дублируемый» может не соглашаться с этими репликами и корректировать их.

Техника «зеркало» заключается в том, что психотерапевт или один из участников наблюдает за поведением протагониста, а затем тщательно воспроизводит его на сцене. Смотреть на себя со стороны, как правило, очень травматичное занятие, потому кто-то из группы должен в этот момент успокаивать протагониста. Наблюдая за своими поступками в качестве зрителя, пациент может понять, насколько некрасиво они выглядели (например, как мелочно он ругался с медицинской сестрой во время завтрака), и отказаться от такого поведения.

В процессе смены ролей протагониста и второго участника просят изобразить друг друга в некой ситуации. При этом следует максимально точно передать манеру речи, позы, поведение и эмоции своего партнера. Смена ролей часто оказывается очень эффективной в семейной психотерапии.

В статье «Обзор психодраматических техник» Зерка Морено, супруга и коллега создателя метода, рассказывает следующий случай из практики своего мужа. К нему обратилась женщина, маленький сын которой, Джонатан, панически боялся собак после того, как большой черный пес смертельно напугал его, неожиданно выскочив из-за кустов во время прогулки в парке. Психотерапевт предложил мальчику и матери поменяться ролями: теперь женщина делала вид, что она боится собак, а сын ее успокаивал. Скоро он уже совершенно по-взрослому объяснял маме, что в собаках нет ничего страшного, а затем исчезла и его собственная фобия.

Три описанные выше техники соответствуют трем стадиям развития ребенка. Отношения протагониста и его дубля должны в идеале напоминать взаимосвязь новорожденного с матерью в первые месяцы жизни, когда она инстинктивно угадывает потребности своего чада. Если дублю удается точно выразить переживания пациента, протагонист воспринимает его высказывания как продолжение собственного внутреннего монолога, а не как замечания, сделанные со стороны.

Название техники «зеркало» отсылает к следующей стадии онтогенеза, когда ребенок начинает узнавать себя в отражении и развивает чувство собственной идентичности благодаря этому открытию.

Смене ролей соответствует тот этап нашего детства, когда мы учимся представлять себя на месте других людей.

В конце действа его участники и протагонист делятся друг с другом эмоциями, которые пережили, исполняя свои роли, и историями из жизни, напоминающими то, что происходило на сцене. При этом категорически запрещено высказывать оценочные суждения по поводу разыгранной ситуации или давать протагонисту советы.

Сценарий психодрамы может быть основан как на реальных травматичных событиях, которые уже имели место в жизни пациента или ждут его в будущем, так и на плодах воображения: снах, мечтах и галлюцинациях.

Якоб Морено кардинально изменил практику работы психоаналитика со сновидениями: его пациенты не просто пересказывали свои сны, удобно расположившись на кушетке, а оживляли их, разыгрывали на импровизированной сцене. В таких психодрамах ведущий сначала просит участника лечь на кровать и войти в роль спящего, а затем воспроизвести сновидение, используя вспомогательные эго в качестве остальных персонажей. В процессе этого представления пациент может постичь смысл увиденного сна в результате мгновенного катарсиса или избавиться от мучащего его повторяющегося кошмара.

Во время галлюцинаторной психодрамы участник так же подвергает испытанию реальностью свои галлюцинации, чтобы они прекратились. Если пациент полностью погрузился в мир собственных фантазий, окружающее пространство перестраивается (опять-таки задействуются вспомогательные эго), чтобы ему соответствовать. Человека, считающего себя Иисусом Христом, на сцене психодрамы окружили бы апостолами; Гитлеру ассистировали бы Гиммлер, Геббельс и Гесс.

Зерка Морено рассказывает, как ее мужу удалось излечить страдавшую от галлюцинаций пациентку Лидию. Ей казалось, что она видит под потолком призраков, одетых в черные балахоны. Психиатр попросил троих участников группы изобразить на сцене этих жутких существ — девушка назвала их Духом ненависти, Духом страха и Духом смерти. В процессе беседы выяснилось, что последний олицетворял для нее боль, которую она причиняла покойной матери, доводя ее своими поступками до сердечных приступов. Два других охватывали девушку при мысли о лечении электрошоком, применявшемся в середине ХХ века в психиатрических больницах.

Морено объяснил Лидии, что здесь не собираются использовать этот варварский метод и никто не осуждает девушку за прежние поступки. Обряд медицинского экзорцизма оказался успешным: «духи» покинули девушку и никогда больше ее не беспокоили.

Одним из принципиальных отличий психодрамы от классического психоанализа была следующая установка: пациент — социальное существо, и работать с ним вне контекста его связей и окружения бессмысленно.

Мельчайший элемент этой структуры Морено называл «социальным атомом», который «окутывает» нас с рождения. Сначала он состоит из родственников, затем — из друзей и коллег, а с возрастом его элементы начинают утрачиваться безвозвратно, и с каждой такой потерей мир человека тускнеет, он переживает «социальную смерть». Психотерапевт не может работать на уровне мельче социального атома: обособленный индивид — это фикция.

В ходе такой практики протагонист «собирает» вокруг себя людей из ближайшего окружения, чьи роли исполняют остальные участники группы, в соответствии со своими представлениями об их отношениях.

Похожа на практику «социального атома» и разработанная Морено техника социометрического тестирования для анализа взаимоотношений в малых группах. Метод основан на предложенной им же теории изучения межличностных связей, которая находится на стыке психологии и социологии. В ходе социометрического тестирования испытуемому дают задание ранжировать остальных участников группы: кого он меньше или сильнее всего хотел бы видеть партнером в разных ситуациях — в работе над проектом, в совместной загородной поездке и т. д.? Совокупность этих симпатий и антипатий затем изображается графически в виде социограммы, которая позволяет судить об эмоциональных процессах, происходящих внутри коллектива.

Пациента можно попросить представить, что о нем думают окружающие, а уже затем предложить им пройти психометрический тест. Если человек психически здоров, полученные схемы, как правило, совпадают. У пациентов с нарушениями восприятие социальных связей очень искажено, и эти картины будут сильно различаться.

Разработанные Морено техники могут применяться не только для помощи конкретному пациенту, но и в групповой психотерапии — для решения проблем, существующих на уровне коллектива (семьи, небольшого предприятия или класса). Для этого используется практика под названием «социодрама». По содержанию процесса она не отличается от психодрамы почти ничем, за исключением того, что в ней нет главного героя (протагониста), в ходе представления прорабатывается проблема, волнующая весь коллектив, и иногда применяются особые техники — например, групповой обмен ролями.

Морено считал, что социодрама может использоваться как форма микросоциологии: исследуя маленький коллектив, терапевт обнаруживает в нем процессы, свойственные обществу в целом. Например, при работе с группой анонимных алкоголиков открываются причины, приводящие людей к зависимости от спиртного.

Появление психодрамы стало закономерным следствием обострившегося в начале ХХ века интереса к свободной импровизации и человеческому бессознательному.

Такие направления, как сюрреализм и театр абсурда, возникли в искусстве примерно в одно время с экспериментами Морено, и их цели были похожи — дать психическим процессам свободно воплощаться в творческом действии.

Идею человеческой деятельности как игры развил Йохан Хейзинга в знаменитом трактате «Человек играющий», опубликованном в 1938 году, а пристальное внимание к социальным связям пациента стало характерной чертой психотерапии 60-х. Хотя сейчас психодрама как самостоятельный метод широко не применяется, вклад Морено и его последователей в развитие групповой психотерапии переоценить сложно. Сегодня мы встречаем элементы психодрамы в разных ее формах — от работы с семейными проблемами до «программы 12 шагов» и лечения посттравматического расстройства.

Психодрама Морено. Психотерапия, основанная на игре и импровизациях

Автор: Дарья Суртаева · Опубликовано 28.02.2019 · Обновлено 28.02.2019

Психодрама, или психодрама Морено, что обусловлено именем создателя методики — это психотерапевтический метод. Основателем выступает Я. Морено. Традиционное понятие психодрамы подразумевает проведение групповых терапевтических процессов, где главный инструмент — это импровизация пациентов как актеров.

Драматерапия преследует несколько целей — изучить внутренний мир, развить творческий потенциал и расширить возможности взаимодействия человека с социумом. Причем драматерапия может использоваться как психотерапия, так и в качестве обучения.

Важные особенности

Метод психодрамы основан на психотерапевтическом действии, представляющем собой ролевые игры. В процессе этой игры проводят своего рода драматические импровизационные действия, за счет которых удается изучить внутренний мир человека и создать условия для самопроизвольного раскрытия пациентом чувств, переживаний или эмоций, имеющих непосредственное отношение к возникшим у него проблемам. То есть пациент сам приходит к осознанию проблемы путем игры.

Существуют различные формы и виды психодрамы, которые в свое время предложил Якоб Морено. Со временем драматерапия не стояла на месте, а активно развивалась, расширяя свои возможности.

Гештальтпсихология и драматерапия имеют тесную связь между собой. Современная гештальтпсихология предусматривает необходимость осознать собственные потребности, ощущения, чувства и эмоции, а также предпочтения в социуме. У психодрамы цели во многом похожи. Эти методы являются невероятно востребованными и эффективными в психотерапии.

Техника психодрамы, которую разработал сам Морено, была создана во многом случайно. Можно сказать, самая первая техника психодрамы, которую наблюдал специалист, происходила в парке города Вена, где играли дети. Они разыгрывали вымышленные сценки. Причем как оказалось в ходе наблюдений, каждому из участников была отведена своя роль. В результате игра сформировалась в настоящее свободное творчество, перерастающее в контакт.

Основой же психодрамы как метода психотерапии называют инсайт. Также сюда относят катарсисы, роли и спонтанность. Инсайтом называют внезапное осознание, резкое понимание ситуации, положения в жизни, в котором оказался человек. Инсайт происходит во время игры и позволяет достичь человеком главного — осознания проблемы.

Техники психодрамы имеют важное отличие от классического понятия театральной сцены. Ведь там тоже есть свои актеры и роли. Однако что такое психодрама? Это действие, основанное на практически полной импровизации. Здесь раздаются только роли, своего рода фундамент для каждого участника. Его практически не ограничивают какими-либо рамками, то есть простор для творчества и импровизации огромен. Если в театре заранее известен финал, то методика психодрамы предусматривает всегда неожиданную концовку.

За распределение ролей отвечают сами пациенты или участники, в то время как задача терапевта — наблюдать и смотреть, насколько тот или иной человек справляется со своими задачами, положением, как ведет себя в той или иной роли.

Разновидности

Морено делал акцент на трех основных видах психодрамы. Отличие между ними заключается в том, чему именно посвящается проблема.

  1. Проблема отдельного человека. Здесь речь идет о проведении при психодраме упражнений, направленных целиком и полностью на проблему одного из членов группы.
  2. Проблема группы. Тут упор делается на отношения внутри группы между самими участниками, а также ведущего, который активно вовлекается в процесс.
  3. Проблема темы. Основывается такая техника на теме, которая волнует всех участников группы.

На самом деле драматерпия позволяет решить множество проблем, ответить на ряд вопросов и помочь человеку обрести собственное я. В настоящее время активно используется людьми семейная практика психодрамы, монодрама, общение с безработными для получения ответов о своих неудачах. Психодрама с безработными во многом позволяет понять, почему именно человек оказался без работы, действительно ли виноваты другие, а не он сам.

Активно проводится лечение, совмещенное с простыми тренингами для саморазвития детей. Ребенок, принимающий участие в таком действии как театротерапия или драматерапия, познает себя, лучше адаптируется в обществе. Важные вспомогательные преимущества психодрамы для детей — это возможность развить в себе творческую личность и развить способность к импровизациям. То есть подобная практика носит и профилактический эффект. Детская психодрама обретает все большую популярность.

Цели драматерапии

Театротерапия или психодрама затрагивает множество аспектов жизни человека. Подобная психотерапевтическая деятельность может использоваться в различных областях:

  • при работе с детьми — детская психодрама;
  • с родителями и их детьми одновременно, создавая смешанные группы;
  • семейная терапия, где участие принимают буквально все, от бабушек и дедушек до правнуков;
  • супружеские тренинги, необходимые для решения сложившихся проблем в паре;
  • с рабочими коллективами, компаниями или организациями.

Человек, потеряв работу, мотивацию или себя, может обратиться за помощью к психодраме. Этот метод психотерапии отличается высокой эффективностью. Хотя решиться на подобный шаг может не каждый.

Кому-то больше подходит монодрама, то есть игра одного актера и раскрытие собственных проблем. Здесь участие принимает только один человек. Другим важна и полезна социодрама, то есть психотерапия с группой людей. Работу с ними проводит психодраматист. Для проведения психодрамы обучение специальный психодраматист должен пройти очень серьезное. Эта задача по силам далеко не каждому.

Элементы психодрамы

Все техники психодрамы объединяют пять основных элементов, которые применяют в каждом психодраматическом методе.

Функции директора

Как мы уже отмечали, когда проводится театротерапия или психодраматический сеанс, важным его звеном выступает психодраматист. У него есть свои определенные функции.

Как проводится терапия

Как взрослая, так и детская психодрама в основном проводится группами. Изначально проводились исключительно групповые психотерапевтические сеансы. Сегодня возможны и индивидуальные тренинги.

Чем больше людей принимает участие в терапии, тем шире возможности по охвату наиболее значимых и проблемных ситуаций в ходе занятий. Их называют сессиями. Каждая сессия включает в себя три этапа. Причем на каждой новой сессии проводятся повторные шаги:

Когда в результате психодрамы удается разобраться в проблеме выбранного на первом этапе протагониста, может быть принято решение пройти повторный круг. То есть вновь начать с процесса выбора протагониста, провести действие и завершить все шерингом.

Важной особенностью психодрамы является возможность получения результата не только при разыгрывании жизненных реальных ситуаций. Определенную помощь человек получает даже при участии в процессах, которые в действительности никогда с ним не происходили. Это в основном имеет отношение к испытываемым негативным эмоциям. С помощью психодрамы можно решить такие проблемы как чувство ненависти, страх перед чем-то или кем-то, а также отчаяние или злоба.

Главная задача психодрамы — избавить человека от эмоциональных блокаторов, поменять отношение к окружающему миру в положительную сторону и решить имеющиеся внутренние проблемы.

Психодрама — это метод психотерапии. Как и зачем он используется

Психология знает много методов групповой психотерапии. Один из них – метод психодрамы. Это театрализованное проигрывание проблемных ситуаций, помогающее людям лучше понимать свой внутренний мир, особенности других людей. Вместе с тем это отличный способ раскрытия творческого потенциала. Психодрама помогает человеку изменить восприятие, самовосприятие, отношение, самоотношение, поведение. В результате повышается продуктивность жизни личности и ее взаимоотношений.

Суть метода

Основатель метода – американский психиатр, психолог, социолог Якоб Леви Морено. Сам ученый воспринимал психодраму не только как метод психотерапии и творчества, но и как отдельную форму искусства, философию жизни.

Теория психодрамы – одна из самых неопределенных в психологии. Основатель не оставил четких инструкций, описаний, тезисов, положений, правил. Не существует даже общего определения для термина «психодрама». Попытки изучить метод, структурировать теорию продолжаются до сих пор.

Психодрама – разыгрывание ролей, игры с элементами импровизации, близкие к театральным постановкам. Основа метода – детские игры. Психодрама заставляет взрослых людей вернуться в детство, дать волю фантазии, отдаться игре. В игре нет запретов. Там можно кричать, вести себя развязно или наоборот быть слабым – ведь это маска, роль.

Метод психодрамы используют для восстановления семейных, трудовых, любовных, дружеских отношений. Психодрама – универсальный способ стабилизации, гармонизации состояния группы и ее отдельных участников.

Структура психодрамы

Основатель метода выделял три главных компонента успешной социодрамы: теория ролей, теория спонтанности, социометрия. Давайте рассмотри каждый из них подробнее.

Теория ролей

В теории психодрамы роль – это:

  • привычное поведение человека;
  • опыт, состоящий из личных, общественных и культурных элементов;
  • форма поведения, функционирования, которую человек принимает в конкретный момент времени в ответ на определенную ситуацию.

Люди и в реальной жизни играют множество ролей. Морено разделил их на категории:

  • Психосоматические: все, что связано с телом. Например, роль человека, поедающего пищу.
  • Психические: все, что определяет эмоции и состояния. Например, роль страдальца.
  • Социальные роли. Характеризуют поведение человека в отношениях с другими людьми.
  • Интегративные роли. Подразумевают все, что находится на духовном, надындивидуальном уровне. Например, роль любящего человека, верующего, создающего.

В норме человек играет каждую из названных ролей. Меняется только соотношение и выраженность ролей. Но развиваются они постепенно, вместе с развитием человека. Скачки с одного уровня на другой вызывают личностные деформации, патологии.

Некоторые роли консервируются и становятся стереотипным для личности поведением.

Теория спонтанности

Креативность, реакция на новые условия или новая реакция на старые ситуации. Это энергетический порыв, который или выходит, или подавляется. Психодрама учит конструктивному выражению спонтанности и контролю над ней. Речь идет о творчестве во всех его проявлениях, в том числе творческом подходе к жизни.

Социометрия

Метод определения характера взаимоотношений в группе, симпатий и антипатий. Результат обследования – социограмма, или психологический портрет группы. Подробнее о методе социометрии читайте в статье «Социометрия как метод в психологии».

Типы взаимоотношений с позиции психодрамы

Теория психодрамы рассматривает три типа взаимоотношений: перенос, эмпатия, теле:

  1. Перенос подразумевает наделение другого человека своими негативными, нежелательными качествами. Восприятие другого человека в этом случае неадекватно.
  2. Эмпатия (вчувствование) подразумевает умение вообразить себя в роли другого человека. Задействован когнитивный и эмоциональный компонент. Достигается эмпатия путем проигрывания роли другого. Это помогает увидеть ситуацию глазами другого человека.
  3. Теле – адекватное восприятие участниками друг друга, взаимопонимание, взаимное чувствование. Понимание тяги или отторжения друг от друга.

Признак психического здоровья – адекватное самовосприятие, восприятие других и их отношения к человеку, взаимодействие с другими, основанное на эмпатии и теле.

Практика психодрамы

Психодраму можно проводить как индивидуальную терапию, но лучше использовать этот метод для групповой работы.

Условия проведения

  • Оптимальная численность группы – 6-9 человек. Однако известны случаи успешной практики в залах численностью до 100 человек.
  • Состав группы лучше делать «разношерстным». Вместе с тем нужно быть внимательным к мелочам, предотвращать возможные проблемы, вызванные большой разницей в возрасте, социальном статусе или психическом состоянии. Однородность состава оправдана только в группах узкой направленности, например, для анонимных наркоманов. В остальных случаях гетерогенность помогает максимально реально воссоздавать ситуации общества.
  • Продолжительность одного занятия и курса устанавливается индивидуально, но в любом случае важна регулярность, системность. Выбирая временные рамки, нужно помнить о сохранении чувства групповой сплоченности, актуальности переживаний от предыдущего сеанса, возможности решить все групповые и частные проблемы. Усредненный вариант терапии: встречи один раз в неделю, длина сеанса – 1,5-2 часа.
  • Индивидуально определяется тип группы: полностью открытая, полностью закрытая, с возможностью выхода, с возможностью входа, с невозможностью выхода, с невозможностью входа.
  • Важно общение на «ты», употребление настоящих имен.

Кроме того, обязательно соблюдение двух главных принципов занятий: конфиденциальность и безоценочность суждений. Нельзя выносить информацию за пределы группы, нельзя оценивать слова и действия участников.

В процессе занятий случайные участники должны стать единым социальным организмом, коллективом. Задача организатора – создать атмосферу доверия, открытости, взаимопомощи. В связи с этим важна регулярная проработка групповых проблем, рефлексия, социометрия, анализ социограммы.

Должности и элементы

Классическая психодрама выделяет 5 компонентов: протагонист, ведущий, вспомогательные «я», зрители, сцена. Рассмотрим их подробнее:

  1. Протагонист – главный субъект занятия. Проблемы этого участника разбираются в первую очередь. Сам член группы, удостоившийся роли протагониста, является одновременно актером, режиссером, драматургом. С помощью других участников он воспроизводит личный опыт, разбирается в себе и своем окружении. Ограничение только одно: не оказывать физического влияния на других участников. В остальном – полная свобода творчества.
  2. Руководитель, организатор группы. Побуждает к активности, направляет, помогает. Он терапевт, режиссер, катализатор одновременно. Руководитель наблюдает, оценивает, планирует, организует игры и сцены.
  3. Вспомогательные «я» – участники, которых протагонист выбрал для воплощения ролей в своем сценарии. Вспомогательные «я» выступают в роли психотерапевтов, посредников между ведущим и протагонистом, реальных или воображаемых людей, в том числе проекций и переносов протагониста. Они импровизируют, но направление движения диктует протагонист и ведущий.
  4. Зрители – участники, которые не задействованы в играх. Они просто наблюдают со стороны.
  5. Сцена – место, на котором разворачивается действие. Правил опять же нет: нарисованный мелом круг, полукруг из людей или стульев, реальная сцена в театре.

По желанию протагониста и ведущего могут быть использованы любые элементы декора: грим, стулья, цветы, книги, одежда, украшения и т. д. Можно добавить любой антураж, если это необходимо протагонисту для проигрывания своих проблем.

Личность ведущего

Ведущий – постоянное лицо. В отдельных случаях выбираются два ведущих, которые договариваются между собой о распределении работы. Не каждый человек подходит для этой роли.

Требования к личности ведущего:

  • знание и понимание теории психодрамы, ее методов;
  • искренность;
  • открытость;
  • мужественность, решительность;
  • креативность;
  • богатая фантазия;
  • способность быстро и адекватно реагировать на непредвиденные ситуации;
  • видение потенциала группы, позитивное отношение, стойкость убеждений;
  • уверенность в себе и успехе группы;
  • умение воодушевить, вдохновить;
  • лидерские качества;
  • умение располагать к себе, побудить рассказать что-то тайное;
  • чувство юмора;
  • способность поддерживать, стимулировать, провоцировать;
  • склонность к риску.

Спонтанность и творчество приводят к личностным изменениям. Ведущий должен сам обладать этими качествами и побуждать к спонтанности и творчеству других участников.

Фазы психодрамы

Каждый сеанс имеет 3 составляющие: разогрев, действие, шеринг:

  1. Разогрев подразумевает создание доверительной атмосферы, упражнения на сплочение группы, настрой участников на обсуждение личных проблем. На этом этапе члены группы определяют, о чем сегодня хотят поговорить.
  2. Основная часть подразумевает определение сцены и темы, выход протагониста на сцену, подбор конкретной ситуации из недавно случившихся, обсуждение ожиданий от работы, саму игру.
  3. Шеринг – обсуждение, рефлексия, обмен эмоциями, чувствами, переживаниями, ассоциациями. Важно избегать суждений, интерпретаций всего происходящего. На этом этапе протагонист выходит из роли, приобретает эмоциональное равновесие, понимает, что он не одинок в проблеме. Другие участники также понимают распространенность своих трудностей. Шеринг обязательно проводится в круге.

Последний этап способствует дополнительному сплочению группы.

Техники психодрамы

В классической теории техник психодрамы три:

  • Дублирование. Участники из числа зрителей иногда включаются в игру, изображают альтер эго главного героя. Озвучивают подавляемые мысли, чувства, эмоции, желания. Протагонист подтверждает или отрицает сказанное. Если подтверждает, то самостоятельно повторяет слова дублера.
  • Зеркало. Протагонист становится наблюдателем, а на его роль выбирается другой участник из второстепенных «я». Он копирует поведение, речь, мимику, жесты, позы протагониста. С позволения или по инициативе ведущего заостряет внимание на некоторых особенностях протагониста. Тот, в свою очередь, имеет возможность посмотреть на себя со стороны, самостоятельно разобраться в проблемах, ошибках.
  • Обмен ролями. На некоторое время протагонист меняется ролями с кем-то из вспомогательных «я». Меняться можно неоднократно. Это помогает протагонисту прочувствовать другого человека, увидеть мир его глазами и понять свое отношение.

Это лишь базовые техники. В современной практике их намного больше, допускается комбинирование методов. Каждая техника обладает своими особенностями проведения и противопоказаниями. Использовать психодраму вправе человек, имеющий соответствующее образование, хорошо разбирающийся в теории и практике.

Послесловие

Метод психодрамы относится к числу угасающих методов. Его все реже используют. Возможно, дело в том, что психодрама требует не только обширных профессиональных знаний, богатого опыта, но и высокоразвитой интуиции, креативности, спонтанности, фантазии.

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять