Психодрама

Сегодня предлагаем обсудить тему: "психодрама". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Психодрама


Метод, являющийся помимо терапии также обыкновенной психологической консультацией, был впервые предложен специалистом Я. Марено. Сейчас его разработка известна в психиатрии как «пиходрама», используется, главным образом, с целью изучить внутренний мир и переживания индивида. Для этого задействуется специфический механизм драматической импровизации, в котором активно используется завершение субъектами своих действий посредством театрализации, исполнения роли в игре.

При этом между всеми участниками, если речь идет о групповой психотерапии, происходит активное вербальное и невербальное общение, постоянный контакт, взаимодействия в ходе «представления». Если же необходимо применить психодраму в качестве индивидуальной терапии или диагностики, то такой подход называется «монодрамой».

Любой сеанс строится на последовательном разыгрывании всеми участниками определенных сценок. В основе сюжета может лежать какое-либо воспоминание пациента, события, приближенные к реальным и смешанные с фантазией, представления каких-то конечных действий или же возможных результатов того или иного выбора. В любом случае, разворачивающееся действо, как правило, является близким к реальности или внутренним переживаниям самого пациента. В ходе их разыгрывания, индивид способен проанализировать случившееся с ним или даже приобрести определенные навыки, которые в дальнейшем могут ему помочь.

Метод психодрамы

Как правило, под психодрамой подразумевают специфическую методику, которая с помощью драматической импровизации, ролевой игры и имитации определенных сценок, способна раскрыть внутренний мир, опыт и переживания пациента, которые напрямую связаны с внутренними психологическими проблемами индивида.

Психодрама Морено

Ставшая одной из самых эффективных групповых практик в психиатрической терапии и анализе, психодрамаМорено активно применяется не только на западе, но и во многих странах Европы. Главными понятиями, как и было когда-то предложено самим основателем метода, остаются: роль, катарсис, спонтанность, «инсайт».
Следует также подчеркнуть главное отличие между классическим театрализованным представлением и техникой, заложенной Морене. Она заключается в углубленности и подробности сюжета. Если в случае обычной игры, представления, все роли четко распределены. А сюжет проработан и уточнен до мельчайших подробностей, то в случае психодрамы он достаточно поверхностный, роли обозначены условно, и у всех участников имеется более чем достаточный простор для импровизации в рамках заданных терапевтом условий. Грубо говоря, сценария как такового практически нет, есть лишь определенный «фундамент», с которого начинается представление, и сами «игроки» никогда не знают, к чему приведет выбранное ими действие. При этом роли также распределяют между собой сами участники, а терапевт лишь наблюдает за тем, как каждый из них справляется со своим положением.

Что касается редко встречаемого в нашей практике понятия «инсайт», то под ним понимают явление внезапного озарения. С точки зрения психодрамы, инсайт – это внезапное, резкое понимание индивидом своего жизненного положения или сложности ситуации, которое происходит в ходе игры. При этом также происходит своеобразное «озарение», модификация взгляда индивида на себя самого, вследствие чего формируется новое понимание жизненных позиций, ситуаций и проблем, а также зарождается совершенно новый способ их решения.

В настоящее время широкую популярность приобретает и детская групповая психодрама. Чаще всего она нацелена на анализ причины, а также решения различных уровней невротического поведения со стороны ребенка. Разумеется, подобные практики не лишены и профилактической эффективности, позволяя развивать творчество и импровизацию ребенка, а также упрощая и улучшая процесс формирования уникальной, индивидуальной личности, свободной от возможных психологических преград.

Техники психодрамы

Психодрама тренинг

Под тренингом, как и в любом другом случае, понимают наличие определенных стадий и выполнение ряда конкретных упражнений. Психодрама тренинг — это техника, преследующая различные цели, например, отработку участниками навыков ролевой игры, их раскрепощение, психологическую подготовку и даже банальный «разогрев».
Разумеется, первая и главная стадия ложится на плечи ведущего или «режиссера». Именно он является ответственным за то, чтобы между всеми участниками сформировался необходимый раскрепощенный контакт, достигался определенный уровень раскованности и открытой спонтанности, импровизации. При этом творческий потенциал и его реализация со сторон участников должны всячески поощряться, а внимание участников игры фокусируется на общей ситуации и решении общих проблем. Таким образом, еще одной задачей психодрамы в данном контексте является формирование групповой свободы.

Раскованности, естественности в поведении во время нахождения в коллективе

Лишь после того как все участники групповой психодрамы достигают определенного уровня раскованности и между ними формируется требуемая творческая атмосфера, начинается главное действо терапии – само представление. Перед началом «режиссер» выбирает участника, который на этот раз будет протагонистом, предлагает ему ознакомить окружающих с общей идеей сюжета и выбранной им для себя роли. При этом обращают внимание других «актеров» на то, что они обладают полной свободой действий в рамках заданного общего сюжета и выделенных им ролей.
Конечной стадией любой психодрамы является совместное обсуждение произошедших на сцене событий, их значимости, вероятных причин и следствий, а также возможных способов решения сложившихся в ходе игры ситуаций.

Московский Институт Гештальта и Психодрамы (МИГИП)

Гештальта и Психодрамы

8 (495) 642-33-82 менеджер по обучению

8 (903) 792-26-11 администратор офиса

8 (909) 620-90-79 вебинары

Психодрама — как метод психотерапии

Психотерапию сегодня невозможно представить без такого метода как психодрама. Он был создан в 20-х годах прошлого века Якобом Морено, и получил распространение как первый и единственный групповой терапевтический метод. Однако, менее известно, но психодраму можно с успехом применять для индивидуальной терапии и консультирования. Самый известный пример использования драматического подхода – техника «пустого стула», обычно применяемая в гештальт-терапии, да и многие другие методы с удовольствием используют техники, имеющие психодраматическое происхождение.

Обучение психодраме

Психодраматерапевт (ведущий психодраматической группы, Директор психодрамы) — это специалист, прошедший обучение психодраме и сертификацию в одном из институтов, имеющих аккредитацию международного уровня.

Читайте так же:  Толерантность

Образовательные программы по психодраме Московского Института Гештальта и Психодрамы (МИГИП) аккредитованы Федерацией Европейских Психодраматических Образовательных Организаций (FEPTO).

ПСИХОДРАМА

Наиболее показательный вид практического применения груп­повой психотерапии — метод, получивший название психодрама. Автор психодрамы — Якоб Морено, человек, с чьим именем при­нято связывать развитие групповой терапии как специального психотерапевтического направления.

Возникнув несколько десятилетий назад, психодрама не только не потеряла своей актуальности, но применяется все шире и шире практически во всех развитых странах Европы и Америки. Боль­шинство авторов описывают психодраму как метод, анализируя ее основные термины и понятия.

К таким понятиям относятся:

[3]

— роли и ролевые игры;

— катарсис и инсайт.

Коротко их охарактеризуем.

Роли и ролевые игры

Очень важно сразу понять принципиальное отличие психодра­мы как терапевтического метода от театрального типа разыгрывания ролей. Если в театре все роли и их поведение расписаны ав­тором и актерам остается лишь незначительная возможность им­провизации в жестких рамках неизменного сюжета, то в психод­раме (и в этом ее принципиальное отличие и лечебное воздейст­вие) нет никакого заданного сценария: участники группы сами создают его по ходу развития сюжета и не знают заранее, к чему это все приведет.

Здесь психодрама напоминает саму жизнь.

Роли участники тоже выбирают и распределяют сами. Психо­терапевт лишь объясняет основные правила психодрамы, а в пре­делах их поощряет всяческую импровизацию и спонтанность.

Морено любил приводить пример различия эмоционального воздействия обычного спектакля и психодрамы. В первом случае зритель со стороны наблюдает за извержением вулкана, в психод­раме он сам находится у его подножия.

Спонтанность подразумевает естественность (неумышлен­ность) восприятия и реагирования. Этот термин встречается прак­тически во всех видах психотерапии, так как их авторы считают, что большинство клиентов слишком зажаты психологическими защитными механизмами и шаблонами поведения: они потеряли детскую спонтанность — естественность проявления чувств и мыс­лей. Именно обретение такой спонтанности позволит им лучше все­го избавиться от своих комплексов и неврозов.

Эту же задачу ставит перед участниками психодрамы Якоб Морено. При этом психотерапевт должен, не навязывая своего сценария ролевой игры, лишь призывать (подталкивать) участни­ков не отрываться от данного момента и разыгрывать не какие-то придуманные ими сценарии или сцены из прошлого своей жизни, а действовать именно «здесь и теперь».

По мнению сторонников психодрамы, именно такая творче­ская атмосфера (Морено считает, что творчество и спонтанность -неразрывные понятия и одно стимулирует другое) позволяет уча­стникам психотерапевтической группы отвлечься от комплексов, выйти за пределы шаблонов поведения и лучше раскрыться для себя и для членов группы.

Считается, что это понятие сродни тому, что З.Фрейд называл трансфер (перенос). Как известно, под терминомтрансфер Фрейд подразумевал перенос клиентом на психоаналитика значимых для него эмоциональных черт и отношений. Для Фрейда анализ трансфера был одним из технических средств практики психоана­лиза, посредством которого он пытался охарактеризовать лич­ность самого пациента и причины его невроза.

Некоторые последователи Фрейда использовали и термин корнтрперенос, обозначая им процесс эмпатийного сопережива­ния психотерапевтом чувств и состояний клиента.

Морено в методе психодрамы объединяет перенос и контрпере­нос одним понятием теле, характеризующим двусторонний процесс эмпатиийного восприятия — как между терапевтом и клиентом, так и между всеми участниками психодрамы. Однако в психодраме в отличие от классического психоанализа процессы переноса и контрпереноса используются не только и не столько для характери­стики личности клиента, сколько с терапевтической целью его са­мораскрытия и преодоления определенных комплексов и неврозов, а также для усиления всего группового процесса.

Как известно, это слово в античной греческой трагедии обо­значало очищение, просветление через страдание. В этом же значе­нии его употреблял еще Аристотель.

В практику психоанализа катарсис был введен Фрейдом в смыс­ле вскрытия через интенсивные эмоциональные переживания при­чин неврозов и следующего за этим облегчения-исцеления. При­мерно в этом же смысле этот термин стал использоваться в боль­шинстве направлений и школ западной психотерапии.

Не стал исключением и Морено с его психодрамой. Однако здесь понятие катарсиса получило дополнительное широкое тол­кование. В психодраме катарсис должны испытать не только кли­ент и даже не только все участники конкретного психодраматиче­ского этюда, но и все остальные участники, являющиеся, по за­мыслу Морено, активно сопереживающими зрителями.

Можно сказать, что катарсис по Морено ближе к своему пер­воначальному смыслу античной трагедии, главной целью которой и было совместное активное сопереживание и финальное облегче­ние-просветление актеров и зрителей.

Однако, если в греческой трагедии катарсис — явление вторич­ное по отношению к сюжету, у Фрейда — одно из средств психо­анализа, то у Морено сам процесс катарсиса становится главной задачей участников психодрамы (первичный эффект) и активных зрителей (вторичный эффект), оказывая на них психотерапевтиче­ское воздействие.

Это слово (insight) переводится с английского как «неожиданное озарение». Инсайтом можно назвать состояние Сократа, когда он, сделав неожиданное открытие, закричал в восторге: «Эврика!» (Нашел!) Этот термин употребляется во многих направлениях со­временной психотерапии и обозначает неожиданное понимание клиентом своей проблемы или изменение взгляда на себя, расши­ряющее возможности решения проблемы.

Обычно (особенно в психоаналитических направлениях) инсайт происходит в результате катарсиса. В этом же смысле он по­нимается и в психодраме, атмосфера и динамика которой и долж­ны привести участников (или хотя бы отдельных из них) к катар­сису, а через него к инсайту.

В начале занятия психотерапевт объясняет группе смысл и за­дачи психодрамы и описывает этапы ее практической реализации. Теоретические положения доводятся до участников группы в объ­еме и форме, соответствующих именно данной группе и уровню ее подготовленности.

Практика психодрамы включает несколько важных этапов. Сюда входят этап распределения ролей и три стадии развития са­мой психодрамы.

В настоящее время многие руководители групп вносят свои новшества в типы ролей психодрамы, однако в основном типажи, введенные Я. Морено, сохраняются. К ним относятся роли: режис­сера, протагониста (главного героя) и вспомогательных Я.

Читайте так же:  Агнозия

Режиссером обычно выступает сам психотерапевт или руково­дитель группы (как правило, это одно лицо). Его главные задачи -сформировать оптимальную для предстоящей работы творческую групповую атмосферу, распределить остальные роли, начать сце­ническое действие в желательном направлении, а далее — поддер­живать настроение участников к проявлению их творческой ини­циативы и импровизации.

В зависимости от того, проводится ли психодрама в первую очередь для терапевтического воздействия на участников или для психоанализа их самих, причин их неврозов, роль режиссера не­сколько меняется. В первом случае он главным образом поддер­живает терапевтическую творческую атмосферу, практически не отвлекая внимание группы на аналитические разборы, — для него важнее сам процесс, чем его анализ. Во втором случае анализу слов, действий и скрытых за ними причин уделяется специальное время, хотя (как мы уже говорили) в психодраме по Я. Морено психоанализ играет подчиненную роль по отношению к терапев­тическому процессу достижения катарсиса и инсайта.

Протагонистом (в соответствии с терминологией античного те­атра) Морено называет исполнителя главной роли — основного Я. Все остальные участники играют роли вспомогательных Я.

Подробнее мы можем проследить за их деятельностью в про­цессе рассмотрения основных стадий (фаз) развития психодрамы.

Здесь основная нагрузка выпадает на режиссера. В его задачи входит:

-добиться физического раскрепощения всех участников пси­ходрамы, преодоления (типичной для начинающих актеров) дви­гательной зажатости;

— постоянное поощрение, стимулирование проявления спон­танности невербального (двигательного, мимического) и вер­бального (словесного) проявления эмоций;

— целенаправленная концентрация внимания участников груп­пы на решении общей задачи с соблюдением принципа «здесь и теперь». Для раскрепощения «актеров», «режиссеры» психодрамы часто используют различные разминочные упражнения. Это мо­гут быть самые разные движения типа подвижных игр или эле­ментов групповой гимнастики, аэробики, которые с помощью режиссера сопровождаются созданием и усилением атмосферы игры, творческой свободы, шуток. Затем могут быть сыграны элементы пантомимы в парах, в тройках и т.п., попытки передать мысли мимикой и жестами и разгадать их.

При этом участники должны знать, что чем быстрее и полнее они обретут раскованность и спонтанность (естественность «неумышленного» реагирования), тем быстрее и эффективнее на­ладится процесс психодрамы, который поможет решению их про­блем. Однако слишком часто повторять этого не нужно, так как излишнее старание «быть естественными» как раз и будет мешать обретению истинной естественности и спонтанности.

Вообще, как и во все видах неавторитарной групповой терапии, режиссер психодрамы должен вмешиваться только в случае явной необходимости («не надо дуть в надутые паруса», если групповой процесс сам налаживается — не вмешивайтесь) и по возможности незаметно, не поучая, а вдохновляя. Режиссер должен всячески по­ощрять смелость свободного, необдуманного проявления эмоций в словах и жестах, не бояться выглядеть смешными и т.п.

После обретения участниками определенной раскованности и создания активной творческой атмосферы в результате правильно проведенной разминки начинается основная часть психодрамы.

Сначала режиссер определяет, кто из участников будет играть роль протагониста. Он может сделать этот выбор самостоятельно или умышленно вовлекая в обсуждение кандидатуры группу и тем самым поддерживая творческую активность всех участников.

Режиссер просит протагониста выбрать достаточно важную для него тему, рассказать всем общую идею того спектакля, кото­рый он хотел бы разыграть. Он напоминает, что протагонист из­лагает лишь общее направление, а развитие действия в психодра­ме должно быть спонтанным (как и действия всех ее участников) и не связанным заранее детализированным сценарием.

Затем выбранный главный герой — протагонист подбирает себе одного или нескольких (в зависимости от замысла режиссера) партнеров, которые будут его вспомогательными Я. Объяснив вспомогательным Я их задачи, протагонист начинает разыгры­вать намеченное действие, стараясь как можно более естественно, спонтанно выражать свои мысли и чувства.

Режиссер, как уже говорилось, вмешивается лишь в случае не­обходимости, подправляя процесс в нужном направлении к ка­тарсису и инсайту.

Сам Якоб Морено характеризовал задачи режиссера психод­рамы следующим образом: «Мы не должны разрушать стены (чтобы вывести участников из тупика. — А.Р.), мы просто долж­ны трогать ручки множества дверей для того, чтобы понять, ка­кая из них открыта». Под разрушением стен Морено имеет в ви­ду излишне активное вмешательство режиссера в процесс пси­ходрамы, когда участники заходят в тупик и не знают, как раз­вивать действие дальше.

Действительно, в такой ситуации интерес к психодраме со стороны как участников, так и зрителей падает, и у режиссера возникает соблазн вмешаться и наглядно показать, что клиенты не зря обратились к нему и данному методу. Обычно такое вме­шательство останавливает развитие действия, то есть «разрушает стены» образовавшегося тупика, а не стимулирует участников искать из него выход.

Поэтому режиссер сначала подбадривает заблудившихся и остановившихся участников просто положительной эмоцио­нальной атмосферой, а в случае затянувшегося застоя и угрозы потери веры в свои силы (а то и в метод психодрамы) режиссер начинает как бы неявно подталкивать участников к различным дверям, стимулируя их самих попробовать, какая дверь открыта и ведет к выходу из тупика.

Это завершающая стадия психодрамы, которая, как и боль­шинство видов групповой терапии, заключается в совместном об­суждении и анализе поведения всех участников. В это обсуждение следует вовлекать (ненасильственно) всех участников, так как та­кие обсуждения помогают не только улучшить работу, лучше уз­нать себя и других, но и стимулируют активность группового взаимодействия и эмпатийного взаимопонимания.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Психодрама

Психодрама – это метод групповой психотерапии, в котором используется сценическая форма действия и драматургическая лексика.

Психодрама была разработана врачом Морено, проявлявшим особый интерес к эмоциональной сфере и социальным отношениям своих пациентов.

Читайте так же:  Почему ребенок грызет ногти

1921 год считается годом рождения психодрамы: именно тогда Морено создал проект под названием «Театр Спонтанности» и стал применять драматическое действие в качестве психотерапевтического метода.

Сам Морено считал психодраму методом, позволяющим проживать жизненные ситуации и выходящим далеко за рамки психотерапии. В этом методе он выделял пять основных элементов:
Протагонист – участник, находящийся в центре психодраматического действия, который в течение сессии исследует некоторые аспекты своей личности.
Директор – тот, кто вместе с протагонистом определяет направление процесса и создает условия для постановки любой индивидуальной драмы. Директор выступает в роли терапевта.
Вспомогательные «я» – участники группы (или ко-терапевты), которые играют роли значимых в жизни протагониста людей, тем самым способствуя развитию драматического процесса.
Зрители – часть группы, не принимающая непосредственного участия в драме. Даже те члены группы, которые прямо не участвуют в драме, тем не менее остаются активно и позитивно вовлеченными в процесс и потому получают от психодрамы и удовольствие, и пользу.
Сцена – в большинстве случаев пространство в помещении достаточно просторном, чтобы там могли происходить некоторые физические перемещения.

Классическая психодрама состоит из трех стадий: разогрева, драматического действия и шеринга. Каждая из них представляет собой полный и автономный процесс.

Разогрев имеет несколько важных конкретных целей:

Способствует возникновению спонтанности и творческой активности участников группы. Морено обращал особое внимание на то, чтобы психодрама создавала все условия для развития и использования личностного потенциала каждого человека (как любого члена группы, так и директора).

Облегчает общение между участниками, увеличивая ощущение доверия и принадлежности к группе с помощью разных техник, помогающих улучшить взаимодействие и взаимопонимание между всеми членами группы (например, знакомство, обмен каким-то жизненным опытом, физическая активность, которая может включать в себя разные варианты тактильного контакта или невербальной коммуникации). Процесс разогрева усиливает групповую сплоченность, одновременно давая возможность каждому из присутствующих получить представление о достоинствах и характерных чертах остальных участников группы.

[1]

Опытный директор обладает большим репертуаром техник разогрева. Вместе с тем директор может (используя свой творческий потенциал) разработать новые техники, которые могут оказаться особенно полезными в группе, с которой он в данный момент работает.

Выбор протагониста

Как правило, по окончании разогрева один или несколько участников проясняют для себя проблемы (с разной степенью уверенности и фокусировки), которые они бы хотели как-то исследовать во время этой сессии. В этот важный момент принятия решения, касающегося выбора роли протагониста (в переводе с греческого – «ведущий (или первый) актер», «прима»), участникам следует оказать поддержку. Затем следует выбор одного из претендентов на эту роль. Иногда бывает совершенно ясно, кто из них является главным претендентом (кто-то из кандидатов по своему эмоциональному состоянию больше соответствует этой роли, чем остальные), но может случиться и так, что несколько человек достаточно разогреты. Тогда при помощи специальных техник директор и группа выбирают одного протагониста на текущую сессию (за того или иного кандидата могут голосовать участники группы, претенденты могут решить между собой, кому из них в данный момент более необходима личностная работа, сам директор может выбрать участника, который, по его мнению, на сейчас больше остальных соответствует этой роли). Вне зависимости от способа выбора протагониста очень важно, чтобы он получил одобрение и поддержку группы.

Драматическое действие

Теперь наступает время драматического действия, когда протагонист (при поддержке директора) занимается исследованием проблем, прояснившихся для него в процессе разогрева. Для постановки драмы не существует никакого заранее написанного сценария; в каждый момент драматического действия проявляется спонтанное творчество протагониста, вспомогательных лиц и директора. Как правило, эта стадия психодраматического процесса начинается с того, что протагонист вместе с директором проясняют и уточняют тему, которую собираются исследовать. Внешне эта беседа между ними напоминает заключение контракта. Первые слова протагониста следует выслушать очень внимательно (например: «У меня всегда возникают трудности с мужчинами» или «Во время разогрева мне вспомнилось, как я расстроилась вчера вечером, посмотрев телепередачу о сексуальном насилии»). «Контракт» между протагонистом и директором позволяет сфокусироваться на конкретной теме, которую можно исследовать в течение данной сессии.

По своей сути психодрама – сценический процесс, поэтому действие достаточно быстро переходит в драму. Протагонист и директор принимают совместное решение относительно сцены, с которой начнется драма, и протагонист, в соответствии со своим описанием приступает к ее построению (без использования декораций).

Директор поощряет протагониста к действию (воспроизводя прошлые события, протагонист говорит в настоящем времени), определяет, какие действующие лица из ближайшего окружения протагониста могут потребоваться для разыгрывания данной конкретной сцены (т.е. родители, братья, сестры, сотрудники) и просит его выбрать участников на все необходимые роли вспомогательных лиц участников, которые более всего им соответствуют.

Однако у директора существует возможность (используя свой клинический опыт) перейти в пространство воображаемой реальности («surplus reality»). В этом пространстве могут разворачиваться события, которые никогда не происходили, и звучать слова, которые до сих пор никто никогда не слышал (например, переживание человеком материнского внимания и заботы в процессе психодраматического действия, тогда как его детские годы, проведенные в семье, были наполнены болью и отчаянием, связанными с родительским произволом), или происходит проигрывание ситуаций, которые уже никогда не возникнут в будущем (например, когда протагонист разговаривает с отцом, умершим много лет назад, или встречается с человеком, с которым нет никакой возможности вступить в более близкие отношения.

На завершающей стадии психодрамы директор может вернуть драматическое действие к реальным отношениям (в сцену, где разыгрываются события сегодняшнего дня), то есть к началу сессии. В результате контакта с сильными чувствами, пережитыми им когда-то в прошлом, протагонист получает больше информации о своем собственном поведении, почерпнув ее из сцен своего прошлого. Это позволяет ему опробовать новые типы поведения и другие варианты выхода из тупика, в который в настоящий момент зашли его отношения.

Читайте так же:  Как быть собой

Шеринг является последней стадией психодраматического группового процесса, во время которого всем участникам группы предлагается поделиться своими чувствами, а также замеченным ими сходством своих переживаний и жизненных ситуаций с переживаниями и жизненным опытом протагониста. Очень важно, чтобы в процессе шеринга участники не «интерпретировали» проблемы, открывшиеся в поведении и эмоциональном состоянии протагониста, который, разумеется, в этот момент может оказаться очень ранимым.

По материалам книги Пола Холмса «Психодрама: вдохновение и техники»

Психодрама

психодрама — психодрама … Орфографический словарь-справочник

Психодрама — Психодрама метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения… … Википедия

Психодрама — (от греч. psyche душа + drama действие) форма психотерапии , автор Я. Морено (начало 1920 х гг.). Основана на катарсисе , который достигается при помощи драматических инсценировок, ориентированных на лечение болезненных психических проявлений за… … Психологический словарь

ПСИХОДРАМА — (греч. psyche душа и греч. drama действие) созданный Морено один из первых видов групповой психотерапии (группового психоанализа), в процессе которой пациенты играют роли, направленные на моделирование жизненно важных для них ситуаций, с целью… … Новейший философский словарь

психодрама — сущ., кол во синонимов: 1 • драма (33) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ПСИХОДРАМА — (от греч. psyche душа и drama действие) англ. psychodrama; нем. Psychodrama. Вид групповой психотерапии, в к ром пациенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей; их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих… … Энциклопедия социологии

ПСИХОДРАМА — ПСИХОДРАМА. Одно из направлений современной групповой психотерапии. П. была создана и теоретически обоснована американским психологом и психиатром Я. Морено. Основу П. составляет организуемый и проводимый в группе людей, нуждающихся в… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

психодрама — (психо + драма; син. терапевтический театр) основанный на принципе психоанализа метод групповой психотерапии, заключающийся в разыгрывании больными сцен из их жизни, в которых воспроизводятся конфликтные ситуации и создается возможность свободно… … Большой медицинский словарь

ПСИХОДРАМА — Метод групповой психотерапии, представляющий собой ролевую игру, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для пациента проблемами. П. как лечебный,… … Психотерапевтическая энциклопедия

Психодрама — См. Морено метод психодрамы … Толковый словарь психиатрических терминов

Простите, как? Психодрама? А мне это поможет?

Некоторое время назад у меня был, прямо скажем, непростой период в жизни. Было тяжело, было страшно, запутанно. Помучавшись так какое-то время, и уже понимая, что одна я не справлюсь, я начала искать способы выхода из сложившейся ситуации. И именно тогда, с тщетными остатками надежды на лучшее, я и познакомилась с психодрамой. Познакомилась, попробовала на себе, посомневалась. и влюбилась всей душой! Да так, что уже третий год подряд продолжаю совершенствоваться в этом методе и помогать с ее помощью другим людям.

А поскольку в нашей стране не очень-то распространены безлекарственные методы лечения души (психики, если хотите) и улучшения качества жизни, то есть психотерапии в западной понимании этого слова, то хочу поделиться своим опытом и пониманием с вами. Насколько это возможно в рамках текста.

Итак, п сиходрама — это метод психотерапии (той самой, что лечит без лекарств), в которой используется инструмент спонтанного проигрывания. Дословно психодрама — это «действие души». Большинство из нас привыкли мысленно вникать в проблемы, чтобы докопаться до их сути, анализировать, искать причины их возникновения и делать определённые выводы. Психодрама переносит проблему в действие.

На деле происходит следующее: то, что творится у вас в душе, в вашем внутреннем мире, проецируется в реальность, букально, в ту комнату, где вы находитесь. Интересно, не правда ли? 🙂

Вы разыгрываете сцены из вашей реальной жизни, ваши сны, воспоминания о прошлых событиях, незавершённые ситуации, внутренние конфликты, фантазии, подготовку к предстоящим ситуациям или то, что происходит с вами прямо сейчас. Зерка Морено, жена Якоба Морено, создателя психодрамы, называет этот процесс «способом безнаказанно жить, несмотря на совершенные ошибки».

Для этого привлекаются (выбираются на роли) другие люди, если это групповая психотерапия, или подручные средства — фигурки, платочки, проективные карты и другие материалы, если это индивидуальный сеанс. По сути, спроецировать свой внутренний мир можно на что угодно внешнее, просто некоторые определенные материалы дают дополнительную информацию, их можно проанализировать и получить больший эффект от работы.

Сама психодрама напоминает театр, собственно сам ее создатель, Якоб Морено, так ее и называл — спонтанный театр. А как мы знаем по себе, при просмотре фильма или спектакля, порой, мы как будто входим в реальность картины, настолько она нас завораживает. А если она — результат реальной жизни конкретного человека, который сейчас перед вами или главный герой — вы сами? Так вот, психодрама помогает не только тому, кто проигрывает свою ситуацию, кто задействован в ролях, но и всем, кто наблюдает за происходящим.

Когда драма (собственно, сама ситуация) разыгрывается в группе, каждый из участников может дать свою обратную связь, свой отклик на то, что сейчас происходит (по завершении драмы), поделиться чувствами и ощущениями или своим собственным опытом, который вспоминается, пока играется роль или когда вы наблюдаете за процессом. Это очень поддерживает и помогает легче справляться с трудностями, принимать свои и чужие несовершенства.

Да, вы можете зайти в сцену и что-то поменять, можете посмотреть на это со стороны. Но важнее всего то, что с вами происходит, когда вы все это видите. Что вы чувствуете прямо сейчас.

Читайте так же:  Как помириться со своей родной сестрой

В психодраме есть много мощных приемов, которые помогают человеку осознать, что на самом деле происходит в его жизни, внутри него самого, рассмотреть проблему с разных точек зрения, из разных ролей, встретиться с реальностью и получить ясность.

Через разыгрывание человек получает возможность войти в контакт с собственным прошлым, со своими внутренними частями, субличностями или архетипическими образами, возможность приобрести навыки, которые станут ему необходимы в будущем. (На всякий случай, скажу, что все, что происходит в группе, конфиденциально, то есть не разглашается третьим лицам, не участвующим в процессе, об этом участники договариваются заранее).

И напоследок, хочу описать то, как я чувствую и вижу результаты работы над собой с помощью психодрамы (на основе своего опыта, опыта коллег и клиентов). Психодрама помогает нам стать более:

— живыми, то есть включенными в жизнь на 100%;
— естественными — самими собой, ближе к своей природе;
— спонтанными — легкими, творческими, в большей степени действующими, чем думающими;
— спокойными, адекватными ситуации;
— свободными от захватывающих эмоций и «тараканов»;
— ответственными за свою жизнь;
— и как следствие, интересными другим людям :).

Ну, как-то так! Спасибо за внимание, друзья! Буду рада ответить на ваши вопросы и комментарии, здесь или в реальности. До встречи!

Московский Институт Гештальта и Психодрамы (МИГИП)

Гештальта и Психодрамы

8 (495) 642-33-82 менеджер по обучению

8 (903) 792-26-11 администратор офиса

8 (909) 620-90-79 вебинары

Психодрама — как метод психотерапии

Психотерапию сегодня невозможно представить без такого метода как психодрама. Он был создан в 20-х годах прошлого века Якобом Морено, и получил распространение как первый и единственный групповой терапевтический метод. Однако, менее известно, но психодраму можно с успехом применять для индивидуальной терапии и консультирования. Самый известный пример использования драматического подхода — техника «пустого стула», обычно применяемая в гештальт-терапии. Во многом схожи с ней техники трансактного анализа, которые выводят на сцену разные эго-состояния человека, да и многие другие методы с удовольствием используют техники, имеющие психодраматическое происхождение.

Психодрама очень эффективна благодаря ясной теории, творческой основе в работе, быстрым способам определения проблемной зоны, уважению к опыту и взглядам человека. Этот метод считается самым бережным по-отношению к клиенту и широко применяется в психологическом консультировании, в индивидуальной, групповой и семейной терапии, в бизнес-консультировании, педагогике и медицине (известна и описана даже работа с пациентами психотического уровня — драма галлюцинаций), политике, искусстве и других областях человеческой активности.

Психодрама — это один их методов действия. Когда человек работает с какой-то своей проблемой, вопросом, потребностью, он это делает с помощью действия. И именно действие позволяет ему быстро продвинуться за пределы того, что он о себе уже знает. Действие в каком-то смысле «правдивее» слов. Мы можем красиво или некрасиво изложить проблему словами, но когда начинаем действовать, то тут случаются неожиданности… Если попытаться дать определение психодраме простыми словами, то получится следующая метафора: «У каждого человека существует внутренний мир, в котором постоянно происходят какие-то воображаемые события. Мы вспоминаем прошлое и представляем будущее, ведем мысленно диалоги (со значимыми для нас людьми и сами с собой). Иногда мы даже конфликтуем сами с собой. Другими словами, в нас происходит внутренняя драма. Если вывести эту драму наружу и сыграть в ролях с помощью группы людей, то и получится психодрама.»

Во время разыгрывания участники погружаются не только в свои личные чувства и мысли, но и могут «входить в роли» других значимых для них персон: близких, коллег, родственников, предков и так далее. Такой процесс не является мистическим, он отражает личный опыт восприятия людей и событий. Одним из главных достоинств этого метода является возможность непосредственно, в конкретной ситуации, посмотреть на себя «глазами других». Это помогает понять реакции людей, мотивы их действий и слов, их переживания. Психодрама — идеальный способ развить свою чувственную сферу и навыки наблюдения, что помогает лучше контактировать с людьми, восстановить контакт между членами семьи, избежать разрушительных конфликтов в отношениях и адаптироваться к неизбежным и не всегда приятным переменам.

Еще одной уникальной способностью психодрамы является возможность посмотреть на трудную ситуацию со стороны, увидеть происходящее целиком, что само по себе производит мощный терапевтический эффект. Анализ, возможность внести изменения и тут же попробовать их на практике в безопасном пространстве группы делает психодраму, безусловно, уникальным методом обучения и формирования навыков.

Благодаря тому, что психодрама является определенной психотерапевтической методологией, но ни в коем случае не технологией, она превратилась в одно из самых универсальных направлений психотерапии. Совершенно здоровым и успешным людям психодрама помогает сделать жизнь более наполненной и осмысленной, преодолеть жизненные кризисы и неудовлетворенность в отношениях с людьми.

Психодраматерапевт (ведущий психодраматической группы, Директор психодрамы) — это специалист, прошедший обучение психодраме и сертификацию в одном из институтов, имеющих аккредитацию международного уровня*.

*Образовательные программы по психодраме Московского Института Гештальта и Психодрамы (МИГиП) аккредитованы Федерацией Европейских Психодраматических Образовательных Организаций (FEPTO).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Основная программа обучения психодраме состоит из двух модулей-ступеней. Каждый модуль имеет свой учебный план, предусматривает определенное количество учебных часов и выполнение ряда сертификационных требований.

Психодрама
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here