Психология цвета

psiholog-40 Жизнь

Для начала несколько слов о психологии цвета. Важно отметить, что в цветоведении нет жестких правил, касающихся символики того или иного цвета. Энид Верити, эксперт в области цвета, говорит, что для большинства обычных людей цвет является мощным эмоциональным фактором, и то, что их привлекает — как раз именно психологические и эмоциональные аспекты цвета. Понимание смысловой нагрузки цвета интересна для нас, прежде всего, практически для таких эффектов, как самопознание себя через цвет, выражение себя через цвет, подбор гаммы одежды и интерьера помещения через психологию цвета. Символмка цвета в этом смысле оказывается весьма полезной.

Представьте, как изменилось бы восприятие этой картины, если бы шляпа была, скажем, голубой. Красный цвет ассоциируется с мужественностью, агрессией, любовью, опасностью, сексуальным возбуждением, страстью. Это цвет крови, войны, борьбы. Во многих армиях — это цвет мундира, в Риме — цвет знамён легионов, в Греции актеры ставили «Илиаду» в красных туниках в память о пролитой крови в Троянской войне. В христианстве красный цвет — кровь Христова и святых мучеников. В России — цвет борьбы, свободы и победы. В Индии и Китае свадебное платье невесты красное.

Белый цвет, с одной стороны, — цвет роскоши и покоя. С другой — в западных культурах белый цвет символизирует невинность и чистоту. На Востоке, также, это цвет чистоты, однако чистоты траурной. В европейской культуре белыми изображают приведений, и это символ прошлого. Белые перья — символ трусости. Белый — цвет страха и мудрости одновременно. Белый флаг сигнализирует о честном намерении сдаться.

Чёрный цвет символизирует смерть, траур и зло. Однако у египтян черный цвет (цвет почвы Нила) — цвет плодородия, благополучия, богатства и жизни. Одежду черного цвета носят священники, ученые магистры надевают черные шапочки и мантии. Чернота ассоциируется с тайной, интригой, ночью. Чёрным традиционно обозначается пустота.

Зелёный цвет — это цвет гармонии и равновесия, весны и юности, надежды и радости. В этом цветоведы единодушны. В христианстве — это цвет новой жизни, ассоциирующийся с Троицей. В исламе — цвет пророка Мухаммеда, цвет религии. В Англии ярко-зелёный цвет считается героическим (из-за ассоциациями с Робином Гудом). Это цвет свободного пути (разрешающий свет на светофоре, зелёный коридор при пересечении границы). Иногда — это цвет болезни, зависти, ревности и отвращения.

Жёлтый цвет — один из самых неоднозначных. Это цвет солнца, золота, счастья, мысли и просвещения, вместе с тем символизирующий обман и предательство. В исламе — это цвет мудрости, а во времена китайской династии Цин одеваться в жёлтое разрешалось только императору. Жёлтый — цвет добра и оптимизма (вспоминаем The Beatles «Yellow Submarine»). К.Г. Юнг описывает жёлтый цвет как символизирующий озарение и интуицию.

Удивительно, но в языке синий цвет появился не сразу, несмотря на синеву неба и воды. Так у Гомера «винноцветное море». Возможно, древние авторы ощущали призрачность и невещественность синего цвета. Синий — цвет пространства, пустынности, ясности. В тёмном варианте синий символизирует власть и контроль (синие фуражки), а согласно толкованию сновидений синий олицетворяет успех (цвета IBM и Ford, например). Голубой цвет обозначает счастье, детство и беззаботность. Это цвет Богородицы, символизирующий верность. С другой стороны — это цвет задумчивости, меланхолии, грусти, печали.

Оранжевый цвет — единственный, который не несёт в себе практически никакой символики. Он ассоциируется с теплом и огнем, хорошим настроением, но без интенсивности чувств, свойственных красному. Оранжевый, в отличие от того же красного, не несет опасности. Буддийские монахи и кришнаиты используют этот цвет в своих одеждах. Это основной оттенок осени, последней радости перед увяданием. Иногда ассоциируется с легкомыслием, несерьезностью и зловредностью.

Коричневый цвет считают безотрадным и унылым. Это цвет земли и грязи. Он часто символизирует страдальческое или мрачное состояние духа. С другой стороны — это цвет плодородия. «Коричневорубашечники» — неофициальное название национал-социалистического движения в Германии, от цвета рубашек штурмовиков. Отсюда пошло выражение «коричневая чума» применительно к нацизму.

Фиолетовый цвет ассоциируется с глубокими чувствами, богатством, знатностью, роскошью, высоким статусом. С другой стороны, в некоторых культурах фиолетовый — цвет траура. Также он символизирует храбрость. Также это цвет творчества и мистицизма.

Розовый — очень безобидный цвет, символизирующий светлый настрой. Он ассоциируется с маленькими девочками, женственностью и сахарной ватой, гламуром, а в ярком варианте — это чувственный и даже агрессивный цвет. Розовый — цвет богини Венеры, розовая лента — символ международной программы по борьбе с раком молочной железы, в русском символизме розовый цвет — это цвет мечты, цвет надежды. Розовый треугольник использовался в концлагерях фашистской Германии в качестве опознавательного знака гомосексуалистов. Существуют устойчивые выражения: «розовые очки», «видеть в розовом свете», означающие наивный, некритический взгляд на вещи.

Серый цвет ассоциируется с тоской и депрессией, нерешительностью и неуверенностью. Это цвет пепла и свинца, несущий в себе оттенок скорбного бесчувствия и самоотречения. В природе серый — цвет маскировки — серые волки, серые слоны, серые киты. Также это цвет старости, дряхлости. Оттенки серого различны, из них два главных: избура (серое сукно, серый волк, серый заяц) и иссиня (серые глаза, серый конь, зола, пепел). Серая мышь — так называют мелкого незаметного человека. Серый кардинал — так называют влиятельного человека, действующего негласно. Серая погода — пасмурная. Серая публика — народ, простонародье. Серые шинели — о солдатах. Солдаты царской армии были одеты в шинели мышино-серого цвета.

Картины, которые были использованы для иллюстраций в данном письме:

  1. Ян Вермеер. Девушка в красной шляпе (1666 — 1667).
  2. Джон Сингер Сарджент. Фонтан, вилла Торлония, Фраскати, Италия (1907).
  3. Винсент Ван Гог. Звёздная ночь (1889).
  4. Поль Гоген. Зелёный Христос (Бретонское распятие) (1889).
  5. Винсент Ван Гог. Подсолнухи (1888).
  6. Пабло Пикассо. Старый гитарист (1903 — 1904).
  7. Густав Климт. Берёзовый лес (1903).
  8. Винсент Ван Гог. Едоки картофеля (1885).
  9. Иван Константинович Айвазовский. Море (1864).
  10. Джеймс Эббот, Макнил Уистлер. Симфония в телесном и розовом: Портрет миссис Фрэнсис Лейланд (1871 — 1873).
  11. Джеймс Эббот, Макнил Уистлер. Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника (1871).

Значение цветов в психологии

Есть такое выражение: «серые будни», означающее унылое, скучное, бесцветное существование. Именно бесцветное, лишенное красок жизни. Цвет для человека настолько важен, что его длительное отсутствие, например, поздней, пасмурной осенью, воспринимается как тяжкое испытание. В психологии даже есть термин «цветовой голод» — болезненное, похожее на депрессию состояние, которое испытывает человек, вынужденный долго находиться в бесцветном или монохромном мире.

Цвет имеет огромное значение в жизни человека и оказывает влияние не только на психику, но и на организм в целом.

Дар цветовосприятия

Мы настолько привыкли к разноцветью мира, что не воспринимаем свое цветовое зрение как уникальный дар. Цвет для нас просто атрибут вещи, иногда делающий ее привлекательнее, а иногда, наоборот, вызывающий неприятие. И с древнейших времен цвет связывался именно с предметами, недаром многие оттенки носят имена конкретных предметов:

  • коричневый (кора дерева или корица);
  • малиновый;
  • оранжевый;
  • зеленый (зель – молодые всходы);
  • вишневый и т. д.

Но сами предметы не имеют окраски, их поверхность лишь отражает свет волны. Отраженные лучи попадают на сетчатку глаза, а потом нервный импульс поступает в зрительный отдел головного мозга, где и возникает ощущение цвета. А в сумерках и ночью света недостаточно, поэтому многоцветие мира исчезает, тонет во тьме. Можно сказать, что окружающий мир обретает свои краски только благодаря работе нашего мозга.

Разные поверхности отражают свет определенной длины волны и поглощают другие лучи. Например, молодая трава и листья отражают свет, преимущественно, желто-зеленой части спектра, а красные лучи поглощают. Поэтому если посмотреть на крону дерева через красное стекло, то она покажется черной, ведь стекло свет зеленой части спектра не пропускает.

Способность к восприятию цвета у человека врожденная, но развивается она не сразу:

  • Исследования показали, что первые цвета, которые начинают видеть младенцы – это оранжевый, желтый и красный.
  • Взрослый человек способен различить более 120 цветов и почти 10 миллионов оттенков.

Конечно, лучше всего цветовосприятие развито у профессиональных художников, но и обычному человеку есть чем похвастаться.

С цветовосприятием связана и наша способность выделять предмет из окружающего фона, ее называют различением цветовых пространств. А когда цвет объекта и цвет фона совпадает, то возникает эффект невидимости.

Так как ощущение цвета субъективно, то оно связано с разнообразными психическими процессами, особенно с эмоциями. Воздействие цветов на человека изучает особая область психологической науки – психология цветовосприятия.

Цвет и эмоции

Связь цветов и эмоционального состояния человека была замечена давно. В XIX веке вышел фундаментальный труд «Учение о цвете», посвященный эмоциональному содержанию различных оттенков. Интересно, что автором этого труда был известный немецкий поэт И. Гете, который книгу о цвете считал своим главным достижением.

В XX веке гениальные догадки Гете были подтверждены серьезными психофизиологическими исследованиями, которые доказали, что цвет оказывает влияние не только на эмоции, но и на состояние организма в целом, например, на работу сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.

Несмотря на то, что психоэмоциональная составляющая является основной, делать акцент только на ней не стоит. На наше цветовосприятие оказывает влияние множество факторов, в том числе разнообразные ассоциации и принятая в обществе культурная, религиозная и политическая символика.

Цветовые ассоциации

Как уже говорилось, цвета в нашем сознании прочно связаны с аналогично окрашенными объектами, поэтому они вызывают ассоциации именно с ними:

  • оранжевый цвет ассоциируется с апельсином;
  • желтый — с лимоном;
  • коричневый — с землей или хлебом;
  • красный — с кровью и т. д.

Эти прочные, устойчивые связи вызывают весьма интересный эффект, названный в психологии синестезией. Она проявляется, когда под влиянием одного раздражителя, в нашем случае цвета, возникает еще и другое ощущение. Например:

  • лимонно-желтый цвет, ассоциируясь с лимоном, у многих людей создает впечатление кислого вкуса и даже вызывает повышенное слюноотделение;
  • снежно-белый вызывает ощущение холода;
  • красный и оранжевый из-за связи с огнем кажутся горячими.

Еще более многообразны культурные ассоциации, которые иногда даже более значимы для людей, чем психофизиологическое воздействие цветов.

  • Так, черный цвет в европейской культуре не только символ тьмы и смерти, но и символ элегантности и аристократизма. На формирование такого восприятия повлияла сохраняющаяся десятилетиями мода на черные фраки и сюртуки у респектабельных мужчин.
  • Зеленый символизирует возрождение природы и жизнь, так как он ассоциируется с молодой весенней листвой.
  • А вот символика желтого в культуре Европы совсем невеселая, так как в течение нескольких столетий желтые флаги поднимали суда, зараженные чумой.
  • В России до революции «желтый билет» выдавался публичным женщинам, а «желтым домом» называли психиатрическую лечебницу.
  • Красный цвет в русской культуре не только цвет агрессии и борьбы, но и цветовой символ национального самосознания, имеющий очень древние корни в славянском язычестве.

Конечно, несмотря на живучесть традиций, цветовая символика меняется, но мода на нее не проходит. Ведь цветовой код – важная часть человеческой культуры.

Как мы видим цвета, и чем наше цветосвосприятие отличается от животных? Узнайте из видео.

Что означают цвета в психологии

«Цвета — родной язык подсознания», — Карл Юнг, психоаналитик.

Реакции на цвет человека связаны с изменением моторики и сознания. Мышцы тела могут сокращаться или расслабляться в зависимости от увиденного цвета. Но все мы по-разному воспринимаем цвет в зависимости от нашего культурного воспитания, пола и возраста.

Цвет и возраст

У детей до 1 года нет цветовых предпочтений. Дети в возрасте 4 месяцев хорошо различают красный, желтый, зеленый и синий, но не дифференцируют их по оттенкам.

Считается, для детей от 4 до 10 лет излюбленными чаще всего являются красный и синий цвета. При этом, красный предпочитают дети младшего возраста.

Детям школьного возраста обычно нравятся яркие и насыщенные цвета и не нравятся нейтральные серые тона.

Цвет и пол

Цветовые предпочтения различны в зависимости от пола. Мальчикам чаще нравятся (по убыванию) синий, красный, зеленый, фиолетовый, оранжевый и желтый, а девочкам — синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый, желтый и белый. Взрослым мужчинам нравятся синий, фиолетовый и зеленый, а взрослым женщинам — красный, оранжевый и желтый.

Цвет и вкус

Цвет может усиливать даже вкусовые ощущения и этот принцип используется в дизайне упаковки. Самыми неаппетитными являются желтый и желто-зеленый. Более сладкими кажутся продукты, упакованные в красный, оранжевый, белый и розовый.

Натуральные продукты в упаковке ненатуральных цветов имеют меньший успех у аудитории.

Упаковка сине-зеленых тонов подсознательно ассоциируется с грибковой плесенью.

Продукты синего и черновато-пурпурного цвета избегаются покупателями из-за инстинкта самосохранения, так как в природе встречаются ядовитые ягоды и фрукты такой окраски.

Красные и оранжевые соки кажутся более сладкими чем другие.

Нарушение восприятия цвета

Около 8% мужчин и всего 0,5% женщин страдают дальтонизмом. С чем связан дальтонизм? В нашем глазу находятся три вида колбочек: L-колбочки отвечают за распознавание длинных (красных) волн, M-колбочки распознают средние (зеленые) волны и S-колбочки — короткие (синие) волны. Дефекты L- и M-колбочек называются дальтонизмом красного и зеленого. Крайне редко встречаются дефекты S-колбочек. Если у человека нарушено восприятие красного цвета, то для него такой свет будет выглядеть как зеленый.

Цветовые ассоциации и характер

Для каждого цвета у нас есть негативные и позитивные ассоциации, что связано не только с физиологическими реакциями на него, но и с культурным воспитанием.

Красный цвет

Если человека поместить в комнату с обилием красного цвета, то у него может даже кратковременно повыситься давление и участиться пульс, ускориться дыхание. Кроме этого, красный цвет заставляет нас считать, что время идет быстрее, чем на самом деле.

Ассоциации с красным цветом насыщенных тонов: энергичный, сексуальный, веселый, пылкий, активный, агрессивный, жаркий, взволнованный, теплый, святой, патриотичный, сухой, воинственный, беспокойный, напряженный, греховный, ненависть, гнев, снижение прибыли, то, что сбивает с толку, страх, восстание.

Немецкие ученые определили, что красный цвет формы футбольной команды повышает шансы на победу при игре на своем поле.

Наличие красного в образе увеличивает привлекательность как мужчин, так и женщин. Женщины, которые носят красное, кажутся мужчинам более интересными и красивыми.

Считается, что люди, предпочитающие красный цвет, — страстные, с выраженными лидерскими качествами, эмоциональные, целеустремленные, склонные к экстриму.

Розовый цвет

Ассоциации с розовым цветом насыщенных тонов: волнующий, счастливый, возбуждающий, цвет любви, молодой, жизнерадостный, чувственный, девический, инфантильный, незрелый.

Пастельный розовый вызывает уже другие ассоциации: мягкий, сладкий, нежный, детский, уютный, тонкий, романтический, женственный, ласковый, интимный, слабый, хрупкий, сентиментальный.

Люди, предпочитающие розовый, часто мягкие, нежные, слабовольные и мечтательные натуры, любят комфорт, инфантильны.

Оранжевый цвет

Ассоциации с оранжевым цветом насыщенных тонов: продуктивный, вкусный, теплый, жизнерадостный, мужественный, бесстрашный, любопытный, детский, счастливый, энергичный, горячий, сочный, общительный, дружелюбный, громкий, лучистый, отзывчивый, комедийный, гордый, амбициозный, веселый, радостный, оживленный, стремительный, юный, опасный.

Оранжевый — цвет жизнерадостных и активных людей, мечтателей с развитой интуицией.

Желтый является тонизирующим и бодрящим цветом.

Ассоциации с желтым цветом насыщенных тонов: радостный, гостеприимный, решительный, благородный, молодой, скорость, движение, Солнце, дружелюбие, энергия, интуиция, интеллект, благоприятный, безопасный, высокодуховный, здоровый, веселый, громкий, подлость, трусость, тупость, обман, предательство, ревность, зависть.

Ассоциации с желто-оранжевым цветом насыщенных тонов: предприимчивость, целеустремленность, богатство, жизнерадостность, веселье, агрессия, сила, энергия, тепло, удовольствие, здоровье, гордость, назойливость.

Желтый — цвет общительных, смелых и интеллигентных людей, которые умеют приспосабливаться. Обычно этот цвет не нравится пессимистам и замкнутым личностям.

Зеленые и синие тона в отличии от красных могут снизить давление и мускульное напряжение, успокоить нервы, расслабить.

Ассоциации с зеленым цветом насыщенных тонов: жизнь, польза, движение, младенчество, природа, надежда, мир, изобилие, приспособляемость, тишина, нетребовательный, миролюбивый, мягкий, не нервный, безмятежный, задумчивый, сосредоточенность, размышление, прохлада, изобилие, здоровье, сочувствие, слабый, неопытность.

Зеленый цвет текста может вызывать согласие с утверждением.

Зеленый — цвет искренних и честных людей

Фиолетовый

Ассоциации с пурпурно-фиолетовыми насыщенными тонами: ностальгия, воспоминания, сила, духовность, бесконечность, достоинство, созерцательный, мистический, ночь, консервативный, мысль, царственность, благородство, меланхолический, траур, помпезность, одиночество, отчаяние, грусть.

Ассоциации с красно-фиолетовыми насыщенными тонами: сладкий вкус, утонченный, жажда нежности, романтизм, взволнованность, страсть, творчество, уникальный, хитрый.

Фиолетовый — цвет творческих и эмоциональных людей.

Синий и голубой

Ассоциации с синими насыщенными тонами: достоинство, умеренность, спокойный, богатый, приятный, сила, робота, расслабленность, зрелость, тихий, холодный, надежный, хладнокровный, меланхолия, пустота, грусть.

Оттенки синего служат для расслабления, снятия напряжения, тревоги.

Синий — цвет духовно развитых людей, возвышенных, часто меланхоличных и скромных.

Коричневый

Ассоциации землистыми тонами: простой, богатый, теплый, дружелюбный, жизнь, мужественный, прочный, безопасный, фамильярный, грязь.

Коричневый — цвет уверенных в себе и консервативных людей.

Ассоциации с белым цветом: свет, прохлада, снег, чистота, ясность, надежность, невинность, тишина, нормальность, гармония, познание, духовность, молодость, пустота, страх, грусть, труд.

Белый цвет нравится почти всем, поэтому интерпретация его неоднозначна — он может означать и холод, и духовность, гармонию.

Ассоциации с нейтральными серыми тонами: качественный, спокойный, инерция, практичный, старый, холодный, сообразительный, здравомыслящий, бесшумный, эгоизм, депрессия, безразличие, самостоятельность, нерешительный, обман, недостаток сил.

Серый — цвет рассудительных и осторожных людей.

Ассоциации с черным цветом: столкновение, сильный, элегантный, таинственный, тяжелый, престижный, хладнокровный, неэмоциональный, благородный, отчаяние, тишина, сдержанный, негативный, уныние, ненависть, злоба, гнев.

В Западной культуре черный цвет является цветом траура, тогда как на Востоке это символ добра, благородства и опыта.

Цветовая диагностика

Макс Люшер (1923 —2017 годы), бывший директор Института психолого-медицинской диагностики в Люцерне, — известная личность в области психологии цвета. Знаменитый «тест Люшера» используют психологи, терапевты и психиатры с 1947 года. Кстати, в 1947 году Люшеру было всего 23 года, когда он представил основные положения цветовой диагностики на всемирном конгрессе по психологии.

Проведение теста заключается в выборе человеком наиболее предпочтительного цвета из 8 карточек. После выбора карточка убирается и тестируемому предлагается выбрать из оставшихся, и так до момента, когда все карточки будут выбраны.

Карточки анализируются по системе Люшера и от порядка выбора делаются выводы о личности. Цвета в системе Люшера не простые, а наиболее ярко влияющие на физиологию и психологию человека. Цвета, участвующие в тесте, выбирались из 4500 тонов и оттенков.

При письменных опросах в форме анкетирования человек может слегка приукрашивать, выбирая морально правильные с его точки зрения ответы. Но выбор цвета происходит бессознательно и это помогает выявить то, каков человек на самом деле.

Вы можете пройти цветовой тест Люшера на нашем сайте.

А еще у нас есть тест для девушек, состоящий всего из одного вопроса — Характер по цвету лака для ногтей.

Психология цвета в рекламе

Важнейшее значение для эффективной рекламы имеет свет и цвет. Психологи считают, что свет бросает вызов человеку, призывает его к действию. Оттенки освещения вызывают у него различные настроения. Сочетание различных осветительных элементов должно обеспечить такую игру света и тени, чтобы способствовать показу товара в более выгодном свете, и наоборот, ослабить восприятие наименее эффективных его атрибутов.

Психологические исследования показали, что витрина магазина с освещением в 800 люксов вызвала интерес у 5 из 100 прохожих, при освещенности в 1200 люксов «задержались» 20 человек, а освещенность в 2000 люксов привлекли внимание уже 25 прохожих. Установлено: чем слабее источник света, тем гуще вызываемая им тень, результатом чего является утомление посетителя в его стараниях рассмотреть светлые и затемненные стороны рекламируемого товара.

Занимаясь подготовкой плаката, буклета или другой печатной рекламы, очень важно хорошо продумать дизайн: правильно расположить текст, найти эффектную картинку и выбрать ту цветовую гамму, на фоне которой реклама товара будет восприниматься наилучшим образом.

Согласно результатам, полученным в ходе многочисленных психологических экспериментов, учеными был сделан вывод, что цвет определенным образом влияет на восприятие человеком веса тела, температуры помещения и оценку удаленности объекта.

Так, красный, желтый, оранжевый цвета визуально приближают предмет, увеличивая его объем и как бы «подогревая» его. Голубой, синий, фиолетовый, черный — визуально отдаляют объект, уменьшают и «охлаждают» его. Поэтому, выбирая тот или иной цвет для рекламы товара, следует оценить его с точки зрения этих параметров.

Восприятие цвета зависит от эмоционального состояния человека. Именно этим объясняется то, что человек, в зависимости от своего эмоционального состояния, расположен к одним цветам, равнодушен к другим и не приемлет третьи. Эти закономерности открыл Макс Люшер в середине XX века. Создавая свой цветовой тест, Люшер исходил из того, что восприятие цвета у человека сформировалось в результате образа жизни и взаимодействия с окружающей средой на протяжении длительного периода исторического развития.

Сначала жизнь человека определялась главным образом двумя факторами, не подлежащими произвольному изменению: ночью и днем, светом и тьмой. Ночь означала условия, когда активная деятельность могла прекращаться. День требовал активных действий — поиска пищи, элементарного обустройства. Отсюда темно-синий цвет ассоциировался с ночным покоем, а желтый — с солнечным днем и его заботами. Красный цвет напоминал о крови, пламени и связанных с ними ситуациях, требующих высокой мобилизации, активности.

Отношение к цвету определялось характером жизнедеятельности многих поколений, обретая устойчивость, а любое проявление жизнедеятельности, в свою очередь, всегда сопровождалось тем или иным эмоциональным состоянием. Поэтому и отношение к цвету всегда было и остается эмоциональным.

Кроме того, Люшером был сделан еще один важный для рекламной индустрии вывод — цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но и определенным образом формирует его эмоции.

Семантика цвета

Красный — настраивает на решительность, способен вызвать у человека сильное желание совершить тот или иной поступок и, применительно к теме нашего разговора, сделать энергичное усилие и купить, к примеру, рекламируемый товар. Данный цвет, как никакой другой, способен быстро привлечь к себе внимание, зафиксировать взгляд на предмете рекламы. Семантика этого цвета — «внимание, не проходите мимо, действуйте ради действия: дерзко, необдуманно, поддайтесь первым чувствам». Красный цвет также обладает и определенным сексуальным зарядом. Это особенно необходимо учесть тем, кто рекламирует продукцию, адресованную мужчинам, для которых красный цвет всегда был знаковым.

Однако не стоит излишне переоценивать этот цвет: он хорош в меру. Так, небольшая деталь объявления или каталога, выделенная красным, будет уместна и сразу привлечет к себе внимание, в то время как чрезмерное его использование способно вызвать у потребителя агрессивность и даже раздражение предметом рекламы.

Оранжевый — помогает вызвать прилив жизненных сил, дает оптимистический тонус. Древние считали его цветом здоровья и творчества. Данный цвет лучше всего использовать в рекламе медикаментов, детских товаров, а также услуг в области здравоохранения и образования. Оранжевый цвет прибавляет активности, но при этом дает ощущение внутреннего равновесия и душевной гармонии.

Желтый — настраивает на коммуникабельность. Это цвет открытости и общительности. А еще он помогает придать уравновешенность разгулявшимся эмоциям, обрести внутреннее спокойствие, утихомирить душевное волнение. Кроме того, желтый способен «наделить» предмет интеллектом, поэтому, например, рекламу товаров типа «хайтек» лучше всего сделать в желтом цвете. Этот цвет будет удачен в рекламе детских товаров, услуг туристических фирм, а также рекламных и PR-агентств.

Зеленый — все смягчает, снимает остроту переживаний. Этот цвет оказывает целительное, расслабляющее действие. И будет уместен и эффективен в рекламе медикаментов, водоочистительных систем, стоматологических клиник и аптек, ветеринарных лечебниц, центров здоровья и охраны окружающей среды.

Розовый — прекрасный помощник в сфере личных отношений: он усиливает чувства, делает нас более внимательными, ласковыми и чуткими. Диапазон использования этого цвета может быть самым широким: от рекламы парфюмерной продукции, товаров для женщин и детей до услуг брачных агентств и семейных центров.

Голубой — тоже настраивает на область чувств, но более возвышенных, скорее платонических, нежели приземленных. Это цвет дружеской привязанности, родства душ. Голубой — цвет мира и всеобщей гармонии. Он дает возможность почувствовать незримую связь со Вселенной и способен придать предмету целостный вид, а вопросу или делу — глобальность и благоприятный исход.

Синий — помогает сконцентрироваться на самом необходимом: не расплыться по мелочам, не разбрасываться. Синяя деталь в каталоге или рекламном проспекте сразу привлечет к себе внимание и, в отличие от красной, никогда не вызовет отрицательных эмоций.

Фиолетовый — цвет внутренней сосредоточенности. Этот цвет способствует внутреннему углублению: он поможет абстрагироваться от всего ненужного в данный момент и сконцентрироваться на главной проблеме. Еще одна интересная деталь — фиолетовый хорошо стимулирует работу мозга и способствует решению творческих задач. Не случайно фиолетовый так любим людьми творческими. Поэтому, если вы рекламируете товар, с помощью которого хотите подчеркнуть креативность товара или ориентированы на предоставление услуг творческой элите, деталь в фиолетовом будет просто необходима!

Черный — цвет самопогружения: он помогает от всего отгородиться, замкнуться и сконцентрироваться на решении той или иной задачи. В то же время данный цвет способен настроить на меланхолию и уныние. В черном приходит ощущение одиночества и изоляции от окружающего мира. Именно поэтому данный цвет в печатной рекламе лучше не использовать. Эта рекомендация, разумеется, не распространяется на шрифт и таблицы. Как раз в отношении их-то, за редким исключением, лучше не экспериментировать.

Белый — цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии. А еще этот цвет хорош тем, что не несет никаких неприятных ощущений. Стоит лишь заметить, что моноиспользование данного цвета в печатной рекламе способно создать нейтральный эффект, когда потребителю рекламы просто сообщается информация о товаре, без установления каких-либо акцентов и приоритетов.

Интересно, что отношение к цвету в каждой стране свое, и существует даже своя национально-культурная специфика, которую необходимо учитывать, занимаясь разработкой рекламной кампании в той или иной стране.

В Америке красный цвет ассоциируется с любовью, желтый — с процветанием, зеленый — с надеждой, голубой — с верностью, белый олицетворяет чистоту, спокойствие, мир, а черный — символ сложности и чрезвычайной ситуации. В Австрии наиболее популярным является зеленый цвет, в Болгарии — темно-зеленый и коричневый, в Пакистане — изумрудно-зеленый, а в Голландии — оранжевый и голубой.

В целом, чем ближе к Востоку, тем большее значение придается символике цвета. Так, в Китае красный цвет означает доброту и отвагу, черный — честность, а белый, в отличие от общепринятого европейцами символа чистоты и святости, ассоциируется с подлостью и лживостью. Поэтому, занимаясь разработкой рекламной кампании, скажем, в Китае, нужно правильно выбрать цветовую гамму, иначе $сть шанс быть неправильно понятым.

Что касается России, то излюбленным цветом у нас всегда был красный, который испокон веку ассоциировался с богатством и любовью. До сих пор ключевыми цветами, украсившими российский флаг, остаются красный, белый и синий (символ чистоты и духовного совершенствования).

Интересна символика цвета в Японии, хотя здесь все несколько сложнее из-за того, что многое зависит и от формы цветового изображения. Очень любопытны данные относительно влияния цветовых и графических решений на эмоции человека. Принято считать, что вертикальные или горизонтальные прямые линии ассоциируются со спокойствием, ясностью и даже солидностью, а изогнутые — с изяществом и непринужденностью. Однако это справедливо только при определенных условиях. Например, чем чаще вертикальные и горизонтальные линии и чем контрастнее цвета, выбранные для их изображения, тем более неприятные ощущения они производят.

Незамысловатые и симметричные формы «прочитываются» гораздо быстрее других. Наиболее сложно воспринимаются фантастические, изощренные формы, лишенные явных ассоциаций. Они привлекают внимание, но способны вызвать непредсказуемое отношение.

Установлено, что символика отражения формы соответствует реальным ощущениям. Например зигзагообразная линия «^» передает впечатление резкого изменения, концентрации силы, быстрого высвобождения энергии. Так все народы графически изображают молнию. Несбалансированные формы вызывают ощущения дискомфорта, незавершенные формы человек стремится мысленно дорисовать, достроить.

Сильное эмоциональное воздействие определенных форм и цветовых сочетаний было замечено и освоено еще в глубокой древности. Цвет и форма целенаправленно использовались в психотерапевтических целях. Восприятие цвета и эмоциональное к нему отношение зависит главным образом от эмоционального состояния человека. Оказалось, что определенным эмоциональным состояниям человека соответствуют его устойчивые отношения к цвету, цветосочетаниям: одному цвету отдается предпочтение, другой не вызывает особых эмоций, третий вовсе отвергается.

Таблица. Влияние цвета на восприятие рекламного сообщения

Значение цвета в психологии

С древних времен люди придавали особое значение цветам, не зря же мы и по сей день считаем черный цвет траурным, а красный связываем со страстью. Правда, с развитием научной мысли явление цвета стало изучаться с разных сторон, на данный момент различают физику, физиологию и психологию восприятия цвета. Наиболее интересным представляется последний раздел, так как первые две дисциплины изучают «техническую» сторону явления, а с точки зрения психологии, любимый цвет человека может много рассказать о его характере, с помощью правильно подобранных оттенков можно повлиять на психологическое состояние человека.

Что означают цвета в психологии?

Как уже говорилось выше, психология может объяснить выбор цвета некоторыми особенностями в характере человека или его настроении в конкретный момент. Для этой цели разработана специальная методика (тест Люшера или цветовой тест отношений), которая даст возможность определить характер человека. Правда, ее использование требует наличия некоторых профессиональных навыков. Но неспециалист тоже может многое узнать о себе, ознакомившись со значением своего любимого цвета, которое принято в психологии.

Это значение только основных, базовых цветов, но каждый оттенок можно растолковать по-своему. Так, розовый цвет говорит о необходимости любить, быть добрее, прагматики этот цвет отвергают. Оранжевый выдает мечтателей с развитой интуицией, а фиолетовый говорит об инфантильности, внушаемости и необходимости поддержки в споре. Для толкования отдельного тона, нужно учитывать характеристики цветов, от смешения которых он получается, и отдавать предпочтение преобладающему цвету.

Психология восприятия цвета в бизнесе

Знание обозначения цветов в психологии используется и в бизнесе, особенно рекламном. Для воздействия на покупателя наиболее эффективны бирюзовый, желтый, рубиновый и сине-фиолетовый цвета. Голубой или красный шрифт на белом фоне будет

восприниматься как рекомендация. А вот сочетание черного с белым в большинстве случаев неэффективно. Роскошь подчеркивается сочетанием красного с золотым, свежесть – холодными оттенками. Учитывается не только сам оттенок, но и температура цвета. Так, для мест непосредственной продажи рекомендуются более холодный белый цвет, а для создания спокойной обстановки используют более теплый оттенок.

Исходя из всего вышесказанного, мнение о том, что цвет представляет собой неплохое средство коррекции собственных эмоций и чувств окружающих, представляется вполне логичным.

Сегодня нас окружают миллионы цветовых сочетаний разной формы и содержания. Витрины, неоновые огни, рекламные вывески, автомобили, одежда и многое другое. Вспомним хотя бы цветную диету – когда меню на день составляется из продуктов одного цвета или, скажем, дизайн интерьера, где сочетаются не сочетаемые вещи. В общем, перечислять можно долго.
Только зачем нам все это? «Радует глаз», — скажете вы. А только ли глаз? Может желание окружить себя приятными цветами – это более важная потребность, которая кроется в глубинах нашей психики? Возможно выбирая красный цвет платья, мы добавляем себе уверенности, а оклеивая комнату зелеными обоями, прячемся от проблем?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к истокам зарождения человеческой психики.

Хотите знать, какие сигналы вы посылаете окружающим людям с помощью одежды? А они вам?

PS. Мир, который нас окружает полон красок, цветов и оттенков. Мы являемся частичкой этого многообразия. Каждый цвет как и каждый человек прекрасен в своей неопределенности. Так что многоцветие вашего будущего, как впрочем, и настоящего зависит только от вас самих. Наполняйте смелее свою жизнь красками и не бойтесь быть замеченными.

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Оцените статью
VertClinic.ru
Добавить комментарий