Саморегуляция

Усталость, стрессы, связанные с проблемами в семье и на работе, в личной жизни, отрицательно влияют на самочувствие, на настроение и на работоспособность человека. Для того, чтобы избавиться от негативных последствий переутомления и нервно-эмоционального перенапряжения и привести в норму свое психическое и физическое состояние, в повседневной жизни чаще всего используются:

Часто сон помогает не только снять усталость, отдохнуть, но также и как бы «заспать» те или иные переживания. Повышенная сонливость некоторых людей в те жизненные периоды, которые сопряжены со стрессами и высокой эмоциональной нагрузкой, – явление весьма распространенное.

2. Водные процедуры

Горячий душ успокаивает, помогает расслабиться. Холодный или контрастный душ, помогают взбодриться, преодолеть вялость и чувство усталости.

Для многих людей занятие любимым делом в свободное от работы время будь то марки, вязание, футбол или музыка – является лучшим способом снять напряжение и восстановить силы.

4. Физические упражнения и спорт

Активный отдых и занятия спортом это довольно распространенный способ борьбы со стрессами и с той усталостью, которая накапливается после рабочей недели.

5. Смена обстановки

Для многих людей, смена обстановки, которая происходит во время отпуска, когда они уезжают отдыхать, на дачу, на курорт, едут в туристическую поездку, является наилучшим способом восстановить необходимый запас физических и душевных сил.

Хотя перечисленные выше методы психической саморегуляции достаточно легки и общедоступны, однако у них есть один недостаток требуется довольно много времени для того, чтобы добиться требуемого результата. Не для всех ситуаций эти методы одинаково эффективны. Например, горячий или холодный душ не избавит человека от переживаний, связанных с неприятностями на работе или в личной жизни.

Аутогенная тренировка позволяет быстро, без посторонней помощи за 5–10 минут добиться необходимого результата восстановления работоспособности, улучшения настроения, повышения концентрации внимания и др., не ожидая, пока усталость, тревога или какое-либо иное неблагоприятное душевное или физическое состояние само собой пройдет.

Методы аутогенной тренировки универсальны, они позволяют человеку индивидуально подобрать адекватную реакцию для воздействия на свой организм, когда необходимо устранить возникающие проблемы, связанные с тем или иным неблагоприятным физическим или психологическим состоянием.

Три основных вида саморегуляции:

1- усиление двигательной активности при сильном эмоциональном состоянии. Взволнованный человек не находит себе места, беспрестанно двигается, «изливает душу» в разговоре с посторонним человеком; 2- при подавленном эмоциональном состоянии, привлекая поток нервных импульсов от рецепторов расположенных в мышцах (при физическом напряжении и физических нагрузках вообще), воздействие на органы чувств, рецепторы кожи (музыка, свет, холодный душ, массаж и т.д.) мы добиваемся тонизирования головного мозга; 3- использование привычных сигналов, сочетавшихся ранее с определённым уровнем бодрствования и потому вызывающих его привычным образом. Например, когда дружественный микроклимат, взаимопонимание, то и работа делается намного продуктивнее.

Теперь, более подробно рассмотрим вышеуказанные виды саморегуляции. Для этого мы воспользуемся понятиями Инь и Ян (Инь — наружное, а Ян — внутреннее).

Американский учёный Е.Джейкобсон исследовал состояния организма, связанные с полным расслаблением мышц с целью изучения возможности диагностики человеческих эмоций по характеру распределения напряжённых групп мышц. Ему удалось установить, что при эмоциональных реакциях у здоровых и больных людей всегда выявляется напряжение скелетной мускулатуры с различной, строго определённой для каждой эмоции локализацией.

У человека, получившим в течении рабочего дня массу эмоциональных впечатлений неприятного характера и подавивших их, в организме накапливается множество невыведенной энергии, которая вызывает напряжение мышц (так называемое «остаточное напряжение»). Ложась в постель, такой человек не может расслабиться, а невыведенная информационная часть эмоций постоянно «всплывает» в виде той или иной картины, действия, многократно прокручиваясь. В результате человек не может заснуть, ворочается, страдает, не отдыхая во сне. Вот некоторые причины бессонницы, ослабления организма, предрасположения к разнообразным патологическим состояниям, ранней старости, импотенции.

Р

ис. Результат игнорирования первого вида саморегуляции:

слева- нормальный выход энергии во время эмоционального всплеска: включаются голосовые и двигательные рефлексы, выводящие «эмоциональный мусор»; в результате организм чист и здоров; справа-«зажимание» эмоции и застой энергии в полевой форме человека; уплотнение и застой энергии вызывают усиление сердцебиения; учащения ритма дыхания, вымывания углекислоты из организма, понижение активности всех ферментативных систем; в результате человек становится хроническим больным с массой заболеваний, поэтому многим людям далеко недостаточно правильно очищать, питать и тренировать собственный организм, надо ещё правильно мыслить и правильно поддерживать общее эмоциональное состояние, то есть соблюдать культуру мышления — быть по-настоящему человеком разумным.

Так депрессивные состояния сопровождаются напряжением дыхательной мускулатуры ( а далее может развиться астма), эмоции страха вызывают напряжение мышц речи двигательного аппарата (что может привести к раку гортани) и затылочных мышц.

Рекомендации: лица с выраженной «Питта» конституцией «заводящиеся с пол-оборота» должны знать этот механизм разрушения организма и контролировать себя, либо сбрасывать эмоции на боксёрский мешок. Положительная сторона этого явления заключается в том, что обездвиженные болезнью люди, могут путём «взвинчивания» собственного эмоционального состояния (например как Ю. Власов), заряжать себя энергетически, что ускоряет их выздоровление. Например, умственно представляя, что вы сильно напрягаетесь выполняя воображаемое физическое упражнение, вы этим энергетически подпитываете мышцы, нервную систему, весь организм. Что ещё следует знать при этом виде саморегуляции, это то, что вы давая выход энергии наружу понижаете психическую деятельности, успокаиваетесь и расслабляетесь.

Следовательно, деятельность состоит из ряда действий относительно завершенных элементов деятельности, направленных на достижение промежуточной осознаваемой цели. Действия могут быть как внешними, выполняемых с помощью двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренними, выполняемых в уме. Под целью понимают образ конечного результата деятельности. Многие действия человека со временем становятся автоматическими, они называются звич-ками. Привычки бывают полезными (аккуратность, организованность) и вредными (курение, употребление алкоголя, наркотиков). Если человек умеет управлять привычками, он может управлять своим поведением. Избавление от вредных привычек требует от человека определенных волевых усилий и выполнения ряда правил:

1. Сформулировать для себя твердое и бесповоротное решение — действовать в намеченных направлениях. Принятое решение сформулирует в головном мозге необходимый энергетический центр, который будет обеспечивать последующую деятельность по реализации решения.

2. Избегать условий, в которых проявляются старые привычки. Создать благоприятные условия для формирования новых, позитивных, привычек.

3. Не отступать от соблюдения новых навыков, пока они не закрепятся. Постоянная тренировка является самым главным условием для формирования новых привычек.

Каждая практическая деятельность человека имеет свои мотивы. Механизм управления мотивацией создается тогда, когда формируется сама личность с ее содержанием жизни. Без этого мотивы иметь неустойчивый, ситуационный, характер и поведение человека характеризоваться импульсивностью, непредвиденность и непоследовательностью.

Полезно усвоить некоторые принципы отношения к жизни, которые благоприятно влияют на мотивационную саморегуляцию. К ним относятся: I) умение отличить главное от второстепенного, 2) сохранение внутреннего спокойствия в различных ситуациях, 3) эмоциональная зрелость и устойчивость, 4) знание средств влияния на события, 5) умение подходить к проблеме с разных точек зрения, 6) готовность к любым неожиданным событиям, 7) восприятие действительности такой, какая она есть, а не такой, которую хотелось бы видеть, 8) стремление искать новые, содержательнее мотивы жизнедеятельности, 9) развитие наблюдательности, 10) умение видеть перспективу жизненных событий, 11 ) попытка понять других, 12) умение выбирать положительный опыт из событий, которые произошли.

Поэтому при определении задач самовоспитания важно ориентироваться не только на то, каким себя считает субъект, но и на том, каким видят его другие люди. Мнения других людей помогут личности изменить искаженное представление о себе, а затем составить программу самовоспитания, принимая решение, какие из личных качеств требуют развития, а какие нужно изменить. Успех самовоспитания зависит от того, насколько человек владеет методами самовоспитания. Под этим понимают методы и подходы, которыми пользуется человек, чтобы действовать на свое сознание, чувства, волю с целью реализации программы самовоспитания. Основными методами являются самопознание, самооценка, самоубеждения, самопоривняння, самозобовьязання, самоуправление, самопримушування, самовнушение, самоотчет, самоконтроль, самопокарання и др.

В жизни людей часто возникают напряженные ситуации. Они могут быть вызваны сложными моментами в трудовой деятельности, тяжелыми условиями жизни, ухудшением здоровья и др. Напряженные ситуации приводят к стрессам — неспецифических реакций организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональной перестройки организма и соответствующей адаптации. Следует заметить, что любая жизненная ситуация вызывает стресс, но не каждый из них является критической. Критические ситуации приводят к стрессам, которые переживаются, как горе, несчастье. Такие стрессы истощают силы человека и сопровождаются нарушением адаптации, препятствующий саморегуляции личности.

3. Саморегуляция человека

Самооценка непосредственно связана с самоуправлением, саморегуляцией личности. «Безумен тот, кто, не умея управлять собою, хочет управлять другими», — сказал Публий Сир. Здесь уместны и слова Гете: «Умен не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя».

Действительно, вряд ли можно считать умным того, кто в чужом глазу замечает соринки, а в своем и бревна не видит. Человек, ставящий перед собой чрезвычайно сложную задачу собственной перестройки, должен осознать, что у него имеется лишь два пути: либо изменить ситуацию, вызвавшую мотив перестройки, либо изменить себя в процессе преодоления трудной ситуации.

Саморегуляция (лат. regulare — приводить в па-рядок, налаживать) — это заранее осознанное и системно организованное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении.

Природа обеспечила человека не только способностью адаптации, приспособления организма к изменяющимся внешним условиям, но и наделила возможностью регулировать формы и содержание своей активности. В этом плане различают три уровня саморегуляции:

— непроизвольного приспособления к среде (поддержание постоянства кровяного давления, температуры тела, выброс адреналина при стрессе, адаптация зрения к темноте и др.);

— установки, обусловливающей слабо осознаваемую или неосознаваемую готовность индивида действовать определенным образом посредством навыков, привычек и опыта при предвосхищении им той или иной ситуации (например, человек по привычке может использовать излюбленный прием при выполнении какой-то работы, хотя информирован о других приемах);

— произвольной регуляции (саморегуляции) своих индивидуально-личностных характеристик (текущего психического состояния, целей, мотивов, установок, поведения, системы ценностей и т.п.).

Отмечая тесную внутреннюю связь всех уровней, реализуемых в едином для них объекте — человеке, остановимся на последнем. С позиций рассматриваемой проблемы самосознания наибольший интерес представляет именно уровень произвольной регуляции. При этом следует учесть, что саморегуляция требует обязательного учета индивидуальных особенностей человека, его личностных характеристик и конкретных ситуативных аспектов. Включенность в процесс саморегуляции столь многочисленных взаимосвязанных факторов различной природы требует специального изучения. В рамках данного пункта представляется целесообразным ограничиться общими положениями о механизмах саморегуляции и иллюстративными примерами их действенности.

Саморегуляция базируется на совокупности закономерностей функционирования психики и их многочисленных следствиях, известных в виде психологических эффектов. Сюда можно отнести:

— активирующую роль мотивационной сферы, порождающей деятельность (в широком смысле слова) индивида, направленную на изменение своих характеристик;

— управляющий эффект психического образа, произвольно или непроизвольно возникающего в сознании индивида;

— структурное и функциональное единство (системность) всех психических познавательных процессов, обеспечивающих эффект воздействия индивида на собственную психику;

— единство и взаимообусловленность сфер сознания и бессознательного как объектов, через которые индивид реализует регулирующие воздействия на себя;

— функциональную взаимосвязь эмоционально-волевой сферы личности и ее телесного опыта, речи и мыслительных процессов.

Начало саморегуляции должно быть увязано с выделением у себя конкретного мотивационного противоречия — своеобразного пароля для входа в себя. Именно такие противоречия являются движущей силой, стимулирующей перестройку отдельных сторон своей личности. В качестве примеров можно привести несоответствие материального уровня культурному, завышенные притязания относительно реальных возможностей. При выделении ведущих противоречий следует учитывать возможность непосредственного воздействия на управляющий фактор с нравственной, материальной и временной точек зрения.

Приемы саморегуляции построены на механизмах рефлексии, концентрации внимания, воображения, представления, релаксации, медитации, самовнушения, нейролингвистического программирования (НЛП) и др.

Язык — не просто оболочка мысли. В филогенезе человечества язык превратился в самый мощный фактор формирования, программирования внутреннего мира личности. Примитивность речи индивида свидетельствует об убожестве его духовного состояния. В языке отражается даже душа целого народа. В японском языке заложены вежливость, недопустимость прямого противостояния с собеседником, готовность соглашения с его возможными возражениями. Английский язык призван маскировать эмоциональность и восприимчивость натуры британцев, хотя, как и для любой нации, им эти черты характера далеко не чужды. В четкости, отрывистости звучания немецкого языка всплывают черты точности, аккуратности и порядка. По всей вероятности, процессы формирования, развития языка и личности в филогенезе протекали навстречу друг другу.

Усваивая язык, люди усваивают вместе с ним то, что в него заложено, и тем самым программируют свое повседневное поведение. Подсчитано, что в русском языке более 70 % слов общего лексикона, обозначающего характеристики человека, имеют негативное значение. В этой связи русской интеллигенции приписывается склонность к излившей самокритичности, недовольству собой, «самоедству» и, как результат, потребность все изменять, революционизировать: В книге «1984» Дж. Оруэлл пофантазировал о том, что происходит с людьми, если принудить их разговаривать на языке, из которого полностью иск п.. ясны слова, обозначающие желаемые для них состояния. Эти слова заменялись словами, отрицающими не желательные состояния (например, вместо «здоровье следовало говорить «не боль», вместо «радость» — «не горе» и т.п.). В результате люди думали не о желаемом, а о том, как бы избежать нежелательных состояний.

Авторы нейролингвистического программирования (НЛП) дают ряд рекомендаций, касающихся влияния языка на психику человека. В частности, они предлагают:

— обозначать в общении с другими людьми (и мысленно для себя) свои желаемые (приятные) чувства, действия и состояния с помощью имен существительных. Например, «у меня большая радость», но не «у меня депрессия». Это объясняется тем, что употребление имен существительных для передачи своих переживаний и состоянии приводит к усилению этих со стояний;

— избегать формулировок своих желаний, целей, намерений, опасений в грамматической форме отрицания. Когда человек говорит собеседнику: «Не переживай!», мозг последнего автоматически игнорирует частицу «не» и воспринимает фразу как команду на начало переживания.

Существенные ресурсы перемен в себе заложены в психических познавательных процессах: фантазии, воображении, памяти, представлении. Но все эти возможности имеют оговорку, начинающуюся с частицы «не».

На основе принципов саморегуляции психология предлагает множество эффективных тренингов по развитию самосознания. Вместе с тем следует прислушаться к такому совету: всякий тренинг — это лишь ткань, из которой вы сами можете сшить что-то нужное для себя. И это нужное будет вам к лицу, если во время шитья это лицо не упускалось ни на миг.

В результате продолжительных соматических болезней, эмоциональных перегрузок, депрессии или нахождения в пограничных состояниях, вызванных травмами физической или социальной природы, у человека могут наблюдаться нарушения сферы сознания. При этом они в первую очередь касаются способности человека осознавать себя, т.е. самосознания, и лишь затем возможна потеря способности к отражению объектов внешнего мира.

К нарушениям самосознания относят деперсонализацию, дереализацию, депривацию телесной идентификации, помрачнение и выключение сознания, отсутствие саморегуляции. Деперсонализация характеризуется чувством потери себя или личностной идентификации. Человек становится незнакомцем по отношению к себе, к своей личности, теряет представление о своем образе «Я», столь долго формировавшемся в течение всей его жизни. Он ощущает себя лишним человеком в обществе, «пятым колесом в телеге», до которого нет никому дела. Собственно, аналогичные чувства он испытывает и по отношению к близким, родственникам, друзьям и знакомым.

Дереализация сопровождается потерей чувства существования окружающего мира и, конечно, собственного нахождения в этом мире. Депривация телесной идентификации характерна для состояний, когда человек не может «собрать» мысленно воедино отдельные органы своего тела, а иногда ощущает их существующими автономно от своего организма.

Нарушение саморегуляции имеет место чаще всего при испытании психических травм. Самосознание человека резко ограничивается и сосредоточивается исключительно на переживании недуга. Иногда теряется способность сравнивать свои действия с их результатами, корректировать допущенные ошибки.

Связь эмоционально-волевой сферы личности.

Эмоции — психическое отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, в основе которого лежит отношение их объективных свойств к потребностям субъекта.

Изучением эмоций занимались такие выдающиеся отечественные и зарубежные психологи и нейрофизиологи как Петр Кузьмич Анохин, Лев Семенович Выготский, Чарльз Дарвин, Уильям Джеймс, Кэролл Изард, Карл Георг Ланге, Алексей Николаевич Леонтьев, Конрад Лоренц, Александр Романович Лурия, Ариадна Ефимовна Ольшанникова, Герберт Спенсер, Константин Викторович Судаков, Поль Фресс и другие.

Отражательная функция заключается в том, что человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности.

Сигнальная функция. Возникающие переживания сигнализируют человеку о его потребностях, о том, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и так далее.

Воля — сознательная саморегуляция поведения, проявляющаяся в преднамеренной мобилизации поведенческой активности на достижение целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность, способность человека к самодетерминации, самомобилизации и саморегуляции (М.И. Еникеев)

Саморегуляция, что это такое? Её роль в психологии

Все мы прекрасно знаем и знали ещё из истории или личного опыта что человек – это достаточно сложный биологический механизм, которому для нормальной жизнедеятельности и функционирования необходимо удовлетворение собственных потребностей. Чтобы удовлетворять потребности, человеку нужно выполнять действия, простым языком ему нужно работать.

Что такое саморегуляция?

Для эффективной работы, да и жизнедеятельности в целом ему необходимо работоспособное состояние организма (физиологичное, психологическое). Так, выходит, что это состояние, может, не всегда быть адекватным, нормальным, эффективным. В таких ситуация мы приходим к такому термину, как самоконтроль или саморегуляция. Итак, что такое саморегуляция?

Саморегуляции это научный термин, который может встречаться в различных научных статьях и книгах, имеет смежное значение, относится к психологии, биологии и другим наукам, и, следовательно, имеет, множество трактовок. В этой статье будет рассмотрено в полной мере его психологическое значение.

Саморегуляция, в первую очередь, если читать дословно, регулирование самого себя от лат. Regulare – приводить в порядок. Ещё можно вспомнить этот термин с уроков биологии в школе. Тогда на уроках это определение звучало как-то так: «Саморегуляция – это целенаправленная работа биологических систем разных уровней организации и сложности, направленное на поддержание гомеостаза» (гомеостаз – это стремление живого организма, под влиянием окружающей среды, к восстановлению стандартного состояния, возврат к равновесию). Например, одноклеточный живой организм, под влиянием окружающей среды, умеет восстанавливать своё, первоначальное состояние.

В психологии саморегуляцию можно разделить на такие уровни:

  • Осознаваемый уровень — речь, поступки, движения, другими словами, эти виды саморегуляции легко осознаются и наблюдаться самостоятельно и без посторонней помощи;
  • Подсознательный уровень – эмоции, переживания внутренних образов и другие внутренние психические процессы.

Говоря о подсознательном уровне, нужно обозначить, то что, для успешной регуляции необходима развитая рефлексия, умение смотреть и изучать себя самостоятельно. Как показывает психологическая практика, подсознательный уровень доступен не для каждого, особенно без подготовки. И данный уровень требует введения человека в пониженное состояние активности мозга и расслабления с последующим фокусированием на проблеме. В дополнение, к вышесказанному, следует отметить, то что важнейшим элементом самоконтроля является обратная связь.

Несмотря на большое количество трактовок, саморегуляция имеет общую структуру:

  1. В первую очередь нужно определиться для чего и для какой деятельности она нужна.
  2. Выбрав деятельность, нужно выделить основные условия и характеристики психики или физиологии необходимые для эффективной деятельности.
  3. Подготовить последовательность действий для формирования необходимых условий деятельности, для корректировки.
  4. Представить эталонный вариант условий деятельности, для сравнения фактических условий.
  5. Проанализировать реально полученные результаты.
  6. Сравнить результаты с эталоном.
  7. Принятие решения о необходимости и методе саморегулирования деятельности.

Разные направления психологи по-разному относятся к саморегуляции. Например, школа экзистенциальной психологии считает, что умение саморегуляции – это признак зрелости человека и эффективной деятельности, а неумение регулировать и подчинять свои психические проявления считается инфантилизмом, поведение которых скорее основывается на чувствах и влечениях.

Бихевиоризм же утверждает, что это самообман, выдумка, человек очень сильно зависит от среды, в которой он находиться и не может в полной мере контролировать влияние среды самостоятельно. Конфликтология утверждает, что от эффективности методов саморегуляции зависит насколько адекватно будет вести себя человек в конфликтной ситуации.

Основные и дополнительные методы саморегуляции

Основными методами саморегуляции являться:

  • расслабление мышц;
  • тренировки (аутогенная, идеомоторная);
  • воспроизведение образов или, другими словами, визуализация и воображение, которое представляет собой создание образов и мыслей в сознании человека, путём использования слуха, осязания, обоняния и их сочетания;
  • самогипноз;
  • нейролингвистическое программирование.

Дополнительными методами являются следующие:

  • внушение;
  • музыкотерапия (другие виды арт-терапии);
  • физические упражнения.

Статистические исследования, проводимые психологами, указали на то, что саморегуляция вызывает омоложение организма человека. Человек получает значительный контроль над своими психоэмоциональными процессами, поведением.

Основными результатами саморегуляции являются успокоение психики, другими словами, снимается эмоциональное напряжение, снижение уровня утомления – отдых, улучшается психическая и физиологическая реакция.

Самые известные естественные методы саморегуляции это, конечно же, сон, приём пищи, прогулки на воздухе, природе, взаимодействие с животными, движение, танцы, контрастный душ, массаж и многое другое. Хотя такие способы доступны не всегда. Например, человек находиться на работе и не может позволить себе сон.

Несмотря на это именно своевременность саморегуляции оказывает самое эффективное влияние на психику человека. Здоровье человека в большинстве случаем ухудшается из-за перенапряжения, а конкретно из-за игнорирования этого перенапряжения. Например, ухудшение зрения из-за не контролированного времени проведённого за чтение книг, просмотра телевизора, экрана монитора компьютера. Из простого вида саморегуляции можно выделить ещё хобби. Хобби ведь для того и нужно чтобы восстановить силы, переключить внимание, отвлечься от напряжения будней.

В каждый конкретный момент необходима конкретная саморегуляция для конкретной области и в зависимости от этого можно выделить: мотивационная, связанная с побуждением человека к действию; корректирующая — направленная на исправление необходимых характеристик; эмоционально-волевая.

  • суггестия или внушение самому себе;
  • самоисповедь – осознание своих результатов и ролей в различных ситуациях в жизни, анализ ошибок, действий, глубоких личных переживаний;
  • Самоубеждение – подход при котором идёт основной упор на холодную логику и рассуждения при анализе проблем и препятствий;
  • самоприказ – создание рефлекса между словами и поступками.

В общем случае психологическая саморегуляция – осознанное изменение работы психики и физиологии, поведения, для этого нужно получить умение управления сознанием над активностью.

Итак, неумение управлять собой, своим эмоциональным состояниями, подверженность неуправляемыми настроениями является препятствием для нормальной и продуктивной работы и жизнедеятельности человека, все это влияет на отношения между людьми, на стабильность семьи и также препятствует достижению поставленных целей, а как следствие получению необходимы для этого результатов. В первую очередь необходимо локализовать проблему, а потом с помощью средств и методов начать решать её. Помочь в этом процессе могут специфические методы саморегуляции, заточенные конкретно для каждой ситуации и области действия. Самое главное не доводить негативные эмоции и поведение до пика, а начать заниматься негативными эмоциями или поведением как можно раньше. Для этого не всегда необходим психолог даже можно воспользоваться самыми простыми методами саморегуляции такими как: воображение чего-то приятного, прослушать интересную музыкальную композицию или пообщаться с приятным человеком, посмотреть на себя со стороны.

Саморегуляция встроена в каждый живой организм, нужно просто научиться его слушать. Дыхательные техники, например, построены по этому принципу. Просто бывает так, что в делах человек забывает даже как правильно дышать.

Ознакомившись со всей вышеуказанной информацией вы теперь точно, знаете, что представляет собой термин «саморегуляция».

Методы психологической саморегуляции применяются для управления человеком своим психическим состоянием.

Определение саморегуляции

В широком смысле психическая саморегуляция рассматривается как один из уровней регуляции активности живых систем, для которого характерно использование психических средств отражения и моделирования реальности.

Таким образом психическая саморегуляция включает управление поведением или деятельностью субъекта и саморегуляцию его наличного состояния Существуют и более узкие трактовки данного явления:

  • «Психической саморегуляцией называется воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов»
  • «Под психической саморегуляцией мы понимаем психическое самовоздействие для целенаправленной регуляции всесторонней деятельности организма, его процессов, реакций и состояний»

Согласно В. И. Моросановой, под саморегуляцией понимаются «интегративные психические явления, процессы и состояния», обеспечивающие «самоорганизацию различных видов психической активности» человека, «целостность индивидуальности и становление бытия человека».

Общим всех определений является выделение состояния человека в качестве объекта воздействия и направленность на использование внутренних средств регуляции, в первую очередь – приемов психологического самовоздействия.

Существует множество методов ПСР, которые делятся на 4 основных класса:

  • нервно-мышечная релаксация,
  • аутогенная тренировка,
  • идеомоторная тренировка,
  • сенсорная репродукция образов.

Задачами применения данных методов являются:

  1. снятие проявлений стрессовых состояний
  2. уменьшение степени эмоциональной напряженности деятельности
  3. предотвращение их нежелательных последствий
  4. усиление мобилизации ресурсов.

Метод выявления смысловой сути неблагоприятных душевных состояний.

Метод дает немедленное облегчение при любых неприятных душевных состояниях, а также возможность осознать смысловую суть источников неприятных душевных состояний.

1. приглушить поток сознательного мышления

2. сконцентрироваться на неприятном душевном ощущении

3. не контролируя себя, конвертировать это чувство в слова. «Выговорить» его из себя. Принципиальное условие: отсутствие любого самоконтроля и сознательной оценки в этом процессе. В этом случае слова покажут истинную смысловую суть неприятного душевного ощущения. Процесс может сопровождаться бурными эмоциями, криком, плачем и т.д. Чем сильнее душевное ощущение, тем сильнее будет выброс эмоций.

4. «оставить» это чувство и его источник там где ему место и вернуться в обычное состояние, с помощью аффирмаций «я здесь, ты там» и «я знаю о тебе». То есть «выйти» из контакта с подсознанием.

5. Вопросом «я еще там?» проконтролировать, действительно ли ты вышел из контакта с подсознанием. Ответ на вопрос должен быть отрицательным. Если ответ утвердительный, нужно повторять процедуру в пункте 4 до момента когда ответ на вопрос в пункте 5 будет твердо отрицательным.

6. записать результат.

Примечание. Метод нельзя использовать, находясь за рулем.

Метод сканирования подсознания на наличие деструктивных установок и программ

Есть ряд стандартных вопросов, которые человек задает сам себе, из сознательного в бессознательное. После того как вопрос задан, человек определяет (чувствует) наличие или отсутствие утвердительного эмоционального отклика на заданный вопрос. Процедуру нужно проводить в расслабленном, спокойном состоянии когда ничего не мешает. Желательно в полумраке. Желательно усилием воли приглушить поток сознательного мышления перед и в процессе процедуры, для раскрытия подсознания и более качественного контакта с подсознанием.

Стандартные вопросы, которые позволяют выявить наличие/отсутствие подсознательных установок, ведущих к проблемам в жизни:

— хочу ли я плохого в жизни

— что плохого в жизни мне нужно

— хочу ли я боль в жизни

— какая боль в жизни мне нужна

— хочу ли я заболеть

— какие болезни мне нужны

— хочу ли я умереть

— как скоро я хочу умереть

Этот ряд может быть продолжен и модифицирован под любого человека в зависимости от его индивидуальности, а также аналогичные специальные вопросы можно сформулировать под более узкую цель (успех в конкретном деле, отношения с конкретным человеком и т.д.)

Если на какие-либо из вопросов есть утвердительный эмоциональный отклик, происходит осознание того, что данная установка есть в подсознании. Её наличие означает, что человек будет склонен реализовать её в жизни (как известно из науки, все решения человек принимает на уровне подсознания). Осознание наличия деструктивной установки дает человеку немедленное облегчение, а также возможность, если человек захочет, за счет дальнейшей работы с подсознанием выявить причины её присутствия в подсознании, и таким образом искоренить её и гармонизироваться.

Общая характеристика методов

Главными особенностями всех методов являются:

  1. Выделение состояния человека в качестве объекта воздействия. При этом учитываются воздействия на основные уровни проявления его функционального состояния: физиологический, психологический и поведенческий.
  2. Направленность на формирование адекватных внутренних средств, позволяющих человеку осуществить специальную деятельность по изменению своего состояния.
  3. Доминирование активной установки субъекта на изменение (регуляцию) своего состояния.
  4. Обучение навыкам ПСР должно быть организовано в виде последовательных этапов овладения соответствующими внутренними навыками, что составляет основное содержание тренингов.

Нервно-мышечная релаксация

В зарубежной психологии эта методика используется под названием «progressive relaxation», поэтому она носит и другое название – прогрессивная релаксация. Создание этого класса методов связано с исследованиями Э. Джекобсона, который в 1930-х установил зависимость между повышенным тонусом скелетной мускулатуры и негативным эмоциональным состоянием. Метод заключается в выполнении комплекса упражнений, состоящих в чередовании максимальных напряжений и расслаблений групп мышц. Благодаря упражнениям снимается напряжение с отдельных частей тела или со всего тела, что вызывает уменьшение эмоционального напряжения. Субъективно процесс физического расслабления представлен ощущениями тепла и приятной тяжести, чувством отдыха, что вызывает психологическое расслабление. Важно, что во время упражнений происходит фиксация на этих ощущениях тепла, т.к. это препятствует появлению ощущения непреходящей тяжести в пострелаксационный период.

Процесс обучения техники состоит из 3-х стадий:

  1. На первой — вырабатываются навыки произвольного расслабления отдельных групп мышц в состоянии покоя.
  2. На второй – объединение навыков в комплексы, обеспечивающие расслабление всего тела или отдельных его участков (сначала в состоянии покоя, позже – при выполнении некоторых видов деятельности, причем происходит релаксация не участвующих в деятельности мышц).
  3. На третьей – усвоение «навыка отдыха», который позволяет расслабиться в любых напряженных ситуациях.

Один сеанс упражнений на начальной стадии обучения техники может длиться от 40 до 18-20 мин. В зависимости от количества выполнений одного упражнения. Во время сеанса последовательно в определенном порядке прорабатывает мышцы частей тела: конечностей, туловища, плеч, шеи, головы, лица. После выполнения упражнений следует выход из состояния релаксации. Овладение техникой нервно-мышечной релаксации является основой для освоения других более сложных техник. Этот метод эффективен как базовое средство формирования состояний аутогенного погружения. Еще одно его преимущество в том, что достичь состояния релаксации большинство субъектов могут уже на первом сеансе.

Идеомоторная тренировка

Данная техника также состоит в последовательном напряжении и расслаблении мышц тела, но упражнения выполняются не реально, а мысленно. Метод основан на экспериментально установленных фактах сходства состояния мышечной ткани при реальном и воображаемом движении. Эти факты утверждаются в исследованияхИ.П.Павлова, а также подтверждаются «эффектом Карпентера»: потенциал электрической активности мышцы при мысленном воспроизведении движения такой же, как потенциал этой же мышцы при выполнении реального движения. К тому же экспериментально доказано, что при воображаемом движении возникает внутренняя обратная связь, несущая информацию о результатах действия, как обратная сигнализация при выполнении реального движения. Идеомоторная тренировка может использоваться как самостоятельный метод снижения тонуса мышц и как прием мысленного самопрограммирования в состоянии релаксации.

Сенсорная репродукция образов

Метод заключается в расслаблении с помощью представления образов предметов и целостных ситуаций, ассоциирующихся с отдыхом. Сенсорная репродукция образов может использоваться как самостоятельная методика. В одном из вариантов сеансов субъект сидит в удобной позе и представляет себя в расслабляющей ситуации (например, на прогулке в лесу). При этом внимание акцентируется на правильном дыхании и приятных ощущениях (теплоты, тяжести), возникающих в различных частях тела под воздействием воображаемой ситуации. Часто техника сенсорной репродукции образов используется в группе с методиками визуализации и медитации. Техника визуализации по свои принципам и механизмам больше сходна с идеомоторной тренировкой. Медитация напротив больше сходна с методом сенсорной репродукции образов: она также характеризуется расслаблением посредством концентрации мысли на образе объекта или явления или на образе самого себя и своего внутреннего мира, и в ней тоже внимание акцентируется на правильном дыхании. Однако при медитации человек осуществляет более глубокое аутогенное погружение, и в этом состоянии его уровень внушаемости резко повышается.

Аутогенная тренировка

Метод основан на обучении возможностям самовнушения или аутосуггестии. Самовнушение в данном случает осуществляется через вербальные формулировки – самоприказы. В ходе обучения происходит формирование связей между самоприказами (например, «Я дышу ровно и спокойно») и психофизиологическими процессами в организме. Субъект, прошедший некоторый курс тренировок, может с помощью определенных формул самовнушения вызвать нужные ощущения в теле. С помощью формул после выхода из аутогенного погружения можно вызывать как состояние расслабления, так и состояние активизации, в зависимости от цели. Обычно применяется фиксированный набор формул, но он может быть индивидуально изменен. Часто навыки, приобретенные в ходе обучения нервно-мышечной релаксации, являются хорошей базой для занятий аутогенной тренировкой. Метод может использоваться как аутотренинг и как гетеротренинг: в первом случае формулы являются «указаниями самому себе», во втором – психолог принимает участие в воздействии.

Существуют несколько вариантов метода аутогенной тренировки:

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять