Социальные и экономические перемены, происходящие в нашем обществе, сопровождаются снижением уровня культуры, ростом напряженности, усилением разобщенности людей, отсутствием сердечности, эмоциональной отзывчивости. Все чаще педагоги и психологи отмечают увеличение количества детей с нарушениями психоэмоционального развития (агрессивных, эмоционально неустойчивых, тревожных и т. п.), причем прослеживается тенденция к их омоложению. Современный дошкольник находится под влиянием большого количества различных факторов, которые так или иначе существенно влияют на его личностно-эмоциональное развитие, а именно: изменились игры и игрушки, в детской литературе появились новые персонажи, с которыми дети переживают иные жизненные ситуации [5].
Вместе с тем, с помощью страха ребенок познает окружающую реальность, учится избирательному и критичному отношению к ней. Таким образом, в процессе формирования личности страх выполняет и социализирующую, и обучающую роль. В этой связи, воспитание устойчивости к страху направлено не на избавление от него, а на выработку умения владеть собой при его наличии, тем более что у каждого есть свои «естественные психологические механизмы для его преодоления» [1, с. 66]. Анализ проблемы показывает, что практически все дети подвержены возрастным страхам. Страхи ребенка как бы спутники и своего рода показатели его постепенно развивающегося воображения. Исследователь А.И. Захаров отмечает, что именно в 6 лет дети наиболее чувствительны к страхам, причем как мальчики, так и девочки. Кроме того, восприятие страхов расширяет переживания детей, делая их более глубокими, непосредственно влияя на завершающееся к этому возрасту созревание сферы эмоций дошкольника, развитие его воображения и умения «ставить себя на место другого человека» [2].
Вместе с тем, психологами доказано, что страхи тесно связаны с негативными проявлениями реальной жизни: со стихиями, боязнью родительского наказания, смерти любимых животных, потерей родителей и их болезни, опозданием и неприятием себя сверстниками. В этой связи наиболее эффективными средствами предупреждения развития страхов у детей должно стать наличие в семье эмоционального комфорта для ребенка, постоянное внимание близких к его чувствам и переживаниям. Так как все-таки главная причина детских страхов — ошибки родителей в воспитании.
Основная особенность метода сказкотерапии заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта [3].
В ходе исследования нами обозначены подходы к определению понятия «сказкотерапия». Анализ литературы показал, что появившийся на рубеже 60-70-х годов ХХ века метод сказкотерапии был теоретически обоснован М. Эриксоном и получил дальнейшее развитие в трудах его ученика В. Росси.
В России же метод сказкотерапии начал зарождаться только с начала 90-х годов. Приверженцы данного метода И.В. Вачков, Д.Ю. Соколов, С.К. Нартова-Бочавер первыми заговорили о результативности данной методики. По их мнению, именно сказкотерапия помогает решению личностно-эмоциональных и поведенческих проблем ребёнка и может применятся при коррекции агрессивного, тревожного состояния ребенка, побеждая застенчивость и неуверенность в его поведении.
По мнению самого авторитетного на сегодняшний день сказкотерапевта Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия – это прежде всего набор различных способов «передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека», и кроме того это воспитательная система, сообразная духовной природе человека. Также и такие исследователи, как А. И. Захаров, В. С. Мухина, А. М. Прихожан уверены, что именно сказкотерапия лучше всего помогает бороться с детскими страхами. По мнению И. В. Вачкова, сказкотерапия позволяет развить самосознание, стать самим собой и построить доверительные отношения с окружающими.
Анализ литературы показал, что сказка — это самый доступный для ребенка путь переноса своих собственных переживаний на других. В процессе работы со сказкой ребенок наглядно видит способы борьбы со своими страхами, его эмоции становятся более яркими, радужными и светлыми. Метод сказкотерапии помогает осознанию ребенком своих проблем и показывает пути их решения. Слушая, читая, сочиняя сказку, ребенок, с одной стороны, невольно отождествляет себя со сказочным героем, начинает понимать, что не только у него есть определенные проблемы и переживания. С другой стороны, такая реакция помогает находить выход из любых сложных ситуаций, определить пути решения возникших конфликтов. Все это, естественно, оказывает положительное влияние на корректировку страхов дошкольников
Эффективность воздействия метода сказкотерапии на детей старшего дошкольного возраста в процессе профилактики, коррекции и преодоления детских страхов определяется совокупностью следующих педагогических условий:
1) Диалогическое взаимодействие воспитателя, детей дошкольного возраста и их родителей.
2) Организация игрового пространства. Снижению тревожности детей способствует наличие комфортной, доброжелательной атмосферы, отказ со стороны воспитателя от высказывания неприятных оценок и критики в адрес ребенка.
3) Создание эмоционально-творческой среды, стимулирующей снижение тревожности детей.
4) Систематический показ личного примера креативного подхода к разрешению проблем, наличие возможностей для упражнения и практики
Для изучения уровня воздействия метода сказкотерапии на старших дошкольников нами было проведено исследование на базе МДОУ «ЦРР д/с № 135» г. Магнитогорска. В эксперименте приняли участие 25 детей старшего дошкольного возраста.
Проведение эксперимента предполагало следующую организацию:
- Определение этапов исследования коррекции тревожности у детей дошкольного возраста методом сказкотерапии.
- Подбор методов и методик оценки тревожности детей дошкольного возраста.
- Формирование опытной группы и изучение исходного уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Прежде, чем проводить коррекцию по преодолению детских страхов, необходимо выявить, каким конкретно страхом подвержен тот или иной ребенок. В процессе проведения исследования, мы проанализировали несколько психодиагностических методик выявления детских страхов и наиболее интересными нам показались: методика «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой, проективные методики А.И. Захарова «Мои страхи», изучения проблем эмоционального характера и трудностей семейных взаимоотношений «Рисунок семьи» В.К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускаса, методика диагностики проблем эмоциональной сферы «Силуэт человека» Л. Лебедевой, проэктивные тест «Сказка» Луизы Дюсс. Кроме того, нас заинтересовали опросники оценки уровня тревожности Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко и П. Бейкер и М. Алворд.
Проективная методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой [6, с.10] интересна тем, что в ней взаимно сочетаются две широко известные методики: проведение модифицированной беседы А. И. Захарова и теста «Красный дом, черный дом».
У детей экспериментальной группы на констатирующем эксперименте выявлено: низкий уровень тревожности у 21% девочек и 43% мальчиков; средний уровень у 52% девочек и 49% мальчиков; высокий уровень тревожности у 28% девочек и 9% мальчиков.
Для того, чтобы снизить уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста, мы разработали программу применения сказкотерапии для коррекции детских страхов. Содержание программы разработано на основе выделенных нами педагогических условий преодоления детских страхов у детей старшего дошкольного возраста. Для проведения коррекционной работы из огромного арсенала сказок мы подобрали для коррекции и русские народные, и авторские, и специально разработанные психокоррекционные и медитативные, и многие другие, причем учитывали и пол ребенка.
Вместе с персoнажами психокоррекционных сказок мы старались научить детей отличать добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, верность и предательство. Волшебными сказками пытались будить воображение и фантазии ребенка, при этом помогали им перевоплощаться в сказочного героя, чтобы вместе с ним постигать житейские истины, находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Мы заметили, что современные дошкольники, слушая сказки, довольно быстро проходят путь познания мира и обретения опыта. Дети стараются воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, мы заметили, что рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что не менее важно. Для преодоления детских страхов важно пробудить у ребенка задатки воображения.
Исследования показали, что в старшем дошкольном возрасте проявляются две важнейшие функции и линии развития воображения:
- Первая функция показывает связь воображения с освоением знаково-символической деятельности и определяет его роль в появлении у ребенка произвольного внимания, памяти, логического мышления.
- Вторая функция отвечает за связь с исследовательской, познавательной-эффективной деятельностью. Именно она позволяет ребенку понять смысл человеческих, поступков, прочувствовать действия окружающих и своих собственных, мысленно проигрывать варианты этих действий и переживать их последствия. Это связано, прежде всего, с тем, что у ребенка начинается фoрмирование осмысленного эмоционального oтнoшения к окружающему миру, из чего как раз и состоит его нравственная cфера.
С помощью сказки дошкольник формирует модель того мира, с котором он существует. Cказка для него — это та знаковая cиcтeма, которая помогает ему интерпретировать окружающую действительность.
При проведении занятий мы заметили, что наибольший сказкотeрапевтический эффект достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: созданием музыкального образа сказки, наличием сказочного волшебного пространства, созданного с помощью светотeхнических эффектов, эмоциональное рассказывание сказки и участие персонажей сказки в кукольном театре.
Таким образом, через восприятие детьми персонажей сказочного мира мы создавали благоприятные условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, старались обогатить сказку образами и представлениями, формирующими воображение.
В процессе занятий мы заметили, что, если на осознаваемом уровне ребенок может и не принять сказку, все равно, положительный эффект от этого метода имеется, хотя бы на подсознательном уровне. При этом было отмечено, что «одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то свое, интересное ему, созвучное его проблемам» [4, c 187].
По окончании эксперимента выяснилось, что из 25 человек, принимающих участие в коррекции сказкотерапией, не выявлено детей с высоким уровнем тревожности, 6 человек – 22,2% со средним уровнем тревожности; 11 детей или 42% — с низким уровнем тревожности. Таким образом, метод сказкотерапии, использованный нами в коррекционной работе с дошкольниками, помог снизить уровень тревожности у детей подготовительной группы. Применяя методику «Сказкотерапии» в работе с детьми 5-7 летнего возраста, подверженными различным страхам, мы получили следующие результаты:
- У детей появилась способность рефлектировать свои чувства.
- Дети стали более открытыми, дружелюбными, стали чаще контактировать как с другими детьми, так и со взрослыми.
- Высокий уровень положительного эмоционального фона занятий позволил тревожным детям ощутить чувство комфортности, защищенности (по результатам бесед с родителями и воспитателями и по личным наблюдениям).
Полученные результаты позволяют нам говорить о достаточной эффективности метода сказкотерапии для коррекции высокого уровня тревожности, препятствующего нормальному личностному развитию дошкольников. Очень важно отметить, что в любом случае, при использовании любой методики коррекционная работа проводится не со страхом, а с личностным отношением ребёнка к причинам, порождающим этот страх.
Сказкотерапия для детей. Сказка о борьбе со страхом огня
-он поджег наш город! -Горят наши дома! -Где мы теперь будем жить. -послышались голоса. Несколько самых смелых людей вылезли наружу, схватили оружие, чтобы убить Дракона, побежали и тут… -Выходите,скорее все выходите! -Дракон помог нам! -Вы только посмотрите, как красиво…- восторженно заговорили смельчаки. Всем стало интересно. Потихоньку люди стали выбираться из укрытий. И что же они увидели? По всему городу горели красивейшие фонари, освещая улицы. Теперь было совсем не страшно ходить ночью. На море теперь светил высокий маяк, указывая путь кораблям. Теперь корабли, плывущие ночью или в непогоду, знали, что около маяка находится город, где можно остановиться. Люди поняли, что огонь может не только пугать, он может освещать дорогу в темноту, подогревать воду и пищу, указывать путь странникам, надо лишь использовать его с умом.
Все подружились с Драконом. Теперь люди спокойно играли с ним в игры, болтали с ним, звали в гости. А как только нужно было что-то зажечь, осветить, пожарить или вскипятить воду, сразу было слышно из любой точки города: «Дракон, на помощь!», и счастливый Дракон летел. Теперь он был нужен людям. А больше ничего для счастья и не надо.
После прочтения сказки задать ребёнку вопросы: 1. Почему с Драконом никто не хотел дружить? 2. Как Дракон научился использовать огонь? 3. Для каких полезных целей люди могут использовать огонь?
4. Почему обращаться с огнем нужно аккуратно?
Заключение
Изучив понятие страха, я пришла к выводу, что страх — продуктивная эмоция. Ребенок, который нормально развивается, должен уметь бояться. Однако существует тонкая грань, за которой обычный нормальный страх делает из ребенка невротика.
Одним из способов не допустить развитие детских страхов в болезнь и помочь таким детям преодолеть их, и является сказка.
Изучив причины появления страхов, мною было выявлено, что существуют различные причины появления страха. Порог возникновения страха, так же как и пороги возникновения других фундаментальных эмоций, находится под влиянием индивидуальных различий, имеющих биологическую основу, индивидуального опыта и общего социокультурного контекста происходящего. И если оставить без внимания ребенка страдающего от каких-либо страхов, то это может привести к сложным психологическим и психическим заболеваниям. Поэтому вмешательство специалистов необходимо. И сказкотерапия является одним из лучших способов борьбы с детскими страхами, т.к.
Во-первых, персонажи в сказках универсальны, и ребенок может легко представить себя в роли главного персонажа.
Во-вторых, сказка создает чувство защищенности. Можно принимать ее настолько близко к сердцу, насколько хочешь. И еще очень важно отметить, что в сказках всегда побеждает ДОБРО.
В-третьих, в сказкотерапевтической работе ребенку дается возможность проявить себя, самому придумать сказку, актуализировать творческое мышление. Придумывая сказки, решая сказочные задачи, помогая главному герою преодолеть трудности, ребенок чувствует себя настоящим Волшебником, который может справиться с любыми сложностями жизни. Таким образом, повышается самооценка ребенка, развивается его креативность, ребенок чувствует себя уверенней.
В-четвертых, преодолевая трудности в сказочном мире, ребенок обретает механизмы, способы продуктивного реагирования и, самое важное, он переносит весь этот положительный опыт в реальную жизнь.
Таким образом, сказкотерапия — это одна из проективных методик анализа личности. То есть это один из способов больше узнать о себе. Чтобы было понятнее, к непроективным методикам относится тестирование.
Сегодня существует огромное количество всевозможных тестов, которые по сути направлены на то, чтобы человек, ответив на ряд определенных вопросов, смог узнать что-то новое о себе. Но недостатком тестов является то, что мы, отвечая на вопрос, не можем быть вполне объективными и потому те результаты и характеристики, которые мы получаем, не всегда являются истинными.
Принципиальное отличие Сказкотерапии и других проективных методик заключается в том, что результат невозможно предсказать, он всегда индивидуален.
Список литературы
1. Д. Айке. Страх. Концепции фрейдистского психоаналитического направления // Энциклопедия глубинной психологии. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998 — 230с.
2. В. Н. Андрусенко, Социальный страх. Свердловск, 1991г. — 221с.
Бумеранг, Н.А. «Сказки для мудрых девочек и умных дурочек», Новосибирск, 2012. -128с.
3. Ф.Е. Василюк, Психология переживания. М., 1994г. — 276с.
4. В.К. Вилюнас, Психология эмоциональных явлений. М., 1976г.- 330с.
5. Т.М. Грабенко, Практикум по креативной терапии / Т.М Грабенко,
6. А.И. Захаров, Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Издательство «Союз», 2004г. — 346с.
7. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева — СПб.: Речь, 2003. — 400 с.
8. К.Изард, Эмоции человека: М. 2002.-250 с.
9. Ж. Лапланш, Словарь по психоанализу.// Ж. Лапланш, Ж Понталис.-Б. М.: Высшая школа, 1996. — 420с.
10. Кудзилов, Д. Б., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д, Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. — СПб.: Речь,2003. — 146с.
11. Н. Д Левитов, О психических состояниях 1964г. — 300с.
12. Р.И. Мокшанцев, Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов/ Р.И. Мокшанцев, А.В Мокшанцев Издательства: Сибирское соглашение, Инфра-М, 2001 — с.
13. Е.Г Макарова, «Преодолеть страх или искусство — терапия» — М., «Школа-Пресс», 1996 г. — 156 с.
14. А. С. Никифоров, Эмоции в нашей жизни. — М., 1974г. — 345с.
15. Д.В. Ольшанский, Страх. // Диалог 1991 г. — 342с.
16. Р. Мэй, Проблема тревоги. — М., 2001 г. — 278с.
17. Ф. Риман, Основные формы страха. М., 1998 г.
18. Я. Рейковский, Экспериментальная психология эмоций.
М.: Прогресс, 1979г. — 270с.
19. Д.Ю. Соколов, Сказки и сказкотерапия — «Эксмо-Пресс» 2001г. — 66с.
Сказкотерапия в работе с детскими страхами.
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
Применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11 — 13 лет).
Алгоритм психокоррекционной сказки:
1. В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
3. Далее, помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка и приписываем герою все переживания ребенка.
4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и пр. Наша задача, через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения. Найти позитивный смысл в происходящем.
5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.
Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, сформулировать «сказочный урок», проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.
Боязнь темноты — один из наиболее распространенных страхов у детей. Часто она начинается лет с трех и длится до предподросткового и даже подросткового возраста.
Для большинства детей боязнь темноты сопряжена со страхом неизвестности. Иногда этот страх вызывается самим состоянием темноты, становясь фобией.
Боязнь темноты у ребенка в основном связана со страхом перед чудовищами, которые якобы могут скрываться там.
«Видение» чудовищ в темноте — явление обычное. Обладая богатым воображением, дети зачастую не способны отличить фантазию от действительности. Если взрослые утверждают, что чудовищ не существует и это все — плод их глупых фантазий, дети чувствуют себя униженными и непонятыми. Под гнетом страха дети считают себя в какой-то степени неполноценными. Важно снабдить детей средством, которое поможет им справиться с воображаемыми чудовищами в отсутствии взрослых. Другими словами, необходимо помочь им почувствовать себя более сильными перед лицом представляющихся опасностей.
Нередко чудовища являются проекцией злости, раздражения или дурного настроения ребенка. Они содержат в себе «дурные» чувства и эмоции, с которыми ребенку трудно справиться. Таким образом, предоставляя ребенку возможность изучить этих чудовищ и противостоять им, взрослые в то же время указывают ему на путь владения собой.
Иногда ночные страхи детей сосредоточены вокруг грабителей и похитителей детей, особенно если такие события действительно имели место и обсуждались взрослыми. С такими детьми полезно прорепетировать действия, которые они могли бы предпринять, обнаружив в доме, скажем, вора-взломщика. Дети могут также сами сконструировать для себя сигнализацию или систему устрашения взломщиков. По своему воздействию они подобны «волшебному средству», позволяющему ребенку вернуть самообладание.
Важно, чтобы постель, спальня стали местом, где ребенок успокаивается, а не местом, где он «отбывает наказание». В последнем случае постель и спальня могут вызывать у него отрицательные эмоции и тем самым становятся вместилищем всевозможных страхов.
Можно также порекомендовать ребенку рисовать чудовищ, а затем рвать эти рисунки в клочья или лепить их из глины, чтобы потом сплющить их в лепешки. Это позволяет ребенку не только выразить свои «чудовищные» чувства и эмоции, но и меньше бояться чудовищ и в конечном итоге обрести власть над ними.
2.Арт-технологии в коррекционно-развивающие работе с подростками.
Первые попытки использования в работе с подростками изобразительные приёмы в качестве психотерапевтического и психокоррекционного инструмента, а также стимулятора их психического развития имели место в первой половине ΧIΧ века. На западе всестороннее обоснование эта практика получила в работах Г.Рида, Э.Крамера и др. Имеется определённый опыт такого вида работы и в России.
Педагогическое направление арт-терапии развивалось параллельно с медицинским. Их отличие заключается в том, что медицинский подход предполагает лечение пациента, а в педагогическом формы изобразительной работы ребёнка не имеют отношения к его лечению, здесь используют термины «эмоциональное воспитание», «эмоциональное образование», развитие творческого начала, а формы работы— группы «художественного самовыражения». Общие же особенности педагогического и медицинского направлений заключаются в том, что оба они направлены на укрепление психологического здоровья ребёнка, помогают ему справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие, устранить нарушения поведения, способствовать эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Арт-терапевтический кабинет с его атмосферой «безопасности» и максимальной терпимости к любым проявлениям внутреннего мира ребёнка является «оазисом», где дети с определёнными психологическими проблемами могут «перевести дух» и восстановить своё психическое равновесие. На динамику арт-терапевтического процесса оказывает большое влияние естественное развитие подростка и сложные метаморфозы, происходящие в его соматической и психологической сферах во время гертакса. Специалисту, работающему с подростками, необходимо принять во внимание особую пластичность психики и логику возрастных изменений в самых различных аспектах жизнедеятельности клиента. Выбор конкретных методов условиями работы и степенью умственного развития. Очень важно не навязывать такую форму работы.
Арт-терапия способствует успешному преодолению психических травм. Изобразительное искусство— это диалог либо между творцом и его самостью, либо между творцом и другим человеком.
Важно наблюдать за вербальной экспрессией клиента, уметь правильно подбирать слова или относиться к ним как к чему-то второстепенному, т.к. обычная линейная интерпретация (например, не допускающая совершенно иного и очевидного содержания интерпретация солнца как символа родительской фигуры) не то чтобы не верна, просто она не всегда верна. И поэтому важно узнать, что об этом думает сам человек. Для того чтобы получить информацию о рисунке, необходимо научиться правилам обсуждения изобразительного материала.
1. Дайте клиенту возможность рассказать о своей работе так, как он этого хочет.
2. Попросите прокомментировать те или иные части рисунка те или иные части рисунка, прояснить их значение, описать определённые формы, предметы или персонажи.
3. Попросите описать работу от первого лица и, возможно, сделать это для каждого из элементов изображения. Комментарии могут касаться внешних или внутренних свойств предмета.
4. Если клиент не знает, что означает та или иная часть изображения, арт-терапевт может дать своё объяснение, однако, следует спросить, насколько это объяснение представляется ему верным.
5. Побуждайте клиента фокусировать внимание цветах. О чём они ему говорят. Следует учесть, что цвета могут отражать свойства объектов и отношение автора к этим объектам.
6. Старайтесь фиксировать особенности интонации, положения тела, Выражение лица, ритм дыхательной клетки. Эти наблюдения можно использовать для дальнейшего расспроса клиента.
7. Помогайте осознать связь между высказываниями клиента о работе (изобразительном выражении) или её частях и его жизненной ситуацией, осторожно задавать ему вопросы о том, что в его жизни и как может отражать его работа.
8. Обратите особое внимание на отсутствующие части изображения и пустые пространства на рисунке.
9. Иногда следует принять изображение буквально, иногда следует искать нечто противоположное изображаемому.
10. Попросите клиента рассказать о том, что он чувствовал в процессе создания работы, до её начала, после завершения.
11. Предоставьте клиенту возможность работать в удобном для него темпе и с осознанием того, что он будет изображать нечто, что может отразить те состояния, к исследованию которых он не готов.
12. Стремитесь выделять в работах клиента наиболее устойчивые темы и образы.
При рассмотрении детских работ нельзя применять те интерпретативные подходы, которые обычно используются в работе с взрослыми. Нужно принимать во внимание влияние тех или иных событий в жизни ребёнка на создаваемые им образы.
Изобразительное творчество подростков может использоваться с психотерапевтической целью различным образом. В зависимости от целей работы соотношение изобразительного этапа и обсуждения могут быть различными.
Хотя нередко изобразительная работа подростка сочетается в арт-терапии с её обсуждением, существует немало случаев, когда психотерапевтические факторы действуют без какой-либо связи с вербализацией.
Наше понимание рисунка меняется, когда мы узнаём о том, какой смысл вкладывает в него его автор. Таким образом, обсуждение работы становится исповедью, в которой проявляется надежда, а вовсе не покорность судьбе.
Различные рисунки способны вызывать разные вопросы, могут, соответственно, давать самую разную информацию. И, конечно же, в одной беседе невозможно узнать всё, что вы хотите узнать о человеке. Подобно тому, как в беседе мы задаём вопросы человеку для того, чтобы прояснить для себя что-либо или разгадать некую загадку, при обсуждении рисунка мы должны быть предельно бдительны. Арт-терапевтическая деятельность требует умения перерабатывать информацию, делать на основе её определённые заключения. В арт-терапии подросток рисует или лепит, а мы не отвечаем ему посредством того же, поэтому должны пользоваться речью, с тем, чтобы объективировать изображение и, что наиболее важно, понять заключённый в нем смысл, неизменно соблюдать должную меру уважения к его автору.
| | следующая лекция ==> | |
Основные этапы коррекционного процесса с использованием метода проективного рисования | | | Арт-терапевтическая работа с трудными подростками. |
Дата добавления: 2018-03-01 ; просмотров: 394 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019
Сказкотерапия как метод коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста
Постановка проблемы. Дошкольный возраст является подходящим этапом для закладывания основ гармоничного развития ребенка, формирования личности. Однако на современного ребенка в ситуациях социальной нестабильности влияет немало отрицательных факторов, которые ведут к увеличению количества детей, имеющих страхи. Это такие страхи, как боязнь смерти, темноты, одиночества, болезней и так далее. Сам по себе страх считается продуктивной, стимулирующей к развитию, эмоцией. Любой ребенок, развивающийся в норме, должен бояться. Однако существует грань, за которой обычный страх может превратить ребенка в невротика. Поэтому, проблема изучения вариантов преодоления страхов у детей, является актуальной уже на протяжении не одного десятка лет.
Многие авторы рассматривают возможность коррекции страхов у малышей различными методами, однако, до сегодняшнего дня, малоизученным остается вопрос о возможности преодоления данного симптомо-комплекса у дошкольников методом сказкотерапии.
Современные исследователи (А.И. Захаров, A.M.Прихожан, В.К. Вилюнас, Г. Эберлейн и др.) утверждают, что с помощью сказкотерапии можно преодолевать такие проблемы детей, как нарушения самооценки, трудности в общении и так далее. Особую эффективность сказкотерапии авторы видят в работе с детьми дошкольниками. Это ученые связывают с тем, что у детей хорошо развит механизм идентификации, который является обязательным условием развития гибкости поведения, умения рассматривать проблемы с различных аспектов. Именно поэтому метод сказкотерапии используют при ведении коррекционной работы по борьбе с детскими страхами. Между тем в психологической литературе мало внимания уделяется гендерному аспекту преодоления страхов у дошкольников, нет разработок для практических психологов по проблеме коррекции и преодоления страхов у представителей различных полов.
В связи с вышеизложенным, можно сформулировать противоречие между возможностями дошкольного детства в преодолении детских страхов и отсутствием методических разработок по проблеме коррекции страхов у мальчиков и девочек посредством сказкотерапии.
Выделенное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: Каковы приемы коррекции детских страхов с помощью сказкотерапии?
Анализ исследований и публикаций. Многоплановый анализ проблемы детских страхов представлен в работах отечественных и зарубежных ученых: З. Фрейда,Р.В. Овчаровой, А.И.Захарова и других ученых. Авторы изучали природу детских страхов, причины и особенности их проявления в дошкольном возрасте.
По мнению А.И. Захарова, страхи – это «ощущение беспокойства либо тревоги, возникающие в ответ на реальную либо воображаемую угрозу».
Изучая природу детских страхов, ученые выделили возрастные особенности проявления данного симптомо-комплекса. Например, в 2-3 года, многие малыши боятся темноты и животных, в 3-4 года – сказочных героев и насекомых, в 5-6 лет – катастроф и пожаров.
Рассматривая вопрос о методах преодоления страхов, мы изучили возможности сказкотерапии в коррекции данного симптомо-комплекса.
Мы выяснили, что на сегодняшний день у специалистов термин сказкотерапия вызывает неоднозначные ассоциации. Например, для одних –это лечение сказками, для других эффективный способ коррекции различных отклонений в поведении и развитии малыша.
Нам ближе всего показалось определение, Т.Д. Зинкевич Евстигнеевой, по мнению которой «сказкотерапия» это «набор способов передачи знаний о социальной реализации человека, сообразной его духовной природе».
Психологи (Т. Д. Зинкевич Евстигнеева, Т.М. Грабенко) метод сказкотерапии рекомендуют использовать при ведении коррекционной работы с агрессивными, тревожными либо застенчивыми малышами. Однако, по нашему мнению, с помощью сказки можно не только преодолевать нарушения самооценки, трудности в общении, но и бороться с таким сомптомо-комплексом, как детские страхи.
Таким образом, в результате анализа литературы мы пришли к выводу, что у специалистов сказкотерапия вызывает различные ассоциации. Для одних – это лечение сказками, а другие считают, что это прием коррекционной работы, для третьих – способ передачи основных знаний о жизни. Мы выяснили, что возможности использования метода сказкотерапии для коррекции страхов у дошкольников изучались различными авторами, однако, гендерный аспект проблемы остался малоизученным. Таким образом, мы смогли сформулировать цель работы.
Цель работы: Изучение метода сказкотерапии как способа коррекции детских страхов.
Сказки.Рассказы.Стихи
Терапевтические сказки.Сказкотерапия для детей
У психологов существует много способов для лечения детских комплексов и страхов, но один из самых любимых форм работы является сказкотерапия. Именно при помощи сказки дети в игровой манере могут избавиться от страхов, побороть боязнь, стать уверенным и самостоятельным. Решить проблемы и справиться с возникшими жизненными трудностями помогут терапевтические сказки. Они гораздо результативнее всяческих уговоров родителей. Хорошая сказка на самом деле творит настоящее чудо. Терапевтические сказки для младших школьников помогут бороться с различными трудностями, связанными с учебой и общением с одноклассниками (сверстниками). Примерный возраст ребенка: 5-11 лет.
Так откуда же появляются детские страхи? Может, вылезают темной ночью из ящика с игрушками или из стенного шкафа? Дети часто фантазируют и придумывают их подобным образом. В темной детской комнате страх может притаиться везде. И под одеялом, и под кроваткой, и за батареей. Существует много способов борьбы со страхами, но сегодня мы рассмотрим те сказки, которые каждый родитель может прочитать или рассказать своему малышу дома.
Психологи выделяют страхи по возрастам:
2-3 года дети испытывают ночные страхи, боятся животных; в 4 года пугаются сказочных персонажей и насекомых; в 5-6 лет катастроф, школы, пожаров, несчастий;
в 7-8 лет — умереть и смерти близких.
Еще в древности считалось, что сказка лечит душу человека. А еще сказка учит жизни, и в сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять (не так обидно, не так больно). Множество авторов-психологов придумали свои терапевтические сказки и рассказы на все случаи жизни, а родителям остается лишь выбирать те, которые окажут помощь ребенку.
Терапевтическая сказка – это сказочная история, построенная определенным образом с учетом конкретных страхов и особенностей ребенка. В таких историях очень важен главный герой, который встречается со своими страхами лицом к лицу. Ведь чем больше знаешь о том, что пугает, тем меньше боишься. По ходу действия главный герой может преодолевать разные препятствия или встречаться с монстрами и чудовищами. Дети с большим энтузиазмом воспринимают истории, где есть персонажи с теми же самыми проблемами, что и у них. Контекст этой истории может быть совсем непохожим на реальную жизнь, поскольку в сказке вполне уместны чудеса и необыкновенные события. Самое главное, чтобы в конце истории главный герой преодолел все препятствия и победил страхи.
Часто в терапевтических сказках присутствуют добрые помощники, спешащие на помощь герою. Главного героя могут защищать члены его семьи или животные, волшебные предметы или сказочные персонажи. Они могут наделять его силой и специальными умениями. В терапевтических сказках часто звучат темы дружбы и любви, и одним из основных посланий ребенку является то, что окружающий мир проявляет доброту к человеку.
Из терапевтических сказок ребенок узнает, что главному герою помогает и его собственная внутренняя сила. Это могут быть сказки о проснувшейся самостоятельности, вовремя подоспевшей смелости или об обретенной храбрости. Для страхов непереносимо, если герой способен побороться с ними один на один, за счет собственных ресурсов, качеств, умений. Поскольку ребенок отождествляет себя с главным героем, знание его сильных сторон подает пример, придает решимости и поднимает дух ребенку.
В последнее время я стала часто задумываться о возможностях сказкотерапии при лечении различных детских страхов. К счастью, сейчас у моей дочки нет каких-то особенно серьёзных страхов, с которыми мне было бы необходимо бороться, но мы победили пару из них, и сказки, конечно, сыграли в этом свою роль. Дочка боялась огня и походов в театр (достаточно редкий страх), причин последнего мне так и не удалось найти.
Мысли о детских страхах и их терапии снова стали приходить мне в голову, поскольку я сейчас стала писать сказки и для других детей, сталкиваться с тем, что у разных детей совершенно разное восприятие мира, разные чувства и разные страхи. Кто-то без причины боится собак, другой темноты, а третий даже рта не открывает в присутствие чужих людей. На самом деле, я уверена, что причины существуют. Просто они не всегда лежат на поверхности. Возможно, родители, хорошо знающие своего ребёнка, смогут разобраться, откуда ветер дует. Можно также обратиться к психологу, который вам поможет. В большинстве случаев, мы всё-таки не можем понять, откуда у нашего ребёнка возник тот, или другой страх. Да и к детскому психологу идём только, когда возникают действительно серьёзные проблемы.
Поэтому возникает вопрос, что же делать с этим небольшим (на наш взрослый взгляд), но мешающим ребёнку страхом. Представьте, как сложно малышу в одиночку бороться, например, со страхом темноты, одиночества (ведь ему приходится временами оставаться без мамы и папы), страхом сделать что-то впервые, быть не таким, как другие, да любым другим страхам. У многих из нас до сих пор остались страхи, которые мы принесли из детства. Возможно, вам повезло, и вы смогли сами излечить свой страх, либо же засунули его подальше, в самые далёкие уголки сознания. Вам кажется, что он никогда не выберется из этой темницы, но, к сожалению, бывают случаи, когда взрослым людям требуется серьёзное лечение у психолога, причиной которому становятся все те же детские страхи. Будем надеяться, что нашим детям это не грозит, потому что у них есть мы, современные родители, готовые помочь победить этот вредный, так мешающий малышу, детский страх и не позволить ему оказывать влияние на жизнь нашего ребёнка.
В интернете вы найдёте множество советов профессиональных детских психологов о том, как действовать вам, если ваш малыш боится. Я тоже дам вам несколько своих советов, которые сформировались у меня в процессе наблюдения за своим и другими детьми, разговора с психологом, чтения специальной литературы и интернет-статей. В большинстве своём они, конечно же, будут касаться сказкотерапии, которая является сильным инструментом при лечение детских страхов.
Надеюсь, что мои советы помогут вам и вашему малышу в лечении страхов и придумывании своих терапевтических сказок. Я понимаю, что не все умеют сочинять сказки, поэтому я с радостью готова помочь вам. При необходимости пишите мне через форму контактов, либо оставляйте комментарии под этой статьёй.
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.
Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.