У моего ребенка страхи советы, что делать

Страх делать ошибки или страх неудачи может возникнуть как результат слишком критичного отношения взрослых к ребенку, или, наоборот, слишком равнодушного отношения.

Такой страх бывает у детей, родители которых слишком тревожны и не позволяют ребенку действовать самостоятельно.

Еще один вариант воспитания, формирующий такой страх – это «родители знают лучше». Слишком авторитарный стиль воспитания и гиперопека приводят к формированию страха совершить ошибку.

Усугубляет ситуацию школа. К сожалению, часто в школах ошибки высмеиваются, особенно со стороны учеников, но иногда и со стороны учителей. Ребенок испытывает букет негативных чувств, что в будущем заставляет его бездействовать под влиянием страха совершить ошибку, нежели попробовать что-либо сделать.

Родители должны понимать, что некоторые их действия или отношение к ребенку могут усугубить ситуацию.

Частые ошибки родителей:

1. Не стоит отрицать проблему. Например, «этого не может быть» или «что за ерунда?». Обычно, родители так говорят из «благих намерений», хотят показать ребенку, что его страхи напрасны. Но, к сожалению, такие фразы приводят к обратному эффекту. Ребенок начинает чувствовать, что его не понимают и он остается совершенно один со своей проблемой.

2. Также нельзя осуждать, высмеивать страх и принуждать преодолеть страх.
Может показаться, что я пишу то, что всем и так понятно и очевидно. Но, на самом деле, часто на прием приходят родители, которые делают именно так. Например, некоторые папы не хотят признавать страхи своих сыновей, «настоящий мужчина не боится такой ерунды». В итоге страх загоняется еще глубже и усугубляется.

Что можно сделать до обращения к психологу:

1. Признать страх ребенка, как бы «позволить» ребенку испытывать его. Можно сказать «делать ошибки – это, на самом деле, может быть страшно», «иногда у тебя что-то может не получиться, поверь, и у меня такое бывает».

2. Побольше узнать у ребенка, чего именно он боится. Пусть расскажет подробно о своем страхе, помогайте ему наводящими вопросами. Такой разговор уже способствует преодолению страха, поскольку «сужает границы» того что пугает.

3. Родители должны изменить своё родительское программирование и установки на более позитивные. Например, «Ты сумеешь!», «Справишься!», «Не робей!», «Ещё чуть-чуть…», «Получилось!», «У тебя выйдет, я верю!», «Без неудач не бывает удач!», «Попробуй и делай дальше!»…

4. Родителям следует постоянно корректировать свои ожидания и стандарты, согласуясь с природой своего ребенка, т. е. учитывать особенности своего ребенка. Слишком большое количество упреков заставляет ребенка чувствовать себя крайне несчастным, недостойным, заставляет его верить в то, что «с ним что-то не так».

5. Ребенок до 9 лет не имеет полного осознания себя как отдельной личности, ему во многих вопросах нужна поддержка. Если, совершая ошибку, ребенок не получает поддержки, никто не помогает ему взять на себя ответственность за эту ошибку, то ребенок может начать считать «я сам есть ошибка». Родители должны принимать часть ответственности за ошибки ребенка на себя (но только часть). Это очень важно. Если слишком рано начать воспитывать в ребенке ответственность за свои ошибки, то он вырастает психологически незащищенным и неуверенным в себе человеком.

6. Чаще говорите фразу: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». Мягко, без давления внушите ребенку, что ошибаться – это нормально, все люди ошибаются. Приводите свои личные примеры. Это сделает вас ближе.

7. Родители, разрешите сами себе совершать ошибки. В некоторых семьях стремление к перфекционизму является главной чертой у всех членов семьи. Учите ребенка не критиковать ошибки других.

8. С помощью различных приемов (игра, рисунок, сказка) придумать и обыграть ситуацию победы над страхом. Здесь можно предоставить инициативу именно ребенку. Дети с богатой фантазией легко с этим справляются. Не торопите ребенка, пусть на первых порах его победа над страхом будет совсем не очевидна. Ваша вера в него и поддержка обязательно принесут свои плоды.

9. Необходимо акцентировать внимание ребёнка на сильных сторонах его личности. Дети часто спрашивают – «А какой у меня талант?», они не всегда могут понять свои способности. Поэтому ответственность за это в большей степени лежит на родителях и педагогах, понимающих особенности ребёнка, его талант или таланты, которые необходимо развивать. Причём эти таланты необходимо развить так, чтобы ребёнок понял себе «цену» в этой деятельности, и убедился, что он в ней чем-то отличается от других детей. Т.е ребёнка необходимо научить компенсировать свои слабые стороны личности более сильными, которые смогут вызвать к нему интерес со стороны сверстников и взрослых. Под словом талант имею в виду любые способности, которые нравятся самому ребенку и развиты у него. Это может быть: рисование, лепка из пластилина, умение танцевать, петь, хорошо плавать и другие умения, а также аккуратность, чуткость, желание придти на помощь и т.д.

10. Отмечайте даже самые маленькие успехи. А если не можете найти успехи, найдите способ похвалить его за что-то другое. Например, «Ошибся, зато внимательно, красиво писал», «Ошибся, зато видно, как ты старался».

11. Не сравнивайте ребенка с другими. Покажите ему, что Вы любите его таким, какой он есть, что Ваша любовь не зависит от его успехов или неуспехов, иначе ребенок сделает вывод, что успешного его любят, а неуспешного нет. Это приводит к большому напряжению, которое тормозит развитие ребенка, сковывает его.

Надеюсь, что эти простые рекомендации помогут Вашим детям преодолеть страх совершать ошибки. В любом случае проблемную ситуацию лучше не затягивать, а вовремя обратиться к специалисту.

У моего ребенка страхи: советы, что делать

Тревожные расстройства являются одними из самых распространенных расстройств в детском и подростковом возрасте. Чем родители могут поддержать своего ребенка:

В заключении хотелось бы отметить, что избегать ситуаций, связанных с беспокойством не стоит. Так как от этого страх никуда не денется, а только усилится. Но с помощью психотерапии можно уменьшать свою тревогу в индивидуально адаптированном для каждого темпе.

Как победить детские страхи? Советы психолога

Дети, будучи более впечатлительными и восприимчивыми к любым изменениям, остро, а порой болезненно реагируют на новую обстановку, боятся неизведанного. Что вызывает детские страхи и как с ними бороться?

Причины детских страхов

Страхи в детском возрасте возникают по разным причинам. Дети боятся окружающей среды, посторонних людей, темноты, кошмарных снов. Чуть позже эти страхи меняются на боязнь школы, болезни, смерти. Большая часть детских страхов – внушенная. Это значит, что страх детям внушают сами родители, которые в их присутствии говорят о несчастных происшествиях, убийствах, смерти.

Выделяют другие причины фобий, обусловленных окружающей средой и семейной атмосферой:

Как победить детские страхи?

Чаще всего детские страхи со временем проходят. Именно от родителей зависит как скоро и безболезненно ребенок его преодолеет. Родители должны адекватно реагировать на любое проявление испуга ребенка. Нельзя его ругать за любой, даже глупый с вашей точки зрения, страх. Нужно установить контакт с ребенком и разговорить его. Следует показать, что Вы неравнодушны и хотите помочь. Для этого можно использовать следующие приемы:

  • Рисование или лепка из пластилина. Изображая свой страх на бумаге или вылепливая его из пластилина, ребенок в процессе работы «выплескивает» негативные эмоции и «очищает» сознание от страха.
  • Игра. Ребенок должен больше двигаться, принимать активное участие в играх, спортивных мероприятиях. Игры помогают снять скованность и тормозные реакции ребенка в незнакомой ситуации и почувствовать уверенность.
  • Создание теплой атмосферы перед сном. Можно почитать или придумать сказку со счастливым концом, где герой преодолевает свой страх. Или сделайте вместе с малышом «талисман» на ночь (мягкая игрушка, фигурка), который защитит его сон.

Если самостоятельно победить детские страхи не получается, воспользуйтесь помощью специалиста. В нашем центре можно заказать консультацию для родителей, на которой психолог подскажет, как бороться с детскими страхами.

Детские страхи: как помочь ребенку? Советы психолога

Детские страхи – это один из частых запросов, с которыми родители обращаются к детскому психологу. Страхи бывают разные и их чрезвычайное множество. Ведь все малыши чего-нибудь да боятся.

В зависимости от возраста, специфика детских страхов немного различается. Так, в два-три года дети могут бояться громких звуков, чужих людей, темноты или одиночества.

В три-четыре года у детей уже начинает развиваться воображение, и поэтому характер страхов меняется, особенно, если дети смотрят мультики или видят какие-либо сюжеты по телевизору. С помощью воображения дети трансформируют страхи и часто они связаны с тем, что дети смотрели накануне.

В более позднем возрасте страхи часто могут быть связаны с утратой или страхом смерти.

Понятно, что очень часто страх – это нормально.

Ведь страх – это естественная человеческая реакция. Это одна из отрицательных эмоций, которая возникает в результате реальной или воображаемой ситуации. Страх часто приходит тогда, когда ребенок чувствует, что он не защищен. Именно страх выполняет такую важную «охранную» функцию.

Однако важно, чтобы родители могли увидеть грань между «естественными» страхами и патологическими, которые в прямом смысле мешает ребенку жить. А она нередко бывает чересчур размытой.

Уделить внимание страху

Страх можно и необходимо проработать.

Последствия не проработанных страхов разнообразны: панические атаки, невротические расстройства, агрессивность, раздражительность, плохой сон и естественно, снижение качества жизни ребенка.

К сожалению, родители иногда могут не придавать страхам должного значения. Например, думать, что ребенок капризничает или просто ведет себя плохо. Или ошибочно считать, что ребенок должен обязательно справиться самостоятельно, при этом ставя себя в пример: «Ну, смотри – я же не боюсь!»

Иногда страх появляется тогда, когда у ребенка нет достаточной информации. Не стоит в этом случае говорить: «Что за глупости?»

Родители должны уделять внимание детским страхам. Разговаривать с ребенком нужно на равных. Ни в коем случае родители нельзя отмахиваться от этой эмоции. Важно понять, что страх – это та трудность, которую нужно преодолеть вместе с ребенком, потому что у него еще нет определенных ресурсов на это.

Со страхами желательно работать сразу. Чем больше проходит времени, чем больше им не придается значения, тем больше вероятность их нарастания: первый страх может трансформироваться во второй, второй – в третий. И тогда очень сложно понять причину, т.е. то, какой именно страх запустил весь этот процесс.

Грубо говоря, ребенок испугался жука, а в итоге через несколько лет перестал доверять всему миру. Так вот гораздо проще сделать так, чтобы он перестал бояться жука сразу, чтобы это не привело, в конечном счете, к глобальному страху или к паническим атакам. Потому что такое тоже может быть.

Как помочь ребенку?

Страх не уйдет, пока с ним не провзаимодействуют.

Как это сделать? Во-первых, нужно уделить детскому страху время. Расспрашивайте ребенка до тех пор, пока он не устанет: Что тебя пугает? Откуда это приходит? Как ты думаешь, почему возникает этот страх? А что будет дальше? А что если попробовать вот это?

Во-вторых, можно придумывать различные игры или сказки, где детский страх зашифрован и его можно каким-либо образом победить. Герой может действовать с помощью волшебства или рассчитывать на свои собственные силы — все зависит от воображения.

Существует другая техника, где страх можно нарисовать или слепить, а затем уничтожить. Но, на самом деле, это не всегда срабатывает, потому что страх может не исчезнуть таким образом. Со страхом лучше всего провзаимодействовать.

Например, один мальчик видел страшного человека. Естественно, он очень его боялся. Когда мы начали работать, то выяснили, что страшный человек приходит, потому что ему больно, печально и одиноко. Потому что с ним никто не говорит и не дружит.

Поэтому мы придумали ему брата, который с ним подружился. Страх перестал быть одиноким, перестал пугать – он ушел.

Конечно, какой-то единой схемы работы со страхом нет, ведь каждый ребенок – уникален, и страхи тоже. Поэтому каждую ситуацию нужно рассматривать индивидуально, и тактика родительских действий тоже должна быть разной.

Детские страхи: учим ребенка не бояться

Многие мамы каждый день (причем, по много раз) слышат от ребенка фразу: «Ой, мне страшно!» Она может звучать по самым разным поводам: когда ребенок опасается скатываться с высокой горки или же всерьез подозревает, что под кроватью притаилась шайка кровожадных пиратов. Как помочь ему справиться с охватившим ужасом? Страхи бывают разные Сначала давай разберемся, откуда вообще берутся страхи. Они не всегда связаны с конкретным […]

Многие мамы каждый день (причем, по много раз) слышат от ребенка фразу: «Ой, мне страшно!» Она может звучать по самым разным поводам: когда ребенок опасается скатываться с высокой горки или же всерьез подозревает, что под кроватью притаилась шайка кровожадных пиратов. Как помочь ему справиться с охватившим ужасом?

Страхи бывают разные

Сначала давай разберемся, откуда вообще берутся страхи. Они не всегда связаны с конкретным травматичным опытом (упал с горки — теперь боится). Страх — естественное человеческое чувство. Оно выполняет несколько важных функций: запускает инстинкт самосохранения и заставляет ребенка проявлять осторожность, помогает определить границы своих возможностей, позволяет острее ощутить свою привязанность к чему-то или к кому-то. Содержание страхов варьируется в зависимости от возраста и жизненной ситуации.

Самые первые страхи — примерно с 5 месяцев до 3 лет — связаны с осознанием себя как личности с отдельными границами. Малыш чувствует свое одиночество и слабость перед непредсказуемым окружающим миром. Поэтому маленькие дети чаще всего боятся чужих людей, разлуки с родителями, темноты, высоты, громких звуков.

После 3 лет одна из самых частых причин появления страхов — детская впечатлительность и доверчивость. Из-за поверхностных представлений о жизненных явлениях ребенок легко верит любым россказням и мнениям. Расцвет детской «мифологии» приходится на 5-летний возраст. В этот период ребенок может бояться заболеть (или даже умереть) от проглоченной жвачки или не спать по ночам, ожидая, что в комнату вот-вот проберется «черная рука».

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте большинство страхов возникает на фоне стресса. Постоянное напряжение делает ребенка пугливым и подозрительным. Неприятное или пугающее событие, которое при благоприятных условиях он мог бы «переварить» и легко забыть, в ситуации хронического стресса надолго запоминается и беспокоит в течение многих лет. Такой стресс может быть связан с конфликтной атмосферой в семье, в детском саду или в школе.

Лекарство для храбрости

Избавление от страха можно сравнить с долгим процессом лечения, в котором спешка и неправильно подобранная дозировка препаратов могут нанести вред. Что потребуется ребенку, чтобы он перестал бояться?

Психологическая поддержка. Каким бы нелепым ни был страх сына или дочки, не высмеивай его, не убеждай в том, что бояться стыдно, потому что «он уже большой». Поддерживай ребенка в буквальном смысле: держи за руку, обнимай. Доказано: тактильный контакт с родителями снижает детскую тревожность. Скажи, что если он испугается, ты сразу примешь меры: придешь в комнату, включишь свет, заглянешь в шкаф. Скорее всего, сын или дочка начнет звать тебя по десять раз за ночь. Но этот период нужно пережить.

Информирование. Подробно расскажи ребенку о том, чего/кого он боится. Так, если он думает, что за ним придет «серенький волчок», расскажи о повадках настоящих волков. Оказывается, они сами боятся шума города и не могут залезть на пятый этаж. Изучите вместе энциклопедию о животных. Можно обратиться к «магическому», а не рациональному мышлению. Покажи пузырек с волшебной жидкостью, которая отпугивает волков. Повесь на дверь комнаты табличку «Охраняется зоополицией», чтобы хищники не вошли.

Привыкание. Постепенно приучай ребенка переносить пугающее воздействие. Например, если он опасается собак, дай ему возможность сначала погладить хорошо знакомую маленькую собачку, затем вместе постойте рядом с псом побольше. Посмотрите фильмы и мультики про собак: «Бетховен», «Умная собачка Соня». Иногда, когда ребенку страшно, можно подсластить «пилюлю», совместить с чем-то приятным. Если сын или дочка побаивается летать на самолетах, купи перед полетом новую игрушку, книжку, электронную игру.

Оценка плюсов и минусов. Когда ребенок не может решиться на какой-то поступок, он представляет себе лишь его негативные последствия. («Вот пойду в бассейн — и захлебнусь»). А ты обрати его внимание на плюсы, запиши их для наглядности или нарисуй. Важно, чтобы у плюсов был явный перевес. Вместе помечтайте о том, как будет здорово, если страх останется позади: «Представляешь, когда ты будешь плавать без нарукавников, то сможешь нырять и разглядывать подводный мир!». При этом важно не давить на ребенка и дать ему время собраться с силами.

Мария Баулина, психолог

Воспитать или запугать?

Взрослые провоцируют появление страхов, когда — «в воспитательных целях» — начинают запугивать ребенка. «Не будешь слушаться, полицейский заберет», «Не заглядывай в подвал — домовой схватит». Метод вредный: он удобен для взрослого здесь и сейчас, но никак не помогает детям усвоить правила поведения. А у впечатлительных малышей вызывает страхи. Этим чаще грешит старшее поколение — если услышала что-то подобное от бабушки, няни, сразу пресекай.

Комментарий эксперта

Елена Жатько, практикующий психолог, кандидат психологических наук, специалист Центра душевного здоровья «Альтер»:

В арт-терапии есть несколько техник, позволяющих ребенку справиться со страхом. Ребенка просят в деталях изобразить свой страх. А затем предлагают пририсовать ему смешные «аксессуары»: ослиные уши, свиной пятачок, колпак клоуна и т.д. Таким образом, с помощью высмеивания, страх обесценивается, перестает быть чем-то значимым.

1 Можно сделать и так: предложи нарисовать защитника — того, кто смог бы победить монстров. Этот способ хорош, когда ребенок очень боится рисовать сам страх. Рисунок защитника стоит выполнять на листе крупного формата — А3 и даже больше.

2 А можно изобразить безопасное место, где ребенок будет жить. Помоги ему продумать детали: на картине надо нарисовать главного героя, дом, где он будет жить, и добрых персонажей, которые станут о нем заботиться и играть с ним. А вот страхам там места нет.

3 И, наконец, страх можно лепить из глины. А потом легко размять и раздавить — и вылепить что-то новое и хорошее.

Как победить детские страхи? Советы психолога

Дети, будучи более впечатлительными и восприимчивыми к любым изменениям, остро, а порой болезненно реагируют на новую обстановку, боятся неизведанного. Что вызывает детские страхи и как с ними бороться?

Причины детских страхов

Страхи в детском возрасте возникают по разным причинам. Дети боятся окружающей среды, посторонних людей, темноты, кошмарных снов. Чуть позже эти страхи меняются на боязнь школы, болезни, смерти. Большая часть детских страхов – внушенная. Это значит, что страх детям внушают сами родители, которые в их присутствии говорят о несчастных происшествиях, убийствах, смерти.

Выделяют другие причины фобий, обусловленных окружающей средой и семейной атмосферой:

Как победить детские страхи?

Чаще всего детские страхи со временем проходят. Именно от родителей зависит как скоро и безболезненно ребенок его преодолеет. Родители должны адекватно реагировать на любое проявление испуга ребенка. Нельзя его ругать за любой, даже глупый с вашей точки зрения, страх. Нужно установить контакт с ребенком и разговорить его. Следует показать, что Вы неравнодушны и хотите помочь. Для этого можно использовать следующие приемы:

  • Рисование или лепка из пластилина. Изображая свой страх на бумаге или вылепливая его из пластилина, ребенок в процессе работы «выплескивает» негативные эмоции и «очищает» сознание от страха.
  • Игра. Ребенок должен больше двигаться, принимать активное участие в играх, спортивных мероприятиях. Игры помогают снять скованность и тормозные реакции ребенка в незнакомой ситуации и почувствовать уверенность.
  • Создание теплой атмосферы перед сном. Можно почитать или придумать сказку со счастливым концом, где герой преодолевает свой страх. Или сделайте вместе с малышом «талисман» на ночь (мягкая игрушка, фигурка), который защитит его сон.

Если самостоятельно победить детские страхи не получается, воспользуйтесь помощью специалиста. В нашем центре можно заказать консультацию для родителей, на которой психолог подскажет, как бороться с детскими страхами.

Страхи у детей и борьба с ними

Когда ребенок только рождается, ему незнакомо понятие страха. Но вот вы замечаете, что ваш малыш боится один зайти в темную комнату или один выйти вечером на улицу. Вы понимаете, что у ребенка развивается страх – своеобразное чувство беспокойства, переживания или тревоги, которое характеризуется изменениями эмоционального фона. У него может учащаться сердцебиение, нарушаться ритм дыхания, усиливаться мышечное напряжение. Страх – это ответная реакция ребенка на внешнюю угрозу — реальную и/или придуманную.

Диагностика детских страхов проводится специалистами в этой области: психологами, психиатрами или психотерапевтами посредством бесед, тестов и опросных листов. На основе результатов исследований подбираются адекватные методы лечения.

Что лежит в основе страха ребенка

Страх – это способ самосохранения. В отличие от взрослых страхов в основе детских не всегда лежит реальная угроза.

Они развиваются на базе полученной детьми информации, дорисовываются богатым и впечатлительным детским воображением и у большинства детей проходят самостоятельно. Но, как и в любом правиле, в вопросах детских страхов также имеется небольшой процент исключений, случаев, когда обычные страхи перерастают в фобии, требующие специального лечения. У девочек фобии развиваются чаще, чем у мальчиков. Факторами, способствующими развитию страха у детей, являются их одиночество в семье, ограничение в общении с ровесниками.

Более подвержены развитию тревожных состояний те дети, которые обладают яркой фантазией, впечатлительностью, высокой доверчивостью. Часто развитию страхов способствуют воспитание, нестабильные отношения ребенка с родителями.

Среди причин детских страхов выделяют следующие:

  1. Психоэмоциональные травмы, пережитые ребенком в раннем возрасте. Именно они чаще всего перерастают в фобии и с трудом поддаются лечению. Примером таких случаев является боязнь собак после укуса.
  2. Родительские запугивания с целью предотвратить асоциальное поведение ребенка. Например, «будешь плакать – придет злой дядька и заберет тебя».
  3. Патологическое беспокойство самих родителей по каждому поводу. Бесконечные запреты и установки на неудачи развивают в ребенке чувство постоянной тревоги, которая перерастает в страх.
  4. Агрессивное поведение родителей, направленное на унижение чувства детского достоинства, демонстрация доминирования родителя над ребенком формируют сложные страхи и боязнь своих родных.
  5. Фильмы ужасов или жестокие компьютерные игры со сценами насилия тоже развивают у ребенка страх повторения увиденных ситуаций.
  6. Наличие определенного психологического заболевания также может выражаться в развитии у детей страхов. Определить вид заболевания и назначить лечение возможно только после обследования ребенка профессиональными специалистами.

Механизм появления и развития страхов

Первые страхи возникают у детей в два-три года, когда они начинают фантазировать, придумывать и воображать что-то необычное после осмысления внешней информации. Пик фантазирования достигается в дошкольном и младшем школьном возрасте. Чем более впечатлителен ребенок, тем более разнообразны и необычны его страхи. Поскольку в своем юном возрасте ребенок еще не способен анализировать причины страха и свою реакцию, это приводит к закреплению и поддержанию страха. С возрастом ситуации, которые способствуют развитию страха, меняются, как и сферы жизни самого ребенка: от страха остаться без мамы в младенчестве — до социальных страхов в школьном возрасте.

Виды страхов у детей

Страхи детей подразделяются на социальные и природные. Первые формируются в процессе межличностного общения ребенка с окружающими, вторые связаны с природным чувством самосохранения.

По природе возникновения детские страхи также делятся:

  • на особо ценные, которые являются порождением детской фантазии и приобретают для ребенка особую важность;
  • навязчивые, которые возникли в результате определенной жизненной ситуации (страх замкнутого пространства) и легко перерастают в панику;
  • бредовые, которые логически не поддаются объяснению.

Обратите внимание!

Симптомами появления страхов у новорожденных являются вздрагивания ручек и ножек, беспокойство и беспричинный плач. Спровоцировать страхи в таком маленьком возрасте способны резкие движения, громкие звуки, яркое освещение. К полугоду у ребенка возрастает чувство привязанности к маме — ее потеря из виду на продолжительное время также вызывает тревогу и беспокойство. Становясь старше, ребенок начинает бояться незнакомых людей, высоты, резких звуков, одиночества.
После двух лет свои страхи ребенок связывает с отдельными объектами: агрессивными животными, машинами, двигающимися с большой скоростью, огнем.

В период «кризиса трех лет» у ребенка появляется страх быть наказанным за совершенный проступок, возникает боязнь того, что он не любим своими родителями.

У дошкольников под действием сказок и фантастических комиксов возникает боязнь волшебных, несуществующих животных и существ, троллей и привидений. Школьники и подростки боятся выступать перед аудиторией, получить неудовлетворительную оценку, боятся подвергнуться критике, осуждению, быть осмеянными. Также дети подросткового возраста могут начать бояться разных катастроф и аварий, пожаров и наводнений.

На фоне страха ребенок теряет покой, становится раздражительным, у него пропадает аппетит и сон, ухудшается общее состояние здоровья.

Если ребенку вовремя не оказать психологическую поддержку, страхи перерастут в фобии, навязчивые идеи и психологические расстройства.

Как выявить наличие страха у ребенка.

Непроходящие детские страхи вынуждают родителей обращаться за профессиональной помощью к врачам. Диагностика начинается с доверительной беседы с ребенком с целью выявления причин, вызывающих тревогу и беспокойство.

Другими методами обследования ребенка являются специализированные возрастные опросники, тесты рисунков, сказки для диагностики ситуаций и другие психологические тесты.

Лечим детские страхи

Для того чтобы справиться со своими страхами, ребенку нужно почувствовать себя в безопасности, ощутить спокойствие и домашний уют. С этой целью психологи и психотерапевты работают не только с самим ребенком, но и с родителями, обучая их методам воспитания тревожного ребенка, способам эффективного взаимодействия, организации правильного отдыха и общения.

Индивидуально проводятся занятия по психоанализу и творческие мастерские для визуализации детского страха и уничтожения его в буквальном смысле.

При более глубоких психологических нарушениях используется медикаментозное лечение, пока не будет достигнут видимый эффект. Любое лечение проводится под наблюдением врача по строго прописанному рецепту. Коррекцией лечения, назначением дополнительных средств и определением продолжительности их приема также занимается лечащий врач.

Со временем у ребенка проходят страхи. Главное внимательно относиться к его психологическому и эмоциональному развитию, любить свое чадо, заботиться о нем, относиться к нему как к равному, правильно организовывать его досуг, делая выбор в пользу активного отдыха и творческого развития.

«Что делать, если у ребенка есть чувство страха?». Советы психолога родителям

Ткачева Татьяна
«Что делать, если у ребенка есть чувство страха?». Советы психолога родителям

СТРАНИЧКА ПСИХОЛОГА.

Детские страхи.

Каждый второй ребенок в том или ином возрасте испытывает страхи. Наиболее часто этому подвержены дети от двух до девяти лет. В этом возрасте ребенок уже многое видит и знает, но еще не все понимает, необузданная детская фантазия еще не сдерживается реальными представлениями о мире. Как и другие эмоциональные расстройства в этом возрасте, страхи скорее говорят о некотором преувеличении нормы в процессе развития, чем о чем-то аномальном.

Страх играет важную роль в процессе приспособления ребенка к его окружению. Чрезмерное оберегание формирует в нем впечатление, что он сам необыкновенно маленькое, слабое существо, а окружающий мир полон опасностей.

Также появлению чувства страха способствует и неуверенное, слишком уступчивое и нерешительное взрослое окружение, не обеспечивающее условий для развития у ребенка чувства достаточной защищенности.

Ребенок, ожидающий, что окружение должно его обезопасить, очень плохо переносит неопределенные ситуации, и при этом у него возникает ощущение опасности. Страх может быть позитивной эмоцией, если он:

Мобилизует силы ребенка для активной деятельности;

Выступает регулятором агрессивности и служит утверждением социального порядка;

Сдерживает проявления первичной биологической агрессии (страх перед наказанием);

Способствует запоминанию опасных или неприятных событий, чтобы впоследствии их избежать;

Обостряет все органы чувств, что позволяет видеть или даже чувствовать мельчайшие признаки опасности.

Однако страх может держать ребенка в постоянном напряжении, порождать неуверенность в себе, сковывать, а в выраженных случаях буквально парализовать активность; при длительном действии приобретать затяжной невротический характер.

Психологи делят страхи на две категории – возрастные и невротические.

Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных дошкольников как отражение особенностей их психического и личностного развития. Причины возникновения таких страхов:

Наличие страхов у родных, большая часть которых передается неосознанно, (однако есть и внушаемые страхи: Баба Яга, гуси-лебеди и другие персонажи, которыми родители обычно запугивают детей, чтобы добиться послушания);

Тревожность в общении с ребенком;

Чрезмерное оберегание от опасности;

Большое количество запретов;

Многочисленные нереализуемые угрозы взрослых;

Психологическая травма: испуг, шок;

Нервно-психические перегрузки матери как следствие вынужденной подмены семейных ролей;

Конфликтные ситуации в семье и т. д.

Невротические страхи являются результатом длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений – нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. При неврозах дети значительно чаще испытывают страхи перед одиночеством, темнотой и животными. Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной самооценки, психологической защиты.

Чтобы помочь ребенку преодолеть страх, родителям необходимо понять, что за ним кроется. Надо присмотреться к ребенку, к себе, к ситуации в доме в целом. Следует критически осмыслить свои требования к ребенку, обратив внимание на то, не превышают ли родительские запросы реальные возможности ребенка, не слишком ли часто он оказывается в ситуации «тотального неуспеха». Родители должны всеми силами повысить чувство уверенности ребенка в себе, показать, как он силен, что может, приложив усилия, справиться с любой трудностью.

Если этого не делать, существующие у ребенка страхи дадут реальную пищу для его фантазий, которые со временем начнут действовать против него. Страхи увеличатся, станут более яркими и агрессивными, приведут к поведенческим нарушениям, что будет затруднять жизнь ребенку в окружении взрослых и сверстников, создаст проблемы в межличностном общении.

Советы родителям:

«Что делать, если у ребенка есть чувство страха

В семье родителям необходимо поддерживать благоприятную атмосферу, не выяснять в присутствии ребенка отношения с другими членами семьи.

В условиях домашней обстановки важно обеспечить ребенку безопасную среду, соблюдать режим, находить время для общения с ним.

Если у ребенка появляются страхи, то надо попытаться разными способами помочь ему их выразить. Для этого можно поговорить о них, нарисовать их, а потом уничтожить, разорвать, выбросить, посадить под замок и т. п.

Если ребенок испытывает страхи, необходимо быть особенно внимательными к нему, стараться поддерживать его в трудную минуту.

Полезно читать книжки или сочинять истории, в которых говорится о том, как герои преодолевают трудности и избегают опасностей.

Для позитивного самоощущения ребенка, особенно перед сном, можно придумать «ритуал прощания», который необходимо постоянно поддерживать. Это может быть чтение художественной литературы, придумывание сказок, отгадывание загадок, общий расслабляющий массаж тела и т. п.

Эффективным приемом в коррекции страхов является поддержка ребенка словами: «Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда сможешь позвать меня».

Ни при каких обстоятельствах нельзя стыдить ребенка за его испытываемый страх.

Необходимо контролировать, какие мультфильмы и телевизионные программы смотрит ребенок, в какие компьютерные игры он играет. Старайтесь не допускать просмотра передач, в которых есть сцены насилия.

Если у ребенка что-то не получается, не следует его ругать. Нужно попробовать сделать это совместно, учитывая его возможности.

В условиях семьи надо использовать единые требования в вопросах поощрения и наказания, быть последовательными в воспитании.

«Искусствотерапия» Искусство лечит. Творчество_такая же врожденная потребность,как еда и сон. Рисуя,дети избавляются от того. что их мучает,пугает:навязчивых.

Перспективный план работы с родителям (средняя группа) №п/п Сентябрь 1. Родительское собрание «Начало путешествий в страну знаний». Обсуждение единой системы требований в детском.

Зачем ребенку бояться. Интервью с Юлией Гиппенрейтер

С одной стороны медали — известная страсть детворы к ужастикам. Рассказывать страшилки в темной комнате — одно из любимых развлечений. С другой стороны — беспричинные детские страхи, которые портят жизнь многим детям и родителям. Как соблюсти баланс между двумя этими явлениями, нужно ли допускать, чтобы ребенок боялся и зачем это нужно. Об этом в одном из интервью рассказала популярный и мудрый психолог Юлия Гиппенрейтер.

Часто спрашивают, нужно ли допускать до сознания ребенка страшные, жесткие или даже жестокие вещи, и в какой мере это нужно. Думаю, никому не придет в голову держать ребенка на ужастиках всё время. Но изолировать ребенка от всего негативного – неправильно. Бывает, что дети переживают острые и страшные вещи, видят в снах чудовищ, которые за ними гонятся. А воспитывают их при этом бережно, мягко.

Я как-то была в доме женщины, у которой двухлетняя девочка всё время просыпалась и кричала от страха по ночам. Я говорю: «Покажите книжечки, которые вы рассматриваете и читаете». И мать показывает разных животных: это бабочка, это коровка, а динозавра (резко захлопывает страницу) мы пропускаем, потому что она пугается и кричит. А потом, оказывается, и в жизни: грузовик грохочет за окном – девочка пугается, в панике кричит, а мать ее внимание отвлекает, уговаривает. Что делать в такой ситуации?

Я ей посоветовала слушать ребенка и хотя бы сказать ей: «Тебе страшно». Она мне отвечает, как же так, зачем усиливать? Но это не усиление, а подстройка к ребенку, сообщение, что вы его услышали. А так она не доверяет матери! Мать всё время чего-то прячет, девочка подглядывает, видит, что мир страшный, а мама говорит: «Всё хорошо. Не пугайся!»

Мама попробовала так сделать – и получила результат. «Знаете, – рассказывает, – дочка стоит в кроватке, за окном трактор заработал, она так сжалась… А я ей говорю: “Трактор р-р-р, и тебе страшно!” Я ей показала, как звучит трактор, и она теперь сама рычит вместе с ним и больше его не боится». Смотрите: мама признала ее страх и озвучила его, но в маминой передаче это «р-р-р» уже не так страшно.

Мы не собираемся воспитывать детей в страхах, но нельзя прятать их от жизни. Пугающие обстоятельства жизни нужно осваивать вместе с ними! Детям нужно переживать страхи, и они даже тянутся к этим переживаниям! Это заложено в природе эмоций.

Мы интуитивно начинаем помогать детям с годовалого возраста: «Идет коза рогатая за малыми ребятами!» Ребенок напрягается, боится, и в то же время смотрит на вас – опасно это или нет? Ты его держишь на грани «страшно – не страшно». Это архетипы, филогенетические чувства опасности, и дети учатся с нашей помощью их осваивать и преодолевать.

В общем, короткий ответ на ваш вопрос такой: дозируйте, но не отстраняйте.

Знакомство ребенка с пугающими явлениями заложено в нашей культуре. Вспомните сказки: Мальчик-с-пальчик с людоедом, Баба Яга. Здесь надо различать: есть производители, которые в целях наживы делают ужастики и размножают их, ориентируются на «выход на рынок». Они эксплуатируют тягу ребенка к страшненькому и часто перебарщивают. Это же выгодно – заработать на тяге ребенка не только к пушистому, изящному, мягкому, но и к страшному.

Производитель играет на двух вещах. Во-первых – приблизиться на то расстояние, где уже страшно, но еще можно вытерпеть. Это приглашение, вызов. Так называемый челлендж! Во-вторых, страшное помогает выразить себя: и агрессию, и смущение, и дискомфорт.

Ребенок может не только бояться чудища, но и играть в него, «стать чудищем» и рычать, пугать. Если какой-то ребенок тянется к искусственным ужастикам, нужно смотреть, в каком состоянии он находится. Может быть, ему они нужны, чтобы он смог выразить свою агрессию. Однако одновременно с ним нужно обязательно беседовать и сочувственно слушать.

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять