Угрызения совести

Сегодня предлагаем обсудить тему: "угрызения совести". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Как избавиться от угрызений совести

Святых людей не бывает, каждый из нас совершал какие-либо поступки, за которые становилось стыдно, и угрызения совести начинали грызть нашу душу. Кто-то старается не думать о сделанном или сказанном, а кому-то терзания души мешают жить привычной жизнью, нарушается сон и покой, и человек постоянно находится в подавленном или депрессивном состоянии.

Кончено, голос совести имеет и положительную сторону- это значит, что Ваши моральные принципы контролируют Ваше поведение. Избавление от чувства вины, не означает, что Вы станете аморальным или беспринципным и Вам будет все равно, если поступите неправильно. Главное- определить для себя четкую грань что делать можно, а что нельзя. Постоянно жить с чувством вины очень тяжело, и чтобы заново радоваться жизни, необходимо избавиться от угрызений совести.

Как избавиться от угрызений совести

Для начала научитесь «прислушиваться» к своей совести, она начинает Вас тревожить еще до совершения какого-либо необдуманного действия. Поэтому сначала подумайте, потом прислушайтесь к своей совести и только после этого делайте задуманное.

Проанализируйте свой поступок, за который Вам стыдно, или Вы не знаете, правильно ли поступили. Постарайтесь логично оправдать свое действие, возможно, Вы не виноваты в той ситуации, Вас могли спровоцировать и Вы вынужденно «защищались».

Не стоит также зацикливаться на мелочах, вполне допустимо, что все участники конфликта уже давно все забыли и не придают ему никакого значения, а Вы понапрасну себя терзаете днями и ночами. Поэтому, если Ваш поступок был приемлемым и необходимым в конкретной сложившейся ситуации, то Вы поступили правильно.

Как избавиться от угрызений совести

Если Вы обидели другого человека словами или неправильным поступком- попросите у него прощения. Для многих людей извиняться- очень сложный шаг. Нужно переступить через свою гордость, а главное, признать свою ошибку. Но, попросив прощения, Вы избавитесь от груза обид и чувства вины, зная, что на Вас никто не обижается.

После этого, попросите прощения у самого себя. Это тоже для многих людей большая проблема, потому что сидящий внутри нас «маленький ребенок» привык чувствовать себя виноватым. Для этого, вспомните похожие случаи, произошедшие с Вашими близкими или друзьями, и дайте им свою оценку. Поняв, что их поступок Вы оправдываете и понимаете, Вы убедитесь, что и окружающие также смогут понять и простить Вас в аналогичной ситуации.

Вам необходимо понять, что прошлое уже все равно не изменить, можно изменить только Ваше отношение к совершенному поступку. Главное- сделать выводы и не совершать в будущем похожих ошибок.

Как избавиться от угрызений совести

Людям, верующим в Бога лучше сходить в церковь, на исповедь. Для них это станет лучшим искуплением грехов.

Тем же, кто некрещеный, можно обратиться за помощью к психологам. Они помогут разобраться в перипетиях Вашей души, возможно, найдут причины, по которым Вы совершили плохой поступок или дадут разумное объяснение всему случившемуся.

Также, психологи советуют провести «обряд самоочищения». Для этого встаньте под душ и с помощью мочалки и воды смойте с себя весь негатив, представляя его в виде грязи на своем теле. После чего нанесите крем, масло или увлажняющее молочко, чтобы все плохое с Вас соскальзывало и не приставало. Такой ритуал должен расслабить Вас психологически и поспособствовать крепкому и здоровому сну.

Совесть необходима человеку для самосовершенствования, движения вперед. Сделайте правильные выводы и направьте угрызения совести в конструктивное русло, не позволяйте чувству вины разрушать Вашу самооценку и личность в целом.

Совет 1: Как избавиться от угрызений совести

  • Как избавиться от угрызений совести
  • Как перестать переедать
  • Как преодолеть чувство вины

Совет 2 : Почему мучает совесть

Содержание статьи

Нет двух людей с одинаковыми ощущениями, совесть у каждого своя, и хотя реагировать она может на сходные ситуации, но каждый по-разному переживает ее проявление. Некоторые люди с детства учатся игнорировать это ощущение. Его нельзя убрать полностью, но сделать малозаметным под силу каждому.

Как формируется совесть

В детстве родители и ближнее окружение начинают воспитывать малыша. Они показывают своим примером и говорят словами правила, которые необходимо выполнять. Этих установок очень много, и их необходимо помнить. Сначала мама делает напоминания о том, как себя вести, но через несколько лет человек сам начинает себе давать указания, подчеркивая, что поведение неверное. Например, взрослые учили, что обманывать не хорошо. Велика вероятность, что потом человек будет испытывать чувство дискомфорта, когда будет это делать.

Семья у каждого своя, и принципы воспитания отличаются. Для одних приемлемо что-то, для других это под запретом. И набор табу как раз и формирует совесть. Чем больше было «нельзя» в детстве, тем сложнее человеку жить в мире, так как внутренний голос постоянно заставляет сомневаться в правильности принятого решения, в честности поступков. И если не сделать ревизию, не убрать многие установки, жизнь будет казаться ужасной.

Совесть формируется на базе чувства вины. Если вдруг сделано что-то не так, если поведение не соответствует детским рамкам, внутри возникает ощущение вины. Человек начинает себя ругать за поступок, возникает желание все исправить, сделать по-хорошему. Есть люди, которые очень успешно пользуются этим ощущением у других, манипулируют окружающими.

Как изменить совесть

Если чувство вины и стыда возникает очень часто, стоит его уменьшить. Нужно понять, что детские правила не действуют во взрослом мире. Ложь, недоговаривание, частичная правда присутствуют в жизни, и если для ребенка это ужасно, для взрослого иногда необходимо. Нужно просто увидеть эти рамки, осознать их и больше не использовать.

Ограничения поведения может снять психолог. Он будет искать установки, которые были заложены в детстве и вносить в них корректировку. Это потребует проведения нескольких сеансов, но после них жизнь станет гораздо проще.

Мешающие стереотипы можно убирать и самостоятельно с помощью специальных программ. Сегодня в интернете можно узнать подробности работы с BSFF или принципы рефрейминга. Это методы взаимодействия с подсознанием, которые дают возможность внести желаемые корректировки в поведение.

Угрызения совести

Угрызения совести были всегда любимой темой для поэтического изображения (например, «Макбет» Шекспира).

Угрызения нашей совести прямо пропорциональны добродетелям, которые в нас еще живы, а не нашим порокам.

Что такое суд совести в его предельном проявлении, замечательно выразил Варлам Шаламов:

Границе совести моей.

Кровавый след зальет страницы,

Что так тревожили друзей.

Испытывать угрызения совести можно из-за совершенного поступка, а можно из-за мысли, что характерно для взрослой развитой личности. Однако до этого уровня доходят не все.

Однажды Франциск Ассизский подменял отца в лавке, в нее вошел нищий и попросил милостыню «из любви к Господу». А Франциск в это время перекладывал товар и недобро ответил: «Бог подаст». Но когда нищий ушел, Франциска как громом поразила мысль, что если бы у него попросили сейчас не черствый кусок или медный грошик за ради бога, но штуку сукна или кошель золотых для какого-нибудь графа или барона, он бы нипочем не отказал! А бедняку отказал в хлебе насущном. С тех пор, гласит житие, он отдавал нищим, коли встретит, все, что было в карманах, а когда денег не оказывалось, снимал с себя одежду и отдавал ее.

Памятные книжные даты, 1982. С. 129–130.

Угрызения совести могут быть различной интенсивности. Например, терзания совести у Л. Н. Толстого были столь велики, что разрушали его жизнь, отношения с семьей, близкими людьми. Зеньковский называл это нравственным самораспятием, настоящей тиранией духовного начала.

Читайте так же:  Деньги любят сильных людей 10 психологических причин бедности

Мера переживаний зависит от характера поступка и уровня сознательности человека, от его способности и привычки справедливо и критично оценивать собственное поведение и поведение других.

Угрызение совести — это больной зуб, растущий из самой глубины отчаявшегося сердца.

Часто угрызения совести связаны с ложью, обманом, особенно в тех случаях, когда ложь не дозволена, когда была достигнута предварительная договоренность не лгать друг другу. В этом случае жертва доверяется лжецу, не предполагая, что ее водят за нос. Лжецы гораздо меньше испытывают угрызений совести, когда объекты их обмана безличны или незнакомы. Когда жертва обмана анонимна, гораздо легче потворствовать всякого рода фантазиям, уменьшающим собственную вину, например, представлять, что ей это совсем не повредит и, возможно, никто даже ничего и не обнаружит, или еще того лучше — что она сама этого заслужила или сама хочет быть обманутой.

Взаимозависимость угрызений совести и боязни разоблачения далеко не однозначна. Боязнь разоблачения бывает весьма сильной и при очень слабых угрызениях совести. Когда обман санкционирован, угрызения совести, как правило, невелики, однако санкционированность обмана обычно повышает боязнь разоблачения. При этом, однако, те же самые факторы, которые усиливают угрызения совести, могут уменьшать боязнь разоблачения. Лжец может чувствовать себя виноватым, вводя в заблуждение доверчивую жертву, но у него не будет особых оснований бояться, что его разоблачат, поскольку сама жертва даже не допускает мысли об этом. Конечно, можно и страдать от мучений совести и одновременно очень бояться быть пойманным или же почти не чувствовать ни того ни другого — все это зависит от конкретной ситуации, а также от личности лжеца и жертвы.

Притча «Осколки в сердце»

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла и пошел себе дальше.

Прошло тридцать лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение — все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

— Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло? Это был я. Прости меня, — сказал человек.

— Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце тридцать лет, — ответил слепой.

Как ни странно, но некоторым людям нравится испытывать угрызения совести. Порой они даже специально лгут для того, чтобы таким образом помучиться.

Угрызения совести усиливаются в тех случаях, когда:

• жертву обманывают против ее воли;

• обман очень эгоистичен, жертва не извлекает никакой выгоды из обмана, а теряет столько же или даже больше, чем лжец приобретает;

• обман не дозволен, и ситуация предполагает честность;

• лжец давно не практиковался в обмане;

• лжец и жертва придерживаются одних и тех же социальных ценностей;

• лжец лично знаком с жертвой;

• жертву трудно обвинить в негативных качествах или излишней доверчивости;

• у жертвы есть причина предполагать обман или, наоборот, лжец сам не хотел бы быть обманут.

Для угрызений совести не нужна публика, в этом случае человек сам себе судья. Такого рода переживания отражены в стихах Оксаны Чиповской «Совесть» и Евгения Евтушенко «Муки совести».

Моральным результатом этих переживаний является раскаяние , нравственный смысл которого — гармонизация отношений между долгом и совестью.

Чтобы до конца жизни не испытывать мук совести за то, что мог бы что-то сделать, предпринять, а забыл, не успел, не придал значения и т. д., что часто случается после смерти родителей, людям надо вовремя выполнять все свои земные обязанности, свой долг перед другими.

УГРЫЗЕНИЕ СОВЕСТИ

Диавольское же искушение вначале сладко, а после краткого услаждения неминуемо бывает горькое угрызение совести, которое начинается здесь и продолжается в вечных нескончаемых муках.

Апостол Павел

Если же друг друга угрызаете и съедаете.

Весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя». Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом (Гал.5:14,15).

[2]

Преподобный Иоанн Лествичник

(О попечительном и действительном покаянии и также о житии святых осужденников, и о темнице)

И от угрызения совести не знали, что сказать

Иные стояли на молитве, связавши себе руки назади, как преступники; печальные лица их были преклонены к земле; они считали себя недостойными взирать на небо; от недостоинства помыслов и от угрызения совести не знали, что сказать, и как проговорить, какие молитвы вознести к Богу, как и откуда начать моление, но только душу немотствующую и ум безгласный представляли Богу и были исполнены мрака и как бы тонкого отчаяния. Другие сидели на земле во вретище и пепле, лицо скрывали между коленями и челом ударяли о землю. Иные непрестанно били себя в грудь, воззывая прежнее состояние души своей и невинность своей жизни. Иные из них омочали землю слезами, а другие, не имея слез, били сами себя. Иные рыдали о душах своих, как о мертвецах, будучи не в силах переносить сердечной туги; другие же, рыдая в сердце, глас рыдания удерживали в устах, а иногда, когда уже не могли терпеть, внезапно вопияли.

Иное есть сокрушенное смирение кающихся, а другое угрызение совести

Иное есть сокрушенное смирение кающихся, а другое угрызение совести еще падающих в свой грех, и иное блаженное богатство смирения, посещающее совершенных чрез воздействие Божие. Признак второго (рода смирения) – совершенное терпение бесчестия. – Прежняя привычка тиранит часто и плачущих (о ней). И не дивись сему. От чего и как бывают падения, – темно и совершенно непостижимо для души, какие из них случаются по причине нерадения, какие по причине домостроительного оставления, какие по причине отвращения Божия. Некто впрочем поведал мне, что в падениях, случающихся с нами по домостроительству, сподобляемся мы скорого от них возвращения; потому что Предающий нас им не дозволяет долго держать нас демону печали.

(Беседы на пророка Исаию)

Угрызение совести может омрачить свет сердца

Кто ходит во мраке, без света, по причине, говорит, неведения и неправых дел, о чем говорил и Соломон: путь же беззаконных — как тьма; они не знают, обо что споткнутся (Притч.4:19); стезя праведных — как светило лучезарное (Притч.4:18). Почему пророк прибавляет: без света? Ясно, что те, которые ходят во тьме, не находятся во свете. Однако иногда может быть виден свет ходящим и во тьме, если кто зажжет свет, лампаду или факел. Но они, ходя во тьме, не имеют никакого света, для того, чтобы отогнать тьму. И пророк сказал не только, что они не отгонят тьму, но что они никогда не сделают этого: угрызение совести может омрачить свет сердца. Да уповает на имя Господа. Симмах и Феодотион говорят: будьте уверены. И да утверждается в Боге своем: велика помощь у того, кто надеется на Бога. Каким же образом возможно кому-либо надеяться и полагаться на имя Господне, когда существует столько препятствий? Устраняя всякие препятствия, мы будем надеется только на Него.

Читайте так же:  Виктимность что это, причины, лечение

Угрызения совести возмущают наш покой.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Преподобный Петр Дамаскин

Как я перенесу обличение и… угрызение совести

Увы мне! как я перенесу обличение и негодование страшного и неподкупного Судии, стечение бесчисленного множества Ангелов, требование отчета, со страшною угрозою, приговор неизменный, непрестанный плач, бесполезные слезы, неосвещаемую тьму, червь неусыпающий, неугасимый огонь и многообразные муки, отпадение от Царства и разлучение со святыми, удаление от Ангелов, отчуждение от Бога, лишение надежды, вечную смерть, страх, болезнь, печаль и стыд, угрызение совести. Увы мне, грешному! Что я пострадал! Зачем так страшно погибаю! Еще имею время для покаяния. Владыка призывает меня, а я откладываю! Доколе, душа моя, пребываешь в согрешениях, доколе откладываешь покаяние? Приведи себе на ум будущий суд, воззови ко Христу Богу: «Сердцеведец! согрешил я, прежде нежели осудишь меня, помилуй меня! В страшное пришествие Твое, Христе, да не услышим: не вем вас (Лк. 13:25), ибо упование возложили мы на Тебя, Спаситель, хотя и не сохранили Твоих повелений, по нерадению нашему, но молим: помилуй души наши»!

После краткого услаждения неминуемо бывает горькое угрызение совести

Бог искушает любимого раба Своего, попуская ему скорби и печали (заботы), желая очистить его согрешения (от них никто не свободен), и сделать его подобно золоту, очищенному в огне чистым, достойным небесных благ. Так премудрый о праведниках говорит: «Бог искуси их, и обрете их достойны Себе, яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодную жертву преят их» (Премудр. 3:5.6). Диавол же искушает человека не для очищения от грехов, а для того, чтобы ввергнуть его в большие греховные скверны, сделать мерзким Богу и недостойным Небесного Царствия. Бог, искушая человека, хочет спасти его, диавол — погубить. Бог искушенному, испытанному от Него приготовляет венец (славы в Царствии Небесном); диавол же принявшему искушение на грех готовит муки. Божие искушение сначала бывает неприятно, прискорбно, но в будущей жизни доставляет наслаждение вечными благами (хотя и здесь, на земле, человек бывает не без благодатного утешения Святого Духа). Диавольское же искушение вначале сладко, а после краткого услаждения неминуемо бывает горькое угрызение совести, которое начинается здесь и продолжается в вечных нескончаемых муках. Итак, одно есть искушение (испытание) Божие, другое искушение диавольское.

Святитель Феофан Затворник

(Толкование на некоторые псалмы)

Взыскание исторгается из сердца, когда не подсекает угрызение совести

«Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага».

Завершает святой Пророк лествицу расположений, привлекающих Божий покров взысканием Господа. Взыскание Господа есть выражение упования на Бога. В нужде тотчас ищут того, в ком имеют опору. Кто на Боге опирается упованием, тот Его и взыскивает. Сие взыскание невольно исторгается из уповающего сердца, когда не подсекает угрызение совести. Взыскание, возникающее в сердце, дошедшем до упования чрез вкушение благости Божией, воодушевляется дерзновением от богоугодной и богобоязненной жизни. Почему о нем тотчас и поминает Пророк, после того, как только что внушил — иметь совершенный страх Божий, трудами доброделания свидетельствуемый.

Преподобный Варсонофий Оптинский

Угрызения совести будут, но будут мучения и для тела

Мы слишком отвлеченно думаем об адских муках, вследствие чего и забываем о них. В миру совершенно забыли о них. Диавол всем нам внушил, что ни его (т. е. диавола), ни адских мук не существует. А святые отцы учат, что обручение геенне, все равно как и блаженства, начинаются еще на земле, т. е. грешники еще на земле начинают испытывать адские муки, а праведники блаженство. только с той разницей, что в будущем веке и то и другое будет несравненно сильнее.

Адские муки, несомненно, существуют, и эти муки будут вещественны. Души и праведников и грешников имеют даже одежду. Например, ведь святители явились в святительских одеждах. Там, быть может, будут города и т. п. Все видят адские муки в условиях земного существования, только будет не это грубое тело, а более тонкое, вроде газообразного.

Сильно распространен теперь неправильный взгляд на муки вообще. Их понимают как-то слишком духовно и отвлеченно, как угрызения совести, конечно, угрызения совести будут, но будут мучения и для тела, не для того, в которое мы сейчас облечены, но для нового, в которое мы облечемся после Воскресения. И ад имеет определенное место, а не есть понятие отвлеченное.

До сих пор мучаюсь угрызениями совести

«Однажды в юности, проходя мимо кладбища, — рассказывал Кир Лука, — я увидел при одной могиле стоящего человека, черного, как потухший уголь, и звавшего меня к себе. Когда я подошел к нему в испуге и онемении, он сказал мне: «Я написал в моем завещании, чтобы раздали бедным такую-то сумму денег за избавление моей души, почему же до сих пор не сделали этого? Ступай, скажи, чтобы раздали непременно, а иначе я навсегда останусь в том положении, в каком ты меня видишь». Испугавшись такого явления, я не сказал никому ничего от робости. Зато до сих пор мучаюсь угрызениями совести»

Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля

УГРЫЗАТЬ

УГРЫЗАТЬ, угрызть и угрызти, угрызнуть кого. Кусать, укусить, язвить зубами. Аще угрызет змия человека, Числ. Этой корки не угрызешь. Аще же друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблены будете, Галат. Совесть угрызает, мучит, терзает, тревожит. Съедать или убавлять грызучи. Мыши угрызли сыр наполовину. Угрызанье длит. угрызенье окончат. угрыз м. угрызка ж. об. действ. по глаг. Угрызение совести.

Угрызения совести

Если вы видите эту страницу, значит с вашего IP-адреса поступило необычно много запросов. Система защиты от роботов решила, что c данного IP запросы отправляются автоматически, и ограничила доступ.

Чтобы продолжить, пожалуйста, введите символы СЃ картинки РІ поле РІРІРѕРґР° Рё нажмите «РћС‚править».

Если у вас возникли проблемы или вы хотите задать вопрос нашей службе поддержки, пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи.

Словарь синонимов русского языка — онлайн подбор

Неверная длина запроса, либо неверный запрос.

Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Синонимы — слова, звучание и написание которых различно, но при этом у них похожее значение (например, огонь — пламя, трудный — тяжелый). Чаще всего они принадлежат к одной и той же части речи.
Подробнее почитать про синонимы можно по этой ссылке. А чтобы найти синоним к слову, воспользуйтесь формой наверху.

Если вы копирайтер, поэт, писатель, студент, школьник, ищите, чем заменить слово, либо желаете улучшить свою речь, то этот сайт обязательно поможет вам. С помощью нашего онлайн словаря синонимов русского языка можно легко найти слова с похожим смыслом. Просто введите слово или устойчивое выражение в поле формы поиска и нажмите кнопку «Найти синонимы». Сервис сделает хороший подбор слов и фраз (всего их сотни тысяч, а связей слово-синоним – миллионы). Если слово набрано неправильно (с орфографической ошибкой или в неправильной раскладке), то будет предложено исправленное слово. Также есть следующие возможности:

  • Скрыть словосочетания.
  • Показать синонимы строкой вместо таблицы.
  • Открыть предложения с искомым словом (для поиска предложений есть также специальная страница).
  • Показать значение слова из толкового словаря.
  • Посмотреть исходную (как в искомом слове), начальную форму синонимов, частоту слов.
  • Предложить свой синоним при помощи специальной формы, если их количество недостаточное.
  • Можно оставить комментарий к любой странице.
  • Есть ссылки для печати и скачивания синонимов.
  • Словарь антонимов русского языка.
Читайте так же:  Апперцепция

Если у вас есть еще какие-либо идеи, пишите их в комментариях. Наша цель – быть лучшим сайтом для поиска синонимов онлайн в рунете.

sinonim.org — не онлайн синонимайзер, но хороший помощник для подбора синонимов. При разработке был использован словарь синонимов Тришина В.Н. ( http://trishin.ru ) – один из лучших, наиболее полных словарей, проверка правописания: Яндекс.Спеллер , phpMorphy, а также некоторые наши дополнения. Часто добавляются слова, предложенные пользователями и нашими редакторами. Почти все нецензурные выражения отфильтрованы и скрыты. Есть возможность пожаловаться на слова, нажав

в таблице (появляется после 10 переходов по сайту).

Муки совести

  • жертву обманывают против ее воли;
  • обман очень эгоистичен; жертва не извлекает никакой выгоды из обмана, а теряет столько же или даже больше, чем лжец приобретает;
  • обман не дозволен, и ситуация предполагает честность;
  • лжец давно не практиковался в обмане;
  • лжец и жертва придерживаются одних и тех же социальных ценностей;
  • лжец лично знаком с жертвой;
  • жертву трудно обвинить в негативных качествах или излишней доверчивости;
  • у жертвы есть причина предполагать обман или, наоборот, лжец сам не хотел бы быть обманщиком.

Почему нам трудно обманывать? (Муки совести)

Муки совести имеют непосредственное отношение лишь к чувствам обманщика, а не к юридическому определению виновности или невиновности. Кроме того их также необходимо отличать от чувства вины по поводу содержания лжи.

Как и боязнь разоблачения, угрызения совести могут быть различной интенсивности. Они могут быть весьма слабыми или же, наоборот, настолько сильными, что обман не удастся, потому что чувство вины спровоцирует утечку информации или даст какие-либо другие признаки обмана. Чрезмерное чувство вины приводит к мучительным переживаниям, подрывающим у страдальца наиболее фундаментальное чувство, чувство собственного достоинства. Одно лишь желание избавиться от таких жестоких чувств может подтолкнуть к признанию вне зависимости от последующего наказания.

Лжецы недооценивают значение угрызений совести, что недостаточность однократного обмана становится очевидной только по прошествии некоторого времени, когда вдруг становится явным, что теперь ложь должна повторяться снова и снова, обрастать все новыми и новыми подробностями, хотя бы для того, чтобы не раскрылся первоначальный обман.

Также тесно смыкается с виной и чувство стыда, но есть для него и одно ключевое качественное отличие. Для угрызений совести не нужна публика, в этом случае человек сам себе судья. Не так обстоит дело со стыдом. Для чувства стыда требуется неодобрение или осмеяние со стороны других. Если нет никого, кто знал бы о злодеянии, то не будет и стыда. А угрызения совести все равно могут возникнуть. Конечно же, могут присутствовать и оба эти чувства. Но различие между стыдом и угрызениями совести очень важно, поскольку эти две эмоции могут разорвать человека. Желание облегчить вину побуждает к признанию, а желание избежать унизительного чувства стыда препятствует этому.

Отсутствие чувства вины или стыда считается признаком психопатии лишь в том случае, если распространяется на все или почти все области жизни. Однако все придерживаются единого мнения в том, что если что-либо и способно выдать психопата, то только не чувство вины и не боязнь разоблачения.

Кроме того, особых угрызений совести не будет и в том случае, если обманщик не разделяет социальных ценностей своей жертвы. Люди чувствуют себя менее виноватыми перед тем, кто, по их мнению, живет не так, как следовало бы.

Когда ложь дозволена, даже эгоистичный обман может не вызывать угрызений совести. Игроков в покер не мучает совесть за то, что они блефуют. Это верно и относительно торгов, где бы они ни проходили – на восточном базаре, на Уолл-Стрит или в ближайшем офисе агентства недвижимости. В одной статье, посвященной лжи, говорится: «Возможно, самой популярной формулой лжи является фраза: это мое окончательное предложение. Такой язык не только допускается в мире бизнеса, он ожидается… Во время публичных торгов никто не предполагает, что все карты будут выложены на стол с самого начала».

Лжецы гораздо меньше испытывают угрызений совести, когда объекты их обмана безличны или незнакомы.

Угрызения совести усиливаются в тех случаях, когда:

  • жертву обманывают против ее воли;
  • обман очень эгоистичен; жертва не извлекает никакой выгоды из обмана, а теряет
  • столько же или даже больше, чем лжец приобретает;
  • обман не дозволен, и ситуация предполагает честность;
  • лжец давно не практиковался в обмане;
  • лжец и жертва придерживаются одних и тех же социальных ценностей;
  • лжец лично знаком с жертвой;
  • жертву трудно обвинить в негативных качествах или излишней доверчивости;
  • у жертвы есть причина предполагать обман или, наоборот, лжец сам не хотел бы быть обманщиком.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как справиться с муками совести

Содержание статьи

  • Как справиться с муками совести
  • Как перестать переедать
  • Как бороться с искушением

Объективная оценка

Когда муки совести мешают жить, нужно осознать причины этого. Часто даже малейший проступок у особо совестливых людей вызывает бурную реакцию. Хоть совесть – это и голос внутренней нравственности, все же быть главным он не должен, а слепое следование ему – это распространенная ошибка. Все-таки совесть затрагивает какие-то моменты из прошлого, которое, к сожалению, изменить нельзя. Постоянно возвращаясь к своему прошлому, человек сам себе мешает строить будущее.

Вообще стоит помнить, что внезапно проснувшаяся совесть – это даже хороший знак. Знак, что у человека еще не потеряно что-то доброе, светлое и вечное.

Если какая-то ситуация прошлого беспокоит настолько сильно, что возникает даже физическое недомогание, если самообвинение действительно обусловлено прошлым плохим поступком, лучшим решением будет раскаяние, извинение перед обиженным или преданным вами человеком. Если есть возможность извиниться в глаза, это замечательно. Нужно лишь пересилить свою гордость и поговорить о случившемся. Но такой вариант возможен не всегда, а потому иногда можно раскаяться и без присутствия самого человека. Ведь избавление от мук совести необходимо не ему, а вам. Вполне вероятно, что сам-то он уже давно все забыл, простил и отпустил прошлое.

Извинения можно написать на бумаге в виде послания, причем его не обязательно отправлять. Если это позволит освободиться от мук совести, его можно в конце даже сжечь в знак прощения себя. Также можно применить технику «пустой стул», представляя на месте сидящего того самого человека. Можно высказать ему все – от причин ваших поступков до искреннего недоумения по поводу последних. В конце, конечно, стоит принести извинения.

Этот метод используется психотерапевтами в тех случаях, когда человека терзают ситуации, связанные с умершими родственниками или знакомыми. Здесь это вообще единственный способ для человека извиниться и излить душу.

Читайте так же:  Созависимость

Приемы для избавления от мук совести

Когда муки совести необоснованны, но все-таки мешают нормально жить, можно использовать другие психологические приемы. Каждый человек выбирает такие техники для себя, поскольку кто-то больше доверяет голосу разума, а кто-то подвержен эмоциям.

Одним из таких приемов является подробный анализ ситуации. Но делается он не с целью того, чтобы еще больше себя обвинить, а для того, чтобы в конце пришло осознание, что прошлая ситуация многому человека научила, а подобных поступков больше произойти не сможет. Если та ситуация дала понять какие-то важные моменты, значит, это было не зря. Постоянно ругать себя за полученные опыт и мудрость нельзя.

Другим методом, в котором также подключается логика, может стать осознание того, что ошибки вполне допустимы в жизни любого человека. Безгрешных и идеальных людей не бывает, а иногда обстоятельства вынуждают людей поступать так, как поступать не велит внутренний контролер – совесть.

Еще один вариант, больше подходящий для людей импульсивных и эмоциональных, – это самонаказание. Конечно, истязать себя не нужно, но в качестве искупления можно либо чем-то пожертвовать, либо делать некоторые нехарактерные для себя вещи. Некоторые люди в этом случае начинают совершать полезные поступки, например, устраиваются волонтерами в различные службы. Главное, чтобы это помогло человеку простить себя. Другие же в знак наказания стремятся заставить себя делать нелюбимые вещи, например, бегать по утрам или изучать иностранный язык. При этом на самобичевание и муки совести просто не будет оставаться времени, а когда человек себя простит, уже не факт, что он забросит эти занятия.

Угрызения совести

На одном из форумов в который раз возник вопрос о загадке добра и зла, о совести и т.д. Притом преподносилось все это в мистическом ключе. Здесь я хочу представить модель, которая отвечает за совесть. Предупреждаю сразу: хотя эта модель основывается на общепринятых в психологии понятиях (подсознание, рефлекс, и пр.), но я не встречал в точности такого объяснения феномена совести, как тот, что хочу предложить. Возможно, я просто плохо искал.

Сначала определю, что такое совесть. Для начала определю, что такое угрызения совести, потом, на их основе — и саму совесть.

Угрызения совести — это неприятная эмоция, возникающая во время замысла, исполнения и последующего обдумывания собственных поступков, которые оцениваются субъектом как злые или возможно злые; и не зависящая от опасности материального, физического или эмоционального ущерба для субъекта или дорогих ему людей.

Последняя оговорка отсекает случаи страха перед вероятным наказанием — как уголовного характера, так и в виде осуждения со стороны других людей. Страх — это не угрызения совести, это — другое чувство, хотя они могут возникать одновременно.

Пример 1: атеист отказывается подать милостыню просящему нищему, от чего испытывает только угрызения совести, но не испытывает страха.

Пример 2: верующий отказывается подать милостыню на паперти, от чего испытывает не только угрызения совести, но и страх перед наказанием за жадность на Страшном Суде.

Пример 3: атеист собирается утаить от государства 1000 рублей налога, испытывает только страх перед налоговой инспекцией и никаких угрызений.

Пример 4: священник собирается заплатить государству 1000 рублей налога с церковных пожертвований, испытывая при этом угрызения совести, поскольку часть денег, принесенных в жертву Богу, попадет в руки нечестивого государства.

Когда кто-то дрессирует собаку, то обычный метод — метод кнута и пряника. Если собака совершает нежелательные действия, то ее наказывают. Если же она действует правильно, ее награждают. Через какое-то время у животного вырабатывается рефлекс: пес избегает тех действий, за которые его наказывали; и повторяет те действия, за которые его награждали. Причем, он соблюдает эти правила даже тогда, когда дрессировщик отсутствует рядом и не может наградить.

[3]

У людей есть разум, но инстинкты тоже никуда не исчезли. Для тех, кто привык считать человека «царем» природы или «венцом» божьего творения, оказывается не слишком приятным открытие, сколь много в нас остается от животных. Но не будем голословны, рассмотрим детали происходящего.

Когда родитель воспитывает ребенка, то, также, как и дрессировщик, постоянно применяет наказания и поощрения. Притом, наказания совсем необязательно должны быть телесными. Двухлетнему малышу страшно оставаться одному. Разумеется, это верно только тогда, когда он способен заметить, что остался один. Спящий или сильно увлекшийся игрой ребенок не заметит отсутствия родителей или няньки. Потому, если раздраженная мать демонстративно покидает свое дитя даже на несколько минут,- это уже серьезное наказание, сопровождаемое сильным страхом. Щенки и котята точно также реагируют на потерю матери или хозяина. Некоторые из вас, наверное, еще помнят свой детский страх «потеряться»? Далее, взрослые для ребенка — единственный доступный источник удовольствий, он полностью зависим. Для него очень важно общение (с той же оговоркой о сне и увлеченной игре). Можно наблюдать, как дети стараются всячески привлечь внимание к себе, даже глупыми вопросами или рискованными шалостями. Потому, если мать начинает вдруг «играть в молчанку», то это — не менее страшное наказание, чем крепкая порка. Наконец, к не физическим, а психическим наказаниям можно отнести разные способы лишения свободы: постановку в угол, запирание в чулане, запрет на прогулку.

Надо сказать, что нефизические наказания не являются чем-то чисто человеческим. Угроза и раздражение в голосе дрессировщика хотя и не причиняют боли питомцу, но вполне действенны в качестве замены наказания уже для собак и кошек. Так же, как поощрительные интонации в какой-то мере заменяют лакомство. Более того, животные способны (обезъяны по крайней мере точно способны) распознавать ситуации, когда наказывают или поощряют другое животное в их стае, и такое наказание или поощрение вырабатывет рефлекс не только у наказанной (поощренной) особи, но и у ее сородичей, которые это наказание (поощрение) наблюдали.

Известно, что условные рефлексы свойственны как животным, так и людям. Пример условного рефлекса у человека: вы год жили на третьем этаже, а потом переехали на второй. Вскоре вы идете домой, отвлекаетесь, задумавшись о чем-то, авоматически ищете кнопку звонка и не находите. Оказывается, вы инстиктивно поднялись на третий этаж и так же инстиктивно подняли руку на тот уровень, где находился звонок вашей прежней двери. Этой ошибкой вы обязаны выработанному годами рефлексу подниматься на третий этаж и нажимать на кнопку звонка. Каждый раз, когда вы делаете что-то «автоматически» или «по привычке» — это и есть действие условного рефлекса.

Спрашивается, если даже у собаки можно выработать нужные условные рефлексы методом «кнута и пряника», то неужели человек, который умнее, окажется неспособен? Напротив, мы видим, что чем примитивнее нервная система животного, тем хуже оно поддается дрессировке: а животные с наиболее развитым мозгом — обезъяны — дрессируются легче всех. Было бы странно ожидать, что человек, у которого мозг еще сложнее, вдруг ни с того, ни с сего совсем перестанет поддаваться дрессировке. Он и поддается.

Дрессировкой человека я называю ту часть воспитания, которая связана с поощрениями и наказаниями. Однако же для человека есть пара существенных отличий.

Первое — то, что человек имеет самомнение и самолюбие, высокомерное отношение к природе, которое проявляется, к примеру в том, что «братями нашими меньшими» люди норовят назвать даже кита или носорога. J Так что, человеку очень не хотелось бы согласиться с тем, что его тоже можно дрессировать, словно шавку. Однако с точки зрения строения психики, для дрессировки нет препятсивий, даже наоборот! Остается иной выход: придумать для дрессировки другое слово (воспитание) и, тем самым, создать себе иллюзию, что речь идет о чем-то совсем другом. Не совсем. Речь идет примерно о том же — о дрессировке, хотя различия тоже имеются.

[1]

Второе отличие состоит в том, что собака не может нам рассказать, что происходит у нее в голове, когда она подчиняется приказу дрессировщика или когда не подчиняется. Человек же это сделать может. И что же при этом происходит, как звучит этот рассказ? Я утверждаю, что при этом человек испытывает чувство удовлетворения (если действует согласно дрессировке), эйфорию, либо наоборот, угрызения совести (когда действует против дрессировки).

Читайте так же:  Отличительные черты рекуррентного или повторяющегося депрессивного расстройства

Если ребенка многократно наказывали за какое-то действие (скажем, за ругань) или он наблюдал, как кого-то другого в семье за это наказывали, то он каждый раз чувствовал все те эмоции, которые сопровождало наказание — боль, страх, унижение, растерянность, жестокую скуку и так далее. Если ребенок достаточно упрям, и не сразу поддается угрозам, то выработается стойкая ассоциация: «запретное —> неприятное». В качестве неприятного выступают ощущения и переживания, связанные с наказанием: боль, страх, и так далее. А что, если воля ребенка была успешно сломлена воспитателем? Тогда каждый раз, когда он захочет нарушить правило, заданное воспитателем, он вспоминает о том, что за непослушанием последует наказание и. решает, что запретное действие невыгодно. Таким образом, вырабатывается другая стойкая ассоциация: «мысли о запретном —> воспоминания о неприятном».

Я утверждаю, что со временем, когда сам процесс воспитания, все эти наказания, переживания, мысли о том, не нарушить ли правило,- когда все это забудется, то кое что останется. Останутся следы от дрессировки, в ослабленном виде, глубоко в подсознании в виде тех самых ассоциаций, возможно, чуть искаженных и ослабленных временем. И действительно: вспомните какой-нибудь свой поступок, который был сделан сознательно, обдуманно, хоть и неохотно, не грозил какими-либо последствиями, но все же вызвал потом у вас сильные угрызения совести. Вспомнили? Теперь подумайте: разве все эти неясные сомнения перед поступком не напоминают вам терзания ребенка между желанием нарушить запрет и страхом быть наказанным? Разве вы не испытывали при этом эмоции, похожие на воспоминания о неприятном? А потом, те угрызения совести, которые были после поступка,- разве они непохожи на ощущения от наказания, которое на самом деле вам не грозило? Например, не напоминают ли вам угрызения совести подступающий к горлу детский плач, но ослабленный прожитыми годами? Вместо воспитателя в этом случае вас наказывает ваше подсознание, та его часть, которая в психоанализе носит название Супер-Эго.

В любой научной теории полагается выдвинуть предсказания, которые из нее следуют. Я приведу два. Первое: известно, что животные лучше поддаются дрессировке в определенный возрастной период: слишком маленьких вообще невозможно учить, а матерые и, тем более, старые звери почти не способны освоить новые трюки. Также должно быть и для людей. И мы действительно можем наблюдать такое: если маленький ребенок хорошо поддается воспитанию, то подросток уже гораздо труднее, взрослый преступник практически неисправим, а старого мужа жена может безуспешно пилить до гроба — и все без толку. Это — не совсем предсказание, ведь я знал ответ. J . А вот — предположение, правильного ответа на который я не знаю. Как известно, чем дольше повторяется тренировка условного рефлекса у животных, тем надежнее он закрепляется. Если у людей также, то те, кого в детстве по поводу какого-нибудь морального запрета «ломали» долго и с трудом, должны потом испытывать большие угрызения совести и с большим трудом нарушать запрет. Это может также проявляться в склонности навязывать этот запрет окружающим, громко возмущаться его нарушением, стыдить по такому поводу других людей, говорить, что у них нет совести, ратовать за введение уголовного преследования за подобные поступки.

Условный рефлекс можно уничтожить с помощью дрессировки-наоборот. То есть, награждать за то, за что раньше наказывали, и наказывать за то, за что раньше награждали. Такое происходит с подростками, когда они оказываются в обществе сверстников. Здесь то, за что ругают родители, пользуется уважением; а то, за что родители хвалили, вызывает презрение. Родители запрещали пить, курить, ругаться, драться, рисковать здоровьем — а тут все это является признаком «крутизны». Родители поощряли трудолюбие, здесь же за упорное стремление к цели награждают клеймом «зубрилы» или «ботаника». Родители поощряли неагрессивное поведение, здесь же это — проявление трусости. Получается такое своего рода «антивоспитание», которое в той или иной мере уничтожает плоды стараний родителей и может привести даже к полному выворачиванию части моральных ценностей «наизнанку».

Итак, угрызения совести — это забытые ощущения, связанные с дрессировкой (обычно в детстве), неприятные воспоминания, поднимающиеся из подсознания и проникающие в сознание. Совесть — система правил, которую воспитатели внушили методом кнута и пряника. Аналогично чувство эйфории от совершения праведного поступка — это такие же забытые ощущения, тоже связанные с дрессировкой, но это — приятные воспоминания, поднимающиеся из подсознания и проникающие в сознание. Связаны эти воспоминания уже не с наказаниями, а наоборот, с поощрениями.

Эта теория легко отвечает на вопрос, почему большинство людей испытывает угрызения совести именно по поводу поступков, которые считаются «злыми», а чувство эйфории — по поводу поступков, которые считаются «добрыми». Ведь именно так обычно и воспитывают: за то, что родители и другие воспитатели считают добром, награждают; а за то, что считают злом, наказывают. Так что ваши угрызения совести, чувство вины должны в точности соответствовать тем понятиям о добре и зле, которое ваши воспитатели — семья, ясли, школа, пытались вам навязать. И те же самые понятия о добре и зле вы будете пытаться (или уже пытаетесь) навязать позднее своим детям, так что их угрызения совести будут хорошо коррелировать с тем, как понимаете добро и зло вы или ваш супруг (супруга).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В самом начале желание отнести те или иные действия к добру или злу могло диктоваться природными законами естественного отбора. Например, если какое-то племя приматов вводило запрет на инцест, то это положительно сказывалось на состоянии генофонда, уменьшало количество больных или недоразвитых детей. Так что, в конечном счете, такие племена получали преимущество в борьбе за выживание. И только через многие тысячи лет опасность инцеста была доказана научно. А некоторые вещи были и остаются очевидными всегда: например, убийство соплеменника ослабляет племя. И сейчас многие готовы трактовать заповедь «не убий» с поправкой: «не убий ближнего своего» или, что то же cамое, «не убий того, кто тебе может пригодиться». Соблюдение запрета на воровство всеми или хотя бы большинством соплеменников немедленно выливается в то, что придется тратить гораздо меньше усилий на охрану своих орудий труда, оружия и запасов пищи. Вообще, подавляющее большинство моральных запретов имеет рациональные обоснования, но это — уже совсем другая тема.

Угрызения совести
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here