Влияние общения на человека

На характер общения оказывает влияние темперамент его участников. Традиционно выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический.

Сангвиник жизнерадостен, энергичен, инициативен, восприимчив к новому, быстро сходится с людьми. Легко контролирует свои эмоции и переключается с одного вида деятельности на другой.

Флегматик уравновешен, медлителен, тяжело приспосабливается к новым видам деятельности и новой обстановке. Долго обдумывает новое дело, но, начав его выполнение, обычно доводит до конца. Настроение, как правило, ровное, спокойное.

Холерик активен, предприимчив, отличается большой работоспособностью, упорством в преодолении трудностей, однако подвержен резким сменам настроения, эмоциональным срывам, депрессии. В общении бывает резок, несдержан в выражениях.

Меланхолик впечатлителен, повышенно эмоционален, при этом больше подвержен отрицательным эмоциям. В сложных ситуациях склонен проявлять растерянность, терять самообладание. Мало предрасположен к активному общению. В благоприятной обстановке может хорошо справляться со своими обязанностями.

Швейцарский психолог Карл Юнг разделил личности на экстравертов и интровертов. Согласно его классификации, экстраверты характеризуются ослабленным вниманием к своему внутреннему миру и ориентацией на внешнюю среду. Они общительны, коммуникабельны, инициативны и легко адаптируются к различным условиям. Интроверты, наоборот, ориентированы на свой внутренний мир и склонны к самоанализу, замкнутости. Такие типы темперамента, безусловно, редко встречаются в чистом виде. Для более подробной классификации личностных качеств применяется метод Майерс-Бриггс, названный в честь его создателей Изабель Майерс-Бриггс и ее матери и построенный на теории Карла Юнга. Тип людей по этому методу определяется путем выбора черт человека из каждой пары доминантных черт по четырем категориям. Приведем их полностью в изложении Джона Честары.

1. Экстраверты (E) направляют свою энергию на внешний мир. Они говорят и действуют. Интроверты (I), наоборот, любят подумать прежде, чем что-то предпринять. Они предпочитают работу, которая требует спокойной умственной активности.

2. Сенситивы (S) — это люди, которые активно используют свои органы чувств для сбора информации. Они реалисты и прекрасно ориентируются в деталях и подробностях этого мира. Интуитивы (N), наоборот, видят глубокий смысл и широкие возможности развертывания той или иной ситуации, поскольку они оценивают мир с помощью своего воображения.

3. Логики (T) делают рациональные, логические выводы. Они легко могут выявить, что правильно и что неправильно. Они анализируют. Эмоционалы (F), наоборот, принимают решения на основе своих чувств (а эти чувства, в свою очередь, базируются на системе их ценностей). Они являются тактичными, сострадательными и склонными к благотворительности, отличаются дипломатичностью.

4. Рационалы (J) ведут упорядоченную организованную жизнь, и чем больше событий в жизни они могут контролировать, тем для них лучше. Иррационалы (P), наоборот, отличаются спонтанными реакциями, приветствуют новый опыт.

Развитием этой теории типов можно считать предложенную калифорнийским психологом Дэвидом Кирси классификацию людей по четырем типам темперамента: NF — романтический, мягкий; NT — любопытный, логический; SJ — организованный, ответственный; SP — играющий, свободный.

Наиболее распространенной формой делового общения является диалоговое общение, т.е. такое речевое общение, при котором наиболее полно проявляются моральные качества личности и черты характера, по которым тот или иной индивид соотносится с определенным типом темперамента.

Польза от общения со всеми людьми

Польза общения как такового очевидна и не вызывает сомнений, к тому же быть человеком общительным важно для успешной адаптации в обществе, помимо интеллектуального развития в целом. К примеру если родители будут много общаться со своим маленьким ребенком, который пускай даже разговаривать еще не научился, они значительно поспособствуют его развитию, и соответственно это станет залогом его счастливой жизни. Но в этой статье дорогие друзья, речь пойдет об общении между людьми всех возрастов и главным образом о пользе такого общения, в котором как не странно некоторые не видят никакого смысла. С философской точки зрения смысл есть всегда и у всего, а с точки зрения психологии, общение настолько полезно, насколько человек может эту пользу из общения извлечь, причем из любого общения, с абсолютно любым человеком.

Да, я в своих предыдущих статьях не раз писал о том круге окружающих вас людей, общение с которыми будет для вас положительным, и о тех людях, которых необходимо избегать. Но подобно тому, как в нашем с вами мире нет ненужных элементов и нет ничего лишнего, не может быть и ненужного и бессмысленного общения, надо лишь дорасти до того уровня, на котором вы с пользой для себя можете общаться со всеми без исключения. Для человека находящегося на самой низкой ступени социального развития, общение с себе подобными является конечно же повседневностью. И я не случайно настаивал на избегании такого общения, которое должно замещаться общением с людьми более высокого статуса, ведь польза от общения со слабыми и глупыми людьми, может быть только у человека находящегося на очень высокой ступени своего развития.

Быть может это покажется странным, однако суть тут заключается в том, чтобы видеть одного и того же человека с разных точек, и соответственно воспринимать все что он говорит таким образом, чтобы видеть в этом пользу и перспективу для себя. Если вы неудачник, то вам необходимо общение с успешными людьми, чтобы вырасти до их уровня, поскольку общение с себе подобными, вам не даст ничего. Правда есть такие люди, которые любят общаться с теми, кто слабее их самих и они поучают от этого удовольствие, видя, что не все-то у них у самих так плохо, есть и такие, кому еще хуже. Это конечно не способствует их собственному росту, хотя определенные выводы из такого общения сделать можно, но о них позже, пока же давайте вернемся с тем, кто более успешен по жизни и к пользе общения для них.

Так же как неудачнику мало что дает общение с себе подобными, так и человеку у которого есть все и который расположен наверху социальной пирамиды, общение с равными себе так же мало что дает, а если выше нет больше никого, то что же остается? А остается друзья, только одно, общаться с людьми находящимися в самом низу, то есть с теми самыми неудачниками, пользы от общения с которыми якобы нет вообще. Они ведь только и могут, что жаловаться на свою судьбу и рассказывать о свои проблемах, решения которых, разумеется нет, в чем же здесь может быть польза в таком случае? Но, во-первых, проблемы одних, это возможности для других, а во-вторых, проблемы вытекают из ошибок, анализ которых всегда более прост на чужом примере. Любой человек, с которым вы общаетесь в своей жизни, выдает вам информацию, применение которой зависит от вашего собственного уровня развития, где-то вы можете увидеть то, что не видели раньше, где-то можете найти знакомые вам по своим собственным действиям – действия, а следовательно и понять то, к чему это все может принести.

Если говорить просто, то люди делятся в таком случае на две категории – польза общения с одними заключается в том, что от них вы можете узнать о том, как вам правильно поступать, а другие соответственно могут научить вас тому, как поступать не следует, делая это прежде всего своим собственным примером. Но это в общих чертах, а вот для человека, который знает о том, как поступать не следует и о том, как надо делать правильно, то есть человеку находящемуся наверху, общение с неудачниками может открыть глаза на такие вещи, которые он просто не видит. В ряду своего благополучного социального положения, люди перестают чувствовать очень многие вещие, которые бы им чувствовать не мешало. Подобно тому, как человек с завышенной самооценкой, перестает видеть многие угрозы для себя, будучи чрезвычайно уверенным в своих собственных силах, человек находящийся в тепличных условиях, тоже многого может не ощущать, в том числе он не может понимать своего собственного поведения.

Если вы общаетесь с бомжом, вы можете не только понять то, каких ошибок не следует совершать в жизни, дабы не оказаться на его месте, но и в том числе вы можете заметить совершенно неоправданный риск, который часто приводит к быстрому падению с очень большой высоты, которое для некоторых людей становится трагичным. Человек, находящийся в самом низу социальной пирамиды, имеет животный нюх, который помогает ему выживать, но по мере улучшения им своих жизненных условий, он этот самый нюх теряет. Ведь выживать и улучшать условия своей жизни, вещи принципиально разные. В одном случае человек боится за свою жизнь, а в других тянется к комфорту. Общение с человеком, для которого жизнь очень тяжела, дает человеку, находящемуся на более привилегированном положении в обществе, возможность разбудить в себе все свои природные чувства, которые лежат в основе инстинкта самосохранения. Это даст такому человеку преимущество, как над людьми его положения, так и над теми, кто сильнее него, ведь их положение, делает их менее чувствительными ко многим вещам и событиям.

Но до этого надо дорасти, ведь если вы не видели жизнь с разных высот, то вам крайне сложно будет получить пользу от общения с теми, кто рисует вам эту жизнь мрачными красками. Вы не будете иметь объективную точку зрения в отношении тех, кто сильнее вас, кто находится выше вас, и кого вы ненавидите за это. Можно себе конечно представить ту картину, которую видят другие люди, увидеть в ней изъяны, понять в чем суть того, что они видят и в чем польза, но у многих ли такое воображение имеет место быть? В большинстве случаев, очень тяжело поставить себя в положение другого человека и даже желания такого не возникает. У меня одно время консультировался один достаточно богатый человек, который также был губернатором одного из городов, и в целом жизнь этого человека была вполне нормальной. Денег ему хватало, дети занимались бизнесом, не смотря на молодость своих лет и сам он имел неплохой гостиничный бизнес, но он чувствовал какое-то беспокойство.

А чувствовал он его в связи с тем, что он не видел себя достаточно сильным и властным, он понимал, что есть люди сильнее его и их много. И естественно ему хотелось больше власти, больше денег, он хотел стать сильнее, не для более шикарной жизни, не для яхт и красивых дворцов ему нужны были деньги, а для большего чувства безопасности, которая не мыслима без абсолютной власти. И когда амбиции этого человека чуть было не стоили ему жизни, он обратился ко мне и я не долго думая, просто стал с ним общаться с позиции человека, у которого нет ничего вообще, я стал рисовать этому человеку картину, о которой он давно забыл. Помните сказку о рыбаке и рыбке, ну так вот безудержной жадности мы все подвержены, только вот смысл этой жадности каждый видит по-своему. И отнюдь не короткая память, тому виной, что люди забывают о том положении, в которое сами себя могут вогнать снова, и очутиться у разбитого корыта. А дело в тех условиях, которые их окружают и которые лишают их того-самого природного нюха, помогающего мыслить рационально, условия-то тепличные.

Конечно же я не стал отговаривать этого человека, обратившегося ко мне за помощью в обуздании своих амбиций, от этих самых амбиций, ведь амбиции это хорошо, конечно же всегда надо расти и добиваться большего, но делать это надо с умом. Общаясь с людьми более сильными, чем мы сами, мы ведь не только учимся мыслить у них в более перспективном плане, мы ведь еще и чувство реальности можем потерять, забыв о том на какой ступени находимся. Любой человек вас чему-то научит, если вы с ним будете общаться, но если вы не услышите его, если вы сделаете выводы о его словах задолго до того, как он вам их произнесет, то вы просто упустите очередной кусочек пазла для своей картины мира. А без этих кусочков, картина мира неполноценна, следовательно, вы не рациональны в своих суждениях, у вас могут возникнуть желания перескочить на несколько ступеней вверх, потому что вы хотите все и сразу, не понимая, что у тех у кого есть это все, не прыгали по ступеням, а поднимались по ним последовательно.

Если же вы хотите понять психологию человека, которая даст вам очень много, то общаться вы должны со всеми без исключения, ведь в разных условиях, мысли, поведение, отношение к жизни у людей разные. И переключить людей с одной волны на другую, можно только имея представление об этой волне. Подобно тому, как я сыграл роль человека, не имеющего ничего в этой жизни, для своего клиента, которому надо было несколько преобразить картину мира, каждый сам для себя может это делать, дополняя свой образ мышления теми ассоциациями, которые возникают при определенных условиях в жизни. Иногда синица в руках перспективнее журавля в небе, иногда наоборот, но как же прожить столько жизней, чтобы иметь достаточно опыта для понимания абсолютно любого положения, быть может, проще общаться с другими людьми, и учиться на их опыте?

Ведь каждый новый собеседник в вашей жизни – это человек с определенной судьбой, это тот самый жизненный опыт, который нам самим накопить ни какой жизни не хватит, а общаясь со всеми подряд, мы будем узнавать и о жизни, и о людях все больше и больше. Так что друзья, на какой бы социальной ступени вы не находились, пользу от общения со всеми людьми вы всегда сможете извлечь, другое дело, что у вас могут быть свои приоритеты в общении, в зависимости от опять-таки вашего социального положения. Если вы не совсем успешны и жизнь ваша кажется вам мрачной, пользу от общения со слабыми людьми вам извлекать рановато, вы разве что можете не делать так, как они вам советуют, ибо их советы приведут вас к тому же положению, в котором они сами находятся.

А вот общаться с людьми более высокого социального положения, для вас на этом этапе, будет более предпочтительным вариантом, эта порция общения у вас должна быть заметно больше. Правда людям стоящим выше вас не всегда можно верить, верить вообще никому нельзя, но тем не менее, общение с ними будет для вас очень полезно, а о доверии мы поговорим с вами как-нибудь в другой раз, в следующих моих статьях.

Влияние общения на формирование личности человека

Общение включено в практическое взаимодействие людей обеспечивает планирование и осуществляет контроль за их деятельностью. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Удовлетворение этой потребности, появившейся в процессе общественно-исторического развития людей, связано с возникновением чувства радости. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности.

Общение с окружающими людьми складывается постепенно. Его предпосылкой являются реакции сосредоточения, возникающие, у младенца в первые дни его жизни при контактах с взрослыми одним из первых признаков этих контактов служит улыбка ребенка в ответ на ласку взрослого.

В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических, психологических концепциях личность- это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества. При всем многообразии подходов к пониманию личности традиционно выделяются следующие аспекты этой проблемы: многогранность феноменологии личности, отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собственной жизни и другое.

Эта тема интересна тем, что все люди являются актом общения, актом взаимодействия с другими. В этом смысле и внешний облик человека не являются исключением. Например: короткая юбка, яркий макияж, украшения, как бы говорят: « Я привлекательна и не прочь познакомиться»; строгая, официальная одежда предупреждает: « Никаких вольностей».

Эта тема в жизни пригодится любому человеку, даже если человек будет один, он будет черпать силу в воспоминаниях о дорогих и близких ему людях, ему помогут выжить советы, данные когда-то друзьями, и сведения из прочитанных прежде книг, ведь в его памяти живут стихи, рассказы, поэмы и сказки.

Общение- это процесс взаимного обмена мыслями и эмоциями между людьми, иначе говоря, обмен информацией при их непосредственном межличностном или группой контакте. Обособление- это внутреннее выделение себя личностью из общности, к которой принадлежит личность, вследствие достижения определенного уровня самосознания.

Развитие личности, в общении, — это уподобление себя в чем-то другим людям в результате общения и отличие себя от других личностей в результате процесса обособления. Причем исторический анализ свидетельствует о том, что и общение, и обособление протекают в тесном единстве между собой, ибо без каждого из них, очевидно, немыслимо развитие общества и личности. Но сущность этих процессов противоположна.

Входя в различные общности, человек выступает в них как субъект, и как объект общения. То есть в процессе общения он испытывает на себе влияние окружающих и, в свою очередь, оказывает определенное воздействие на них.

Для общение необходимо, по крайней мере три элемента:

  • Лицо, которое говорит.
  • Речь, которую это лицо произносит.
  • Лицо, которое эту речь слушает.

Каждый индивид, вступающий в общение, не только посылает определенные сигналы, содержащие определенную информацию о его мыслях, чувствах, действиях, но и получает информацию от тех индивидов, с которыми он общается. При общении индивид не только корректирует себя, но и обогащается новым пониманием и ведением различных сторон тех, с кем он взаимодействует, то есть человек черпает новую информацию о себе самом, что позволяет ему оперировать ею в целях приспособления своей личности к окружающей среде.

Человек- существо общественное, следовательно, он может проявиться только в обществе- в процессе общения. В результате этого происходит влияние общества на личность. Человек в обществе ведет себя определенным образом, проявляя при этом какие-то качества своей личности. Наличие индивидуальных качеств и свойств, отличающих данного конкретного человека от других, тесно связано с процессом обособления личности в обществе. Ибо, входя в различные общества, личность усваивает элементы их норм, но не поглощает ни одной из этих общностей. Личность становится носителем общественных отношений тем в большей степени, чем более склонна она к обособлению в конкретной общности и чем более она к обособлению в конкретной общности и чем более она готова к вхождению в другие общности.

С другой стороны индивидуальное развитие личности в принципе невозможно без общения. Поэтому успех индивидуального развития человека зависит не только и не столько от приспособления к непосредственно окружающей его среды. Это одно из условий наиболее возможного полного проявления всех богатств индивидуальности личности, всех ее подлинно человеческих черт и способностей.

Воспитательные функции общения

Общение школьников — это обмен духовными ценностями, который происходит в форме диалога школьника как «другими Я», так и в процессе взаимодействия с окружающими людьми. Этому обмену свойственны возрастные особенности, так и в определенной мере педагогически направляемое влияние на становление и жизнедеятельность групп, коллективов и личности школьника.

Общение не только самостоятельная сфера жизнедеятельности школьников, оно пронизывает и все остальные сферы. Этим определяется та важнейшая роль, которую общение играет в процессе становления и жизнедеятельности личности. Этим объясняется и интерес к этому феномену, стремление выявить его роль в формировании личности, его воспитательные возможности.

Воспитательные функции общения школьников:

  • Нормативная — отражающая освоение школьниками норм поведения.
  • Познавательная – отражающая приобретение школьниками индивидуального опыта в процессе общения.
  • Эмоциональная – отражающая общение как аффективный процесс.
  • Актуализирующая – отражающая реализацию в общении типических и индивидуальных сторон личности школьника.

Тесная связь между структурами личности и процессом общения приводит к тому, что нарушения общения неизбежно вызывают изменения личности, и, наоборот. При этом связь изменений личности и нарушений общение носит качественно различный характер в зависимости от того, какое звено процесса общения преимущественно нарушено. Эта связь может служить опорой в процессе восстановления личности и общения. Оптимальная организация общения создает условия для действия личности, роста ее самосознания для борьбы с неадекватными мотивами и установками, для преобразования динамических смысловых структур личности.

Значение общения в жизни личности и общества.

Значение общения в обществе

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

Общение как коммуникация.

Общение– это коммуникация, т. е. обмен мнениями, переживаниями, желаниями и т. д. Содержание конкретной коммуникации может быть различным: обсуждение новостей, сообщение о погоде или спор о политике, решение деловых вопросов с партнерами (всего не перечислить), но это всегда коммуникация, и представить себе общение без нее невозможно. Целью коммуникативного процесса является не просто взаимное информирование, а совместное постижение предмета.Следует помнить, что коммуникация в общении всегда значима для ее участников, так как обмен сообщениями происходит не без причины, а ради достижения каких-то целей, удовлетворения каких-то потребностей и т. д.

В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации. В первом случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме (письменно, жесты, поза, тон голоса, время передачи, недосказанность и т. п.) с целью получения в ответ желаемой реакции.Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных навыков и умений, а также наличия определенной степени взаимного понимания. Термин «коммуникация» происходит от латинского communis, означающего «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов.

В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальнуюиневербальную коммуникацию. Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа – лексический и синтаксический. Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации.

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, взгляд, т. е. понять язык невербального(вербальный – словесный, устный) общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу. Невербальное общение — это «язык жестов», включающий такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.

Структура невербального общения, краткая характеристика основных элементов невербального общения

1 Кинесика —общая моторика различных частей тела

— походка. это стиль передвижения человека

— поза — это положение тела

— жесты- это разнообразные движения руками и головой

2 Экстралингвистика — это включение в речь пауз

Такесика изучает прикосновения в ситуации общения. К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя.

Проксемика ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними.

Общение как интеграция.

Общение как интеракция подразумевает организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некую общую для них деятельность. Общение как интеракция содержит несколько компонентов: позиция, роль, стиль. Выделяют три стиля: ритуальный, манипулятивный, гуманистический. Интерактивная сторона общения предполагает психологическое воздействие, происходит изменение личности под влиянием других людей (изменение взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний). Изменения личности под влиянием других людей могут быть временными, преходящими или устойчивыми. При взаимодействии осуществляется физический контакт, совместная организация пространственной среды и перемещение в ней, совместное групповое или массовое действие, вербальный и невербальный информационный контакт.Интерактивная сторона (взаимодействие) характеризуется:уместностью принятых управленческих решений;

четким распределением обязанностей среди сотрудников;

умелым разрешением конфликтов.

Общение как социальная перцепция

Перцептивная сторона общения

Основные функции психологии социальной перцепции

1) Социальная перцепция является механизмом, запускающим общение.

Инициация общения, любой акт общения начинается с восприятия людей друг другом.

2) Восприятие выступает одним из познавательных (негативных) процессов. Социальная перцепция выступает как познание одного человека другим.

Система основных понятий

Социальная перцепция — восприятие человека человеком. В понятие социальной перцепции относится и процесс восприятия социальной действительности.

Идентификация — уподобление, отождествление — понимается эмоционально когнитивный процесс, как правило, неосознанного отождествления себя с другим человеком, с другой группой (это не проекция).

Читайте так же:  Айлурофилия

Рефлексия — 1) процесс осознания человеком того как человек воспринимается другими людьми.

2) понимается самосознание человека собственного внутреннего мира

3) понимается взаимоотражение, содержанием которого является восроизводство субъектом состояния, внутреннего мира другого человека, при этом в этом отраженном внутреннем мире человека представлено собственное я (Вл. Лефевр — первый разработал систему рефлексии).

Взаимопонимание — понимание партнерами по общению (взаимодействию) друг друга.

Аттракция — эмоциональная привлекательность другого человека; привлекательность партнера по общению, по взаимодействию Отсутствие аттракции — не привлекательность, но это еще не говорит об отталкивании людей друг другом. Важно в рекламной пропаганде.

Коммуникативная компетенция — (МЛ компет, СП. компет) — З, У, Н успешного взаимодействия с другими людьми на основе их адекватной оценки через социально-психологические характеристики.

Каузальная атрибуция (ввел Келли) — объяснения, интерпретация, приписывание причин и мотивов других людей. (Почему другой человек так сделал, сказал?) Эти механизмы проявляются при недостатке информации.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы

Влияние общения на здоровье человека

Человек – существо социальное. Это неоспоримый факт. Невозможно представить себе человека, который ни с кем не общается.

Мы с вами значительную часть времени проводим в общении. Любое общение предусматривает взаимное психологическое воздействие друг на друга партнеров по общению. Ведь что такое общение в своей сути? Общение — это обмен энергиями. Общение, как обмен энергиями – важный фактор жизнедеятельности, так же как и обмен веществ для функционирования биологического организма. Питание важно для всех органов и систем. Но еще важнее насыщение организма человека энергией. Не только той энергией, которая выделяется из переработанной пищи, но и энергией, которая поступает в организм из окружающего пространства. Упрощённо это можно назвать эмоциями. Какую энергию, какие эмоции получает наш организм из окружающего пространства, такое здоровье мы и имеем.

Если люди обсуждают что-то и получают от этого удовольствие – это обмен положительными эмоциями и положительными энергиями. Если люди спорят, ругаются, критикуют друг друга – это обмен отрицательными энергиями.

Безусловно, экологический фон окружающей нас среды оставляет желать лучшего. Поэтому трудно говорить о здоровье, когда окружающие нас энергии содержат в себе избыток отрицательных эмоций. При таком положении вещей, здоровье становится редким попутчиком человека.

Если вашему организму не хватает динамики, например, вы ловите себя на том, что вам не хватает энергии, что у вас появилась вялость, апатия, усталость, то обратите внимание именно на характер своего общения с другими людьми.

Хаотизм человеческого общения чрезвычайно вредоносен. Представьте, если вы начнете есть все подряд… Ваш организм очень быстро зашлакуется. Отравление будет самым легким нарушением в этом случае. Интоксикация, полная разбалансировка органов брюшной полости, выведенная из строя выделительная система… В общем, ни одна из биологических систем вашего организма не останется в спокойном размеренном рабочем ритме. Все выйдут из строя. Это вы все прекрасно понимаете и принимаете, стараясь не переедать, соблюдать хоть какой-то режим питания.

Да и сам организм реагирует на излишки и нарушения режима и сочетаний продуктов достаточно резко и ощутимо, заставляя вас не забывать о норме.

Другое дело – сфера общения, сфера обмена энергиями. Разум и сознание не являются биологическими объектами, потому не могут предохранять вас автоматически. Предохранение возможно только, если вы сами поддерживаете программу контроля. Но для поддержания такой программы нужна осведомленность и усилия воли, хотя бы на первом этапе.

Осведомленность людей быстро вытесняется привычками, желаниями удовлетворить чувство беспокойства, иллюзиями, которые шепчут человеку: «Это не мой случай» или «Авось ничего не случится». Потому всеядность, бесконтрольность, неграмотность в общении приводят к разбалансировке энергий. На одном участке организма происходит перенакопление энергии, а в другом, наоборот, образуется её дефицит. Перенакопление энергии ведет к её застою и трансформации в отрицательное содержание, а дефицит энергии заставляет орган или систему работать в повышенном режиме, что приводит к быстрому изнашиванию и разрывам тканей.

Общение должно контролироваться и быть таким же режимным как и питание. Вы же стараетесь есть качественную, полезную пищу и в тех дозах, которые приводят к приобретению силы, а не тяжести? Попытайтесь с этих позиций осмыслить ваше общение.

Типы вредоносного общения

Общение пустое

Этот вид общения характеризуется обменом ничего не значащей для вас информацией. Досужие разговоры о делах, не имеющих к вам никакого отношения. Как пример, обсуждение личной жизни коллеги по работе или соседки по дому. Казалось бы, какое вам дело до чужой частной жизни? Но если вам почему-то интересна эта жизнь, и вы к ней присматриваетесь с позиции наблюдателя, то это ваше дело, ваше пристрастие, которое может быть оправдано собственной бедной на события жизнью. Вы можете задуматься над этим, а можете просто плыть по течению собственного интереса, сочетая его со вниманием к соседу или коллеге, которое, не исключено, что им приятно. Если ваше внимание ему неприятно, то это уже — любопытство, говорящее о нарушении этических законов, законов совести. Внимание к соседу или коллеге – это ваше личное с соседом и коллегой дело.

Не следует переносить обсуждение частной жизни далее, в круг людей, выходящих за рамки вашего интереса. Иначе обсуждение становится пустым общением. Для вас жизнь соседа или коллеги ничего не значит, кроме любопытства, а для слушателей ваша информация только трата энергии на то, что никак не способствует обогащению.

Общение неравное

Этот вид общения характеризуется разно уровневым интеллектом. Вы можете обратить внимание на то, что при общении с кем-то вам все время приходится отвечать на вопросы, что-то объяснять, что-то корректировать во мнении собеседника, наставлять, успокаивать, убеждать, направлять, стимулировать какие-то действия… Подобное шефство допустимо крайне ограниченно. Вы можете один раз высказать своё мнение, дать совет, направление, а дальше этот человек действует сам.

Если вас с этим человеком связывают какие-то близкие отношения, то через какое-то время «подопечный» становится с вами плечом к плечу и идет с вами наравне, без вопросов, сомнений, громкоголосых «поисков себя». Если этого не происходит, то вы имеете на своем поле элементарного паразита, кормящегося вашей энергией, вашим потенциалом. Тогда не удивляйтесь, если еще через определенный период времени, уже достаточно большой, вы впадете в застойное положение и начнете болеть.

Обнаружив паразита, сведите общение на нет. Отошлите в профессиональные психологические центры, работающие с проблемами людей, заключенных в нереализованности, лени, атеизме и т.д. И следует помнить, что «мятущиеся, не могущие себя найти люди» -это на 90% обыкновенные манипуляторы, которым просто необходимо себя повесить на вас и вручить ответственность за себя, играя на таких позициях, как «защита слабого», «соответствие порядочности», «пощипывание совести». Не загоняйте себя в рамки, которые вам помогают строить другие люди для вашей же несвободы.

Общение глобальное

Часто можно увидеть картину, когда люди, собравшись в двойки, тройки, обсуждают глобальные проблемы – в основном, государственные, политические. Бурно реагируют на выборы президентов, диспутируют и даже ссорятся… Все это общение глобализированно и вредоносно, так как личность усредняется и превращается в элемент толпы, даже, если эта толпа не на улице, а в офисе, у себя на кухне или с телефонной трубкой. Энергия людей запускается в пространство и становится агрессивной.

Как подобное накопление отразится на стране – резким напряжением в почвенном слое, вызывающим обычно землятресение, потрясением эфирного пространства (цунами, наводнения)? Неизвестно, но агрессивная энергия в данном случае будет вредна не только для организмов конкретных элементов толпы, но и для энергетического состояния и почвенного слоя планеты.

Прочитав вышесказанное, вы можете впасть в уныние. Получается, что общаться практически всегда вредно. На самом деле, если вы вдруг выясните для себя, что всегда ваше общение сводится к обсуждению не относящихся к вашей жизни вопросов, к постоянному курированию чьей-то жизни, к обсуждению проблем правительственного и государственного уровня, то ваш круг общения неэкологичен.

Для полноценного общения необходимо, чтобы участники общения имели общие цели и интересы, тогда их обсуждение будет конструктивным и обоюдно полезным, полезным для всех участников общения. Общение на вопросы общенравственного характера, когда люди обозначают свои позиции в отношении сопутствующих событий, которые могут повлиять на эти цели и интересы, обмен информацией, которая может быть полезна опять же не только личности, но и целям и интересам. Равно интеллектуальное общение – залог здорового обмена энергиями.

Читайте так же:  Психологический климат

Что же касается политики… Поверьте, что при нынешнем состоянии государственности, ваш голос не определяет ничего. Определяют политические пиар-кампании, которые искусно используют рычаги подъема или снижения настроения и настроя. Конечно, знать, что происходит в стране нужно, но именно знать, владеть информацией, а не обмениваться ею.

Экологичность общения проверяется молчанием. Если вам комфортно не только разговаривать с человеком, а скорее даже более комфортно молчать, значит, у вас одноуровневый настрой. То же самое относится и к коллективу. Если группа может сидеть спокойно, занимаясь своими делами и думая каждый о своём, молчать, не испытывая дискомфорта, то фон одноуровневый. Если же молчание создает напряженный фон и вызывает желание разрядить обстановку какой-то беседой, то значит, не все у вас благополучно…

Психология общения

Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент-Экзюпери

Общение – важнейший фактор психического и социального развития личности. Навыки общения необходимы каждому человеку для полного и качественного взаимодействия с другими людьми, для адаптации в социуме. Минимальные навыки общения у нас у всех имеются, но как показывает жизнь – их часто бывает недостаточно для решения разного рода проблем и задач, с которыми нам приходится сталкиваться в повседневной жизни. Следовательно, эти навыки необходимо развивать и совершенствовать, и в этой статье я расскажу вам о том, как это можно сделать, затронув наиболее важные с моей точки зрения стороны человеческого общения.

Прежде всего, давайте дадим определение понятию “психология общения”, чтобы знать, в рамках какой науки мы с вами будем обсуждать такую тему, как общение. Психология общения – это наука, которая изучает и решает проблемы общения и взаимоотношений между людьми. Она включает в себя такие темы, как вербальное [речевое] и невербальное [неречевое] общение, формы и средства общения, язык общения, искусство проведения переговоров и многие другие полезные темы. Теперь давайте рассмотрим самые важные из этих тем, которые имеют отношение к нашей повседневной жизни, чтобы понять, ради каких выгод следует изучать психологию общения и как ее лучше изучать.

Цель и смысл общения

У всего должны быть цель и смысл, которые определяют необходимость действия. Если человек с кем-то общается, он должен понимать – почему и для чего он это делает, какая цель у этого общения, какой в нем смысл, какие у него перспективы. Ведь часто проблемы, как во время, так и после общения, возникают из-за того, что люди просто не контролируют этот процесс, он для них является в большей степени спонтанным и в меньшей степени организованным, что делает его непредсказуемым, а значит и не полностью удовлетворяющим интересам и потребностей общающихся людей, или кого-то одного из них. Это только с виду кажется, что все люди общаются друг с другом по делу, осмысленно, с полным пониманием того, для чего они это делают. На деле это не так. Я вам со всей ответственностью заявляю, что даже деловое общение, к которому люди готовятся заранее – может в итоге оказаться бесцельным и бессмысленным. У этого есть причины, но речь сейчас не о них, речь о том, что нужно уделять внимание цели и смыслу общения, нужно думать об этом, перед тем, как заводить с кем-то разговор на ту или иную тему.

Понимание в процессе общения

Так что учитесь слушать и понимать, а значит и принимать слова и мысли других людей. Для этого просто начните думать об этих людях, с которыми вы общаетесь, и их интересах. И не забывайте постоянно ставить себя на их место, чтобы понимать и помнить о том, что людям нравится слышать, а что нет. Ведь для того, чтобы понять, чего от вас хочет другой человек, вам нужно добиться от него открытости, вам нужно, чтобы он вам начал доверять, ибо без доверия общение будет неполным, с трудно идентифицированными, скрытыми желаниями. А чтобы собеседник начал вам доверять, вы должны говорить ему о том, что он хочет от вас услышать, ставя себя на его место. А что он может хотеть от вас услышать? Да в общем-то тоже, что хотели бы услышать от других людей вы. Обратите внимание, как порой бывает сложно общаться с людьми так, как ты хотел бы, чтобы общались с тобой, потому что в процессе общения человек себя не всегда контролирует и часто идет на поводу у своих эмоций. А ведь стоит только взять весь процесс общения под контроль разума, говоря то, что надо говорить, а не то, что само из вас льется, стоит начать следить за своими словами и своей реакцией, как общение сразу же станет более эффективным.

Мы же с вами знаем о том, что люди любят слышать, в том числе и о себе, а чего не любят, не так ли? Любят люди, когда их хвалят, когда им льстят и поддакивают? Любят. Многие люди даже любят, когда им откровенно лгут, если это сладкая ложь. А когда людей критикуют, когда указывают им на их ошибки, когда им говорят правду о тех или иных вещах и о них самих, которая им неприятна – это они любят? Нет, не любят. Так зачем им об этом говорить? Часто, абсолютно незачем. Хотя если подумать, то иной раз даже самая горькая правда дает больше, чем сладкая ложь, и чтобы действительно помочь человеку – нужно влить в его уши то, чего он слышать не хочет. Это непростое решение, учитывая, что никому из нас не хочется, чтобы нас ненавидели. Но иной раз такие решения принимать нужно, если человек, с которым мы общаемся и которому хотим помочь прийти к важному для него пониманию чего-то, нам действительно дорог.

Общение с разными людьми

В жизни нам приходится иметь дело с разными людьми и со всеми ними нам нужно находить какой-никакой, а общий язык. Иначе мы просто не добьемся своих целей, или того хуже – наживем себе врагов и недругов, не сумев договориться, понять, объяснить. Но у разных людей разные взгляды на жизнь, разное миропонимание, разные точки зрения на одни и те же вещи, и конечно же, у каждого человека есть свои личные интересы, которые вполне могут не совпадать, а на определенной стадии они никогда не совпадают с интересами других людей. Все это вынуждает нас в той или иной мере подстраиваться друг к другу, общаясь на понятном и приемлемом друг для друга языке. Не все могут и хотят понять других людей, я бы даже сказал, что часто этого никто не хочет, так как каждый человек всегда больше думает о себе, чем о других. Но мы вынуждены интересоваться другими людьми, вынуждены смотреть на мир их глазами и подбирать для них правильные слова, так как будучи абсолютными эгоистами мы бы просто не смогли ни с кем договориться. Поэтому мы нередко вынуждены говорить не так, как нам удобно, а так, как нам надо говорить, чтобы другим людям, нашим слушателям, было удобно нас воспринимать, а значит и понимать.

Бывает, что нам приходится общаться с очень неприятными нам людьми, подстроиться под которых не только тяжело, но и противно. Но общение на то и общение, чтобы помогать нам находить общий язык с людьми, с любыми людьми, посредством донесения до них важной с нашей точки зрения информации с помощью разных слов, равно как и восприятие этой информации от них. Оно помогает нам приходить к определенным решениям, договоренностям, уступкам. Поэтому нам нужно быть терпимыми к тем, кто по той или иной причине нас чем-то не устраивает, но с кем мы хотим найти общий язык, чтобы договориться. Помните всегда о своей цели, общаясь с другими людьми, чтобы даже в тех случаях, когда какой-нибудь человек, с которым вы общаетесь, вам очень неприятен, вы не разрывали с ним связь, а настойчиво продолжали с ним общаться, ради достижения этой цели. Потребность человека в общении включает в себя потребность в умении взаимодействовать с другими людьми, и поэтому выражается она не только в желании общаться, но и в поиске наиболее подходящих для каждой конкретной ситуации возможностей это сделать. Мы не можем быть со всеми людьми одинаковыми, не можем общаться со всеми на одном языке – мы должны искать ключик к каждому человеку, изучая его манеру общения и взгляды на жизнь.

Читайте так же:  Дизартрия

Никогда не требуйте от людей того, чтобы они соответствовали вашему уровню общения, так как большинству людей приятно находиться в своей собственной зоне комфорта, какой бы бесперспективной она не была. Нельзя ждать от других людей того, на что они не способны, поэтому общайтесь всегда с ними на их уровне и без желания людей не пытайтесь вытащить их на свой уровень, иначе это встретит сильное сопротивление с их стороны. Если люди хотят быть теми, кто они есть и не стремятся стать лучше – не пытайтесь их изменить, общайтесь с ними на их языке и договаривайтесь с ними в зоне их, а не вашего, комфорта. Будьте разумны, если вам нужно чтобы вас понимали, тогда станьте тем, кого люди могут понять. И помните, что цивилизованный человек – это продукт цивилизации, а не природы, поэтому перед тем, как с кем-то общаться, выясните – продуктом какой среды является этот человек. Если кто-то понимает исключительно язык силы – не стоит призывать его к гуманности и совестливости, ищите в своей позиции сильные стороны, или придумывайте таковые и приводите их в качестве своих аргументов. Если кто-то не дружит с логикой – не используйте логику, используйте внушение.

Подстройка к собеседнику

Для успешного, эффективного и я бы даже сказал, гипнотического общения – вам необходимо научиться подстраиваться под своего собеседника. Подстройка позволяет быстро установить с собеседником контакт на основании его модели мира, и таким образом наилучшим образом расположить его к себе. Подстроившись под собеседника – вы сможете достичь полного взаимопонимания с ним, так как чем больше вы будете на него похожи, чем лучше будете разделять с ним его ценности, давая ему понять, что смотрите на мир так же, как и он, тем больше он будет вам доверять. Люди больше доверяют тем, кого считают своим, а своими они считают тех, кто многим на них похож. Научиться подстраиваться к собеседнику вы можете с помощью НЛП, в этом направлении психологии такое умение называется – установить раппорт с собеседником. В теории – это несложная задача, но на практике вам, конечно, придется потренироваться, чтобы отточить навыки подстройки к собеседнику, поскольку для успешной постройки нужно делать это очень тонко и осторожно, незаметно для собеседника. Будете в совершенстве владеть этим умением – сможете найти общий язык со многими, если не со всеми людьми. Помните – люди больше доверяют тем, кто на них похож, кто во многом такой же, как они.

Чем проще, тем лучше

Простота общения – это и подстройка, и уважение, и честность, и дружелюбный настрой к собеседнику, который должен видеть в нас своего партнера, а не врага. Поэтому никогда не усложняйте свою речь во время общения больше необходимого. Ну а то, насколько сильно вы ее можете усложнить, зависит от того, с кем вы общаетесь или к какой аудитории обращаетесь. Не забывайте только о том, что простую речь или простое письмо поймут все, в том числе и умные люди, хоть это и может вызвать у них сомнение в ваших умственных способностях, что часто не критично, ибо по-настоящему умным людям заносчивость не присуща, в то время как те, кто слишком много из себя мнит, нуждаются скорее в лести, чем в необходимости подстраиваться под их субъективное мнение о грамотном и умном тексте или речи. А вот простые люди, при всем их желании, слишком заумный текст или заумную речь понять не смогут, а значит, вы не донесете до них свои мысли и идеи, и не добьетесь от них нужной вам реакции. К тому же, я считаю, что это просто некультурно – общаться с людьми на непонятном им языке, вынуждая их думать и гадать, что вы имели в виду. Ведь все мы в чем-то невежды, поэтому должны с пониманием относиться к непониманию других людей того, в чем они не сведущи, а не упрекать их в незнании того, что знаем мы.

Умение и желание слушать

Об этом я писал выше, но мне хотелось бы еще раз вернуться к этому, очень важному моменту в общении, чтобы вы понимали, какую роль он играет в этом процессе. Совершенно очевидно, что во время общения люди должны хотеть и уметь слушать, а главное слышать друг друга. Важно, конечно, прежде всего, хотеть это делать – слышать других людей, тогда и умение это делать придет.

Но что мешает нам это делать? Что мешает нам слышать другого человека? Это, друзья, чрезмерная сосредоточенность внимания на самих себе. Наш эгоизм, нежелание думать, самовлюбленность, излишняя самоуверенность, нежелание видеть в своем собеседнике равного себе, нежелание соглашаться с ним и идти ему на уступки – все это является причиной нашего безразличия к словам других людей. И из-за этого люди часто друг с другом не договариваются, или договариваются, но так, что один из них чувствует себя проигравшим, обделенным, оскорбленным, униженным, обиженным. А это может негативно сказаться на развитии отношений между людьми в долгосрочной перспективе. Ведь выигранное кем-то, допустим, вами, сражение в одном словесном поединке, после которого проигравший был вынужден капитулировать и пойти на унизительные для него уступки, может в дальнейшем привести вас к поражению в войне. Люди не забывают обид и унижений, поэтому при удобном случае готовы расквитаться с обидчиком. И это надо учитывать при общении с кем-либо. Живем-то мы с вами не один день – на следующее утро солнце снова взойдет и нам придется пожинать плоды того, что мы сеем сегодня. Но думаем ли мы сегодня о том, каким будет этот завтрашний день, общаясь с людьми? А стоит ли нам об этом думать? Подумайте над этим.

Таким образом мы можем заключить, что грамотное общение с людьми, при котором мы не наживаем себе врагов, а наоборот, по возможности обзаводимся новыми друзьями, союзниками, партнерами, является самым лучшим способом взаимодействия людей друг с другом. А чтобы грамотно общаться с кем-либо, важно думать не только о себе, но и о тех, с кем мы общаемся. Для чего, в свою очередь, необходимо слушать и слышать людей, чтобы понимать их, а понимая, подбирать правильную модель общения с ними. Во время общения мы применяем все – и свои знания, и подкуп, и устрашение, и обман, и лесть, и подстройку, и эмпатию, и уважение, и множество других приемов, позволяющих нам повлиять на людей нужным нам образом, чтобы добиться от них нужных нам решений и действий. И при этом, крайне важно, не наживать себе врагов. Мудрость общения в том и заключается, чтобы все люди остались довольны этим процессом и никто ни на кого не держал зла и обиды.

Общение – это работа, или лучше сказать, игра ума и игра слов, благодаря которой мы можем выигрывать в этой жизни очень солидные призы. А психология общения учит нас тому, как правильно играть в эту игру, чтобы чаще оказываться в выигрыше. Поэтому, изучая ее, вы расширяете свои возможности в вопросе взаимодействия с людьми. Ведь чем лучше вы будете общаться, тем большего добьетесь в жизни. Ваш язык – ваш друг и союзник.

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять