Жестокость подростков

Почему подростковая жестокость стала таким распространенным явлением в последнее время? В чем истинная причина проявления злости и агрессии? Нет однозначного ответа на эти вопросы. Это может быть и негативное воздействие СМИ, попытка самоутвердиться или желание показаться «крутым». Любые родители обеспокоены тем, как вырастить ребенка достойным человеком, и как суметь его оградить от проявлений жестокости других.

Опасные источники

Семя зла может быть посеяно как дома, так и в семье подростка. Попав в благодатную почву сложившихся обстоятельств, нежная детская психика не всегда может самостоятельно справиться с негативным воздействием. К сожалению участились случаи, когда подростки снимают на телефон сцены избиения, и выкладывают видео в социальных сетях. Следует отметить, что девочки порой проявляют агрессию в более жесткой форме, чем мальчики. Известно немало подобных случаев с весьма печальными последствиями.

Из–за нехватки жизненного опыта и отсутствия ответственности за свои действия, подростки не понимают, что подобное поведение – путь в никуда. Сегодня компания наглых юнцов издеваются над животными, над теми, кто не может дать отпор, а завтра вполне могут попасть на скамью подсудимых.

Отсутствие страха плюс безнаказанность – опасное сочетание, которое рано или поздно может привести к совершению какого–либо преступления. Родителям не следует забывать о том, что нехватка общения с собственным ребенком является камнем преткновения.

Мать и отец вечно заняты, нет времени выслушать, помочь, посоветовать. Но случается и такое, что злобное поведение бывает присуще и «залюбленным» отпрыскам. Такие баловни судьбы просто реально не понимают, что могут понести наказание.

Привыкнув к тому, что родители их всегда прикроют, это лишь придает им силы. Дети ничего не забывают, выплескивая свою жестокость на других. Это следствие обиды и недополученного внимания от своих родителей. В неблагополучных семьях ребенок сам часто подвергается насилию в собственном доме. Таким образом он обретает заниженную самооценку и неуверенность в себе. Поэтому, на улице, будучи в окружении сверстников такой ребенок стремится к самовыражению через драки и издевательства. Так он компенсирует свое подавленное состояние в семье, завоевывая авторитет жестокими поступками и хамской манерой общения.

Почему процветает «культ злобы»

Есть огромное количество фактов, подтверждающих то, что и в абсолютно нормальных семьях вырастают озлобленные дети. Так что семейное благополучие не дает никакой гарантии того, что ребенок сможет протянуть руку помощи ближнему. К сожалению, в большей степени вина лежит на школьном воспитании. Далеко не каждый учитель пойдет на выяснение достоверной причины конфликта среди учеников своего класса. Характер ребенка начинает проявляться еще в раннем возрасте. Классному руководителю легко определить, кто из учеников является лидером, кто является «мальчиком для битья», а кто часто проявляет агрессию по отношению к другим людям. Ни в коем случае не стоит игнорировать накаленную атмосферу в классе.

Известны очень грустные последствия того, как может закончится травля ученика одноклассниками. Нельзя делать вид, что ничего не случилось. Своевременным вмешательством можно спасти детскую жизнь. Многие подростки находятся на грани самоубийства, ощущая себя изгоями. Травля совершенно неприемлема, это из ряда вон выходящая ситуация. Нужно приложить все свое педагогическое мастерство, чтобы исправить положение. Когда дети видят, что никто не обращает внимания на жестокое обращение, издевательства становятся более изощренными. Необходимо как можно чаще собирать класс для разъяснительной беседы, постараться найти общие интересы и точки соприкосновения. Часто подобный контроль дает весь положительные результаты.

Самое важное – донести до сознания, что виноваты в данном конфликте и безучастные одноклассники. Они являются соучастниками, молча наблюдая и бездействуя. Важно быть для детей примером, а не читать долгие нравоучения. Подростки уважают взрослых, которые готовы прислушаться к их проблемам, не требуют ходить по струнке, не превышают полномочия при наказании. Активная работа гормональной системы в переходном возрасте требует выхода энергии. Нужно направить ее переизбыток в правильное русло, например, на поход в спортивный зал. Считаться с мнением других подростку пока трудно, но возможно при умелом подходе.

Как определить, что ребенок – жертва

Стоит внимательно следить за поведением своего ребенка, когда он возвращается из школы. Обращать внимание на малейшие, незначительные детали и перемени в привычном поведении. Любая мать заметит, если вдруг у подростка пропало желание ходить в школу, иногда приходит в порванных вещах, резко пропал аппетит – явные признаки наличия проблемы. Необходимо поговорить по душам. Понятно, что вывести его на подобный разговор будет очень непросто. Не во всех семьях присутствуют доверительные отношения. Необходимо с малых лет показывать своему сыну или дочери, что родители – самые надежные и лучшие друзья.

В подобной ситуации конфликта ребенка с окружающими будет значительно легче вместе найти выход. Если подросток не хочет делиться, нужно постараться проявлять осторожность и доброжелательность. Не нужно выпытывать информацию под давлением. Покажите, что вы целиком и полностью на его стороне. Возможно, тогда он найдет нужным раскрыться, попросить помощи.

В данном случае ребенок опасается, что своими откровениями с близкими лишь усугубит свою тяжелую ситуацию. Ему кажется, что это признак слабого характера – рассказать обо всем родителям. Необходимо убедить, что это совсем не так.

Вместе вы сможете выбрать вполне адекватное решение, найти правильный выход из конфликта. Не насмехайтесь над детскими проблемами, говоря, что это ерунда. Таким отношением можно сильно обидеть ранимую юную душу. В последнее время новости буквально переполнены материалами о случаях проявления повышенной агрессии у современных подростков. Обилие компьютерных игр с элементами расправы и насилия не лучшим образом отражаются на детской психике. Огромное количество подростков пытались покончить жизнь самоубийством после их избиения одноклассниками. Мало того, подобные сцены снимаются на видео, и выкладываются в Интернет на всеобщее обозрение.

Можно ли избежать проявления злости

Тема жестокости среди подростков приобретает печальную популярность во всем мире. Чтобы не дать своему ребенку стать злым, нужно просто разговаривать с ним, суметь рассмотреть в нем личность. Любые пробелы в воспитании несут свое начало из раннего детского возраста. Жестокость и агрессию у подростка можно предупредить. Необходимо научиться смотреть в одном направлении, рассмотреть разницу между словами «хочу» и «надо».

Ребенок не должен чувствовать себя одиноким. Покажите, что вы никому не дадите издеваться над ним и преследовать. Если конфликт зашел слишком далеко, обязательно стоит пообщаться с родителями главного обидчика и учителями. Если есть необходимость, нужно незамедлительно написать заявление в милицию. Иногда нанесенная психологическая травма настолько серьезная, что потребуется помощь профессионального психолога. Не оставайтесь в стороне, на войне все средства хороши.

Психолог поможет повысить самооценку, ведь обычно издеваются на теми, кто не уверен в себе. Главное – не оставлять подростка один на один со своими переживаниями. Он должен знать и быть уверен в том, что родители всегда придут на помощь, что бы не случилось.

Что творят несовершеннолетние! Какие жестокие преступления они совершают! Вздрагиваем ли мы или не обращаем внимания, когда читаем и слушаем о жестокости подростков? Хотя нормальный, здравомыслящий человек понимает, что подростковая жестокость достигла уровня, когда надо решать проблему. Понять, что мы, взрослые, упускаем.

Рассмотрим экспертное мнение двух сторон. Одну точку зрения представил адвокат Шота Горгадзе в программе «Полный контакт» с Владимиром Соловьевым. Другую показывает системно-векторная психология (СВП) Юрия Бурлана.

Проблема жестокого поведения несовершеннолетних

«26 сентября в Свердловской области подростки избили инвалида 20 лет. Один подросток бил руками и ногами молодого человека, лежащего на земле, а другой снимал сцену избиения на телефон. Видео выложили в соцсети».

Шота Горгадзе: Кого-нибудь в наше время удивляют подобные видеоролики в интернете? На такие темы нужно говорить до тех пор, пока не будут приняты законодательные меры, которые будут защищать людей от таких жестоких преступников, независимо от того, сколько им лет.

СВП: В обществе происходит постепенная утрата преемственности социальной нормы. Преемственность — это то, что взрослые передают будущему поколению. Если посмотреть на жестокость подростков, то в ней мы увидим отсутствие воспитания взрослыми.

Ребенок развивается при взаимодействии с другими людьми: мама — школа — товарищи. Он желает развиваться, приобретать навыки и опыт. Дети сами по себе не растут. Как мы выучили, воспитали, что в них вложили, то и получим. Утрату преемственности социальной нормы несовершеннолетние изменить не могут, только взрослые.

Шота Горгадзе: Самое страшное — это сотни и тысячи пассивных участников, которые лайкают, гогочут и пишут одобряющие комментарии. Те, кто смотрят эти ролики в интернете, в основном ровесники, которые пишут «как круто, молодцы» — они потенциальные убийцы, насильники. Потому что, если подвернется случай, они совершат то же. Потом выложат в сеть и будут ждать множества лайков.

СВП: Наглядно-действенное восприятие — когда человек ориентируется не на слова, а на действия, поступки окружающих. Говорим правильные слова, а действуем иначе. Дети смотрят, сравнивают и повторяют. Они ориентируются не на слова учителей или родителей, а на их поведение и действия.

Мы говорим сколько угодно правильных слов, но если при этом поступки доказывают обратное, то подрастающее поколение их перенимает. Например, учитель в присутствии класса высмеивает или унижает подростка в назидательных целях. Своим поступком настраивает класс против него. Или родители жестоко обращаются с ребенком, растят с насилием и агрессией. Тенденциозно вырастет преступник.

Причины жестокости подростков

Шота Горгадзе: Когда подросток не достиг возраста уголовной ответственности, ему плевать на закон, нет внутренних тормозов. Ты себе разрешаешь делать все. И самое главное, чего ты опасаешься, это возможные последствия. А они не наступают. Значит, ты свободен.

СВП: Только неотвратимость наказания сдерживает людей от преступления. Социальный страх перед наказанием формируется в последнюю очередь. В 9 лет его еще нет. Ребенка до 12 лет нельзя ставить перед судьей. Если в 11 лет убивает, значит, так воспитали. За это преступление и по этой статье должны нести наказание родители.

Подростки без присмотра взрослых сбиваются в архетипичный, преступный коллектив — банду. Только взрослые создают безопасность и защищенность дома, в школе. Фильм «Чучело» Ролана Быкова, снятый в 1983 году, являлся обязательным для просмотра в советских школах. Показ фильма снизил стремление подростков преследовать и проявлять жестокость по отношению к сверстникам.

Шота Горгадзе: Главная проблема — извращенное понимание слова «свобода». Подростков не научили сопереживать другому человеку. Они потребители, любят только себя. Получают удовольствие от страданий жертвы. Снимают это на телефон и выкладывают в последующем в интернете. Они не сожалеют о совершенном жестоком акте насилия, а хвалятся этим.

Их задача не сейчас и здесь избить кого-то, а показать это широкой общественности. Посмотрите, какие мы «молодцы».

СВП: В чем причины подростковой жестокости, рассмотрим на примере трех составляющих.

1. Отсутствует защищенность и безопасность в школе.

Это начало начал. Система защищенности и безопасности в российском коллективистском менталитете регулируется стыдом. Закон мы воспринимает как то, что нас раздражает, ограничивает. Ребенок не защищает себя сам, защиту ему обеспечивают взрослые. Дома — родители, в школе — учителя. Помогать ближнему и защищать слабого — это ценности российского менталитета.

Школа — это социальный институт, куда родители делегируют защищенность и безопасность своих детей. Если ученик в школе испытывает стресс, утрачивает безопасность, это задерживает развитие и значительно снижает качество процесса обучения.

Если один подросток пристает то к одному, то к другому однокласснику, остальные дети ожидают, что они станут следующими. Теряется безопасность. Учебный процесс прекращается и идет в другую сторону.

Если школьнику приходится заботиться о своей защищенности, он не включается в учебу. Обучаемость — это развитие. Когда уроки приносят страдание, связаны с унижениями и оскорблениями, возникает задержка в обучении и развитии.

2. Когда взрослые орут на ребенка.

Благодаря звуковым вибрациям происходит связь с сознанием. Человеческое ухо — орган восприятия звуков. Через ухо налажена прямая связь с психикой. Тяжелые психотравмы, эмоциональные расстройства возникают, когда мы кричим не своим голосом на человека. Это знает любой полицейский в мире, когда криком подавляет волю преступника.

Если мама орет на ребенка на Западе, приезжает полиция и забирает его навсегда. Ювенальная юстиция приемлема там, где существует закон. В России, где ментальным регулятором является стыд, закон не работает. Родителям и учителям должно быть стыдно кричать на детей, травмировать неокрепшую психику.

Проявление вербальной агрессии со стороны взрослых повышает вероятность вырастить малолетнего преступника или жертву. Учитель должен вовлекать в свой предмет, а не орать на учеников во время урока.

3. Неадекватная система запретов.

Причина подростковой жестокости кроется в неумении рационально использовать систему запретов. Эмоционально заряженным стрессовым фактором являются слова «нет» и «нельзя». Если употреблять их постоянно в речи, не объяснять причину запретов и при этом кричать, у ребенка возникает агрессия. Он защищается агрессивным поведением.

Лучше заменять эти слова понятными формулировками. Объяснять и обязательно давать альтернативу, что можно. Иначе мы вводим ребенка в стресс запретами, а он потом плевать хотел на «нет». Сначала создать доверительное отношение с подростком, а потом уже переходить на то, что хотим ему донести, чтобы он услышал и усвоил.

Профилактика жестокости подростков

Шота Горгадзе: Если школа отстранена от воспитания, а родители не занимаются этим воспитанием, то мы теряем поколение. Для начала закрыть преступные сообщества, которые агитируют малолетних потенциальных преступников становиться на криминальный путь. Вот с этого нужно начать.

Необходима жесткая ответственность родителей, когда их дети совершают правонарушение. Не только материальная и административная, но и уголовная в том числе. Если они не воспитали своего ребенка, пусть уже несут ответственность за то, что он творит.

Надо снижать возраст привлечения к уголовной ответственности с 14 до 13 лет. Преступление, совершенное и в последующем выкладываемое в сети интернет ради похвалы, должно караться более жестко, чем просто совершенное преступление.

СВП: В России сложная ситуация, когда подрастающее поколение утрачивает преемственность социальной нормы. Что делать, как защитить ребенка от нападок в школе, жестокости со стороны сверстников? Перестать быть статистами и принуждать ответственных к исполнению закона, к правосудию. Что нужно сделать?

1. Задача школы — гарантировать детскую безопасность.

Родителям не оставаться пассивными наблюдателями, если подростка преследуют одноклассники. Если родители заставят директора школы отвечать за детскую безопасность в школе, то он вынужден выполнять это требование.

Родителям тех детей, которых унижают, объединяться, создавать чат, делать объявления, раскрывать факты. Публично выражать протест, подавать в суд и привлекать к ответственности руководство школы, которое не обеспечило детям безопасное пребывание в школе.

Школьников учить нравственным способам взаимодействия со сверстниками. Чтобы в школе ученики получали знания, развивали свои способности, а не думали о самозащите от архетипичных детских группировок. Они стихийно складываются, если учителя не ведут учащихся в правильном направлении.

2. Не настраивать подростка «уметь постоять за себя».

Идея научить ребенка драться, чтобы при случае постоял за себя, имеет негативные последствия. Подросток научится драться и начнет показывать освоенные умения. Нарочно будет нарываться, чтобы к нему приставали, а он при этом защищался.

Желание продемонстрировать поставленный удар приведет к одному из двух сценариев. Либо он изувечит другого человека и попадет в тюрьму, либо его изувечат, если противник окажется более сильным и умелым в драке.

3. Избежать агрессии и нападок сверстников — отдать в спорт.

Отдать ребенка в спортивную секцию: на плавание, гимнастику, легкую атлетику — ради здоровья и физического развития. Никто не задирает спортивного, физически развитого школьника. Если дело дойдет до драки, то инстинктивно человек сумеет сохранить себя. В нас от природы заложены необходимые реакции для самозащиты.

Что делать с агрессивными детьми? Учить их защищать слабых.

«…Трудные сомнительные решения стали приниматься на раз. Результат — ребенка не узнать, сам себе удивляется. Из сумасшедшего монстра — в чуткого человечка… Камень свалился не передать какой… а до СВП при тех состояниях — хоть в окно… НАСКОЛЬКО ЛЕГЧЕ и спокойнее за детей. »

«…Всего каких-то несколько лекций, и все кардинально изменилось. Я стала спокойной, терпеливой. Я совсем перестала кричать на своего сына. Не кричу, и не хочется. Я хотела изменений в своей жизни, изменений в отношениях с сыном, особенно с сыном — это я получила от прохождения тренинга по СВП. И получила намного больше, чем хотела…»

Вывод: Невозможно решить проблему подростковой жестокости, если беспокоиться только о безопасности собственного ребенка. Нужно беспокоиться о безопасности всех детей: тех, кого унижают, и тех, кто агрессивно самоутверждается, унижая других. Мы, взрослые, несем ответственность за их счастливое детство. Только так можно спасти подрастающее поколение и будущее России.

Автор Ирина Квятковская Редактор Марина Алексеева

Корректор Екатерина Жаворонкова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

В последнее время все больше и больше видео появлятся в интернете с проявлением жестокости подростков: издевательства над животными, избиения слабого одноклассника, жестокие драки снятые на телефон, оскорбления и унижения одноклассников. Откуда в подростках столько агрессии и ненависти?

Почему дети так себя ведут? Чем помочь и как себя вести родителям и учителям со «сложными детьми»? Одним из самых сложных психологических этапов развития личности является подростковый период. Подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый, у него уже есть свое мнение и интересы, но он еще нуждается в поддержке и любви взрослых, но поддержки с уважением к своей личности.

Подростки нуждаются в принятии своих сверстников и в том, чтобы быть «замеченным» другими. Жестокое поведение- это целенаправленое нанесение физического или психологического насилия в виде унижения, избиения и унижения человеческого достоинства.

С психологической точки зрения, жестокость подростков в основном является формой протеста против не любви,не понимания и не принятия его как личности.

Т.е. одной из причин агрессивного, жесткого подедния ребенка является ощущения себя не нужным и не любимым, что причиняют внутреннюю боль и страдания. И в последствии «не любимый подросток» выражает свою боль через агрессию на более слабых и беззащитных.

Также в момент фрустрации основных потребностей подростка внутри скапливается внутреннее напряжение и с помощью агрессии он снимает напряжение, которое уже не возможно переносить. Как правило, жестокие дети — это «заброшенные дети», до которых никому нет дела. В школе повесили ярлык «он плохой и злой» и уже никто не интересуется, что вообще с ним происходит, что им движет.

Конечно, огромное влияние на детей имеет семья. Как родители решают между собой конфликтные вопросы, как родитель своего пола заявляет о себе и добивается желаемого. Если ребенок растет в атмосфере насилия ( физического или психологического), то сложно от него требовать «доброты и терпения» к другим.

Часто подросток, который проявляет насилие по отношению к другим, подвергался насилию сам ( унижение, физические наказания, сексуальное разрешение, пренебрежение к потребностям ребенка).

Насилие порождает насилие. Конечно жестокие подростки не обязательно воспитываются в неблагополучных семьях. В своей практике я встречала, когда в семье вообще не проявляли злость, агрессию, а ребенок «открывался» за всех. Но затем в семейной терапии выявлялась подавленная агрессия матери на отца, которые годами ей изменял. Ребенок — симптом семьи, то есть все то, что есть внутри семьи ( чувства, намерения, боль) обязательно проявит «самый слабый и уязвимый» член семьи.

По многочисленным исследованиям мотивов жестокого поведения подростков, сами дети говорили, что дерутся, унижают других в момент страха, от чувства несправедливости, для защиты себя и ненависти на весь мир.

Ненависть на весь мир возникает тогда, когда самые близкие и значимые люди не любят, не понимают, не заботятся. Практически на каждой консультации трудных подростков, я слышу «Я никому не нужен. Никому».

Также необходимо отметить, что агрессия может проявляться в человеке от страха. Чувство страха рождается в нас при ожидаемой опасности. А чувство агрессии проявляется в подростках для защиты себя. Поэтому чем больше страх,тем больше жестокости и агрессии к окружающим. Конечно большое влияние на подростков оказывает компания друзей и их неформальный лидер, на кого равняется большинство.

В подростковом возрасте идет внутренний поиск себя. Мы знакомимся с собой через общение с другими, поэтому большое влияние на подростков оказывает окружение.

Для того, чтобы помочь подростки, родителям важно пересмотреть собственное поведение. Следует вспомнить, что за агрессией лежит потребность в любви и принятии. Поэтому родителям и учителям важно проявить терпение и любовь к «трудному подростку», он в этом нуждается, как в воздухе!

Подростковая жестокость: причины, решения, профилактика

    Илья Бурцов 2 лет назад Просмотров:

5 — чтению; — вере, нравственному воспитанию. Таким образом, важно использовать широкий комплекс мер по воспитанию и развитию личности подростков, начиная от семьи, заканчивая образовательными учреждениями, не забывая при этом и о духовных ценностях [1]. ЛИТЕРАТУРА 1. Гусев, А. Подростковая жестокость: причины возникновения и увеличения её уровня. Что может предложить современное христианство в ответ на этот вызов современности? // РОСХВЕ, 2013 г. [Электронный ресурс] URL: 2. Детская и подростковая жестокость // Сплетник. [Электронный ресурс]url: okost (дата обращения: ) «я»: семейная статистика. Институт брака. // Государственная Дума Федерального Собрания РФ. Комитет по вопросам семьи и женщин. [Электронный ресурс]url: (дата обращения: ). 4. Синенко, Л. Дети-звери. // Всё, что нужно знать женщине, 2013 г. [Электронный ресурс] URL: 5. Яковлева, И. Добро откликнется добром. [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: ). 6. Профилактика девиантного поведения учащихся ПУ. [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: ). 5

6 7. «Шекспир в суде», или: Как перевоспитать трудного подростка. [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: ). 6

Причины детской и подростковой жестокости

Люди не рождаются жестокими, эта черта (а жестокость — это черта личности, характеризующееся безразличием к страданиям людей или стремлением нанести им страдания) приобретается под воздействием внешней среды.

Вы, наверное, замечали, что все маленькие дети ведут себя очень эгоистично, а наиболее агрессивным возрастом, по утверждению канадских психологов, считается возраст 2,5-3 года. Однако маленький ребенок еще ничего не знает о социальных нормах и запретах. От родителей зависит, насколько им удастся воспитать в ребенке доброжелательность, миролюбие, отзывчивость, умение сочувствовать другому человеку. Именно поэтому основные причины подростковой жестокости следует искать в детско-родительских отношениях и моделях семейного воспитания.

Следует помнить, что родители воспитывают только собственным примером. Если вы будете рассказывать ребенку о милосердии, а через час ваш ребенок станет свидетелем семейного конфликта, то будьте уверены, что запомнит он именно конфликт. И именно конфликтность, агрессивность станет привычным способом его поведения.

Дети, подвергшиеся жестокости со стороны родителей, также часто вырастают со склонностью к проявлению агрессии и жестокости.

Впрочем, причиной формирования жестокости, как это ни парадоксально, может стать и «слепая» родительская любовь. Когда родители чрезмерно оберегают ребенка, навязчиво о нем заботятся, они тем самым пренебрегают его индивидуальностью и самостоятельностью. Постепенно у ребенка зарождается желание доказать своим родителям, что он может совершать любые поступки по своему усмотрению. Часто это находит свое выражение в жестоком обращении с животными, со сверстниками.

Кроме того, чрезмерная родительская «любовь», вседозволенность, формирует у ребенка чувство безнаказанности, что также приводит к деструктивному поведению.

Есть случаи, когда родители сознательно воспитывают жестокость у детей. Например, родители могут подстрекать ребенка кого-то ударить или оскорбить.

Среди причин жестокого поведения детей и подростков следует назвать и равнодушие взрослых к проблемам ребенка. В таком случае занятые собственной карьерой и личными проблемами родители игнорируют потребности ребенка. В свою очередь, не получив поддержки со стороны близких, ребенок замыкается в себе, выплескивая свои проблемы в виде вспышек непонятной агрессии.

Нередко в отношениях между детьми и родителями образуется эмоциональный вакуум. Очень важно развивать у ребенка способность осознавать свои чувства и эмоции, управлять ими. Для этого родители не должны скрывать от ребенка свои собственные эмоции, желательно, чтобы они откровенно говорили о своей радости, печали или злости. При этом важно понимать и уважать эмоции детей. Например, когда ребенок плачет, дайте ему возможность поплакать, обнимите его, не говорите: «мальчики не плачут», или «будь сильной», или «стыдно, не плачь, на тебя люди смотрят». Дети, родители которых замечали и уважали свои чувства и чувства других, растут эмоционально открытыми, способными к состраданию, они смогут понять физическую и эмоциональную боль другого человека.

Понятно, что, кроме семейного воспитания, на формирование жестокого поведения влияют и много других факторов.

В частности, кризис переживает не только институт семьи, но и институт наставничества. Вспомните историю, раньше воспитанием занимались сильные, харизматичные люди. Сейчас ситуация изменилась. Небольшая заработная плата, длительный экономический и политический кризис заставляют талантливых учителей искать места с достойной заработной платой. Лишь единицы ярких сильных личностей остаются работать в школе, поэтому у ребенка сужается круг людей, поведение которых достойно подражания.

В обществе получают распространение достаточно сомнительные стандарты поведения. С одной стороны родители и учителя говорят об одних социальных нормах, с другой — в реальной жизни дети видят совсем другое. Интернет перенасыщен сценами насилия, грубости и жестокости. Герои фильмов и компьютерных игр решают все проблемы исключительно с позиции силы. Социальные сети переполнены роликами со сценами насилия. Все это приводит к тому, что подростки начинают считать агрессивное поведение нормой. Кстати, в некоторых странах, тех, кто снимает драки и сцены насилия наказывают лишением свободы. Мне кажется, что очень важно, чтобы люди, которые снимают подобные ролики и выставляют их в социальные сети, также несли надлежащую ответственность за свои поступки.

Важную роль в формировании жестокости играет авторитетная для подростка группа сверстников. В этом возрасте влияние сверстников становится сильнее влияние родителей и требования общества. Стремление соответствовать ожиданиям друзей приводит к распространению жестокости.

Часто дети считают, что издевательства над другими поможет им стать популярными, привлечь внимание к себе внимание, заставит других бояться их.

К тому же подростки тяготеют к созданию неформальных групп, а, как известно, наиболее жестокие поступки и преступления совершаются именно в группе. Даже не склонны к агрессивному поведению подростки, под влиянием группы могут проявить агрессию и жестокость. В группе редко задумываются о возможных последствиях, о персональной ответственности за преступление.

Итак, факторов, влияющих на формирование жестокости, очень много. Я назвала лишь основные, важнейшие причины распространения жестокости среди детей и подростков.

Еще раз их повторю их: кризис семейного воспитания; отсутствие внимания родителей к проблемам ребенка; недостаток близких отношений у родителей с ребенком; агрессивное поведение родителей; слабый или слишком сильный контроль над ребенком; отсутствие положительных примеров; влияние средств массовой информации; представление о том, что агрессивное поведение допустимо; желание привлечь внимание и завоевать авторитет в глазах друзей и сверстников и тому подобное.

В последнее время все больше и больше видео появлятся в интернете с проявлением жестокости подростков: издевательства над животными, избиения слабого одноклассника, жестокие драки снятые на телефон, оскорбления и унижения одноклассников. Откуда в подростках столько агрессии и ненависти?

Почему дети так себя ведут? Чем помочь и как себя вести родителям и учителям со «сложными детьми»? Одним из самых сложных психологических этапов развития личности является подростковый период. Подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый, у него уже есть свое мнение и интересы, но он еще нуждается в поддержке и любви взрослых, но поддержки с уважением к своей личности.

Подростки нуждаются в принятии своих сверстников и в том, чтобы быть «замеченным» другими. Жестокое поведение- это целенаправленое нанесение физического или психологического насилия в виде унижения, избиения и унижения человеческого достоинства.

С психологической точки зрения, жестокость подростков в основном является формой протеста против не любви,не понимания и не принятия его как личности.

Т.е. одной из причин агрессивного, жесткого подедния ребенка является ощущения себя не нужным и не любимым, что причиняют внутреннюю боль и страдания. И в последствии «не любимый подросток» выражает свою боль через агрессию на более слабых и беззащитных.

Также в момент фрустрации основных потребностей подростка внутри скапливается внутреннее напряжение и с помощью агрессии он снимает напряжение, которое уже не возможно переносить. Как правило, жестокие дети — это «заброшенные дети», до которых никому нет дела. В школе повесили ярлык «он плохой и злой» и уже никто не интересуется, что вообще с ним происходит, что им движет.

Конечно, огромное влияние на детей имеет семья. Как родители решают между собой конфликтные вопросы, как родитель своего пола заявляет о себе и добивается желаемого. Если ребенок растет в атмосфере насилия ( физического или психологического), то сложно от него требовать «доброты и терпения» к другим.

Часто подросток, который проявляет насилие по отношению к другим, подвергался насилию сам ( унижение, физические наказания, сексуальное разрешение, пренебрежение к потребностям ребенка).

Насилие порождает насилие. Конечно жестокие подростки не обязательно воспитываются в неблагополучных семьях. В своей практике я встречала, когда в семье вообще не проявляли злость, агрессию, а ребенок «открывался» за всех. Но затем в семейной терапии выявлялась подавленная агрессия матери на отца, которые годами ей изменял. Ребенок — симптом семьи, то есть все то, что есть внутри семьи ( чувства, намерения, боль) обязательно проявит «самый слабый и уязвимый» член семьи.

По многочисленным исследованиям мотивов жестокого поведения подростков, сами дети говорили, что дерутся, унижают других в момент страха, от чувства несправедливости, для защиты себя и ненависти на весь мир.

Ненависть на весь мир возникает тогда, когда самые близкие и значимые люди не любят, не понимают, не заботятся. Практически на каждой консультации трудных подростков, я слышу «Я никому не нужен. Никому».

Также необходимо отметить, что агрессия может проявляться в человеке от страха. Чувство страха рождается в нас при ожидаемой опасности. А чувство агрессии проявляется в подростках для защиты себя. Поэтому чем больше страх,тем больше жестокости и агрессии к окружающим. Конечно большое влияние на подростков оказывает компания друзей и их неформальный лидер, на кого равняется большинство.

В подростковом возрасте идет внутренний поиск себя. Мы знакомимся с собой через общение с другими, поэтому большое влияние на подростков оказывает окружение.

Для того, чтобы помочь подростки, родителям важно пересмотреть собственное поведение. Следует вспомнить, что за агрессией лежит потребность в любви и принятии. Поэтому родителям и учителям важно проявить терпение и любовь к «трудному подростку», он в этом нуждается, как в воздухе!

Жестокость подростков: с чем связана детская жестокость?

Многие дети начинают проявлять агрессию еще в раннем возрасте, и обнаруживая попускательское отношение взрослых, продолжают развивать в себе эту черту. Из-за чего же в обществе появляются жестокие подростки, и можно ли как-то бороться с их агрессией?

Влияние семьи на зарождение подростковой жестокости

Жестокость подростков может зарождаться сразу по нескольким причинам, и негативное воздействие здесь оказывают как сами родители, так и окружение школьника.

Так, например, одной из основных причин подобной агрессии психологи называют равнодушие взрослых к проблемам ребенка. В подростковом возрасте школьник испытывает серьезное психологическое и эмоциональное давление, поэтому ему требуется поддержка близких людей. Однако, поглощенные карьерой и личными проблемами родители, порой игнорируют интересы своего чада. Не получив достойную поддержку и помощь, школьник замыкается в себе, выплескивая свои проблемы в реальную жизнь в виде вспышек необъяснимой агрессии. Причем жестокость ребенка порой проявляется не только по отношению к окружающим, но и по отношению к самому себе.

Еще одна причина жестокого поведения подростков по отношению к окружающим — негативное влияние среды, в которой ему приходится жить. Зачастую в семьях, где один из родителей страдает некой формой зависимости (алкогольной или наркотической), дети вырастают агрессивными и жестокими. Разумеется, это не касается каждого ребенка, вышедшего из неблагополучной среды, но негативный пример взрослых в любом случае оказывает то или иное негативное влияние на психику ребенка. Стараясь показать свое безразличие к сложившейся в семье ситуации, ребенок все чаще и чаще проявляет агрессивность к тем детям, которым больше повезло в плане семейного благополучия.

Агрессию ребенок может перенять и непосредственно от самих родителей. Если глава семьи часто занимается рукоприкладством, это становится серьезной причиной для зарождения жестокости в сердце подростка. В дальнейшем ситуация будет только ухудшаться, да и поведение школьника станет еще более вопиющим. Именно поэтому при наличии стимулов для развития жестокости, исходящих из семьи, ребенку стоит как можно быстрее обратиться к психологу. Профессиональная помощь поможет справиться с личностным кризисом, подавив чрезмерную агрессию.

Влияние круга общения на зарождение подростковой жестокости

Подростковая жестокость порой никак не связана с положением в семье. Часто случается так, что абсолютно благополучная ячейка общества выпускает в мир жестокого и крайне агрессивного подростка. Поведение школьника может измениться буквально за несколько недель: еще вчера ребенок казался послушным и ласковым, а сейчас никак не реагирует на ласку взрослых, проявляя невероятную агрессию.

В таких ситуациях проблема обычно кроется в изменении круга общения. Если школьник начал общаться не с самыми порядочными сверстниками, то он немедленно начнет перенимать их повадки. Иногда даже самые порядочные дети, попав в дурную компанию начинают проявлять жестокость по отношению к окружающим, учителям и родителям.

Еще одна причина зарождения подростковой жестокости — желание избавиться от прежнего имиджа. Иногда дети, которых обижают в классе и подвергают насмешкам, превращаются в настоящих агрессоров и диктаторов с глубокой внутренней травмой. Им необходима срочная помощь специалистов, а иначе модель поведения будет ухудшаться с каждым днем, что может в итоге привести к крайне негативным подростковым изменениям. Иногда такие забитые дети превращаются в беспощадных садистов по одной-единственной причине: они никогда не видели жалости со стороны окружающих.

Зачастую агрессия ребенка зарождается из-за конфликтов с преподавателями или первых неудач в любви. Детская психика, сформировавшаяся не до конца, оказывается неготовой к подобным ударам судьбы. В результате, агрессия оказывается лишь средством борьбы со своими комплексами. Если проблема продолжает развиваться, то общее поведение школьника ухудшается, а его агрессия по отношению к окружающим возрастает.

Прочие стимулы зарождения детской жестокости

Конечно,бывают случаи, когда детская жестокость начинает зарождаться в раннем возрасте, еще до поступления в школу, но такие случаи крайне редки и связаны с серьезными нарушениями психики. Чаще всего жестокость и агрессия, как черты детского характера, появляются именно в подростковом возрасте. Связано это с элементарными внутренними перестройками организма. Ребенок изменяется в психологическом и физиологическом смысле, что оборачивается комплексами и постоянными депрессиями. Дети внезапно сталкиваются со взрослым миром и приспосабливаются к нему при помощи повышенной и порой необоснованной жестокости.

Постоянные гормональные скачки приводят к тому, что дети буквально не способы контролировать приступы ярости, а это оборачивается проблемами в семье, недопониманием со стороны друзей.

Сейчас довольно часто психологи рассуждают на тему того, как современная культура влияет на увеличение уровня жестокости у подростков. Многие фильмы изобилуют откровенными и агрессивными сценами, а ролевыми моделями для детей становятся далеко не самые позитивные музыканты и актеры с порой неадекватным поведением. В результате, ровняясь на любимых персонажей из фильмов или на реальных актеров с неадекватным поведением, дети порой перенимают их привычки и нюансы поведения в обществе.

Сильно влияют на подростков и современные компьютерные игры. Их чрезмерная жестокость и гиперболизированная активность заставляет детей все время чувствовать напряжение и злость. Изучая этот вопрос, психологи неоднократно доказывали, что большая любовь к компьютерным играм и взрослым, агрессивным фильмам приводит к нарушениям в поведении ребенка. Подростки буквально не могут контролировать свою жестокость, что оборачивается плачевными результатами в плане их нормальной социализации.

Первые признаки зародившейся агрессивности заметить несложно: ребенок начинает хуже учиться, он уже не так охотно выполняет домашние задания и грубит родителям. Авторитет старших не кажется подростку непререкаемым, и это сказывается на общей модели поведения. Однако взрослые часто игнорируют эти первые признаки зарождающейся агрессии, списывая их на подростковый кризис. Именно поэтому жестокость, уже зародившаяся в сердце ребенка, продолжает развиваться беспрепятственно. Если сейчас взрослые не начнут заботиться о будущем психологическом состоянии младшего члена семьи, предотвратить его моральное разложение в будущем будет уже невозможно.

Намного проще бороться с детской жестокостью в том случае, если между ребенком и родителям воцарились доверительные, близкие отношения. В таком случае, маме и папе стоит поговорить с подростком, объяснить, что его поведение ранит окружающих и доставляет им много неудобств. На ранних этапах развития проблемы, подобная беседа еще может помочь.

Если же отношения между ребенком и взрослыми оставляют желать лучшего, придется обращаться к помощи профессионалов. Психологи знают, как аккуратно воздействовать на ролевые модели подростка, в корне изменяя его повседневное поведение. Постоянные беседы с подростком в итоге приведут к тому, что он откажется от беспочвенной жестокости и агрессии.

Зачастую зарождение данной проблемы связано с появлением чувств, которые раньше подростку были незнакомы. Так, например, если в семье появляется второй малыш, школьник может испытывать жгучую ревность, которая и выльется в повышенную жестокость. Выявив причину зародившейся проблемы, взрослым нужно постараться сделать старшего ребенка важной частью жизни младшего. Как только подросток осознает, что родители его все также любят и уважают, его чрезмерная агрессия сойдет на нет.

Зачастую из-за собственной занятости родители даже не стараются контролировать интересы своего чада не пытаются разговаривать с ним, вводя лишь беспочвенные ограничения. Не стоит забывать, что в подростковом возрасте дети стремятся к независимости, они всеми силами стараются доказать свою состоятельность, как личности. Вводя постоянные ограничения, взрослые добьются лишь того, что поведение ребенка продолжит ухудшаться. Чрезмерное давление со стороны окружающих выльется в настоящую волну ярости, справиться с которой порой бывает невозможно. Именно поэтому действовать нужно осторожно, день за днем доказывая ребенку свою любовь и стремление поддержать его.

Постепенно, по мере взросления, агрессия будет уходить на второй план, собственно, как и жестокость. Справиться самостоятельно с подобными внутренними демонами подростку бывает крайне сложно, поэтому замечательно, если рядом с ним окажутся понимающие родители, готовые поддержать в любой, даже самой спорной ситуации. Без соответствующего внимания к проблемами младшего члена семьи, его жестокость продолжит прогрессировать.

Детская агрессия — настоящий бич современного общества, и бороться с этой проблемой крайне сложно, особенно, если родители ребенка не заинтересованы в помощи ему. В возрасте 14-17 лет подростку требуется дополнительное внимание со стороны близких, и без него ребенок просто замкнется в себе, а уровень его жестокости будет расти день ото дня, ухудшая отношения и со взрослыми, и со сверстниками.

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять