Альтруизм

Сегодня предлагаем обсудить тему: "альтруизм". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Примеры альтруизма

Понятие альтруизм определяет собой особый нравственный принцип, который заставляет людей бескорыстно помогать другим, причем нередко принося в жертву этому собственные интересы, желания и потребности. Огюст Конт, французский философ, который сформировал это определение, главным девизом альтруиста считал фразу «живи для других».

Проблема альтруизма

Часто можно услышать противопоставление альтруизма как высшей степени отказа от собственных интересов, и эгоизма, как высшей степени концентрации на себе. Однако на самом деле эти два понятия нередко путаю, подменяя одно другим, ведь альтруист считает, что он совершает поступки, руководствуясь лишь желание помочь окружающим, а ведь на самом деле он может преследовать личную выгоду, что само по себе противоречит понятию альтруизма.

Эгоизм и альтруизм в психологии нередко дополняют еще одним понятием – эготизм. Здоровый эготизм – это удовлетворение собственных интересов не в ущерб другим людям, что считается наиболее логичной, правильно и здоровой позицией, в то время как эгоизм критикуют за игнор социальных норм в угоду собственным интересам.

Однако проблем альтруизма тоже достаточно много, ведь альтруистами становятся люди с неудовлетворенными моральными потребностями. Их может быть множество, но одна из самых важных – потребность быть кому-то нужным, которая реализуется таким образом.

С другой стороны, альтруизм — помощь другим, исходящая из духовных мотивов и интересов личности, то есть конструктивная практика, позволяющая личности достигать удовлетворения собственных потребностей через помощь другим.

Примеры альтруизма

Взглянуть на это явление можно с совершенно разных точек зрения, и проще это сделать, рассмотрев примеры альтруизма.

  1. Женщина ухаживает за мужем и детьми, помогает соседям, дает пожертвования нищим, но при этом совершенно не находит время для себя, своих интересов, увлечений и внешности.
  2. Жена запойного алкоголика, которая терпит нетрезвого мужа, стремится чем-то ему помочь, или смирившись просто ухаживает за ним, забывая о себе.

В этих двух примерах альтруистическое поведение связано с реализацией потребности в нужности, в которой обычно человек даже не признается себе сам. Однако есть и другие примеры, где, как ни крути, а выгоды для самого человека нет. Например, солдат, закрывающий своим телом мину, чтобы его товарищи могли пройти. В итоге герой умирает, совершив подвиг, и помогая своей отчизне одержать победу – и это истинный альтруизм, в котором нет ни доли его выгоды.

Альтруизм — что это такое и выгодно ли быть альтруистом

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Многое из нашего поведения диктуется не логикой, а внутренней необходимостью. В нас это заложено генетически. Как много поколений отделяет вас и меня от первого человека на земле? Многие тысячи.

И весь накопленный в результате этой эволюции опыт аккумулирован в нашем генотипе. Мы унаследовали от предков те черты, которые позволили им выжить и дать потомство.

Сегодня мы говорим про альтруистов и это очень важно, ибо именно такой тип поведения позволил вам и мне появиться на свет. Вряд ли мы бы жили, если все наши многочисленные предки были бы эгоистичны по отношению к своему потомству. Родительский альтруизм (бескорыстная забота о детях) является тем столпом, благодаря которому стало возможным существование человеческого рода и многих видов животных.

Альтруизм — это желание помогать другим людям бескорыстно

, т.е. не требуя ничего взамен. Такое поведение является полной противоположностью другой крайности — эгоизму (готовности бескорыстно заботиться только о себе). На первый взгляд поведение альтруиста не выдерживает критики, особенно в наш век оголтелого стяжательства, где властвует принцип «ничего личного, только бизнес». Но так ли это на самом деле?

Что такое альтруизм

Само по себе слово происходит от латинского «альтер», что в переводе означает «другие». Некоторые говорят, что альтруизм — это социальный мазохизм. Наверное, со стороны это выглядит именно так, но не спешите делать выводы. В какой-то степени, такое поведение может быть намного более «умным» и дальновидным.

Альтруист — это человек, который интересы каких-то других людей ставит превыше своих (или наравне со своими). Обычно такое отношение распространяется на родственников, друзей, знакомых, соседей. Но есть варианты, когда альтруизм направлен на любых людей, которые нуждаются в помощи (можно сказать, что это филантропия).

Эгоист же — это противоположная модель поведения, когда человека мало волнуют другие люди или он их даже ненавидит, как недавно рассмотренный нами мизантроп. Но даже такие люди хотя бы в чьей-то судьбе принимают участие или хотя бы интересуются этим.

Население же земли в большинстве своем находится где-то между этими двумя крайностями с большим или меньшим отклонением в ту или иную сторону.

С детства нас учат не быть эгоистами, помогать другим людям и любить не только себя. Мудрый совет, смысл которого понимаешь только спустя годы. По сути, быть альтруистом — это «на отлично» выполнить родительские наказы

Различают несколько вариаций альтруизма:

    Родительский — самый понятный и очевидный из всех. Забота о собственных детях считается нормой во всех человеческих этносах (и у многих животных). Это, можно сказать, наш «основной инстинкт».

Альтруист — это очень дальновидный человек

Если капнуть поглубже и посмотреть на последствия проявления альтруизма в стратегическом плане (в долговременной перспективе), то можно увидеть что такая стратегия поведения оказывается во многих случаях более успешной, чем у эгоистов.

Эгоизм выгоден в краткосрочной перспективе (все только себе). Ты не потратился материально, физически или духовно, а значит сэкономил. Но в среднесрочной и долгосрочной перспективе ты подорвал себе репутацию и многое, что могли бы для тебя сделать другие, теперь они никогда не сделают.

Читайте так же:  Зависть

Альтруизм же, неся явные убытки в момент совершения «акта добра», в будущем может принести колоссальные дивиденды. Он имеет накопительный эффект. В большинстве случаев ваша доброта (что это такое?) окупается сторицей, и те люди, что в обычной ситуации для вас бы ничего не сделали, могут пойти к вам навстречу в силу вашей отличной репутации и некоего возникающего у них «чувства долга перед вами».

На самом деле мудрое изречение про то, что «делайте людям добро и оно обязательно к вам вернется». Думаю, что большинство альтруистов и не особо об этом задумываются (действуют по наитию, по велению совести, следуя заветам предков и т.п.), но их жизненная философия вполне состоятельная и не так глупа, как кажется недалеким людям.

Кстати, эту мысль хорошо подтверждает тот факт, что многим ушлым людям дивиденды альтруизма кажутся настолько значимыми, что они начинают заниматься им для получения выгоды (по сути, проводя саморекламу). Я уже писал, что в списке ведущих филантропов мира сейчас нет никого, у кого было бы меньше миллиарда зелени на счету.

Вообще, преобладание альтруистического типа поведения говорит о высокой степени просоциальности данной личности. Это способствует успешному существованию семьи и других социумов. В результате естественного отбора в основном выживали те, кто был настроен на нормальное сотрудничество и не чуждался взаимопомощи.

Альтруизм — это своего рода успешная генетическая программа, которая помогает выживанию вида. Это подтверждают исследования и многих других представителей животного мира. Самопожертвования пчел, муравьев или термитов для общего дела или просто кормление самками чужих детенышей.

Само собой, что у такого типа поведения есть и отрицательная сторона. Почти всегда найдутся паразиты, которые присосутся к альтруисту и будут его нещадно эксплуатировать, воспринимая все это как должное и не чувствуя себя ему чем-то обязанным. Это тоже способ выживания.

А вообще, альтруистическое поведение выгодно социуму и общество его всячески поощряет, тем более, что выгода тут все же чаще всего бывает именно взаимной. Эгоистическое же поведение порицается, да и само по себе оно не имеет под собой оснований, ибо его выгодность эфемерна и со временем приносит одни лишь убытки.

Что такое альтруизм. Нужно ли быть альтруистом

Альтруизм – стиль жизни, направленный на служение людям. Об этом можно говорить как о черте характера, направленности личности, жизненной философии. Чаще всего его сравнивают с эгоизмом и рассматривают как противоположность последнего и желаемый стиль поведения. Но так ли это? Нужно ли быть альтруистом? Или же это так же плохо, как нездоровый эгоизм? Давайте разберемся.

Что такое альтруизм

«Будь альтруистом, уважай эгоизм других», – Станислав Ежи Лец.

Альтруизм – это готовность прийти на помощь, выслушать, понять другого человека и даже просто умение признать и принять чужое мнение и интересы. Сам термин ввел социолог О. Конт. И в самой первой трактовке из уст «отца» смысл альтруизма звучал так: «Поступай так, чтобы твой личный интерес служил чужому интересу».

К настоящему времени эту трактовку сильно извратили и приравняли к самопожертвованию, что уже ничего не имеет общего с альтруизмом:

  • Альтруизм – поведение, полезное в отношении других людей, но причиняющее вред или наносящее ущерб самому альтруисту.
  • Это бескорыстная деятельность, активность в отношении создания блага для других людей.
  • Альтруизм тождествен самоотверженности – так чаще всего говорят теперь.

Однако если человек делает добро другим, нанося вред себе, то это нездоровое состояние. Речь идет о какой-то душевной проблеме, возможно, неврозе или разрушающем жизнь сценарии. Конечно, в отношениях мы можем пожертвовать чем-то, иногда идти на уступки и компромиссы, но при условии, что это не превращается в самоуничтожение и самоунижение.

Современный альтруизм – это волонтерство, благотворительность, наставничество. К обязательным характеристикам альтруизма относится:

  • ответственность;
  • бескорыстие;
  • свобода и осознанность выбора;
  • чувство удовлетворения и самореализации.

Теории альтруизма

Биолого-социальная

Существует теория, согласно которой в нас заложены гены альтруизма, но включается этот механизм только в отношении близких людей (дети, родители, супруги, друзья и любимые). Если же альтруистическое поведение используется слишком часто, нанося вред человеку, то плавно эта врожденная способность вытесняется совсем. Оптимальный вариант альтруизма – применение его в отношении таких же близких альтруистов.

Существует и другая теория. Еще недавно считалось, что альтруизм – исключительно результат воспитания, социального научения. Но уже сегодня, хотя этот фактор и учитывают, биологическим детерминантам отводится главенствующая роль. К слову, врожденный альтруизм – один из элементов, объединяющих нас с животными. Но некоторые отличия существуют:

  • у животных альтруизм обусловлен исключительно биологией и инстинктами;
  • человек способен к осознанному, наделенному ценностями и культурным значением, альтруизму;
  • человеческий альтруизм всегда мотивирован чем-то, не обязательно инстинктом выживания.

Несмотря на то, что установлен факт врожденной склонности к альтруизму, не определены четкие возможности и сила этой природной особенности. Альтруизм способствует сохранению человеческого вида в широком смысле. Защита близких людей – это вариант продолжения рода и сохранения своих генов. Хоть и не всегда этот подтекст осознается.

Однако отсюда вытекает новое противоречие: альтруизм ли это, если человек старается сохранить свои гены и продолжить свой род? Не о здоровом ли эгоизме идет речь? А если да, то так ли противоположны эгоизм и альтруизм? Пока эти вопросы без ответа.

Социальная

Согласно другой теории, в основе альтруизма всегда лежит ожидание (осознанное или бессознательное) ответной благодарности. Вознаграждение может принимать любую форму и вид, но получить его хочется всем. В контексте этого быть альтруистом мы подсознательно хотим в отношении тех, в ком видим потенциал «отдать сполна».

Тогда снова назревает вопрос: не эгоизм ли это? Можно ли помогать людям на самом деле жертвуя собой или же все это формы эгоизма, который хочет, чтобы мы почувствовали себя важными, значимыми, добрыми, в конце концов, прослыли альтруистами? Думаю, ответ находится на стыке позиций: альтруизм и правда продолжение эгоизма, а точнее их можно сравнить с «инь и янь».

[2]

Важен баланс эгоизма и альтруизма. Что это значит? Здоровый эгоизм обеспечивает нам безопасность и сохранность нашего «Я», но альтруизм позволяет нам налаживать отношения с другими людьми и удовлетворять стремлении «быть с кем-то». Мы социальные существа, и с этим ничего не поделаешь. Нам нужно быть собой в обществе других людей. Для этого и нужен баланс в моделях поведения.

Читайте так же:  Как общаться с мужчинами

Причины и структура альтруизма

Как результат научения альтруизм развивается:

  • после искреннего раскаяния человека в чем-либо;
  • из-за перенесенной травмы или потери;
  • при выраженном ощущении несправедливости этого мира в широком смысле.

Альтруизм состоит из человеколюбия, сострадания и развитого чувство справедливости. Без этого комплекса невозможно проявлять альтруизм, притом ни здоровый, ни болезненный. Эмпатия – еще один немаловажный элемент. Без развитой способности чувствовать эмоции и настроения других людей об альтруизме не может идти и речи.

[3]

Именно альтруизм позволяет уживаться нам с людьми, строить гармоничные близкие отношения, выполнять свои обязанности. Альтруист делает добро, потому что это его внутренняя потребность и убежденность, что его оппонент сделал бы так же.

Чем опасен альтруизм

Альтруизм лишает личность самой себя. Большее думание о других, чем о себе или думание о других в ущерб себе заставляет человека по сути отрекаться от себя и признавать превосходство другого. Но это лишь одна опасность.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вторая опасность – тот, в чью сторону направлен альтруизм, начинает чувствовать себя богом и постепенно погрязает в эгоизме. Таким образом, альтруизм опасен двумя вещами:

  • потеря личности, самости, «Я» альтруиста;
  • искажение образа «Я» у того, в чью сторону направлен альтруизм.

Если рассматривать альтруизм, граничащий с гиперопекой, например, материнской, то для объекта альтруизма это опасно еще и выученной беспомощностью, зависимостью.

Нужно ли быть альтруистом

Таким образом, альтруизм полезен и нужен, но в меру и при условии ответных реакций. Слепое и чрезмерное самопожертвование вредит как тому, кто отдает, так и тому, кто принимает. Одного он лишает личности, а другого самостоятельности и адекватной социализации в мире.

Не стоит стремиться стать альтруистом. Нужно участвовать в том, что взаимно и обоюдно. В том, где польза для себя сочетается с пользой для других. Любовь, общение, творчество не могут быть односторонним процессом. А это основные процессы, в которых участвует человек.

Рассматривая основные концепции альтруизма, психологи так и не могут однозначно охарактеризовать его. Все зависит от истинных мотивов человека (осознаваемых и неосознаваемых), а также от последствий альтруистической деятельности:

  • Если мотивы (потребности) не высшие, то полезность такого альтруизма вызывает сомнения.
  • Если человек страдает от своего же альтруизма, то это болезненная форма поведения.

Здоровый альтруизм – элемент зрелой личности, способ удовлетворения высших потребностей в самореализации и самоактуализации. Но альтруизм никогда не должен быть результатом нарушенного инстинкта самосохранения или действий по указке, а также средством в достижении иных целей, например, получения власти, зависимости со стороны подопечного.

Альтруизм – от латинского слова «alter», что в переводе означает «другой» или «другие». Это принцип нравственного поведения человека, подразумевающий бескорыстность в действиях, направленных на удовлетворение потребностей окружающих людей, с ущемлением собственных интересов и выгод. Иногда в психологии альтруизм расценивается либо как аналог, либо как составляющая просоциального поведения.

Впервые сформулировано понятие альтруизма, в противовес эгоизму, французским философом, основоположником социологии Франсуа Ксавье Контом в первой половине XVIII века. Изначальное его определение звучало так: «Живи ради других».

Теории альтруизма

Выделяют три основных взаимодополняющих друг друга теории альтруизма:

  • Эволюционная. Базируется на понятии «сохранение рода – движущая сила эволюции». Сторонники этой теории считают альтруизм биологически запрограммированным качеством живых существ, максимально способствующим сохранению генотипа;
  • Социального обмена. Подсознательный учет в любых ситуациях базисных ценностей социальной экономики – чувств, эмоций, информации, статуса, взаимных услуг. Став перед выбором – оказать помощь или пройти мимо, человек всегда инстинктивно просчитывает последствия решения, мысленно соизмеряя затраченные усилия и полученные бонусы. Данная теория трактует предоставление бескорыстной помощи как глубинное проявление эгоизма;
  • Социальных норм. По правилам социума, определяющим поведенческие обязанности индивида в границах, называемых нормами, оказание бескорыстной помощи – естественная необходимость человека. Современные социологи выдвинули данную теорию альтруизма, как базирующуюся на принципах взаимности – обоюдная поддержка равных, и социальной ответственности – содействие людям, заведомо не имеющим возможности ответить взаимностью (дети, больные, пожилые, малоимущие). Мотивацией альтруизма в обоих случаях являются социальные нормы поведения.

Но ни одна из этих теорий не дает полного, убедительного и однозначного объяснения природы альтруизма. Вероятно потому, что это качество человека также следует рассматривать в духовной плоскости. Социология же – наука более прагматичная, что существенно ограничивает ее в изучении альтруизма как свойства человеческого характера, а также в выявлении мотивов, побуждающих людей поступать бескорыстно.

Один из парадоксов современного мира состоит в том, что общество, давно и прочно развесившее ценники на все – от материальных благ до научных достижений и человеческих чувств – продолжает порождать неисправимых альтруистов.

Читайте так же:  Как сделать учебу интересной

Виды альтруизма

Рассмотрим основные виды альтруизма, с точки зрения вышеизложенных теорий в применении к определенным ситуациям:

  • Родительский. Иррациональное бескорыстно-жертвенное отношение к детям, когда родители готовы отдать не только материальные блага, но и собственную жизнь ради спасения своего ребенка;
  • Нравственный. Реализация своих духовных потребностей для достижения состояния внутреннего комфорта. Например, волонтеры, бескорыстно ухаживающие за неизлечимо больными, проявляют сострадание, довольствуясь моральным удовлетворением;
  • Социумный. Вид альтруизма, распространяющийся на ближнее окружение – знакомых, коллег, друзей, соседей. Безвозмездные услуги этим людям делают существование в определенных группах комфортнее, что позволяет некоторым образом ими даже манипулировать;
  • Сочувственный. Людям свойственно испытывать эмпатию, представлять себя на месте другого человека, сопереживая ему. В такой ситуации оказание кому-либо поддержки из альтруизма потенциально проецируется на себя. Отличительная особенность данного вида помощи – она всегда конкретна и нацелена на реальный конечный результат;
  • Демонстративный. Выражается в автоматическом, на уровне подсознания, выполнении общепринятых норм поведения. Содействие, оказываемое из такого рода побуждений, можно охарактеризовать выражением «так положено».

Зачастую проявление милосердия, филантропии, бескорыстия, жертвенности трактуют как альтруизм. Но есть основные отличительные особенности, которые только в комплексе присущи именно альтруистическому поведению:

  • Безвозмездность. Никакой личной выгоды от произведенного действия;
  • Жертвенность. Затраты личного времени и собственных средств (материальных, духовных, интеллектуальных);
  • Ответственность. Готовность персонально отвечать за последствия таких поступков;
  • Приоритетность. Интересы других всегда выше собственных;
  • Свобода выбора. Альтруистические действия совершаются исключительно по собственному побуждению;
  • Удовлетворение. Поступаясь личными интересами, альтруист не чувствует себя в чем-либо ущемленным.

Альтруизм помогает раскрыть потенциальные возможности личности, поскольку ради других человек часто способен сделать гораздо больше того, что делает для себя. При этом такие поступки придают ему уверенности в собственных силах.

Многие психологи уверены, что склонность к альтруизму у людей напрямую связана с ощущением счастья.

Примечательно, что ученые-зоологи отмечают проявления альтруистического поведения в естественной среде обитания у дельфинов, обезьян и воронов.

Альтруизм — плюсы и минусы

Альтруизм – явление, существующее с древних времен. Всегда были люди, для которых счастье ближнего важнее, чем его собственное. Самоотверженность, бескорыстные поступки, доброта, склонность к эмпатии и совестливость – качества, характеризующие альтруиста.

Альтруизм — что это такое?

Альтруизм – термин (с лат. alter – другие), обозначающий добровольную активность человека в отношении других, нуждающихся в помощи людей. Считается, что истинный альтруизм не связан с получением выгод, иначе альтруистический поступок теряет свою значимость и ценность. Кто такой альтруист – на этот вопрос хорошо ответил русский философ В. Соловьев: это человек, который солидарен нравственно с другими человеческими существами, интересуется их судьбами и счастьем. Примеры альтруизма:

  • донорство;
  • волонтерство (уборка территорий, очистка рек, работа в хосписах, на местах аварий, в приютах для животных);
  • разного вида благотворительность;
  • наставничество;
  • самопожертвование (спасение других ценой собственной жизни).

Альтруизм в психологии

Счастье и благополучие, интересы и выживание других людей обладают большей ценностью, чем собственные. Альтруизм в психологии — это разновидность просоциального или «помогающего» поведения, при котором, человек альтруист это тот, кто добровольно оказывает помощь другим индивидам и основной движущей силой здесь является искреннее желание благополучия людям, без ожидания награды за свой поступок. Причины альтруизма:

  1. Эмпатия. Сопереживание душевным страданиям. Умение поставить себя на место страдающего человека.
  2. Собственные неприятные чувства, от которых можно избавиться, если обратить внимание на страдание других и сфокусироваться на помощи для них.

Альтруизм в философии

Альтруизм — это понятие, введенное французским философом О. Контом в противоположность эгоизму. Принцип «живи для других» нашел свое развитие в XIX в. в рамках моральной философии и включал в себя следующие постулаты:

  • ограничение личных интересов в пользу других;
  • самоотречение;
  • поступки не должны ущемлять права и потребности людей.

В XX в. альтруизм как явление переосмысливается философами и возводится в категорию «помогающего поведения», основанного на этике заботы. Философы и эволюционисты сошлись во мнении, что альтруизм в умеренном проявлении – мощный и отборочный фактор эволюции и становления человечества на всем протяжении его существования.

Альтруизм — плюсы и минусы

Альтруизм — это необходимое для человечества и эволюции планеты Земля качество. Но как у любого явления здесь есть свои как положительные, так и теневые стороны. Альтруизм можно рассматривать в контексте «черное — белое». Созидательные качества самоотверженности и бескорыстия:

[1]

  • мир становится добрее и безопаснее;
  • жизнь по совести;
  • ощущение счастья;
  • умиротворение от совершения добрых поступков;
  • прогресс и эволюция общества;
  • меняется сознание людей;
  • ценность жизни становится очевидной.

  • опасное скатывание в обесценивание своих собственных интересов, ущемление человеком себя во всех смыслах;
  • «возведение на пьедестал» — добрые дела начинают совершаться с целью испытать чувство собственного великолепия;
  • иногда, альтруистический поступок заканчивается смертью.

Виды альтруизма

Альтруизм, как явление несет в себе стремление человека к гармонии в себе и попытки «сгладить острые углы» в этом мире через проявление сочувствия, добра и сострадательности иногда и жертвенности во имя жизни других. Но проявляясь в индивидуальности – альтруизм выглядит по-разному, поэтому среди специалистов выделяется несколько видов альтруизма:

  1. Альтруизм, происходящий из сочувствия и симпатии – добросердечие и собственные побудительные мотивы к состраданию. Этот вид альтруизма характерен для родственных связей и в отношениях с близкими людьми, друзьями. Здесь есть потребность помогать из чувства привязанности и любви.
  2. Моральный альтруизм. Центральное звено «внутренний цензор» человека – совесть и нравственные установки, основанные на внутреннем убеждении, что так поступил бы любой на его месте. Мерилом правильности поступков являются отсутствие чувства вины и душевное спокойствие.
  3. Самопожертвование – крайний вид альтруизма, имеющий два аспекта. Положительный – сверхчеловеческая добродетель, во время которой происходит жертвование чем то ценным для человека, иногда и жизнью. При психологическом отклонении, таком как ненависть к себе, такой альтруизм можно охарактеризовать со знаком «минус».
  4. Рациональный альтруизм – попытка человека найти баланс между своими потребностями и при этом не ущемить потребности других. Альтруистические поступки тщательно обдумываются. Рациональный альтруист это человек, который не будет действовать в ущерб себе и людям.
Читайте так же:  Аллюзия

Альтруист и филантроп — разница

Два близких понятия альтруист и филантроп относятся к категории альтруизма, проистекающей из симпатии, но филантроп выходит за рамки помощи среди близких, и охватывает своей деятельностью большое поле. Филантропы — личности организующие благотворительность, они те, кто берут попечительство, выбирая для себя определенные ниши, например защита исчезающего вида животных или категорию социально незащищенных граждан. Альтруист это более широкое значение, включающее в себя и понятие «филантроп».

Альтруизм и эгоизм

Альтруист и эгоист – противоположные друг другу понятия, но при всей видимой противоположности в одном человеке заложена и альтруистичность и эгоизм. Золотая середина — это разумное сочетание этих качеств, в противном случае происходит превращение в крайнюю жертвенность или тотальный эгоизм. Часто это происходит не сколько из-за внутренних импульсов, но осуждения окружающих. Альтруист может превратиться в эгоиста, если его добрые поступки осуждаются обществом, которое видит в проявлениях помощи скрытые корыстные мотивы.

Найдено 13 определений термина АЛЬТРУИЗМ

стремление сделать людям лучше, чем им того хочется.

самоотверженность, сознательное и добровольное служение людям, желание помочь другим, способствовать их счастью на основе мотива любви, преданности, верности, взаимопомощи, сочувствия, сострадания.

самоотверженность, сознательное и добровольное служение людям, желание помогать другим, способствовать их счастью на основе мотива любви, преданности, верности, взаимопомощи, сочувствия, сострадания.

от лат. alter — другой) — моральный принцип, побуждающий человека к бескорыстному служению ближним, готовности пожертвовать своими интересами ради других. Термин введен французским социологом О. Контом как противоположность понятию «эгоизм» [19].

лат. alter – другой) – элемент культуры личности и культуры человеческих отношений, выступающий в качестве нравственного принципа. А. заключается в бескорыстном служении другим людям, в готовности жертвовать для их блага личными интересами; противоположен эгоизму.

англ. altruism; нем. Altruismus. 1. Бескорыстная самоотверженная забота о благе других людей в противоположность эгоизму. 2. По Э. Дюркгейму — обществ, состояние, при к-ром индивид полностью поглощается группой и не имеет собственных целей, отличающихся от целей группы; исполнение долга и следование групповым нормам считаются наивысшими ценностями. См. САМОУБИЙСТВО АЛЬТРУИСТИЧЕСКОЕ.

ALTRUISM) Альтруизм, обычно противопоставляемый эгоизму и индивидуализму, представляет собой принцип бескорыстного отношения к нуждам и интересам других. Согласно Э. Дюркгейму, альтруистическое самоубийство, то есть самоубийство в интересах группы, есть результат сильного коллективного давления и социального одобрения. Более современная постановка вопроса о превосходстве альтруизма над эгоизмом характерна для теорий обмена и взаимности, а также рационального выбора теории. См. также: Обмена теория.

фр. altnnsme от лат alter—другой) – моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение «ближнему», готовность пожертвовать своим интересом в пользу интересов другого. В теорию морали термин был введен французским философом и социологом Контом, который положил данный принцип в основу своей этической системы. Конт считал, что моральное усовершенствование общества может быть достигнуто путем воспитания в людях особого общественного чувства – альтруизма, которое должно противодействовать их эгоизму.

франц.altruisme, от лат. Alter -другой), самопожертвование (у животных), генетически обусловленная поведенческая реакция (обычно у взрослых особей), состоящая в своеобразном жертвовании индивидуальным биологическим благополучием, даже жизнью, если вследствие этого достаточное число сородичей (молодых) может увеличивать свои шансы на выживание, спасение в экстремальных условиях (родители ради потомков, отбор сородичей). Один из основных биологических обеспечения процветания вида и передачи из поколения в поколение генов. Альтруизм — бескорыстная забота о благе других людей. Термин введен О. Контом, противоположный по смыслу эгоизму. Любовь ближнего, или альтруизм, является у человека относительно недавним приобретением и нередко развито лишь в слабой степени. Различают следующие формы альтруизма в человеческих культурах: помощь людей друг другу во время опасностей, справедливое деление пищи, помощь больным, раненым, помощь посредством орудий, помощь посредством знаний.

фр. altruisme, лат. alter — другой) — моральный принцип, основанный на признании естественной связанности людей через врожденное чувство симпатии. При этом в другом, наделяемом статусом этической доминанты всего моего существования, видится воплощение общечеловеческого. А. отказывается от внутренней самооценки субъекта в попытке выйти за пределы эгоизма, безусловным этическим абсолютом которого являлся «единственно я сам». Нравственность обеспечивается оценкой извне, а потому А. вынуждает человека смотреть на собственные действия с точки зрения беспристрастного очевидца, что приравнивается к суду совести. С позиции А. понятие долга естественно следует из чувств врожденной симпатии между людьми.

Понятие «А.» введено Контом как обобщение принципа «жить ради других», существенного для морали буддизма и христианства, позднее развитого английской этикой 18 в. (А. Шефтсбери, Ф. Хатчесон, А.Смит) и идеями французского Просвещения (Ж.-Ж.Руссо). Идея особой самоценности, направленности на другого через сопереживание полнее всего была развита А.Шопенгауэром. С точки зрения самого Конта, следует различать инстинктивный А., объединяющий животных в род, и человеческий А., зарождающийся в условиях цивилизации и переходящий в спонтанное врожденное чувство. Ницше ставил вопрос о преодолении А. как уравнивающего чувства стада. З.Фрейд трактовал А. как невротическую компенсацию вытесненного первоначального эгоизма. Позднее возникают попытки устранить этическую оппозицию «А. — эгоизм» через рассмотрение Другого как уникального Я, подобного моему.

Читайте так же:  Тяжелая депрессия

АЛЬТРУИЗМ (фр. altruisme от лат. alter – другой) – нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага. В качестве морального требования альтруизм формулируется в противоположность эгоизму, о чем свидетельствуют золотое правило и заповедь любви (см. также МОРАЛЬ). Как принцип межличностных отношений альтруизм конкретизируется в принципе справедливости: «Поступай так, чтобы интерес другого человека не становился для тебя средством достижения собственных целей», в принципе уважения: «В своих поступках не ущемляй интересы и права другого человека» и принципе человеколюбия, или соучастия: «Поступай так, чтобы интерес другого человека становился целью твоего поступка». Обращенный к индивиду как к носителю частного интереса альтруизм предполагает самоотречение, ибо в условиях социальной и психологической обособленности между людьми забота об интересе ближнего возможна лишь при ограничении собственного интереса.

Практическая проблема, отраженная в дилемме альтруизм – эгоизм, заключается в противоречии не частного и общего интересов, а моего и чужого интересов. Как видно из определения альтруизма и самого слова «альтруизм», этот принцип повелевает содействовать благу другого человека, возможно, как равного, и при любых условиях – как ближнего. В этом смысле альтруизм необходимо отличать от коллективизма как принципа, ориентирующего человека на благо сообщества (группы). Такое определение нуждается в нормативном и прагматическом уточнении, в частности, по поводу того, кто судит о том, в чем заключается благо другого, в особенности, когда другой не может считаться в полной мере способным самостоятельно судить о том, что составляет его действительный интерес. При формулировке альтруизма, указывающей на необходимость подчинения своего интереса интересу другого, сам принцип альтруизма может быть поставлен под сомнение: как следует поступать по отношению к обидчику, к чинящему несправедливость, к нечестивому человеку? В связи с этим принцип альтруизма может быть уточнен таким образом, что он не распространяется на тех, кто намеренно творит несправедливость и зло.

Видео (кликните для воспроизведения).

Во второй половине 20 в. альтруизм как особое явление сознания и поведения человека стал предметом специальных социологических и социально-психологических исследований «помогающего поведения». В них альтруизм анализируется в контексте практических отношений между людьми, на материале различных форм солидарности, благодеяния, благотворительности, взаимопомощи и т.д. Альтруизм также переосмысливается в контексте этики заботы.

Многие представители эволюционной этики, начало которой положил Ч.Дарвин, указывали на то, что альтруизм как социальное чувство или как взаимопомощь коренится в мире животных и является могучим фактором становления человека. Достижения эволюционной генетики позволили представителям эволюционной этики показать биологические предпосылки альтруизма. Согласно некоторым эволюционным теориям морали (например, П.А.Кропоткина, К.Кесслера, В.П.Эфроимсона), человечество проходило в своем становлении групповой отбор на моральность, в частности, на альтруистичность: выживали те группы, у индивидов которых появляется и закрепляется генетическая структура, определяющая альтруистическое – помогающее, самоотверженное, жертвенное – поведение. Если принять во внимание особенное понимание эволюционистами альтруизма, как такого индивидуального поведения, которое увеличивает возможности приспособления и размножения родственной группы при возможном уменьшении шансов индивида, то становится ясно, что альтруизма был одним из биологических инструментов приспособленности не особи, но родичей, т.е. «совокупной приспособленности». Речь идет именно об эволюционистском понимании альтруизма как механизма внутригруппового взаимодействия.

Наиме­но­ва­ние: Альтруизм (образовано от латинского слова: alter — другой).
Опреде­ле­ние: Альтруизм — это нравственный принцип, согласно которому благо других людей и их интересы более значимы, чем собственное Я и личные интересы.
Дискурс: Общество Философия
Связан­ные концепты: Эгоизм
Текст: Авторы: P. Г. Апресян. Подготовка элект­рон­ной публи­ка­ции и общая редакция: Центр гумани­тарных техно­логий. Инфор­ма­ция на этой стра­нице пери­оди­чески обнов­ля­ется. Послед­няя редакция: 23.04.2019.

Альтруизм — это нравственный принцип, согласно которому благо других людей и их интересы более значимы, чем собственное Я и личные интересы. Термин «альтруизм» был сконструирован и введён в оборот О. Контом, развивавшим традиции британской моральной философии XVIII века, для фиксации понятия, противоположного понятию эгоизм (см. Эгоизм). Конт называл альтруизм «жизнью ради других», рассматривая, таким образом, бескорыстное удовлетворение человеком интересов других людей в качестве высшего блага. Центральная идея альтруизма — идея бескорыстия как непрагматически ориентированной деятельности, выполняемой в интересах других людей и не предполагающей реального вознаграждения.

Очевидно, действительная проблема, отражённая в дилемме «альтруизм — эгоизм», заключается в противоречии не частного и общего интересов, а интересов Я и Другого. Как видно из определения термина (и этимологии слова «альтруизм»), речь идёт о содействии не общему интересу, а именно интересу другого человека (возможно, как равного, и при любых условиях — как ближнего), и уточняется, что альтруизм необходимо отличать от коллективизма — принципа, ориентирующего человека на благо сообщества (группы). Такое определение нуждается в нормативной и прагматической спецификации; в частности, относительно того, кто судит о благе другого, в особенности когда другой не может считаться в полной мере суверенным судить о том, что составляет его действительный интерес. Обращенный к индивиду как к носителю частного интереса альтруизм предполагает самоотречение, поскольку в условиях социальной и психологической обособленности людей забота об интересе ближнего возможна лишь при ограничении собственного интереса.

Альтруизм
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here