Демонстративное поведение

Демонстративное потребление — (престижное, показное, статусное потребление) расточительные траты на товары или услуги с преимущественной целью продемонстрировать собственное богатство. С точки зрения демонстративного потребителя, такое поведение служит средством… … Википедия

Суицидальное поведение у подростков — – вариант патохарактерологической реакции, по А.Е.Личко (1985). Различаются: а) истинное суицидальное поведение – связанное с длительной, тяжёлой психической травматизацией и отличающееся осознанной суицидальной мотивацией; б) аффективное… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Суицидальное поведение у подростков — По А.Е. Личко (1985), одна из форм патохарактерологических реакций. Различаются истинное, аффективное и демонстративное С.п. Истинное С.п. обычно бывает следствием длительной и тяжелой психической травматизации. См. Амбрумовой концепция… … Толковый словарь психиатрических терминов

Турухтан — Турухтан … Википедия

истерия — Психическое расстройство, при котором мотивы, как будто бы не известные больному, вызывают сужение поля сознания или нарушения моторной или сенсорной функции. Этим нарушениям больной может придавать психологическую и символическую ценность. Могут … Большая психологическая энциклопедия

Озёрная чайка — Озёрная чайка … Википедия

Обыкновенная чайка — ? Озёрная чайка Озёрная чайка в брачном наряде Научная классификация Царство: Животные Тип … Википедия

Озерная чайка — ? Озёрная чайка Озёрная чайка в брачном наряде Научная классификация Царство: Животные Тип … Википедия

Речная чайка — ? Озёрная чайка Озёрная чайка в брачном наряде Научная классификация Царство: Животные Тип … Википедия

Чайка обыкновенная — ? Озёрная чайка Озёрная чайка в брачном наряде Научная классификация Царство: Животные Тип … Википедия

Демонстративное поведение — понятие, используемое в психологии. В широком смысле присутствует в самой разнообразной психопатологической симптоматике: охваченный депрессией человек демонстрирует, осознаёт он это или нет, что всё потеряло для него интерес, и он не находит больше в жизни смысла; при мании величия — демонстрируется преимущество перед другими, ценность своих идей и т. п. В узком смысле — как стремление привлечь к себе внимание — демонстративное поведение наиболее ярко выражено в симптоматике, нозологически относимой к истерии. Термины «демонстративная личность» и «истерическая личность» иногда употребляются как синонимы [1].

Демонстративное поведение наиболее заметно у животных, имеющих специальные органы (например, хвост павлина), хотя иногда не менее ярко обнаруживается в виде действий или звуков: соловьи поют, голуби воркуют.

В России исследованием демонстративного поведения занимался В. К. Вилюнас. Его исследования выявили различные мотивации демонстративного поведения:

  • автономное самодемонстрирование, обычно обнаруживающееся в побуждаемой другими мотивами деятельности и делающее человека небезразличным к тому, как эта деятельность воспринимается другими;
  • инструментальное приобретающее демонстрирование, используемое как средство достижения положительных целей;
  • инструментальное защитное демонстрирование как средство предотвращения неблагоприятного развития событий;
  • демонстрирование, сохраняющее или изменяющее «образ Я» вследствие ассимиляции производимого на других впечатления;
  • демонстрирование, служащее разрядке напряжения.

Литература

Вилюнас В. К. Психологические механизмы биологической мотивации. М.: Издательство Московского университета, 1986. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Издательство Московского университета, 1990. Вилюнас В. К. Инстинкт в свете эмоциональной концепции мотивации // Вестник Московского университета. Сер.14, Психология. 1997. № 1. С. 3-13, 91-92.

Вилюнас В. К. Фенотипическая интерпретация политической активности // Вестник Московского университета. Сер.14, Психология. 2001. № 2. С. 51-62

Демонстративное потребление — (престижное, показное, статусное потребление) расточительные траты на товары или услуги с преимущественной целью продемонстрировать собственное богатство. С точки зрения демонстративного потребителя, такое поведение служит средством… … Википедия

Суицидальное поведение у подростков — – вариант патохарактерологической реакции, по А.Е.Личко (1985). Различаются: а) истинное суицидальное поведение – связанное с длительной, тяжёлой психической травматизацией и отличающееся осознанной суицидальной мотивацией; б) аффективное… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Суицидальное поведение у подростков — По А.Е. Личко (1985), одна из форм патохарактерологических реакций. Различаются истинное, аффективное и демонстративное С.п. Истинное С.п. обычно бывает следствием длительной и тяжелой психической травматизации. См. Амбрумовой концепция… … Толковый словарь психиатрических терминов

Турухтан — Турухтан … Википедия

истерия — Психическое расстройство, при котором мотивы, как будто бы не известные больному, вызывают сужение поля сознания или нарушения моторной или сенсорной функции. Этим нарушениям больной может придавать психологическую и символическую ценность. Могут … Большая психологическая энциклопедия

Озёрная чайка — Озёрная чайка … Википедия

Обыкновенная чайка — ? Озёрная чайка Озёрная чайка в брачном наряде Научная классификация Царство: Животные Тип … Википедия

Озерная чайка — ? Озёрная чайка Озёрная чайка в брачном наряде Научная классификация Царство: Животные Тип … Википедия

Речная чайка — ? Озёрная чайка Озёрная чайка в брачном наряде Научная классификация Царство: Животные Тип … Википедия

Чайка обыкновенная — ? Озёрная чайка Озёрная чайка в брачном наряде Научная классификация Царство: Животные Тип … Википедия

Демонстративное поведение.

Демонстрация вместо нападения. Наблюдая развитие ребенка, вы могли видеть, что первые проявления агрессии у него жестокие: он бьет руками мать по лицу, пинается, неожиданно кусает. Из-за того, что он маленький и слабый, мы не замечаем грозности его намерений. Позднее ребенок замещает покушение на нас демонстрацией: машет рукой, топает, кричит, а дерется и кусается все реже.

В эволюции животных происходил сходный процесс: агрессивное нападение сменялось демонстрацией угрозы возможности нападения. Особенно при стычках особей одного и того же вида. Демонстрация, вызывая у противника страх, позволяет выиграть стычку, не прибегая к схватке, очень опасной для обеих сторон. Физическое противоборство заменяется психическим противостоянием. Поэтому развитое агрессивное поведение, включающее в себя много угроз и пугающих действий, полезно для вида. А для хорошо вооруженных видов просто спасительно.

Что и как демонстрируется. Противника проще всего напугать, показав ему те средства защиты и нападения, которыми располагает данный вид животных. У рыб это шипы в плавниках. Поэтому рыбы, угрожая, раздвигают плавники и поднимают шипы; многие встают в воде вертикально, выставив их навстречу противнику.

У пресмыкающихся, птиц и млекопитающих орудия нападения и защиты чаще всего расположены на челюстях, и они угрожают, раскрывая пасть. Такая форма угрозы удобна при межвидовых конфликтах, поскольку она всем понятна.

Одна лишь раскрытая пасть не может передать все оттенки угрозы, поэтому у многих видов она сопровождается изменениями внешнего вида головы: расширяются или сужаются глаза, прижимаются уши, наморщивается нос, изгибаются губы, насупливаются брови, движется кожа на лбу и темени. Достигается это с помощью сокращения мышц лица и головы. Если на коже есть к тому же выросты или пучки перьев, шерсти, и все это раскрашено в несколько цветов, получается целый код сигналов о состоянии и намерениях животного, как истинных, так и мнимых.

У приматов отличное зрение, поэтому естественный отбор наделил их сложной мимикой. Лица многих обезьян сильно оголены, а кожа ярко раскрашена. У человека мимика тоже богатая, но часть лицевых мышц ослаблена, лицо не столь рельефно и не раскрашено. Шевелить ушами и шапкой волос он почти не может. Недостатки мимической информации человек компенсирует речью. Но врожденные программы восприятия мимики у человека работают, и поэтому если вождь раскрашивает лицо, он лучше повелевает подчиненными. Боевая раскраска воинов, восстанавливая обезьянью рельефность лица, делает его грозным и подавляет противника. Той же цели служат гребни из листьев.

Кричать ура в рукопашном бою требовали современные уставы пехоты. С развитием речи подавление противника поношением стало таким эффектным, что большинство наших агрессивных контактов перебранкой и исчерпываются. Воистину, язык страшнее пистолета.

Позы преувеличения. Большинство животных растут в течение всей жизни. У таких видов встреча двух взрослых особей, одна из которых много больше другой, — обычное дело. Кто старше, тот крупнее, сильнее и опытнее. Драку с ним маленький противник заведомо проиграет. Поэтому у рыб, земноводных, пресмыкающихся врожденная программа, гласящая тот, кто больше тебя сильнее тебя, соответствует действительности.

Птицы преувеличивают себя, распушая перья, а млекопитающие вздыбливая шерсть. У человека эта реакция атавистична, но у некоторых людей при конфликте шевелятся волосы на голове

Другой прием преувеличения размеров выпрямит ноги, подтянуться, высоко поднять голову всем хорошо знаком на собственном примере. Некоторые четвероногие животные при этом встают на задние ноги. Тот, кто оказался выше, получает психологическое превосходство над соперником. Та же программа сохранилась и у безногих змей: два самца, приподнявшись один перед другим, стараются как можно выше вытянуться вверх, пока один из них не потеряет равновесие и не унизит себя в глазах соперника падением.

Преувеличить себя можно за счет поднимающегося гребня над головой. Этот прием есть у всех от рыб до птиц. Вожди и воины тоже его применяют, надевая на головы высокие шапки, шлемы, зачастую увенчаны гребнями, шишками, перьями, в сущности, в бою неудобными. И сейчас офицеры прибегают к любым ухищрениям, чтобы сделать себе фуражку с тульей повыше. Программа срабатывает автоматически. Ведь разум прекрасно знает, где кончается у человека в военной фуражке макушка, а все равно он кажется выше и значительнее, чем есть на самом деле.

Наконец, преувеличение размеров достигается и занятием более высокой точки в пространстве. Программа так проста, что достаточно заставить соперника смотреть снизу вверх, и он почувствует себя ниже тебя. Когда птицы садятся на дерево, доминанты занимают самые высокие ветви, а за верхушку зачастую борются. Постаменты, троны, трибуны и прочие возвышения обязательный атрибут власти во все времена. Ни один царь или вождь не придумал в качестве места для своей персоны углубление.

Цель унизить противника.

При агрессивной стычке животное, оценившее противника как более крупного, признает психологическое поражение, и дальнейшей борьбы может не быть один уступает другому. Если же дело доходит до борьбы, то у очень многих видов цель ее унизить противника в самом прямом смысле этого слова: повалить или бросить на землю. Падение может сопровождаться физическим ущербом, но может быть и совершенно безболезненным, как у роняющих друг друга змей. Все равно это поражение, и проигравший уступает.

Позы подчинения, покорности и умиротворения. Что делает проигравший? Прежде всего, он складывает оружие — шипы, хохлы, когти, зубы, рога прячет их, чтобы не пугать победителя. Сам преуменьшает свои размеры с той же целью. Маленький, согбенный, безоружный противник не страшен. Страх покидает победителя, а с ним кончается и агрессивность. Многие животные падают и переворачиваются брюхом вверх унижают себя как можно сильнее. Человек выражает разную степень покорности, опуская голову, кланяясь, падая на колени и, наконец, валяясь в ногах.

Если проигрыш ясен заранее, животное может при встрече с более сильным противником сразу принять позу подчинения. В таком виде оно не страшно, и у противника не возникает агрессии. Если оно, конечно, не накопилось в избытке.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Демонстративность Маньки Облигации — следствие не ее психологических проблем, а ее воспитания. Это в большей степени ошибочное, а не проблемное поведение.

Демонстративность героини Джулии Робертс — от смущения и немного месть за то, что на нее смотрят с осуждением. Эта демонстративность — от ситуативных психологических проблем, это проблемное поведение.

Демонстративное поведение, пока оно не выходит за некоторые разумные рамки, удобное средство для решения самых разных жизненных задач. Демонстративное поведение нередко присуще лидерам по харизматичному типу и большинству женщин. Можно считать, что в той или иной мере демонстративное поведение лежит в сути женского поведения, посколько одна из главных задач женщины — это привлечение к себе внимания. Разумная мера демонстративного поведения для женщины — это норма. Смотри Мужское и женское

Неадекватное демонстративное поведение

Демонстративное поведение бывает в рамках нормы, бывает — за рамки нормы выходит, становится неадекватным.

Демонстративное поведение, даже неадекватное, не всегда связано с психологическими проблемами личности.

Например, что касается демонстративного поведения Маньки Облигации, то ее поведение с какими-либо психологическими проблемами, по-видимому, не связано, и есть лишь выражение ее личностного типа и особенностей воспитания, воспитания на образцах социальных низов.

А вот демонстративность героини Джулии Робертс в фильме «Красотка» — от смущения и немного месть за то, что на нее окружающие смотрят с осуждением. Эта демонстративность — от ситуативных психологических проблем, это проблемное поведение.

Вредные привычки и расстройства

Демонстративное личностное расстройство – поведение человека и терапия

Есть вероятность, что, если вы когда-нибудь встречали человека с демонстративным личностным расстройством, вам запомнился этот опыт. Человек со схемой демонстративного личностного поведения, как она описана в психиатрии, проявляет «устойчивый паттерн завышенной эмоциональности и привлечения внимания».

Что такое демонстративное расстройство личности

Это поведение начинается в ранней взрослости. Люди, страдающие демонстративным личностным расстройством, обычно имеют следующие характеристики, перечисленные в DSM-IV:

1. Им не комфортно в ситуациях, когда они находятся не в центре внимания. 2. Взаимодействие с другими часто характеризуется несоответствующим сексуально соблазняющим или провоцирующим поведением. 3. Они проявляют преимущественно быстро перескакивающие и неглубокие временные эмоции.

4. Они постоянно используют акценты своей внешности, чтобы привлекать к своей персоне внимание.

5. Их речь чрезвычайно эмоциональна и лишена конкретики и деталей. 6. Они проявляют самодраматизацию, гиперболичную театральность и преувеличенное на показ выражение эмоций. 7. Они легко внушаемы – без труда поддаются внешнему влиянию людей или жизненных обстоятельств.

8. Ими принято полагать любые отношения более близкими и доверительными, чем на самом деле.

Люди с демонстративным расстройством имеют сильную потребность быть в центре внимания — все время. У них часто бывают проблемы с постоянными сексуальными отношениями и достижением близости. Они играют роли в отношениях, представляя себя, например, жертвой или принцем, или принцессой. Они жаждут новизны, стимуляции и возбуждения. Людям с демонстративным расстройством личности легко наскучивает обыденность.

Они ищут немедленного удовлетворения и мало заинтересованы в перспективе. Они могут совершить суицидальную попытку, чтобы привлечь внимание.

Демонстративная схема поведения

Сверхразвитые характеристики людей с демонстративными расстройствами — это эксгибиционизм, экспрессионизм (открытое, несдержанное выражение чувств) и импрессионизм (использование преувеличенного выражения эмоций, недостаток фактических деталей). От 2 до 3 % общего населения США страдает демонстративным расстройствам личности.

Недоразвитые характеристики — это контроль и рефлективность. Вот некоторые наблюдения о схемах людей с демонстративным личностным расстройством.

1. Их базовое убеждение состоит в том, что они должны производить впечатление на других людей. 2. Они убеждены, что другие люди созданы для того, чтобы служить им или восхищаться ими, и что другие не имеют права отказать им или отвергнуть их. 3. Их основная стратегия в том, чтобы быть театральными, использовать шарм, слезы или даже совершить попытку суицида, чтобы добиться того, чего они хотят.

4. Они считают себя поистине очаровательными.

5. Они считают других людей без проблем соблазняемыми, принимающими их очарование и восхищающимися ими.

Личностный указатель такого человека

По неясным причинам демонстративное личностное расстройство поражает гораздо больше женщин, чем мужчин. Это также верно для пограничного личностного расстройства. Мужчины склонны к антисоциальным ярлыкам.

Демонстративное личностное расстройство скорее всего происходит из раннего окружения, которое не дало этим людям необходимых заботы и принятия.

Их научили, что им нужны другие люди, чтобы удовлетворять свои потребности. Когда они не получали внимания, которого хотели от других, они научились действовать театрально, чтобы получить это внимание и добиться удовлетворения своих потребностей.

Демонстративные люди считают, что они неадекватны и неспособны самостоятельно справляться со своей жизнью. Поскольку они убеждены, что не могут справиться сами, они ищут других людей, чтобы им помогли.

Им присущ сильный страх отвержения, и поскольку они считают, что другие должны всегда делать то, что они хотят, то, когда другие отвергают их, это особенно опустошительно.

Длительные отношения редко удерживаются у демонстративных людей. Они нуждаются — и требуют — постоянного подтверждения от своих партнеров и чрезвычайно требовательны и в других сферах.

Люди с демонстративным личностным расстройством пытаются избежать самопознания. Они поверхностны, но могут иметь очень сильные переживания. Они обычно используют мышление по принципу «все или ничего», сверхгенерализации и эмоциональные объяснения.

Терапевтическая помощь демонстративной личности

Лечение людей с демонстративным личностным расстройством — непростая задача. Поскольку они часто изначально рассматривают терапевта как своего спасителя, терапевт должен видеть, что пациент активно вовлекается в лечение с самого начала. Демонстративных людей нужно заставить понять, что они должны взять ответственность за свое лечение и что терапевт не может сделать этого за них.

Во время лечения люди с пограничным, в демонстрацию, расстройством личности склонны сосредотачиваться на тем плохом, что с ними произошло, и, если разрешить им, проводить целые терапевтические сессии, разговаривая об этом. Терапевты очень стараются, чтобы они сосредоточились на лечении, и пытаются избежать их концентрации на событиях прошлого.

Терапевты пытаются сделать так, чтобы демонстративные люди сосредоточились на одном вопросе в один момент времени, что сложно, потому что они быстро теряют интерес. Они часто бросают терапию, потому что начинают скучать и теряют готовность работать.

Из-за маленького запаса внимания терапевт часто дает демонстративным пациентам домашнее задание, пытаясь поддерживать их активность и включенность между сессиями. Прежде чем терапевты смогут заручиться помощью демонстративных пациентов в их же лечении, они обычно переделывают их базовое допущение — что они беспомощны и им необходимы другие, чтобы о них заботиться.

Демонстративное поведение ребенка

Как часто мы делаем то, чего ждут от нас наши дети? Речь идет не о повседневных потребностях, которые входят в обязанности родителей, а о детских манипуляциях взрослыми. Детское поведение напоминает удочку. Ребенок ее закидывает, а взрослый «заглатывает крючок» и… делает то, что ждет ребенок.
Как это происходит? С помощью демонстративного поведения – поступков, целью которых является демонстрация себя. Внешне и внутренне такое поведение адресовано взрослым. Главное для ребенка – создать контакт со взрослым.

Варианты поведения
Демонстративное поведение проявляется в нескольких вариантах.

Вариант 1. «Похвали меня!» Похвала – это эффективный стимул деятельности и прекрасное средство формирования детской самооценки, если она заслуженная. Заслужил, заработал – похвалили. И это просто замечательно. Ребенок растет с пониманием того, что любят его просто так, а хвалят за конкретные поступки.

Однако нельзя захваливать малыша без повода. Это воспитывает потребительское отношение к жизни и формирует неадекватную самооценку. Нужно ли говорить, насколько это вредно для детской психики. Взрослые это знают, но захватывают крючок. Вот конкретный пример.

В маршрутке наблюдаю диалог мамы и девочки лет восьми. – Учительница предложила тебе солировать в хоре, — говорит мама. – А почему я? – капризно спрашивает девочка. – Ну, наверное, потому что ты лучше всех поешь. – Лучше Таньки? – Лучше. – Лучше Ольки? – Лучше. – А в другом классе есть кто-нибудь, кто будет солировать? – Наверное, нет.

– Значит, я лучше всех пою в этом классе?

Разговор мамы и девочки может быть бесконечным. Фразой «почему я», была запущена «удочка», и мама сразу «попалась». Девочка ловко манипулирует мамой вопросами, а та хвалит девочку столько, сколько ей это нужно. А за что она ее хвалит? Пока только предложили петь в хоре. Совсем неизвестно, справится ли она. Возможен любой вариант событий, но девочке заранее необоснованно завышают самооценку.

Вариант 2. «Я плохой» В принципе, это разновидность первого варианта демонстративного поведения, но другими словами. Ребенок начинает говорить о своих недостатках с уверенностью в том, что взрослый его поправит и обязательно похвалит. Примеры детских «крючков»:

– Я некрасивая. – Я толстая. – Я не умею петь.

– Ты меня не любишь и платье не купишь.

Взрослые моментально подхватывают фразы и убеждают ребенка в обратном:

– Ты очень красивая. – Ты хорошенькая стройная девочка. – Ты поешь лучше всех.

– Я очень тебя люблю и куплю платье.

Подобных вариантов может быть много, но за всеми стоит простая манипуляция: похвали меня просто так. И взрослый попадается на крючок.

Вариант 3. Кривляние Как часто нам приходится сталкиваться с детским кривлянием. Стоит ребенок у доски и просто выгибается во все стороны. Точно также он ведет себя в поликлинике, при встрече с вашими знакомыми – в самые неподходящие моменты. Взрослый общается, решает какие-то вопросы и понимает, что чадо ведет себя демонстративно. «Перестань кривляться!» – говорим мы ребенку. А это значит, что контакт состоялся. Крючок заглотили, и ребенок продолжает в том же духе показывать демонстративное поведение. Почему? Потому что он манипулятор. А взрослый, нервничая и волнуясь, просто «висит» на его крючке.

Эта ситуация может длиться бесконечно. Воспитанный взрослый угрожает ребенку разобраться дома в его демонстративном поведении, но не принимает меры в данный момент, и малыш продолжает демонстрировать себя.

Вариант 4. Капризы Обычные детские капризы – это тоже способ привлечь внимание к себе, то есть опять вид демонстративного поведения. Пока ребенок кричит, плачет, раскидывает вещи и игрушки, взрослый безотрывно находится возле него. Он уговаривает, упрашивает, ругает, но создает постоянный контакт.

Снова крючок. Взрослые будут «висеть» на нем пока это не надоест малышу.

Причины демонстративного поведения
Ребенок так ведет, потому что испытывает потребность во внимании. Причем с возрастом она становится бессознательной и бесконтрольной. Он привлекает к себе это внимание любой ценой. А взрослый подпитывает это желание постоянным попаданием на детские уловки. Из-за лояльности к демонстративному поведению в классах появляются «дети-клоуны», «истерики». А сколько подобных взрослых рядом с нами? Именно они испытывают постоянную потребность в конфликтах, интригах, особом внимании к себе. Вряд ли кто-то захочет иметь мужа, подругу, сотрудника с явным демонстративным поведением. Значит, нужно избавлять наших наследников от этой вредной привычки.

Корректируем демонстративное поведение Любую аномалию, включая демонстративное поведение, лучше предотвратить. Прежде всего, нужно всегда держать ребенка в поле внимания, показывая ему это. Говорите, что вы его любите, что верите в его силы, гордитесь победами. Если же удочка закидана, то нельзя попадаться. Давайте научимся отвечать крохе правильно:

В своих ответах, мы даем детям понятие деятельности. Похвала следует за поступками. И маленькая личность будет это понимать и избавиться от демонстративного поведения. Капризы и кривляние не требуют никаких особых методов. Здесь нужно только терпение. Самое главное – лишить ребенка прямого контакта, не обращать на него внимания. И пусть поначалу сделать это будет непросто, зато впоследствии вы излечите эти болезни «на корню» и устраните демонстративное поведение.

Главный совет: придерживайтесь своей позиции до конца. Ваше требование убрать игрушки или сложит вещи должно быть выполнено. И неважно, что после первой фразы вылилось море слез, звучали упреки в нелюбви, жалобы. Главное, чтобы вы довели начатое до результата. Терпение и мудрость – вот ваши оружия.

При демонстративном поведении происходит намеренное и осознанное

нарушение принятых норм, правил поведения. Внутренне и внешне такое поведение адресовано взрослым.

Один из вариантов демонстративного поведения — детское кривляние. Можно выделить две его особенности. Во — первых, ребенок кривляется только в присутствии взрослых ( учителей, воспитателей, родителей) и только

тогда, когда они обращают на него внимание. Во — вторых, когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а даже усиливается. В итоге развертывается особый коммуникативный акт, в котором ребенок на невербальном языке ( при помощи действий) говорит взрослым: «Я делаю то, что вам не нравится». Такое же со-

держание иногда выражается непосредственно в словах, так, многие дети время от времени заявляют «Я плохой».

Что же побуждает ребенка использовать демонстративное поведение как особый способ коммуникации?

Чаще всего это способ привлечь к себе внимание взрослых. Такой выбор дети совершают в тех случаях, когда родители общаются с ними мало и ребенок не получает в процессе общения необходимые ему любовь, ласку, тепло. Такое демонстративное поведение распространено в семьях с авторитарным- стилем воспитания, авторитарными родителями, воспитателем, учителем, где дети постоянно подвергаются унижению.

Одним из вариантов демонстративного поведения являются капризы —

плач без особых поводов, необоснованные своевольные выходки с целью самоутвердиться, обратить на себя внимание, «взять верх» над взрослыми. Капризы сопровождаются внешними проявлениями раздражительности: двигательным возбуждением, катанием по полу, разбрасыванием игрушек и вещей. Основная причина таких капризов — неправильное воспитание (избалованность или чрезмерная строгость со стороны взрослых).

Протестное поведением

Формы протестного поведения детей — негативизм, строптивость, упрямство.

Негативизм — такое поведение ребенка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили; это реакция ребенка не на содержание действия, а на само предложение, которое исходит от взрослых.

Типичные проявления детского негативизма — это беспричинные слезы, грубость, дерзость или замкнутость, отчужденность, обидчивость. «Пассивный»

негативизм выражается в молчаливом отказе выполнять поручения, требования взрослых. При «активном » негативизме дети производят действия, противопо-

ложные требуемым, стремятся во что бы то ни стало настоять на своем. В обоих случаях дети становятся неуправляемыми: ни угрозы, ни просьбы на них

не действуют. Они стойко отказываются делать то, что еще недавно выполняли беспрекословно. Причина такого поведения заключается в том, что у ребенка накапливается эмоционально отрицательное отношение к требованиям взрослых, которое препятствует удовлетворению детской потребности в самостоятельности. Таким образом, негативизм — это часто результат неправильного воспитания, следствие протеста ребенка против насилия, которое над ним совершают. С появлением негативизма нарушается контакт

между ребенком и взрослым, в результате чего воспитание становится невозможным.

«Упрямство — такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем — либо

не потому, что ему сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным

В некоторых случаях упрямство обусловлено общей перевозбудимостью, когда ребенок не может быть последовательным в восприятии чрезмерно большого количества советов и ограничений со стороны взрослых.

С негативизмом и упрямством тесно связана и такая форма протестного поведения, как строптивость. Строптивость направлена не столько против конкретного взрослого, сколько против норм воспитания, против навязываемого образа жизни.

Агрессивное поведение

Агрессивным называют целенаправленное разрушительное поведение.

Агрессивное поведение может быть непосредственным, т.е. прямо направленным на раздражающий объект или смещенным, когда ребенок по каким -либо причинам не может направить агрессию на источник раздражения

и ищет более безопасный объект для разрядки. (Например, ребенок направляет агрессивные действия не на обидевшего его старшего брата, а на кошку — брата

не бьет, но мучает кошку.) Поскольку устремленная вовне агрессивность порицается, у ребенка может выработаться механизм направления агрессии на

самого себя ( так называемая аутоагрессия — самоунижение, самообвинение).

Агрессивность проявляется не только в физических действиях. Некоторые дети склонны к вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются), за которой часто скрывается неудовлетворенная потребность в том, чтобы почув-

ствовать себя сильным, или желание отыграться за собственные обиды.

В возникновении агрессивного поведения важную роль играют проблемы, которые появляются у детей вследствие обучения. Дидактогения (невротические расстройства, возникающие в процессе обучения) — одна из причин детских суицидов.

Агрессивное поведение может возникать под влиянием неблагоприятных

внешних условий: авторитарного стиля воспитания, деформация системы ценностей в семейных отношениях и т.д. Эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей часто приводят к накоплению внутреннего психического напряжения у детей. Это напряжение может разряжаться посред-

ством агрессивного поведения.

Еще одна причина агрессивного поведения — дисгармоничные взаимо—

отношения родителей (ссоры и драки между ними), агрессивное поведение родителей- по отношению к другим людям. Жесткие несправедливые наказания -нередко модель агрессивного поведения ребенка.

Агрессивность затрудняет приспособляемость детей к условиям жизни в

обществе, в коллективе; общение со сверстниками и взрослыми. Агрессивное поведение ребенка вызывает, как правило, соответствующую реакцию окружающих, а это, в свою очередь, ведет к усилению агрессивности, т.е.

возникает ситуация порочного круга.

Ребенку с агрессивным поведением необходимо специальное внимание, так как порой оказывается, что он даже не догадывается о том, какими добрыми и прекрасными могут быть человеческие отношения.

Инфантильное поведением

Об инфантильном поведении говорят в том случае, когда в поведении ребенка

сохраняются черты, присущие более раннему возрасту. Например, у инфантильного младшего школьника ведущей деятельностью все еще остается игра. Такие дети во время урока отключаются от учебного процесса и не заметно для себя начинают играть ( катает по парте машинку, расставляет солдатиков, мастерит и запускает самолетики). Подобные инфантильные проявления ребенка расцениваются учителем как нарушение дисциплины. Ребенок, которому свойственно инфантильное поведение, при нормальном и даже ускоренном физическом и умственном развитии характеризуется незрелостью интегративных личностных образований. Это выражается в том, что в отличие от сверстников он не способен самостоятельно принять решение, выполнить какое-либо действие, испытывает чувство незащищенности, требует повышенного внимания к собственной персоне и постоянной заботы других о себе; у него понижена самокритичность. Если не оказать инфантильному ребенку своевременную помощь, то может привести к нежелательным социаль-

ным последствиям. Ребенок с инфантильным поведением нередко попадает под влияние сверстников или старших детей с асоциальными установками, бездумно присоединяется к противоправным действиям и поступкам.

Инфантильный ребенок предрасположен к карикатурным реакциям, которые высмеиваются сверстниками, вызывают у них ироническое отношение, что причиняет ребенку душевную боль.

Конформное поведение

Конформное поведение, как и некоторые другие нарушения поведения, во многом обусловлено неправильным, в частности авторитарным или гиперопекающим, стилем воспитания. Дети, лишенные свободы выбора, самостоятельности, инициативы, навыков творчества ( потому что приходится

действовать по указанию, инструкции взрослого, потому что взрослые всегда и все делают за ребенка), приобретают некоторые негативные личностные особенности.

Психологической основой конформности являются высокая внушаемость, непроизвольное подражание, «заражение». Типичное и естественное стремление младшего школьника «быть как все» в условиях учебной деятельности не является конформным.

Причин для такого поведения и стремления несколько. Во-первых, дети овладе-

вают обязательными для учебной деятельности умениями и знаниями. Учитель контролирует весь класс и побуждает всех следовать предлагаемому образцу.

Во-вторых, дети узнают о правилах поведения в классе и школе, которые предъявляются всем вместе и каждому в отдельности. В-третьих, во многих ситуациях (особенно незнакомых) ребенок не может самостоятельно выбрать

поведение и в этом случае ориентируется на поведение других детей.

При демонстративном поведении происходит намеренное и осознанное нарушение принятых норм, правил поведения. Внутренне и внешне такое поведение адресовано взрослым.

Один из вариантов демонстративного поведения — детское кривляние. Можно выделить две его особенности. Во-первых, ребенок кривляется только в присутствии взрослых (учителей, воспитателей, родителей) и только тогда, когда они обращают на него внимание. Во-вторых, когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а даже усиливается. В итоге развертывается особый коммуникативный акт, в котором ребенок на невербальном языке (при помощи действий) говорит взрослым: «Я делаю то, что вам не нравится». Сходное содержание иногда выражается непосредственно в словах, так, многие дети время от времени заявляют: «Я плохой».

Что же побуждает ребенка использовать демонстративное поведение как особый способ коммуникации?

Нередко это способ привлечь к себе внимание взрослых. Такой выбор дети совершают в тех случаях, когда родители общаются с ними мало или формально (ребенок не получает в процессе общения так необходимые ему любовь, ласку, тепло), а также если общаются исключительно в ситуациях, когда ребенок плохо ведет себя и его следует отругать, наказать. Не имея приемлемых форм контакта со взрослыми (совместные чтение и труд, игра, спортивные занятия), ребенок использует парадоксальную, но единственно доступную ему форму — демонстративную выходку, за которой незамедлительно следует наказание. «Общение» состоялось.

Но эта причина не единственная. Если бы все случаи кривля-ния объяснялись так, то это явление не должно было бы быть в семьях, где родители достаточно много общаются с детьми. Однако известно, что и в таких семьях дети кривляются ничуть не меньше. В этом случае кривляние, самоочернение ребенка «Я плохой» являются способом выйти из-под власти взрослых, не подчиниться их нормам и не дать им возможности осудить (поскольку осуждение — самоосуждение — уже состоялось). Такое демонстративное поведение преимущественно распространено в семьях (группах, классах) с авторитарным стилем воспитания, авторитарными родителями, воспитателем, учителем, где дети постоянно подвергаются осуждению.

Демонстративное поведение может также возникать при прямо противоположном желании ребенка — быть как можно лучше. В ожидании внимания со стороны окружающих взрослых ребенок

ориентирован на то, чтобы специально продемонстрировать свои достоинства, свою «доброкачественность».

Одним из вариантов демонстративного поведения являются капризы — плач без особых поводов, необоснованные своевольные выходки с целью самоутвердиться, обратить на себя внимание, «взять верх» над взрослыми. Капризы сопровождаются внешними проявлениями раздраженности: двигательным возбуждением, катанием по полу, разбрасыванием игрушек и вещей.

Эпизодически капризы могут возникать в результате переутомления, перевозбуждения нервной системы ребенка сильными и разнообразными впечатлениями, а также как признак или следствие начавшегося заболевания.

От эпизодических капризов, обусловленных во многом возрастными особенностями младших школьников, следует отличать закрепившиеся капризы, превратившиеся в привычную форму поведения. Основная причина таких капризов — неправильное воспитание (избалованность или чрезмерная строгость со стороны взрослых).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Демонстративное поведение.

Качества личности, противоположные конформности, — самостоятельность и независимость. Однако в своем крайнем выражении и они могут привести к неконструктивному демонстративному поведению. Его наглядные признаки — стремление ребенка к демонстрации своей индивидуальности, кривляние и капризы, а также вычурность действий и поведения в целом.

К демонстративному поведению приводят погрешности в развитии всех компонентов самосознания личности. Эти погрешности, как уже отмечалось, могут быть обусловлены возрастными особенностями детей 6—10 лет (недостаточная возможность выдерживать сильные или длительные раздражители, пусть даже и приятные; впечатлительность и др.), а также ошибками воспитания. Поэтому и спектр нарушений компонентов самосознания у младших школьников, склонных к демонстративному поведению, достаточно разнообразен. Например, ребенок может использовать такой стиль поведения как инструмент манипулятивного воздействия на окружающих: на взрослых — преимущественно с целью удовлетворить свои потребности, и на сверстников — с целью доминировать. В таких случаях ребенок прекрасно осознает свое поведение и, следовательно, у него все в порядке с развитием когнитивного компонента самосознания, зато, очевидно, есть дефект в развитии самооценки и уровня притязаний: они неадекватно завышены. И демонстративное поведение здесь является одним из способов удержаться на желаемо высоком уровне.

В ряде случаев демонстративное поведение обусловлено потерей или слабостью самоконтроля, т.е. дефицитным развитием действенно-волевого компонента самосознания. Такое поведение называют защитным (А. С. Кравченко, 2001). Оно возникает не обязательно при столкновении с реальной угрозой, а как бы на всякий случай для обеспечения чувства безопасности в межличностном взаимодействии. Достоверно известно, что самооценка у младших школьников с защитным демонстративным поведением занижена. Кроме того, защитное демонстративное поведение, несомненно, слабее осознается ребенком (пробелы в развитии когнитивного компонента самосознания), чем манипуля- тивное.

Младшие школьники с любой разновидностью демонстративного поведения нуждаются в психолого-педагогической помощи.

В коррекционной и профилактической работе с ними игра обладает значительно большими преимуществами, чем учебная деятельность. Последнюю целесообразно использовать для закрепления достигнутых в игре результатов.

Коррекционные возможности игры помогают эффективно купировать проявления демонстративности, а психотерапевтический ее потенциал позволяет использовать демонстративное поведение, как это ни парадоксально, для лучшего осознания ребенком самого себя. Объясняется это тем, что в игре учитель может специально предоставить ему возможность максимально ярко и сильно проявить свою демонстративность. Такое заострение негативных черт становится одновременно и способом самовыражения ребенка, и, что особенно важно, одним из способов самоосознания. В игре легко сглаживаются негативные черты характера, такие, как капризность, развязность, трусость, эгоизм, — столь типичные для младших школьников с демонстративным поведением.

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять