Дорогие друзья! Мы предлагаем Вам реальное решение проблемы
дисграфии и дислексии у Вашего ребёнка.
Итак, в далёком 1997 году мы решили понять суть нарушений восприятия у детей со школьной неуспешностью. А так как я тогда работал заведующим кафедрой психологии в техническом университете, то мы и начали изучать дисграфию-дислексию с точки зрения восприятия
движущихся 3D пространств.
Так уж получилось, что на сегодня мы лидируем в мире в понимании сути этой проблемы и понимании,
как это исправить.
Доказательства — наши патенты на изобретения США и России. А главное — блестящие результаты коррекции у наших
маленьких клиентов — Мы их любим!
Таким образом, дисграфия/дислексия —
это не болезнь!
Просто на наших глазах произошёл эволюционный
скачок. Дети стали другими.
Наши исследования показали, что у новых детей более совершенный и принципиально иначе работающий, но — более медленно
созревающий мозг,
внешне диагностируемый врачами и психологами как «дисграфия».
Вариант — «дислексия» (в зависимости от классификатора).
Дислексия/дисграфия — это не болезнь,
это временная незрелость
Более Совершенного Мозга
Понятно, что для его созревания требуется больше времени. И реальное понимание проблем созревания мозга новых детей наконец-то позволило разработать эффективные инновационные технологии оказания помощи, сопоставимые с лучшими мировыми достижениями, о чём свидетельствуют наши
патенты США и России.
Друзья, служение другим действительно приносит мне удовлетворение. И я работаю для того, чтобы в будущем
эти дети смогли реализовать своё высокое человеческое предназначение.
Всё время я посвящаю тому, чтобы следовать велению моего сердца. И благодарности родителей является высшей наградой,
поскольку Вы будете знать, что это — главная цель моей жизни.
Спасибо.
Владимир Пýгач, Doctor of Medicine, Associate Professor of Social
Psychology (Москва).
Психолог Владимир Пýгач предлагает Вам
реальное решение проблем
дисграфии и дислексии у Вашего ребёнка:
нашему опыту, знаниям, эффективности
— более 20 лет
Дорогие друзья!
В далёком 1997 году мы решили понять суть нарушений восприятия у детей со школьной неуспешностью. А так как я тогда работал заведующим кафедрой психологии в техническом университете и параллельно директором «Института Социально-Психологических исследований», то мы и начали изучать дисграфию-дислексию с точки зрения восприятия движущихся 3D пространств.
Так уж получилось, что на сегодня мы действительно лидируем в мире в понимании сути этой проблемы и понимании, как это исправить.
Доказательства — это наши уникальные патенты на изобретения в США и России.
А главное — блестящие результаты коррекции у наших маленьких клиентов — Мы их очень любим! Это правда!
Дисграфия у детей с СДВГ
Дисграфия — это внешние проявления одного из аспектов синдрома дефицита внимания (СДВ). А точнее — нарушения восприятия движущихся объёмных 3D пространств.
Автор статьи — кандидат медицинских наук, доцент по социальной и инженерной психологии, психолог Владимир Пýгач (Москва). Стаж работы именно с такими детьми — 18 лет, общий медицинский стаж в педиатрии — более 40 лет.
Синдром дефицита внимания— это сложный симптомокомплекс, основой которого является незрелость отделов головного мозга, отвечающих за правильное восприятие пространств, окружающих ребёнка. Одна из главных причин дисграфии у младших школьников — это нарушения восприятия 3D пространств.
Нам понятно, почему нарастает число детей, которые с трудом осваивают чтение и письмо как учебный предмет. И учителя зря жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться. Причина в другом. Психологи объясняют это объективным наличием синдрома дефицита внимания (СДВ) без гиперактивности или синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). И это правда.
По результатам наших 18-летних исследований (пока на интернет-счётчике всего нами обследовано 7750 человек), в 100% случаев у детей с дисграфиями общим фоном является СДВ — синдром дефицита внимания. В свою очередь, по статистике наших коллег (Заваденко Н.Н.) дети с СДВГ в 66 % имеют дисграфию и дислексию, 61% — дискалькулию (например, таблица умножения). Психическое развитие таких детей временно отстаёт на 1.5-1.7 года и внешне выглядит как инфантильное поведение,
и даже как ЗПР (задержка психического развития)
ДИСГРАФИЯ
Письмо — это своеобразный иностранный язык, который ребёнок обязан освоить за год, вдумайтесь. Письмо — сложнейший вид учебной деятельности, в его формировании участвуют все отделы головного мозга ребёнка. То есть, психофизиологической основой письма является взаимодействие работы различных анализаторов — речедвигательного, слухового, зрительного, рукодвигательного. При письме происходит взаимодействие таких психических процессов как мышление, память, внимание, воображение, речь внешняя и внутренняя. Обучение письму — это процесс гармонизации всех перечисленных факторов.
Дисграфия — это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.
Причины дисграфии
Процесс письма проходит несколько стадий: ребёнок «видит» будущее написание слова. Однако у детей с оптическими дисграфиями обнаружен устойчивый дефект ближнего пространства, своеобразное «окно». Пространство за «окном» зеркально перевёрнуто в виде обратной перспективы. Именно поэтому, когда буква или цифра попадает в это окно, ребёнок её так и пишет — зеркально перевёрнутой. Наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировке на листе бумаги, строчке. При этом внутреннее проговаривание (внутренняя речь) — частый, но не обязательный этап обучения чтению. Доказательством служит обучение чтению по Гленну Доману(Glenn Doman), когда ребёнок запоминает целое слово, как иероглиф. (Собственно говоря, в данный
момент вы тоже читаете этот текст по словам, а не по буквам):).
Однако написать слово ребёнку значительно труднее, чем прочитать его. Трудности в овладении письмом обусловлены ещё и тем, что или каждый из процессов, необходимых для написания слова, или какая-то часть из них у ребёнка — пока несовершенны.
Начинать работу по профилактике дисграфий следует еще в дошкольном возрасте. Уже тогда у детей обязательно уже есть диагностические маркеры и предпосылки к развитию в дальнейшем дисграфий. Помните, дисграфия не исчезнет сама, её нужно корректировать и исправлять.
— Мойша, пора домой!
— Нет, ты проголодался!
Нами разработаны методы диагностики и коррекции, которые легко нормализуют данный дефект у ребёнка. (Авторы имеют пакет патентов на изобретения от правительства США, патенты России в области психофизиологии 3D пространств).
Как записаться на приём:
заполните Заявку на консультацию на сайте, и мы обязательно с Вами свяжемся.
Дисграфия у младших школьников: виды, признаки и что делать?
В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают, что у их ребенка наблюдается специфическая проблема — дисграфия: ребенок не может написать без ошибок практически ни одного слова, при этом, казалось бы, он полностью развит и нет проблем с интеллектуальным развитием. Что же такое дисграфия и как ее лечить? Ответы на эти вопросы — в нашей статье.
Дисграфия имеет определенно выраженную симптоматику, но точный диагноз может поставить только специалист, чаще всего, логопед. Дисграфия не проходит сама и препятствует дальнейшему обучению ребенка: без устранения проблемы овладение школьной программой даже на базовом уровне будет практически невозможным.
Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?
Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе. Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Вместо «п» пишет «б», вместо «т» — «д», неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.
По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже.
Сравните «предложение» — «бретлошение» и «предложение» — «придложение». В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.
При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно. Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя. В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого «дисграфик» не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него.
К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая «не ходит одна»: чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией, проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.
Виды дисграфии
- Артикуляторно-акустическая. Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для лечения этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.
- Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).
- Оптическая. Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).
- Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)
- Аграмматическая дисграфия. Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов («хороший кошка», «красивый солнце» и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также в когда ребенок обучается на неродном языке.
Причины дисграфии
Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и генетики до запущенности воспитания. При проблемах в работе головного мозга дисграфия чаще всего сопровождается сопутствующими заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям.
По сути, ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена работа речевого, слухового и зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может обрабатывать информацию (синтез и анализ).
Как устранить дисграфию и возможно ли это?
К счастью, да, при определенных усилиях как со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать и вылечить. Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и сопутствующие нарушения письма, речи и чтения. Но эти труды будут вознаграждены: ребенок сможет полноценно обучаться в обычной школе и стать полноценным членом общества, обычным ребенком.
Дисграфия — это не приговор, с этим можно жить, но задачей родителей и педагогов должно стать преодоление этого недуга. Благо разработано множество методик и упражнений для устранения дисграфии. Это подтверждают и известные люди, страдающие от дислексии и дисграфии. Вот лишь небольшой список имен: Ганс Христиан Андерсен, Альберт Энштейн, Том Круз, Сальма Хайек, Шер, Дастин Хоффман, Уолт Дисней, Федор Бондарчук, Владимир Маяковский, Мерлин Монро.
Какой врач лечит дисграфию?
Обычно о дисграфии сообщает учитель, обучающий ребенка. Он уже может иметь опыт работы с такими детьми. Далее стоит обратиться к логопеду и психоневрологу. Основная работа ведется логопедом: он развивает оба полушария мозга, учит различать, произносить и записывать звуки. Психоневролог поможет выявить сопутствующие нарушения (если они есть), понять причины дисграфии и назначить медикаментозное лечение. В отдельных случаях к решению проблемы подключаются другие специалисты, например, если ребенок имеет проблемы со слухом, он не может ни расслышать звуки, ни записать их.
Что делать учителю и родителям?
Устранение такой проблемы невозможно в одиночку: родители, учителя и врачи должны объединиться и договориться о своих действиях. Назначить лечение, выполнять определенные упражнения. Возможно, ребенка стоит перевести в другую школу (специализированную) или нанять репетитора, который сможет профессионально выполнять упражнения с ребенком дома.
Не нужно забывать, что «дисграфик» очень часто остро чувствует свою проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по русскому языку, мало общается. Задача взрослых, кроме лечения, оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересованность в успехах, помогать.
Дисграфия — нарушение, с которым можно и нужно работать: выполнять упражнения, исправлять сопутствующие проблемы (например, дислексию, проблемы коммуникации со сверстниками). Особенности этого нарушения и его значимость для дальнейшей жизни ребенка не может допустить непрофессионального вмешательства — необходимо обращение к специалистам, в первую очередь, к логопеду.
Фото дисграфии
Фото предоставлено пользователем Јеленко, Виталием Куприяновым.
Фото предоставлено пользователем Alla Max.
Дорогие читатели! Если у вас есть фотографии примеров записей ребенка с дисграфией, пожалуйста, вышлите в редакцию для иллюстрации этой и других статей по теме. Заранее благодарны!
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Понравился материал? Хотите прочитать позже? Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Дисграфия — расстройство в области логопедии, связанное с нарушениями процесса письма у пациента. Такое явление обусловлено недостаточной сформированностью некоторых функций психики, которые отвечают за контроль и реализацию процессов письма. Дисграфию можно распознать по наличию систематически повторяющихся ошибок в письме, которые не исчезают, а ликвидация их требует специальных методов. Для диагностики у пациента дисграфии проводится анализ написанных им заданий, а также по специальным методикам специалистом оценивается навык его устной речи.
- Причины дисграфии
- Механизмы дисграфии
- Классификация дисграфии
- Симптомы дисграфии
- Коррекция дисграфии
- Прогноз и профилактика дисграфии
Дисграфия — это специфические нарушения письма у пациента. Как было сказано выше, письменная речь у пациентов-дисграфиков значительно повреждена. По некоторым данным расстройство удается выявить у половины учащихся в начальной школе и у трети учеников в средней. Анализ этих данных позволяет говорить о весьма высокой распространенности дисграфии и ее устойчивости среди детей. Причиной тому служит то, что в первые классы школы и детские сады пропускается большое число детей с какими-либо логопедическими нарушениями или с нарушениями, связанными с восприятием звуков. Из-за наличия этих расстройств дети не могут полноценно получать знания и развивать навыки устной и письменной речи. Следует отметить, что в случае нахождения ребенка-дисграфика в общеобразовательной школе процесс его обучения должен происходить с участием логопеда, а специфические ошибки в письме, допускаемые страдающим дисграфией пациентом, не должны влиять на общую успеваемость по таким гуманитарным дисциплинам, как русский язык и литература.
Нередко путают дисграфию и араграфию. Эти логопедические нарушения отличаются рядом общих черт, однако разница все же имеется: при дисграфии письменная речь претерпевает искажения, но все же сохраняется и может функционировать. При араграфии у пациента наблюдается неспособность к овладению письмом, навык признается полностью утраченным. Нередко дисграфия сопровождается нарушениями чтения, например, дислексией.
Причины дисграфии
Как было сказано выше, дисграфия связана с навыком письма, формирующимся у человека. Потому связь имеется и со всеми сторонами устной речи пациента. Важную роль играют состояния звукопроизношения, фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сторона, связность и внятность речи. Потому развитие дисграфии может иметь под собой те же причины, что и прочие логопедические нарушения, например, дизартрия или алалия.
Как и в случае, к примеру, дизартрии, дисграфия может быть вызвана поражениями головного мозга, его недоразвитостью в период беременности матери и в послеродовой период. Нередко причинами могут послужить патологическое течение беременности, травмы, полученные в процессе родоразрешения, асфиксия. Нейроинфекционные заболевания, например, менингиты и энцефалиты, соматические заболевания в тяжелой стадии также вызывают поражения ЦНС ребенка и, как следствие, дисграфию.
Помимо факторов, обусловленных физическим состоянием ЦНС пациента, большое значение в формировании нарушений письменной речи играют социально-психологические причины. Это может быть двуязычие в семье, частные контакты со страдающими нарушениями речи, дефицит речевых коммуникаций, а также невнимательное отношение родителей к ребенку в период формирования речевого навыка и навыка письма. Раннее начало обучения ребенка грамоте также может вызвать затруднения с письмом, поскольку психологически он еще не готов к восприятию такого объема информации. Кроме того, дисграфия может появиться у детей с определенной конституциональной предрасположенностью и заторможенностью психического развития.
Появление дисграфии у пациентов во взрослом возрасте обусловлено наличием черепно-мозговых травм в анамнезе, инсультами, нейрохирургическими оперативными вмешательствам. Опухоли головного мозга также могут способствовать нарушениям функции письменной речи.
Механизмы дисграфии
Дисграфия отличается некоторой сложностью своего механизма. Поскольку письменная речь — это сложный процесс с множеством уровней, в его формировании задействовано большинство анализаторов. К ним относятся и зрительный, и речеслуховой, и речедвигательный, и двигательный. Их взаимодействие и отвечает за навык письма у пациента. Чем развитее у человека устная речь, тем больше вероятность высокого уровня развития навыка письма. Однако письменную речь развить можно только в процессе целенаправленного обучения, в то время как развитие устной речи не требует соблюдения этого правила.
Механизм возникновения дисграфии может быть связан с тем, что процесс установления доминантного полушария, отвечающего за развитие речевых функций, происходит несвоевременно. В идеале все связанные с этим процессы должны быть завершены к началу обучения в школе. В случае задержки латерализации развитие письма нарушается, что приводит к появлению соответствующих заболеваний. Дисграфию часто сопровождает нарушение формирования восприятия, памяти, мышления, слогового анализа, восприятия пространства, фонематических процессов и прочих подобных факторов.
Психолингвистика также дает свою оценку механизма появления дисграфии. Ее оценивают как нарушение операции зарождения письменного проявления своей речи: структурирования, деления предложений на слова и словосочетания и тому подобного.
Классификация дисграфии
В настоящее время дисграфия подразумевает выделение пяти форм. Каждая из них зависит от того, какая именно операция письма не сформирована или же нарушена у пациента:
- артикуляторно-акустическая дисграфия обусловлена нарушением восприятия фонематики, артикуляции, затруднением звукопроизношения;
- акустическая дисграфия обусловлена нарушением фонематического распознавания;
- форма дисграфии, обусловленная несформированностью языкового синтеза;
- аграмматическая дисграфия обусловлена затруднениями развития лексики речи и ее грамматики;
- оптическая дисграфия связана с тем, что у пациента не развито зрительно-пространственное восприятие.
Стоит отметить, что в логопедии, помимо строго определенных форм дисграфии, нередко диагностируются и смешанные. К слову, смешанные формы в практике встречаются несколько чаще.
Помимо такой классификации, существует и иная:
- специфические нарушения письма;
- неспецифические нарушения письма (связанные с педагогической и социально-психологической стороной нарушения).
Симптомы дисграфии
Как и любое логопедическое нарушение, дисграфия отличается рядом определенных симптомов. Как правило, это ошибки на письме, которые пациент повторяет систематически. Причем, стоит отметить, что эти ошибки человек делает не по причине незнания правил и норм языка. Чаще всего ошибки связаны с заменой или же смещением сходных букв или схожих звуков. Пациенты нередко пропускают буквы и слоги в словах, меняют их местами, добавляют лишние буквы. Слова нередко пишутся слитно, а в предложениях отсутствует согласованность слов и словоформ между собой. При этом отмечено, что скорость написания текста достаточно низкая, а почерк неразличим. Учитывая все эти факторы, следует помнить, что поставить диагноз «дисграфия» можно только после овладения пациентом навыков письма, то есть, не ранее 9 лет. Поставленный до этого возраста диагноз впоследствии может оказаться ложным.
Артикуляторно-акустическая дисграфия также диагностируется ошибками на письме, однако в этом случае они связаны с неправильным произношением звуков. Проще говоря, пациент пишет так же, как и слышит тот или иной звук. Чаще всего такое явление встречается у детей с недоразвитием речи с фонетико-фонематической стороны. Ошибки аналогичны как в устной речи, так и при написании.
Акустическая дисграфия не подразумевает нарушение произношения звуков, однако восприятие их сформировано неправильно. Таким образом, пациент на письме заменяет некоторые звуки теми, которые схожи с ними при произношении, например, шипящие на свистящие, звонкие на глухие и так далее. Дисграфия, обусловленная нарушениями языкового синтеза, не позволяет пациенту правильно апеллировать буквами и слогами в слове: он меняет их местами, дописывает лишние или же не дописывает окончания слов. Для детей, страдающих этой формой дисграфии, характерно написание предлогов со словами слитно, приставки же, наоборот, на письме отделяются от слова. В случае диагностики заболевания среди школьников такая форма — самая распространенная.
Аграмматическая дисграфия имеет следующие характерные черты: пациент неправильно изменяет слова по падежам, путает склонения, не может определить род или число. В предложениях наблюдается несогласованность постановки слов, пропущены некоторые члены предложения. Речь у пациентов, страдающих такой формой дисграфии, недоразвита и достаточно заторможена. Сопутствуют этому нарушению и прочие логопедические расстройства, например, дизартрия, алалия и другие.
Оптическая дисграфия проявляется таким образом, что на письме пациент смешивает и заменяет буквы на схожие с ними визуально. В данном случае выявлена может быть либо литеральная оптическая дисграфия (нарушение воспроизведения изолированных букв), либо вербальная оптическая дисграфия (нарушение начертания букв в словах). Самые распространенные ошибки у пациентов — это добавление в буквы лишних элементов или же недописывание нужных, «отзеркаливание» букв и тому подобное.
У страдающих дисграфией пациентов нередко удается диагностировать и симптомы, не относящиеся к логопедическим. Как правило, это неврологические расстройства и нарушения, к примеру, гиперактивность, нарушения работы памяти, снижение работоспособности. Пациентам тяжело сконцентрировать внимание на чем-либо, они часто отвлекаются в процессе обучения или работы.
Диагностические мероприятия для выявления дисграфии обычно включают в себя консультацию не только логопеда, но и других специалистов: невролога, офтальмолога, ЛОРа. Необходимо исключит вероятность наличия дефектов органов слуха и зрения. Оценка речевой функции дается логопедом. Для этого проводятся мероприятия диагностики письменной речи. В этом случае важно четко разграничить наличие расстройств с незнанием правил и норм языка, с неграмотностью пациента. Далее специалистом определяется форма дисграфии.
Диагностические мероприятия по установлению дисграфии у пациента проводятся комплексно. На первом этапе обследования анализируются письменные работы пациента. Далее оценивается развитие ребенка, его речевой навык, общее развитие. После этого специалистами изучается состояние центральной нервной системы, органов слуха и зрения, артикуляционный аппарат, моторика рук и речевая моторика. Определяется и то, какой рукой при написании пользуется пациент.
Коррекция дисграфии
Коррекция дисграфии предполагает систематику. Программа разрабатывается индивидуально с учетом особенностей того или иного случая. Обязательно учитывается форма нарушения.
Для преодоления нарушения специалист ставит задачу восполнить пробелы в важных для формирования навыка письма процессов. Ведется работа над развитием речи, над ее связностью. Пациенту даются специальные задания на развитие лексикона, формирование грамматики речи. Кроме того, корректируются слуховое и пространственное восприятия, развивается память, процессы мышления. После развития навыков устной речи — на их почве — развивается и письменный навык.
Кроме логопедического комплекса, нередко в коррекцию добавлены и медикаментозные курсы, физиотерапевтические мероприятия, массаж и лечебная физическая культура.
Прогноз и профилактика дисграфии
Для того чтобы помочь пациенту, страдающему дисграфией, требуется привлечение не только специалистов в области логопедии и неврологии, но и участие окружения ребенка. Логопедическая помощь должна поступать и в процессе обучения в школе.
Для профилактики возникновения нарушения следует проводить определенную работу еще до начала процесса обучения письму. Необходимо развивать внимательность, память, мыслительные процессы, пространственное восприятие, слуховую и зрительную дифференциацию и тому подобные аспекты, отвечающие за овладение навыками письменной речи. Вовремя необходимо скорректировать нарушения устной речи, развивать словарный запас.
В периоде обучения в школьный период важно взаимодействие логопеда и учителя русского языка и литературы. Диктанты ребенка, страдающего дисграфией или подозрением на нее, должны проверяться совместно обоими специалистами. С помощью них можно как подтвердить нарушение, так и проследить динамику его развития или, наоборот, регрессии. Специфические дисграфические ошибки при этом не должны учитываться при выставлении оценки за работы.
Узнать более подробную информацию о дисграфии, а также ознакомиться с перечнем клиник Москвы, где осуществляется диагностика и лечение нарушения, можно на нашем сайте. Здесь же вы найдете и необходимые контактные данные.
Причины, признаки и методы коррекции дисграфии у взрослых и детей
Дисграфия — расстройство письма, связанное с перестановкой, пропуском, заменой букв в словах, частей предложения, искажением окончаний. В группе риска находятся школьники младших классов и левши. У некоторых учеников эта патология сочетается с дислексией — нарушением навыка чтения. Исправить дисграфию у взрослых и детей можно только при помощи специальных коррекционных занятий с логопедом и педагогом.
У взрослых и детей дисграфия может стать последствием:
- органических повреждений речевых центров в головном мозге (черепно-мозговые травмы);
- психических расстройств;
- операций на головном мозге;
- инфекционных воспалений оболочек — менингитов, энцефалитов.
У взрослых дисграфия может быть обусловлена инсультами, опухолями головного мозга. У детей развитию патологии способствуют:
- инфекции матери в пренатальном периоде;
- асфиксия;
- гипоксия.
В группу риска попадают дети с задержкой речевого и психического развития, общим недоразвитием речи, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. К сопутствующим причинам можно отнести:
- двуязычие в семье;
- социальную и речевую депривацию;
- перегрузку центральной нервной системы (раннее обучение грамоте);
- неготовность ребенка к школе;
- постоянные пропуски занятий;
- аграмматизмы в речи окружающих ребенка людей;
- неблагополучную обстановку в семье.
У ребенка также может быть нарушено зрительное и слуховое восприятие, память, пространственная ориентация.
Психолингвисты и логопеды выделяют следующие виды дисграфии:
- 1. Акустическая — отсутствие дифференциации в слуховом восприятии звуков, что отражается и на письме заменой, смешением букв, сходных по звучанию.
- 2. Оптическая — нарушение в визуальном восприятии графических символов. Патология узнавания, соотношения звука и образа буквы в зрительном представлении. Символы смешиваются при письме. Часто пациенты путают следующие буквы: п-н, у-и, ц-щ; п-и, м-л, ш-и; п-т, б-д, н-к. Наблюдается зеркальное написание (у левшей). В тяжелых случаях ставят отдельные буквы, не соединяя их в слоги и слова.
- 3. Моторная — у ребенка возникают трудности в овладении двигательными навыками в написании. Также присутствует несоответствие зрительного образа буквы действиям во время письма.
Выделяют следующие формы дисграфии:
- 1. Артикуляторно-акустическая — связана с трудностями артикуляции, звукопроизношения, фонематического восприятия. Ребенок пишет так, как говорит, поэтому первоначально корректируется устная речь, а затем письменная.
- 2. Акустическая — связана с заменой букв, сходных по звучанию. Произношение практически не страдает, смешиваются глухие, звонкие, шипящие, свистящие. Также неправильно оформляется твердость, мягкость — «лубит», «писмо», «ули», «Маръя» и т. д.
- 3. Нарушение языкового анализа и синтеза — подобная форма дисграфии проявляется в замене и пропуске, повторении, приписывании лишних букв в словах, контаминации, раздельном и слитном написании предлогов и приставок («пере ходит», «ненашелся»).
- 4. Аграмматическая — нарушается грамматика в предложениях, словосочетаниях («хороший кошка», «скромный девочка»). Школьники отлично владеют произношением и написанием слов, но наблюдаются ошибки в склонении и спряжении. Помимо этого присутствуют неточности в окончаниях, расстановке слов и словосочетаний.
- 5. Оптическая — проявляется при проблемах со зрительно-пространственной ориентацией. Ребенок не улавливает различий между визуальными образами букв, особенно тех, где присутствуют одинаковые элементы — палочки, овалы.
Наиболее часто у школьников младших классов (2-й, 4-й класс) встречаются аграмматическая форма дисграфии и нарушение письма, связанное с трудностями языкового анализа и синтеза. Могут быть и смешанные варианты расстройства.
У взрослых редко встречаются»чистые» формы дисграфии, состояние письма зависит от тяжести первичного дефекта. Можно наблюдать оптическую разновидность с аграмматизмами, что обусловлено нарушением моторики и зрительно-пространственной ориентации. Пациенты путают буквы, которые схожи по своему написанию: ь-в, ь-ъ, ш-щ, г-р, о-а и т. д.
Пример оптической и аграмматической дисграфии
Акустическая дисграфия
Дисграфия на основе нарушенного фонемного распознавания — иначе она называется акустическая дисграфия — является проявлением небольшого органического поражения в центре Вернике. Вследствие этого ребенок не способен точно различать слышимые звуки.
До того, как ребенок начинает обучаться письму, активно используется лишь устная речь, это нарушение не проявляется ярко, так как на помощь приходит общее понимание лексического смысла текста. Однако для письменной речи требуется тонкий анализ фонем, в противном случае ошибки неизбежны.
Признаки акустической дисграфии
Родителям, у которых дети столкнулись со сложностями с обучением в школе письму, следует обратить внимание на характер ошибок. Несомненно, работать над коррекцией дисграфии должен специалист, но понимать, что происходит и вовремя обратиться за помощью, обязательно нужно.
Итак, в чем выражается акустическая дисграфия:
- Замена на письме букв, похожих по звучанию (парных твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих, некоторых гласных, в частности, лабиализованных).
- Частые ошибки при письменном обозначении мягкости звуков.
- Пропуски некоторых букв или даже слогов, перестановка их местами.
- Объединение при написании нескольких слов в одно.
В качестве примера можно привести такие ошибки как «мяшик» вместо «мячик», «телай» вместо «делай», пропуски мягкого знака «окун», «Васка», «лублу» вместо «люблю».
При этом дело совсем не в том, что ребенок не знает, как правильно произносятся эти звуки. При акустической дисграфии, как правило, артикуляционные органы работают «как часы» и проблем с постановкой фонем у детей не наблюдается.
Причины акустической дисграфии
В основе возникновения дисграфии акустического типа лежит нарушение фонематического слуха и восприятия. Именно они помогают правильно распознавать звуковой строй слова, определять количество слогов, место и точное значение фонемы.
За дифференцирование звуковых образов слов отвечают зоны, расположенные в височных отделах мозга. Именно здесь акустический сигнал кодируется и передается в зону Вернике, в которой производятся анализ и синтез полученной информации. Нарушения, возникшие в данных зонах, и приводят к неправильному фонетическому восприятию.
Причинами нарушений могут выступать различные факторы:
- Внутриутробные поражения мозга плода.
- Инфицирования во время беременности.
- Тяжелые заболевания ребенка в раннем возрасте.
- Социальные или психологические причины (недостаточное количество общения с ребенком, билингвизм, педагогическая запущенность).
Встречаются случаи также наследственных нарушений.
Коррекция акустической дисграфии
Очень важно, чтобы родители вовремя заметили имеющуюся проблему и обратились к специалисту. Скорректировать дисграфию и помочь ребенку успешно учиться вполне возможно.
Логопед проведет диагностику состояния речи ребенка, его развития. Дело в том, что проявления нарушений письма всегда вторичны. Необходимо выявить основную причину возникшего состояния и только тогда заниматься коррекционными действиями.
В план занятия включаются упражнения, стимулирующие развитие фонетического слуха и восприятия, а также звукового анализа и синтеза. Учитывая, что дисграфия обычно диагностируется у детей школьного возраста, многие задания проводятся не в игровой форме, а в виде выполнения упражнений на бумаге. Однако игровые моменты тоже должны присутствовать, чтобы у ребенка не возникало усталости и психологического перенапряжения.
Игры и задания для коррекции дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания:
- Для развития неречевого слуха детям предлагаются игры из серии «Тихо-громко» (на звуки разного уровня громкости нужно совершать разные действия), «Где звук?»
- Обязательны задания, закрепляющие понятия о гласных и согласных звуках, умение распознавать их на слух. Параллельно проводится акцентуализация правильного произношения фонем.
- Задание «Умный водитель» — из карточек с изображением предметов (а впоследствии только написанных слов) необходимо выбрать только те, которые начинаются на заданную фонему. Это упражнение можно использовать также при отработке распознавания звука в середине или в конце слова.
- «Скажи наоборот» — педагог произносит слоги с твердым звучанием (ма, му), а дети должны подобрать вариант мягкого звучания (мя, мю).
- Для формирования навыков звукового анализа и синтеза проводятся упражнения на подсчет количества фонем в слове, их последовательности, составления слова из набора звуков под диктовку и прочее. Например, задания на подсчет количества букв и звуков, распределения слов по «домам» — в одном нужный звук располагается в начале, в другом — в середине, в третьем — в конце слова.
- «Отгадай слово»- упражнение с моделями слов. Ребенок должен вписать пропущенные буквы и объяснить свой выбор, обозначив твердость или мягкость предшествующей согласной. (Например, М _ Ч, М _ К, М _ Л).
- С большим удовольствием дети ищут ошибки в словах. Упражнение «Незнайка» помогает им закрепить полученные навыки. Надо исправить те ошибки, которые допустил в письме Незнайка.
- Игра «Составь слово» — из набора карточек с написанными буквами дети должны составить слово. Можно поиграть в обратный вариант этой игры — в буквах одного слова найти несколько других слов.
- Для отработки навыков подходят диктанты — к примеру, из услышанных слов необходимо записать только те, в которых есть мягкий (твердый) звук, в другом варианте записать слова в два столбика.
Составлением плана коррекционных занятий и подбором необходимых упражнений должен заниматься специалист. Родителям же нужно помнить, что с их поддержкой и помощью дисграфию можно «победить». Главное — систематичность работы, выполнение домашних заданий и, конечно, положительный настрой.
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.
Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.