Догматизм

Сегодня предлагаем обсудить тему: "догматизм". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

ДОГМАТИЗМ ( греч.

dogma — мнение, учение, постановление) — термин, введенный древнегреческими философами-скептиками Пирроном и Зеноном, которые называли догматической вообще всякую философию, поскольку она формулирует определенные положения. В дальнейшем содержание данного понятия эволюционировало. Так, Кант считал Д. всякое познание, не основанное на предварительном исследовании его возможностей и предпосылок. Гегель рассматривал Д. как метафизическое рассудочное мышление. Д. — это разновидность некритического способа мышления, оперирующего догмами, т.е. неизменными положениями, принимаемыми на веру без доказательств, без учета конкретных обстоятельств места и времени, на основе слепого подчинения авторитету. Д. как антиисторичский, абстрактный способ рассмотрения теоретических и практически-политических проблем явился одной из причин появления кризисных явлений в экономике, социальной и духовной сферах, ибо авторитарные оценки и суждения стали непререкаемыми истинами, подлежащими лишь комментированию. Все, что не укладывалось в прокрустово ложе догматического мышления и практики «всеобщего восхищения», считалось сомнительным и подозрительным. Почвой для произрастания Д. являются невежество и корыстное приспособленчество властвующих партийных и государственных структур.

Догматизм (Конт-Спонвиль)

ДОГМАТИЗМ (DOGMATISME). В широком значении — склонность следовать дог мам и неспособность подвергать сомнению то, во что веришь. Догматизм выражает желание любить уверенность больше истины, что в результате приводит к тому, что догматик считает незыблемым все, что считает истинным. В философском смысле догматизмом называют учение, утверждающее существование твердо установленных знаний. Это — противоположность скептицизма. В таком, техническом, значении слово «догматизм» не имеет уничижительного оттенка. Большинство великих философов — догматики (скептицизм в философии не правило, а исключение), и их догматизм имеет под собой вполне серьезные основания, в первую очередь — разум. Кто может сомневаться в собственном существовании, в истинности математической теоремы (если имеется ее доказательство), в том, что Земля вращается вокруг Солнца? В то же время неспособность сомневаться еще ничего не доказывает (каких-нибудь десять веков назад никто не сомневался, что Земля неподвижна, а постулаты Евклида универсальны). Значит, и скептики имеют право на существование — при условии, что их скептицизм не принимает формы догмата. Уверенность в том, что ни в чем нельзя быть уверенным, так же сомнительна, как любая другая, вернее, дважды сомнительна — ведь она противоречит сама себе.

Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 162-163.

Догматизм — это что такое?

Для понимания значения термина «догматизм» требуется разобраться в том, что такое догма.

Догма /жен. род/ догмат/ муж. род/ — это незыблемое, единственно верное и поэтому не требующее никаких доказательств положение. Слово переводится как «мнение, учение, мышление», иногда транслитерируемое как «то, что хорошо».

Традиционно теологическое использование термина «догма»/догмат/. Однако, в дохристианскую эпоху догмами считались учения наиболее именитых философов: Сократа, Платона, представителей школы стоиков.

Полководец и историк Ксенофонт считал догмой любой приказ вышестоящего командующего. Спустя почти пятьсот лет после Ксенофонта, выходец из Сирии Геродиан догмой называл все указы римского Сената.

Только в период становления христианства, на первых Вселенских Соборах, стали оформляться положения, возведенные в богооткровенную истину или «догмат веры». Сознательный отход от догматов веры клеймили «ересью», что привело к многочисленным религиозным конфликтам и войнам.

Отношение к догмам в философии мало отличаются от теологии. Философские школы раннеантичной эпохи выводили основные положения и возводили их в ранг абсолютных. Они отрицали любую возможность проверки соответствия действительности.

Краеугольным камнем их учений было утверждение, что постижение истины просто. Однако, около 3 в. до н. э. элидский философ Пиррон, родоначальник учения пирронизма/скептицизма/, подверг критике простоту и выдвинул теорию о невозможности постижения истинного знания.

Сомнению должна была подвергаться любая субстанция. Требовалось говорить, » мне кажется», вместо « я знаю».
Именно Пиррону принадлежит философский термин «догматизм». Пирронисты эпохи Ренессанса и Нового Времени находили догматизм во всех философских учениях, отличных от скептицизма.

В 19 веке великий немецкий философ И.Кант назвал догматизмом любое философское учение, не приемлющее критического анализа, и положил начало критицизму. Он считал, что догматизм в философии приводит к появлению псевдопроблем и уводит от проблем настоящих.

Политический догматизм 20 века, порожденный им авторитаризм, не смог ответить на вызовы времени, отстал от экономических и культурных реалий. При всем «удобстве»непреложных истин, надо понимать, что органичность и естественность догм, консерватизм и некритичность догматиков тормозят развитие науки и философии.

[2]

Догматизм скорее не система традиционализма взглядов, а отношение к ним.
Т.о. догматизм — это мышление, основанное на традиционных истинах /догмах/, не приемлющее трансформаций в изменяющихся условиях, игнорирующее новые данные науки и техники.

Значение слова «Догматизм» в Большой Советской Энциклопедии

Догматизм в рабочем движении характеризуется отрывом теории от жизни, конкретной исторической обстановки во всей её сложности, многообразии и непрерывной изменчивости, игнорированием таких тенденций или таких черт рабочего движения, которые составляют специфическую особенность того или иного периода, тех или иных условий деятельности рабочего класса в различных странах.

Догматизм присущ как правому оппортунизму, так и оппортунизму «левого толка», который на практике смыкается с политическим авантюризмом. Ревизионизм лидеров 2-го Интернационала в большой мере был связан с догматическим пониманием марксизма. Оппортунисты 2-го Интернационала превратили в мёртвую догму высказанное в 1847 Ф. Энгельсом и поддержанное затем К. Марксом положение о том, что социалистическая революция может победить только одновременно во всех наиболее развитых капиталистических странах мира. В. И. Ленин, показав резкое обострение неравномерности экономического и политического развития капитализма в эпоху империализма, доказал, что социалистическая революция может победить первоначально в нескольких или даже в одной, отдельно взятой капиталистической стране.

Оппортунистическим взглядам меньшевиков также был присущ Догматизм Цепляясь за отдельные положения марксизма, которые не отвечали новым условиям и требовали развития, меньшевики вели борьбу против марксизма в целом и прежде всего против его творческого развития, против ленинизма. Ссылаясь на опыт буржуазных революций 19 в. в странах Западной Европы, ведущей силой в которых выступала буржуазия, они отрицали идею гегемонии пролетариата в буржуазно-демократической революции эпохи империализма, необходимость союза рабочего класса с крестьянством и др.

[3]

Внутри РКП(б) на позиции Догматизм стояли «левые коммунисты», которые, жонглируя фразами о революционной войне, выступали против всяких компромиссов с мировой буржуазией. «Революционная фраза, — писал в то время Ленин, — есть повторение революционных лозунгов без учета объективных обстоятельств, при данном изломе событий, при данном положении вещей, имеющих место» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 35, с. 343).

Читайте так же:  Появился мужчина, и мои подруги отвернулись от меня

Одним из порождений Догматизм является сектантство (см. Сектантство в рабочем движении). В период революционного подъёма, начавшегося под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции в России, ошибки сектантско-догматического характера проявились у некоторых деятелей коммунистических партий Германии, Великобритании, Италии, Испании, Нидерландов и некоторых др. стран. Эти деятели в тот период не научились ещё творчески применять марксизм к специфическим условиям своих стран, не сумели сочетать интернациональное и национальное в политике своих партий, механически копировали имевшийся революционный опыт, не понимали необходимости терпеливо готовить и подводить массы к революции, недооценивали работу в профсоюзах, в парламентах, были противниками гибкости в тактике, необходимых компромиссов; выступая с ультралевых позиций, отстаивали линию немедленного свержения капитализма, не считаясь с реальной расстановкой классовых сил в стране.

Ленин в труде «Детская болезнь “левизны” в коммунизме» (1920) и в выступлениях на 2-м конгрессе Коминтерна (1920) подверг всестороннему анализу и глубокой критике сектантско-догматические ошибки, имевшиеся в деятельности ряда компартий. Это положило начало активной борьбе против «левизны» в коммунистическом движении. Опасность сектантской тактики, отвергнутой Коминтерном, становилась всё более очевидной в годы спада революционной волны (с конца 1920—21). В этот период левацкими элементами была предпринята попытка навязать компартиям «теорию наступления», которая носила явно авантюристический характер. Ленин, Коминтерн решительно осудили эту теорию и ориентировали компартии на переход от тактики немедленного штурма власти буржуазии к собиранию революционных сил, использованию всех путей подвода масс к революции. В борьбе с «левооппортунистическими» взглядами Коминтерн выработал основы правильной стратегии и тактики. Однако на последующих этапах коммунистического движения, в период, когда на первом плане стояли задачи антифашистской борьбы, проявились новые сектантско-догматические ошибки.

Важной вехой в борьбе компартий против догматизма и сектантства явился 7-й конгресс Коминтерна (1935). Он наметил ясную линию борьбы за единый рабочий и широкий народный фронт против фашизма и войны. Проведение и последующее творческое развитие этой линии привело в годы 2-й мировой войны 1939—45 к выдающимся победам антифашистских сил. Наивысшим достижением политики сплочения всех демократических сил под руководством рабочего класса явились народно-демократические революции в 40-х гг. 20 в. в ряде стран Европы и Азии, образование мировой системы социализма. Но строительство социализма в некоторых странах было осложнено проявлениями Догматизм, механическим копированием имевшегося опыта. Догматическо-сектантские ошибки имели место и у некоторых коммунистических партий капиталистических стран, а также стран, освободившихся или борющихся против колониального господства.

Марксисты-ленинцы ведут борьбу против любых проявлений Догматизм, но при этом они отличают догматические ошибки некоторых участников революционного движения, вытекающие из их политической неопытности и незрелости или неумения определять тактическую линию с учётом изменений политической обстановки, от Догматизм врагов марксизма-ленинизма, пытающихся использовать фальсифицируемые ими отдельные марксистско-ленинские положения в целях, ничего общего с марксизмом-ленинизмом не имеющих. Огромный вред международному рабочему и национально-освободительному движению наносит раскольническая антисоветская линия маоистского руководства китайской компартии, прикрывающего свои великодержавно-националистические цели лжемарксистской «левой» фразеологией. Для достижения своих целей руководство КПК прибегает к вульгаризации основных положений марксизма-ленинизма в левацко-догматическом, националистическом духе.

Вся практическая деятельность КПСС, успехи мирового коммунистического, рабочего и национально-освободительного движения являются ярким свидетельством банкротства антинаучных, антимарксистских «теорий» прошлых и современных догматиков. Необходимость борьбы с Догматизм и сектантством была особо отмечена на Московских совещаниях представителей коммунистических и рабочих партий в 1957 и 1960. На международном Совещании коммунистических и рабочих партий 1969 подчёркивалось, что коммунисты будут «. последовательно отстаивать свои принципы, добиваться торжества марксизма-ленинизма, бороться в соответствии с конкретной обстановкой против право- и левооппортунистических искажений теории и политики, против ревизионизма, догматизма и левосектантского авантюризма» (Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 328—29).

Лит.: Ленин В. И., Письма о тактике, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 31, с. 131—44; его же, Детская болезнь “левизны” в коммунизме, там же, т. 41, с. 46, 74, 78—79, 87—89; его же, О нашей революции, там же, т. 45; его же, Письмо Инессе Арманд, там же, т. 49, с. 328—29; Ленин В. И., Против догматизма и начетничества. Сб. ст., М., 1957; Коммунистический Интернационал в документах. 1919—1932, М., 1933; О преодолении культа личности и его последствий, в кн.: КПСС в резолюциях, ч. 4, М., 1960; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1964; Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Программа КПСС, М., 1971.

Догматизм в рабочем движении характеризуется отрывом теории от жизни, конкретной исторической обстановки во всей её сложности, многообразии и непрерывной изменчивости, игнорированием таких тенденций или таких черт рабочего движения, которые составляют специфическую особенность того или иного периода, тех или иных условий деятельности рабочего класса в различных странах.

Читайте так же:  Как стать идеальной девушкой во всем

Д. присущ как правому оппортунизму, так и оппортунизму «левого толка», который на практике смыкается с политическим авантюризмом. Ревизионизм лидеров 2-го Интернационала в большой мере был связан с догматическим пониманием марксизма. Оппортунисты 2-го Интернационала превратили в мёртвую догму высказанное в 1847 Ф. Энгельсом и поддержанное затем К. Марксом положение о том, что социалистическая революция может победить только одновременно во всех наиболее развитых капиталистических странах мира. В. И. Ленин, показав резкое обострение неравномерности экономического и политического развития капитализма в эпоху империализма, доказал, что социалистическая революция может победить первоначально в нескольких или даже в одной, отдельно взятой капиталистической стране.

Оппортунистическим взглядам меньшевиков также был присущ Д. Цепляясь за отдельные положения марксизма, которые не отвечали новым условиям и требовали развития, меньшевики вели борьбу против марксизма в целом и прежде всего против его творческого развития, против ленинизма. Ссылаясь на опыт буржуазных революций 19 в. в странах Западной Европы, ведущей силой в которых выступала буржуазия, они отрицали идею гегемонии пролетариата в буржуазно-демократической революции эпохи империализма, необходимость союза рабочего класса с крестьянством и др.

Внутри РКП(б) на позиции Д. стояли «левые коммунисты», которые, жонглируя фразами о революционной войне, выступали против всяких компромиссов с мировой буржуазией. «Революционная фраза, — писал в то время Ленин, — есть повторение революционных лозунгов без учета объективных обстоятельств, при данном изломе событий, при данном положении вещей, имеющих место» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 35, с. 343).

Одним из порождений Д. является сектантство (см. Сектантство в рабочем движении). В период революционного подъёма, начавшегося под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции в России, ошибки сектантско-догматического характера проявились у некоторых деятелей коммунистических партий Германии, Великобритании, Италии, Испании, Нидерландов и некоторых др. стран. Эти деятели в тот период не научились ещё творчески применять марксизм к специфическим условиям своих стран, не сумели сочетать интернациональное и национальное в политике своих партий, механически копировали имевшийся революционный опыт, не понимали необходимости терпеливо готовить и подводить массы к революции, недооценивали работу в профсоюзах, в парламентах, были противниками гибкости в тактике, необходимых компромиссов; выступая с ультралевых позиций, отстаивали линию немедленного свержения капитализма, не считаясь с реальной расстановкой классовых сил в стране.

Ленин в труде «Детская болезнь “левизны” в коммунизме» (1920) и в выступлениях на 2-м конгрессе Коминтерна (1920) подверг всестороннему анализу и глубокой критике сектантско-догматические ошибки, имевшиеся в деятельности ряда компартий. Это положило начало активной борьбе против «левизны» в коммунистическом движении. Опасность сектантской тактики, отвергнутой Коминтерном, становилась всё более очевидной в годы спада революционной волны (с конца 1920—21). В этот период левацкими элементами была предпринята попытка навязать компартиям «теорию наступления», которая носила явно авантюристический характер. Ленин, Коминтерн решительно осудили эту теорию и ориентировали компартии на переход от тактики немедленного штурма власти буржуазии к собиранию революционных сил, использованию всех путей подвода масс к революции. В борьбе с «левооппортунистическими» взглядами Коминтерн выработал основы правильной стратегии и тактики. Однако на последующих этапах коммунистического движения, в период, когда на первом плане стояли задачи антифашистской борьбы, проявились новые сектантско-догматические ошибки.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Важной вехой в борьбе компартий против догматизма и сектантства явился 7-й конгресс Коминтерна (1935). Он наметил ясную линию борьбы за единый рабочий и широкий народный фронт против фашизма и войны. Проведение и последующее творческое развитие этой линии привело в годы 2-й мировой войны 1939—45 к выдающимся победам антифашистских сил. Наивысшим достижением политики сплочения всех демократических сил под руководством рабочего класса явились народно-демократические революции в 40-х гг. 20 в. в ряде стран Европы и Азии, образование мировой системы социализма. Но строительство социализма в некоторых странах было осложнено проявлениями Д., механическим копированием имевшегося опыта. Догматическо-сектантские ошибки имели место и у некоторых коммунистических партий капиталистических стран, а также стран, освободившихся или борющихся против колониального господства.

Марксисты-ленинцы ведут борьбу против любых проявлений Д., но при этом они отличают догматические ошибки некоторых участников революционного движения, вытекающие из их политической неопытности и незрелости или неумения определять тактическую линию с учётом изменений политической обстановки, от Д. врагов марксизма-ленинизма, пытающихся использовать фальсифицируемые ими отдельные марксистско-ленинские положения в целях, ничего общего с марксизмом-ленинизмом не имеющих. Огромный вред международному рабочему и национально-освободительному движению наносит раскольническая антисоветская линия маоистского руководства китайской компартии, прикрывающего свои великодержавно-националистические цели лжемарксистской «левой» фразеологией. Для достижения своих целей руководство КПК прибегает к вульгаризации основных положений марксизма-ленинизма в левацко-догматическом, националистическом духе.

Вся практическая деятельность КПСС, успехи мирового коммунистического, рабочего и национально-освободительного движения являются ярким свидетельством банкротства антинаучных, антимарксистских «теорий» прошлых и современных догматиков. Необходимость борьбы с Д. и сектантством была особо отмечена на Московских совещаниях представителей коммунистических и рабочих партий в 1957 и 1960. На международном Совещании коммунистических и рабочих партий 1969 подчёркивалось, что коммунисты будут «. последовательно отстаивать свои принципы, добиваться торжества марксизма-ленинизма, бороться в соответствии с конкретной обстановкой против право- и левооппортунистических искажений теории и политики, против ревизионизма, догматизма и левосектантского авантюризма» (Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 328—29).

Читайте так же:  Целеустремленность

Лит.: Ленин В. И., Письма о тактике, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 31, с. 131—44; его же, Детская болезнь “левизны” в коммунизме, там же, т. 41, с. 46, 74, 78—79, 87—89; его же, О нашей революции, там же, т. 45; его же, Письмо Инессе Арманд, там же, т. 49, с. 328—29; Ленин В. И., Против догматизма и начетничества. Сб. ст., М., 1957; Коммунистический Интернационал в документах. 1919—1932, М., 1933; О преодолении культа личности и его последствий, в кн.: КПСС в резолюциях, ч. 4, М., 1960; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1964; Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Программа КПСС, М., 1971.

Догматизм (греч. мнение, учение, решение) — способ мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета новым данных практики и науки, конкретные условий места и времени, т. е. игнорирующий принцип творческого развития и конкретности истины. Возникновение догматизма исторически связано о развитием религиозных представлений, требований веры в догматы религии, утверждаемые в качестве непреложных истин, не подлежащих критике и обязательных для всех верующих. Сторонники античного скептицизма причисляли к догматизму всякое положительное учение о мире. В новое время Кант назвал «догматической» рационалистическую философию от Декарта до Вольфа и противопоставил ей свой критицизм.

В современной философии догматизм связан о антидиалектическими концепциями, отрицающими идею изменяемости и развития мира, а также с непониманием того, что сами Диалектические законы развития проявляются по-разному в разных исторических условиях, в разных объектах и процессах. В политике догматизм ведет к сектантству, отказу от творческого марксизма, к субъективизму, отрыву от практики. В современных условиях догматизм наряду о ревизионизмом представляет большую опасность для международного рабочего движения. Догматики не учитывают изменившихся условий мирового развития, настаивая на старых формулах, соответствующих иной обстановке.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Для догматизма характерно бравирование «левой» фразеологией и «ультрареволюционными» лозунгами, оборачивающимися на практике далеко не революционной политикой. Ленин призывал вести беспощадную борьбу против всех видов догматизма.

Основы современной теории экономики, обмен, деньги, прибыль.

Основы экономики История экономики Экономика России Заметки экономиста
Наноэкономика Микроэкономика Макроэкономика Мегаэкономика
В Ярославле в лесу между Игнатовским кладбищем и Яковлеским найдена кошечка, которая ищет свой дом.
8-980-932-7402

Основы экономики
Автор Константин Гусев

Немало положительных слов о догматизме было сказано и К.Марксом, Ф.Энгельсом и В.Лениным, учение которых при этом само сплошь пропитано догматизмом. Например, вся теория К.Маркса о прибавочной стоимости – есть не что иное, как догма, которую вбивали и вбивают до сих пор студентам, сторонникам социалистических и коммунистических направлений в развитии общества. В экономике, как и в любой науке, догматизм – это первый тормоз в ее развитии, а, если учесть, что экономика это основа жизнедеятельности общества, то ее догматизм обходится гораздо дороже. Ибо, на основе экономических догм ставятся цели в развитии общества, происходят государственные перевороты, бунты, гражданские, межгосударственные и мировые войны.

Увы, современная теория экономики, которую преподносят сегодня ученикам, студентам и зачастую озвучивают в СМИ, несет в себе целую цепь надуманных ложных законов экономики. Многие подобные «законы» в лучшем случае могут претендовать на звание гипотез, так как лишены какой-либо доказательной базы. Использование таких «законов» часто и создает экономические догмы. Например, ныне употребляемый «закон стоимости», который совершенно не имеет ни какого доказательства, а от сюда и его ошибочность.

[1]

Догматизм в рабочем и крестьянском движении, движении интеллигенции характеризуется отрывом теории от жизни, конкретной исторической обстановки во всей её сложности, многообразии и непрерывной изменчивости, игнорированием таких тенденций или таких черт рабочего движения, которые составляют специфическую особенность того или иного периода, тех или иных условий деятельности рабочего класса в различных странах.

Догматизм часто присущ как правым и центристским, так и левым движениям Наиболее часто догматизм вбитым в массы используется определенными партиями и движениями просто для достижения собственных экономических или властных целей. Любой догматизм, хорошо вбитый, в головы малообразованных граждан является отличным орудием для охраны чьих-то интересов на долгие годы. Увы, слабое или одностороннее образование в сфере общественных и экономических наук всегда на руку действующей власти, хотя, впрочем, и оппозиция хорошо может этим воспользоваться, если сможет поменять догму в головах масс.

Одним из порождений Догматизма является сектантство в любом его проявлении, как в вероисповедании, так и общественной точки зрения. Сектантство в обществе проявляется в образовании партий на основе каких-либо отдельных положений, взглядах на что-либо в общественном развитии в отрыве от всего остального. Например, партия по защите тигров. Как будто другие животные не нуждаются в защите. Партия любителей пива – это просто уход от других социально-экономических проблем. Сектантство в обществе опять-таки на руку правящей партии, так как отвлекает граждан от насущных проблем, создавая для них облачные проблемы, во-первых, а, во-вторых, все секты не несут ни какой реальной угрозы действующей власти из-за своей малочисленности.

Поэтому мелкий Догматизм, как правило, не несет в себе ни каких опасностей для государства, и чаще его агрессивное или настойчивое проявление просто подпадает под уголовное право. А вот Догматизм, способный овладеть массами, может принести с собой большие неприятности, как власти, так и обществу в целом, особенно, если он далек от истины. Например, как произошло это в 1917 году в России.

Появление Д. в рабочем движении относится к эпохе возникновения марксизма. После поражения революций 1848-49 догматики не смогли правильно оценить обстановку, выдвинуть правильные стратегич. и тактич. лозунги. В силу этого они нередко толкали революц. рабочих на авантюристич. выступления, продолжая призывать их к немедленному вооруж. восстанию. Именно такой была группа Виллиха-Шаппера в Союзе коммунистов. С догматич. позиций выступала, напр., в герм. с.-д. партии в нач. 80-х гг. 19 в. группа Моста, а в 90-х гг. 19 в. — т. н. «молодые», не понимавшие необходимости использования легальных возможностей в революц. борьбе. В Великобритании Д. была заражена С.-д. федерация, к-рая, по словам Ф. Энгельса, «. превратила марксизм в окостенелую догму» (Маркс К. и Энгельс Ф., Об Англии, 1952, с. 469). Ее руководитель Г. М. Гайндман, к-рый никогда не был подлинным марксистом, превратил, в частности, в догму положение о связи процессов обнищания трудящихся и усиления революционной борьбы. В США догматические ошибки были присущи Социалистич. рабочей партии.

Ревизионисты из партий 2-го Интернационала (Э. Бернштейн и др.) с кон. 19 в. показали пример сочетания открытого отказа от ряда осн. положений марксизма с догматич. извращением ряда др. положений.

Оппортунисты 2-го Интернационала превратили в мертвую догму верное для 19 в. положение о том, что социалистич. революция может победить только одновременно во всех или в большинстве стран мира. В. И. Ленин, разработав теорию империализма и показав резкое обострение неравномерности экономич. и политич. развития капитализма в отдельных странах, доказал, что социалистич. революция не может победить сразу во всех странах, что она может победить первоначально в нескольких или даже в одной, отдельно взятой капиталистич. стране. Разгром Д. в теории, дальнейшее творческое развитие марксизма Лениным открыли новые перспективы борьбы перед рабочим классом и его революц. партиями.

С междунар. оппортунизмом смыкались рус. оппортунисты — меньшевики. Высмеивая их, Ленин писал: «. выучили, но не поняли. Зазубрили, но не продумали. Букву, но не смысл усвоили» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 10, с. 368). Ленин подверг критике и отзовистов, не учитывавших своеобразия обстановки в России после поражения революции 1905-07 и отказывавшихся от использования малейших легальных возможностей работы партии в массах.

Внутри РКП(б) Д. особенно сильно проявился в начале 1918, главным образом по вопросу о заключении Брестского мира. «Революционная фраза, — писал в то время Ленин, — есть повторение революционных лозунгов без учета объективных обстоятельств, при данном изломе событий, при данном положении вещей, имеющих место» (Соч., т. 27, с. 1). В период революц. подъема, развернувшегося под влиянием Вел. Окт. социалистич. революции в России, Д. и сектантство обнаружились у нек-рых коммунистов Германии, Великобритании, Италии, Испании, Нидерландов, Швейцарии и др. стран. Они выступали с «ультралевых» позиций, отказывались от легальных форм деятельности, недооценивали работу коммунистов в профсоюзах, не понимали важности использования парламента, были противниками компромиссов. В своем гениальном произведении «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» В. И. Ленин подверг всесторонней критике догматические, сектантские ошибки еще очень молодых тогда ком-мунистич. партий. 15 авг. 1920 Ленин написал открытое письмо австр. коммунистам, в к-ром подверг критике ультралевацкие догматическо-сектантские ошибки руководителей австр. компартии (см. там же, т. 31, с. 242-44).

В кон. 1920 и особенно в 1921 революц. волна выступлений рабочих и крестьян во мн. капиталистич. странах шла на убыль. Буржуазия перешла в контрнаступление. Учитывая эту обстановку, В. И. Ленин и Коминтерн призвали коммунистич. партии решительно изменить тактику, не забегать вперед и от немедленного штурма власти капитала перейти к собиранию и тщательной подготовке революц. сил. Однако отд. коммунисты, в т. ч. и руководители, продолжали придерживаться авантюристич. в таких условиях «теории наступления». Грубые догматич. ошибки в герм. компартии допускали П. Леви, Брандлер и Тальгеймер, Рут Фишер, Маслов и др., изгнанные впоследствии из рядов КПГ. В Италии с махровых догматич. позиций выступал Бордига — лидер итал. «левых», возглавлявший итал. компартию в 1921-23. Против бордигианства в Италии активно выступали мн. марксисты во главе с Антонио Грамши и Пальмиро Тольятти. Во Франции во время колониальных войн франц. империализма в Марокко и Сирии (1925-26) «левый» оппортунист Дорио, стоявший на догматическо-сектантских позициях, толкал партию и рабочих на заранее обреченное в тех условиях на провал авантюристич. восстание, призывая превратить войну колониальную в войну гражданскую.

«Левооппортунистические» утверждения догматиков были разоблачены марксистами-ленинцами на конгрессах Коминтерна и на заседаниях ИККИ. Так, V конгресс Коминтерна (1924) подверг обстоят. критике троцкистов, догматиков, «левых», «ультралевых» и др. оппортунистов, разъяснил вред их авантюристич. тактики и призвал коммунистич. партии активнее бороться за осуществление намеченной еще II конгрессом Коминтерна тактики единого фронта.

Важной вехой в борьбе компартий против Д., начетничества, доктринерства, сектантства, против оппортунистов всех мастей явился VII конгресс Коминтерна. Он призвал коммунистич. партии продолжать борьбу за творч. применение и развитие марксизма-ленинизма.

Сущность и вред догматизма и сектантства в совр. условиях были вскрыты на Моск. совещаниях представителей коммунистич. и рабочих партий в 1957 и 1960, где подчеркивалось, что «догматизм и сектантство затрудняют развитие теории марксизма-ленинизма и ее творческое применение в конкретных изменяющихся условиях, подменяют изучение конкретной ситуации цитатами и начетничеством, ведут к отрыву партии от масс» («Программные док-ты борьбы за мир, демократию и социализм», 1961, с. 14).

В последние годы предпринимаются попытки с догматич. позиций трактовать важнейшие положения марксизма-ленинизма, ревизовать осн. выводы коллективно выработанных документов междунар. коммунистич. движения. В совр. условиях Д. представляет собой мелкобурж. по своим клас. корням националистич. уклон в междунар. коммунистич. движении.

Догматики занимают неправильные позиции по вопросам войны и мира, мирного сосуществования, форм перехода от капитализма к социализму и от социализма к коммунизму, роли мировой социалистич. системы, развития мирового революц. процесса, культа личности (совр. Д. связан с попытками оправдания культа личности); они попирают принципы пролетарского интернационализма. В основе ошибочной линии совр. догматиков, ведущей их к авантюризму на междунар. арене, лежит прежде всего извращение ими существа совр. эпохи. В Заявлении Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий 1960 указывается, что «главное содержание, главное направление и главные особенности исторического развития человеческого общества в современную эпоху определяют мировая социалистическая система, силы, борющиеся против империализма, за социалистическое переустройство общества. » (там же, с. 40).

Догматики не могут отрицать, что силы империализма подорваны, что в мире появилась и неуклонно укрепляется мировая система социализма, что колониальная империя империализма рухнула, что возросла организованность рабочего класса. Но, не отрицая этого, они в то же время утверждают, что тот, кто говорит о возможности предотвращения войны в совр. условиях, якобы сеет опасные иллюзии, догматики не верят в способность антиимпериалистич. сил обуздать поджигателей новой мировой войны. Такая позиция догматиков является прямым отступлением от моск. Заявления компартий, в к-ром говорится, что «.. еще до полной победы социализма на земле, при сохранении капитализма в части мира, возникает реальная возможность исключить мировую войну из жизни общества» (там же, с. 60).

Догматики выступают фактически против принципа мирного сосуществования. Они не считают, что этот принцип, одобренный всем междунар. коммунистич. движением, должен быть ген. линией внеш. политики социалистич. стран. Догматики лживо изображают мирное сосуществование как «отказ от борьбы за разоблачение империализма», «прекращение борьбы с империализмом». Они игнорируют тот факт, что экономич. соревнование в условиях мира является одной из важнейших сфер борьбы социализма с капитализмом, что мирное сосуществование — одна из форм клас. борьбы на мировой арене между капитализмом и социализмом.

Догматики, исходя из неверного понимания совр. эпохи, отрицают разнообразие форм перехода к социализму. Ссылаясь на старый опыт, догматики по существу считают неизбежностью лишь немирный путь, только путь вооруж. восстания. Фактически отвергая возможность завоевания рабочим классом власти мирным путем, догматики не хотят видеть растущих сил и организованности рабочего класса, усиления тяги к социализму нар. масс, не учитывают возрастающего влияния социалистич. системы на мировой революц. процесс.

Совр. догматики противопоставляют борьбу колон. и зависимых стран против империалистич. гнета борьбе против империализма, проводимой социалистич. странами и рабочим классом капиталистич. стран.

Осн. противоречием нашего времени совр. догматики считают противоречие не между социализмом и империализмом, а между нац.-освободит. движением и империализмом. Решающая сила в борьбе с империализмом, по их утверждению, — не мировая система социализма, не борьба междунар. рабочего класса, а нац.-освободит. движение. При этом всячески принижается ист. роль борьбы пролетариата развитых капиталистич. стран; по сути выдвигается на роль гегемона всемирной борьбы против империализма не рабочий класс, а мелкая или нац. буржуазия слаборазвитых стран.

Марксисты-ленинцы, всегда подчеркивая всемирно-историч. значение нац.-освободит. движения, считают осн. условием его дальнейших побед — прочный союз и сотрудничество со странами мировой системы социализма (гл. силой в борьбе с империализмом), союз с рабочим движением капиталистич. стран.

По основным вопросам современности догматики, прежде всего руководители компартии Китая, противопоставляют себя большинству мирового коммунистич. движения. Линия совр. догматиков — это антиленинская линия неверия в силы социализма, в силы народа, в марксистско-ленинскую идеологию, в превосходство социалистич. системы, в возможность выиграть в условиях мира экономич. соревнование с капитализмом. Действия совр. догматиков объективно направлены на раскол мирового коммунистич. движения, на подрыв авторитета КПСС, на срыв важнейших междунар. акций Сов. Союза и др. социалистич. стран.

Совр. догматики стараются извратить установившееся со времени Ленина понятие Д. Они заявляют, что «современный догматизм заключается в стремлении механически копировать политику и тактику компартии другой страны». Такое толкование Д., ревизующее его определение, данное в документах Московских совещаний коммунистич. и рабочих партий, направлено против использования компартиями опыта других, имеющих наибольшие успехи братских партий.

Творческий марксизм-ленинизм требует умения своевременно улавливать и учитывать сдвиги и повороты, происходящие в мировой историии развитии клас. борьбы, умения своевременно объяснить смысл новых событий и явлений, вырабатывать тактику революц. борьбы, выдвигая правильные лозунги, соответствующие требованиям дня. Д. на совр. этапе лишает революц. партии способности развивать на основе науч. анализа и творчески применять марксизм-ленинизм в соответствии с конкретными условиями, изолирует коммунистов от широких масс трудящихся, обрекает их на пассивное ожидание или леваческие, авантюрные действия, задерживает в конечном счете революц. развитие, не позволяет своевременно и правильно использовать меняющуюся обстановку и новый опыт, использовать все возможности в интересах победы рабочего класса. Доктринерскими являются и попытки оторвать марксистско-ленинское учение от успехов практич. деятельности коммунистов. Вся практич. деятельность КПСС, успехи мирового коммунистич., рабочего и нац.-освободит. движения являются ярким свидетельством банкротства антинаучных, антимарксистских «теорий» прошлых и совр. догматиков.

Читайте так же:  Взаимосвязь стресса с нарушением питания
Догматизм
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here