Эмоциональный интеллект

​​​​​​​Эмоциональный интеллект (англ. Emotional intelligence) — способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.

Понятие введено в научный обиход П.Саловеем и Дж. Майером. Первые концепции ЭИ возникли в 1990 году, с тех пор разные авторы трактуют это понятие весьма разнообразно.

По определеню Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо, это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих (модель способностей).

Составляющие ЭИ в модели способностей

В рамках модели способностей выделяются следующие иерархически организованные способности, составляющие ЭИ:

  • восприятие и выражение эмоций
  • повышение эффективности мышления с помощью эмоций
  • понимание своих и чужих эмоций
  • управление эмоциями

Эта иерархия основывается на следующих принципах:

Способности распознавать и выражать эмоции — основа порождения эмоций для решения конкретных задач, носящих процедурный характер. Эти два класса способностей (распознавать и выражать эмоции и использовать их в решении задач) являются основой для внешне проявляемой способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними. Все вышеописанные способности необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, приводящих к регуляции не только собственных, но и чужих эмоций.

Так же следует отметить, что эмоциональный интеллект в этой концепции считается подсистемой социального интеллекта.

Методы диагностики ЭИ, используемые в рамках модели способностей

Сторонники модели способностей исследуют эмоциональный интеллект, используя различные тестовые методики решения задач. Наиболее разработанная и сложная методика – MSCEIT. В каждой задаче, решение которой отражает развитие одного из четырех вышеупомянутых компонентов эмоционального интеллекта, имеется несколько вариантов ответа, и испытуемый должен выбрать один из них. Подсчет баллов можно проводить несколькими способами – основываясь на консенсусе (балл за отдельный вариант ответа соотносится с процентом репрезентативной выборки, выбравшей тот же вариант) или на экспертных оценках (балл соотносится с долей относительно небольшой выборки экспертов, выбравших тот же ответ).

ЭИ в популярной (ненаучной) психологии, теория Гоулмена — смешанная модель ЭИ

— это то, как мы обращаемся с самими собой и нашими взаимоотношениями. По Гоулмену, эмоциональный интеллект, это способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей. Выделяются четыре главных составляющих EQ:

Фактически одно из самых значительных продвижений в изучении эмоциональной культуры произошло в 1980 г., когда психолог д-р Реувен Бар-Он, израильтянин американского происхождения, начал свою работу в этой области.

Понятие эмоционального интеллекта в его популистической ипостаси часто встречается в литературе, посвященной проблеме эффективного лидерства. Выше приведены четыре компонента эмоционального интеллекта. Дэниел Гоулман выделяет на ряду с ними еще и пятую: мотивация.

Биологические предпосылки ЭИ

  • Уровень ЭИ родителей
  • Правополушарный тип мышления
  • Свойства темперамента

Социальные предпосылки развития ЭИ

  • Синтония (эмоциональная реакция окружения на действия ребенка)
  • Степень развития самосознания
  • Уверенность в эмоциональной компетентности
  • Уровень образования родителей и семейный доход
  • Эмоционально благополучные отношения между родителями
  • Андрогинность (самоконтроль и выдержка у девочек, эмпатия и нежные чувства у мальчиков)
  • Внешний локус контроля
  • Религиозность

Структура ЭИ

  • Осознанная регуляция эмоций
  • Понимание (осмысление) эмоций
  • Различение и выражение эмоций
  • Использование эмоций в мыслительной активности

Определение EQ

Сторонники двух моделей социального интеллекта, модели способностей и смешанной модели, придерживаются разных методов определения его уровня, что зависит в первую очередь от их теоретических позиций. Сторонники смешанной модели используют методы, основанные на самоотчете, и каждая методика основывается исключительно на субъективных взглядах ее автора.

Сторонники модели способностей исследуют эмоциональный интеллект, используя тестовую методику решения задач. (Речь идет о наиболее разработанной и сложной методике – MSCEIT). В каждой задаче, решение которой отражало развитие одного из четырех вышеупомянутых компонента эмоционального интеллекта, имеется несколько вариантов ответа, и испытуемый должен выбрать один из них. Подсчет баллов можно проводить несколькими способами – основанным на консенсусе (балл за отдельный вариант ответа соответствует проценту репрезентативной выборки, выбравшей тот же вариант) или на экспертных оценках (балл соответствует доле относительно небольшой выборке экспертов, выбравших тот же ответ). Именно подсчет баллов считается слабым местом этой методики.

EQ определяют различными методами, используя коммерческие или популярные тесты,[http://flogiston.ru/articles/general/eq],[http://www.queendom.com/tests/access_page/index.htm? >

Методы развития ЭИ

  • Групповой тренинг
  • Индивидуальный тренинг
  • Коучинг
  • Тренинг детей в семейно-общественных детских центрах
  • Семейное воспитание

По поводу возможности развития ЭИ в психологии существует два отличных друг от друга мнения. Ряд ученых (к примеру, Дж. Мейер) придерживаются позиции, что повысить уровень ЭИ невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность. Однако увеличить эмоциональную компетентность путем обучения вполне возможно. Их оппоненты (в частности, Д. Гоулман) считают, что ЭИ можно развивать. Аргументом в пользу этой позиции служит тот факт, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни.

Эмоциональный интеллект: инструкция к применению

Ни для кого не секрет, что современная наука «разложила» человека на мельчайшие составляющие — активно расшифровывается геном, описаны всевозможные биохимические процессы организма, изучаются электрические импульсы мозга…

Но есть еще кое-что: наши эмоции. Человек не всегда думает рационально – многие решения принимаются интуитивно. Сегодня, когда большинство старых методов коммуникации и построения бизнеса не работают, мы не можем игнорировать эмоциональную сферу. Даже экономика вынуждена учитывать психологию принятия решений.

В мире не много людей, кто ни разу слышал о таких новых для общества социальных явлениях, как трудоголизм, шопоголизм, синдром выгорания, перфекционизм и другие. Их невозможно объяснить без учета эмоций – новая отрасль науки – поведенческая психология – занимается ими.

Каждый знает, что нобелевскую премию дают за особые заслуги. Ученые Д. Канеман и А. Тверски завоевали ее доказав, что люди склонны принимать решения руководствуясь интуитивными соображениями.

Так что же такое эмоции и какова их власть над человеком?

Мы доподлинно знаем, что эмоции активизируют интеллектуальные процессы: усиливают, ускоряют, расширяют и избирательно влияют на их содержание.

Например, депрессия делает наши дни одинаковыми, а мир вокруг — скучным. Напротив, хорошее настроение возвращает восприятию мира радужные краски, дает силы и побуждает к движению и развитию.

Или, находясь в состоянии ужаса, наша чувствительность к ситуации многократно увеличивается так, что мы можем упасть в обморок от незначительного шума. В тоже время, спортсмен способен не чувствовать физической боли благодаря эйфории и наслаждению от спортивной борьбы.

Напуганный человек не контролирует свои мысли, тогда как радостный легко справляется с задачами и рождает на свет тысячи новых идей.

Так же известно, что подавленные эмоции приводят к невротическим и психосоматическим расстройствами: это доказывают многочленные исследования, на основе которых уже составлены таблицы взаимосвязи телесных недугов и эмоциональных расстройств.

Эмоционально окрашенные события легче запоминаются и воспроизводятся памятью: вспомните самый яркий или худший день вашей жизни – уверена, в памяти отыщутся тысячи деталей. Кроме того, при запоминании имеет значение интенсивность эмоционального фона: чем сильнее эмоция, тем ярче от нее след.

И это еще не все… Оценка ситуации зависит от нашего текущего состояния – напряжение, возбуждение, страх приводят к преувеличениям или приуменьшениям значимости тех или иных событий и информации. А пережитые в прошлом сильные эмоции накладывают отпечаток на наше ежедневное поведение и мышление: проективные тесты показали, что испытуемые с высоким уровнем тревоги в новых ситуациях, схожих с пережитыми, видят запечатленные раньше элементы угрозы.

Знакомы с людьми, применяющими описанные выше знания? Скорее всего у них хорошо развит эмоциональный интеллект или EQ. Что же это такое? Если кратко — способность понимать, управлять и эффективно использовать эмоции в жизни.

Авторы концепции эмоционального интеллекта Дж. Мейер и П. Сэловей дали этому явлению такое определение: комплекс способностей, позволяющих распознавать и управлять своими и чужими эмоциями и использовать их для решения проблем и задач.

Из определения ясно, что это не просто совокупность интеллекта и эмоций, а соотношение генетически заложенного в нас интеллекта и психического взаимодействия человека с окружающей средой.

На сегодня существует несколько концепций эмоционального интеллекта. В этой статье и в работе я опираюсь на научную теорию Мэйера, Карузо и Сэловея – более сложную и несколько менее «раскрученную», зато постоянно развивающуюся и получающую подтверждение своей состоятельности, в частности, в исследованиях ученых Йельского университета.

Особенность концепции заключается в том, что «первой скрипкой» здесь является интеллект – с его помощью сознательно интеллектуально регулируются эмоции: задействуется познавательная способность интеллекта перерабатывать информацию об эмоциях.

Авторы выделили 4 компонента эмоционального интеллекта: восприятие, использование, понимание и управление эмоциями. Рассмотрим каждый по-отдельности и выполним упражнения, развивающие их.

  1. Восприятие, понимание эмоций собственных и других людей – распознавание невербальных сигналов с помощью разных коммуникативных каналов: способность определять эмоции по физическому состоянию (выражение лица, реакции тела), через речь, звуки, внешний вид, поведение. Сюда относится умение выражать свои потребности, связанные с испытываемым чувством, а так же умение отличить истинные и ложные эмоций.

Осознание чувств и эмоций дает нам самую точную информацию об окружающем мире, а значит шанс на адекватное реагирование.

Оторвитесь от чтения статьи и посмотрите вокруг. Найдите в помещении все круглые предметы. Уверена, раньше вы их попросту не замечали – не обращали внимание, т.к. не было такой цели.

Усложним задачу: вспомните 5 – пусть самых небольших — поводов для радости, которые были у вас сегодня до этого момента. Теперь искренне порадуйтесь им. Запишите, как отразилась радость на вашем лице, как вы почувствовали ее в теле, какие принимали позы и жесты.

Теперь вспомните других людей, которые вели себя подобным образом. Порассуждайте на тему, что они чувствовали, на сколько интенсивным было переживание радости, сдерживали ли они себя в его проявлении, были естественны и, если не были, то предположите, что их сдерживало — окружение людей, неумение выразить эмоции, слишком бурная реакция на чувство.

  • Использование эмоций для эффективного мышления и деятельности. Вы умеете вызывать и контролировать нужные эмоции? Например, не поддаваться негативным выплескам — когда вас провоцируют на грубость, пытаются расстроить или запугать — в момент принятия важного решения. Правильно используя эмоции можно направить внимание на нужную информацию и максимально эффективно ее проанализировать или запомнить.

Легко ли вы меняетесь в чувствах? Умеете быть в одном настроении с другими людьми? Со всеми или только с некоторыми? Быстро успокаиваетесь, переключаетесь? Умеете привлечь внимание окружающих? Ваши мысли всегда следуют за чувствами?

То, как мы чувствуем, влияет на то, как мы думаем. Умение вызывать в себе необходимое настроение в нужный момент и есть способность использовать эмоции для стимуляции мышления. Это так же помогает смотреть на вещи с разных точек зрения, быть изобретательнее и адаптивнее.

Вспомните свое состояние в момент радости: что было на лице, где отзывалось в теле, чем были заняты мысли – постарайтесь припомнить максимальное количество деталей. Ощутите, как меняется ваше настроение по мере погружения в позитивное состояние.

Хорошенько запомните все ощущения.

Повторяйте упражнение в моменты грусти или раздражительности, фиксируя внимание на своих изменениях.

  • Понимание и анализ эмоций, включая эмоциональные переходы — умение использовать знания о возникновении и протекании эмоциональных состояний. Способность предугадать изменение эмоции во времени, осознавать переходы от одной эмоции к другой; видеть связь между словами, действиями и эмоциями, а так же прогнозировать степень влияния эмоционального состояния на личный или коллективный результат.

Мастерство соединять ситуацию с нужными эмоциями прочно связано с правильным восприятием эмоций. Например, страх – не всегда плохо: порой он способен спасти жизнь, мобилизовать силы, придать решимости. Получается, что в одной и той же ситуации возможно испытывать полярные эмоции.

Автором данной методики принято считать Уолта Диснея, который использовал ее при создании новых мультфильмов. В процессе работы он сознательно использовал три роли: мечтателя, реалиста и критика (который критикует не проект, а его слабые моменты). Двигаясь от одного образа к другому, он переходил от мечты к конкретным действиям для ее реализации, от действий к критике и поиску слабых мест. В итоге получалась схема конкретных и наиболее приемлемых на данный момент действий.

Секрет упражнения в том, что визуализация запускает те же механизмы, что действуют в реальной жизни — через это тренируются необходимые навыки. Для нас ценно, что в процессе упражнения задействуются разные эмоциональные состояния, а значит развивается умение переходить из одного в другое.

Выполняя упражнение, мы как бы идем от обратного: вспоминаем позу, эмоции, речь, голос, мысли разных персонажей и через это погружаемся в нужное состояние.

Последовательно представьте себя в трех ролях. Начните с мечтателя – вспомните и воспроизведите нужное состояние. Погрузитесь в него… Затем выйдите из роли, например, прервавшись на небольшое отвлеченное занятие – полейте цветы, вымойте посуду, попейте кофе.

Досконально воспроизведите себя в реалисте и погрузитесь в него. Сделайте паузу. Превратитесь в критика. Переходите между состояниями столько раз, пока не найдется решение, устраивающее всех трех персонажей. Помните – если цель важна для вас, выход всегда найдется!

  • Сознательное управление эмоциями и чувствами других людей подразумевает рефлексивную регуляцию эмоций и открытость к позитивным и негативным чувствам. Лично мне больше нравится называть четвертый компонент, как «создание ресурсной среды» — на мой взгляд, это более реалистично. Суть от этого сильно не меняется: способность оставаться независимым от эмоциональных посылов окружающих, умение улавливать и изменять их. Этот навык помогает разрешать конфликты, улучшать отношения, повышать качество жизни.

Например, гнев: с одной стороны он помогает преодолевать трудности, с другой – может стать причиной агрессивного поведения. Понимая это, можно объединить мышление с эмоциями и действовать в конкретной ситуации наиболее эффективным образом.

Уверена, все слышали про базовый метод грамотного общения «Я-сообщение» или метод XYZ (ситуация, чувства, желаемое взамен): X – «Когда приходят намного позже без предупреждения…», Y – «…я волнуюсь и чувствую себя покинутой», Z – «Мне бы хотелось, чтобы меня предупреждали, когда задерживаются надолго».

Такую технику общения лучше всего постепенно внедрять в семье, прежде всего с детьми и родителями, отслеживая реакции близких. Можно пробовать на работе, особенно в повторяющихся неприятных ситуациях.

«Я-сообщения» научат вас говорить о своих чувствах, точнее выражать смыслы, сглаживать эмоциональный накал.

Предположим, вы загорелись развитием EQ – с чего начать? С измерения эмоционального интеллекта.

Сделать это позволяют различные инструменты. Наиболее разработанным и подтвержденным считается тест MSCEIT – Mayer Salovey Coruso Emotional Intelligence Test, переведенный на русский язык и адаптированный для отечественной аудитории Институтом психологии РАН. Хорошие тесты найдете в книге Марка Дэвиса «Проверьте свой EQ. Test your EQ. Умны ли вы эмоционально?».

Самостоятельно оценить и развить эмоциональную грамотность поможет ведение дневника наблюдений за собой и другими людьми, изучение тематических видеороликов и работа с набором карт «Живые чувства».

Для знакомства с эмоциональным спектром человека, изучите систему Р. Плучека. Она любопытна тем, что выделяет степени эмоций: например, принятие – легкая степень восхищения, скука – легкая степень отвращения.

Научиться узнавать эмоции можно – общие правила есть в книге Пола Экмана «Психология лжи. Обмани меня, если сможешь».

Научно доказаны интересные факты, связанные с EQ:

— есть прямая взаимосвязь уровня развитости эмоционального интеллекта руководителя и успехов его команды;

— существую значимые связи между отдельными шкалами упомянутого выше теста MSCIET и достижением ключевых показателей в профессиональной деятельности;

— специальные упражнения развивают эмоциональный интеллект.

Важно понимать, что эмоциональный спектр человека весьма разнообразен. Есть несколько мнений относительно количества эмоций. Для иллюстрации предлагаю систему Р. Плучека. Она любопытна тем, что выделяет степени эмоций: например, принятие – легкая степень восхищения, скука – легкая степень отвращения.

Плучек выделяет 8 базовых эмоций: интерес, радость, доверие, страх, удивление, печаль, отвращение, злость. Для начала изучите схему, чтобы понять, какие бывают эмоции.

По Плучеку эмоции возникают как реакции на некоторые жизненно важные для организма стимулы. Из их попарной противоположности создается попарная противоположность эмоций. Например (смотрите по схеме): злость – наброситься на противника и прогнать его и страх – убежать спасая свою жизнь, удивление – замереть от странного звука и интерес – пойти разведать, откуда он. Вторичные эмоции производны из первичных: любовь «получается» из радости и приятия, покорность – из восхищения и страха и т.д.

Научиться узнавать эмоции можно – общие правила есть в книге Пола Экмана «Психология лжи. Обмани меня, если сможешь».

И это еще не все… Нейрофизиологи обнаружили эмоции в координаторе систем мозга, участвующих в обеспечении эмоций – в лимбической системе, точнее — в гипоталамусе. Это подтверждает медицинская статистика: при нарушении лимбической системы заметно меняется эмоциональная жизнь человека. Исследования повреждений различных долей мозга показывают связь нарушения, например, лобных долей и наступления безразличия, эйфории или приступов страха, ярости; депрессивные состояния — при поражениях височных долей и т.д.

Внутри каждого из нас есть свой «корректор» эмоций – наша память, привычки, убеждения, физиологические особенности, пережитый опыт. Когда у человека болит зуб, он вряд ли получит эстетическое удовольствие от созерцания заката. Если женщина имеет привычку видеть во всех мужчинах альфонсов, именно на них она будет обращать внимание.

Прежние эмоциональные переживания влияют на нашу жизнь, «включая» ограничения – мешая увидеть что-то другое, позитивное в окружающем мире. Многие из нас не умеют понимать свои эмоции и управлять ими — мы привыкли их выплескивать или подавлять.

Наши мысли всегда следуют за чувствами – это очень важно помнить!

Определение эмоционального интеллекта и как его развивать

Определить цену можно всему, а вот в чем измерять ценности,

еще никто не придумал.

Интеллект знаний известен всем! Многие из нас проходили тесты ради интереса, а в современных компаниях предлагается прохождение таких тестов для соответствия определенной должности.

Многим не очень приятно вспоминать о результатах своих тестов, а кто-то гордится ними. Имеет ли это значение? Насколько важен уровень интеллекта? И что означает термин «эмоциональный интеллект»? Чем он отличается от интеллекта знаний?

Тест на IQ

Доказано, что тесты на IQ не являются окончательной оценкой всех возможностей мозга, да и мерилом знаний их назвать сложно.

Примером тому может быть общепризнанный гений А. Пушкин, который был безнадежным двоечником. Интересно, как бы он смог сдать тест? Но это не отменяет его гениальности. А Моцарт или Шекспир смогли бы выдержать такие тесты? Люди саванты (кому неизвестно − люди с абсолютной памятью) могут творить чудеса, удивляя всех, но в жизни они совершенно не приспособлены, социум для них – темный лес, каков результат их интеллекта знаний?

Выдающиеся личности, не имеющие определенных знаний, а таких много и было и есть, разве могут попасть в разряд глупых людей? У них всего лишь сбой в нейронной сети мозга. Но такой показатель совсем не говорит о том, что стремиться к наукам нет смысла.

Это говорит только о том, что каждый из нас мог встречать человека, у которого за плечами три класса общего образовательного курса, а они очень умны, и даже некоторые мудры, с ними интересно беседовать, и это заслуга далеко не умственных способностей. Вот в этом и кроется тайна эмоционального интеллекта.

Понятие интеллекта

Так что такое эмоциональный интеллект? Это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения любых задач.

Способность задействовать свои знания, эмоции, чувства и ощущения является основой определения эмоционального интеллекта, говоря другими словами − мудрости. Это загадка, которая никем не разгадана, но прекрасно нами чувствуется в людях, да разве только в них? Глядя на собак, мы можем определить какая с умными глазами, а у какой − глупый вид.

Без всяких тестов можно выяснить, насколько человек умен. Минута общения может указать на уровень развития человека. Как выяснилось, образованный, знающий и мудрый человек – это абсолютно разные понятия. Чтобы было более понятно, вспомните, сколько образованных людей оказалось на улице в годы перестройки, сколько их спилось или подалось в блудную жизнь.

Дальше, возьмем, как сейчас выражаются, «ботанов». Кто их слушает, кому интересен человек, манипулирующий фактами, с лицом без эмоций, бубнящий себе под нос? А ребенок, который в первый день присутствия в школе может проявить свое лидерство? В этом кроется вторая загадка эмоционального интеллекта – как люди преподносят свои знания и почему их интересно слушать.

Принцип действия интеллекта

В современном мире фактор успеха напрямую зависит от уровня эмоционального интеллекта. По статистике, уровень безработицы и преступности гораздо выше среди людей с низким интеллектом.

Мир загадочен, а человек − его главная загадка, и от животных его отличает совсем немногое:

И когда речь идет о серьезном вопросе, то выбор остается за человеком, ему решать как поступать и только в его власти собственное развитие эмоционального интеллекта.

Связь эмоций и переживаний человека впервые была установлена Аристотелем, а Рене Декарт назвал эмоции основой души, но никто не давал им конкретной классификации. Изучением эмоций, по мнению многих ученых, было связано с Дарвином, который положил начало миру человеческих эмоций. Многие открытые им закономерности до сих пор имеют место быть.

Эмоциональный интеллект заключается не только в умении считать, но и в умении сопереживать, что выводит человека на уровень зеркальных нейронов. Скажем, это такое построение мозга, которое включается тогда, когда человек не совершает что-либо, а только наблюдает за действием со стороны.

Например, предстоит серьезный разговор, который решает вашу судьбу. Вы должны сконструировать схему предстоящего разговора с этим человеком, т. е. как бы покинуть свой мозг и внедриться в мозг оппонента. Другими словами, посмотреть на себя глазами своего оппонента.

На этом и основывается весь успех социальных взаимоотношений. Доказано, что такие зеркальные системы испорчены у людей, больных аутизмом, возможно, это и объясняет их эмоциональную глухоту.

Уровень образования людей с развитым интеллектом

С какой стороны подойти к вопросу о том, как развить эмоциональный интеллект? Конечно, со стороны образования. Вот только образование должно основываться не на знаниях, а на понимании.

Это значит, что изучая определенный предмет, человек должен точно понимать, что эти знания ему нужны. А информацию, которая понадобится однажды, можно найти в интернете за две минуты, при этом, не засоряя свой мозг ничем лишним.

Человек должен философски относиться к информации, которая ему ежеминутно поступает. Без гуманитарной подготовки он не поймет того, что делает, он не оценит правильно мир, не поставит перед собой правильные цели, и не сможет расставить ценностные акценты. И все это значит, что к развитию эмоционального интеллекта человек не готов.

Навыки управления эмоциями

Развитие эмоционального интеллекта включает в себя, по меньшей мере, четыре основных навыка:

По утверждению психологов, усовершенствовать эмоциональный интеллект во временном эквиваленте можно только в одном навыке. Но даже амбициозный человек может убедиться в том, что один усовершенствованный навык повышает способность продвинуться на ступень выше.

Учимся управлять собой

Исследования показали, что на питание мозга человека расходуется 25% энергии, а на питание мозга маленьких детей – 50%.

Следовательно, это дорогостоящая для человека игрушка, особенно если он бессмысленно работает на мозг, а не наоборот. Поэтому здравомыслящие люди должны задуматься над тем, что мозг должен отрабатывать, затраченную на него энергию организма.

Мы должны уяснить, что мозг работает вхолостую, соответственно, и энергию потребляет зря, если у нас отсутствует или слабо развит эмоциональный интеллект, то есть если мы не умеем управлять собой и своими эмоциями.

А для развития этого навыка следует уяснить три основных правила:

  • ни под каким предлогом не давать себе спуску;
  • научиться говорить самому себе только правду;
  • уметь быть снисходительным и доброжелательным к людям.

Влияние рефлексии на наш интеллект

Способность самому на себя посмотреть и оценить называется рефлексией.

Например, что-то я слишком шумный, или почему я молчу, когда нужно говорить, или как нелепо я выгляжу, когда не знаю что сказать. То есть это способность оценивать свое поведение, тактику, статус в данный момент. Эта способность (составляющая эмоционального интеллекта), некоторым людям дана с рождения, но большинство людей или пытаются ее в себе развить, или их совершенно не интересует этот вопрос. Зависит это от многих факторов, но основной фактор, конечно − генетический.

Это не говорит о том, что если в семье не было близких людей с высоким эмоциональным интеллектом, то и у вас его не будет. Отнюдь, просто детям, рожденным с даром эмоционального интеллекта, знания достаются значительно легче, они уже умеют рационально использовать как знания, так и отсеивать ненужную информацию, в том числе и контролировать свои эмоции. А многие из нас, работая над собой, могут добиться не меньших результатов и максимально развить свой эмоциональный интеллект. Все зависит от нашего желания и поставленных целей.

Закон всемирного тяготения, или как эмоции влияют на события в нашей жизни

В далеком прошлом те, кто манипулировал людьми и был посвящен в эту тайну, изо всех сил старались сохранить власть и не делились своими знаниями.

Поэтому большинство людей до сих пор пребывают в неведении, живут по шаблону: ходят на работу, выполняют свои обязанности, возвращаются домой. Они не могут повысить эмоциональный интеллект только потому, что на это нет ни сил, ни знаний.

Вселенная, в которой мы живем, располагает определенными законами. Многие мы знаем, о других слышали, а о некоторых даже не имеем представления. Один из таких законов говорит о том, что все, что нас окружает в жизни, и даже то, на что мы привыкли жаловаться, притянуто нами самими. Этот закон основывается на законе всемирного тяготения.

Кто-то может попытаться опротестовать закон тем, что аварию он не притягивал, или нервного клиента тоже не выбирал, или еще что-либо, казалось бы, от нас независимое, но концепцию придется принять, усвоив некоторые знания.

Большая наша часть автоматически притягивает к себе все что случается, так как в нашем понимании мы не можем управлять всем. Наши мысли и чувства на автопилоте, и отследить их невозможно. Как их можно отследить? Так рассуждает большинство из тех, у кого проблемы с эмоциональным интеллектом. Да, все мысли отследить невозможно, это может свести с ума, так как в мозге проносится миллионы мыслей, но зная систему управления эмоциями, а это значит, повысив свой эмоциональный интеллект, мы сможем понимать то, о чем думаем. Ведь мысли вызывают эмоции, тот удивительный дар, который помогает понять, что именно мы привлекаем к себе.

Управление своей жизнью с помощью двух эмоций

С точки зрения многих психологов существует только две эмоции. Одна отвечает за то, когда хорошо, а другая – когда плохо. Названий множество, но по сути, будь то гнев, обида, злость или страх, то нам плохо.

Соответственно, эмоциональный блок говорит нам что-то, о чем мы в данный момент думаем, и абсолютно не соответствует тому, чего мы хотим.

Говоря другими словами, мы настроены на негативную частоту или излучаем негативные вибрации. Чувства надежды, любви, счастья – это позитивные чувства эмоций, а значит, что мы излучаем позитивную частоту, сигнализирующую о том, что текущие мысли соответствуют нашим стремлениям и целям.

Замечали ли вы, когда вы сделаете себе утренний кофе в плохом настроении, то он совершенно невкусный. С плохим настроением вряд ли вы найдете приятного собеседника, да и любимая работа может стать каторгой, если вас переполняют негативные эмоции. Извергая их на окружающих, вы не найдете человека, который поддержит вас. Ваши слезы вызовут только жалость или сочувствие, но проблемы вашей не решат.

Нет, это не призыв сдерживать негативные эмоции, а призыв избавляться от них.

То, что мы чувствуем идеально отражает то, что нас ожидает. Не зря мы пользуемся словами «день не задался», все эмоции, все чувства решают весь день. А стоит только сменить эмоции, то появится возможность изменить не только день, но и всю жизнь. Думая и ощущая, мы всегда творим. Изменяя свое сознание, мы издаем сами свою вселенную.

Когда нам плохо, мы всегда можем это изменить. Например, послушать свою любимую музыку, увлечься своим любимым занятием. Нет такового? Так это первый сигнал для того чтобы заняться повышением своего эмоционального интеллекта.

Читайте познавательную литературу, развивайтесь. Подумайте о том, кого вы любите, об окружающем вас прекрасном, обратите внимание на своих домашних животных, они несут положительные эмоции, удерживайте эти мысли и эмоции в себе. Только положительные эмоции смогут помочь повысить эмоциональный интеллект, а соответственно, улучшить и вашу жизнь.

ЖизньДумать сердцем:
Как и зачем развивать эмоциональный интеллект

Разбираемся, почему эмоции важны и как научиться ими управлять

Современная культура нацелена на продуктивность. Для многих активных людей это выливается не только в постоянное нервное напряжение, но и стремление рационализировать всё и вся в ущерб своим эмоциям. Но именно комфортное эмоциональное состояние позволяет добиваться больших успехов и помогает двигаться дальше, а рассудочные решения далеко не всегда совпадают с тем, чего нам хочется «в глубине души». На помощь может прийти концепция эмоционального интеллекта, которая поможет лучше понимать себя и свои импульсы. Объясняем, что это такое, и для чего нужно.

Чем отличаются чувства и эмоции?

И чувства, и эмоции влияют на наше психологическое состояние, но они существенно различаются. Чувством называется осознаваемый эмоциональный опыт (вспышка гнева, например). Эмоции возникают против воли человека, порождают конкретные чувства и часто бывают слишком сложны для того, чтобы отдавать себе в них отчет. В то же время их можно и нужно анализировать, чтобы уметь отделять себя от своего негативного опыта или настроения и сохранять приятный эмоциональный фон. Правда, чувственная сторона жизни может быть такой запутанной, что на осознание объемной эмоции может потребоваться много времени: иногда распознать влюбленность в лучшего друга за спектром постоянно вспыхивающих позитивных и негативных чувств получается только спустя годы и с помощью терапевта.

Дело осложняется и тем, что единого перечня эмоций до сих пор нет. В 1972 году психолог Пол Экман составил список шести базовых эмоций, в него вошли гнев, отвращение, удивление, счастье, грусть, страх. Позже Экман добавил в него смущение, увлечение, презрение, стыд, гордость, удовлетворение и волнение. Роберт Плутчик предложил другую классификацию эмоций, так называемое колесо. По его мнению, есть 8 главных эмоциональных пространств, которые могут пересекаться и порождать новые эмоции. Например, выцветшие изумление и ужас могут породить трепет, а досада и скука — вылиться в презрение.

Откуда взялась концепция
эмоционального интеллекта?

Понятие эмоционального интеллекта относительно новое, раньше такое словосочетание воспринималось как оксюморон. Серьезно о нем впервые заговорили в 1990 году после одноименной статьи Питера Саловея и Джона Майера для журнала Imagination, Cognition, and Personality. Они определили его как способность узнавать свои и чужие эмоции и чувства, различать их между собой и использовать эту информацию для дальнейших рефлексий и действий. Саловей и Майер отметили, что считают эмоциональный интеллект подсистемой уже известного социального интеллекта, который позволяет «понимать людей и управлять ими».

Дальше дров в костер подбросил — и продолжает подбрасывать — писатель, психолог и родной дядя автора «Мифа о красоте» Наоми Вульф Дэниел Гоулман: именно после его книги-бестселлера об эмоциональном интеллекте узнал широкий круг читателей. Гоулман сумел найти правильную интонацию для разговора с огромной аудиторией и увлечь ее не самой простой темой. Правда, писатель не только разжевал труды предшественников, но и предложил собственную трактовку: по его мнению, эмоциональный интеллект состоит не из четырех сфер, как предлагали Саловей и Майер, а из пяти.

Из чего он состоит?

В классической модели у эмоционального интеллекта четыре составляющих. Самосознание — способность распознавать свои эмоции и чувства; самоконтроль — возможность управлять ими; общественное осознание позволяет понимать эмоциональные процессы, происходящие в обществе; менеджмент отношений, затрагивающий и межличностные, и групповые. Гоулман соглашается с первыми двумя позициями, но по-своему комбинирует и разбивает остальные: помимо самосознания и самоконтроля, в его модели присутствуют внутренняя мотивация, эмпатия и социальные навыки. В целом классификация Гоулмана выглядит упрощенной, зато она крайне практична и не вызывает отторжения даже у тех, кто впервые сталкивается с темой.

Правда ли, что эмоциональный
интеллект важнее IQ?

В последние десятилетия ум оценивали только на основании IQ. Тем, кому «повезло» получить высокий показатель, прогнозировали большое будущее, а людям с низким подбрасывали всё новые способы для прокачивания интеллектуальных способностей. В Microsoft, например, раньше отбирали кандидатов по тому, как быстро они могли решить логические задачи.

О том, что кроме интеллекта есть другие не менее важные составляющие ума (в англоязычной литературе — intelligences), заговорил профессор Гарварда Говард Гарднер. Он утверждает, что ум следует оценивать не по IQ или другому единственному показателю, но по семи. Это склонность к лингвистике, логико-математическому мышлению (то, что в ущерб остальному так ценят в школах) и пониманию собственного тела, музыкальные способности, пространственное мышление и, наконец, способность хорошо ладить с другими людьми и собой. Позже Гарднер добавил к ним «ум натуралиста» (Невилл Долгопупс, привет) и еще допустил, что компетенции в экзистенциальных и моральных вопросах тоже могут быть небесполезными категориями при анализе личности.

Так что вынесенное в заголовок нашумевшей книги Гоулмана утверждение, что эмоциональный интеллект может быть важнее IQ хоть и верно (для некоторых людей в некоторых обстоятельствах), но больше является маркетинговой уловкой: эмоции, в отличие от интеллекта, всё еще свежая тема, на которой можно эффектно спекулировать.

Зачем развивать эмоциональный интеллект?

Наверняка вы не раз слышали о том, как легко кому-то продвигаться по карьерной лестнице. Или как хорошо кому-то удается общаться с собственными детьми. У героев этих ситуаций почти наверняка высоко развит эмоциональный интеллект, который позволяет им не только яснее осознавать свои цели (а значит, быстрее достигать их), но и успешно выстраивать коммуникацию с людьми на разных уровнях — в какой-то момент развития это становится необходимой ступенью в любой области.

Если продуктивность не кажется вам такой уж привлекательной, подумайте о том спокойствии, с каким можно воспринимать не самые похвальные свои и чужие поступки и эмоции, — развитый эмоциональный интеллект это позволяет. Стать бесчувственным чурбаном никому не грозит — наоборот, без ненужных рефлексий освобождается время на то, чтобы наслаждаться приятными проявлениями жизни и свести к минимуму неприятные (и сделать из них все необходимые выводы). Отметим, что самостоятельная работа со своими эмоциями не заменяет врачебной помощи, так что, если вы подозреваете у себя срочные или серьезные психологические проблемы, не стоит решать их самостоятельно.

Как это сделать?

Любопытствующим можно сперва пройти тест на определение эмоционального интеллекта. В конце этого опросника, например, дадут весьма мягкую оценку вашего эмоционального навыка, которую можно взять за отправную точку. Кроме того, тесты подобного рода помогают узнать себя в предлагаемых ситуациях («находясь в группе друзей, всегда ли вы можете понять, что чувствует каждый из них?») и самостоятельно проанализировать свои способности. А вообще, систем оценки много (SASQ, MSCEIT, ECI, например), но для того, чтобы в них вникнуть, требуется либо действительно много свободного времени, либо помощь специалиста.

В любом случае небесполезно будет почитать статьи Майера с Саловеем и работы Гоулмана. Первые два дадут академический взгляд, полезный для общего развития, а к книгам Гоулмана можно обращаться за более насущной информацией. Он дает ее достаточно, чтобы познакомиться с темой, и заставляет читателя выполнять несложные, но показательные упражнения вроде ведения дневника эмоций. Если времени на статьи и книги нет, можно воспользоваться проверенными методиками для саморазвития, пример хорошей есть здесь. Важно помнить, что развитие эмоционального интеллекта, как и любая другая перестройка, требует времени и отдачи, так что не стоит переживать, если в течение месяца у вас не наладится личная жизнь или вы не взлетите по карьерной лестнице (но наверняка даже за этот короткий срок будут заметны маленькие изменения в отношениях с людьми и собой).

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять