Гештальт-терапия

1951. Немецкий психиатр и психоаналитик Фриц Перлз (Friedrich Perls, 1893–1970) формулирует основные положения гештальт-терапии. Эта теория долгое время остается в тени. В 1968 году Перлз, переехавший к тому времени в США, оказывается на первой странице журнала Life под заголовком «Фриц Перлз – человек, живущий в гармонии с собой, – служит иллюстрацией собственной теории». С этого момента гештальт-терапия становится всемирно известной. Сегодня студенты изучают этот метод терапии в более чем 200 вузах 50 стран мира.

Название метода происходит от немецкого gestalt – «форма», «структура». Термин «гештальт» понимается как единица анализа психики и обозначает цельные, несводимые к сумме своих частей образования сознания. Гештальт-терапия помогает обрести целостное представление о себе и начать жить не в мире прошлого и фантазий о будущем, а здесь и теперь. Метод сочетает элементы психоаналитического подхода (перевод неосознаваемых чувств в сознание) и гуманистического подхода (акцент на «согласии с собой»).

Принцип действия

Основная идея заключается в том, что наше восприятие мира зависит от нашего опыта и потребностей. Незавершенные в прошлом ситуации (гештальты) искажают наше восприятие и ограничивают возможности действия. Задача гештальт-терапевта – помочь клиенту сфокусироваться на своем состоянии «здесь и сейчас». В нем могут обнаружиться следы прошлых нерешенных проблем. Тогда терапевт помогает клиенту пережить их и завершить, чтобы перейти к максимально полному восприятию текущего момента. Практическая работа идет в трех направлениях.

Во-первых, внимательное отношение к эмоциональным и телесным ощущениям. С помощью техники «осознавания» гештальт-терапевт учит клиента вниманию к непрерывному потоку его телесных и эмоциональных ощущений. Во-вторых, укрепление здорового контакта с собой и окружающими. Гештальт-терапия позволяет определить, в каких ситуациях и на каком этапе нарушается наш так называемый «цикл контакта» (осознавание потребности – поиск удовлетворения – удовлетворение – усвоение полученного в результате опыта). Она также помогает понять, почему мы испытываем затруднения в общении и что заставляет нас избегать его. Наконец, осознание своих насущных потребностей позволяет сосредоточиться на проблемах, актуальных для настоящего момента времени, и взять на себя ответственность за свое состояние.

Ход работы

Гештальт-терапевт ведет беседу с клиентом, мягко задавая ей нужное направление. Обычно сеанс гештальт-терапии строится по следующей схеме:

1. Описание проблемы: сидя напротив терапевта, клиент рассказывает о том, что его волнует в данный момент.

2. Работа с опытом: пока клиент говорит, терапевт наблюдает за его жестами и мимикой. Затем он обращает внимание клиента на эти проявления, помогая ему осознать выраженные в них чувства и желания. Терапевт может предложить воспользоваться техникой «прямого обращения»: в этом случае клиент перестает говорить о ком-то в третьем лице («Он ревнив» или «Она слишком властная». ) и обращается к нему напрямую, как если бы он находился в том же пространстве. Такое общение становится возможным благодаря тому, что некий предмет (например, стул или подушка) символически представляют отсутствующего человека. Благодаря этой технике чувства клиента перестают быть рассказом о прошлом, вместо этого они переживаются и находят непосредственное выражение в словах и действиях «здесь и сейчас».

3. Тренировка: клиент может, при активном содействии терапевта, придумать и опробовать новые виды поведения, более эффективные, чем прежнее. Возможна также работа в гештальт-группах. Она активно задействует механизмы обратной связи: участники сообщают друг другу о чувствах, которые возникают у них в настоящий момент в ответ на слова и поступки других участников.

Показания к применению

Гештальт-терапия – не только индивидуальная практика, ей можно воспользоваться в паре, группе и даже в большом рабочем коллективе. Эта методика позволяет работать с самыми разными проблемами: от робости в общении до затруднений в интимной сфере, а также с психосоматическими расстройствами, с депрессиями и тревожными состояниями. Гештальт-терапия может быть полезной для супружеских пар и для тех, кто переживает сложный период (смерть близкого, развод, потерю работы). Противопоказана клиентам с серьезными нарушениями в структуре сознания, которым сложно провести границу между теоретическими моделями поведения и непосредственным переходом к действиям.

Как долго? Сколько стоит?

Продолжительность курса индивидуальной терапии составляет около двух лет, один сеанс (50 минут) в неделю. Однако не исключено, что глубинные изменения произойдут уже спустя несколько месяцев после начала терапии. Стоимость определяется терапевтом и зависит от его специализации и опыта работы. В среднем за одну встречу клиент платит от 2000 до 4000 рублей. Участие в терапевтической группе стоит от 1000 рублей за одну встречу.

Что такое гештальт-терапия?

Автор: Нифонт Долгополов

Достоинство хорошей теории, как известно, в ее практичности. Гештальт-терапия помогает осознавать, каким образом человек разрушает естественное развитие своих потребностей. И тогда он ищет другие способы поведения, взаимодействия с окружающими людьми: «Может, что-то нужно изменить в себе или в ситуации?».

«Компьютер раскрыт на чистой странице. На экране появляются первые слова. Я чувствую приятное волнение от предстоящей работы — мне надо внятно рассказать о гештальт-терапии. И вместе с тем я тревожусь, получится ли. Моя рука в нерешительности замирает… В своем воображении я начинаю представлять тебя, читатель или читательница этого текста — и мне становится легче. Я начинаю вспоминать замечательных учителей, обучавших меня этому психотерапевтическому методу, мой опыт гештальт-работы с различными людьми на протяжении этих десяти лет… И я чувствую себя уверенней…».

Этот фрагмент текста в жанре «дневника-исповеди», «диалога с читателем», на мой взгляд, иллюстрирует основной процесс в психотерапевтическом подходе, именуемом гештальт-терапией, — осознавание.

Что такое осознавание?

Это наблюдение конкретным человеком в данный момент времени и называние соответствующими словами всех явлений, фактов собственной психической реальности. Я осознаю в данную секунду («здесь и теперь», как говорят психологи) собственные ощущения, чувства, мысли…

Что даст осознавание?

Во-первых, более глубокую и реальную связь с жизнью. Усиливая осознавание того, что происходит со мной сейчас, я начинаю ощущать тепло солнечных лучей, проникающих сквозь заиндевевшее оконное стекло, легкое прикосновение к лицу прохладного ветерка, блуждающего по комнатам, собственные приятные эмоциональные переживания. Я «возвращаюсь» к контакту с самим собой и окружающим меня миром.

«Возвращаюсь», потому что обычно, в суете жизни, в воспоминаниях о прошлых незавершенных делах или в мыслях о том, что мне предстоит сделать в будущем, я пробегаю мимо многообразия мироощущения в конкретный настоящий момент времени.

Поэтому, прежде всего, гештальт-терапия это не лечение, а оздоровление психической жизни, возвращение человеческого «я» к полноте жизни, к радости существования.

Во-вторых, осознавание может приносить и исцеление. Ведь фокусируя свое внимание на ощущениях в собственном теле или своих эмоциональных состояниях, я начинаю замечать и болезненные «занозы», которые остались после недавней ссоры с родителями, или в результате напряженной ситуации на работе, или из-за неудачи в любовных отношениях.

Привычно отвечая на вопрос «Как дела?» уклончивым «Нормально…», многие люди перестают замечать, как постепенно накапливаются неотреагированные вовремя негативные переживания, нарастает напряжение от стрессовых состояний организма… А накопленный годами эмоциональный груз, как известно, дает о себе знать: «что-то стало барахлить сердце… я стал на все раздражаться — на детей, на жену, на сотрудников».

Поэтому навык осознавания полезен и для профилактики негативных телесно-эмоциональных состояний, и как средство психотерапевтического лечения самых различных недугов.

История метода

Родоначальник гештальт-терапии Фредерик С. Перлз получил классическое психоаналитическое медицинское образование в Европе. В 1942 г. после многолетней клинической практики он опубликовал книгу «Эго, голод и агрессия», заложившую основу психотерапевтическому направлению, во многом альтернативному психоанализу. После окончания Второй мировой войны Ф. Перлз приезжает в Нью-Йорк и в начале 50-х годов, объединившись со своими единомышленниками — Л. Перлз, П. Гудменом, П. Фромом и другими, создает первый Институт гештальт-терапии. Через десять лет гештальт-терапия начинает свое триумфальное шествие по всей Америке: в Кливленде, в Калифорнии открываются новые центры и институты. После смерти Перлза в 1970 г. расцвет гештальт-терапии продолжается. В Европе она получила новое развитие, встретившись со своими культурными корнями — психоанализом, экзистенциализмом, феноменологией и т. д.

В России отдельные приемы гештальт-терапии, безусловно, уже давно применялись в клинической и психологической практике, однако началом развития гештальта как полноценного метода, по-видимому, можно считать конец 80-х годов, когда в Москве С. Паппе и В. Шлей (сотрудники Гамбургского института Ф. Перлза) начали долгосрочное систематическое обучение психотерапевтов и психологов. Затем оно было продолжено благодаря усилиям Французского гештальт-института под руководством Ж. М. Рабина, а потом уже — Парижской школой гештальта (С. Гингер), Лос-Анджелесским объединением гештальт-тренеров (Б. Резник и др.).

Сегодня этот метод завоевал в России прочную популярность. Только в Москве существуют три международно признанных центра гештальт-терапии: Московский институт гештальта и психодрамы, Московский гештальт-институт, Московский институт гештальта и консультирования. А еще такие центры действуют в Санкт-Петербурге, Риге, Воронеже, Киеве, Минске, Алматы, Караганде, Красноярске, Новосибирске, Екатеринбурге, Томске, Таганроге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде и других городах.

Гештальт-терапия доказала свою эффективность как в психотерапии, так и в других областях психологической практики: в сфере бизнеса, образования, психологического консультирования и пр.

Вместо теории

Как психотерапевтическое направление с приличным стажем (более 50 лет), гештальт-терапия обзавелась солидной теоретической базой. Попробую представить ее в виде относительно простых положений, тем более, что сам Перлз весьма неодобрительно отзывался о чрезмерной страсти к теоретизированию, отдавая предпочтение описанию конкретной практики.

Человеческий организм живет благодаря своей целостности. Целостность тела — органы тела взаимосвязаны между собой целостными функциональными системами: система пищеварения, система кровоснабжения. Само слово «гештальт» в переводе с немецкого означает «целостная структура». Целостность психики — единство ощущений, чувств, мыслей; единство эмоционального и рационального, единство души и тела. Нарушение целостности приводит к нарушению саморегуляции человеческого организма как живой системы. Итак, гештальт-терапия — это восстановление целостности организма.

В чем сущность человека? В его человеческих потребностях — потребностях в общении, признании, уважении, любви… Целостность потребности — в ее динамичном цикле: потребность возникает, растет, находит то, в чем нуждается человек, и, удовлетворившись, успокаивается… Если потребности естественным образом удовлетворяются человеком, то все нормально, целостность сохранена. А если нет? Если человек каким-то образом прерывает, останавливает важные для себя потребности? Гештальт-терапия помогает осознавать, каким образом человек разрушает естественное развитие своих потребностей, и тогда он ищет другие способы поведения, взаимодействия с окружающими людьми: «Может, что-то нужно изменить в себе или в ситуации?»

Вот, в общем-то, и вся теория. А достоинство хорошей теории, как известно, в ее практичности. Практичность гештальт-терапии заключается в том, что способы, «с помощью» которых мы обычно прерываем удовлетворение своих же потребностей, достаточно четко описаны и могут быть осознаны даже ребенком.

Механизмы прерывания потребностей

Как правило, удовлетворение человеческих потребностей связано с взаимодействием человеческого организма с внешним миром. Например, одолела жажда — понадобится найти вокруг что-то, содержащее воду: сок, квас, молоко или, на худой конец, напиться воды из-под крана. Захотелось послушать музыку — подойди и включи радио или магнитофон…

Таким образом, удовлетворение потребности связано с контактом человека с внешней средой. Поэтому и механизмы прерывания потребностей (для краткости мы их будем называть «гештальт-тупики») описываются как особенности границы контакта человека и среды.

Различают четыре основные «гештальт-тупика». Они носят специальные названия:

Ретрофлексия — первый гештальт-тупик. Выглядит примерно так. «Всю свою энергию, свои жизненные импульсы я стараюсь удерживать внутри себя и не даю им прорываться наружу. Я хочу сказать другому человеку, как он мне нравится (или, наоборот, раздражает), а вместо этого только крепко сжимаю пальцы, кусаю губы. Хочется сказать дочке: «Что-то я устала сегодня…». А вместо этого получается привычное: «Ты выучила сегодня уроки?». Я хочу позаботиться о своем здоровье, но каждый раз откладываю поход в бассейн или тренажерный зал на завтра… Я так привыкла сдерживать внутри себя слова или действия, что иногда перестаю различать «внутреннюю речь» и внешние проявления: «А мне казалось, я говорила…». И, разумеется, у меня есть тысяча способов объяснить себе (и другим), почему я сейчас спрятала внутри себя свои желания…».

Интроекция — еще один примечательный гештальт-тупик. «Я прерываю реальный контакт с другими людьми и внешним миром в целом с помощью различных «льзя» и «нельзя», крепко засевших внутри меня.«Нельзя говорить неправильно!» — и я замолкаю, краснея, когда ко мне обращаются иностранцы — ведь мой английский не сияет грамматической чистотой. «Невежливо прерывать другого человека!» — и я уже полчаса уныло слушаю бесконечный разговор соседа, зашедшего «на минутку» за спичками…В каких-то случаях эти правила, безусловно, полезны, но, возводясь на пьедестал незыблемых истин, они превращаются в бессмысленную противоположность. Но тупик есть тупик. И на наивный вопрос ребенка: «А почему надо доедать кашу, хотя я давно уже сыт?» я слышу свой восхитительный по логике ответ: «А потому, что я тебе сказал. ».

Проекция. Несколько штрихов к описанию этого гештальт-тупика. «Что вы мне рассказываете про контакт? Я и так все прекрасно знаю! Все люди только и думают о своей пользе. Так и норовят обмануть других! Вот мой сын — я ему нужен только для того, чтобы выуживать из меня деньги. Я его спрашивал? А что тут спрашивать — я и так это прекрасно знаю. Отношения с женой? Какие там отношения! Ей никто не интересен — у нее на уме одни тряпки и сплетни… Нет, тут уж ничего не изменишь. Что я хочу от вас? Да вряд ли вы мне поможете…».Все, что относится к нему, все свои сомнения и недостатки человек приписывает окружающим людям, миру в целом… Тут уж не до контакта и не до удовлетворения потребностей — дай Бог уцелеть!

Конфлюенция или слияние. «А я, собственно, и не отделяю себя от других, зачем мне это? Какие у меня потребности? Да такие же, как у всех, что я, лучше других, что ли? Какие у меня проблемы? Да проблем у меня уйма — и ребенок плохо учится, и муж выпивает, и свекровь болеет и денег у нас мало… О чем я хочу конкретно поговорить? Да что вы сами считаете нужным, о том и расскажу…». Да… Не так просто удовлетворить какую-нибудь потребность в этом случае. Ведь ее и определить трудно — все сливается в спутанный клубок желаний, своих ли, чужих, сразу не разберешь… Тут и границы-то четкой между человеком и окружающим миром нет. Сплошное расплывчатое «мы»…

Задачи гештальт-терапии

Узнали в перечисленных механизмах прерывания контакта свой любимый? Или даже не один?… Ничего, не расстраивайтесь. Понятно, что каждый из четырех рассмотренных механизмов может быть гештальт-тупиком, останавливающим какую-то важную потребность, а может быть вполне эффективным «инструментом контакта».

Какое же размышление возможно без ретрофлексии? Какое же обучение и воспитание возможно без интроекции? Какой же лидер может существовать без проективного механизма? Как же без слияния могут существовать любовные отношения?

Задача гештальт-терапии состоит не столько в «опознавании» гештальт-тупика, закрывающего удовлетворение каких-то важных потребностей конкретного человека, сколько в достаточно длительном и напряженном поиске ресурсов, позволяющих превратить «зловредный» гештальт-тупик в инструмент успешного взаимодействия человека с окружающими людьми, природой, обществом.

Кто приходит к гештальт-терапевту?

Самые разные люди: от подростков («Меня выгоняют из школы — помогите наладить отношения с учителями») до стариков («Дети выросли и разъехались, не ощущаю осмысленности жизни…»).

Или вот женщина средних лет: «На меня напали в подъезде. Избили, отобрали сумку с документами, это был мужчина. С тех пор я плохо сплю и при встрече с каждым мужчиной у меня появляется чувство беспокойства и страха… Даже с мужем я не ощущаю себя спокойно…».

Или другая: «Хочу быть независимой от своей матери. Она сильная, деспотичная, красивая. Я уехала от нее в другой город. Но все равно, из-за отношений с ней, мне кажется, я не могу даже выйти замуж».

А вот мужчина сорока лет: «Хочу начать новую жизнь, а не получается…» Или просто: «Мне постоянно снится один и тот же кошмарный сон…»

Направления гештальт-терапии

Гештальт-терапия многогранна, как многогранны и различные формы контакта с окружающим миром. Я назову лишь некоторые направления.

Послесловие

На компьютере напечатаны слова:

«Текст завершен. Если мне удалось в какой-то мере рассказать тебе, читатель или читательница, что такое гештальт-терапия, я очень рад. Если не удалось — мне немного грустно, но мое уважение к себе или к тебе не уменьшилось. А ведь это, может быть, и есть то главное, чему научила меня гештальт-терапия — УВАЖЕНИЮ К СЕБЕ И К ДРУГИМ ЛЮДЯМ. До следующей встречи!».

Что такое гештальт-психология?

Определение «гештальт» в психологии произошло от немецкого слова «образ», «форма», «структура». Оно означает цельность восприятия или равновесие сил, влияющих на элементы окружающего мира. Гештальт психология исходит из принципа: незавершенные дела и непроизошедшие события мешают человеку получать удовольствие от жизни.

Гештальт-психология и гештальт-терапия

Понятие гештальтпсихологии появилось приблизительно в 1912 году, когда Макс Вертхаймер описал феномен несводимости восприятия целого к совокупности отдельно взятых элементов.

Что же такое — гештальт? Под этим термином подразумевается понятие единого целого, представляющего собой нечто отличное от суммы его отдельных частей. Общего между двумя терминами — только слово гештальт. Основатель терапии Перлз имел о гештальтпсихологии поверхностное представление, освоив лишь часть фундаментальных трудов, посвященных этому вопросу. Он использовал некоторые идеи, но не более того.

Гештальт — это направление в психологии, а терапия содержит в себе лишь малую часть его элементов. Она представляет собой смесь психодрамы, аналитики и биоэнергетики.

Гештальт психология — что это такое простыми словами? Это научное направление, нацеленное на изучение особенностей человеческого восприятия. Экспериментальным путем было найдено несколько любопытных особенностей психики, таких как законы соотношения и группировки объектов.

Основной принцип психологии гештальт: целое не просто сумма его частей, а нечто более значительное. Человек воспринимает окружающее целостно, то есть он видит не совокупность отдельных линий и точек (дерево, а не набор из листьев, веток и ствола).

Защитные механизмы

Основной гештальт подход в психологии — это понимание и уважение защитных механизмов человека, необходимых для комфортного взаимодействия с окружающим миром. Они требуются индивидууму для прерывания психотравмирующего контакта и сохранения своей целостности.

Еще в раннем возрасте человек бессознательно создает защитные механизмы, рассматриваемые в гештальт психологии. Они позволяют выйти из травмирующей ситуации, прервать контакт с окружающей средой. С другой стороны, их появление ведет к тому, что ситуация не имеет своего завершения, поскольку дискомфорт слабо осознается и психотравмирующие события повторяются вновь.

Что такое в гельштат психологии защитные механизмы? Это невротические процессы и особенности поведения, неосознанно используемые человеком для прерывания болезненного контакта. Переживания и болезненные чувства являются сигналом о насущной потребности. Однако особенности человеческой психики таковы, что он часто неосознанно прибегает к самоманипуляции и саморегуляции.

Самоманипуляция — что это в гештальт психологии? Метод прекратить выявление чувств и удовлетворение определенной нужды. Часто человек не способен ориентироваться в своих переживаниях и делает вывод, что его потребность должна удовлетворяться окружающими, или же, напротив, направляет негативные чувства на себя, а не во внешнюю среду. Так выглядит защитный механизм: происходит избегание, прерывание контакта со средой.

Основные защитные механизмы в гештальт психологии это:

  • интроекция представляет собой состояние, при котором человек без внутренней оценки впускает внутрь себя какие-либо установки или моральные принципы других людей, слепо принимая их на веру;
  • конфлюенция (слияние с кем-либо) проявляется в том, что человеку сложно разграничить себя с другими или выделить свое основное переживание. В этом случае в речи субъекта будет постоянно прорываться местоимение «мы»;
  • эготизм представляет собой преувеличение эго, когда субъект закрывается в себе и не может позволить полностью раствориться в происходящем (человек в футляре);
  • проекция — это когда человек приписывает другим объектам что-то, свойственное его внутреннему миру;
  • ретрофлексия — это когда человек адресует себе то, что предназначалось окружающей среде (проекция наоборот).

Гештальт терапия проводится длительно и осторожно, под руководством опытного специалиста. Человек с психологическими проблемами еще в детстве привыкает существовать в определенных эмоциональных рамках (тоннеле защитных механизмов) и форсированный вывод за пределы этого ограничения может осложниться психосоматическими заболеваниями или даже декомпенсаций. Лучше будет, если насыщенные переживания и «страсти» войдут в жизнь клиента постепенно.

Гештальт психолог поможет человеку обрести осознанность, для этого в арсенале терапии имеются специальные техники и приемы, позволяющие постепенно адаптироваться и выйти из сложного состояния и добиться полноценного контакта с окружающей средой.

Гештальт-терапия: техники, чему учит гештальт-терапия

Ведущими методами терапии являются ролевые игры. Эти практики помогают клиенту найти решение проблемы, найти выход из тупиковой ситуации. Ф. Перлз нашел эффективную технику, которая позволяет освободиться от негатива и найти решение проблемы. Она называется «пустой стул». Человеку предлагают представить, что на нем сидит конкретный человек. Воображаемому собеседнику легче «высказать» претензии и освободиться от психологического груза.

Часто применяемой техникой гештальт-терапии является анализ сновидений. Считается, что методика позволяет определить индивидуальные особенности клиента, а также восстановить в памяти любые психотравмирующие ситуации из прошлого. Человеку предлагают в течение 2 недель вести дневник, в котором записывать сновидения. После чего надо выбрать самый яркий из них и разыграть его в присутствии специалиста. Предполагается, что это поможет воссоединиться с эпизодами прошлого, которые до этого клиент отказывался признавать.

Известным гештальт-методом является битье подушек, освобождающее от невысказанного гнева. Клиент представляет объект, который вызывает у него агрессию и избивает его, избавляясь от сдерживаемого гнева.

Повысить осознанность помогает следующая гештальт-техника:

Клиент вслух произносит фразу, четко определяющую его самость, например:

  • я осознаю, что я нахожусь в этой комнате и сижу на стуле;
  • я осознаю, что я в данный момент ощущаю грусть.

Этим способом субъект отделяет свои внутренние ощущения от субъективных оценок и интерпретаций. Эта простая и очень распространенная методика помогает создать представление о том, как пациент осознает себя.

Незавершенный гештальт

Основатель гештальт-терапии Ф. Перлз определил главную причину внутреннего ощущения неудовлетворенности жизнью (иначе говоря, отсутствие счастья). По его мнению, фактором, создающим невроз, является не закрытый гештальт. Для его завершения необходимо добиться индифферентного отношения к нему. Чем больше негатива клиент ощущает к ситуации, тем сложнее добиться закрытия гештальта.

Что такое незавершенный гештальт в психологии? Это не достигнутая цель, провоцирующая повторение жизненных ситуаций и связывающая клиента с определенными людьми. Иначе говоря, это:

  • невоплощенные желания;
  • незавершенные дела и планы;
  • непредвиденный и болезненный разрыв личных отношений.

Любой эпизод из жизни, который периодически всплывает в памяти и при этом вызывает сильные негативные переживания, представляет собой незавершенный гештальт.

Избавиться от него следует по двум причинам:

  1. Ситуация вызывает внутреннее напряжение, тревогу и дискомфорт. Создает неудовлетворенность жизнью и снижение самооценки.
  2. Становится серьезной преградой на пути к достижению остальных целей. Человек чувствует неуверенность в своих силах.

Часто такие люди не могут налаживать контакты с окружающими, изматывая их постоянными экскурсами в прошлое и жалобами на неудовлетворенность жизнью. В этом случае помогут сознательные действия по завершении гештальта. Психологи рекомендуют реализовать самую незамысловатую и даже нелепую мечту, на достижение которой не уйдет много сил и времени. Например, можно научиться готовить какое-нибудь экзотическое блюдо, танцевать вальс или плавать брасом. Замечено, что после этого начнут закрываться остальные, более важные гештальты.

Проекция и интроекция в гештальт-терапии

Для повышения осознанности психологи учат клиентов работать с двумя основными защитными механизмами — проекцией и интроекцией:

В процессе развития дети усваивают поведенческие паттерны, установки, представления об окружающих, верования и способы взаимодействия с людьми. Они воспринимают их без понимания ответственности и проецируют в свою жизнь, получая обратную связь. Здоровая позиция взрослого человека заключается в ясном видении мира, осознании своих проекций, проявлении ответственности и сочувствия к другим. В процессе терапии специалист помогает клиенту обрести осознанность и взять на себя ответственность за жизненные события.

Кому может быть полезна гештальт психология и терапия?

Гештальт-терапия обладает широчайшим радиусом применения, который значительно больше, чем у других направлений психологии. Возможна индивидуальная, семейная и групповая терапия, работа с клиентами детского возраста, семинары и др. Этот вид терапии используется в частных и государственных медицинских учреждениях, а также центрах личностного роста.

Что такое гештальт психология и кому она рекомендуется? Это направление психологии представляет интерес для клиентов, работающих над расширением самосознания, развитием ответственности и самосовершенствованием. Гипнолог и гипнотерапевт Никита Валерьевич Батурин проводит очные и заочные консультации, тренинги и сеансы. Его деятельность направлена на помощь людям, страдающим депрессиями, фобиями, повышенной тревожностью, пониженной самооценкой.

Гештальт терапия применима для работы с разновозрастными группами людей, клиентами с тяжелыми психологическими нарушениями. Наилучшую эффективность метод проявляет в терапии клиентов с фобиями и депрессиями, нарушением внутренних ограничений, повышенной тревожностью и склонностью к перфекционизму.

Также терапия с успехом применяется в устранении психосоматических заболеваний, например, нарушений функций ЖКТ, мигренозных головных болей, спазмов мышц спины и шеи. Гештальт-терапевты также работают с семейными парами, разрешая психологические конфликты. Сеансы способны помочь при некоторых психических отклонениях и тяжелых эмоциональных нарушениях.

Гештальт терапия-метод психотерапии (основатели: Ф. Перлз, П. Гудмен и др.)

Гуманистической направленности

(человеколюбивый, уважительный)

  • гештальт терапевт взаимодействует с клиентом на равных позициях;
  • безоценочно: у клиента есть весомые причины быть тем, кто он есть и жить так, как он живет;
  • психотерапия производится не критикой, советами или инструкциями, а стимуляцией осознавания, дающей клиенту ресурс совершить изменения, восстановить способность к творческому приспособлению.

Гештальт терапия опирается на феноменологический подход Э. Гуссерля

Феномены-это непосредственно наблюдаемые вещи, антагонисты абстрактных установок и утверждений.

Обращая внимание на свои феномены, разворачивая их содержание, клиент отсекает надуманное, соприкасается с собой непосредственно, открывая адекватные для себя решения и выборы.

Другие известные методы психотерапии: психоанализ, экзистенциальная терапия, трансактный анализ.

Гештальт терапия-относительно краткосрочный метод. Курс может длиться 10-20, может 100-200 сессий.

Длительность терапии зависит от запроса клиента, его готовности работать, сложности проблемы.

С кем работает гештальт-терапевт?

С психически здоровыми людьми (в основном), в невротическом статусе, пограничном статусе.

С какими проблемами работает гештальт терапевт?

Со всем спектром психологических трудностей

  • Проблемы межличностных отношений (детско-родительские, мужско-женские, деловые, дружеские: одиночество, конфликты, флирт, личная привлекательность, любовные треугольники и др.).
  • Внутриличностный конфликт (трудности самооценки, само-принятия, эмоциональных состояний, депрессии, зависимости, психосоматические расстройства, панические атаки, тревоги, неясные боли).

Цели и ценности гештальт терапии

  • достижение внутренней целостности клиента, гештальт — это целостность (нем.)
  • здоровой агрессивности (активности)
  • осознавание и нейтрализация само-прерываний в достижении цели
  • признание и реализация своих истинных потребностей
  • развитие способностей к эффективному контакту, отношениям, диалогу с другими людьми (средой)
Теоретические основы гештальт-терапии (особенности метода)
1. Фигура и фон

Что вы видите на картинке? Известная гештальт картинка раскрывает особенности восприятия. В один момент мы можем видеть только что-то одно, вазу или два профиля, но никак не то и другое одновременно.

Глядя вокруг, в мир, мы тоже видим в момент лишь одну свою «фигуру» потребности. Остальное остается в фоне, игнорируется.

За любой фигурой всегда стоит потребность, однако она не очевидна. Одна из первых задач гештальт терапевта – выявить фигуру потребности клиента, и способ, которым он её реализацию прерывает.

Желаний много, базовых потребностей три: безопасность-доверие, близость-автономия, признание.

2. Принцип незавершенных ситуаций

Слово гештальт означает целостность, завершенность, интеграция (нем.).

В ходе исследований гештальт-психологи заметили, что люди склонны неосознанно формировать однотипные (негативные) ситуации. Феномен назвали «незавершенный гештальт»: хроническое одиночество, бедность, обманутость, брошенность, преданность, пр.

Особенность незавершенных ситуаций: психика не может успокоиться, пока не разрешит проблему. — Человек провоцирует воспроизведение неприятной ситуации с тайной целью — наконец её разрешить.

В процессе психотерапии клиент воссоздает свою незавершенную ситуацию в отношениях с терапевтом. Это хорошо — появляется возможность изучить наболевшую схему «здесь и теперь» и благополучно завершить гештальт. Новый опыт клиент переносит в свою жизнь, меняя сценарий.

3. Принцип «здесь и сейчас»

В теории гештальт-терапии считается: прямо здесь и сейчас проявляются все незавершенные ситуации, в любой момент жизни есть возможность их разрешить, — нет необходимости вспоминать в терапии все-все.

Прямо здесь и теперь, по позе, взгляду, голосу, словам, выбору тем разговора, эмоциональному фону, который создает клиент, опытный гештальт-терапевт обнаруживает и выходит на работу с актуальными травмами, внутренними конфликтами, незавершенными ситуациями, телесными болезнями.

4. Принцип диалога (М. Бубер и др.)

Разговор с клиентом в гештальт-терапии строится по принципу диалога, — присутствие, эмпатия, включенность. Это честный и лечебный разговор двух равных уникальных людей.

Освоенный навык диалогического разговора клиент без усилий переносит в свою обычную жизнь, и это помогает установить и там диалогические, гармоничные отношения, взаимность, взаимопонимание.

5. Творческое приспособление

«Если я адаптируюсь к (несовершенному) обществу, я становлюсь сумасшедшим. Если не адаптируюсь, я тоже становлюсь сумасшедшим» — П. Гудмен.

Мы себя подчиняем, трансформируем под то, что существует: садясь на стул, не он, а я адаптирую свое тело под него, также мы адаптируемся обществу. И это важно — уметь адаптироваться.

Но мы должны не только трансформироваться, но и трансформировать, уметь адаптировать других/среду под себя. — Создать кресло, проминающееся под мое тело, отношения, учитывающие мои потребности.

Важно одновременно быть и пассивным, и активным, и актером и режиссером, найти средний залог. Цель терапии — творческое приспособление. Придать жесткостям, рутинам, привычкам движение.

6. Теория Self

Теория «Я» (self — «сам себя» — англ.)

«Я» создаюсь (проявляюсь) в контакте, и одновременно, создаю (организую) контакт (self-«сам себя»).

Как функция пищеварения играет кислотами, глотанием и пр., так и Self играет тремя (под)функциями:

1. функция Id — желания, потребность, позыв, аппетит, то, что подталкивает. Когда ф. Id не может вступить в контакт с миром, импульс остается в теле, превращаясь в болезнь — начало психосоматики.

2. функция Ego — отвечает за выбор, идентификацию и отчуждение, «да» и «нет». Позиция интерфейса между мной и миром. Если ф. Ego нарушена, я не выбираю, а действую автоматизмами и рутинами.

3. функция Personality – опыт/компетность – отвечает за представления о себе — кем я думаю, я являюсь. Нарушение ф. Personality – неадекватные «себе» представления о себе и поведение.

Ф. Self мобилизует(ся), чтобы осуществить творческое приспособление, хороший контакт со средой.

Три характеристики здорового Self: 1) Спонтанность 2) Вовлеченность в ситуацию 3) Средний залог (собственная активность и пассивность одновременно).

7. Теория контакта

Гештальттерапия базируется на теории контакта, которая объясняет динамику взаимодействия человека со средой в процессе реализации своей потребности. Так называемая дуга контакта имеет 4 стадии:

Человек чувствует смутную тревогу, возбуждение или дискомфорт. Прислушавшись к своим физическим, эмоциональным ощущениям, осознав, что сейчас привлекает его интерес в окружающем мире, он может, например, осознать, что голоден, а привлекают его виды еды и продуктовых магазинов.

Суть этой фазы в том, чтобы на основе своих ощущений – физических, эмоциональных и пр. выявить фигуру своей потребности и ответить на вопрос: чего я сейчас хочу? Если это удалось, энергия растет, и человек переходит на следующую фазу, продвигается к реализации своей потребности. Если ясного переживания «Вот что я хочу!» не возникает, то он зависает в дискомфорте.

На этой фазе человек контактирует со средой, пытаясь выбрать то, что наиболее полно удовлетворит его потребность. В случае с едой, он пытается выбрать, что именно хочет сейчас съесть – яблоко или колбасу, возможно, пробует то и другое, пытаясь определиться.

Успешным окончанием фазы становится выбор объекта потребности (например, яблока). Выбор должен быть сделан не произвольно, а на основании ощущений, чувств, проб, экспериментов, иначе, человек зависнет в сомнениях, будет действовать рутинно или последует не за собственным выбором, а за чужим (по совету мамы съест колбасу вместо желаемого яблока).

На этой фазе человек вступает в непосредственный контакт с объектом своей потребности,удовлетворяет её. Например, с огро-омным наслаждением ест яблоко. При успешном прохождении фазы, он испытывает чувство глубокого и горячего соприкосновения с объектом.

В случае неудачи, полный контакт не происходит, обрывается или ослабляется (ест яблоко, но тайком, со стыдом, виной, сомнением), — остается неудовлетворенность, напряжение.

Фаза подведения итогов, усвоения, переваривания произошедшего,отхождение от объекта,расслабления

В случае с яблоком, человек отходит с благодарностью, переваривает. Не успешный постконтакт — человек не расслабляется, не отходит, вцепляется в объект, обесценивает произошедший контакт.

Психологические трудности вызывает прерывание цикла контакта посредством психологических защит.

8. Психологические защиты/механизмы прерывания цикла контакта

Все мы используем психологические защиты. Гештальт терапия называет их механизмами прерывания контакта, так как эти механизмы не только защищают нас от неприятных переживаний, но и прерывают реализацию наших потребностей. Прерывания в гештальт терапии:

В слиянии человек становится слабо-чувствительным к тому, что он сейчас чувствует и хочет, его психологические границы ослабевают, он плохо понимает, где его желания, а где чужие, где его ответственность, а где уже не его. И часто добровольно становиться игрушкой в руках других.

Интроекция — некритичное «проглатывание» убеждений: «чтобы преуспеть, надо много работать», «все мужчины -. » и пр. Любые обобщения, начинающиеся со слов: «должен», «всегда», «никогда», «все», «надо». Интроекты, вступая в противоречие друг с другом и с самой реальностью, вызывают внутренний конфликт и внешние противоречия с насущной действительностью.

Проекция — человек фантазирует о том, что думают, чувствуют, хотят другие и искренне верит в свои фантазии. Он приписывает другим свои собственные запретные желания и чувства, проецирует свой внутренний «фильм» на «белый экран» других, избегая прояснения реальности.

Дефлексия — это смещенное выражение чувств (забалтывание, битье подушки). Энергия тратится не на достижение цели и решение проблемы, а сливается на сторону.

Эготизм — человек в момент желанного события придерживает себя, не отдается полностью контакту и своим чувствам. Так он теряет часть своего удовлетворения, ощущая незавершенность, неполноту.

Ретрофлексия — человек обращает на себя чувства, вызванные на самом деле другим, миром. Крайний пример-самоубийство, — направляет на себя злость, изначально предназначенную другому (обидчику).

Любые переживания рождаются в человеке только в контакте со средой, направлены вовне. — Человек не может раздражаться, обижаться на самого себя — это психологическая защита.

9. Техники гештальт терапевта

Арсенал техник гештальт терапевта достаточно велик. В целом же их можно свести к двум видам:

  1. Терапевтический диалог. Поддержка переживаний, осознавания, выявление потребности клиента, работа с механизмами прерывания контакта, функциями Self и пр.
  2. Эксперимент. Игровая процедура, через которую проявляется и трансформируется сценарий клиента.
  • Проективные методики, арт-методы: рисунки, поделки и пр.
  • Психодрамма – расстановки, театрализованные сцены
  • Телесные практики – работа с голосом, позами, телесными скульптурами
  • Пустой (горячий) стул – клиент представляет на стуле значимого человека, героя сна или часть своей личности и обращается к. — Проявляются типичные способы поведения и актуальные переживания.
Заключение

Напоследок, слова Сержа Гингера, французского психолога и психотерапевта о гештальт терапии:

«Я люблю Гештальт:

  • за ясность и понимание;
  • за бессмысленность слов и важность действия;
  • за принятие своего одиночества;
  • за очевидность простых вещей;
  • за то, что все проходит и ничто не гарантировано навечно;
  • за то, что теперь принимаю себя всего;
  • за то, что я не думаю, что думают обо мне и не катастрофа, если другие вовсе обо мне не думают;
  • за то, что вижу и слышу теперь больше, чем надо для обычного общения;
  • за то, что вокруг обнаруживается слишком много хороших людей;
  • за то, что любовь и тепло других мне по-прежнему нужны, и уже по этому поводу себя не обманешь;
  • за то, что мир не так красив, как в моем воображении, но парадоксально прекрасен;
  • за понимание того, что мало того, что этот мир не такой, как мне бы хотелось, так он еще и не изменится, а следовательно, за все, что я в этой жизни недополучу — отвечать буду я» — С. Гингер.

Автор: Паршина (Узбекова) Анна — психолог, гештальт — терапевт, ведущая терапевтических групп.

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять