Игротерапия

В работе с детьми необходимо использовать различные игротерапии. Только через игру можно понять, что происходит с ребенком, о чем он думает, какие эмоции его переполняют. Здесь разделяют виды, средства и методы игротерапии, которые помогают при работе.

Игротерапия – это работа психолога с ребенком, который различными способами выявляет психологические отклонения и методы воздействия на них. Консультанты сайта психотерапевтической помощи psymedcare.ru часто используют в своей деятельности данное направление. Оно включает множество игр с различными предметами, когда исчезает защитный барьер и психологические зажимы, которыми человек начинает пользоваться. В процессе игры человек расслабляется. Особенно данный метод нравится детям.

Одним из направлений арт-терапии является игротерапия. Что это такое? Это психологическая работа как индивидуально с ребенком, так и в группе, когда каждый участник отыгрывает определенные роли. Это способ преодоления собственных страхов, комплексов, зажимов, а также решение социальных ситуаций и проблем, с которыми человек сталкивается, но не способен нормально с ними справляться.

Игротерапия используется не только в отношении детей, но и при работе со взрослыми. Основной ее задачей является воздействие на эмоциональную сферу человека, чтобы он личностно рос и развивался. Есть конкретные ситуации, где проявляются страхи, комплексы, негативные переживания, заставляющие убегать и ограждаться. Человек будто застревает в некой ситуации, которая каждый раз его травмирует, если снова с ним случается.

Игротерапия позволяет проиграть ситуацию в безопасной для человека обстановке. Он сможет снова пережить определенные обстоятельства и эмоции. Однако наличие рядом наставника в виде психотерапевта поможет ему в преобразовании своего поведения.

Методы игротерапии

Игротерапия включается в себя два элемента: игру и игрушки. Данный метод является самым эффективным при работе с детьми, которые пока не способны полностью выразить свои переживания, определить, что с ними происходит, и справиться с любыми сложностями. При использовании различных методов игротерапии специалист способен увидеть причины, которые создают проблему, факторы их развития, а также помочь в решении вопроса (выработке другого поведения или отношения к ситуации).

Методами игротерапии являются:

  1. Песочная терапия.
  2. Сказкотерапия.
  3. Активный метод. Предлагается выбрать среди игрушек те, которые ассоциируются с ситуацией клиента. Вместе с терапевтом отыгрывается проблемная ситуация, где человек проявляет себя.
  4. Пассивный метод. Терапевт не участвует в игре, не направляет ее, а просто наблюдает за тем, как проигрывает ситуацию клиент. Ведущим является клиент, за которым и наблюдают.
  5. Куклотерапия. Здесь куклы отыгрывают роли, которые им назначает сам клиент.
  6. Освобождающий метод. Здесь клиент отыгрывает травмирующую ситуацию, позволяя себе проявлять возникающие эмоции в полную силу. Терапевт просто наблюдает за происходящим и поддерживает его в проявлениях.
  7. Структурированный метод. Похож на освобождающий метод, где отрабатывается конкретная ситуация.
  8. Терапия отношениями. Похожа на пассивный метод, только акцент ставится на том, что происходит в кабинете, а не в прошлом у клиента. Дается полная свобода действий клиенту.
  9. Шахматная терапия.
  10. Музыкальная терапия.

Игротерапия направлена на трансформацию личности. Вот почему важным становится не только то, что делает клиент, но и то, как воздействует на него терапевт.

Методы игротерапии включают такие механизмы:

  • Наглядное отображение проблемной ситуации и ее понимание.
  • Постижение собственного «Я» клиентом с целью личной трансформации и преображения, роста.
  • Сотрудничество, равноправие между участниками игры.
  • Проработка новой модели поведения, которая избавит человека от внутренних эмоций и переживаний.
  • Понимание собственных переживаний и эмоций, которые ранее управляли человеком, а теперь могут быть подчинены ему.

Игротерапия для детей

Ведущей деятельностью малышей является игра. Игротерапия как нельзя лучше подходит для выявления и коррекции негативных эмоций. В игре дети познают новую информацию и развивают мелкую моторику. Также они вырабатывают навыки социализации, а конкретно, коллективной работы и контакта с другими людьми.

Игротерапия идеально подходит для работы с детьми. Ее не используют при неконтактной шизофрении и аутизме. Однако обязательно применяется для:

  1. Устранения травм, которые связаны с разводом родителей.
  2. Лечения и профилактики фобий, страхов, комплексов.
  3. Коррекции тревожного и агрессивного поведения.
  4. Устранения заикания.
  5. Улучшения обучаемости и устранения прочих трудностей в учебе.
  6. Устранения задержки психического развития или умственной отсталости и прочих проблем.

Для работы с детьми учитываются два фактора:

  1. Эффективность метода, который должен соответствовать целям коррекции.
  2. Эффективность методики непосредственно при работе с конкретным ребенком.

Результатами игровой терапии должны стать нормальное психическое и умственное развитие, нормализация эмоциональности, появление интереса к окружающему миру и другим детям, формирование поведения, которое будет адаптировано к социуму, и пр. При помощи игротерапии происходит коррекция поведения, которое может считаться асоциальным или болезненным.

Виды игротерапии

Разделяют виды игротерапии, которые зависят от теоретического подхода психологии:

  • Игротерапия в психоанализе.
  • Игротерапия в отечественной психологической науке.
  • Примитивная игровая терапия.
  • Игротерапия отреагирования.
  • Игротерапия построения отношений.
  • Игротерапия.
  • Игротерапия с неструктурированным материалом.
  • Индивидуальная игротерапия.
  • Групповая игротерапия.

М. Кляйн рассматривала анализ важной составляющей игровой терапии. Ребенок, лишенный запретов и упреков, в процессе самостоятельной и условной деятельности позволяет себе проявлять собственные качества. Если человека не отвлекать от процесса, тогда он сможет показать себя в полной мере, выражая истинные намерения и эмоции, переживания и ощущения.

К. Роджерс и В. Экслайн рассматривали как метод не переделывания другого человека, а его самостоятельного роста и развития. Необходимо психотерапевту в игротерапии не делать клиента таким, каким он должен быть, в соответствии с его взглядами или общественным мнением, а позволять ему быть самим собой. Должен происходить личностный рост, что возможно при отсутствии указаний и наставлений со стороны.

Положительные трансформации происходят, когда ребенок пребывает в компании взрослого человека, который его понимает, не мешает и поощряет. Так ребенок начинает понимать, что важно и нужно. Он познает собственное «Я», качества и наклонности, что позволяет ему развиваться в своем темпе и направлении.

Игротерапия в детском саду

Игротерапия становится очень важной в период, когда ребенок ходит в детский сад. Именно с 2-летнего возраста можно заниматься коррекцией его поведения. В процессе ребенок получает новые знания и обучается новым навыкам. Более того, происходит коррекция его эмоциональной сферы и поведения. Все пробелы, которые были созданы родителями, теперь устраняются в процессе игры.

Ребенок должен чувствовать себя психологически комфортно. Терапевт направляет игровую деятельность в трех направлениях:

  1. Обучение детей дружеским отношениям друг с другом.
  2. Утверждение «Я» для самого ребенка.
  3. Развитие уважения у детей в отношении чужих «Я».

Процесс должен нравиться ребенку. Только в таком случае возможно ему помочь в преодолении его собственных зажимов и комплексов, которые уже были сформированы. У каждого ребенка имеются различные страхи, которые не проходят лишь потому, что ему не позволяется с ними справляться, преодолевать, решать. В кругу, где постоянно пребывает ребенок, создаются все условия для создания зажимов и страхов. В игровой терапии предлагаются условия, где малыш сможет от них избавиться.

Примерами игр являются:

  • «Кошки-мышки». Выбирается один игрок, который будет играть кота/кошку. Все остальные будут мышками. Они пищат и бегают, пока кот/кошка спит. Как только кот/кошка просыпается, мыши разбегаются по домикам, чтобы не быть пойманными.
  • «Дочки-матери». Ребенок играет в куклы, где обычно проигрывает обстановку внутри своей семьи.

Ребенок занимает активную роль в процессе, что позволяет ему раскрепоститься, проявить себя и даже измениться.

Средства игротерапии

В игровой терапии принимает участие взрослый человек – родитель, педагог, психолог и т. д. При этом предоставляются все средства игротерапии, которые позволят ребенку быть активным, волевым, инициативным. Все это будет способствовать двигательной активности, а также использованию интеллектуальных навыков, получению новых знаний.

В процессе игры малыш устанавливает хорошие контакты с другими участниками. Вот почему терапевты нередко подключают к процессу родителей ребенка. Среди средств игротерапии выделяют:

  1. Рисование.
  2. Подвижные игры.
  3. Танцы.
  4. Лепка.
  5. Игры с куклами.
  6. Игры с песком.
  7. Игротерапия общения и пр.

Средства игротерапии помогают в моделировании ситуации, которая решается клиентом вместе с терапевтом. Использование игрушек и других предметов помогают создать приближенную обстановку к той, в которой человек сталкивается с проблемами.

Песочная игротерапия

Универсальным методом работы с ребенком является песочная терапия. Здесь клиент не только творит что-то своими руками, что помогает ему в развитии своего воображения, фантазии, мелкой моторики, но и высвобождает свои эмоции и переживания. Либо это проявляется в создании определенного творчества из песка, либо в разрушении своей «песочной» проблемы.

Ребенок может сначала отобразить свою проблему на песке, а потом с удовольствием ее разрушить, чтобы выплеснуть негативные эмоции. Можно прибегнуть к другому методу, когда ребенок создает из песка свою проблему, а потом ее анализирует и смотрит на нее так долго, чтобы понять ее неопасность. Можно спросить ребенка о тех поступках, которые он может совершить в ситуации, когда знает, что ему ничто не угрожает.

Игротерапия является ведущим способом при работе с детьми. Также в ней могут участвовать родители, если они желают установить благоприятные отношения со своими детьми. Итогом прохождения игротерапии станет трансформация человека, устранение страхов и комплексов, решение проблем и высвобождение внутреннего потенциала.

Игротерапия может быть использована при работе со взрослыми. Здесь зачастую отыгрывают различные роли, где клиент играет самого себя, а средства игротерапии выступают в качестве обстоятельств и других людей.

Игротерапия.

Истоки метода разработаны в рамках психоаналитического направления и представлены в 20-е гг. ХХ в. в работах А.Фрейд, М. Клейна, Г.Гуг-Гельмут. В 1950-е гг. вклад в развитие игротерапии был внесен представителями гуманистического направления – А.Маслоу, К.Роджерс, Г.Л.Лэндрет и др. В середине ХХ в. на основе теории игровой деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин) метод игротерапии начал активно применяться в отечественной психологии. В названных выше направлениях реализована специфика взглядов на механизмы коррекционно-развивающего влияния игры на развитие психики ребенка.

В психоаналитической практике игра рассматривается как символическая деятельность, в которой ребенок с помощью игрушек, ролей и игровых действий, будучи свободным от запретов со стороны социального окружения, выражает бессознательные импульсы и влечения. Ситуация, в которой происходит терапевтическое взаимодействие, является нерегулируемой, и игра ребенка не управляется взрослым, т.е. метод игротерапии в рамках психоанализа имеет недирективный характер.

Механизмы игротерапии, используемые в психоаналитическом подходе, связаны с несколькими основными процессами:

1. установлением между психологом и ребенком особого терапевтического взаимодействия (аналитической связи);

2. достижением катарсиса, осуществляемого через деятельность ребенка, а также вербализацию его чувств и переживаний;

3. достижением инсайта как более глубокого понимания себя и своих отношений с окружающими;

4. исследованием реальности, связанной с апробированием форм и способов взаимодействия с социумом;

5. сублимацией подавленных бессознательных импульсов и тенденций, согласованной с социальными нормами, моралью и ожиданиями общества.

В практике гуманистической психологии игротерапия прошла несколько этапов становления от недирективной игротерапии через терапию, «вербализующую чувства», к клиент-центрированной терапии.

Таким образом, техника игротерапии в рамках гуманистической психологии строится на следующих принципах, которые являются базовыми для клиент-центрированной терапии.

1. обеспечение клиенту свободы и самостоятельности в исследовании проблемной ситуации;

2. эмпатическое принятие клиента, которое включает три базовый компонента: безусловное принятие клиента и всех его проявлений и эмоциональная теплота по отношению к нему; понимание чувств и переживаний клиента и сопереживание им; подлинность и конгруэнтность «Я» терапевта в процессе коммуникации с клиентом;

3. стимулирование у клиента рефлексивно-вербализирующего типа поведения.

Данные принципы позволяют оптимизировать процесс поиска решения в проблемной ситуации и реализуются в технике игровой терапии в работе с детьми, где в центре внимания лежат способы коммуникации. Игротерапия, центрирования на ребенке, строится на представлении о спонтанности психического развития ребенка, в психике которого заложены внутренние источники саморазвития и потенциальные возможности личностного роста. Игра свободна от влияния взрослых, принуждения, дает ребенку возможность свободного самовыражения и самоисследования чувств и переживаний; она позволяет освободиться от фрустрации, вытеснить эмоциональное напряжение. В связи с этим игра решает не только коррекционные, но и психотерапевтические задачи.

В теории деятельности игра рассматривается как ведущая деятельность в дошкольном возрасте; она определяет развитие всех психических функций на данном возрастном этапе. По мнению Д.Б.Эльконина, в игре ребенок может преодолеть эгоцентризм, что обеспечивается механизмом принятия на себя роли и выполнением этой роли. Таким образом, игра способствует развитию как интеллектуальной, так и эмоционально-личностной децентрации, что в свою очередь, развивает у ребенка умение более эффективно разрешать проблемные ситуации. В ходе выполнения той или иной роли ребенок моделирует значимые для него межличностные отношения, в которых отражаются эмоциональные переживания, связанные с данной ролью; эти действия дают ребенку возможность прочувствовать последствия своих поступков, выявить смысл и значения своей деятельности, а также формируют новые социальные мотивы деятельности.

Форма проведения игротерапии (индивидуальная или групповая) обуславливается характером эмоциональных проблем ребенка. При любой форме центром психологической работы являются каждый ребенок и его индивидуальные психологические сложности. При работе с эмоциональной сферой ребенка предпочтение отдается индивидуальной игротерапии. Групповая игротерапия приоритетна в том случае, если эмоциональные проблемы ребенка связаны с социальными факторами; но и в этом случае на первых этапах коррекционной работы используется индивидуальная форма игротерапии.

Таким образом, при использовании игротерапии для решения проблем эмоционального развития ребенка в целях установления эмоционального взаимодействия с ребенком используется индивидуальная игротерапия. Важно также принимать во внимание сформированность игровых умений у ребенка, уровень его интеллектуального развития, широту осведомленности и др.

Основной этап коррекционной рабаты с эмоциональной сферой ребенка может опираться как на групповую, так и на индивидуальную форму, но в связи с тем, что заключительный этап коррекции связан с переносом приобретенных позитивных новообразований в эмоциональной сфере ребенка на реальную практику социальных отношений, данный этап опирается на групповую игротерапию. Приоритет групповой игротерапии на первых этапах коррекционной работы отдается в том случае, если у ребенка имеется социальная потребность в общении, есть мотив получить одобрение взрослого или сверстника, отмечается статусное стремление к лидерству.

Размер группы

— от 7 до 15 чел. для проведения игротерапии соотносится с рекомендуемыми нормами (Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М., 2002. С 254 – 256). Но имеется ряд показаний, при которых рекомендуется уменьшить размер коррекционной группы до 3 – 5 детей:

1)Это низкая социальная компетентность, выраженные проявления эмоционально-личностного эгоцентризма,

2)наличие у ребенка агрессивных проявлений,

3)ярких фобических реакций,

4)отсутствие ориентации на сверстника и низкая эмпатия,

5)наличие вредных привычек или деликвентных проявлений и др.

В связи с тем что в ходе игротерапии отношения между детьми должны быть динамичными, рекомендуется включение в группу нечетного количества детей. В ином случае, как правило, отмечается склонность к формированию устойчивых диад, что может привести к ригидности позиций и закреплению тех или иных партнерских моделей поведения в игре.

В связи с тем что в ходе игротерапии отношения между детьми должны быть динамичными, рекомендуется включение в группу нечетного количества детей. В ином случае, как правило, отмечается склонность к формированию устойчивых диад, что может привести к ригидности позиций и закреплению тех или иных партнерских моделей поведения в игре.

Существует ряд требований к тем игрушкам и игровым предметам, которые используются в игротерапии. Основные требования связаны с тем, что игрушки и игровые предметы должны:

1) давать возможность объективирования и выражения основных эмоциональных состояний (обида, злость, гнев, ревность, страх и др.) и отношений эмоциональной зависимости (привязанность, отвержение);

2) обеспечивать моделирование и проигрывание различных эмоционально значимых для ребенка ситуаций взаимодействия с родителями и сверстниками, а также другими взрослыми вне семьи (в детском саду, школе); это ситуации конфликта, наказания, поощрения и др.;

3) обеспечивать переживания, способствующие личностному росту (развитию позитивного образа «Я», самопринятию, уверенности в себе, целенаправленности поведения, рефлексивности, преодолению страхов и тревожности и др.), а также стимулировать когнитивное развитие.

В набор игрушек и игровых предметов включаются наборы для игры «в семью», «в детский сад», «в школу», включающие наборы кукол (в целях актуализации защитных механизмов рекомендуется использовать куклу с непрорисованным лицом, что позволит ребенку осуществить идентификацию с любым значимым другим или с собой, если у ребенка имеются какие-либо физические дефекты, рекомендуется использовать куклу с тем же дефектом.) и бытовых предметов (столы, стулья, кровати и др.). Необходимо также иметь кукольных театр (игрушки, одевающиеся на руку, настольный театр), что позволяет проигрывать ситуации социального взаимодействия. В игровой комнате должны присутствовать транспортные игрушки, использование которых помогает ребенку обследовать игровую комнату и проигрывать ситуации приближения-отдаления. Для реализации агрессии, деструктивных наклонностей, тревоги и страхов должны иметься дикие животные, игрушечное оружие, шумовые музыкальные игрушки, игрушки-«гады» (страшные игрушки тира злых динозавров, пауков, змей и др.), а также строительные наборы и конструкторы. Должны быть и атрибуты для подвижных игр (мячи, мишени, кегли и др.), материалы для изобразительной деятельности, аппликации и лепки.

Коррекционно-развивающие программы игротерапии включают несколько основных этапов:

1 этап — ориентировочный, направлен на установление эмоциональных контактов и ориентацию в игровой комнате. Этап длится 1 – 2 занятия и предполагает использование объединяющих игр, направленных на создание атмосферы принятия и доверия, в связи с чем психолог использует недирективные тактики;

1. установление позитивного контакта психолог-ребенок, позитивного отношения. Эмпатическое слушание, отражение чувств ребенка. Требования: знать имя ребенка, выражать положительное отношение, радость от присутствия ребенка. Психолог «идет» за ребенком, предоставляет инициативу ребенку.

2. Знакомство участников группы друг с другом. Использовать игры «Имя» (назвать свое имя, имя соседа и свое, или свое качество), «Ветер дует на. », «Знакомство в парах» а затем представление от имени партнера, Представится от имени сказочного персонажа, рассказ о себе, перечислить свои качества с той буквы с которой начинается имя и т.д.

3. Ориентировка ребенка в обстановке игровой комнаты. Знакомство с правилами поведения и нормами поведения здесь. Психолог вводит правила. Говорить цели игры, но немного. Правила в безличной форме (здесь нельзя. )

2 этап — объективирования трудностей развития, проблемных ситуаций и конфликтов, решает диагностические задачи, в связи с чем предполагает актуализацию и реконструкцию конфликтных ситуаций и объективирование негативных состояний и трудностей ребенка. Длительность этапа составляет 2 – 3 занятия. Тактика деятельности психолога предполагает сочетание директивных и недирективных приемов, в связи с чем используются направленные ролевые игры, эмпатическое слушание и другие методы, имеющие конкретную заданность содержания, но дающие возможность свободным действиям ребенка внутри этого содержания;

Т.Е. Главная задача: диагностика. Уточнение трудностей. Тактика психолога – директивная. Он предлагает игры, упражнения, ситуации. И недирективная – ребенок самостоятельно решает как себя вести, как выходить из конфликтных ситуаций. Задача психолога – наблюдать.

Проигрывание ситуаций (школа, семья, двойка, обида и т.д., где психолог сам может выполнять роли специально усиливая напряженность.

Прием – свободное рисование. Желательно индивидуальное обсуждение. Рисунки на тему.

Сочинение историй (например, по кругу)

3 этап — конструктивно-формирующий, направлен на решение основных задач коррекции. Этап длится 10 – 12 занятий. Занимает 2/3 всего времени. Тактика психолога – максимально директивна. Составлен сценарий. Психолог использует специально отобранные игры и упражнения, техники эмпатического слушания, приемы конфронтации, резюмирования, суммирования, методы решения конфликтных ситуаций и др.;

Задачи: Решаются проблемы, связанные с темой.

1. Формирование адекватных способов поведения в конфликтной ситуации (через ролевые игры) Сделать ребенка активным в саморазвитии.

2. Развитие коммуникативной компетентности.

3. Формирование способности к произвольной регуляции действий (работа по образцу и все игры с правилами)

4. Построение позитивной «Я-концепции» Через ситуацию успеха.

Проигрывание сказок, рисунок по кругу, различные игры, чередование пассивных и активных видов деятельности.

4 этап — обощающе-закрепляющий, решает задачу обобщения сформированных у ребенка способов деятельности, их закрепления и переносов на практику реальной жизни ребенка. В связи с этим к работе привлекаются родители и ближайшее социальное окружение, которые могут принимать реальное участие в занятиях, в выполнении домашних заданий, а также предоставляют психологу сведения о новых возможностях и способностях ребенка. Используются техники проигрывания реальных условных ситуаций, совместная деятельность детей с родителями и др.

1. Закрепление нового опыта, сформированных форм поведения, повторная диагностика.

2. Перенос нового опыта в реальную жизнедеятельность.

Домашние задания родителям (играть в такие-то игры или наблюдать и т.д.) Проигрывать ситуации из жизни. Совместное занятие детей и додителей.

см.(2), +Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 1994.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10229 —

| 7239 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Виды игротерапии

Читайте также:

  1. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
  2. Образование как целостная социально-культурная технология 1 страница
  3. ОСИПОВА А.А. ОБЩАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. М.: СФЕРА, 2002 Г. 510 С.
  4. Принцип адекватности, оптимальности и вариативности педагогичес­ких воздействий
  5. Тема 9. Характеристика аудитории как основа разработки социально-педагогических программ. 2 страница
  6. Характеристика аудитории как основа разработки социально-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ программ 1 страница

Основные виды игротерапии.

Игротерапия

Игротерапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.

Как показывает практика и многочисленные исследования, игровая терапия оказывается эффективной при решении самых разнообразных проблем. С помощью игры можно устранить такие трудности ребенка, как неумение общаться, аффективная неустойчивость, фобические реакции, низкая самооценка, агрессивное поведение, вредные привычки и мн. др.

1. По функциям взрослогов игре различают:

— директивную игротерапию, где терапевт выступает в качестве ее организатора и транслятора символического значения игры;

— недирективную игротерапию, где проводится линия на свободную игру как средство самовыражения ребенка.

2. По формеорганизации деятельности различают:

3. По структуреиспользуемого в игре материала:

— игротерапию с неструктурированным материалом (игры с водой, песком, глиной, двигательные игры и т.п.);

— игротерапия со структурированным материалом (игры в семью, людей, животных, агрессивные игры, игры с марионетками, строительные игры и т. п.)

Если в качестве критерия выдвинуть теоретический подход, то можно выделить следующие виды игротерапии.

Основные виды Авторы Основные цели
Игротерапия в психоанализе М. Кляйн, А. Фрейд, Г. Гуг – Гельмут Игра направлена на установление аналитической связи между ребенком и взрослым с целью создания условий для катарсиса, инсайта и сублимации.
Игровая терапия, центрированная на клиенте К. Роджерс, В. Экслайн Игра направлена на создание или воссоздание значимых отношений между ребенком и взрослым с целью личностного роста и развития.
Игровая терапия отреагирования Д.Леви, Г. Хэмбидж Игра направлена на освобождение чувств путем воссоздания в игре стрессового опыта из жизни ребенка.
Примитивная игровая терапия 60- е годы, США Игра используется с детьми младшего школьного возраста с целью лучшего усвоения предлагаемых знаний
Игротерапия в отечественной психологической практике А. Захаров Игра применяется как средство диагностики, коррекции и обучения. Спонтанные и направленные игры выступают как две взаимодополняющие фазы единого игрового процесса. Направленное воздействие на клиента осуществляется посредством характеров, воспроизводимых им и психологом персонажей.

А.И. Захаров сформулировал следующие принципы использования игры с коррекционными целями:

— погружение в игру – восприятие мира игры как реальности в данный момент, создание определенного игрового пространства и времени происходящих событий, использование игровой символики, непосредственное участие всех детей и взрослых в игре в назначенных ролях или в виде эмоционально реагирующей аудитории;

— равенство игровых отношений – означает отсутствие противопоставленных позиций взрослых и детей, принятие чувств и переживаний последних, предоставление им права выбрать темы для игры, распределить роли, в том числе и роли взрослых;

— спонтанность и импровизация в игре – подразумевает динамизм игры, эмоциональность и непосредственность, свободное выражение чувств, новизну происходящих событий, отсутствие репетиций, заученных реплик и диалогов, индивидуальное преломление игровых сюжетов, изменение сценария по ходу игрового действия;

— организующее начало игры – это определенный распорядок игровых занятий, подготовка к игре, последовательность действий, а так же создание в ней определенных направлений или психологической ориентации на достижении коррекционного или психотерапевтического эффекта;

— условность игрового действия – проигрывание ролей по типу «как будто», допускающее полное игровое перевоплощение, но не делающее его обязательным;

— эмоциональное отреагирование в игре – предоставление возможности эмоциональной разрядки, снятие накопленного нервного напряжения в игровой форме, изживание страхов;

— перемена (чередование) ролей – перемена ролей позволяет проверить, укрепить и развить навыки психологической защиты после эмоциональной разрядки в роли объекта страха; перемена ролей активно формирует умение принимать и играть роли, являясь разновидностью ролевого тренинга и средством достижения более адекватной социализации ребенка.

Остановимся на описании этапов игровой терапии.

1. Этап объединения, интеграции группы. Ориентировка в ситуации, знакомство, установление отношений, правил, норм и т. п. Здесь ребенок признается как уникальная личность с правом на индивидуальное проявление.

— ориентировка ребенка в целях, которые реализуются в игровом сеансе, правах и нормах, существующих в группе;

— формирование позитивных взаимоотношений ребенка и психолога;

— установление первичных положительных отношений со сверстниками.

2. Реконструктивный этап. Целями данного этапа являются:

— воссоздание проблемы, моделирование конфликта, который ребенок испытывает; в качестве примеров выступают такие, как предложение темы игры; подведение ребенка к обыгрыванию ситуации; путь наталкивания (подобрать игрушку, инсценировать ситуацию); следует отметить, что психолог на этом этапе должен интенсифицировать игру ( например, включиться в нее путем подведения ребенка к значимой конфликтной ситуации;

— моделирование социально-неадекватных способов взаимодействия с людьми.

На данном этапе целесообразно использовать сюжетно-ролевые игры (творческие и спонтанные), игры –драмматизации.

3. Завершающий, обобщающий этап.Целью данного этапа является обеспечение переноса новых психологических ситуаций в реальную жизнь, обобщение новых способов взаимодействия. Это осуществляется посредством:

— параллельной работы с родителями;

— совместных игровых занятий;

— совместной работы детей и родителей.

Следует отметить, что в дошкольном возрасте игротерапия занимает одно из ведущих мест, учитывая тот факт, что игра является ведущим видом деятельности в данном возрастном периоде. Вместе с тем, игра сохраняет свой коррекционно-развивающий потенциал и в работе с детьми младшего школьного возраста, с подростками, юношами и девушками.

Так, М.Р. Битянова отмечает, что на современном этапе в работе школьного психолога чаще используются большие психологические игры. Автор рассматривает их как целостное законченное действо, совершенно самостоятельное, имеющее свою внутреннюю систему целей и правил, достаточно продолжительное по времени. Для участников «Большая» психологическая игра выступает как деятельность. Представим виды психологических игр, описанных М.Р. Битяновой.

Дата добавления: 2014-12-10 ; Просмотров: 2224 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Дети-дошкольники обязательно должны ежедневно играть в ролевые и сюжетно-ролевые игры. Ролевая игра – это как «прописи», только не для обучения письму, а для обучения эффективному общению. Согласитесь, если ребенок имел достаточную практику с прописями, он потом будет красиво писать в чистых л.

Ребенок, который приходит в кабинет психолога или психотерапевта, должен попасть в волшебный мир, где профессионал знакомит его с неограниченными возможностями обычных игрушек. Для самых различных целей подготовлен целый арсенал профессионально продуманных, разносторонних, выполняющих разные ф.

Игротерапия в узком значении («Психодрама на столе», Gametherapy) — авторский метод и технология работы с игрушками, разработанная Дмитриченко Р.Н. Данный авторский метод предлагается отличать от Play therapy — игровой терапии, или игротерапии в широком значении.

Игротерапия — метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т.п. В основе различных методик, определяемых этим понятием, лежит признание игры важным фактором развития личности. Одним из первых игру в практике детской психотерапии.

Игровая терапия — все психотерапевтические методы работы, использующие детскую игру и игрушки. Игра используется некоторыми терапевтами в качестве способа лечения. Детям трудно ясно описать терапевту свои мысли и чувства, но они способны в игре «показать» свои мысли, переживания, желания и стр.

Магия — искусство волшебных воздействий через обращение к высшим силам. Маг — специалист по магическ.

С одной стороны, темперамент как склонность человеку задается генетически, от рождения. С другой сто.

Этой осенью моя дочка пошла в детский сад. В свои 3,5 года она к саду была готова хорошо: умела сама.

Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов

Игротерапия в узком значении («Психодрама на столе», Gametherapy) — авторский метод и технология работы с игрушками, разработанная Дмитриченко Р.Н. Данный авторский метод предлагается отличать от Play therapy — игровой терапии, или игротерапии в широком значении. Чтобы не создавать путаницы, мы разнесли это в две разные статьи: здесь представлен авторский метод Игротерапии, разработанный Р.Дмитриченко, а в статье Игровая терапия представлены все психотерапевтические методы работы, использующие детскую игру и игрушки.

История вопроса

Использование игрушек в психолого-педагогической или в психотерапевтической практике не является достаточном условием для того, чтобы быть причисленным к авторскому методу под названием Игротерапия («Психодрама на столе», Gametherapy), родоначальником которого является Дмитриченко Р.Н. со времен середины 80х годов.

Игротерапия, как метод, был озвучен и воплощен в 1992 году на спецкурсе по психологии в частном Университете для будущих преподавателей-искусствоведов.

В 1997 году с методом Игротерапии были теоретически и практически ознакомлены врачи на курсах повышения квалификации на кафедре гомеопатии при Академии последипломного образования врачей Минздрава РФ.

Профессиональное обсуждение метода было проведено в рамках секции Психодрамы Елены Лопухиной (Института Психодрамы и ролевого тренинга) по линии Профессиональной Психотерапевтиской Лиги (ППЛ) в середине 90х годов.

В 2005 году в Институте Групповой и Семейной Психологии и Психотерапии (ИГИСП) на учебной психодраматической группе Екатерины Михайловой была проведена мастерская по методу Игротерапии и, впоследствии, осенью этого же года в ИГИСПе был дан курс по авторскому методу «Методология диагностики психофизических проблем по программе Игротерапия» Часть I, с последующей выдачей сертификата (лицензия № 017529).

Суть метода Игротерапии Дмитриченко Р.Н.

Игротерапия («Психодрама на столе», Gametherapy) – авторская технология работы с игрушками, глубинная личностная психотерапия. Место ведущего занимает психотерапевт, а роль группы «берут» на себя «игрушки», которые включают в себя любые предметы, бытовые мелочи. В арсенале терапевта также: краски, пластилин, карандаши, кубики, головоломки, конструкторы, детские книги с картинками, сказки, психотерапевтические метафоры и прочие изобразительные средства, которые были или, «волей судьбы», не были в мире детей и взрослых детей.

Использование «игрушек» в психотерапевтической работе дает возможность клиенту рассмотреть, потрогать, послушать, ощутить и вспомнить запах того, что беспокоило многие годы и породило болезнь, пустоту, одиночество, аддиктивное или созависимое поведение.

Метод Игротерапии может быть использован как в групповой, так и в индивидуальной клиентской работе.

Метод предусматривает возможность работы с синдромом посттравматического стресса, при хронификации печали, с объюзной тематикой, с ранними детскими травмами с амнестическим компонентом.

Метод Игротерапии помогает решать не только личностные, но и как следствие этого профессиональные трудности.

Такой подход дает Игротерапии ряд интересных возможностей и, в некоторых случаях, специфических преимуществ перед другими психотерапевтическими методами.

Обучение методу Игротерапия («Психодрама на столе», Gametherapy) проводится только автором метода Дмитриченко Р.Н.

Понятие игротерапии. Основные виды и формы игротерапии

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8643 —

| 7430 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Игротерапия, исторический обзор

Игротерапия — метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т.п. В основе различных методик, определяемых этим понятием, лежит признание игры важным фактором развития личности. Одним из первых игру в практике детской психотерапии в качестве вспомогательного метода применил З. Фрейд (1913). Он ставил своей задачей выявление через цепь ассоциаций «истинного источника символической игры». Позднее М. Кляйн (1932) использовала игру как основной метод психотерапии в детском возрасте. Целью такой игры было доведение путем интерпретации до сознания ребенка его собственных действий, конфликтов, вызвавших болезненное состояние. Терапевт рассматривался как пассивная фигура. Игра ребенка являлась спонтанной. Анна Фрейд (1946), наоборот, считала, что терапевт должен занимать по отношению к детям активную руководящую позицию. Она отказалась от утверждения, что в игре непременно происходит символизация вытесненных конфликтов, допуская, что в ней могут находить свое отражение реальные жизненные отношения. В своей работе она использовала миниатюрные куклы, представлявшие собой изображения членов семьи. Анна Фрейд также настаивала на обязательном привлечении к игровой терапии родителей с целью коррекции их отношения к воспитанию.

Игротерапия на основе психоаналитической трактовки личности вызвала возражения со стороны американского психолога Дж. Морено. Он полагал, что ряд психических нарушений, и прежде всего неврозы, являются следствием неприспособленности человека к той малой социальной группе, в которой протекает его повседневная жизнь и работа. Задача терапевта — создание в группе для всех ее участников, в том числе и для больного, наилучших психологических условий совместной жизни. Морено предложил в качестве эффективного способа перестройки взаимоотношений в группе своеобразную импровизированную инсценировку, так называемую психодраму, воспроизводящую эти отношения.

Игротерапия приобрела широкое распространение в 40-50-х гг. Использование игры в целях психотерапии осуществляется в рамках различных теоретических школ и направлений. Игровые методики различаются по степени директивности, по частоте игровых сеансов; игра может применяться как способ индивидуального воздействия и в целях групповой психотерапии. Иногда проводится совместная игра детей с родителями. По мнению разных авторов, психотерапевту может отводиться пассивная роль наблюдателя, роль партнера, соучастника в игре либо руководителя.

Используются различные приемы: элементы детской психодрамы, разыгрывание определенных сюжетов и т.д. Один из примеров директивной терапии — «облегчающая терапия» Д. Леви (1933): заранее разработанный план игры, четкое распределение ролей, выяснение всех конфликтных ситуаций, ребенку предлагаются в готовом виде несколько возможных вариантов решения проблемы. В результате происходит осознание ребенком своих внутренних конфликтов. Характерный пример недирективного подхода — теория В. Акслайн (1947): терапевт не вмешивается’ в спонтанную игру детей и не интерпретирует ее, а создает самой игрой атмосферу тепла, безопасности, безусловного принятия мыслей и чувств пациента. Игротерапия применяется для воздействия на детей с невротическими расстройствами, эмоциональными нарушениями. Цель игры — помочь ребенку осознать самого себя, свои достоинства и недостатки.

Средствами игротерапии может выступать игра ребенка с куклами, лепка, рисование и даже размазывание красок пальцем, дающее освобождающий «выход в мир красок и форм». Применяются и игры с песком, в процессе которых детский душевный конфликт может не только раскрываться, но в той или иной мере разрешаться в фантастическом виде, отражающем динамику бессознательных процессов.

М. Левенфельд (1939) предложил так называемую методику миро-созидания. В распоряжение ребенка предоставляется набор различных предметов — фигурки людей и животных, игрушечные домики, автомашины, деревья, а также плоский ящик, наполовину наполненный песком. Из этого материала ребенок строит свой «мир» — город, крепость, сцены повседневной жизни — и тем самым обнаруживает свои эмоциональные отношения к людям и предметам. Представляя определенную диагностическую ценность, такая игра способствует также терапевтической переработке душевного конфликта у ребенка.

Игротерапия также применяется с целью устранения социальной и психической дезадаптации, эмоциональных и личностных нарушений в подростковом и юношеском возрасте. При этом в значительно большей мере, чем в дошкольном возрасте, привлекаются механизмы произвольной, сознательной регуляции собственного поведения. Эффективным методом признаны так называемые имитационные игры: в них исполняемая роль соответствует тому идеалу, к которому человек стремится, и лишена тех недостатков, от которых он желает избавиться. Разыгрываемый стиль поведения постепенно приобретает для человека привычный характер.

Игротерапия оказывается также эффективной при коррекции семейных конфликтов, помогая супругам в игровой форме изжить межличностные противоречия.

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять