Новые социально-политические и экономические условия развития общества, востребовавшие от своих граждан проявления активности, инициативности, ответственности и риска, актуализировали проблему раскрытия индивидуальности, как социально ценной в своей неповторимости составляющей общей ментальности народа.
В многостороннем научном наследии Б.Г.Ананьева большое внимание было уделено проблемам индивидуальности, ее природе, месте в структуре личности, индивидуальным различиям и др. Его понимание индивидуальности в значении «закрытой» системы, в рамках которой внутренне взаимосвязываются и регулируются в неповторимой гармонии своих частей свойства индивида, субъекта различных деятельностей и личности с ее многоплановыми ролями, было созвучно идеям В.М.Бехтерева и С.Я.Рубинштейна.
Индивидуальность и субъектная психическая активность
В настоящее время в связи с фундаментальной разработкой понятия «субъект психической активности» (К.Абульханова-Славская, А.Брушлинский, В.Слободчиков, В.Татенко и др.) проблемы раскрытия индивидуальности стали изучаться через механизм интенсивности и направленности субъектной психической активности человека. В этом аспекте исследований выработался теоретический подход, в соответствии с которым быть индивидуальностью — это иметь сформированное, зрелое «ядро субъектности», а быть субъектом — значит быть творцом своего жизненного пути.
Субъектная психическая активность, как внутренний творец индивидуальности, формирует неповторимую картину внутреннего мира, связанную с особенностями всех компонентов самосознания и структуры Я, и такую же субъективную картину мировосприятия и отражения мира. Поэтому влияние природной, социальной и воспитывающей среды, как правило, избирательно воспринимается индивидуальностью: какая-то информация совпадает с психологическими установками, целями, мотивами индивида, стимулируя развитие индивидуальности в определенном направлении. Иная внешняя информация или влияние не соответствуют внутренней ориентации индивида и потому оставляют его безразличным или вызывают внутреннюю реакцию сопротивления, не внося каких-либо изменений в развитие. Одним из ведущих свойств индивидуальности является ее способность сохраняться и саморазвиваться вопреки внешним влияниям, и в этом проявляется автономность ее внутреннего «замкнутого контура». Именно спонтанный характер проявления субъектной активности придает индивидуальности способность к своему сущностному, свободному и творческому самовыявлению на основе природных потенций.
Развитие индивидуальности
Обращаясь к развитию индивидуальности, В.А.Татенко выделяет два типа субъектных процессов, отражающих онтогенетическую динамику субъекта психической активности: процесс самодвижения и процесс саморазвития. Процесс самодвижения отражает онтогенетическую динамику субъектной активности в функционально-генетическом плане, который побуждает к самоосуществлению как возможности. В процессе самодвижения отсутствует разделение на цели и средства, причинно-следственные детерминации. Направляет этот процесс субъектный механизм самораскрытия на основе внутренних условий родовой программы развития. Самодвижение на определенной стадии онтогенеза становится внутренней причиной саморазвития. В нем уже сложилось ядро субъектной активности как механизм самораскрытия и операциональная система как способ саморазвития. Субъект, обусловливая развитие собственной психики, ядерным элементом которой он же сам и является, опосредованно влияет сам на себя.
Механизм саморазвития разворачивается на неосознаваемом и осознаваемом уровнях. С первого начинается саморазвитие психики плода от момента зачатия и внутриутробной жизни и длится до этапа достижения достаточной зрелости «ядра субъективности», способности к рефлексии и произвольной эмоционально-волевой саморегуляции. «Ядро субъективности», по определению В.Чудновского, есть средоточие внутренней активности, которая по мере созревания определяет весь процесс становления личности и ее внутреннего мира.
По мере созревания на соответствующих этапах онтогенеза субъекта психической активности неосознаваемый уровень саморазвития начинает вытесняться и в большей степени замещаться сознательным, целенаправленным личностным самотворчеством. Эти две формы саморазвития осуществляются на протяжении всего онтогенеза человека, вырабатывая механизмы адаптации к изменениям условий жизни, возрасту, социальным ролям и функциям. Субъект психической активности, помимо развертывания психических функций и новообразований в период роста и созревания индивида, постоянно ориентирован на поддержание психического мира индивидуальности и личности в ее социально-психологическом аспекте: обеспечение внутренней непротиворечивости «Я-концепции», избегание когнитивного диссонанса путем построения психологических защит или напряженной сознательной внутренней работы в направлении изменения иерархии потребностей, ценностных ориентаций, мотивационной сферы, желаний, стремлений в соответствии с реальными возможностями жизни.
Сознательный уровень саморазвития представлен в человеческой психике сложной операциональной структурой, которая реализуется через механизмы самопознания, практически охватывающие все познавательные процессы и механизмы их взаимодействия. В целом же саморазвитие со всеми его компонентами и формами осуществляется с помощью механизмов самодеятельности, включающих процессы самоопределения, целеполагание, выбор средств, принятие решения, оценивание, исполнение, анализ результатов достигнутого.
Индивидуальные различия в показателях интенсивности и направленности субъектной активности определяют различия в личностном саморазвитии. Можно допустить, что уровни интенсивности субъектной активности играют ведущую роль на психофизиологическом уровне структуры личности в плане влияния на скорость сенсомоторного реагирования, уровни чувствительности, психический темп, устойчивость концентрации внимания, действий, проявленность свойств темперамента, т.е. во всем том, что связано с психодинамикой.
Направленность субъектной активности в процессе саморазвития на разных этапах онтогенеза несет определенную смысловую нагрузку и влияет на качественные характеристики саморазвития, способствует развитию новых качеств, разворачивает содержательную картину психических новообразований, насыщает конкретным содержанием «ядро субъектности». Направленность субъектной активности придает процессу саморазвития индивида неповторимость и избирательность путей жизнетворчества, в основе которых лежит внутренняя картина мира.
Субъектность как фундаментальное свойство индивидуальности и личности первично формируется на основе внутренней направленности психической активности на процесс саморазвития, но позднее, по мере того, как она очерчивается в формах сознания, самосознания, рефлексии, эмоционально-волевого созревания. Она начинает сама направлять пути развития индивидуальности и личности.
Соотношение интенсивности и направленности саморазвития на уровне самосовершенствования характеризует значимость этой работы для индивидуальности и ценность личности в социуме. Развитая субъектность говорит о том, что все формы развития и уровни жизнедеятельности являются следствием внутренней работы индивида в форме целеполагания, целеустремленности, ответственности, инициативы, результатом субъектного анализа и соотношения «Я-концепции», «Я-реального» и «Я-идеального». Субъективное выделение мотивов, целей и смыслов превращает «потенциальные миры» индивидуальности в реальность. Развитие индивидуальности — это прежде всего саморазвитие индивида, нуждающееся в спонтанности, свободе, и содействовать ему можно только путем создания благоприятных условий раскрытия внутренней сущности на соответствующих этапах онтогенеза индивида.
В каком бы направлении ни возникала задача саморазвития, для индивидуальности типичной остается потребность быть самой собою, не стремиться к похожести на других, готовность найти свою колею и продвигаться ею в жизни. Путей для этого человечеством наработано много, но все они своей основой имеют некий сформулированный личностный смысл и концентрацию субъектной активности на его реализации. Практически это осуществляется путем активизации внутреннего психологического механизма совершения поступка как свободного выбора жизненно значимого действия: пробуждения потребности в самоизменении, формирования на ее основе мотива и цели саморазвития, выбора способов достижения результатов (систем, методов, методик), самоорганизации в пространстве и времени для их проработки и включения в свою жизнедеятельность как нового способа существования и, наконец, поэтапная оценка достигнутых результатов с чувством удовлетворения или неудовлетворения собой (В. Татенко).
Логика процесса саморазвития индивидуальности особая. Главная проблема состоит в том, чтобы, социализируясь, усваивать нормативное поведение общества и в то же время не утрачивать своего своеобразия. Именно это отметила Дж.Рейнуотер, говоря о том, что внутренние изменения совершаются с человеком тогда, когда он становится сам собой, а не тогда, когда он стремится быть, как другие.
Быть самим собой — значит быть своей сущностью, а сущность и личность относятся к разным психическим инстанциям, по определению А.Б.Орлова. Личность возникает и формируется в области предметного мира, существует в плане феноменов, тогда как сущность локализована на полюсе субъект-объектного взаимодействия, не имеет атрибутов и осуществляется в плане ноуменов, бытия.
Раскрытию субъектного потенциала индивидуальности помогают мировые системы эволюционного саморазвития, характеризующиеся целостностью и многогранностью влияния на уровень сознания и самосознания человека. Прежде всего эти системы выстраиваются на определенных философских и религиозных основах, устанавливающих модели моральных отношений к обществу, труду и людям.
Обязательной составляющей систем самосовершенствования являются правила психогигиены, которые дополняют методику психофизического развития рекомендациями по образу жизни, питанию, режиму дня, очищению организма и др. В правила психогигиены включается обучение правильному, здоровому мышлению, поскольку однозначно признается, что содержание и качество мыслей обусловливают состояние психофизического здоровья.
Каждая система имеет свои методы обучения управлению психической энергией, регуляцией субъектной активностью. Но при всем многообразии систем саморазвития в них есть общее, что можно отнести к закономерности. Речь идет об усиленной тренировке ряда психических процессов и состояний, определенный уровень развития которых является обязательным условием для результативности актуализации субъектного потенциала человека.
Одним из путей признается сознательная направленность субъекта психической активности на развитие представлений, которыми сопровождается выполнение любого психофизического упражнения. Идет развитие яркой образности и соответственно образного мышления как пускового механизма психической саморегуляции.
Второй важной составляющей психотренингов является выработка способности к достижению высокого уровня концентрации внимания на любом произвольно выбранном объекте и на уровне всех анализаторных систем (зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой, кинестетической и др.). Особое внимание уделяется выработке дисциплины ума с помощью различных приемов контроля за ходом мыслей и остановки их потока в сознании, достижения состояния «внутренней тишины» (медитативные практики). Названные психические процессы можно считать внутренними условиями раскрытия субъектного потенциала индивидуальности. Так развиваются способности к программированию психических и физических функций.
Говоря о пользе для общества создания условий развития индивидуальности, правомерно поставить вопрос о социальной престижности и социальной защите индивидуальностей. Это проблема как психологическая, так и социальная. Психологический аспект ее состоит в том, что в системе воспитания с раннего возраста и на протяжении жизни человека должны прививаться уважение и терпимость к «непохожести», «необычности» индивидуальности в различных ее проявлениях, не переходящих моральные и правовые нормы общества. Важно понимать, что оригинальность образа жизни, поведения и мышления может быть проявлением новаторства, идеи могут опережать время или быть ценным дополнением существующих правил. И вообще, каждый человек является индивидуальностью, только с разным уровнем ее развития и проявления своей субъектности. Субъектность индивидуальностей стимулирует к совершению поступков, порождает героев, вождей, пассионариев, творческий потенциал народов.
История показывает, что взаимоотношения индивидуальностей с обществом и государством бывают сложными и конфликтными. На государственном уровне управление ориентировано на «народные массы», т.е. «среднестатистическую личность», на которую рассчитываются все влияния и мероприятия. На уровне личности поведение человека регламентировано всей системой социально-психологического взаимодействия (социальными ролями, статусом, позицией, референтной группой) и определяется, по К.Юнгу, законами «коллективной психики».
Но индивидуальность руководствуется своим отношением к коллективным процессам, отождествление с которыми ведет к ее подавлению, а нереализованная субъектная активность, уже насыщенная социальным содержанием, может обусловливать развитие непродуктивных или деструктивных форм поведения человека.
Роли индивидуальностей в развитии народов, этносов и государств посвятил свои труды Л.Н.Гумилев. Ярко выраженную субъектную активность индивидуальности он назвал пассионарностью — способностью быть энергичной, высоко привлекательной персоной, одержимой какой-то новаторской, часто патриотической идеей. Такая высокая активность индивидуальности, которая не подчиняется законам коллективной психики и несет новую идею, способна поднимать и вести за собой народы, разрушать и создавать государства, совершать перевороты и революции или же явить миру творческого гения. Пассионарии стремятся изменить окружающий мир и делают это нередко ценой собственной жизни.
Итак, развитие индивидуальности — это сложный и трудный путь самораскрытия, который происходит на протяжении всей жизни человека. Развить и сохранить свою индивидуальность — это значит пройти путь индивидуации, стать отдельным существом в своей уникальности, стать собственной самостью и самоосуществиться в жизни.
Основные черты индивидуальности и ее воспитание
Индивидуальность является интегративным, сложным по своему составу образованием, объединяющим свойства личности, субъекта деятельности и индивида. Человек формируется как индивидуальность при условии, что он включен в деятельность. При этом для становления индивидуальности имеет существенное значение творческий характер деятельности, позволяющий мобилизовать все потенциальные возможности человека и активизировать его основные психологические подструктуры, имеющие как природное, так и социальное происхождение.
Целевое воспитание индивидуальности предполагает, таким образом, последовательное включение ребенка в различные виды деятельности, включая дошкольные и школьные занятия, которые ориентированы на творчество, направлены на активизацию его творческого потенциала. При этом существенное значение имеет одновременное и всестороннее развитие ребенка как личности и как субъекта деятельности, повышение его самостоятельности и активности в различных социальных сферах (семья, школа, спортивные заведения и др.) с учетом его возможностей и интересов.
Как формируется ваша индивидуальность
Читайте также:
- ВОЗРАСТ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ 1 страница
- ВОЗРАСТ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ 2 страница
- Вопрос 46. Индивид, личность, индивидуальность. Свобода и ответственность личности.
- Вопрос №20 Индивид, индивидуальность, личность, социальные типы личности
- Индивид, индивидуальность, личность
- Индивид, личность, индивидуальность
- ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
- ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ
- ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ
- Индивидуальность торговой марки
- Индивидуальность торговой марки
- Индивидуальность: ключ к процветанию
Почему так получилось, что во время войны в Корее среди американских военнопленных было больше доносчиков на своих товарищей заключенных, чем в любой другой войне в современной истории? Ответом является то, что китайские коммунисты, в отличие от союзников. Северной Кореи, понимали силу индивидуальности для мгновенного изменения не только давно устоявшихся убеждений и ценностей человека, но и его действий. Вместо того чтобы подвергать заключенных изощренных пыткам, они использовали собственный оригинальный психологический прием, направленный не просто на то, чтобы извлечь информацию или добиться уступчивости, а скорее на то, чтобы обратить в «свою веру» американского солдата, заставив его принять определенную политическую философию. Они понимали, что если внушат ему ряд новых убеждений и ценностей, то американский солдат увидит, что его страна играет в этой войне разрушительную роль, и в результате этого станет выполнять любое их требование. И они в этом преуспели. Понимание того, что они делали, поможет вам осознать, каким образом вы пришли к вашей нынешней индивидуальности и как вы можете ее, а следовательно, и всю вашу жизнь изменить в считанные минуты.
Перед китайскими коммунистами стояла трудноразрешимая задача. Как можно полностью изменить чью-нибудь индивидуальность, не прибегая к угрозе смерти или обещанию свободы, особенно зная. что американского солдата обучают сообщать в таких ситуациях только его имя, звание и порядковый номер? Их план был очень прост: начинай постепенно и методически делай свое дело Китайцы понимали, что наш способ идентификации человека опирается на его действия. Например, как узнать, кто является вашим истинным другом? По его действиям или по тому, как он относится к другим людям?
Настоящий секрет коммунистов заключался в том, что они понимали, как мы определяем, кто мы есть в действительности, — по нашей индивидуальности и нашим действиям. Другими словами, для того чтобы определить, кто вы есть, оценивайте те поступки, которые совершаете. Китайцы знали, что, для того чтобы достигнуть более значительной цели — изменения убеждений военнопленного относительно его индивидуальности, — нужно заставить его делать то, что сделал бы предатель или убежденный коммунист.
Опять-таки это была нелегкая задача, но они были убеждены, что решат ее, если будут изматывать американского военнопленного бесконечными разговорами по двенадцать—двадцать часов подряд, а затем задавать один незначительный вопрос, на который он мог бы ответить что-нибудь типа «Соединенные Штаты не идеальная страна» или «Это правда, в коммунистической стране нет безработицы». Закладывая этот фундамент, китайцы действовали по принципу «Тише едешь — дальше будешь». Они понимали нашу потребность в постоянстве. Раз мы приняли установку верить во что-то, то обязаны стремиться это подкреплять.
Они просто просили военнопленных написать что-нибудь относительно того, в чем несовершенен американский строй. Затем находящегося в изможденном состоянии солдата спрашивали: «Какие еще преимущества имеет коммунизм?» И в течение короткого промежутка времени военнопленный, сидя перед своим противником, документирование нападал не только на собственную нацию, но также хвалил коммунизм, приводя всевозможные доводы и записывая их собственной рукой. А теперь ему нужно было оправдаться перед самим собой, почему он сделал это. Его не били и не предлагали никакого вознаграждения. Он просто делал незначительные заявления, удовлетворяя свою потребность сохранить соответствие с тем, что он уже написал, а теперь даже подписал в качестве документа. Как он мог бы объяснить свое «добровольное желание» сделать это? Впоследствии его попросят зачитать эту бумагу во время дискуссии с группой других заключенных или даже написать об этом очерк.
Когда китайцы передавали по радио такие очерки, называя имена заключенных, написавших их, военнопленные вдруг оказывались всенародно признанными «пособниками» врага. Когда товарищи по заключению спрашивали такого солдата, почему он это сделал, он не мог защищаться, оправдываясь тем, что его пытали. Он вынужден был оправдать свои действия перед самим собой, чтобы поддержать собственное чувство индивидуальности. И вот он начинал утверждать, что написал это. потому что это правда! В этот момент его индивидуальность изменялась. Теперь он воспринимал себя как сторонника коммунизма, и все окружающие тоже называли его так. И тем самым укрепляли его новую индивидуальность, обращаясь с ним также, как они обращались со своими охранниками-коммунистами.
Его новая индивидуальность вынуждала его открыто обвинять свою страну, и для того, чтобы поддержать соответствие между своими заявлениями и новым прозвищем, он обычно еще интенсивнее начинал сотрудничать с теми, кто захватил его в плен. Это был один из самых блестящих аспектов стратегии китайцев: «привести в соответствие его собственные убеждения и представление о себе с тем, что он сделал».*
Однако, прежде чем решительно осудить американских военнопленных, нам следует внимательно посмотреть на себя. А разве вы сознательно выбрали свою индивидуальность, или это явилось результатом того, что вам подсказали другие люди, или какого-то важного события в вашей жизни и других факторов, которые происходили без вашего ведома и одобрения? Какое поведение вы приобрели, которое помогает вам теперь сформировать основу вашей индивидуальности?
Вам хотелось бы подвергнуть себя болезненной процедуре пункции костного мозга, чтобы оказать помощь незнакомому человеку? Тем не менее, проводя исследование, ученые обнаружили, что если человека убеждали, что этот поступок делает благородной его индивидуальность, то он соглашался быть донором, чтобы соответствовать этой индивидуальности.
Исследование показало, что, когда субъектов просили сначала взять на себя незначительные обязательства и совершить два простых действия, которые не требовали добровольного «отступления от принципов», у многих вырабатывалась новая индивидуальность. Они начинали смотреть на себя как на «доноров» — людей, которые безо всяких условий обязуются помогать тем, кто нуждается в их помощи, жертвуя при этом своим здоровьем. Когда это происходило — делался запрос на сдачу костного мозга, — люди чувствовали необходимость подчиниться своей новой индивидуальности, независимо от наличия свободного времени, денег или страха физической боли. Их отношение к себе как донорам становилось отражением их сущности. При формировании поведения человека нет более мощного рычага, чем индивидуальность.
Вы могли бы спросить: «Разве моя индивидуальность ограничена опытом?» Нет, она ограничена вашей интерпретацией этого опыта. Ваша индивидуальность — не что иное, как решения, которые вы принимаете относительно того, кто вы есть и каким решили стать. Вы становитесь тем, кем себя назвали. Слово, которым вы определяете свою индивидуальность, определяет вашу жизнь.
Дата добавления: 2014-12-27 ; Просмотров: 246 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
КАК ФОРМИРУЕТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ?
Отчасти проявления типологических черт человека прослеживаются у новорожденного младенца. Однако индивидуальность у грудничков проявляется в относительно узком спектре: способе восприятия окружающей действительности и особенностях реагирования на внутренние и внешние раздражители. Зачатки индивидуальности имеют биологическую основу: генетическую особенность строения центральной нервной системе и врожденному набору инстинктов человека.
В большей мере индивидуальные особенности – приобретенные свойства личности, сформированные вод воздействием различных факторов, среди которых:
· Среда, в которой рожден индивид и где проходило становление личности;
· События детского возраста, связанные с ними ассоциации и выработанное поведение реагирования на них;
· Принятый стиль воспитания в семье, манера обращения родителей с ребенком.
Как говорил Ларошфуко: «Мы так привыкли носить маски перед другими, что в конце концов стали носить маски даже перед собой». Действительно, индивид имеет только физические особенности, индивидуальность присуща только личности. Типологические черты характера и индивидуальные отличия подвергаются различным трансформациям по мере развития и роста индивида, достигают ярко выраженной кульминации к периоду зрелости личности.
Дима
Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.
Диалектико-материалистический подход.Согласно этой концепции развитие личности есть диалектический процесс, обусловленный четырьмя факторами: биологией индивида, его социальным окружением, воспитанием и навыками самовоспитания. Человек изначально есть существо социальное, его личность развивается в ходе социальной деятельности, то есть в процессе взаимодействия с социальным окружением в ходе воспитания и рефлексии.
Антропологический подход.При таком подходе личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого. Личность уподобляется понятию индивида.Абстрактный антропологизм отождествляет понятия личности, человека и индивида. Он игнорирует определяющую роль социальной среды как фактора формирования личности.
Нормативный подход. В нем «личность» связана с набором положительных качеств (признаков), относящихся к сознанию и деятельности человека. Следовательно, личность характеризуется такими положительными качествами, как высокая сознательность, ответственность, социальная активность, нравственность.
Багдан
Социологический подход. Его суть состоит в утверждении, что личностью является каждый человек в силу обладания теми или иными социально значимыми чертами.Личность рассматривается, прежде всего, как объект и продукт социальных отношений.
В работах французских социологов Эмиля Дюркгейма, Люсьена Леви-Брюля и других разрабатывался принцип социальной обусловленности психики. Этот подход превалирует в социологии. Личность рассматривается как конкретное выражение сущности человека, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.
Персоналистический подход.В какой-то мере в качестве противовеса антропологическому и социологическому подходам существуют попытки понять и объяснить личность как некую абсолютно самостоятельную и индивидуально неповторимую целостность. Наиболее полное выражение персоналистическая трактовка личности получила в концепции экзистенциализма.Согласно ей сущность личности рассматривается в ее абсолютной духовной самостоятельности и уникальности. Крупными представителями экзистенциализма являются Мартин Хайдеггер и Жан-Поль Сартр.
Наиболее обособленную и развернутую структуру личности предложил К. К. Платонов. В структуре личности выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры. Особенностями отдельных свойств этих четырех подструктур, однако, не исчерпываются индивидуальные особенности личности, поскольку на эти подструктуры накладываются еще две общие подструктуры: характери способности. Являясь подструктурами наложенными, выделяющимися из общей структуры личности, характер и способности представляют собой не самостоятельные подструктуры, а общие качества личности, включающие особенности каждой из четырех основных иерархических подструктур.
Ведущим компонентом структуры личности является направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий, характеризуется доминирующими потребностями, интересами; склонностями, убеждениями, идеалами, мировоззрением. Направленность – это система побуждений (совокупность устойчивых мотивов), определяющая избирательность отношений и активности человека.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Индивидуальность человека
Все люди в чем-то похожи друг на друга. И это позволяет говорить о человеке вообще, рассуждать о его чертах, особенностях поведения и т.п. Однако ни один конкретный человек не является обезличенным «человеком вообще». Каждый несет в себе что-то, что делает его уникальным, исключительным, т.е. человеком, обладающим и н д и в и д у а л ь н о с т ь ю. Именно такой человек входит в организацию, именно такой человек выполняет определенную работу и играет определенную роль в организации и именно таким человеком нужно управлять, помогая ему раскрыть и задействовать свой потенциал в решении задач организации и создавая необходимые условия для его успешной работы, взаимодействия с организационным окружением и решения собственных жизненных проблем.
Слагаемые индивидуальности
Индивидуальность человека складывается из трех начал. Во-первых, каждый человек в чем-то идентичен со всеми остальными. Во-вторых, каждый человек в чем-то одинаков с некоторыми другими индивидами. И наконец, в-третьих, каждый человек в чем-то не похож ни на кого. В зависимости от того, как сочетаются эти начала, формируется индивидуальность каждого конкретного человека. При этом, как бы ни строилось это сочетание, нужно всегда помнить, что человек одновременно имеет что-то общее с остальными и в то же время не похож на остальных. Каждый человек обладает устойчивым набором черт и характеристик, определяющих его действия и поведение. Эти черты проявляют себя в достаточно длительном промежутке времени. И именно благодаря этому можно зафиксировать и почувствовать индивидуальность человека.
Конкретный человек фиксируется окружением по его индивидуальности. Так как индивидуальность человека обладает определенной устойчивостью, люди узнают друг друга и сохраняют определенное отношение друг к другу. В то же время следует отметить, что под влиянием опыта, общения с другими людьми, воспитания и образования происходит изменение индивидуальности человека, иногда даже очень существенное.
Факторы формирования индивидуальности
Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов.
1. Первую группу составляют наследственность и физиологические особенности человека. Н а с л е д с т в е н н о с т ь сохраняет и передает внешние черты человека. Но не только. Исследования, проводимые с близнецами, показывают, что наследственность может нести в себе и передачу некоторых поведенческих черт. Ф и з и о л о г и я человека говорит о том, что в людях очень много общего, определяющего их поведение. В частности, одинаковым для всех является общий синдром адаптации, отражающий физиологическую реакцию на раздражение.
2. Вторую группу факторов, формирующих индивидуальность человека, составляют факторы, проистекающие из окружения человека. В общем виде влияние этих факторов можно рассматривать как влияние окружения на формирование индивидуальности. Во-первых, сильное влияние на индивидуальность человека оказывает к у л ь т у р а, в которой он формируется. Человек получает от общества нормы поведения, усваивает под влиянием культуры определенные ценности и верования. Во-вторых, индивидуальность человека сильно определяется с е м ь е й, в которой он воспитывался. В семье дети усваивают определенные поведенческие стереотипы, вырабатываются их жизненные установки, отношение к труду, людям, своим обязанностям и т.п.
В-третьих, па индивидуальность человека оказывает сильное влияние п р и н а д л е ж н о с т ь к определенным группам и организациям. У человека вырабатываются определенная идентификация, задающая для него некий тип индивида, с которым он себя олицетворяет, а также устойчивые формы поведения и, в частности, типы реакции на воздействие со стороны окружения. В-четвертых, формирование индивидуальности происходит под влиянием ж и з н е н н о г о о п ы т а, отдельных обстоятельств, случайных событии и т.п. Иногда именно эта группа факторов может приводить к существенному изменению индивидуальности человека.
3. Третью группу факторов, влияющих на формирование индивидуальности человека, составляют ч е р т ы и о с о б е н н о с т и х а р а к т е р а человека, его индивидуальность, т.е. в данном случае ситуация с формированием индивидуальности выглядит следующим образом: индивидуальность оказывает влияние на свое собственное формирование и развитие. Связано это с тем, что человек играет активную роль в собственном развитии и не является только исключительно продуктом наследственности и окружения.
Направления описания индивидуальности
При всей глубине индивидуальности человека и ее разнообразии можно выделить некоторые направления, по которым ее можно описывать.
Бывают люди, предпочитающие держаться ни расстоянии от других, и это заметно сказывается на их поведении в коллективе.
Люди с авторитарным характером считают, что должны быть порядок и различие в статусе и положении людей, стремятся к установлению иерархических отношений и использованию силовых методов в принятии решений и управлении, с готовностью признают власть и высоко ценят консервативные ценности.
Любовь и вера в людей, как индивидуальная черта характера, оказывают сильное влияние на взаимодействие человека с окружающими. Особенно это проявляется в готовности участвовать в групповых мероприятиях, способствовать развитию контактов, взаимодействия и взаимоподдержки.
Чувствительность к другим людям проявляется в способности людей сочувствовать другим, принимать близко к сердцу их проблемы, умении поставить себя на место другого и т.п. Люди, обладающие такими чертами индивидуальности, хорошо воспринимаются в коллективе и стремятся к общению с людьми.
Стабильность в поведении человека играет большую роль в установлении его взаимоотношений с окружением. Если человек стабилен, ответственен и в целом предсказуем, то окружение воспринимает его положительно. Если же он постоянно неуравновешен, капризен и склонен делать непредсказуемые шаги, то коллектив негативно реагирует на такого человека.
Самооценка, т.е. то, как люди смотрят на свое поведение, возможности, способности, внешность и т.н., оказывает сильное влияние на поведение человека. Люди с более высокой самооценкой обычно добиваются большего в жизни, так как они ставят перед собой более высокие цели и более сложные задачи. В то же время люди с низкой самооценкой очень часто ставят себя в зависимое положение и легко подчиняются людям с более высокой самооценкой.
Восприятие риска является важной поведенческой характеристикой. наглядно отражающей индивидуальность человека. Люди, склонные к риску, меньше времени затрачивают на принятие решений и готовы принимать решения при меньшей исходной информации. При этом результат их решения отнюдь не обязательно хуже, чем у тех, кто скрупулезно готовит решение и собирает всю необходимую информацию.
Догматизм обычно является чертой характера индивидов с ограниченным взглядом. Догматики видят окружение как сосредоточение угроз, ссылаются на авторитеты как на абсолюты и воспринимают людей по тому, как они относятся к догмам и абсолютным авторитетам. Обычно догматиками бывают люди, обладающие авторитарными чертами характера. Догматики не склонны к поиску большого объема информации, достаточно быстры в принятии решения, но при этом демонстрируют очень высокий уровень уверенности в правильности принятых решений. Отмечено, что догматики предпочитают работать в хорошо структурированных группах независимо от того, какую позицию они занимают в группе. Отмечено также, что догматики плохо осознают то, как они проводят свое время при выполнении работы, и то, что они слабо справляются с управленческой работой.
Комплексность осознания явлений как характеристика индивидуальности человека отражает его способность разлагать познаваемое явление на части и интегрировать части в целое, синтезировать общие представления или заключения об осознаваемом явлении. Люди с высокой комплексностью осознания проявляют большие способности к обработке информации, рассматривают большее количество альтернатив и принимают более комплексные решения, чем люди с низкой комплексностью осознания. Отмечено, что руководители с высокой комплексностью осознания в ситуациях с большим разнообразием среды лучше справляются со своими обязанностями, что этот тип руководителей более склонен к широким контактам с людьми, чем руководители с низким уровнем комплексности осознания, а также то, что такие руководители стремятся к использованию при решении задач разнообразных ресурсов.
Сфера контроля отражает то, как индивид смотрит на источник факторов, определяющих его действия. Если человек считает, что его поведение зависит от него самого, то в этом случае для него характерно наличие внутренней сферы контроля. Если же он считает, что все зависит от случая, внешних обстоятельств, действии других людей, то считается, что он имеет внешнюю сферу контроля. «Внутренники» лучше контролируют свои действия, более ориентированы в достижении результатов, более активны, более удовлетворены своей работой. Им нравится неформальный стиль управления, они любят воздействовать на других, любят занимать руководящие позиции. «Внешники» же, наоборот, предпочитают формальные структуры, предпочитают работать под директивным руководством. Если же они занимают руководящие позиции, то широко используют методы силового воздействия.
Существует большое количество тестов и других инструментов, позволяющих определить характеристики индивидуальности человека. В современном менеджменте данным вопросам и данному виду деятельности уделяется огромное внимание. И связано это в первую очередь с тем, что успех организации напрямую зависит от того, насколько успешно она может задействовать весь имеющийся у нее в распоряжении человеческий потенциал. Необходимость изучения индивидуальности человека вызывается также и тем, что люди обычно делают множество неверных заключений о других людях, об их характеристиках, их индивидуальности, потому что при познании они опираются на стереотипы, предубеждения, необоснованные обобщения. Делая неверные выводы об индивидуальности людей, мы создаем основу для вредных конфликтов, скандалов, сплетен, трудностей в коммуникациях и взаимодействии людей. Это все наносит ущерб отдельным людям и организации в целом.
Факт необходимости досконального и регулярного изучения индивидуальных характеристик членов организации не вызывает сомнения. Однако, признавая значимость и полезность этого вида управленческой деятельности, необходимо помнить и о том, что индивидуальность поведения человека зависит не только от его персональных черт, но и от ситуации, в которой осуществляются его действия. Поэтому изучение человека всегда должно вестись в совокупности с изучением ситуации. Наконец, при изучении индивидуальности человека необходимо принимать во внимание его возраст. Человек проходит в своей жизни различные стадии, которым соответствует разное состояние его индивидуальности. Поэтому, делая выводы о характере человека, его персоналии, необходимо исходить из того, что его поведение очень сильно определяется тем, в какой возрастной стадии он находится. Только учет всех этих факторов в совокупности может дать ключ к пониманию индивидуальности человека, а следовательно, к управлению человеком.
Индивидуальность: признаки, как формируется
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — неповторимое своеобразие к. л. явления, отд. существа, человека. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную единичность в её качеств. отличиях, противопоставляется типичному (см. Тип) как общему, присущему всем… … Философская энциклопедия
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — (от лат. indiv >Словарь иностранных слов русского языка
индивидуальность — См. личный. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. индивидуальность человек, личный, нестандартность, своеобычность, неординарность, персональность, особинка, нетрадиционность … Словарь синонимов
индивидуальность — и, ж. indiv >Исторический словарь галлицизмов русского языка
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, индивидуальности, жен. (книжн.). 1. только ед. отвлеч. сущ. к индивидуальный. Индивидуальность качеств. 2. Совокупность характерных индивидуальных особенностей и свойств, отличающих один индивидуум от другого. Он человек совсем… … Толковый словарь Ушакова
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, неповторимое своеобразие какого либо явления, человека; противоположность общего, типичного, в социальной психологии коллективного (группового) … Современная энциклопедия
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — неповторимое своеобразие какого либо явления, отдельного существа, человека; противоположность общего, типичного, в социальной психологии коллективного (группового). Как философское понятие разрабатывалось в учениях об атоме (индивиде), монаде … Большой Энциклопедический словарь
Индивидуальность — (от лат. ind >Психологический словарь
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, и, жен. 1. см. индивидуальный. 2. Особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от другого. Сохранить свою и. 3. Отдельная личность, индивидуум (книжн.). Яркая и. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова
Индивидуальность — Индивидуальность, в самом широком смысле отличительная особенностькакого либо существа или предмета, свойственная ему одному между всеми иделающая его тем, чем он есть; в более тесном смысле термин относится кодним одушевленным существам, а в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.
Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.