Компьютерная зависимость у детей

Современный ритм жизни заставляет многих людей проводить большую часть дня в интернете, и дети тому не исключение: уроки, внешкольные проекты, дополнительное образование. Однако если бы дети и подростки пользовались компьютером только в учебных целях, то вряд ли это считалось бы психологической проблемой. А вот зависимость от компьютера и интернета – серьезная угроза здоровью и социализации младшего поколения.

Суть компьютерной зависимости и виды

Компьютерная зависимость (интернет-зависимость) – аддиктивное, отклоняющееся от нормы поведение, при котором личность утрачивает связь с реальностью, погружаясь в компьютерные игры или виртуальные чаты. Чаще об интернет-зависимости говорят, подразумевая бесцельное времяпрепровождение в интернете (переписка, игры, переход от одной новости к другой), однако иногда и пользование интернетом в целях саморазвития становится зависимостью и вариантом ухода от реальности.

Термин «интернет-зависимость» ввел американский психиатр Айвен Голдберг в 1995 году. Автор трактовал интернет-зависимость как привычку, «оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или (и) психологическую сферу деятельности».

Компьютерная зависимость формируется так же, как никотиновая или алкогольная, несмотря на то что самого химиката нет. Казалось бы, это чисто психологическая зависимость, но она задействует те же рецепторы мозга в отделах удовольствия, вызывая схожие с наркотической зависимостью химические процессы.

Можно выделить три вида детской и подростковой компьютерной зависимости:

  1. Игровая зависимость. Сюда относятся как компьютерные игры, так и игры в режиме онлайн.
  2. Зависимость от социальных сетей. Предполагает замену реального общения на виртуальное, пристрастие к социальным сетям, чатам, форумам, знакомствам в интернете.
  3. Веб-серфинг, то есть бесцельное блуждание по сайтам: переход от одной ссылки к другой, хаотичное поглощение информации либо познавательная деятельность в сфере программирования и телекоммуникаций или другой профессиональной сфере.

Компьютерная зависимость опасна следующими проявлениями:

  • нарушенное чувство реальности;
  • нарушенное восприятие и ощущения времени, вплоть до полной утраты этого понимания (на последних стадиях зависимости люди могут на несколько дней забывать про еду, сон и другие нужды);
  • потеря самоконтроля и саморегуляции, возможности руководить своими поступками;
  • потеря критического мышления;
  • снижение активности и работоспособности;
  • проблемы со сном и циклом сна и бодрствования.

Некоторые ученые отмечают, что компьютер проникает во внутренний мир человека, чем нередко провоцирует экзистенциональный кризис, когнитивные и эмоциональные нарушения. Виртуальный мир имеет свои особенности, что нередко влияет на мировоззрение и систему ценностей личности, пересмотр взглядов на себя и мир.

Причины зависимости

Компьютерная зависимость значительно помолодела – она встречается среди современных дошкольников. Потворствуют этому родители, сами того не подозревая. Ведь так просто отвлечь ребенка планшетом или развлечь мультиком.

У подростков компьютерная зависимость, как правило, свидетельствует о проблемах с социализацией и самореализацией. Подросток уходит в интернет:

  • из-за проблем во взаимоотношениях со сверстниками;
  • трудностей в семье;
  • сложностей в обучении;
  • при непринятии себя.

Игры позволяют просто отключиться от всего мира, попав в другую реальность, а интернет-общение компенсирует проблемы в реальной коммуникации. Кроме того, и в играх, и в интернете можно самому создать желаемый образ: сильного и смелого или даже жестокого героя, популярного, умного и начитанного, эрудированного и креативного и т. д.

Таким образом, зависимость от виртуальных миров возникает тогда, когда не устраивает реальный мир. Когда в нем не интересно или больно находиться. Однако существует и другая причина – невозможность совладать с желанием получать новую информацию, открывать новые горизонты. Интернет действительно устраняет все границы и создает иллюзию того, что весь мир находится в наших руках; показывает большую площадку возможностей и интересов. Хотя эта причина больше свойственна взрослому населению (о компьютерной зависимости у взрослых читайте здесь).

Что привлекает подростка

Компьютерная игра или другая деятельность в интернете привлекает подростка тем, что создает укромный уголок, мир, в который нет никому доступа, особенно родителям. Кроме того, компьютерная игра и виртуальное пространство:

  • абстрагирует от реальности и дарит ощущение реалистичности происходящего;
  • снимает какую-либо ответственность;
  • дарит множественные шансы на исправление ошибок или прохождение новой жизни;
  • позволяет принимать любые решения, не боясь их последствий.

Признаки зависимости

Не стоит впадать в панику, если поведение ребенка не изменилось, успеваемость в школе не страдает, настроение стабильное и свойственное ему. Вероятно, он вынужден проводить много времени за компьютером, но зависимостью не страдает.

Стоит начать волноваться при следующих условиях:

  • Ребенок или подросток проводит за компьютером больше времени, чем раньше, и больше 6 часов в неделю.
  • Ребенок предпочитает реальному общению виртуальное, а прогулкам – игру на компьютере, пропускает школу, чтобы остаться дома и посидеть за компьютером.
  • Изменились привычки ребенка, отмечаются нарушения сна и изменение или потеря аппетита.
  • Наблюдаются перепады настроения (от уныния до эйфории), неадекватные и агрессивные реакции на просьбы, особенно на все, что связано с компьютером.
  • Нарастает эмоциональная отстраненность и реакция оппозиции в отношении не только родителей, но и друзей.
  • Вне компьютера и виртуального общения ребенок не может расслабиться, чувствует тревогу, думает о том, что его ждет в сети, норовит проверить страницу.
  • Ребенок не делится тем, чем занимается в интернете или во что играет. Ставит множественные пароли, скрывает свою активность, чистит историю.
  • Наблюдается феномен персонификации или одушевления компьютера, вплоть до разговоров с ним.

Кроме того, отмечается ухудшение внимания и памяти, резкая смена круга общения, отказ от прежних увлечений и занятий, необоснованные страхи и тревоги, перепады состояний от вялости до возбуждения.

Профилактика зависимости

Всегда лучше предотвращать проблему, нежели устранять, потому с ранних лет ребенка родители обязаны заниматься профилактикой компьютерной зависимости. Что это предполагает:

  1. Знакомство ребенка с компьютером и интернетом, беседы о рисках и особенностях пользования, повышение медиаграмотности. Подробную памятку для ребенка вы можете найти в статье «Безопасность в сети интернет: как уберечь себя и психику детей. Правила пользования».
  2. Избегание запретов на пользование компьютером и интернетом. Лучше заключать с ребенком своеобразный договор на пользование, установить систему поощрений и санкций.
  3. Создание привлекательной, здоровой и интересной реальной среды для ребенка. Прислушивайтесь к его интересам, выявляйте способности, организуйте совместную активную деятельность.
  4. Взаимодействие. Не игнорируйте обращения ребенка, обсуждайте его проблемы, помогайте находить выход из трудных ситуаций. Донесите ценность и значимость решения проблем, а не ухода от них. Демонстрируйте это личным примером. Дарите понимание, любовь и поддержку. Нередко именно за этим дети отправляются на форумы и чаты.
  5. Всестороннее развитие. Организуйте внешкольные занятия ребенка в тех кружках и секциях, которые ему интересны и к которым есть склонности.

Читайте так же:  Что подарить папе на день рождения

Важно помнить, что чем приятнее ребенку реальный мир, чем больше среда соответствует его потребностям и индивидуально-личностным особенностям, тем меньше риск развития компьютерной зависимости. Но нет смысла совсем игнорировать технический прогресс, нужно учиться разумно совмещать реальную жизнь и виртуальную.

Как бороться

Если заниматься профилактикой слишком поздно, необходима реабилитация ребенка, то стоит обратиться к психологу. Дело в том, что самостоятельные манипуляции типа наказаний или установки «родительского контроля» не решают проблемы. Ребенок просто научится искать доступ в интернет в другом месте, возможно, сбежит из дома.

Проблема компьютерной зависимости не может быть решена, если социальная среда не безопасна для ребенка, не интересна (не соответствует его темпераменту, возрасту, характеру, способностям, потребностям, интересам), если между родителями и детьми сложились неблагоприятные отношения и если ребенок испытывает трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Таким образом, устраняется компьютерная зависимость только за счет получения ребенком удовольствия и удовлетворения от реальной жизни. Но этот вопрос требует строго индивидуального рассмотрения ситуации.

Компьютерная зависимость у детей
консультация по теме

полезная информация для родителей

Предварительный просмотр:

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ У ДЕТЕЙ.

Жертвой компьютерной зависимости может стать человек любого возраста, социального положения. Но самые уязвимыми всегда останутся дети. Современные дети общаются с компьютерами с самого раннего возраста, даже «музыкальные» игрушки для младенцев напоминают компьютеры. Умные машины теперь сопровождают их всегда – ведь даже успокоить ребенка поможет компьютер – так легко включить мультик, или простую игру – и ребенок затихает. Ребенок видит, как сидят за компьютером мама и папа, а то и спорят, кто его займет. И уже компьютер превращается в объект вожделения. А потом компьютер превращается в предмет, без которого нигде не обойтись. Где найти любимые мультики? Их полно в интернете. Забавные картинки? В интернете. В школе уже – давным — давно перешли на компьютеризированное обучение. Компьютер – наш помощник. Но может и сослужить плохую службу, превратив полезное общение в болезнь.

Ребенок, общаясь с компьютером, открывает для себя новый мир. Мир, где все понятно, предсказуемо, где ребенок по щелчку мыши может получить почти все, что он хочет. И может быть так, что этот мир становится более желательным, чем мир реальный.
Намеренный, навязчивый уход в другую реальность с потерей интереса к другим занятиям, обязанностям, и называется зависимостью. Как, из-за чего может начаться компьютерная зависимость? Кто подвержен ей больше всех? Каковы ее признаки?

Признаки компьютерной зависимости:

• Яркое, агрессивное сопротивление ребенка, при попытке отвлечь его от компьютера • Выраженный эмоциональный подъем, эйфория при контакте с компьютером • Ребенок постоянно обдумывает предстоящую игру, предвкушает ее со всеми подробностями. Это предвкушение затмевает все дела, мысли. Из–за этого нарушается внимание, падает успеваемость в школе. • При зависимости игра – стихийное, неконтролируемое действо, ребенок не способен следить за временем, засиживается ночами, способен играть целые сутки. Очень многие подростки могут играть ночью, если сильно увлекутся. Если это входит в систему, в ущерб сну – это один из признаков зависимости. • Ребенок отдает все свои деньги, чтобы купить игры, оплатить интернет • Нарушается график и качество питания, дети едят за компьютерами, способны проводить без еды очень долгое время. Многие увлекаются стимуляторами, например, кофе (чтобы постоянно держать себя в тонусе). • Сужается круг интересов, с ребенком очень сложно говорить на иные темы, кроме компьютеров. То, чем он занимался до своего пагубного увлечения, часто обесценивается.

• При отмене (при поломке, отнятии) компьютера ребенок становится злым, раздражительным, не может найти себе занятие. Может угрожать, шантажировать, требовать пустить его к компьютеру.

Из за чего возникает компьютерная зависимость? Кто больше ей подвержен?

Зависимость начинается с того, ребенок по каким-то причинам стал проводить за компьютером больше времени, ему нравится графика, сюжет. При помощи компьютера он осуществляет свои желания, к примеру, агрессивные (никто не позволит ему избивать людей. А в игре – можно).

Это называется стадией «легкой увлеченности», без настойчивой потребности играть. Затем это переходит в стадию «увлеченности». Здесь уже будет настойчивая потребность играть, он предпринимает активные действия для осуществления этого.

На стадии «зависимости» происходят уже ощутимые изменения личности. Потребности ребенка меняются, игра уже полностью заменила реальный мир. Игра теперь подобна наркотику.

Имеется еще стадия «привязанности», когда потребность играть насыщается, и интерес спадает. Несмотря на то, что человек дистанцируется от компьютера, потребность в уходе от реальности сохраняется, и поэтому, возможна так называемая смена зависимости, переход и из компьютерной зависимости в другую ( алкоголь, и т.д.).
То есть нельзя говорить, что зависимость побеждена. Она лишь меняет свое лицо. Это самая долгая стадия, и возможно быстрое возвращение на стадии предыдущие. И чем выраженнее была зависимость, тем дольше будет эта стадия.

Каковы причины этой зависимости? Откуда она берется?

Предпосылки к формированию компьютерной зависимости начинаются еще в раннем возрасте. В наше время компьютер плотно вошел в нашу жизнь, и это касается не только детей, но и взрослых. Ритм нашей жизни убыстряется, мы уже не можем обходиться без интернета, а значит без ПК, смартфонов, планшетов. Теперь это полноценная часть нашей жизни, а значит, и жизни наших детей. У родителей все меньше времени, чтобы играть с ними, но ребенок требует внимания. Что делают многие родители? Дают ребенку телефон, планшет, включают на компьютере мультфильм.

Это полностью удовлетворяет ребенка, это занятие охватывает его полностью. Обратите внимание на маленького ребенка, когда он смотрит в компьютер. Такое впечатление, что в мире больше ничего не существует. Он не отвлекается на взрослых, не реагирует на другие раздражители. Он очень ярко выражает свои эмоции, улыбается, смеется.

Такого выраженного эффекта очень сложно добиться при чтении книг, играх. Поэтому родители с удовольствием отдают малышей на попечение смартфонов, планшетов… В этом есть большая выгода – час, а то и больше свободного времени. Ребенок занят, увлечен, всем доволен. Запускается первый механизм зависимости – у ребенка формируется связь между положительными эмоциями, и компьютером. Хочешь развлечений – нужен телефон, который может дать мама. Посмотрев мультик на компьютере, малыш, даже самого раннего возраста, начинает другие манипуляции с компьютером – передвигать мышку, открывать файлы, все больше вовлекаясь в процесс.

Читайте так же:  Самореализация

Но все это лишь предпосылки, зерна, брошенные на благодатную почву. Компьютерная зависимость, как и любая другая, начинается тогда, когда человек чувствует, что мир к нему враждебен. У детей еще несформированы зрелые, взрослые защитные механизмы, и лучше всего работает один, примитивный и эффективный – избегание. В данном случае, избегание туда, где все понятно, приятно, предсказуемо, где можно испытывать яркие, положительные эмоции – в компьютере. Почему ребенок может убегать в другую реальность? В первую очередь, это неудовлетворительные отношения с окружающими. Для ребенка до 12 лет наиболее важными являются отношения с родителями. Для подростка (13 -16 лет) важны отношения со сверстниками. Какие же конкретно факторы могут предрасполагать к зависимости:

• Конфликты с родителями, отвергание ребенка, безнадзорность. Ребенку уделяется мало внимания, и он может чувствовать себя малозначимым, ненужным, покинутым, беспомощным. Компьютерные игры помогают получить те эмоции, которые он недополучил в семье, а также почувствовать себя сильным, важным, олицетворив себя с персонажем игры. Либо, он может искать признания в социальных сетях. Получив признание, ощущение себя признанным и важным, ребенку сложно отказаться от этого ощущения.

• Близко к этому лежит такая проблема, как постоянные конфликты между родителями. Ребенок при этом находится в постоянном стрессе, чувствует себя подавленным, выражено чувство вины, дом не воспринимается как безопасное место. Некоторые дети при вышеназванных конфликтах сбегают из дома, но многие – в компьютер.

• Проблемы в школе. Конфликты могут быть как с одноклассниками, так и с учителями. Особенно это имеет значение, когда ребенку 12 -16 лет (подростковый возраст). Подростки переживают это очень тяжело, ведь для них сверстники – это вся жизнь. Неважно – игнорируют ли его одноклассники, или издеваются, для него это одинаково мучительно. И ребенок укрывается в компьютере, чтобы получить то, чего ему не хватает. Он олицетворяет себя с персонажем, в роли которого он находится. Какой это персонаж? Сильный, смелый, непобедимый. Также, игра помогает ему отвлечься от тяжелых дум.

Именно из –за перечисленных факторов особую опасность представляют собой онлайн-игры. Чаще всего это командные игры, где человек становится частью какой либо игровой группы, сообщества. В этой игре он создает для себя персонажа, чаще всего фантастического, определенной расы, с определенными способностями. Как правило, выбираются самые сильные персонажи, с необычными способностями. То есть, человек делает себе новую личность, и дает ей жизнь в новом обществе таких же персонажей. Это на самом деле новая жизнь – со своими событиями, победами, поражениями. Реальность виртуально – но чувства настоящие. Мальчик, над которым издеваются одноклассники, в игре оказывается сильнейшим игроком наивысшего уровня, его уважают и боятся. Захочет ли он выходить из виртуальной реальности?
Иллюстрацией к вышесказанному может послужить случай из личной практики автора:

Как предупредить компьютерную зависимость? Можно дать несколько рекомендаций.

• Больше времени проводить с ребенком, прививать ему вкус к общению, к общим занятиям, развлечениям, которые не имеют ничего общего с компьютером. Хорошим выбором будет создание в семье культуры спорта, творчества.

• Не давать ребенку компьютер слишком рано, учить его развлекаться другими способами, без вмешательства компьютерной техники, то есть не формировать в семье компьютерную культуру. Знакомить ребенка с компьютером лучше всего с 5 – 6 лет, и чем позже, тем лучше.

• Договориться с ребенком о четком регламенте работы за компьютером. Допустим, это будет разделенные на части 2 часа в день, и ребенок сам будет решать, как ему их разделить. Главное – быть последовательным, и не увеличивать и не уменьшать оговоренное время. Иначе, в первом случае, ребенок не будет серьезно относиться к регламенту, во втором случае еще и возможны протестные реакции, и ребенок будет меньше вам доверять.

• Исходить из принципа – нельзя ребенку – нельзя и родителям. Если отец сам любит игры, и играет в них подолгу, то никакие запреты не помогут – ребенок тоже будет играть много.. Ребенок никогда не слышит слова – он видит поступки. Если родители увлеченные, творческие люди – у ребенка больше шансов стать таким же.

• Разделять работу и развлечения. Родители могут сидеть за компьютером больше, если они работают, ребенок должен понимать это очень хорошо. Иначе неизбежно «а чего это вам можно, мне нельзя?»

• Не препятствовать общению с друзьями. Пусть у него будет больше увлечений вне дома.

• Прививать вкус к развивающим, логическим играм, можно играть вместе. Но у ребенка не должно сложиться связи, что общение с вами возможно лишь посредством игры!

• Не торопиться покупать ему личный компьютер.

Что делать, если зависимость уже сформировалась? Универсального рецепта не существует, поскольку каждая зависимость – это своя история, со множеством участников (семья, друзья одноклассники). У каждого ребенка своя причина возникновения зависимости. Наконец, каждый ребенок — уникален.

С зависимостью справится сложно, но вполне реально. Родителям можно дать такие общие рекомендации:

• Во – первых, нужно признать, что проблема существует, и с ней необходимо бороться. И не только ребенку, а всей семье. Необходимо подготовиться к долгой, трудной и терпеливой работе.

• Необходимо быть готовым к тому, что вам, скорее всего, придется изменить стиль поведения по отношению к ребенку. Не стоит читать ребенку нравоучения, унижать его, вызывать чувство вины. Этим вы ничего не добьетесь, особенно если компьютер в зоне досягаемости. Поэтому, нужно стараться сменить деятельность ребенка, подкреплять любые его успехи, будь то в рисовании, спорте, учебе, танцах… Поймите, что может его привлечь, кроме компьютера, попытайтесь уделять ребенку больше внимания. Но нужно отличать внимание от контроля и давления – этим вы только усугубите ситуацию. Лучше показать ему, что вы расстроены тем, что он играет так много.

• Без помощи психотерапевта обойтись очень сложно, практически невозможно. Именно он может увидеть ситуацию со стороны, выявить проблему, которая привела к зависимости, и работать именно с этой причиной. Сделайте все, чтобы ребенок выразил согласие посетить психотерапевта.

• Проявите искренний интерес к ребенку, интересуйтесь тем, что нравится ему. Пусть это будет даже компьютерная игра. Ребенок начнет понимать – родителям на самом деле интересно, чем он увлекается, значит интересен и он сам. Расскажите о своих интересах, установите непринужденные отношения. Нужно, чтобы ребенок доверял вам.

Не стоит просто взять и выбросить компьютер. От этого вы лишь станете злейшими врагами. Необходимо дозировать работу на компьютере, договариваться о регламенте. Это станет возможно, лишь когда ребенку будет предоставлена какая то адекватная замена. Ищите ее – совместные выезды, работа на природе, стадион, рыбалка. Не будьте навязчивыми и категоричными, исходите из пожеланий ребенка, и готовьтесь к тому, что быстро достичь успеха очень сложно.

Читайте так же:  Эпилепсия во сне как избавиться от недуга и спать спокойно

10 признаков зависимости детей от компьютерных игр и интернета: вред от компьютера

Современные дети с пелёнок знают, что такое компьютер, а к году уже орудуют мышкой и нажимают на кнопки клавиатуры. Тесное «общение» ребёнка с компьютером вызывает неоднозначное отношение: с одной стороны сейчас действительно без компьютера – никуда. С другой стороны, постоянное сидение за компьютером чревато серьёзными последствиями. Самым опасным из них является формирование у ребенка зависимости от компьютера, которая является настоящей болезнью, требующей лечения.

Причины и виды зависимости

Компьютерная зависимость у детей – это, прежде всего, уход от реальности, поэтому главной причиной желания с головой уйти в виртуальный мир – недостаток чего-то в реальности. Детям может не хватать внимания и участия со стороны родителей, уверенности в себе, признания в компании сверстников. В итоге ребёнок пытается удовлетворить свои реальные потребности не в реальном, а в виртуальном мире.

Зависимость может быть двух видов:

  1. Игровая зависимость (кибераддикция) – зависимость от компьютерных игр. Некоторые игры персонализированы, то есть человек играет от лица конкретного героя, наращивая могущество, завоёвывая города, приобретая сверхспособности. В этом случае можно говорить о ролевой зависимости. В других играх как такового персонажа нет, но суть игры – в наборе очков, получении выигрыша. В этом случае зависимость неролевая.
  2. Сетевая зависимость (сетеголизм). Это зависимость ребенка от Интернета, которая может проявляться в разных формах, но в глобальном смысле суть одна – человек не мыслит своей жизни без выхода в Сеть. Просиживание времени в соцсетях, чатах, за прослушиванием музыки – это варианты сетевой зависимости. Даже безобидный интернет-сёрфинг – это вид сетевой зависимости, ведь человек тратит уйму времени на просмотр и чтение совершенно не нужной информации, переходя со ссылки на ссылку.

Когда нужно бить тревогу: 10 признаков компьютерной зависимости

Компьютерной зависимости подвержены и дети, и взрослые, однако у детей зависимость формируется значительно быстрее. Чем раньше ребёнок познакомился с компьютером, тем более вероятно, что компьютер будет вытеснять реальную жизнь. Распознать зависимость у ребёнка можно по следующим признакам.

Рекомендуем к просмотру видео: компьютерная зависимость — как мы убиваем детей:

Видео 2 — Интернет зависимость у подростков:

Вред от компьютера

Презентация: «Компьютер: польза или вред». Выполнила: ученица 6 «Б» класса, Мулашева Элина (кликабельно):

Постоянное нахождение и взрослых, и детей за компьютером стало уже привычной картиной, именно поэтому родители рискуют недооценить опасность зависимости от игр или интернета. В действительности же зависимость от компьютера несёт негативные последствия и для организма, и для психики. Причём когда речь идёт о детях, эти последствия более глубокие и трудноустранимые, ведь организм и психика подрастающего человечка ещё формируются.

  • Электромагнитное излучение. Как любой электроприбор, компьютер, планшет или ноутбук излучает электромагнитные волны. Постоянно воздействуя на детский организм, это излучение запускает в нём патологические процессы, которые могут привести к гормональным сбоям, аутоиммунным заболеваниям, нарушениям в работе нервной системы и даже к онкологическим заболеваниям;
  • Психическое перенапряжение. При постоянном нахождении за компьютером на ребёнка обрушивается такой поток самой разной информации, что его мозг не способен всё это воспринять и переработать. Это создаёт чрезмерную нагрузку на нервную систему и приводит к психическому перенапряжению, дети становятся импульсивными, раздражительными, проявляют агрессию;
  • Гиподинамия и её последствия. Малоподвижный образ жизни, который ведут все зависимые от компьютера дети, отражается на всём организме. У ребёнка снижается иммунитет, повышается утомляемость, нарушается сон. Очень часто возникают головные боли, головокружение. Появляются проблемы с позвоночником – сутулость, остеохондроз. От постоянного нахождения кисти руки на мышке развивается туннельный синдром, проявляющийся в болях при движении пальцами и запястьем;

Читаем также:

О вреде компьютера:

Избавиться от компьютерной зависимости очень не просто, и, скорее всего, понадобится помощь психолога. Эта «болезнь» настолько меняет образ жизни ребёнка, что привычные варианты времяпрепровождения в реальности для него просто перестают существовать, и чем-то увлечь его очень трудно. Однако не стоит воспринимать компьютер как абсолютное зло. Если его использование ребёнком будет происходить под контролем взрослых, компьютер станет помощников в обучении и развитии.

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Компьютерная зависимость у детей.
статья по теме

Советы психолога как предотвратить развитие компьютерной зависимости у детей. Несколько рекомендаций родителям.

kompyuternaya_zavisimost_u_detey.doc 70 КБ

Предварительный просмотр:

Основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются подростки в возрасте от 10 до 18 лет. Этому способствуют широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения к интернету, компьютеризация школьных программ обучения, большое количество игровых компьютерных клубов. В группу риска чаще всего попадают мальчики, ведь у них от природы больше, чем у девочек, развиты конкурентность, соревновательные мотивы, стремление к первенству.

Компьютерная зависимость может возникнуть и в более раннем возрасте. В младшем школьном возрасте в силу возрастных особенностей психика ребенка характеризуется нестабильностью. В этом возрасте происходит смена основного вида деятельности: игра сменяется учебой. Нестабильность психики ребенка является одним из оснований возникновения различных видов зависимостей, и не только компьютерных. Кроме того, детская психика наиболее подвержена привыканию при систематическом воздействии на нее.

Остановить приход компьютерной эпохи невозможно, уменьшить опасности, подстерегающие ребенка перед экраном монитора, необходимо! Поэтому очень важно создать оптимальные условия для того, чтобы просмотр телевизора или видеоигры не увеличивали накопившееся за день утомление, а способствовали отдыху детей.

Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия как для физического, так и для психического здоровья.

Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу. Более того, долгое нахождение в сидячем положении оказывает сильную нагрузку на позвоночник, что вызывает частые боли в пояснице и проблемы с осанкой. Еще одна болезнь современных пользователей — туннельный синдром. Это нарушение, проявляющееся болью в запястье и возникающее от неудобных условий работы с клавиатурой и мышью.
В свою очередь психологическая зависимость менее заметна для человека.

Особенно подвержены психологической зависимости подростки. Ведь они быстро приспосабливаются к окружающему миру и к миру компьютеров тоже. Отмечается, что дети, проводящие очень много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность некоторых видов памяти.

Если ребенок в этот непростой период своей жизни сталкивается с эмоционально дискомфортной средой (конфликты в семье, проблемы в школе, неприятие его сверстниками, неумение выстроить отношения с окружающими и т.д.), он попытается изменить ее доступными ему способами. Один из таких способов – смена реального мира на виртуальный.

Читайте так же:  Существуют ли абсолютно здоровые психически люди

Мозг каждого человека снабжен центром удовольствия. Постоянная стимуляция этого центра у лабораторных животных приводит к тому, что они забывают обо всем на свете. Отказываясь от потребления пищи в угоду удовольствиям, лабораторные животные погибают от истощения. Компьютерная болезнь-недуг, который формируется постепенно. Основные типы компьютерной зависимости: зависимость от интернета (сетеголизм), зависимость от компьютерных игр (кибераддикция).

Признаки компьютерной зависимости:

— когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, ребенок демонстрирует острый эмоциональный протест, раздражается при вынужденном отвлечении;

— ребенок не может спланировать окончание игры на компьютере;

— ребенок постоянно просит деньги для обновления программного обеспечения компьютера и приобретения новых игр;

— ребенок забывает о домашних делах и приготовлении уроков;

— у ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна, он перестает заботиться о собственном здоровье;

— чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, ребенок начинает злоупотреблять кофе и другими энергетическими напитками;

— прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере;

— ограничение общения постоянным обсуждением компьютерной тематики с окружающими;

— нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру.

— ребенок начал проводить ночи за компьютером;

— ребенок начал прогуливать школу для того, чтобы поиграть за компьютером;

— как только ребенок возвращается домой, то сразу направляется к компьютеру;

— ребенок находиться в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;

— ребенок шантажирует, угрожает, если ему запрещают играть на компьютере.

Как предотвратить развитие компьютерной зависимости у детей. Несколько рекомендаций родителям.

Важное влияние на личность ребенка оказывает стиль воспитания, который преобладает в семье. В настоящее время ученые выделяют четыре типа семей, провоцирующих развитие зависимости у подростков:

1) травмирующая семья, в которой ребенок отождествляется либо с агрессором, либо является жертвой, что сопровождается чувствами стыда и беспомощности, от которых он впоследствии избавляется с помощью какого-либо объекта зависимости, будь то алкоголь, наркотики или компьютер;

2) навязчивая семья, возлагающая собственные грандиозные ожидания на ребенка и, таким образом, формируя у него сильное эмоциональное напряжение, связанное со страхом не оправдать родительские ожидания;

3) лживая семья, в которой ребенок утрачивает чувство реальности и собственной личности, испытывает стыд, отчуждение;

4) непоследовательная семья, когда родительские правила различаются и меняются на ходу, создавая у ребенка сильный эмоциональный дискомфорт.

Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами. Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей. Нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютеру. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию. Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.

Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.

Пусть игры станут общим мероприятием, где играют двое-трое детей. Это даст возможность общаться и отвлекаться, не достигнув «транса». Проверяйте, интересуйтесь теми играми, которыми пользуется ваш ребенок. Лучше предлагать ему развивающие игры.

Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне с вашей стороны о прекращении работы за компьютером, то не следует торговаться с ребенком, надо четко заявить о своей позиции и объяснить ее.

При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.

Всегда нужно оговаривать время провождения ребенка за компьютером и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 минут в день). Для подростка 10-12 лет желательно не более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами.

Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном. Установите компьютер не в детской комнате, а в общей, чтобы можно было следить, для чего он используется.

Необходимо прививать ребенку к активным играм и физическим упражнениям, чтобы он чувствовал радость от этого.

Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими.

По возможности ненавязчиво общайтесь с ним во время “путешествия в сети”. Это поможет выяснить, чем он занимается в данный момент.
Приучите его показывать вам все, что ему причиняет какие-либо неудобства при общении В Интеренете, или вызывает сомнения, страх. Объясните, что:

— нельзя оставлять людям из Интернета свой домашний адрес, номер телефона, школы. — нельзя встречаться с новыми друзьями, не сообщив взрослым.

— нужно покинуть чат, если беседа принимает угрожающий характер.

У ребенка следует формировать установку восприятия компьютера как инструмента для работы, а не как источника получения удовольствия и наслаждения. Предлагать выполнять школьные домашние задания с использованием компьютера (набор текста, поиск и отбор учебного материала в Интернете, выполнение проектов и т.д.). Нельзя использовать компьютер в качестве поощрения или наказания, тем самым эмоционально привязывая ребенка к машине.

Говоря о профилактике компьютерной зависимости, особенно следует обратить внимание на общий уровень развития ребенка. Чем выше этот уровень, тем меньше вероятность попадания в киберзависимость.

Тест на интернет-зависимость (С.А.Кулаков, 2004 г)

Читайте так же:  Как соблазнить парня

Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 — всегда

При сумме баллов 50-79 родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи.
При сумме баллов 80 и выше, у ребенка с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и ему необходима помощь специалиста.

Предупредить формирование компьютерной зависимости намного проще, чем преодолеть ее. Поэтому профилактическая работа имеет большое значение для решения этой глобальной проблемы.

У ребенка компьютерная зависимость. Что делать?

Если вы сами часами не можете оторваться от монитора, начните с воспитания себя, а уж затем принимайтесь за ребенка

Компьютерная зависимость это одна из форм психологической зависимости, проявляющейся в навязчивом увлечении компьютерными и видеоиграми (игровая зависимость), а также патологической тягой к сети Интернет (интернет зависимость). Другими словами, это то самое состояние, когда ребенок или взрослый «жить не может без компьютера» и все свое свободное время проводит перед монитором, зачастую отказываясь даже от сна и пищи.

Симптомы компьютерной зависимости

Дети, страдающие компьютерной зависимостью, отличаются неряшливостью, пренебрежением к своему внешнему виду и отсутствием каких-либо интересов, не связанных с компьютером. Родителям следует обратить внимание на следующие симптомы:

  • улучшение настроения, значительное психоэмоциональное возбуждение при работе на компьютере;
  • предвкушение следующего «сеанса»;
  • навязчивое желание постоянно находиться онлайн (в том числе при помощи мобильных устройств);
  • постоянное увеличение времени, проводимого перед монитором;
  • нежелание оторваться от компьютера;
  • агрессивное поведение в ответ на попытки близких отвлечь ребенка от игры или интернет сессии;
  • пренебрежение домашними делами в угоду компьютера;
  • пренебрежение сном, личной гигиеной или пищей в угоду компьютера;
  • сведение любого разговора при общении к компьютерной теме;
  • резкое ухудшение успеваемости в школе;
  • отказ от хобби, не связанных с компьютером;
  • отказ от общения с друзьями вне компьютера.

Помимо «поведенческих» симптомов у ребенка могут наблюдаться следующие проблемы со здоровьем:

  • ухудшение зрения;
  • головные боли;
  • боли в спине;
  • боли в запястья рук (так называемый «туннельный синдром);
  • нарушение сна, в том числе бессонница и навязчивые кошмары;
  • снижение иммунитета;
  • повышенная утомляемость.

Естественно, самостоятельно ставить диагноз ребенку не стоит, однако вышеперечисленные симптомы являются весомым поводом для консультации с детским психологом.

Как возникает компьютерная зависимость?

Одна из опасностей компьютерной зависимости состоит в том, что возникает она быстро и незаметно: еще вчера ребенок проводил перед монитором не больше часа в день, а уже сегодня его за уши от компьютера не оттащишь. Однако считать, что корень всех бед компьютер — ошибочно. Сама по себе умная машина никакой зависимости не вызывает, и общение ребенка с компьютером (естественно, при соблюдении определенны правил) вовсе не означает что вскоре ваш наследник превратится в «компьютерного маньяка».

Психологическая зависимость развивается в результате желания ребенка «сбежать» из реального мира и компьютер здесь выступает лишь одним из возможных средств побега. Причины появления такого желания у ребенка различны, среди них:

Обратите внимание: Попасть под очарование виртуальных миров может и вполне успешный ребенок, живущий с любящими и внимательными родителями и легко заводящий дружбу с ровесниками. Особенно опасны для неокрепшей детской психики многопользовательские ролевые игры. Нередко на такие игры «подсаживаются» целыми компаниями, полностью забрасывая общение вне виртуального мира. «Употребление» таких игр должно быть строго дозированным!

Как оторвать ребенка от компьютера?

Легче предупредить развитие компьютерной зависимости и не допускать, чтобы ребенок все свободное время проводил «в компьютере», чем затем бороться с последствиями. Решение этой проблемы требует комплексного подхода, нередко чтобы справиться с зависимостью, ребенку нужна помощь психолога, а в особенно тяжелых случаях и медикаментозная терапия. Однако если родители вовремя заметили первые «звоночки» отвлечь ребенка от компьютера им под силу и без посторонней помощи.

Прежде всего, родители должны понимать, что методы отучения ребенка от компьютера напрямую зависят от его возраста. Так, от совсем маленького ребенка, как и от ребенка младшего дошкольного возраста, достаточно спрятать вожделенную игрушку и он о ней забудет. Особенно если родители потратят немного своего драгоценного времени на игры и общение с ребенком.

С младшими школьниками такой номер уже не пройдет и чтобы вытащить любимое чадо из виртуального мира, родителям придется проявить некоторую изобретательность:

Сложнее всего справиться с чрезмерным увлечением компьютером у подростка. Ни в коем случае не запрещайте подростку сидеть за компьютером, не отключайте демонстративно интернет и не отказывайтесь оплатить подписку на любимую онлайн-игру из-за того, что он закончил четверть в школе уже, чем вы ожидали. Все эти методы, в силу особенностей переходного периода у ребенка, приведут к прямо противоположному результату.

Сейчас ваша первоочередная задача научиться слушать и слышать своего ребенка. Вы должны быть ему другом, а не превратиться в карающую длань закона. Очень важно понять, по каким причинам подросток предпочитает виртуальную жизнь реальной. Может быть, у него проблемы со сверстниками, может он встретил свою первую любовь в той самой онлайн-игре, а злые родители препятствуют общению с ней, запрещая войти в игру, может быть ему просто больше нечем заняться и он таким образом убивает время, а может, он вовсе не рисует «дурацких» движущихся чертиков целыми сутками, а пытается создать мультфильм. В любом случае, прежде чем ставить ребенку диагноз «жить не может без компьютера» необходимо разобраться в причинах.

Если подросток просто скучает, помогите ему найти занятие по душе — запишите в спортивную секцию или кружок вышивания крестиком, туристический клуб или клуб любителей макраме — не важно, насколько это увлечение окажется престижным или насколько оно вам нравится, главное что бы занятие отвечало интересам ребенка.

Если он всерьез увлекся программированием, мультипликацией, дизайном или созданием электронной музыки, поддержите его, если необходимо не только морально, а и материально. Запишите на платные профессиональные курсы или наймите частного репетитора, обеспечьте соответствующей литературой и т. д.

Ну, а если дело в первой любви — постарайтесь взять себя в руки и не вмешиваться. И ни в коем случае не высмеивайте свое чадо, не говорите ему или ей, что все это глупости и таких «любовей» у него будет еще тысяча.

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Как предотвратить компьютерную зависимость у детей. 22.23 КБ
Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять