Конфликт

Когда речь заходит о конфликте, на ум сразу же приходят только отрицательные мысли (спор, агрессия, угрозы). Поэтому для многих людей слово конфликт носит отрицательный смысл. Но такое понятие может поделиться и положительными моментами. С его помощью можно определить главную проблему в сложившейся ситуации или в результате спора двух сторон получить необходимую информацию.

Конфликтом является столкновение совершенно противоположных интересов, мнений, целей или взглядов оппонентов во взаимодействии друг с другом.

В основе любой конфликтной ситуации лежит противоречие сторон по какой-либо причине, или разногласия внутри рабочего коллектива о стратегических целях и средствах их достижения, или обычное несовпадение интересов и мнений. Конфликт начинается именно тогда, когда одна из сторон начинает действовать и притеснять интересы другой стороны. Если же со стороны оппонента происходит ответный шаг, то конфликт из потенциального превращается в актуальный.

Структура конфликта

Выделяют следующие элементы конфликта:

  • Сторона конфликта (участники или субъекты);
  • Условия, на которых строится конфликт;
  • Образы конфликта;
  • Предполагаемые действия сторон конфликта.

Конфликт может сопровождаться наличием одной или нескольких конфликтных ситуаций.

Конфликтная ситуация – это столкновение разных интересов и мнений, которые находятся под влиянием многих внешних и внутренних факторов, а также различных условий и обстоятельств.

Выделяют следующие элементы конфликтной ситуации:

  • Сторона конфликта (участники или субъекты);
  • Интересы и преследуемые цели;
  • Позиции и принципы конфликтных сторон;
  • Значимые разногласия между интересами и целями участников;
  • Объект конфликтной ситуации (материальное или духовное благо);
  • Повод конфликта;
  • Условия, на которых строится конфликт;
  • Причины возникновения конфликта.

Первыми попытками научного объяснения конфликта были использованы еще в трудах античных философов и мыслителей (Конфуций, Платон, Аристотель и т.д.). В первых теоретических рассуждениях была выделена наука конфликтология, определение основных причин возникновения конфликтов, способов и путей их разрешения. Конфликтология основывалась на нескольких основных направлениях:

  1. Социологическом;
  2. Психологическом;
  3. Социально-психологическом.

Современная наука выделяет для себя главную и единственную особенность в развитии конфликтологии – практические направления в работе с конфликтами, вместо теоретических исследований.

Виды и типы конфликтов

Для того чтобы суметь правильно растолковать конфликт, его сущность и возможные последствия необходимо знать его основные виды и типы. Вид конфликта определяется выбором варианта конфликтного взаимодействия и выделяется по определенным признакам (способ решения, сфера проявления, направленность воздействия, степень выраженности и т. д.).

По способу разрешения конфликты бывают:

  • Антагонистичные – способ решения конфликта заключается в отказе всех сторон, кроме одной от участия в споре. Именно она как раз этот спор и выигрывает. К примеру, выборы в органы власти.
  • Компромиссные – конфликтные ситуации могут быть решены несколькими путями: взаимное изменение целей участников, сроков или условий. Благодаря взаимной заинтересованности участников конфликт можно решить с помощью переговоров.

По сфере проявления конфликты бывают:

  • Политические – разногласия по поводу распределения полномочий власти, различие политических интересов.
  • Социальные – представляют собой расхождение интересов в системе отношений между группами людей. Такой вид конфликта проявляется забастовками или выступлениями большой группы сотрудников.
  • Экономические – основная проблема заключается в противоречиях между отдельными личностями или группой людей, которые преследуют различные экономические интересы. Этому может послужить желание обладать определенными ресурсами, сферами экономического влияния или финансовой независимостью.
  • Организационные – конфликт может возникать между представителями разных должностей по поводу функционального распределения обязанностей между сотрудниками организации, изменения работы некоторых структур управления, изменения положений об оплате труда.

По направленности воздействия конфликты делятся на:

  • Вертикальные – власть между участниками конфликта распределяется по вертикали сверху вниз (от начальника к подчиненному, от высшей организации к предприятию). Поэтому возникают различные условия для участников конфликтной ситуации.
  • Горизонтальные – конфликт происходит между равными участниками (руководители одного уровня, поставщик – потребитель).

В зависимости от количества участников конфликта их разделяют на следующие типы:

  • Внутриличностный – столкновение мнений, интересов и мотивов внутри самой личности. Основная проблема заключается в том, что необходимо выбирать между желанием и возможностями, между необходимостью выполнять что-то и соблюдением определенных стандартов. Для того чтобы выбрать правильное решение человек может тратить очень много сил и энергии. Из-за этого возникает эмоциональная напряженность, которая в последствии перерастает в стресс. Данный конфликт может возникнуть из-за несовпадения личностных ценностей с производственными требованиями. Правильное решение достаточно сложно принять, когда возникает столкновение между желанием, возможностью и необходимостью.
  • Межличностные – конфликт между отдельными людьми.
  • Межгрупповые – возникают по причине столкновения интересов между различными группами и подразделениями.

В результате нарушения потребностей могут возникнуть такие типы конфликтов:

  • Когнитивный – столкновение взглядов, мнений, знаний. Основной целью каждого участника конфликта является убедить оппонента в правильности своей позиции и точки зрения.
  • Конфликт интересов

Схема конфликта

Структура конфликта может быть представлена в виде следующей схемы:

Где, S1- S2 – участники конфликта; П – предмет конфликта; ОК1 – ОК2 – образы конфликтной ситуации; М1 – М2 – мотивы конфликта; Р – Р2 – позиции оппонентов.

Какие есть способы управления конфликтами?

  1. Организационные способы – обеспечивают сбалансированность в распределений функций и обязанностей, прав и полномочий.
  2. Экономические – обеспечивают максимальную экономическую самостоятельность и безопасность субъектов деятельности, устанавливают четкие экономические правила ведения бизнеса.
  3. Правовые – поддерживают правовую систему для обеспечения эффективных экономических связей и способов деятельности.
  4. Психологические – проведение специальных процедур по устранению психологических барьеров.
  5. Силовые – использование силовых методов воздействия на конфликтующую сторону для решения возникших проблем.

Стратегии поведения в конфликтной ситуации

Стратегия поведения в конфликте необходима для того, чтобы определиться с нормами поведения в сложившейся ситуации.

Ведущие специалисты разработали целую концепцию поведения человека в конфликтной ситуации, выбор необходимой стратегии поведения, а также методы его решения и управления.

Рассмотрим основные виды стратегий:

  • Соперничество – конфликт воспринимается с точки зрения победы или поражения. Для того чтобы победить в данном соревновании необходимо всеми способами доказать свою правоту, в противном случае возникает жесткая позиция непримиримости с чужой точкой зрения.
  • Компромисс – заключается в поиске компромисса между участниками конфликта. Это происходит в форме дискуссии между сторонами и анализом разногласий при выработке удовлетворяющего решения. Данная стратегия наиболее приемлема для скорейшего решения конфликта.
  • Избегание – нежелание участников конфликта брать на себя ответственность за принятие важных решений, не видеть конфликта и отрицать его опасность. Возникает желание выйти из ситуации наиболее незаметно, чтобы воздержаться от споров и претензий противоборствующей стороны.
  • Приспособление – попытка сгладить разногласия путем пренебрежения собственных интересов. Это выражается в полном принятии всех требований и претензий оппонента.

Читайте так же:  Как измениться в лучшую сторону

Найдено 8 определений термина КОНФЛИКТ

отрицание друг другом сосуществующих в единстве противоположностей, снятие напряжения в их противостоянии; конечная фаза развития коллизии; способ преодоления противоречия, возникшего между противоборствующими или враждующими сторонами, членами бинарной оппозиции.

от лат.-столкновение): высшая степень развития социальных противоречий, острое столкновение противоположно направленных мнений, позиций, сил. В деловом общении кон фликты возникают, как правило, на уровне межличностного общения партнеров. Выделяют обьективную и субьективную стороны конфликтов. Первая представляет собой те объективные обстоятельства, в связи с которыми и по поводу которых возник конфликт, вторая – сознание и воля участников конфликта. Существуют разные виды конфликтов способы их разрешения. Конфликт представляет собой нежелательную форму проявления действия закона проблемности (См.).

от лат. conflictus – столкновение) – 1) В широком смысле – предельный случай обострения противоречия. 2) В более узком, специфич. смысле употребляется в иск-ве; К. драматический – форма отражения противоречий в иск-ве, проявляющаяся в столкновении и борьбе противоположных идей, стремлений, поступков людей. Форма К. во многом зависит от особенностей того или иного вида или жанра иск-ва. Наиболее благоприятной формой для развития художеств. К. является в драматич. иск-ве трагедия, а в лит-ре – роман. В реалистич. иск-ве К. отличается глубиной и значительностью идейного и социального содержания, совершенной художеств. формой. См. Антагонизм, Антагонистические противоречия, Единство и борьба противоположностей, Противоречие, Трагическое.

лат. conflictus — столкновение) — в широком смысле столкновение, противостояние сторон. Философская традиция рассматривает К. как частный случай противоречия, его предельное обострение. В социологии социальный К. — процесс или ситуация, в которой одна сторона находится в состоянии противостояния или открытой борьбы с другой, поскольку ее цели воспринимаются как противоречащие собственным. При этом в понятие социального К. включается широкий спектр разноуровневых явлений от столкновения отдельных личностей до межгосударственных вооруженных К. Источники социальных К. усматривают в социальных, политических или экономических отношениях. Выделяются различные типы социальных К. по характеру взаимодействующих в К. сторон, характеру преследуемых целей и средств, используемых в К. К., развивающиеся между находящимися в непосредственном взаимодействии группами или личностями, а также К. на уровне личностных структур отдельного человека соответственно именуются межгрупповыми, межличностными или внутриличност-ными и рассматриваются как социально-психологические и психологические. Отдельные специфические виды К. изучаются в различных областях социальных наук. К. также является непосредственным и основным предметом изучения особой социологической дисциплины — конфликтологии.

неизбежное проявление противоречивости жизни общества, результат различного отношения групп к энтропийным процессам, к дезорганизации, к вызову истории. К. можно рассматривать как такую модификацию дуальной оппозиции, полюса который существует, взаимно дезорганизуя друг друга, пытаясь друг друга ликвидировать, постоянно нанося ущерб друг другу, отказываясь от взаимопроникновения. К. не сводится к столкновению утилитарных интересов лиц, групп, сообществ. В конечном итоге в его основе лежит борьба за разные версии общего порядка в стране и мире, борьба носителей разных версий господствующего нравственного идеала. К.

может возникает и усиливаться в результате расхождения вариантов интерпретации.

Ослабление К. требует диалога между вариантами интерпретации. Оценка К.

разных культурах существенно различна. В традиционных культурах, если речь идет о ситуации внутри «своих», расценивается как явление ненормальное, дискомфортное, но К. с внешними силами рассматривается как комфортное естественное явление. «В 1917 году враг был очевиден» — вот он там, за баррикадой. А сегодня он где?» (Ярин В.А. XIX Всесоюзная конференция КПСС, 1988). Теперь сама неясность, кто именно — другая сторона К.

В культурах, склонных к манихейству, конфликтующие силы отождествляют противоположные стороны со злом, а себя — с добром. В этом случае оппонент, само его упоминание вызывает дискомфортное состояние. К.

здесь рассматривается как абсолютно неизбежное явление, вытекающее из дуализма мира. Важнейшее его проявление — классовая борьба. В подобное представление о К. вплетено представление об их естественном перерастании в инверсию, ведущем к косе инверсии. Крайней формой К. в этой культуре является война, которая может быть признана в той или иной (суб) культуре как желательная. Однако возможен и иной выход из К., т.е. переход к компромиссу. Переход к либеральной цивилизации с ее принципами плюрализма и диалога не уничтожает сами К., но подчиняет их медиационной логике (Медиация), что характеризуется постоянным, все более последовательным стремлением перевести К. в сферу культуры, рассматривать насилие как анахронизм, превращая диалог, спор в комфортную форму жизни.

В обществе промежуточной цивилизации, отягощенном расколом, в разные периоды господствуют разные подходы к К. В одним случаях (на этапе крайнего авторитаризма) преобладали попытки его рассмотрения как обычного состояния любого значимого социального процесса. Любой К. рассматривался как проявление классовой борьбы. На этапе господства позднего умеренного авторитаризма (шестой этап) преобладает представление о перемещении К.

сферу отношения с другими странами и народами, тогда как во внутренних отношениях К. потерял свою остроту. В условиях господства соборно-либерального идеала преобладает стремление отказаться от рассмотрения социальной деятельности как бесконечной драки за блага. Тем не менее это не мешает различным манихейски настроенным группам истолковать реальность через всеобщий К. с мировым злом, выступающим в разнообразных формах, например в форме внешних врагов, втянувших нас в разорительную гонку вооружений, разлагающих нас, заражающих СПИДом и т. д. Для либерального нравственного идеала характерно рассмотрение К. как стимула и элемента диалога.

Найдено схем по теме КОНФЛИКТ — 0

Найдено научныех статей по теме КОНФЛИКТ — 0

Найдено книг по теме КОНФЛИКТ — 0

Найдено презентаций по теме КОНФЛИКТ — 0

Найдено рефератов по теме КОНФЛИКТ — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

  • В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 164

    Скопировать библиографическую ссылку:

  • КОНФЛИ́КТ (от лат. conflictus – столк­но­ве­ние), со­ци­аль­ный тип взаи­мо­дей­ст­вия со­ци­аль­но­го, про­ти­во­бор­ст­во сто­рон, об­ус­лов­лен­ное про­ти­во­ре­чи­ем ин­те­ре­сов, цен­но­стей и це­лей. В чис­ло дис­цип­лин, из­учаю­щих К., вхо­дят фи­ло­со­фия, со­цио­ло­гия, со­ци­аль­ная ан­тро­по­ло­гия, пси­хо­ло­гия (см. Аг­рес­сия ), по­ли­то­ло­гия, пе­да­го­ги­ка, пра­во­ве­де­ние, во­ен­ная и ис­то­рич. нау­ки, это­ло­гия и др. Со 2-й пол. 20 в. фор­ми­ру­ет­ся меж­дис­цип­ли­нар­ная об­ласть ис­сле­до­ва­ния К. – кон­флик­то­ло­гия.

    Читайте так же:  Как успокоиться советы психологов

    Конфликт. Классификация конфликтов

    Конфликт (лат. conflictus) — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.

    С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.

    Конфликт чаще всего рассматривается как конкуренция в удовлетворении интересов. Какую ситуацию можно назвать конфликтной? На этот вопрос отвечает теорема Томаса: если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям, то есть конфликт становится реальностью тогда, когда он переживается как конфликт хотя бы одной из сторон.

    Конфликт также может рассматриваться как состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур. В этом определении М. Робер и Ф. Тильман указывают на современное понимание конфликта как позитивного явления.

    Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также с планированием целенаправленных действий.

    К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому в работах Левина рассматриваются как внутриличностные, так и межличностные конфликты.

    С точки зрения ролевой теории под конфликтом понимается ситуация несовместимых ожиданий (требований), которым подвержена личность, играющая ту или иную роль в социальной и межличностной структуре. Обычно такие конфликты делятся на межролевые, внутриролевые и личностно-ролевые.

    В теории социального конфликта Л. Козера конфликт — это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Автор также отмечает позитивную функцию конфликтов — поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.

    По У. Линкольну, положительное воздействие конфликта проявляется в следующем:

  • конфликт ускоряет процесс самосознания;
  • под его влиянием утверждается и подтверждается определенный набор ценностей;
  • способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у других сходные интересы и они стремятся к тем же целям и результатам и поддерживают применение тех же средств — до такой степени, что возникают официальные и неофициальные союзы;
  • приводит к объединению единомышленников;
  • способствует разрядке и отодвигает на второй план другие, несущественные конфликты;
  • способствует расстановке приоритетов;
  • играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций;
  • благодаря ему обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении и разрешении;
  • приводит к возникновению рабочих контактов с другими людьми и группами;
  • благодаря ему стимулируется разработка систем справедливого предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими.

Отрицательное воздействие конфликта часто проявляется в следующем:

  • конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон;
  • он угрожает социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность;
  • препятствует быстрому осуществлению перемен;
  • приводит к потере поддержки;
  • ставит людей и организации в зависимость от публичных заявлений, от которых невозможно легко и быстро отказаться;
  • вместо тщательно взвешенного ответа он ведет к быстрому действию;
  • вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу;
  • вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или даже стремится к нему;
  • в результате конфликта подрывается процесс формирования союзов и коалиций;
  • конфликт имеет тенденцию к углублению и расширению;
  • конфликт в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие интересы.

Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные и т. д..

По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные», а также «смешанные». К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга. К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие. По оценкам психологов конфликты, имеющие вертикальную составляющую, то есть вертикальные и смешанные, — это приблизительно 70-80% всех конфликтов.

По значению для группы и организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). Первые приносят делу пользу, вторые — вред. От первых уходить нельзя, от вторых — нужно.

По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые — субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно, субъективный, напротив, как правило, разрешается деструктивно.

М. Дойч классифицирует конфликты по критерию истинности-ложности или реальности:

  • «подлинный» конфликт — существующий объективно и воспринимаемый адекватно;
  • «случайный, или условный» — зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами;
  • «смещенный» — явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного;
  • «неверно приписанный» — конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем;
  • «латентный» — конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;
  • «ложный» — конфликт, существующий только в силу ошибок восприятия и понимания при отсутствии объективных оснований.

Классификация конфликтов по типу социальной формализации: официальные и неофициальные (формальные и неформальные). Эти конфликты, как правило, связаны с организационной структурой, ее особенностями и могут быть как «горизонтальными», так и «вертикальными».

По своему социально-психологическому эффекту конфликты делятся на две группы:

  • развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из конфликтующих личностей и группу в целом;
  • способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой личности или группы лиц.

По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные.

Межгрупповые конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу. Это может быть конфликт между представителями различных социальных категорий (например, в организации: рабочие и ИТР, линейный и офисный персонал, профсоюз и администрация и т. д.). В социально-психологических исследованиях показано, что «своя» группа в любой ситуации выглядит лучше «другой». Это так называемый феномен ингруппового фаворитизма, который выражается в том, что члены группы в той или иной форме благоприятствуют своей группе. Это источник межгрупповой напряженности и конфликтов. Основной вывод, который делают из этих закономерностей социальные психологи, следующий: если мы хотим снять межгрупповой конфликт, то необходимо уменьшить различия между группами (например, отсутствие привилегий, справедливая оплата труда и т. д.).

Внутригрупповой конфликт включает, как правило, саморегуляционные механизмы. Если групповая саморегуляция не срабатывает, а конфликт развивается медленно, то конфликтность в группе становится нормой отношений. Если же конфликт развивается быстро и нет саморегуляции, то наступает деструкция. Если конфликтная ситуация развивается по деструктивному типу, то возможен ряд дисфункциональных последствий. Это могут быть общая неудовлетворенность, плохое состояние духа, уменьшение сотрудничества, сильная преданность своей группе при большой непродуктивной конкуренции с другими группами. Довольно часто возникает представление о другой стороне как о «враге», о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как отрицательных, уменьшается взаимодействие и общение между сторонами, больше значения придается «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы.

Группа более устойчива к конфликтам, если она кооперативно взаимосвязана. Следствием этой кооперации являются свобода и открытость коммуникаций, взаимная поддержка, дружелюбие и доверие по отношению к другой стороне. Поэтому вероятность межгрупповых конфликтов выше в диффузных, незрелых, малосплоченных и ценностно разрозненных группах.

Внутриличностный конфликт — это, как правило, конфликт мотивации, чувств, потребностей, интересов и поведения у одного и того же человека.

Межличностный конфликт — это наиболее часто возникающий конфликт. Возникновение межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями людей, отношением личности к ситуации и психологическими особенностями межличностных отношений. Возникновение и развитие межличностного конфликта во многом обусловлены демографическими и индивидуально-психологическими характеристиками. Для женщин более характерны конфликты, связанные с личными проблемами, для мужчин — с профессиональной деятельностью.

Психологически малоконструктивное поведение в конфликте часто объясняется индивидуально-личностными особенностями человека. К чертам «конфликтной» личности относят нетерпимость к недостаткам других, пониженная самокритичность, импульсивность, несдержанность в чувствах, укоренившиеся негативные предрассудки, предубежденное отношение к другим людям, агрессивность, тревожность, невысокий уровень общительности и др.

Понятие конфликта (стр. 1 из 4)

1. Понятие конфликта

2. Причины возникновения конфликта

3. Стадии конфликта

4. Стили поведения в конфликте

5. Пути решения конфликтной ситуации

Список использованной литературы

Конфликт — это нормальное состояние общества; в любом обществе всегда, во все времена существовали, существуют и будут существовать конфликтныеситуации.

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие — будь то родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают, что вы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо вы не смогли оценить верно сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта.

Как выйти из сложившейся ситуации? Надо ли предпринимать какие-либо специальные усилия для того, чтобы преодолеть ее и вновь завоевать расположение окружающих вас людей? Или же не нужно этого делать; просто не следует обращать внимание на то, как к вам относятся другие?

Чтобы найти правильное решение этой дилеммы весьма полезно знать, что такое конфликт, как он разворачивается, через какие фазы проходит и как разрешается. В этом смысл изучения конфликтов.

Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии. Для того чтобы ткань общественной жизни не рвалась из-за конфликтов, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы, каждый здравомыслящий человек должен обладать умением определять момент зарождения конфликта, эффективно улаживать споры и разногласия.

Для разрешения конфликта важно уметь гибко пользоваться различными подходами, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможность поступать и мыслить по-новому.

Конфликт можно использовать как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения. Конфликты могут быть использованы в качестве учебного материала, если в последующем найдется время на анализ конфликтной ситуации, что позволит узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или обстоятельствах, вызвавших конфликт. Такие знания помогут принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.№

Под конфликтомпонимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.І

Конфликты являются частью повседневной жизни. Конфликт в социальной сфере как спор сторон, как противоречие в их интересах и целях естественен и поэтому неизбежен. Более того, по словам известного специалиста в области переговоров Р.Фишера, чем более разнообразным становится мир, с тем большим числом противоречий в интересах приходится сталкиваться. Психологи также отмечают, что конфликт позволяет предотвратить стагнацию общества, ведет его к развитию, стимулирует поиск решения проблем. Кроме того, конфликт малой интенсивности, разрешенный мирно, может предотвратить более серьезный конфликт. Замечено, что в тех социальных группах, где довольно часты небольшие конфликты, редко дело доходит до крупных противоречий. Вопрос заключается не в том, чтобы предотвратить или не заметить конфликт, а в том, чтобы предотвратить конфликтное поведение, связанное с деструктивными, насильственными способами разрешения противоречий и направить участников на поиск взаимоприемлемого решения.

2. Причины возникновения конфликта

Причины возникновения конфликтов могут быть самыми разными, как объективными, так и субъективным. Для разрешения объективных конфликтов необходимо, прежде всего, устранить вызывающие их причины. Однако возникновение и развитие объективных и, особенно, субъективных конфликтов в значительной степени зависят от стиля поведения конфликтующих сторон.

Склонность к агрессии, степень конфликтности людей различна — все это знают. «Провокаторами» конфликтности являются самые разнообразные свойства личности, такие, как вспыльчивость, демонстративность (постоянное желание «покрасоваться»), негибкость, прямолинейность, бесцеремонность, подозрительность, честолюбие, эгоизм, грубость.

Конфликтность характеризуется направленностью реакций в «острой» ситуации. Для человека может быть характерно действовать по принципу: «Виноваты все, кроме меня» — это типичный агрессор. Некоторые склонны в большинстве случаев взваливать всю вину на себя — получается типичная «жертва». Третьи считают, что такова жизнь», примиряясь с ситуацией и не обвиняя никого. Такие люди сами довольно бесконфликтны, но иногда конфликтные ситуации порождает сама их пассивность. Многое в нашем поведении определяется и временными ситуативными факторами. Несомненно, если человек не выспался, или его «накачали» с утра, или он третий день пытается оформить какую-то справку, то его потенциальная конфликтность будет гораздо выше, чем обычно.

Конфликты между людьми — явление обычное, а иногда они даже имеют положительное значение. Порой гораздо полезнее вскрыть подспудно назревший конфликт и разрешить его, чем, боясь обострения, постоянно «жить на вулкане» эмоциональной напряженности. Беда в том, что мы часто не решаем конфликтные ситуации, а только ухудшаем положение своим поведением.

Рассмотрим механизмы возникновения и развития конфликтов. Один из «героев» конфликта делает выпад в отношении другого. Это воздействие вызывает противодействие с передозировкой средств: ведь, чтобы победить, ответ должен быть сильнее. Теперь уже зачинщику приходится «брать реванш» и опять с передозировкой. и так далее. Порочный круг замкнулся.

И что же в результате? Нерешение вопроса, потоки раздражения, даже озлобления, взаимные оскорбления, испорченное на весь день (а то и дольше) настроение, неудовлетворенность, иногда выпивка «для снятия напряжения», сердечные приступы, обострение всяческих других «болячек», ощущение неловкости и возмущения у свидетелей. Этот перечень можно продолжить и дальше.

Эмоциональная стратегия, направляемая сиюминутными побуждениями, неконтролируемыми вспышками гнева и раздражения лишь углубляет разногласия. Конфликт становится самоцелью.

Очень типично, что в конфликтной ситуации объективный повод конфликта сразу же теряется, происходит переход «на личности», в соперника «выстреливают» самыми обидными, самыми ранящими словами. Соперники даже иногда, не нарушая приличий, идут на самое настоящее «психологическое убийство»; несколькими ядовитыми словами или фразами они уничтожают соперника, разрушают сложившийся у него образ самого себя как достойного человека.

Последствия унижений переживаются и ощущаются участниками (особенно побежденными, жертвами) всю жизнь. Они отравляют людям существование, снятся в кошмарных снах. Вызванные подобными унижениями тревога, беспокойство, чувство неполноценности, ощущение невозможности достигнуть поставленных целей и жить по усвоенным с детства моральным нормам нередко являются причиной или дополнительным стимулом для развития тяжелейших болезней, существенно сокращающих человеческую жизнь.

Часто агрессор защищает и оправдывает себя тем, что приписывает свои агрессивные устремления окружающим и, особенно, людям, которые находятся в зависимости от него. Он искренне считает, что другие относятся к нему враждебно, только и ждут удобного момента, чтобы устроить ему какую-нибудь каверзу. Это делает человека еще более агрессивным и подозрительным, он все чаще втягивается в конфликтные ситуации и еще больше убеждается в своей печальной «правоте». С таким развитием событий особенно трудно справиться потому, что его причины остаются неосознанными. Защитные механизмы личности с легкостью приукрашивают «я», сваливая вину на других.

В эмоциональной, конфликтной ситуации сознание сужается и действительность воспринимается искаженно. Человек склонен в конфликте впадать в иллюзию собственного благородства, то есть совершенно искренне считать себя правым, высокоморальным, поступающим «по чести», тогда как поведение «соперника» видится не выдерживающим никакой критики. Такое упрощение, примитивизация действительности встречаются часто. Если подобное поведение становится привычным, то постепенно человек оказывается не способен объективно, критично оценивать его. Он учится на собственных ошибках лишь тому, что «с волками жить — по-волчьи выть», и использует соответствующие формы общения с другими.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять