Локус контроля

Локус контроля (от лат. locus – место и controle – понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним либо внешним факторам. Введено социальным психологом Джулианом Роттером в 1954 году.

Склонность приписывать результаты деятельности внешним факторам называется «внешний локус контроля» (экстернальность).

Склонность приписывать результаты деятельности внутренним факторам называется «внутренний локус контроля» (интернальность). Внутренними факторами здесь являются свойства личности индивида: свои усилия, собственные положительные и отрицательные качества, наличие или отсутствие необходимых знаний, умений и навыков, и т. п.

«Локус контроля» называют также «локализацией контроля волевого усилия».

Например, если ученик получил неудовлетворительную оценку, то обладая внешней локализацией контроля он возложит вину на внешние факторы (например «к родителям пришли гости и отвлекали меня от выполнения домашнего задания», «задание было плохо написано на доске» и т. п.), а обладая внутренней — на внутренние (например «я не успел должным образом подготовиться к предмету», «я так и не смог найти решение задачи», «этот предмет мне неинтересен», и т. п.)

Тест на локус контроля Роттера

Содержание

Описание методики

Методика «Локус контроля» — одна из первых тестовых методик, направленных на выявление локуса контроля поведения (интернальности-экстернальности). Разработана в 1950-ых годах американским психологом Дж. Роттером в рамках концепции поведенческой психологии.

История создания

Основная задача теории Роттера — прогноз поведения в ситуации выбора из четко определенных альтернатив. В соответствии с первым концептом теории в ситуации выбора будет реализовываться то действие, «поведенческий потенциал» которого выше. Сам «поведенческий потенциал» предстает как интеграция двух составляющих: субъективной вероятности подкрепления после действия, или «ожидания», и субъективной «ценности» этого подкрепления.

Затем, пытаясь дать анализ этих составляющих и переходя к рассмотрению «ценности», Роттер выходит на уровень «молекулярных» форм поведения. «Ценность» результата действия выражается в интеграции «ценности» самого действия и «ценности» сопутствующих ему следствий.

Но автор теории социального научения делает акцент на развертывании понятия «ожидания», что дает следующую формализацию: субъективна вероятность наступления события в определенной ситуации предстает как сумма «специфического ожидания», обусловленного опытом взаимодействия с аналогичными ситуациями, и «генерализованного ожидания», основанного на опыте решения более широкого круга задач. При этом роль «генералированного ожидания» в новой ситуации будет решающей; в типичной же ситуации, наоборот, реализуется «специфическое ожидание», сформированное опытом взаимодействия с данным типом ситуаций.

Роттер не вводит понятий, которые создавали бы контекст для понятий «ценности» и «ожидания», например: «динамика мотивационно-потребностной сферы» или «Я-концепция». Это приводит к тому, что ряд эмпирических данных начинает вступать в противоречие с его теорией. В частности, «ценности» и «ожидания», рассматриваемые им как независимые, в действительности оказываются взаимосвязанными: при неуспехе «ценность» цели снижается из-за ассоциации с неприятными эмоциями. X. Хекхаузен видит в этом принципиальные ограничения внеситуативных (генерализованных) конструктов в целом по сравнению с ситуационно-специфическими, что вызывает у нас некоторые сомнения. Возможное решение рассматриваемого вопроса заключается в том, чтобы дать описание «генерализации» как качественного процесса, происходящего вместе с развитием личностных структур. Для Роттера же генерализация — линейный, количественный процесс, в котором происходит обобщение ряда опытов, поэтому данное понятие остается у него чисто описательным, не имеющим экспериментального обоснования и не выходящим на механизмы создания Я-концепции.

Теоретические основы

Для методики когнитивной ориентации имеет значение то, что у экстерналов мотивация более слабая, нежели у интерналов, и отсюда — склонность к конформизму и зависимости. Отмечается положительная корреляция между интернальностью и определением смысла жизни: чем больше субъект верит, что все в его жизни зависит от его личных усилий и способностей, тем чаще он находит в собственной жизни смысл и лучше видит ее цели.

Для сторонников бихевиоральной теории и исследователей поведения интересно то, что анализ структуры локуса контроля позволяет открыть направленность к совершению действия индивидом, прогнозирование условий, способствующих или мешающих этому, зависимость поведения от подкреплений.

В работе с асоциальными группами методика может быть использована для выявления тревожных, дезадаптированных подростков с экстернальным локусом контроля. Это поможет своевременно оказать им помощь, пока состояние затянувшегося стресса не привело их к совершению противоправных деяний или суицидальных попыток. Имеются данные о большей склонности экстерналов к обману и совершению аморальных поступков. Рассматривается также связь между уровнем субъективного контроля и поведением подростков и молодежи в криминогенных и посткриминогенных ситуациях.

Выделение личностной характеристики, описывающей то, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, а в какой — пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств, обосновано существующими эмпирическими исследованиями и может способствовать дальнейшему изучению широкого круга проблем общей и в особенности прикладной психологии личности, тем более предметом психологического анализа все чаще становятся различные формы произвольной активности индивида, его обыденное сознание, типы объяснения окружающего мира, мировоззренческие установки, отношение человека к своей судьбе.

Разработаны варианты этого теста для взрослых, школьников и даже для дошкольников. Также есть версия для национальных меньшинств. Все эти варианты при своем создании проходили тщательную психометрическую проверку. Для оригинальной версии проверка надежности проводилась методом расщепления теста и методом повторного его выполнения через 2 месяца. Эта проверка показала, что тест достаточно надежен. То же самое можно сказать и о его валидности.

Итак, согласно исследованиям, люди с преобладанием интернального локуса контроля более уверены в себе, спокойны, позитивны, у них легче складываются межличностные отношения, они более независимы. Людей с экстернальным локусом контроля отличает повышенная тревожность, меньшая терпимость по отношению к другим и меньшая популярность и конформность.

Внутренняя структура

Опросник состоит из 29 пар утверждений, утверждения в каждой паре описывают полярные варианты отношения к ситуации. В каждой паре необходимо выбрать только одно. 6 пунктов из 29 являются пустыми, таким образом, максимальный балл по каждой шкале может быть равен 23.

Интерпретация

Подсчёт баллов

За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл по соответствующей шкале.

Шкала А Б
Экстернальность 2, 6, 7, 9, 16, 17, 18, 20, 21, 23, 25, 29 3, 4, 5, 10, 11, 12, 13, 15, 22, 26, 28
Интернальность 3, 4, 5, 10, 11, 12, 13, 15, 22, 26, 28 2, 6, 7, 9, 16, 17, 18, 20, 21, 23, 25, 29

Несложно заметить, что пункты шкалы обратны друг другу, и их значения в сумме всегда составляют 23 балла.

Содержательная интерпретация

Роттер полагал, что существуют индивидуальные различия, которые зависят от того, на кого люди возлагают ответственность за происходящее с ними. В связи с тем, что он ввел понятие «ожидание», т.е. уверенности или субъективной вероятности того, что определенное поведение людей в данной психологической ситуации будет каким-то образом подкреплено, он выделил два типа людей: среди первых те, кто уверен, что сможет проконтролировать и повлиять на получаемые подкрепления — это люди с интернальным (внутренним) локусом контроля («интернал» — от английского «internal», внутренний;); среди других те, кто считает, что подкрепления — дело случая или судьбы — это люди с экстернальным (внешним) локусом контроля («экстернал» — от английского «external», внешний).

В первом случае человек считает, что происходящие с ним события прежде всего зависят от его личностных качеств, таких, как, например, компетентность, целеустремленность, уровень способностей, и являются закономерным результатом его собственной деятельности. Во втором случае человек убежден, что его успехи или неудачи являются результатом таких внешних сил, как везение, случайность, давление окружающих, другие люди и т.д. Любой индивид занимает определенную позицию на прямой (на континууме), задаваемой этими полярными типами локуса контроля.

Экспериментально Роттеру удалось показать, что экстерналы более беспомощны, у них более слабая мотивация, они более склонны к конформизму. Наиболее оптимальным является внутренне-внешний локус контроля, такие люди обладают относительной стабильностью.

Интерналы отличаются от экстерналов по очень многим позициям. Интерналы склонны быть более независимыми, они более ориентированы на успех, более политически активны, обладают большим ощущением личной силы. Они в большей степени ищут власти, направляют усилия на достижение господства над средой. В целом, интерналы получают больше информации, а также лучше удерживают и используют ее для контроля собственной среды. Интерналы менее внушаемы, более независимы и больше полагаются на собственное суждение. В противоположность экстерналам, они оценивают информацию на основе ее собственной ценности, а не исходя из престижа или компетентности источника информации. Интерналы более склонны стремиться к высоким достижениям и отсрочивать удовлетворение ради получения большей награды, хотя бы и в более поздний срок. Экстерналы значительно более внушаемы, значительно чаще курят и идут на высокий риск в азартных играх; они менее успешны, доминантны и терпеливы; в большей степени желают получать помощь от других и более склонны к самоуничижению.

Возникает впечатление, что вера человека в то, что его жизнь контролируется внешними силами, как психологическая защита по своей природе имеет определенную ущербность. Она закономерно порождает патологию, связана с чувством бессилия, неполноценности, низким самоуважением. Тот, кто не полагается на себя или не верит в себя, соответственно ограничивает себя в приобретении информации и умений, в общении с другим он склонен стараться расположить к себе. Легко понять, что низкая самооценка, тенденция самоуничижения, малое число умений, на владении которыми могло бы основываться переживание ценности самого себя, неудовлетворительные межличностные отношения — все это подготавливает почву для психопатологии. В чрезмерной степени люди с внешним локусом контроля чаще страдают явно выраженной психопатологией, чем люди, близкие к экстремуму с внутренним локусом контроля. У человека с высоким показателем внешнего локуса контроля легче возникает чувство неадекватности, он в среднем более тревожен, враждебен, утомлен, растерян и подавлен, менее энергичен и жизнерадостен.

Совершенно очевидно сходство этих характеристик с описаниями поленезависимых (или убежденных в своей исключительности) и полезависимых (или верящих в существование конечного спасителя) личностей. Можно интегрировать эти данные в общую картину, представив себе континуум с полезависимостью, внешним локусом контроля, ориентацией на конечного спасителя на одном полюсе и поленезависимостью, внутренним локусом контроля, ориентацией на личную исключительность на другом полюсе. Близость к любому из краев континуума высоко коррелирует с клинически проявленной психопатологией. Однако, судя по многим исследованиям, один из полюсов континуума связан с личностной организацией, которая менее эффективна и более склонна к развитию психопатологии. В чрезмерной степени полезависимые, с внешним локусом контроля индивиды чаще страдают явно выраженной психопатологией, чем индивиды, близкие к поленезависимому, с внутренним локусом контроля экстремуму.

Пациенты-интерналы, госпитализированные по поводу туберкулеза, больше знали о своем состоянии, проявляли больше любознательности в отношении своей болезни и давали понять, что они не удовлетворены количеством информации, получаемым от врачей и медицинских сестер. При составлении рассказов по карточкам ТАТа интерналы были значительно менее восприимчивы к внушению и влиянию, оказывавшемуся посредством скрытых подсказок со стороны проводившего тестирование.

Тяжело нарушенные психиатрические пациенты чаще оказываются экстерналами. Среди шизофреников значительно преобладают экстерналы. Во множестве исследований продемонстрирована тесная связь между внешним локусом контроля и депрессией. Все эти данные исследований согласуются с клиническим опытом Люди чаще обращаются за терапией вследствие краха защиты, связанной с верой в конечного спасителя (по причине жажды зависимости, низкой самооценки, презрения к себе, беспомощности, мазохистических тенденций, депрессии в результате потери или угрозы потери значимого другого), чем из-за срыва защиты, основанной на убеждении в личной исключительности. Один коллектив исследователей сообщал о позитивной корреляции между внешним локусом контроля и тревогой смерти. Иными словами, внешний локус оказывается менее эффективным заслоном против тревоги смерти, чем внутренний. (Впрочем, в другом эксперименте, где использовались другие методы оценки тревоги смерти, этот результат воспроизвести не удалось)

Однако оценка человеком своих способностей может быть неточной. Существует несколько причин, способствующих ошибочному восприятию контроля. Стремление к контролю можно рассматривать как одно из наиболее важных. Умение управлять собственной жизнью обеспечивает индивиду определенную степень независимости от социальной и биологической реальности. Люди стремятся ощущать свой контроль над ситуацией даже тогда, когда ее исход очевидным образом определяет случай. Иногда для сохранения чувства контроля достаточно осознавать свою способность предсказывать появление события, что, в принципе, уже не может рассматриваться как контроль над ним. Ошибочное восприятие контроля как высокого способствует пренебрежению возможной опасностью, а также формированию завышенных ожиданий относительно эффективности собственных действий. В результате человек либо оказывается не готовым к стрессовой ситуации, либо испытывает глубокое разочарование относительно своих способностей. Осознание своей ответственности важно в том случае, когда желаемый результат может быть достигнут за счет активных действий, за счет приложения значительных усилий. В тех ситуациях, когда результат не определяется поведением человека, воспринимаемый контроль нежелателен.

Практическая значимость

Измерение уровня субъективного контроля широко применяется в психологии мотивации (методика когнитивной ориентации), в исследованиях человеческого характера и его связи с поведением, при психологическом отборе в правоохранительных органах, в психологии управления и других сферах.

Выделяют 2 полярных способа приписывания причинности и ответственности (Л. к.). В одном случае причинность и ответственность приписывается самой действующей личности (ее усилиям, способностям, желаниям) – эта стратегия называется «интернальной» («интернальный Л. к.», «субъективный Л. к.»), в др. случае «ответственность возлагается» на факторы, независящие от личности, – внешние обстоятельства, случайности, везение, мистический фактор судьбы, фатальное действие наследственности и т. д.; второй способ называется «экстернальным Л. к.».

По степени склонности к этим 2 Л. к. людей классифицируют на интерналов и экстерналов. Точнее говоря, так называются личности, получающие крайние показатели по шкале интернальности. Не следует смешивать термины «интерналы» и «экстерналы» с созвучными терминами «интроверты» и «экстраверты».

В отечественной литературе термин «Л. к.» часто заменяется на «локус субъективного контроля», а модифицированный опросник Роттера именуется «Опросник уровня субъективного контроля» (сокр. «Опросник УСК»). (Б. М.)

Личные границы и локус контроля

Локус контроля – часть Эго.

Эго – это самая главная часть личности, ее ядро, ее проактивный центр, личностный стержень, вокруг которого собираются все внутренние ресурсы.

Эго, с одной стороны, формируется в результате прокачки ресурсов, но с другой стороны, само помогает прокачивать ресурсы. То есть здесь замкнутый круг. Негативный: чем слабее эго, тем сложнее прокачивать ресурсы, а чем меньше прокачиваются ресурсы, тем слабее эго. Позитивный: чем сильнее эго, тем лучше прокачиваются ресурсы, а чем лучше ресурсы прокачиваются, тем сильнее становится эго.

Вся человеческая природа основана на вот этих вот замкнутых кругах. Чем больше энергии, тем легче ее добывать. И наоборот. «Деньги – к деньгам» как говорится.

Поэтому своим Эго следует заниматься всегда, иногда и независимо от ресурсов. А в частности нужно заниматься настройкой правильного локуса контроля.

От локуса контроля зависит то, как работают границы человека, насколько они защищают его от агрессии людей, и насколько они защищают людей от агрессии человека. Понятно, что и тут замкнутый круг тоже действует – чем больше агрессии мы изливаем на людей, иногда совершенно незаметно для нас, тем больше агрессии с их стороны нам вернется, и тем больше нам тоже потребуется изливать агрессии, на этом механизме раскручиваются любые войны и революции, а так же семейные конфликты – как снежный ком. Принцип снежного кома – это и есть принцип замкнутого круга.

То есть локус контроля – вещь крайне полезная. Она позволяет выйти из любого конфликта более-менее целым и невредимым, разрулить свои внутренние и внешние конфликты и не позволить себя втянуть в чужие.

А главное, границы — это то, что обеспечивают сохранность полученной энергии и правильный ее обмен. Плохой локус либо мешает получать энергию, либо мешает ее сохранять, она вся утекает. А иногда — то и другое.

Локус контроля – ангел Короля. То есть он отвечает за правую половину круга Эго, янскую, и охраняет волю. Напомню, что воля – это «надо» — решения человека, а спонтанность – это «хочу» — желания человека. В идеале воля и спонтанность не конфликтуют, а живут в мире и дружбе, как Король и Королева, но у слабоинтегрированных и мало прокачанных личностей это бывает редко и нестабильно.

Чем лучше локус контроля – тем сильнее и разумнее воля. Сильный и разумный Король скорее понравится Королеве. Поэтому работая над одним только локусом контроля, можно существенно улучшить все состояние эго. Хотя желательно работать над всеми частями эго, но мы пока об одной из четырех.

Давайте посмотрим, какие у локуса бывают проблемы и на что они влияют.

Внешний эгоцентрический локус («жертва»)

Локус контроля – это вектор, он имеет не только диапазон, но и направление.

Эгоцентрический (центростремительный) локус — на себя, альтруистический (центробежный) — на других.

Человек с эгоцентрическим локусом контроля считает, что все ему должны.

Главное качество таких людей завистливость и обидчивость. Они вечные маленькие детки, которым недодали, а должны были дать.

Окружающие и особенно близкие люди не имеют шансов не задеть и не обидеть такого человека, ведь его субъективные границы простираются так широко, что другим и шагу шагнуть негде, чтобы не наступить на него. И тогда они слышат упреки в свой адрес.

Обычно «жертвы» легко находят другой тип людей с другим вектором (условно, альтруистическим) – «спасателей», это люди тоже с внешним локусом контроля, направленным иначе.

Внешний альтруистический локус («спасатель»)

Человек с таким локусом контроля считает, что должен всем помогать. С одной стороны, он выглядит хорошим, иногда даже святым, однако, нередко становится насильником и агрессором, поскольку стремится навязать добро и учинить мировую справедливость.

Его альтруизм – это гиперответственность, которая часто несет в себе черты мании величия и внутреннего превосходства над другими. Он должен всех спасти, потому что сильнее, умнее, и кроме него некому.

Понятно ли, почему люди с такимт локусами («жертва» и «спасатель») чаще всего находят друг друга? В этом нет ничего мистического или «кармического» в мистическом смысле слова, это — чистая психология.

Черные учителя

Человеку с локусом контроля типа «жертва» (внешний, эгоцентрический) очень некомфортно с человеком со внутренним локусом контроля. Тот мгновенно чувствует все манипуляции, поскольку его собственные границы очень хороши и он точно знает, где его, где чужое, что он должен, что не должен, за что несет ответственность, за что не несет.

Когда говорят, что вот де люди притягиваются ради «уроков», имеют в виду что-то вроде подобного эффекта. Действительно, если в характере есть деструкция, то партнер с гармонией в этой части будет отталкиваться, то есть конфликты будут, столкновения и люди на первых же порах оттолкнутся друг от друга, а вот партнер с зеркальной деструкцией, но тоже с деструкцией притянется, то есть с ним получится что-то вроде понимания и согласия. «Урок» заключается в том, что поощряя недостатки друг друга, люди вероятнее всего доведут эти свои черты до максимума, до гротеска, так, что они вступят в противоречие с реальной жизнью. Это даст им шанс на исправление.

В психологии это иногда описывается как нарциссизм и нарциссическая интроверсия. У нарцисса всегда плохо с локусом контроля, весь мир принадлежит ему в качестве верных слуг, а он сидит на троне. Чаще всего нарцисс вступает в близкие отношения с интро-нарциссом (Фрейд считал, что такие интро-нарциссы переносят на партнеров свой рано вытесненный нарциссизм и поэтому опекают их как родительские фигуры, как бы опекают себя-ребенка в их лице). Другим людям выдержать близость нарцисса очень сложно, сразу же, а вот интро-нарциссам – наоборот, их привлекает возможность опекать, заботиться, доминировать.

Мания величия одного встречается с манией величия другого. Но как же возникает «урок»? Почему оба становятся друг для друга «черными учителями»?

Все дело в том, что рано или поздно интересы двух этих людей сталкиваются, причем к этому моменту они уже нередко находятся в плотной близости или слиянии. Чаще всего царит в такой паре нарцисс, а второй полностью превратил его в центр своей жизни. Но в какой-то момент сказка о Волке и Царевиче начинает превращаться в сказку о Волке и Козлятах, как любой дисбаланс. Опекающая сторона в заботе об опекаемом пытается спасать его насильственными методами, либо боится утратить и старается накрыть собой, поскольку видит в нем саму жизнь, опекаемый начинает брыкаться и рваться на свободу. Он чувствует, что его Волк больше не хочет возить его на спине и выполнять все желания, да и с самого начала оказывается не хотел, а хотел его присвоить и съесть. Со стороны Волка, само собой, картина иная, он – спасатель и слуга, а его господин – неблагодарная скотина.

Выйдя из такой сказки (или даже страдая в ней) оба имеют шанс обдумать, почему с ними это произошло, и если деструкция эго не слишком велика, оба имеют немалый шанс измениться.

Как же менять внешний локус контроля?

Изменение локуса «жертвы»

Чтобы изменить внешний эгоцентрический локус на внутренний, важно осознать, что каждый человек на свете – точно такой же субъект и имеет вектор направленный на себя тоже (в идеале двойной – и внутрь и вовне), то есть никто его опекать не хочет, не может, а если и хотят, за этой опекой стоит желание его съесть. И даже если ему себя вдруг скормят, это будет сопровождаться страданиями и ненавистью.

То есть человек со внешним эгоцентрическим локусом должен осознать, что он не пуп мира, мир – не его мама-коза, молоко ему никто просто так не принесет, а если принесут, окажутся волком.

В более скрытом случае, когда внешний эгоцентрический локус прячется за поисками обидчиков и врагов (а поиск врагов — это почти всегда тот самый случай) важно осознать, что постоянно думая об обидчиках и врагах, человек по сути ожидает, что некто большой (мама-коза) придет и накажет хищников. Но мама не придет! Мама закончилась в детстве. Как только человек подрос, его пуповина была обрезана окончательно. Даже если назвать маму-козу Богом и стать религиозным, мама все равно не придет. В любой религии Бог не поощряет инфантильных ожиданий, он хочет, чтобы человек начал вкалывать и служить ему (мировому закону) и людям, а не ждать, что Бог послужит ему. Это — грех с точки зрения религий. То есть мысль, что нужно сидеть и молиться, ожидая, что все сделают за тебя, едва ты погромче заплачешь и пригрозишь умереть от горя или пропоешь Богу побольше дифирамбов (а он прямо ждет их не дождется лично от тебя) — это инфантилизм и это не имеет к религии отношения.

Изменение локуса «спасателя»

Чтобы изменить внешний альтруистический (хотя тут второе слово в кавычках) локус, важно осознать корону на своей голове. Фрейд считал, что такая деструкция формируется из-за страха наказаний за нарциссизм. То есть человек когда-то в детстве почувствовал себя пупом земли, испугался, что его за это убьют и съедят, и стал невротиком, стал все время выплачивать какие-то долги, кому-то служить, помогать, отдавать, работать на вечной барщине. Это сказка о царском ребенке, которого посадили в бочку и заклеили смолой или об Эдипе, которого изгнали, чтобы он не конкурировал с отцом.

Люди, которые хотят избавиться от вечного минуса в отношениях, вечного служения каким-то эгоистам, близким и случайным, должны осознать простую вещь. Короны на их голове нет и никогда не было. Скрываться в ослиных шкурах им не нужно, платить налог за свою гениальность тоже не надо, в силу отсутствия этой гениальности как таковой. Причина подобной жертвенности – обычная гордыня, хоть и перенаправленная. Они считают себя более важными, чем другие люди, отказывают другим в полноценной субъектности, поэтому все время стремятся чем-то компульсивно делиться с другими, надрываясь и ненавидя их в душе. Нормальный альтруизм – всегда от избытка, пусть и субъективного, с удовольствием, с радостью, без рабства и уныния. Нормальный альтруизм всегда имеет внутренний локус, человек очень хорошо ощущает свои границы, он осознает, что делится чем-то своим, а может и не делиться, но ему хочется и он это делает, а когда не захочется, перестает.

Невротический альтруизм, то есть альтруизм с внешним локусом – это постоянное сливание всего своего другим людям. Деньги отдаются, время уходит, энергия утекает, все это происходит как бы само собой, вынужденно, за этим невозможно даже уследить. Только постфактум- плохо.

Выход – постараться поместить локус на правильное место. Туда, где заканчивается ваша субъектность, ваши права и ваши обязанности, и начинаются права и обязанности других людей, их территория, а не ваша.

_________

Что можно сделать прямо сейчас:

Личность и локус контроля

Качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же, напротив, собственным усилиям и способностям, называется локусом контроля, или уровнем субъективного контроля (УСК).

Люди различаются по тому, кому они приписывают ответственность за свои действия. Склонность приписывать ответственность внешним силам, другим людям, ссылаться на судьбу, случай, обстоятельства («так уж случилось», «мне не повезло», «ничего не поделаешь») характерно для экстернального локуса контроля.

Другие принимают ответственность на себя, связывая свои успехи с характером, способностями, прилагаемыми усилиями («сам виноват»). Это тип людей с интернальным локусом контроля.

Любому из нас свойственна определенная позиция на отрезке, расположенном от экстернального (безвольного) к интернальному (ответственному за себя, волевому) типу. Важно, что локус контроля, характерный для человека, универсален по отношению к любым видам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и то же тип контроля характерен для человека и в случае неудачи, и в ситуации успеха.

Интерналы более естественны, независимы и самостоятельны, обладают хорошо развитой волей. Среди людей, добившихся успехов в бизнесе и менеджменте, большинство находятся на полюсе интернальности.

Конформное, уступчивое, безвольное поведение в большей степени присуще людям с экстернальным локусом контроля. Интерналы менее склонны подчиняться давлению других, они способны на сопротивление, когда чувствуют, что ими манипулируют, и реагируют сильнее, чем экстерналы, на утрату личной свободы.

Люди с интернальным локусом контроля лучше работают в одиночестве, чем под наблюдением, при жестком контроле или при видеозаписи. Для экстерналов характерно обратное.

Интерналы и экстерналы различаются также по способам получения информации. Интерналы более активно ищут информацию и обычно более осведомлены о ситуации, чем экстерналы. Исследования, связывающие интернальность и экстернальность с межличностными отношениями, показали, что у интерналов более высокий психологический статус, они более благожелательны и проявляют большую терпимость. Когда они руководители, то их подчиненные редко жалуются, что им попало под «горячую руку» от начальства. Высокая интернальность связана с устойчивой положительной самооценкой и большей согласованностью образов реального и идеального Я.

У интерналов обнаружена более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью. Они лучше информированы о своем состоянии, больше заботятся о своем здоровье и чаще обращаются за профилактической помощью.

Экстернальность коррелирует с тревожностью, депрессией, невротичностью. В ряде исследований зафиксирована связь интроверсии — экстраверсии с интернальностью — экстернальностью.

Необходимо отметить, что в семьях с авторитарным стилем родительского воспитания у детей формируется безвольность, низкий уровень субъективного контроля. Они все время находятся под контролем, лишены самостоятельности, из них воспитывают «ведомых», диктуя, куда идти и что делать.

Одна из задач воспитания — повышение локуса контроля, воспитание волевых качеств личности.

Развитие воли и волевая регуляция

Волевым мы называем человека с определенным набором качеств характера — это сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка. Человек уже рождается с этим набором качеств или воля формируется в течение жизни? Можно однозначно ответить, что у новорожденного и младенца нет волевых качеств.

Волевые качества начинают формироваться постепенно по мере социализации ребенка, а ускоряет или замедляет их формирование система воспитания, а позднее — самовоспитание.

Особенно важным этапом в развитии волевых качеств является дошкольный возраст. Главную роль в воспитании воли в детстве играют родители ребенка. Чересчур мягкое воспитание, вседозволенность приводят к тому, что ребенок растет упрямым и нетерпеливым, ведет себя по отношению к окружающим неуважительно, не добивается цели самостоятельно, а требует помощи окружающих. Родители должны учить детей преодолевать появившиеся трудности, а не устранять их к радости ребенка.

При перегрузке детей непосильными заданиями, если ребенок не способен выполнить заданное, он часто бросает все на полпути. Постепенно он привыкает не доводить начатое до конца, что формирует слабоволие. Важно помочь ребенку справиться с заданием, проконтролировать выполнение работы, если требуется.

Важно, чтобы дети видели образцы волевого поведения. Чтение детской и художественной литературы, просмотр киносказок, герои которых преодолевают невероятные преграды, испытывают значительные лишения и трудности, но никогда не отказываются от принятого решения и добиваются своего — все это способствует развитию волевых качеств в детстве.

Основа воспитания воли — систематическое преодолении трудностей в повседневной, обыденной жизни. Соблюдение ежедневного правильного режима дня для ребенка равносильно маленькому подвигу и без помощи взрослого часто невозможно, но постепенно ребенок учится подчинять свои желания разумному распорядку дня, учится сдерживать, контролировать себя.

Еще одним важным фактором развития волевых качеств является участие ребенка в сюжетно-ролевых играх, в общей жизни своей группы, коллектива. Живя интересами коллектива, дети приучаются управлять собственным поведением и руководствоваться интересами своего маленького общества.

Индикатором волевой регуляции является школа. Именно в младшем школьном возрасте благодаря учебной деятельности ребенок каждый день тренирует волевые качества — дисциплинированность, действия строго по инструкции, а не как хочется, умение сдерживать себя, заставить делать то, что не интересно или плохо получается. Важно, чтобы в этот момент ребенку помогли родители и педагоги в развитии и совершенствовании волевых качеств.

В подростковом возрасте впервые человек задумывается о возможности самовоспитания волевых качеств. Можно сказать, что с этого возраста человек сам в ответе за воспитание волевой регуляции своего поведения.

Волевое действие всегда связано с осознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, в этом случае благодаря воле человек повышает ценность данной деятельности. Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особые трудности для волевой регуляции представляет такая деятельность, где волевой контроль необходим на всем пути осуществления деятельности, с самого начала до конца.

Тем, кто решил серьезно заняться совершенствованием свой силы воли, можно дать следующие рекомендации:

  • 1. Наблюдай за собой в течение какого-то времени. Четко определи, от каких привычек или черт характера ты хочешь избавиться. Это твоя цель.
  • 2. «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть»,- писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать.
  • 3. Борись с недостатками путем их замены достоинствами. Готовься к тому, что это длительный, постепенный процесс. Чем меньше насилия над собой, тем лучше, но помни слова Лафонтена: «Путь, усыпанный цветами, никогда не приведет к славе».
  • 4. Овладей тремя самовоздействиями: самоободрением, самоубеждением и самоприказом. Учись видеть в себе другого — «человека привычки», от плохих свойств которого хочешь избавиться. Общайся и взаимодействуй с ним. Но он — это не ты.
  • 5. Умей и отступать. Но всегда помни, что тактические поражения не должны поколебать уверенности в стратегической победе.
  • 6. Старайся сопровождать воздействия на самого себя положительными эмоциями, подкреплять свои победы приятными переживаниями.

Психология (заочники) / Локус контроля

Что такое локус контроля

Это степень независимости человека, его активности и самостоятельности. Как одна из самых значимых характеристик личности, локус контроля отображает уровень ответственности человека в достижении каких-либо своих конкретных целей, уровень восприятия своей ответственности за происходящие события и их последствия. Представляет собой склонность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля). Людей с внешним локусом контроля, склонных объяснять последствия своих поступков влиянием обстоятельств, принято называть экстерналами, поскольку ответственность за свою деятельность они приписывают исключительно внешним условиям. Противоположный тип — интерналы. Люди этого типа считают ответственными за результаты своей деятельности только самих себя. Даже если обстоятельства неблагоприятны, интернал не станет оправдывать себя за ошибки или неудачи.

В процессе изучения явления контроля было проведено множество разнообразных экспериментальных исследований. И вот что стало ясно.

Оказалось, что люди с преобладающим внешним локусом контроля чаще всего реагируют на непредвиденные ситуации с испугом, настороженностью. В то время как личности с более развитым внутренним локусом воспринимают эту же задачу более адекватно, часто даже с юмором. А в отношении планирования или воспоминаний о своей жизни первые чаще оборачиваются к прошлому, в то время как вторые — неустанно смотрят в будущее.

Люди с внешним локусом контроля считают, что от их усилий в жизни мало что зависит. Поэтому они считают ненужным планировать свои действия или же постоянно откладывают решения в долгий ящик. Они не очень ответственны, тревожны, неуверенны в своих способностях, агрессивны, легко впадают в депрессию, но при этом не склонны отстаивать свои принципы. Люди с внешним локусом контроля весьма приблизительно просчитывают свои риски. Например, они могут рисковать на основании довольно нелогичных убеждений, вроде: «Давно у нас не выпадало число 12, поставим-ка на него».

Кроме того, людям с внешним локусом контроля гораздо чаще присущ конформизм. Для участия в одном из экспериментов психологи собрали в группу людей с высоким внешним и внутренним локусом контроля. Задачей эксперимента было проверить, кто из них готов согласиться с неверным мнением большинства. Все участникам раздали деньги, с помощью которых можно было делать ставки на свое или чужое мнение. Люди с высоким внутренним локусом контроля стали делать крупные ставки на собственное мнение, когда оно противоречило мнению большинства. Те, у кого был внешний локус контроля, предпочитали не высовываться, даже если были уверены в своей правоте.

Люди с внутренним локусом контроля – те, кто считает себя ответственным за собственную жизнь и свои решения. А если ответственность на них – то они и больше мотивированы на достижение результатов. Стало быть, обладатели внутреннего локуса контроля проявляют большую ответственность, эмоциональную стабильность, готовность отсрочить удовольствие ради достижения цели. Они убеждены, что усердная работа обязательно приведет к достижению успеха.

Люди с внутренним локусом контроля способны отстаивать свои права на всех уровнях – как «качать права» в бытовых ситуациях, так и участвовать в политических акциях. Например, в шестидесятые годы в рамках еще одного эксперимента Роттер попросил заполнить опросники студентов колледжей, участвовавших в движениях по борьбе за гражданские права. И что же? – среди них преобладали люди с внутренним локусом контроля.

В отношении к своему здоровью у обладателей внутреннего локуса контроля тоже прослеживается определенная тенденция. Например, в эксперименте Роттера были задействованы курящие люди с внутренним и внешним локусом контроля. После того, как на сигаретных пачках начали печатать предупреждение о вреде курения (напомним, дело происходило в 1960-е годы), люди с высоким внутренним локусом контроля начали пытаться бросить курить, а люди с внешним локусом повели себя расслабленно: что будет – то и будет. Притом, что в обоснованность предупреждений верили все участники эксперимента.

Если обобщить, то люди с внешним локусом контроля в плане своего здоровья надеются на чужую помощь: на «волшебную пилюлю», на врачей, на судьбу – но не торопятся сами предпринимать какие-то действия, чтобы облегчить себе участь.

Итак, люди, с развитым внутренним локусом контроля выделяются тем, что:

Внимательны к окружающим и к информации, поступающей извне. Благодаря этому более правильно строят свое поведение.

Мало восприимчивы к попыткам давления на их мнение и поведение.

Способны стремиться улучшать себя и свое жизненное окружение.

Способны адекватно оценивать свое поведение, свои способности и недостатки.

Таким образом, внутренний локус сопутствует зрелым личностям, а вот внешний, наоборот — мешает процессу личностного созревания.

Но вот в чем вопрос: всегда ли стремление рассчитывать на себя и чувство «море по колено» – во благо? Увы, не всегда.

Во-первых, любые цели должны быть реалистичны. Пытаться изменить неизменяемое – самый короткий и прямой путь к разочарованию и депрессии.

Во-вторых, восприятие своих возможностей часто зависит от состояния общества. Недаром понятие «локус контроля» появилось в благополучной Америке. Много позже исследователи обратили внимание, что в странах, где с экономикой неважно, а с правовой защищенностью граждан – и того хуже, внутренний локус контроля не пользуется особой популярностью среди населения. Что, в общем-то, логично: если завтрашний день не слишком прогнозируем и положение шатко, сложно строить даже кратковременные планы. Такой подход, кстати, характерен для России: гори оно все огнем, а завтра – глядишь, и совсем рухнет. Кроме того, если нас окружают люди, постоянно бубнящие: «А что мы можем? А что от нас зависит?» — то вполне вероятно, что со временем природная жизнерадостность и вера в себя начнет давать сбои.

Локус контроля – это не диагноз, это величина хоть и относительно стабильная, но способная меняться в течение жизни. Что влияет на формирование внутреннего локуса контроля?

Помимо экономики и правовой защищенности, свою роль играет обстановка в семье. Если родители последовательны в плане дисциплины, явно выражают свою любовь к ребенку и стараются привить ему привычку отвечать за себя — у ребенка, скорее всего, будет внутренний локус контроля. А у детей авторитарных, строгих и непоследовательных родителей (от которых не знаешь, чего ждать – награды или наказания) — внешний.

Приобрести внутренний локус контроля получается у тех, кто попадает на ответственную работу со сразу заметными результатами труда. И, наконец, последний (и самый надежный способ) начать отвечать за свою жизнь – это просто начать отвечать за свою жизнь.

Кто же исследовал Локус Контроля?

В двадцатом веке проводилось определенное число исследований на тему локуса контроля. Мы представляем результаты некоторых наиболее интересных исследований:

(Плат и Эйзенман, 1968): Интерналы представляют свое будущее более насыщенным событиями. Течение времени – более быстрым. У экстерналов временная перспектива укорочена и малособытийна.

(Тайер и др., 1969): Экстерналы более обеспокоены организацией своего времени. У них слабая упорядоченность времени и его неэффективное использование. Цели изменчивы во времени, их осуществление постоянно откладывается.

(Ломбардо и Фантасия): Ожидание успеха в учебной деятельности у студентов-экстерналов обоего пола оказалось очень низким. Студентки-экстерналы меньше ожидали встретить у других любовь и привязанность по сравнению с студентками-интерналами. Экстернальный ЛК вызывает чувство подавленности и обеспокоенности, снижая общую удовлетворенность жизнью. Интернальный ЛК способствует более нормальному функционированию личности, внушая ей самоуважение.

У интерналов ярко выражена независимость; они болезненно реагируют на попытки манипулирования; избегают выяснения отношений, конфликтов; направлены на реализацию своих способностей, на дело; наиболее полно реализуют свой творческий потенциал (по сравнению с экстерналами).

Выраженные самозащитные реакции и механизмы по типу «агрессии и нападения»; обвинение других в конфликтах; неуверенность в себе, неадекватность самооценки; недостаточно развитая саморегуляция, эмоциональная неустойчивость, нерациональное использование психической энергии, недостаточная реализация творческого потенциала – характеристики, присущие экстерналам.

Интерналы активнее ищут информацию о возможных проблемах здоровья. Предпринимают меры предосторожности, чтобы сохранить или поправить здоровье, например, бросают курить, начинают заниматься спортом и регулярно показываются врачу. В детстве интерналы больше поощрялись родителями, если следили за своим здоровьем. Интерналы больше знают о том, что может послужить причиной заболевания. Вероятность проявления психологических заболеваний у интерналов ниже, чем у экстерналов.

У экстерналов чаще бывают психологические проблемы: тревога и депрессия для них более характерна. Самоуважение у экстерналов меньше, чем у интерналов.

Экстерналы хуже адаптированы, чем интерналы. Экстерналы намного сильнее подвержены социальному воздействию, чем интерналы.

Интерналы противостоят социальному воздействию, но и стремятся контролировать поведение других. Интерналам больше нравятся люди, которыми можно манипулировать, и не нравятся те, на кого они не могут влиять. Интерналы более уверены в своей способности решать проблемы и поэтому независимы от мнения других.

(Фарес и Уилсон): Интерналам больше нравятся интерналы.

(Ломбардо): Опрашиваемые полагали, что интернальная личность больше нравится сама себе, чем экстернальная.

(Эфран, 1963): Экстерналы в меньшей степени склонны подавлять свои неудачи, т.к. они заранее принимают внешние факторы в качестве причин успеха и неудачи.

Чем больше человек верит в то, что все в его жизни зависит от собственных способностей и усилий, тем чаще он находит в жизни смысл и видит ее цели.

Таиландские рабочие обладают внешним ЛК, американские рабочие – внутренним, мексиканские – занимают среднюю позицию.

У тех пловцов, членов команды колледжа, которые объясняют свои неудачи с «оптимистических позиций», больше шансов превзойти ожидания тренеров, нежели у их пессимистически настроенных товарищей.

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять