Методы поведенческой терапии. Поведенческий подход в психологии

Поведенческий подход — подход, где в центре внимания психолога находится человеческое поведение, действия и результаты наших действий, все внешнее, видимое и объективное.

Поведение человека — направленные (направленные к чему-то или от чего-то, в какой-то мере осмысленные и целесообразные) личностно или социально значимые действия, источником которых является сам человек и авторская ответственность за которые возлагается на него. Поведением человека в узком смысле слова называют только его внешне видимые и свободные действия. В более широком понимании к поведению человека относят и автоматические реакции его организма, если они внешне видимы и как-то значимы («голова повернулась»), и внутренние действия человека, его решения, изменение отношения и собственного состояния («Что ты себя расстраиваешь?» или «Не надо себя раскручивать»).

Основные вопросы поведенческого подхода: «что в поведении есть», «что мы в поведении изменить хотим» и «что для этого конкретно следует сделать». В поведенческом подходе процедуры влияния должны быть описаны на поведенческом языке: что нужно реально сделать, куда повернуться и какие слова сказать.

Если для успешного влияния нужно состояние вдохновения, то замечательно, просто добавьте дополнительные инструкции: что нужно конкретно сделать, чтобы это состояние вдохновение появилось, как получить уверенность, что оно уже пришло в достаточном количестве и каким образом теперь этим ресурсом рулить, каков его «способ употребления».

Это мужской и деятельный подход в практической психологии, где в центр внимания ставятся действия: действия внешние как реальность, действия внутренние как решения. Действие, поведение — вот что оценивается и, главное, создается, делается. Важно то, что будет в результате, что будет делаться и что будет сделано. Все внутреннее, душевное и глубинное важно лишь в той мере, насколько связано с реальным поведением, с тем, что делается.

Направления внутри поведенческой парадигмы

Поведенческий подход — это не бихевиоризм, бихевиоризм — только одно из направлений поведенческой парадигмы. Бихевиоральный подход — поведенческий подход, где человек рассматривается не как самостоятельная личность со своими целями, а только как организм, управляемый внешними обстоятельствами. См.→.

Подходы в практической психологии, основывающиеся на поведенческой парадигме

Практически полностью в поведенческой парадигме — РЭПТ (рационально-эмоционально-поведенческий подход), преимущественно синтон-подход, большой частью НЛП. См.→

Парадигмы практической психологии — и наука

Практическая психология работает в разных парадигмах, направлениях и подходах, в связи с чем где-то имеет меньшее отношение к науке, где-то большее. Практическая психология, работающая в поведенческой парадигме, в большей степени опирается на научную базу. Психологи, работающие в феноменологической парадигме, в большей степени опираются на обобщение и анализ практического опыта, следствием чего в некоторых случаях они опережают науку (наука действительно не очень поворотлива и часто сильно отстает), в других случаях — уходят от науки в совершенно произвольные спекуляции. См.→

Поведенческая психотерапия

Чтобы выявить, проработать и устранить какую-либо проблему, человеку рекомендуется сначала выяснить причины ее возникновения. Без специальных техник и методов это сделать очень сложно. Также важна поддержка со стороны терапевта. Обучение проходит не только специалист, который работает с клиентами, но и пациенты, которые по мере работы с терапевтом должны проходить через все этапы поведенческой психотерапии.

Данное направление в лечении возникло относительно недавно. Базируется она на главных постулатах бихевиоризма, которые рассматривают поведение как главный источник всех возникающих проблем и способ преодоления трудностей. Что называется, как человек создал свою проблему, таким же образом он должен ее разрешить, то есть совершить конкретное действие, которое трансформирует его сознание и приведет к личностным изменениям.

Интернет-журнал psytheater.com желает ознакомить читателей с основными постулатами поведенческой психотерапии, чтобы продемонстрировать ее полезность в проработке любых проблем.

Что такое поведенческая психотерапия?

Достаточно юным направлением в лечении многих фобий, поведенческих негативных реакций и проявлений является поведенческая психотерапия. Здесь понимается психотерапевтическая деятельность, которая базируется на изменении или коррекции поведения индивида с целью его исцеления от главной проблемы, с которой он пришел.

Первым шагом на пути решения любой проблемы будет ее четкая формулировка. Поэтому визит к психологу начинается с изучения или поступившего запроса (жалобы или проблемы, заставившей человека обратиться за помощью), чтобы как можно полнее собрать информацию. Без тщательного исследования (диагностики) ситуации специалистом дело ограничится лишь предположениями. Двумя наиболее распространенными методами психодиагностики считаются структурированная беседа (интервью) и психологическое тестирование.

В поведенческой психотерапии главными принципами являются:

  • Концепция оперантного и классического обуславливания.
  • Поведенческие теории.
  • Принципы научения.

Если у человека имеются зависимости, фобии или разрушительные модели поведения, тогда применима поведенческая психотерапия. Она базируется не только на словесном обсуждении проблемы, но и на моделировании нового поведения, его практики и наработке.

Упор делается на «мишень» — так называемый триггер, который запускает неправильное поведение человека. Если его выявить, устранить или изменить к нему отношение, тогда можно устранить саму проблему неправильного поведения.

При этом следует отметить, что человеку привычным образом принято делить поступки на хорошие и плохие. Психотерапевт не оценивает ваше поведение. Его главной задачей является помощь клиенту, если он видит и замечает, что его поведение создает проблемы, не помогает ему жить счастливо.

Поступки не могут быть плохими или хорошими сами по себе. Все зависит от того, в какой ситуации они применяются. Поступки могут быть целесообразными или нецелесообразными. Другими словами, человек совершает именно такие действия, которые ему помогают достичь цели в конкретной ситуации. Если же желаемое не достигается, тогда поступки считаются нецелесообразными.

Большая часть людей использует именно те модели поведения, которые были наработаны с годами. Консерватизм и традиции являются именно теми поведенческими реакциями, когда человек не думает, а просто совершает привычные ему поступки. Здесь часто возникают различные проблемные ситуации, когда человек не может понять, что своими шаблонными действиями сам создал конфликт. Необходимо менять поступки и быть гибкими в каждой отдельной ситуации, чему и учит поведенческая психотерапия.

Худшее, что можно сделать, — это зациклиться на чем-то: не защитил диссертацию, не сказал «люблю», поступил эгоистически. Важно отпускать прошлое, менять свое мышление, поведение, которое уже не дает желаемого результата. Важно создавать что-то новое, что будет приносить желаемый результат здесь и сейчас.

Старые модели поведения, желания, страхи и люди были полезны человеку когда-то в прошлом. Но сейчас это может не приносить желаемого результата, поэтому нужно избавляться от балласта и нарабатывать новое, что поможет достичь цели, которая важна на сегодняшний день.

Старые модели поведения не приносят желаемого результата в настоящем. А значит, необходимо их сменить. Если вы будете продолжать делать то, что обычно, то, соответственно, будете получать привычный для себя результат. Невозможно совершать одни и те же действия и получать каждый раз разный результат. Если вы ничего не меняете в факторах, которые участвуют в формировании той или иной ситуации, тогда постоянно получаете один и тот же итог. Но стоит вам что-то изменить в себе или во внешних факторах, тут же получаете совершенно новый результат.

Старые модели поведения не приносят желаемого результата в настоящем. И самое худшее, что вы можете сделать в такой ситуации – это ничего не менять. Люди часто винят обстоятельства в своих бедах, но ведь они сами разрешили старым обстоятельствам участвовать в формировании ситуации. Если изменить хотя бы внешние обстоятельства, то изменится сама ситуация. А если изменить еще и свое поведение, образ мышления, убеждения, то можно значительно изменить ход развития событий. Таким образом, хотите изменить свою жизнь, начните с изменения своего характера, поведения или мышления. И вы заметите, как ваша жизнь становится другой.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Мысль предшествует поступкам. Таким образом, А. Т. Бек создал новое направление в психотерапии, которое называется когнитивно-поведенческим. Сначала человек о чем-то думает, после чего его мысли провоцируют действия. Поэтому для выявления причин проблемы, с которой клиент пришел к психотерапевту, необходимо выяснить, какие мысли в голове у него крутятся при этом.

Когнитивно-поведенческая психотерапия активно используется для устранения негативных состояний:

Сначала человек должен понять, какие мысли он обдумывает прежде, чем совершить неприятное действие. Таким образом, когнитивно-поведенческая психотерапия помогает негативно окрашенные мысли, создать новые шаблоны мышления, подкрепить новые убеждения.

При этом используются такие техники:

  1. Обнаружение ненужных и желаемых мыслей. Нахождение причин нежелательных мыслей.
  2. Формирование новых шаблонов.
  3. Визуализация, которая помогает сочетать воедино новые шаблоны с конкретными действиями и эмоциональным благополучием.
  4. Использование новых убеждений и поступков в реальной жизни, чтобы сделать их привычными.

Жизнь можно изменить к лучшему, и все начинается с человека. Не обстоятельства формируют сценарий жизни, а то отношение, которое человек проявляет к данным обстоятельствам, чем и развивает у себя страхи, тревогу, панику, злость. Неадекватная оценка предметов, людей, явлений, ситуаций приводит к тому, что у человека вырабатывается определенное отношение к ним. Он начинает совершать поступки в зависимости от своего отношения. При этом:

  • Человек наделяет людей, предметы и пр. несвойственными им качествами, что указывает на неадекватное восприятие происходящего.
  • Человек формирует в себе именно то отношение к происходящему, которое соответствует направленности его мышления. Когнитивно-поведенческая психотерапия нацелена на то, чтобы изменить мышление человека в отношении всего, что с ним происходит.

Абсурдность некоторых мыслей можно отметить, когда человек боится того, чего еще не произошло. Когда возникает ситуация, которая протекает не по тому страшному сценарию, который рисовал человек у себя в голове, он начинает понимать, как ошибался и бессмысленно страдал. Таким образом, многие переживания являются абсурдными лишь потому, что человек их надумывает до того, как страшное случится, или долго держит в своей голове, когда уже событие давно осталось в прошлом.

Методы поведенческой психотерапии

Главной целью поведенческой психотерапии является трансформация поведения клиента. Он должен изменить, поменять или модифицировать свои поступки, чтобы они стали более эффективными. Здесь используются различные методы:

  1. Аверсивная терапия, при которой на человека непосредственно воздействует негативный стимул. Нечасто используется.
  2. Жетонная система, когда клиента награждают «жетонами» за любое эффективное действие. Затем он эти жетоны может обменять на полезные и приятные для себя вещи.
  3. Мысленный «стоп», когда клиент осознанно останавливает ход негативных мыслей, которые вызывают у него неприятные ощущения.
  4. Поэтапное подкрепление и самоподкрепление.
  5. Самоинструкция и самоконтроль.
  6. Обучение на моделях.
  7. Обучение приемам подкрепления.
  8. Тренинг самоутверждения.
  9. Систематическая десенсибилизация.
  10. Условно-рефлекторная терапия.
  11. Целенаправленное и скрытое подкрепление.
  12. Система штрафов.

Техники поведенческой психотерапии

В поведенческой психотерапии используются различные техники, которые помогают устранить конкретные психологические проблемы:

  • Техника «наводнения», когда человеку создают травмирующую ситуацию, погружают в нее. Он должен в ней пребывать до тех пор, пока функции торможения не начнут включаться, то есть страх сам не начнет исчезать из-за постоянного воздействия пугающего раздражителя на человека. Данный прием используется до 10 раз.
  • Жетонная система, когда человека награждают за правильное поведение.
  • Систематическая десенсибилизация, когда в момент стресса человек занимается тем, что расслабляется.
  • Экспозиция – вхождение пациента в пугающую ситуацию.

К каким итогам приводит поведенческая психотерапия?

Главными целями поведенческой психотерапии являются воздействие на ход мыслей и установки клиента, чтобы регулировать поведение для улучшения самоощущения. Итоги могут быть достигнуты за считанные сеансы, если клиент полностью подчиняется руководству психотерапевта.

Следует понимать, что именно своими действиями человек формирует свои проблемы. Эти действия базируются на убеждениях, мыслях, страхах, комплексах и прочих психологических факторах. Зачастую человек пользуется старыми моделями поведения, которые уже на сегодняшний день не дают желаемого эффекта. Вот почему посредством проработки собственных стереотипов можно изменить и поведение, которое наконец-то будет давать желаемый результат.

Сначала необходимо понять, что управляет человеком, а потом начать самим управлять данным фактором, чтобы совершать выгодные для себя действия.

Методы бихевиоральной терапии и их эффективность

Бихевиоральная терапия стоит на фундаменте трудов И.П. Павлова и Б. Скиннера, ее суть — модификация поведения через отучение от нежелательных привычек и реакций и научение желательному поведению. При бихевиоральной терапии психолог не ставит задачи объяснить клиенту, в чем причина его проблем, он просто воздействует на нежелательное поведение, чтобы оно изменилось в нужную сторону.

В США бихевиоральная терапия встречается достаточно часто, используется в специфических ситуациях: для лечения фобий, дурных привычек (алкоголизм, курение, переедание), для борьбы с энурезом и заиканием, широко используется в психиатрических заведениях.

Как метод воздействия, чаще всего используется оперантное научение и классический метод условных рефлексов, — методы, использующие положительное и отрицательное подкрепление. Пациента не лечат — его обучают правильному поведению с помощью обучающей программы. Для психотерапевта, работающего по этому принципу, главное подобрать эффективные именно для этого пациента подкрепления. Иногда это делается простым расспросом: «Что будет для вас положительным, а что отрицательным подкреплением? Что вам будет нравиться, а что — нет?»

И тогда для кого-то положительным подкреплением будет разрешение смотреть телевизор, для кого-то – сладкое, для кого-то в психиатрических учреждениях – жить в отдельной комнате, посетить столовую еще один раз.

В бихевиоральной терапии применяются методы классического обусловливания.

Классическое обусловливание вы знаете: это когда загорается лампочка, вы должны отдернуть лапку, потому что если не отдернете, то получите электрический разряд. Через некоторое время этому научаются все: и люди, и собаки, независимо от уровня интеллекта и взглядов на жизнь.

Чаще всего применяется прием контробусловливание, или десенсибилизация (понижение чувствительности): как правило, для лечения фобий у собак и человека.

Например, у собак – боязнь громких звуков, а у человека — боязнь собак.

Методика: сначала мы узнаем, что было бы для клиента подкреплением, научаем его расслабляться. После этого расспрашиваем, какие ситуации вызывают у клиента тревогу, ранжируем эти ситуации от тех, которые чуть-чуть тревожат, до тех, с которыми он не может справиться. После стрессовую ситуацию связываем с мышечным расслаблением. В ситуации расслабленности напоминаем о ситуации, которая вызывает минимальную тревогу, потом так же обсуждаем другие ситуации, все более и более тревожные. Итого: оказавшись в стрессовой ситуации, человек будет испытывать гораздо меньшее напряжение, будет чувствовать себя в достаточной мере спокойно.

Просто, но это работает.

С собакой то же самое. Вы отрабатываете команду, которую она хорошо знает, например, «Сидеть!», «Играть в мячик!» (эта команда должна ассоциироваться с положительными эмоциями), а потом вводите в ситуацию десенсибилизации. Вы переключаете ее внимание на поведение, при помощи которого она может совладать с ситуацией. Через ситуацию десенсибилизации вы проводите собаку через ряд все более и более тревожных ситуаций. Например, если собаку в клинике испугали, и она отказывается идти туда пешком, то начинают работать с самой дальней дистанции. Как только она почувствовала тревогу (оглядывается, вертится вокруг хвоста и др.), переключаете ее на иной тип деятельности (как правило, игровую) или на выполнение отработанной команды, и потом постепенно сокращаете дистанцию.

На более обобщенном уровне: вы даете субъекту способ совладать с ситуацией, а потом вводите ее в ситуации, вызывающие тревогу, и переключаете его на то поведение, при помощи которого в других ситуациях он мог совладать с собой. Это контробусловливание через десенсибилизацию.

Другой прием — аверсивное обусловливание. Например, при борьбе с перееданием к биг-маку крепится простенькое устройство с батарейкой, человек кусает биг-мак и получает слабый разряд. Мелочь, а неприятно. Аналогично — если рука тянется к сигарете, получаем разряд за сигарету. Кодирование от алкоголизма – тот же принцип, хотя здесь чаще используется вызов рвотного рефлекса. Стакан ко рту – и приступ тошноты или ощущение, что умираешь.

Неприятно, но в ситуации выбора — будущая нормальная жизнь или потеря семьи, или тем более тюрьма, люди с готовностью на это идут и нужный результат получают.

Интересно, что так же лечится энурез: ребенок ложится на кровать, под простынь кладутся датчики влажности. Ребенок описался – включается свет, ребенку меняют пеленку. Ребенку не хочется просыпаться. но это происходит всегда, и обычно для прекращения энуреза этого хватает. Несколько повторений — проблема решается.

Когда-то, на заре исследований, в качестве отрицательного подкрепления пробовали использовать слабые удары электрического тока. Жизнь показала, что в этом нет никакой нужды: обычная смена пеленки – вовремя! – эту функцию полностью выполняет.

Методы оперантного научения применяются в психиатрических учреждениях — например, метод накопления жетонов.

Чистит зубы – жетон, убирает постель – жетон, жетоны обмениваются на привилегии: сигареты, проживание в отдельной комнате, дополнительное посещение столовой. Методика не идеальна, но среди всех возможных — признана наиболее эффективной.

Бихевиоральная терапия — это быстрая терапия, дающая возможность контролировать последствия.

Бихевиоральная терапия — не волшебство, в ней есть и свои минусы, и свои ограничения.

Не все определяется только примененными к пациенту техниками: если пациент заинтересован в излечении, эффективность излечения выше. Впрочем, это характерно для любых подходов, не только бихевиорального, и, заметим, что как раз в бихевиоральном подходе момент заинтересованности клиента играет меньшую роль, чем в других подходах.

Бихевиоральный подход показывает высокую эффективность для простых случаев психотерапии: избавления от стандартных фобий (страхов), нежелательных привычек, формирование желательного поведения. В более сложных, запутанных, «личностных» случаях, касающихся не просто поведения, а ценностей и образа жизни (что характерно для многих проблем с наркоманами и алкоголиками), использование бихевиоральных методов неустойчиво и дает недолговременный эффект​.

Терапия с предъявлением поведенческой модели используется для лечения состояния тревожности и страхов. Тревожному человека показывают, как ведут себя в проблемной ситуации уверенные люди, и предлагают воспроизводить, повторять это поведение. Дополнительно психолог может объяснять способы выхода из тревожной ситуации, адекватные речевые ответы, и при необходимости отрабатывает навык использования этих средств.

Если то, что снимается бихевиоральной терапией, оказывается симптомом чего-то более серьезного и глубинного, могут быть возвраты и повторения. Впрочем, так называемый глубинный подход также не гарантирует устойчивых результатов, а хорошо проведенная бихевиоральная терапия нередко приводит не только к снятию беспокоящего человека симптома, но и общему улучшению его состояния.

С. Гингер пишет об этом в книге «Гештальт — терапия контакта»:

В традиционном психоанализе симптом часто отодвигается на второй план и рассматривается как ориентир на пути самораскрытия. Последовательное осознавание подавленного материала ведется посредством глобального подхода к глубинной личности, через анализ трансфера и интерпретаций. Считается, что «выздоровление» при этом наступит само собой, как бы в довершение к вышесказанному; сам же Фрейд рекомендовал остерегаться чрезмерного «рвения к излечению». В этом случае предстает субъективный и довольно-таки пессимистичный взгляд на человека (давящий детерминизм раннего детства, природные «полиморфные извращенные» склонности и т. д.).

В поведенческом подходе, наоборот, лечится сам симптом; это объясняется заботой об эффективности терапии и «уважением к самой эксплицитной просьбе клиента», который с ней пришел на консультацию и, как правило, не просит чего-то большего. Ведь клиенту, зашедшему купить только галстук, не предлагают дорогостоящий костюм-тройку! Точные техники снятия обусловленности и десенсибилизации (Вольп) часто способствуют быстрому исчезновению симптома, например в случае фобий или сексуальных расстройств, что, однако, не сопровождается глобальной перестройкой всей личности. Добавим по ходу, что симптоматические смещения (появление новых, заместительных симптомов), по статистике, происходят намного реже, чем об этом думают психоаналитики. И даже наоборот, часто отмечаются позитивные «цепные реакции» (Например, с излечением полового бессилия прекращаются автомобильные аварии (интеграция телесной схемы) и вспышки гнева (иллюзия всемогущества). Сторонники такого подхода считают, что их взгляд на человека объективен и реалистичен.↑

Оценивая эффективность бихевиоральной терапии, нужно учесть и исторические предпочтения: Америка предпочитает бихевиоральные подходы всем другим, в России бихевиоризм не в чести.

Методы поведенческой терапии. Поведенческий подход в психологии

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

Смотреть что такое «подход поведенческий» в других словарях:

поведенческий подход — Изучение особенностей восприятия людьми окружающей природной и социальной среды в пределах определенных районов и местностей, их представлений об оптимальных условиях обитания и предпочтений в выборе мест проживания. Syn.: бихевиоризм … Словарь по географии

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ — Основывается на идеях поведенческой психотерапии; целью его является обучение приспособительным умениям, необходимым при столкновении со сложными жизненными ситуациями. П. т. это скорее запрограммированный курс обучения, чем серия обычных … Психотерапевтическая энциклопедия

Поведенческий подход — направление в психологии, рассматривающее в качестве ее предмета поведение. Первые попытки научно понять возникли на основе механистического детерминизма, в категориях которого поведение трактовалась по типу взаимодействия физических тел.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД — (behavioural approach) см. Би хевиорализм … Большой толковый социологический словарь

БИХЕВИОРАЛИЗМ или ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД — (behaviouralism or behavioural approach) теоретический и эмпирический подход в американской политической науке, который подчеркивает важность социологических и психологических детерминантов политических действий и поведения, а не ограничивается,… … Большой толковый социологический словарь

КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ (ПОИСК) — En.: Cognitive behavioral (research) Многие исследователи, в частности в США и Канаде, работают в этом направлении. В работе «Гипноз: когнитивно бихевиоральная перспектива» (1989), мы встречаем известные в области гипноза имена: Барбер, Шейвз,… … Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию

коррекция психологическая — (психокоррекция) понимается как деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, кои по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» Модели. Сюда же можно отнести и психотерапию. Методы коррекции… … Большая психологическая энциклопедия

метод контробусловливания — см. подход поведенческий. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

метод оперантный — см. подход поведенческий. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

психотерапия поведенческая — под этим названием объединяются различные подходы к психотерапии, общими для коих является ориентация на поведение: 1) на коррекцию поведения, для чего могут применяться достаточно разнообразные подходы и методики (см. подход поведенческий); 2)… … Большая психологическая энциклопедия

Методы поведенческой терапии

Французскому философу Паскалю (1623-1668) принадлежит изречение: «Привычка — вторая натура, которая разрушает первую». Однако есть не только добрые, но и плохие привычки. Поведенческая терапия направлена и на те, и на другие, и пользуется при этом методами усвоения и устранения.

Поведенческую терапию в узком понимании основали в 20-х годах XX ст. ученики Джона Уотсона (1878-1958), основателя бихевиоризма (теории поведения). Они помогали детям побороть боязнь животных путем обусловливания и научения.

С того времени поведенческая терапия стала одним из наиболее распространенных психотерапевтических направлений. Она повторила тот же процесс развития, который наблюдался и в других школах терапии — следующие после основателей поколения изменяли первоначальную теорию часто до неузнаваемости, поэтому сегодня уже есть «необихевиористкая терапия», которая не имеет единого названия. Этим часто номинальным изменениям противопоставляют несколько стандартных методов, которые, как и раньше, активно используются и развиваются (хотя часто и в новых формах).

Сегодня поведенческая терапия — это группа психотерапевтических методов, которые базируются на теориях научения (по И.П. Павлову и Д. Уотсону). Ее основой служат классическое обусловливание, оперантное обусловливание, имитационное научение и когнитивная теория научения. Основной прием данной терапии — постепенная тренировка целевого поведения. Отдельными шагами является конкретный анализ поведения, определение учебных этапов, проведение научения малыми шагами, тренировка нового поведения, этапы самоконтроля, удобные закрепляющие занятия (для повторения после завершения терапии с целью актуализации изученного). Многочисленные методы поведенческой терапии можно поделить на несколько основных групп.

Методы усвоения и научения. Постулат воспитания, согласно которому можно учить и учиться правильному поведению, систематически используют в поведенческой терапии. К важнейшим процессам принадлежит научение по образцу. Методы усвоения ориентируются преимущественно на оперантное обусловливание (Б. Скиннер) и строят желательное поведение. Важный метод — имитационное научение (А. Бандура). В «заместительном научении» систематически подражают образцу — или человеку (напр., помощнику терапевта), символу (напр., фигурке в игре у куклы), или же это происходит «скрыто», т.е. в воображении согласно обсужденной модели. Т.е. можно побуждать к наследованию путем соучастия (женщина-ассистент по правую сторону от терапевта, который стоит посредине, демонстрирует пациенту разучиваемое поведение), символически (напр., демонстрируя фильм) или скрыто (в т.ч. мысленно предусматривая действие (англ. shadowing).

В работе с детьми для достижения желательного поведения используют непосредственные подкрепляющие стимулы, например конфеты (англ. token-economy). У взрослых этой цели служат жетонная система вознаграждений, а также привилегии. Промптинг (от англ. prompting «поддержка со стороны терапевта, который подает пример») в случае успеха постепенно уменьшается (англ. fading).

Методы отучивания. В «Одиссее» Гомера Одиссей по совету волшебницы Цирцеи приказывает привязать себя к мачте корабля, чтобы не подвергнуться обольстительному пению сирен. Своим спутникам он залепляет уши воском. При явном поведении избежания поведенческая терапия хотя и ослабляет влияние, однако проводятся изменения, которые увеличивают вероятность успеха. К отрицательному поведению, например, злоупотреблению алкоголем, подключают аверсивний раздражитель, например запах, который вызывает рвоту.

С помощью аппарата для лечения энуреза удается прекратить ночное недержание мочи — при появлении капель мочи сразу срабатывает механизм пробуждения пациента.

Методы устранения должны отстранять неадекватное поведение. Один из основных методов — систематическая десенсибилизация (по Д. Вольпе)[1] для разложения невротической реакции страха с помощью трех шагов: тренировки глубокого мышечного расслабления, составления списка страхов, чередование расслабления и раздражения из списка страхов в нарастающей последовательности.

Методы конфронтации используют форсированные контакты с пусковыми стимулами страха относительно центральных или периферических фобий при психических расстройствах. Основной метод — флудинг (штурм раздражителями с использованием твердых приемов; Й. Маркс). При этом клиента подвергают интенсивному или непосредственному (англ. flooding-in-vivo) мысленному (англ. flooding-in-imagination) влиянию стимулов страха.

Методы когнитивной терапии используют в тренировке когнитивного научения. Основной метод — рационально-эмоциональная поведенческая терапия (А. Эллис) [2]. На начальном этапе устанавливают нерациональные мысли (напр., чрезмерные ожидания относительно других людей), потом выясняют причины всей этой нерациональной «системы убеждений» (англ. belief-system) и после определения цели происходит приближение к ней.

Общие методы тренинга, как правило, — стратегии решения проблем [3]. Основной метод — тренировка обратной биологической связи (англ. biofeedback) [4] применяют преимущественно для устранения последствий стресса. Происходит аппаратурное изучение состояния мышечного расслабления и акустически или оптически осуществляется обратная связь. Мышечное расслабление с обратной связью (в крайних случаях даже симулированное как упреждающий тренинг (англ. feed-forward-training) положительно подкрепляется и ведет к автоматическому самоуспокоению.

22. Общие принципы и методы поведенческой терапии. Система поведенческой психотерапии Дж. Вольпе

Поведенческая психотерапия – направление в психотерапии, основанное на принципах бихевиоризма.

Постулатом поведенческой терапии является идея о том, что паттерны поведения играют решающую роль в развитии психологических расстройств. «Принцип минимального вторжения» постулирует, что в поведенческой терапии следует вмешиваться во внутреннюю жизнь пациента лишь в той степени, в которой это необходимо для решения его актуальных проблем.

1. Систематическая десенсибилизация. Клиента обучают релаксации, а затем просят его представить организованную последовательность тревожных ситуаций.

2. Разыгрывание invivo. Клиент фактически помещается в ситуацию

3. Наводнение. Клиент, у которого фобия, должен погружаться в эту фобию, а точнее в ситуацию, которая вызывает фобию без шанса сбежать.

4. Моделирование. Процесс, при котором клиент обучается тем или иным формам поведения путем наблюдения и подражания другим; часто комбинируется с репетицией поведения (в частности, с тренингом уверенности)

Психотерапия систематической десенсибилизацией — форма поведенческой психотерапии, служащая целям снижения эмоциональной восприимчивости по отношению к определенным ситуациям. Разработана Дж. Вольпе на базе экспериментов И.П. Павлова по классическому обусловливанию. Согласно Вольпе, торможение реакций страха имеет три этапа;

составление списка пугающих ситуаций или стимулов с указанием их значимости или иерархии;

обучение какому-либо методу мышечной релаксации с целью формирования навыка создавать физическое состояние.

поэтапное предъявление пугающего стимула или ситуации в сочетании с применением метода мышечной релаксации.

23. Модель психической патологии в когнитивном подходе

В начале 1960-х годов клиницисты Алберт Эллис и Аарон Бек высказали предположение, что в основе поведения, мьшления и эмоций лежат когнитивные (познавательные) процессы и что мы можем лучше всего понять аномальное функционирование, изучая познавательную способность — подход, известный как когнитивная модель. Эллис и Бек утверждали, что клиницисты должны задавать вопросы о том, какие допущения (посылки) и установки накладывают отпечаток на восприятие человека, какие мысли мелькают в его сознании и к каким заключениям они приводят.

Аномальное функционирование может являться следствием нескольких видов когнитивных проблем. К примеру, люди могут придерживаться допущений и установок (аттитюдов) относительно самих себя и их мира, которые причиняют беспокойство и не отличаются точностью.

Когнитивные теоретики также указывают на процессы нелогичного мышления как на возможную причину аномального функционирования. К примеру, Бек обнаружил, что некоторые люди раз за разом мыслят в нелогичном ключе и делают выводы, причиняющие им вред

Когнитивные методы терапии.

Согласно когнитивным терапевтам, люди с психологическими расстройствами могут избавиться от своих проблем, освоив новые, более функциональные способы мышления. Поскольку различные формы аномалии могут быть связаны с различными видами когнитивной дисфункции, когнитивные терапевты разработали ряд приемов. Например, Бек разработал подход, названный просто когнитивной терапией, который широко используется в случаях депрессии.

Когнитивная терапия — разработанный Аароном Беком терапевтический подход, который помогает людям распознать и изменить свои ошибочные мыслительные процессы.

Терапевты помогают пациентам распознать негативные мысли, тенденциозные интерпретации и логические ошибки, которыми изобилует их мышление и которые, согласно Беку, вызывают у них депрессию. Терапевты также побуждают пациентов бросить вызов своим дисфункциональным мыслям.

Оценка когнитивной модели.

Достоинства: 1) в центре ее внимания находится самый уникальный из человеческих процессов — человеческое мышление. 2) Когнитивные теории являются также объектом многочисленных исследований. Ученые установили, что для многих людей с психологическими расстройствами действительно характерны ущербные допущения, мысли или мыслительные процессы. 3) успехи когнитивных методов терапии. Они оказались очень эффективными при лечении депрессии, панического расстройства и сексуальных дисфункций.

Недостатки: 1)хотя когнитивные процессы явно участвуют во многих формах патологии, их конкретную роль еще предстоит определить. 2) хотя когнитивные методы терапии определенно помогают многим людям, они неспособны помочь всем. 3) когнитивная модель отличается определенной узостью.

МЕТОДЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ

Поведенческая психотерапия заслуженно признается одной из самых эффективных и результативных форм психологической помощи в кризисных ситуациях. Несмотря на то что это направление психотерапии возникло сравнительно недавно1 в качестве альтернативы глубинным, долгосрочным и ориентированным на личность (психоанализ, психодрама, гештальт-терапия и пр.) методам психотерапии, оно быстро заняло среди них видное место. В настоящее время поведенческая психотерапия применяется практически для всех форм психических нарушений. В отношении некоторых проблем (страхи, навязчивости, наркомания и другие формы зависимости) поведенческая терапия признана наиболее эффективным методом психологической помощи2. В ходе так называемого «когнитивного поворота» поведенческая психотерапия заимствовала многие приемы когнитивной терапии3, а в последующем развитии фактически объединилась с нею, став когнитивно-поведенческой. Далее мы будем для краткости называть современную когнитивно-поведенческую терапию поведенческой, имея в виду, что в настоящее время эти два направления почти всегда взаимно дополняют друг друга и изолированного применения одного из подходов практически не встречается.

Рассмотрим характерные черты поведенческой психотерапии, подход к анализу кризисных состояний, который практикуется в поведенческой психотерапии, а также методы вмешательства и контроля, предлагаемые в рамках этого направления.

1. Особенности поведенческой психотерапии

С самого начала своего развития поведенческая психотерапия опиралась на классические поведенческие теории (бихевиоризм) и в этом качестве заимствовала у психологии поведения пристальное внимание к экспериментально полученному знанию и пренебрежение теми психическими явлениями, которые не поддаются непосредственному наблюдению и объективной фиксации.

Поведенческая терапия рассматривала болезненное поведение как одну из многих форм поведения, подчиняющуюся тем же самым законам, что и здоровое поведение. Поскольку изначально предполагалось, что поведение является результатом научения, то возникло предположение о возможности терапевтического обучения, основывающегося на достижениях психологии.

Болезненное, т. е. доставляющее страдания самому человеку или его непосредственному окружению, поведение стало объектом терапевтического вмешательства. Устранив или модифицировав болезненное поведение, психолог, психотерапевт тем самым избавляет пациента от страданий и достигает заранее согласованных целей терапии.

Таким образом, поведенческой психотерапией может быть названа любая форма основанного на экспериментальных данных и контролируемого обучения новым, более эффективным и здоровым формам поведения, изменения (модификации) или устранения доставляющих страдания болезненных форм поведения.

Итак, речь идет о большой группе различных методов, которые объединяет общая идея использования с терапевтической целью достижений экспериментальной психологии поведения. А цель состоит в изменении четко описанных и хорошо операционализированных образцов поведения, когниций и эмоций, которое экспериментально контролируется на всех этапах терапии.

Таким образом, в ходе терапевтического общения и в результате использования специальных технологий психотерапевт, чтобы улучшить самочувствие пациента, влияет на его установки, ход мыслей и регуляцию поведения. Результатом такого рода вмешательств должно стать изменение баланса позитивных и негативных мыслей и чувств в пользу позитивных. С того момента, когда клиенту уже больше не требуется помощь психотерапевта, поведенческую психотерапию можно считать завершенной.

Из самого названия, «поведенческая психотерапия», следует, что это один из видов психотерапевтической практики, в центре внимания которой находятся особенности поведения клиента, доставляющие страдания ему самому или людям из его окружения. При определенной степени выраженности поведенческих нарушений эти страдания могут приобретать хронический затяжной характер и предполагают специально организованные терапевтические действия. В рамках поведенческой психотерапии помощь, которую оказывает психотерапевт пациенту, состоит в том, что он вместе с ним анализирует причины и характер поведенческих проблем, приводящих к страданиям, планирует и осуществляет терапевтические мероприятия, направленные на устранение болезненных особенностей поведения или на формирование новых навыков поведения, отсутствие которых вызывало проблемы и болезненное состояние.

Характерные черты поведенческой психотерапии

Современные тенденции развития поведенческой психотерапии таковы, что все больше внимания уделяется формированию или повышению социальной компетентности пациента, практике, расширяющей его поведенческий репертуар, устраняющей негативный или деструктивный характер мыслей, т. е. практике, имеющей, скорее, гуманитарный, чем лечебный характер. Однако в этих тенденциях поведенческая психотерапия не оригинальна – такова общая линия развития психотерапии как науки и профессиональной практики.

Принципиальные отличия этого вида психотерапии от других состоят в следующем:

1) Поведенческая психотерапия концентрируется в первую очередь на изменении поведения. Ключевое отличие поведенческой психотерапии от других подходов заключается в том, что под терапией понимается любая форма обучения новым способам поведения, отсутствие которых так или иначе ответственно за психологические проблемы клиента. Часто такое обучение предполагает устранение ошибочных форм поведения или же их видоизменение. При этом способ и вид обучения (или переучивания) принципиального значения не имеет.

Конечно, в современной поведенческой психотерапии под «поведением» понимают не только внешние, явные его формы, но и всю гамму мыслительных (когнитивных) и эмоциональных процессов, участвующих в его регуляции. Именно нацеленность на достижения поведенческих изменений путем сложной многоуровневой работы можно отнести к числу наиболее значимых «родовых черт» поведенческой психотерапии.

2) Контроль процесса и результатов является другой отличительной чертой поведенческой психотерапии. Психотерапевт старается иметь дело только с четко фиксируемыми когнитивными, эмоциональными и поведенческими проявлениями и стремится получить очевидный и воспроизводимый результат. Еще до начала активных психотерапевтических вмешательств определяется список целей, по степени достижения которых судят об эффекте психотерапии. Терапевты поведения не делают секретов из своих методов, доступно излагают принципы их действия пациентам, стремятся сами контролировать успех терапии и предлагают научиться этому своим пациентам. Кстати, именно за тщательный контроль результатов поведенческую психотерапию очень любят агенты медицинских страховых компаний.

3) Опора на экспериментальные данные и психологические теории является основой всего процесса психотерапии. Она стремится к тому, чтобы использовать методы, прошедшие тщательную экспериментальную оценку и опирающиеся на ясные теоретические концепты.

4) Множественность отдельных техник и многообразие терапевтических подходов, объединенных одной целью и ориентированных на изменение или модификацию болезненного поведения, – еще одна черта этого направления психотерапии. Довольно трудно проследить внутреннее единство этих технологий, поскольку для отдельных случаев разработаны очень специфичные приемы, с которыми мы еще познакомимся. При осуществлении психотерапевтических мероприятий психотерапевт, исходя из картины поведенческих нарушений, каждый раз должен заново выбирать из этого многообразия методов наиболее подходящие. Речь идет, таким образом, скорее, о разных технологиях, объединенных общей терапевтической ориентацией и рассчитанных на мультимодальное воздействие, нежели едином стандартизированном методе.

Психолог, использующий поведенческую психотерапию, ориентируется на психологическую модель проблемного поведения.

Психологическая модель проблемного поведения

В отличие от квазимедицинских моделей психических расстройств и девиаций, имеющих в своей основе биологические или физиологические предпосылки, поведенческая психотерапия использует психологическую модель отклоняющегося поведения, которая опирается на несколько базовых предположений4:

1. Многие особенности поведения, которые раньше считались болезнями, рассматриваются в поведенческой психотерапии как «психологические трудности» или «жизненные проблемы».

2. Признается, что болезненное или девиантное поведение в основном приобретается по тем же законам, что и нормальное. Принципы изменения здорового и болезненного поведения одинаковы, и поэтому на болезненное поведение можно воздействовать обычными методами научения.

3. Поведение человека в большой степени зависит от ситуативных переменных и поэтому должно рассматриваться во взаимосвязи с актуальной ситуацией и исходя из ее особенностей. Анализу событий в далеком прошлом, приведших к возникновению болезненного поведения, уделяется совсем немного внимания.

4. Для того чтобы изменить поведение, не обязательно понимать причины его возникновения и происхождение проблемы. Во-первых, эти данные зачастую либо недоступны, либо требуется слишком много времени и усилий, чтобы их получить, во-вторых, мы еще очень мало знаем о причинно-следственных связях психических явлений.

5. Для терапии необходимо предварительно проанализировать проблему с учетом многих модальностей и затем выбрать методы, подходящие для применения в условиях выявленных особенностей.

6. Способы и приемы терапии подбираются строго индивидуально, применительно к разным людям и их специфическим личным проблемам.

Конечно, приведенная здесь модель проблемного поведения стала результатом жарких споров и не приобрела пока законченного характера. Но именно по отношению к этой модели судят о том, может ли отдельный метод психотерапии быть отнесен к разделу «поведенческих».

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять