Непроизвольное внимание

Внимание бывает трех видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание характеризуется тем, что направленность и сосредоточенность психической деятельности носят характер непроизвольный, т. е. даже и не ставится цель быть внимательным. Непроизвольное внимание возникает само собой, когда вдруг возникающие действующие раздражители ярко и броско отличаются от общего монотонного “серого” фона или когда предмет-раздражитель интересен и занимателен. Например, непроизвольное внимание вызывает громкий сигнал сирены на улице, яркая реклама, интересный рассказ или остросюжетная книга. Другой пример непроизвольного внимания — монотоническая морская вахта на корабле в открытом море, когда вдруг за бортом появляется стая резвящихся дельфинов. Моряк, стоящий на вахте, в подробностях может пересказать траектории прыжков дельфинов из воды, хотя наблюдение за ними и не входило в его обязанности. Его внимание непроизвольно фиксировало необычные факты.

Произвольное внимание отличается от непроизвольного тем, что оно мотивировано и направляется на объект под влиянием принятых решений и поставленных целей. Оно — результат нашего намерения, целевого усилия воли.

Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного, что не мешает ему, однако, быть тесно связанным с нашими чувствами, интересами и прежним опытом. Но если интересы при непроизвольном внимании являются интуитивно-непосредственными, то при произвольном внимании они в основном носят характер опосредованный. Это — интерес цели, интерес последующего за тем результата деятельности. Сама деятельность может не занимать нас непосредственно, но так как ее выполнение необходимо для решения поставленной задачи, она зачастую становится и увлекательной в связи с этой целью.

Послепроизвольное внимание — это такой вид внимания, который подобно произвольному носит целенаправленный характер, но не требует для реализации постоянных волевых усилий. Например, иногда при чтении с трудом удается удержать внимание на содержании: оно трудно, скучно и даже не особенно для вас важно. Но вот в какой-то момент, незаметно для себя мы перестаем делать над собой усилие: читаем без напряжения и предмет чтения увлекает нас. Внимание из произвольного стало послепроизвольным. Из сказанного следует, что обычный процесс чтения сопровождается постоянными колебаниями внимания, которые в значительной степени и определяют темп и качество чтения. Совершенно очевидно, что быстрое чтение требует повышенного внимания. При чтении текста непроизвольное внимание зависит главным образом от автора — от его мастерства, а произвольное — от самого читателя. Таким образом, внимание предопределяет психологическую активность читателя — его настроенность и готовность. Вместе с этим оно сильно влияет и на понимание текста, и на точность и глубину усвоения содержания. При чтении очень важно не только направить внимание, но и поддерживать его длительное время.

Высокая степень сосредоточенности внимания называется его концентрацией.

От концентрации внимания зависит и успех быстрого чтения. Ей способствуют относительная тишина и отсутствие отвлекающих факторов. Продуктивность внимания определяется общим состоянием человека, его эмоциональной настроенностью; если он утомлен или чем-то расстроен, ему трудно добиться хорошей концентрации внимания. Поэтому рекомендуется читать на свежую голову и под хорошее настроение, а если это невозможно, то предварительно немного отдохнув. Нужно уметь чередовать занятия: чтение, отдых, письмо и т. д. Наконец, внимание зависит и от содержания читаемой книги, статьи, учебного текста. Если они непонятны читателю, внимание спадает. Н. К. Крупская говорила: “Браться за непосильную книгу — значит растрачивать даром силы и зря убивать время”.

Моряк, стоящий на вахте, в подробностях может пересказать траектории прыжков дельфинов из воды, хотя наблюдение за ними не входило в его обязанности

Нежелательно и непроизвольное отвлечение внимания от чрезмерно легкого текста. Необходимо помнить, что любой текст, как объект восприятия характеризуется двумя сторонами: содержанием и формой. Каждая из этих сторон может быть объектом внимания.

Ученые установили, что обычное состояние человека при чтении текста — направленность сознания на смысловое содержание материала и сосредоточенность его на этом. Здесь огромное значение имеет установка — как и что читать — направленность внимания на тот или иной аспект. Экспериментально установлено, что при восприятии текста внимание привлекают:

1) отдельные ключевые слова, существенные для понимания содержания;

2) новые или непонятные слова, затрудняющие понимание текста;

3) слова, отличающиеся особенностями конфигурационной формы.

Выделение при восприятии этих слов при чтении по-разному сказывается на понимании текста в зависимости от их принадлежности к той или иной вышеназванной группе. Если внимание сосредоточивается на словах, относящихся к первой группе, то это положительно влияет на понимание общего содержания текста. Если выделяются слова второй группы, это всегда нарушает понимание текста — внимание концентрируется на непонятном, и отдельные слова начинают выступать в качестве психологического барьера, препятствующего пониманию всего текста и снижающего скорость чтения.

Исследования последних лет, проведенные проф. П. Я. Гальпериным с сотрудниками, показали, что внимание надо рассматривать как отдельную форму психической деятельности. Отсюда следует, что сосредоточению, как и всякому другому действию, надо специально учить.

Отсюда следует, что нужно уметь произвольно управлять вниманием при чтении с помощью умения и волевых усилий. Это главное при тренировке внимания — важнейшего параметра психической деятельности.

В заключение подведем некоторые итоги.

Внимание — своего рода катализатор процесса чтения. Эффективность чтения во многом зависит от того, насколько читающий способен управлять своим вниманием. Оно определяет темп чтения, на него влияет и утомление, связанное с этим процессом. Как очень высокий (более 8000 зн. /мин), так и замедленный темп чтения (менее 600 зн./мин) утомляет, способствует снижению внимания.

Чтение в условиях непроизвольного внимания наиболее эффективно. При освоении метода быстрого чтения необходимо в первую очередь развить произвольное внимание, а затем сформировать навык послепроизвольного из устойчивого произвольного.

Практические инструкции по тренировке и развитию всех видов внимания предполагают выполнение специальных упражнений.

Произвольное, послепроизвольное внимание

Произвольное (преднамеренное, активное) внимание — это целенаправленное сосредоточение состояния сознания, поддержание определенного уровня которого связано с наличием волевых усилий. Термин «произвольный» образован не от слова «произвол», а от слова «изволение», означающего волю, желание. Включение произвольного внимания обусловлено стоящей перед человеком задачей.

Оно обычно связано с борьбой мотивов, наличием противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удержать внимание. В таких ситуациях человек делает сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из этих интересов, концентрируя внимание на удовлетворении другого. Наше внимание постоянно привлекает красивый и равномерный загар. Чтобы привлекать внимание окружающих можно посетить студию загара со скидкой.

Говоря о произвольном внимании, выделяют:

  • волевое, включающееся в ситуациях конфликта между осознанно выбранными действиями и действиями, вызывающими непроизвольное внимание;
  • выжидательное, вызываемое сознательно ожидаемым объектом или явлением (внимание охотника, поджидающего зверя в засаде, или внимание человека, ожидающего прибытия поезда);
  • спонтанное, первоначально вызываемое интересом к объекту, но впоследствии удерживаемое в сознании усилием воли.

По мере развития операционально-технической стороны деятельности – в связи с ее автоматизацией и переходом действий в операции, а также в результате изменений мотивации (например, сдвига мотива на цель) возможно появление послепроизвольного внимания.

Так, подготовка реферата или эссе как учебного задания поначалу требует определенных волевых усилий. Затем мы входим «во вкус», не замечаем затраченного времени и даже – начинаем раздражаться, если кто-либо или что-либо отвлекает нас от интересной работы.

Как утверждает Н.Ф. Добрынин, в указанном случае сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнение уже не требует специальных умственных (волевых) усилий и ограничено во времени лишь истощением ресурсов организма.

Однако не все психологи считают послепроизвольное внимание самостоятельным видом, так как по механизму возникновения оно напоминает произвольное (этим и объясняется сам термин «послепроизвольное внимание»), а по способу функционирования – непроизвольное внимание.

По способу реализации – в зависимости от выраженности целевой направленности и уровня необходимых волевых усилий – принято различать непроизвольное, произвольное и после-произвольное внимание.

Непроизвольное (непреднамеренное, пассивное) внимание возникает стихийно, без видимых волевых усилий, как бы автоматически, независимо от состояния человека. Непроизвольное внимание вызывают объективные (интенсивность, новизна, динамичность, контрастность объектов) и субъективные (интересы, склонности) факторы.

Интересным для человека чаще всего становится то, что связано с его основными, любимыми занятиями. Так, книга по собаководству вызовет непроизвольное внимание кинолога – и не привлечет внимания человека, которому собаки безразличны.

Кроме силы и неожиданности раздражителей непроизвольное внимание может быть вызвано также их контрастом. Известно, что переход от тишины к шуму, от тихой речи к громкой привлекает внимание. В свою очередь, непроизвольное внимание делят на следующие подвиды (разновидности):

  • вынужденное, включающееся при воздействии многократно повторяющихся сигналов (например, мерцание рекламных щитов) или раздражителей высокой интенсивности (звук сирены проезжающей мимо спецмашины);
  • невольное, ориентированное на объекты, связанные с потребностями человека (например, выпускника университета вряд ли привлечет новый справочник для поступающих в вузы);
  • привычное, связанное с постоянной сферой интересов человека (в книжном магазине нас прежде всего привлекают издания, которые соответствуют нашей профессии или нашему хобби).

31. Виды внимания

По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя.

Более сильный раздражитель на фоне действующих привлекает внимание человека. Вызывает непроизвольное внимание новизна раздражителя, начало и прекращение действия раздражителя.

Перечисленные особенности раздражителя ненадолго превращают его в объект внимания. Длительное сосредоточение непроизвольного внимания на предмете связано с потребностями в нем, с его значимостью для личности.

Предметы, создающие в процессе познания яркий эмоциональный тон, вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства.

Интерес выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам.

В процессе познания интересным для человека является не то, что вовсе неизвестно, и не то, о чем уже все известно. Новое в известном вызывает познавательный интерес.

Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.

При произвольном внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно делать. Поэтому психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевым усилием.

Произвольное сосредоточение на объекте предполагает волевое усилие, которое и поддерживает внимание. Волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной цели. Оно помогает удерживать внимание на объекте, не отвлекаться, не ошибаться в действиях.

Произвольное внимание как свойство личности не может быть сформировано независимо от самой личности.

В послепроизвольном внимании снижается волевое напряжение, необходимое при сосредоточении в произвольном внимании. После-произвольное внимание – сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности.

Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности. При таком внимании сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим.

Переход к контролю деятельности на уровне послепроизвольного внимания в значительной степени определяется особенностями личности. Если произвольное внимание перешло в послепроизвольное, то до наступления общей усталости не чувствуется напряжения.

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Читайте также:

  1. А. Обратите внимание на соответствие англо-американских единиц измерения и метрических мер, которые встретятся вам в текстах.
  2. БОДРСТВОВАНИЕ. ВНИМАНИЕ
  3. БОДРСТВОВАНИЕ. ВНИМАНИЕ
  4. Взятые из сунны, доказательства того, что в установлении вероотступничества, как факта, незнание человека во внимание не принимается. 1 страница
  5. Взятые из сунны, доказательства того, что в установлении вероотступничества, как факта, незнание человека во внимание не принимается. 2 страница
  6. Взятые из сунны, доказательства того, что в установлении вероотступничества, как факта, незнание человека во внимание не принимается. 3 страница
  7. Взятые из сунны, доказательства того, что в установлении вероотступничества, как факта, незнание человека во внимание не принимается. 4 страница
  8. Взятые из сунны, доказательства того, что в установлении вероотступничества, как факта, незнание человека во внимание не принимается. 5 страница
  9. Взятые из сунны, доказательства того, что в установлении вероотступничества, как факта, незнание человека во внимание не принимается. 6 страница
  10. ВНИМАНИЕ
  11. ВНИМАНИЕ
  12. ВНИМАНИЕ

Непроизвольное внимание – это внимание, возникающее без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий.

Существует сложный комплекс причин, вызывающих непроизвольное внимание. Эти причины можно условно разделить на различные группы.

1. Особенности самого раздражителя.

2. Степень интенсивности раздражителя. Любой достаточно сильный раздражитель – громкий звук, яркий свет, резкий запах – невольно привлекает наше внимание. Причем значение имеет не только абсолютная, но и относительная сила раздражителя (наше внимание привлечет и легкий шорох в полной тишине, и огонек спички в темноте).

3. Новизна, необычность раздражителя. Новизна – одна из наиболее важных особенностей раздражителей, вызывающих пробуждение непроизвольного внимания. Всякое новое раздражение, как отмечал еще И.П. Павлов, если оно имеет достаточную интенсивность, вызывает ориентировочную реакцию. Различают абсолютную новизну (в этом случае раздражитель никогда раньше не присутствовал в нашем опыте) и относительную новизну – необычное сочетание известных раздражителей.

4. Ослабление действия раздражителя и прекращение его действия: маяки, указатели поворотов автомобилей.

5. Подвижность объекта: движущиеся предметы.

6. Соответствие внешних раздражителей внутреннему состоянию организма или личности, т. е. потребностям.

7. Интересы: один человек пройдет мимо и не заметит броской афиши о футбольном матче, а другой обратит внимание на скромное объявление о предстоящем концерте; проголодавшийся человек невольно отметит вниманием все, что связано с пищей.

8. Чувства: хорошо известно, что всякое раздражение, вызывающее то или иное чувство, привлекает внимание. Оно так и называется – эмоциональное внимание.

9. Ожидание: нередко оно позволяет воспринимать даже то, что при других обстоятельствах человек вовсе не замечает.

10. Апперцепция – влияние прежнего опыта, знаний, представлений. Даже слабый раздражитель вызовет внимание человека, знающего, о чем идет речь, тогда как несведущий человек просто ничего не заметит.

Непроизвольное вниманиеявляется наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Обычно возникновению непроизвольного внимания способствует целый комплекс причин. В этот комплекс входят различные физические, психофизиологические и психические причины. Они взаимосвязаны, но условно их можно разделить на четыре категории.

В отличие от непроизвольного внимания, главной особенностью произвольного вниманияявляется то, что оно управляется сознательной целью.

Но, в отличие от подлинно непроизвольного внимания, послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время, в отличие от произвольного внимания, здесь нет или почти нет волевых усилий.

Дата добавления: 2014-12-25 ; Просмотров: 326 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное

Читайте также:

  1. Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания.
  2. НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
  3. Непроизвольное внимание
  4. Непроизвольное внимание — это сосредоточе­ние сознания на объекте в силу каких-то его особеннос­тей.
  5. Постпроизвольное внимание
  6. Произвольное и непроизвольное запоминание.

Непроизвольное внимание

— непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.

В психологической литературе употребляют несколько синонимов для обозначения непроизвольного внимания. Внекоторых исследованиях его называют пассивным, вдругих эмоциональным. Оба синонима помогают раскрыть особенности непроизвольного внимания. Когда говорят опассивности, то оттеняют зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться. Когда непроизвольное внимание называют эмоциональным, то выделяют связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями. В этом случае также нет волевых усилий, направленных на сосредоточение: объект внимания выделяется в силу соответствия его причинам, побуждающим человека к деятельности.

Итак, непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей.

Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание.

Новизна раздражителятакже вызывает непроизвольное внимание.

Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон(насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший учеловека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание.

Интерес,как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания кпредметам.

Синонимами слова произвольное(внимание) являются слова активноеили волевое.Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте.

Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что долженделать.

Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие,которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду.

Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности.

Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях.

Итак, причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность.

Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания.

Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие.Например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием.

Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека.Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Многочисленные наблюдения и опыты показывают, что к концу рабочего дня увеличивается количество ошибок при выполнении работы, а также субъективно переживается состояние усталости: трудно сосредоточить внимание. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы (озабоченность какими-то другими мыслями, болезненное состояние и другие подобного рода факторы), значительно ослабляет произвольное внимание человека.

Произвольное внимание

— сознательное сосредоточение на определенной информации, требует волевых усилий, утомляет через 20 минут.

Послепроизволъное внимание

— вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.

Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным.

Исследования Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына показали, что качество внимания зависит от свойств нервной системы человека.

Обнаружилось, что людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной — даже повышают концентрацию внимания. Люди с инертной нервной системой испытывают затруднения в переключении и распределении внимания.

Однако и дефицит раздражителей, информации — фактор неблагоприятный. Исследования показали, что при изоляции человека от раздражителей, поступающих из окружающей среды и из собственного организма (сенсорная депривация, когда человека помещают в звуконепроницаемую камеру, надевают светонепроницаемые очки, помещают в теплую ванну для снижения кожной чувствительности), то нормальный физически здоровый человек довольно быстро начинает испытывать трудности в управлении своими мыслями, он теряет ориентировку в пространстве, в строении собственного тела, у него начинаются галлюцинации и кошмары. При обследовании людей после такой изоляции у них наблюдали нарушения восприятия цвета, формы, размера, пространства, времени, иногда утрачивалась константность восприятия.

Все это свидетельствует о том, что для нормального восприятия необходим определенный приток сигналов из внешней среды. В то же время избыточный приток сигналов приводит к понижению точности восприятия и ответа человека к ошибкам. Эти ограничения возможности одновременного восприятия нескольких независимых между собой сигналов, информация о которых поступает из внешней и внутренней среды, связаны с основной характеристикой внимания — его фиксированным объемом. Важной особенностью объема внимания является то, что оно мало поддается регулированию при обучении и тренировке.

Но все-таки развивать внимание можно с помощью психологических упражнений, например:

1. «Игры индейцев»для развития объема внимания: двум или нескольким соревнующимся в течение короткого времени показывают сразу много предметов, после чего каждый отдельно говорит судье, что он видел, стараясь перечислить и подробно описать возможно большее число предметов. Так, один фокусник добился того, что быстро проходя мимо витрины, мог заметить и описать до 40 предметов.

2. «Печатная машинка»— это классическое театральное упражнение развивает навыки сосредоточения. Каждому человеку дается 1-2 буквы из алфавита, преподаватель называет слово и участники должны «выстучать» его на своей пишущей машинке. Называют слово и делают хлопок, затем делает хлопок тот человек, с чьей буквы начинается слово, затем хлопок учителя — вторая буква, хлопок ученика и т. д.

3. «Ктобыстрее?» Людям предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например, «о» или «е». Успешность выполнения теста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок — пропущенных букв: чем меньше величина этих показателей, тем выше успешность. При этом надо поощрять успехи и стимулировать интерес.

4. «Наблюдательность».Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу —то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали. Подростки могут записать свои описания, а затем сравнить их между собой и с реальной действительностью. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

5. «Корректура».Ведущий пишет на листе бумаги несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Ученику разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передает лист второму ученику, который исправляет оставленные ошибки карандашом другого цвета. Возможно проведение соревнований в парах.

6. «Пальцы».Участники удобно располагаются в креслах или на стульях, образуя круг. Следует переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде «Начали» медленно вращают большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп» прекратить упражнение. Длительность 5—15 минут. Некоторые участники испытывают необычные ощущения: увеличения или отчуждения пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Эти трудности связаны с необычностью объекта сосредоточения.

Память.

Дата добавления: 2014-12-27 ; Просмотров: 2041 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Непроизвольное внимание как ориентировочный рефлекс, вызываемый «колебаниями» окружающей среды. Факторы, воздействующие на интенсивность привлечения непроизвольного внимания: относительная сила раздражения, новизна предметов, состояние самого человека.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 12.12.2011
Размер файла 13,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Выделение из всего, что воздействует на человека, чего-либо, что становится объектом отражения, во многих случаях осуществляется непроизвольно, без предварительного намерения. В этих случаях говорят о непроизвольном или непреднамеренном внимании. Оно привлекается непосредственно самими воздействующими предметами или явлениями в силу тех особенностей, которые присущи им.

Непроизвольное внимание представляет собой ориентировочный рефлекс, вызываемый изменениями, «колебаниями» окружающей среды, т. е. появлением раздражителя, до этого отсутствовавшего и в данный момент впервые воздействующего на человека. Движения, осуществляемые в этих случаях, — это движения, посредством которых воспринимающий аппарат устанавливается так, что достигается наилучшее при данных условиях отражение раздражителя. «Мы вглядываемся в появляющийся образ, прислушиваемся к возникшим звукам, усиленно втягиваем коснувшийся нас запах и, если новый предмет поблизости нас, стараемся осязать его и вообще стремимся охватить или захватить всякое новое явление или предмет соответствующими воспринимающими поверхностями, соответствующими органами чувств».

Ориентировочный рефлекс, давая возможность лучше, полнее осведомиться относительно начавшего свое действие раздражителя, создает условия, необходимые для адекватной реакции на данный раздражитель. В этом его огромный биологический смысл для животных. В этом его важнейшее значение и для человека.

Непроизвольное внимание привлекается не всяким изменением в среде. Другие действующие в данный момент раздражители могут затормозить ориентировочный рефлекс. Для того чтобы новый раздражитель стал объектом внимания, надо, чтобы он обладал некоторыми особенностями, которые облегчали бы его выделение из всего, что воздействует на человека в данный момент.

К числу таких особенностей прежде всего относится сила раздражителя. Сильные раздражители (сильный свет, яркие краски, громкие звуки, резкие запахи) легко привлекают внимание, так как, по закону силы, чем сильнее раздражитель, тем значительнее возбуждение, вызываемое им, а следовательно, и условный рефлекс на него. А это в свою очередь влечет за собой усиление отрицательной индукции, вызванной данным возбуждением, т. е. усиление торможения в других участках коры мозга.

Важное значение имеет не только абсолютная, но и относительная сила раздражения, т. е. соотношение раздражения по силе с другими раздражителями, составляющими как бы фон, на котором он выступает. Даже сильный раздражитель может не привлечь внимания, если он дан на фоне других сильных раздражителей. В уличном шуме большого города отдельные, даже сильные, звуки не привлекают внимания, хотя они легко привлекут его, если будут услышаны ночью в тишине. С другой стороны, даже самые слабые раздражители становятся объектом внимания, если они даны на фоне полного отсутствия других раздражителей: малейший шорох при полной тишине вокруг, совсем слабый свет в темноте и т. п.

Во всех этих случаях определяющим является контраст между раздражителями. Он играет весьма важную роль в привлечении непроизвольного внимания. И это относится не только к силе раздражителей, но и к другим их особенностям. На всякое значительное различие — по форме, величине, цвету, продолжительности действия и т. п. — человек невольно обращает внимание. Маленький предмет легче выделяется среди больших; длительный звук — среди отрывистых, коротких звуков; цветной кружок — среди кругов, окрашенных в иной цвет. Цифра привлекает внимание среди букв; иностранное слово — если оно находится в русском тексте; треугольник — когда сн нарисован среди квадратов.

В большой мере привлекают внимание резкие или же многократно повторяющиеся изменения в раздражителях: значительные перемены во внешнем виде хорошо известных вещей, людей, периодическое усиление или ослабление звука, света и т. п. Аналогично этому действует и движение предметов.

Важный источник непроизвольного внимания — новизна предметов и явлений. Новое легко становится предметом внимания. Все же шаблонное, стереотипное, многократно повторяющееся не привлекает внимания. Новое служит объектом внимания, однако, в меру того, насколько оно может быть понято или же побуждает осмысливать его. А для этого оно должно находить опору в прошлом опыте. Если этого нет, новое не привлекает надолго внимания. Безусловный ориентировочный рефлекс гаснет скоро. Для того чтобы внимание было длительным, необходимы условные ориентировочные реакции, целая цепь их, что возможно только тогда, когда в новых предметах и явлениях, помимо нового, имеется и то, с чем уже образовались временные связи, т. е. то, что уже связано с чемто известным.

Вызываясь внешними раздражителями, непроизвольное внимание существенно определяется состоянием самого человека. Одни и те же предметы или явления могут стать объектом внимания или не привлечь его в зависимости от того, каково состояние человека в данный момент. Важную роль играют прежде всего потребности и интересы людей, их отношение к тому, что воздействует на них. Все, что связано с удовлетворением или неудовлетворением потребностей (как органических, материальных, так и духовных, культурных), все, что соответствует интересам, к чему есть определенное, ясно выраженное и в особенности эмоциональное отношение, — все это легко становится объектом непроизвольного внимания. Тот, кто интересуется спортом, скорее обратит внимание на афишу, в которой сообщается о спортивном состязании, нежели тот, кто вовсе не интересуется спортивной жизнью. Внимание же музыканта скорее привлечет объявление о концерте, которое совсем может быть не замечено тем, чьи интересы не связаны с музыкой.

Значительную роль играет, далее, настроение человека, не в малой мере определяющее, что привлечет внимание из всего воздействующего в данный момент. непроизвольный внимание ориентирофочный рефлекс

Существенное значение имеет утомление или, наоборот, бодрое состояние, в котором находится человек. Хорошо известно, что в состоянии сильной усталости нередко не замечается то,что легко привлекает внимание в бодром состоянии.

Особо важную роль играет состояние коры мозга, в частности, ее деятельное или, наоборот, заторможенное состояние. Важна та доминанта (господствующий очаг возбуждения), которая имеется в данное время в коре.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие направленности и сосредоточенности сознания. Внимание как свойство психических процессов, его физиологические основы. Процессы в коре полушарий мозга: возбуждение и торможение. Ориентировочный рефлекс, произвольное и непроизвольное внимание.

реферат [10,8 K], добавлен 25.06.2009

Общие функции внимания. Виды внимания. Произвольное и непроизвольное внимание. Свойства внимания. Возможность целенаправленного формирования внимания. Использование непроизвольного внимания и содействие развитию произвольного.

лекция [16,2 K], добавлен 12.09.2007

Основные виды внимания как особого свойства человеческой психики, характеристика его свойств. Понятие устойчивости внимания. Концентрация внимания, его распределение и переключаемость. Причины возникновения непроизвольного внимания, его разновидности.

курсовая работа [58,5 K], добавлен 14.09.2015

Сущность внимания, его физиологическая основа. Понятие внимания в психологии. Произвольное и непроизвольное внимание. Виды, основные свойства, развитие концентрации у младших школьников. Способность произвольно направлять и поддерживать внимание.

реферат [21,7 K], добавлен 15.11.2008

Внимание — избирательная направленность на какой-либо объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Основными видами внимания являются непроизвольное или рефлекторное и произвольное внимание.

реферат [15,9 K], добавлен 18.01.2009

Понятие, сущность и этапы развития внимания. Направленность и сосредоточенность. Виды (пассивное, послепроизвольное, произвольное и непроизвольное) и формы внимания (сенсорно-перцептивное, интеллектуальное, моторное). Исследование и тесты на внимание.

презентация [880,0 K], добавлен 12.04.2015

Содержание психологических теорий внимания Т. Рибо, Д.Н. Узнадзе и П.Я. Гальперина. Понятие, виды (преднамеренное, непроизвольное) и формы проявления внимания. Характеристика его свойств — сосредоточенности, устойчивости, переключение и рассеянности.

контрольная работа [39,7 K], добавлен 06.01.2011

Формы и способы организации человеческой деятельности. Предмет познавательной деятельности. Основные характеристики внимания. Произвольное и непроизвольное внимание, его концентрация и распределение. Основные черты ощущения и восприятия человека.

курсовая работа [40,9 K], добавлен 03.01.2012

Общее понятие о внимании и его причины. Функции и виды внимания. Причины, обусловливающие преднамеренное внимание. Способы развития внимания. Особенности непроизвольного внимания младших школьников. Тесты на внимание и упражнения на его тренировку.

реферат [33,1 K], добавлен 31.03.2015

Субъективная сторона явлений сознания. Определение внимания в психологии, его основные характеристики. Основа непроизвольного внимания. Формирование условного рефлекса. Произвольное внимание и модель Канемана. Психофизиология зрения, сенсорный анализатор.

презентация [14,8 M], добавлен 24.08.2013

Виды внимания
Произвольное и непроизвольное внимание

Виды внимания

Рассмотрим основные виды внимания. Это

  • природное и социально обусловленное внимание,
  • непосредственное и опосредствованное внимание,
  • непроизвольное и произвольное внимание,
  • чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку со дня его рождения как врожденная способность избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.

Социально обусловленное внимание складывается в результате жизненного опыта, обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

В самом деле, трудно заставить себя быть внимательным к чему-то, с чем ничего нельзя сделать, что не вызывает нашей внешней или внутренней активности. Но есть предметы и явления, которые как бы приковывают к себе внимание, иногда даже вопреки нашему желанию. В одном случае надо заставить себя быть внимательным, а в другом — предмет как бы сам обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть, слушать и т.д.

Здесь можно сказать о двух различающихся видах внимания — непроизвольном и произвольном внимании. Непроизвольное (пассивное) внимание, в возникновении которого наше намерение не принимает участия, и произвольное (активное), возникающее благодаря нашему намерению, вследствие приложения нами усилия воли. Таким образом, само запоминается то, на что направлено непроизвольное внимание; то, что надо запомнить, нуждается в произвольном внимании.

Непроизвольное внимание — более низкая форма внимания, которое возникает в результате воздействия раздражителя на какой-либо из анализаторов. Оно образуется по закону ориентировочного рефлекса и общее для человека и животных.

Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.

Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность.

Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться.

Причины возникновения непроизвольного внимания

Причинами возникновения непроизвольного внимания могут быть:

Относительная сила раздражителя.

Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.

Контрастность предметов или явлений.

Внутреннее состояние человека.

Французский психолог Т. Рибо писал, что характер непроизвольного внимания коренится в глубоких тайниках нашего существа. Направление непроизвольного внимания данного лица обличает его характер или, по меньшей мере, его стремления.

Основываясь на этом признаке, мы можем вывести заключение относительно данного лица, что это человек легкомысленный, банальный, ограниченный, или чистосердечный и глубокий. Красивый пейзаж привлекает внимание художника, действуя на его эстетическое чувство, тогда как местный житель в этом же пейзаже видит лишь что-то обыденное.

Произвольное внимание

Если Вы скажете мне, на что Вы обращаете внимание, то я смогу определить кто Вы: прагматик или высоко духовная личность. Здесь речь идет уже о другом виде внимания — произвольном, преднамеренном, активном.

Если внимание непроизвольное есть и у животных, то произвольное внимание возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой деятельности. Для достижения определенной цели человеку приходится заниматься не только тем, что само по себе интересно, приятно, занимательно, делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо.

Произвольное внимание более сложное и свойственное только человеку формируется в процессе обучения: в быту, в школе, в труде. Оно характерно тем, что направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели. Здесь все просто, нужно поставить цель: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что», и упорно идти к этой цели.

Физиологический механизм произвольного внимания

Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребенка произвольного внимания.

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, т.к. без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Психологическая особенность произвольного внимания

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.

Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом.

Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или после-произвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний, и предупреждать развитие утомления.

Внешне- и внутренне-направленное внимание

Внимание может быть обращено либо на объекты внешнего мира, либо на мысли, чувства, воспоминания. По этому признаку различают внешне- и внутренне-направленное внимание.

Если у человека во время выполнения какого-либо задания всплывают в памяти воспоминания, отвлекающие его от основного занятия, — это будет непроизвольное внутренне-направленное внимание. Иногда непроизвольное, но интенсивное внутренне-направленное внимание может обусловливать невнимательность человека.

Произвольное внимание выделяет из всей массы явлений, действующих на анализаторы, только ту ее часть, которая должна занять центральное место в деятельности человека. Однако эта часть не всегда одинакова по объему. Она различна в одних и тех же обстоятельствах у разных людей и у одного и того же человека в различных условиях.

Волевая регуляция внимания

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное требует этого.

Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.

Благоприятные условия работы

Вряд ли удастся сосредоточиться, если во всю мощность ревет включенный магнитофон, телевизор или рядом друзья обсуждают интересную, но постороннюю по отношению к вашей работе проблему. Однако не возможно добиться полной тишины и не стоит терроризировать окружающих, требованием замолчать. Иногда стремление избавиться от отвлекающих раздражителей становится болезненным.

Очень важно найти свой, т.е. наиболее благоприятный именно для Вас, режим, ритм и внешние условия работы. Обычно такой стиль вырабатывается сам собой, хотя иногда его приходится искать методом проб и ошибок.

Раздражители могут порой не только не мешать работе, но даже помогать концентрации внимания. Когда в центральной нервной системе существует доминирующее возбуждение, то посторонние слабые раздражители создают дополнительные субдоминантные очаги, которые как бы притягиваются к главному, отдают ему свою энергию, усиливают, укрепляют доминанту. Поэтому тихая музыка, рабочий шум, нормальные уличные шумы часто помогают сосредоточиться.

Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе — с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

Необходимо отметить такую особенность внимания, которая как бы связывает все другие психические явления, где оно проявляется, и не сводится к моментам различных видов деятельности человека. В любой сознательной деятельности постоянно переплетаются все виды внимания.

Демо-версия комплекса

Вы можете проверить работу методик в демо-версии Комплекса психологических тестов и развивающих программ. Все пакеты тестирования, описанные на сайте, а также все общесистемные компоненты Комплекса

Зарегистрирован в качестве СМИ на основании Свидетельства о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-69084 от 14 марта 2017

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять