Психические расстройства у детей как распознать проблемы в маленькой личности

Сегодня предлагаем обсудить тему: "психические расстройства у детей как распознать проблемы в маленькой личности". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Психические расстройства у детей: симптомы, лечение

Автор: bloodkot · Опубликовано 09.06.2019 · Обновлено 07.06.2019

Психические расстройства у детей нередко сложно диагностировать из-за особенностей возраста. Кроме того, многие родители сами стараются оправдать имеющиеся у ребенка странности капризами и шалостями. Данные факторы приводят к тому, что около 30% детей, имеющих подобные расстройства, не получают необходимой медицинской помощи и вынуждены справляться со своими проблемами самостоятельно.

Однако промедление в лечении в этом случае недопустимо. Чем раньше будет начаты лечение, социальная адаптация и работа с психологом, тем выше вероятность облегчения состояния ребенка. Кроме того, нужно учитывать, что при правильно подобранной терапии удается подавить некоторые психические патологии.

Что такое психическое расстройство?

Психическое расстройство — это нарушение, которое сопровождается нарастающими изменениями психики, влияющими на способность ребенка адекватно воспринимать окружающую действительность, проявлять эмоции и т.д. Подобные расстройства влияют на поведение и возможность усваивать информацию.

[2]

Проявляющиеся в детском возрасте психические заболевания могут неблагоприятном образом отразиться на умственном и физическом развитии ребенка, возможностях его адаптации и взаимодействии со сверстниками. Психические отклонения значатся в международной классификации МКБ 10 под кодами F00-F99.

Причины возникновения заболевания у ребенка, подростка

Нервно-психические расстройства у детей могут возникать в результате воздействия многих внешних и внутренних факторов. Поспособствовать появлению проблемы могут биологические, психологические, физиологические, социопсихологические и другие причины.

Генетическая предрасположенность

Психические заболевания детей, обусловленные генетическим сбоем, являются наиболее опасными, т.к. из-за невозможности устранения первопричины нельзя вылечить имеющуюся патологию. Нередко генетические заболевания, способные вызвать нарушение психического и умственного развития, передаются по наследству.

Возможно появление поврежденных генов через несколько поколений, поэтому даже если у родителей нет никаких симптомов, они могут выступать носителями и передать болезнь своему ребенку. Опасность генетически обусловленных патологий кроется в том, что они могут проявиться даже в дошкольном возрасте.

Ограниченность умственных способностей

Дети, имеющие ограниченные умственные способности с рождения, требуют большего внимания со стороны взрослых для усвоения учебного материала. При отсутствии должного внимания на изначально ограниченные умственные возможности накладывается еще и педагогическая запущенность.

Повреждения головного мозга

Часто детские психические расстройства являются результатом врожденных или приобретенных повреждений головного мозга. Патология структуры тканей мозга может быть результатом перенесенных внутриутробных инфекций, а также родовых травм. Кроме того, спровоцировать повреждение головного мозга у ребенка могут:

  • энцефалит;
  • менингит;
  • ВИЧ;
  • краснуха;
  • интоксикация ртутью;
  • отравление растительными ядами и т.д.

Нередко повреждения мозга у детей проходят бесследно при направленном лечении, но возможны и остаточные явления в виде нарушений психики.

Вредные привычки у родителей

Если у одного или обоих родителей на время зачатия было патологическое пристрастие к алкоголю, табакокурению или наркотическим веществам, это может негативно отразиться на здоровье ребенка. Особенно опасно наличие вредных привычек у женщин, вынашивающих младенца.

Воздействие отравляющих веществ может стать причиной нарушения формирования нервной трубки и спровоцировать развитие многих врожденных патологий. Влияние табачного дыма на новорожденного ребенка провоцирует замедление развития и появление признаков психического расстройства в дошкольном или подростковом возрасте.

Постоянные конфликты

Неблагоприятная психологическая обстановка в семье может негативным образом отразиться на психике ребенка. Многие дети стараются не показывать взрослым своих истинных эмоций и отношения к происходящему, таким образом часто переживая и виня себя во всех конфликтах. Эмоциональное выяснение отношений между родителями опасно для детей всех возрастов.

Поспособствовать появлению психических нарушений у детей может проживание в социально-неблагоприятных условиях, в т.ч. если ребенок постоянно наблюдает за тем, как родители злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими веществами.

Детская психика может быть сильно нарушена, если у родителей наблюдается тяжелый развод. Взрослые нередко вовлекают своих детей в имеющиеся проблемы. В такой обстановке ребенок находится в постоянном эмоциональном напряжении, что может негативным образом отразиться на его развитии.

Основные симптомы в зависимости от вида заболевания

Клинические особенности психического расстройства зависят от вида и причин, вызвавших его появление. В ряде случаев удается добиться восстановления психического здоровья ребенка, что позволяет ему вести полноценный образ жизни. Однако при некоторых патологиях нарушения психики накладывают на ребенка ряд пожизненных ограничений.

[1]

Умственная отсталость и задержка развития

Умственная отсталость может быть выражена в легкой, умеренной, тяжелой и глубокой степенях тяжести. При умственной отсталости у ребенка наблюдается нарушение способности усваивать навыки и знания. Такие дети позже начинают ходить и говорить. Поведенческие реакции могут сильно отличаться от их сверстников. Для обучения детей простым навыкам самообслуживания приходится затрачивать большее количество времени и усилий. Даже при интенсивной коррекционной работе нередко не удается развить ребенка до уровня среднестатистического взрослого.

Несмотря на то что в физическом плане такие дети не отстают от сверстников, у них есть ограничения в познавательной сфере. Они могут иметь скудный словарный запас и небольшой перечень навыков. Это связано не только с проблемами в обучении, но и с плохой памятью. Ребенок не может сосредоточиться на том или ином предмете. По мере взросления проявляется психический инфантилизм, когда внешне взрослый человек ведет себя как ребенок школьного или дошкольного возраста.

Синдром дефицита внимания

Под синдромом дефицита внимания понимается сразу несколько заболеваний, сопровождающихся рядом неврологических и поведенческих нарушений. Дети, страдающие этим расстройством, в большинстве случаев не имеют умственной или физической отсталости, но при этом у них могут наблюдаться трудности с усвоением знаний и навыков.

Ребенок, страдающий этим синдромом, отличается гиперактивностью, поэтому не может сосредоточить внимание на том или ином предмете. На это расстройство также указывает повышенная болтливость, рассеянность, стремление перебить собеседника и т.д. Такие дети не имеют хобби и часто не доводят начатое дело до конца. Если своевременно не принять меры, у ребенка могут в дальнейшем появиться проблемы с обучением и социальной адаптацией.

Аутизм считается тяжелым психическим заболеванием. Его клинические проявления могут быть выражены в разной степени тяжести. Некоторые дети, страдающие этим расстройством, при комплексной реабилитации и использовании особых подходов к обучению растут, почти не отличаясь от сверстников.

В то время как у других больных аутизмом наблюдается критическое нарушение возможности коммуникации и способности устанавливать социальные контакты. При тяжелом течении патологии ребенок не может нормально усваивать информацию и приобретать навыки самообслуживания.

При аутизме дети стараются свести контакты с внешним миром к минимуму. Они плохо переносят любые перемены. Часто они стараются не смотреть в глаза окружающим.

Шизофрения

У детей младшего школьного и дошкольного возраста шизофрения проявляется редко. В таком случае ребенок может постоянно видеть галлюцинации, иметь воображаемых друзей и слышать голоса. Он не способен осознать их нереальность. Во время психоза такие дети могут представлять опасность для себя и окружающих. Из-за прогрессирующего нарушения психики они отличаются замедленным умственным развитием, испытывают трудности в общении с окружающими.

Читайте так же:  Как наши негативные установки влияют на наше питание

Данное психическое расстройство у подростков возникает чаще, нередко шизофрения проявляется бредом и галлюцинациями, нарушением возможности адекватно воспринимать действительности. Ухудшаются возможности подростков поддерживать отношения со сверстниками и усваивать учебный материал. Возможно появление маний преследования, величия и т.д. Кроме того, появляются приступы депрессии. Возможны приступы агрессивного поведения и другие нарушения.

Эпилепсия относится к часто встречающимся неврологическим заболеваниям, проявляющимся в детском возрасте. Это патологическое состояние сопровождается возникновением приступов повышения электрической активности в головном мозге, приводящих к припадкам. Эпилептический приступ длится в среднем 1-3 минуты.

Существует несколько вариантов припадков у детей, различающихся степенью тяжести и опасностью. После приступа ребенок длительное время спит. После пробуждения такие дети жалуются на боли в голове и усталость. Частые приступы у детей нередко становятся причиной замедления умственного развития и поведенческих нарушений. Ребенок, страдающий эпилепсией, нередко испытывает трудности в общении с окружающими.

У детей нередко диагностируются неврозы. Они могут проявляться выраженной психической дискоординацией. Часто неврозы сопровождаются эмоциональной неуравновешенностью. Радостное настроение может резко смениться на угнетенное или агрессивное. На наличие невроза у ребенка могут указывать проблемы со сном.

Подобное психическое отклонение крайне опасно, т.к. оно может становиться причиной появления нарушения работы внутренних органов, в т.ч. бронхиальной астмы, язвенной боли, нейродермитов и т.д. Дети, страдающие этой патологией, часто имеют проблемы с обучением и коммуникацией со сверстниками.

Расстройства пищевого поведения

Симптомы расстройства пищевого поведения наиболее часто возникают в подростковом возрасте. У детей школьного и дошкольного возраста это нарушение встречается крайне редко. Основой для развития подобной проблемы являются заниженная самооценка и длительные депрессии. Нередко нарушения пищевого поведения проходят в виде анорексии или булимии.

В этом случае дети перестают есть или стараются избавиться от уже принятой пищи. Расстройство может проявляться и в виде повышенного аппетита. При таком течении ребенок быстро набирает вес. Кроме того, у него наблюдается возникновение чувства вины, подавленность и снижение стремления к общению со сверстниками. Возможно появление проблем с обучением.

Диагностика и прогноз

Чем раньше будет выявлено расстройство психики у ребенка и назначено лечение, тем лучше прогноз. Для постановки диагноза нередко требуется консультация у невролога, психолога и т.д. Специалисты сначала проводят ряд тестов для выявления имеющихся нарушений. Нередко назначается ряд исследований, в т.ч.:

  • общий и биохимический анализы крови и мочи;
  • КТ;
  • МРТ;
  • ПЭТ.

Лечение психических проблем у детей

Терапия подбирается с учетом имеющихся у ребенка нарушений и степени их выраженности. Таким детям в период обострениям требуется прием лекарственных средств, позволяющих подавить симптомы. В схему лечения входят занятия с психологом и социализация.

Часто детям, страдающим описываемыми расстройствами, требуется индивидуальная программа обучения и длительная реабилитация. Могут применяться некоторые методы физиотерапии. Не во всех случаях возможно восстановление психического здоровья, но правильно подобранной терапией в большинстве ситуаций удается снизить выраженность симптоматических проявлений.

Профилактика

Для большинства психических расстройств, встречающихся у детей, не разработана специфическая профилактика. Однако некоторые меры могут быть приняты. Людям, имеющим в семейном анамнезе случаи развития расстройств психики, следует планировать беременность. Нужно заблаговременно отказаться от вредных привычек.

Женщинам во время беременности следует соблюдать рекомендации врача и избегать мест, где возможно заражение инфекциями, способными негативно отразиться на состоянии развивающегося ребенка. Кроме того, для снижения риска появления расстройств психики необходимо обеспечить ребенку благоприятную психологическую среду в семье.

Психические расстройства в детскомподростковом возрасте

В детском и подростковом возрасте могут проявиться самые разные психиатрические заболевания. Их симптоматика, хоть и имеет важнейшие признаки, позволяющие диагностировать расстройство, но, все же, существенно отличается от картины, которая наблюдается у взрослых людей.

К тому же, существуют состояния, характерные именно для детского или подросткового возраста. При дальнейшем взрослении они могут исчезнуть вовсе. Но это не означает, что появление детских психических расстройств можно игнорировать.

Виды расстройств, встречаемые у детей

Чаще всего у детей в раннем возрасте диагностируется задержка психо-речевого развития. Такие расстройства могут иметь различные формы, очень часто они развиваются на фоне отсутствия значительных моторных дисфункций. Ребенок впервые переворачивается на спину, садится и ходит в положенный ему срок.

Диагностировать задержку в речевом развитии можно в возрасте около 2.5 – 3 лет. Данное расстройство в редких случаях является самостоятельным диагнозом, чаще всего его наличие является лишь симптомом более серьезных психических нарушений.

Сейчас наблюдается резкое увеличение выявляемости у детей аутизма. Классическими признаками данного расстройства являются:

  • чрезмерная замкнутость;
  • постоянное желание быть в одиночестве;
  • нежелание строить общение с окружающими людьми;
  • нарушения в речевом развитии, при этом наблюдается склонность к повтору фраз, ошибочном использовании местоимений, монотонное и многократное повторение одних и тех же слов;
  • манерность и стереотипия;
  • умышленное причинение себе боли. Дети кусают себя, щипают, вырывают волосы и т.д.

При этом у больных детей наблюдается прекрасная память и стремление к порядку. Но, в последнее время, аутизм в чистом виде встречается редко. Это расстройство сопровождается выраженным отставанием в развитии, умственной отсталостью и нарушениями поведения со склонностью к гетероагрессии.

К наиболее распространенным психическим расстройствам у детей также относятся гиперактивность, синдром дефицита внимания и другие нарушения поведения. В некоторых случаях подобные нарушения компенсируются со зрелостью, но, чаще всего, игнорирование проблемы в раннем детском возрасте приводит к более тяжелым формам заболевания в подростковом периоде.

При своевременном обращении к психотерапевту данные виды психических расстройств поддаются успешной коррекции. Например, популярный певец и актер Джастин Тимберлейк в детстве страдал дефицитом внимания. Родители привели мальчика к специалисту, и он помог решить проблему. Сейчас, хоть Джастину до сих пор не всегда удается сосредоточиться на выполнении монотонных операций, тем не менее, он стал успешным, популярным человеком, отличным семьянином.

Умственная отсталость чаще всего диагностируется в детстве. Как правило, этот диагноз можно выявить лишь после достижения ребенком 3-х летнего возраста. Отсталость может иметь разные формы, при легкой или умеренной степени данного расстройства удается осуществить социальную адаптацию пациентов. При тяжелых формах умственной отсталости пациенты всю свою жизнь нуждаются в постоянной опеке и контроле со стороны близких.

В некоторых случаях дети могут иметь проблемы с формированием одного навыка. Например, чтения, счета, письма или функций движения. Данный вид расстройства не стоит путать с умственной отсталостью, для которой характерно равномерное отставание по всем показателям. Для устранения этих нарушений применяются педагогические методики, позволяющие сгладить имеющее отставание. При своевременной коррекции подобных расстройств удается существенно улучшить состояние пациента по мере взросления.

Читайте так же:  Капризный ребенок

Некоторые психические расстройства в детскомподростковом возрасте диагностируются сложно, их очень часто путают с подростковым кризисом. Таковым является шизофрения, а также другие расстройства, схожие с ней. При подобных состояниях отмечается нарушение мыслительных процессов и грубое изменение особенностей личности. Если подобные расстройства не выявить на ранней стадии и не начать своевременного лечения, то их течение усугубляется в зрелом возрасте.

Психические расстройства, характерные для подросткового периода

В подростковом возрасте наблюдаются состояния, которые являются либо продолжением детских расстройств, либо начальной стадией взрослых заболеваний. В это время организм претерпевает многочисленные изменения, в том числе, и гормональные, которые приводят к появлению специфических поведенческих проблем. Наиболее характерными психическими расстройствами в подростковом периоде являются:

1. Нервная анорексия. Данная форма расстройства пищевого поведения чаще всего возникает в период полового созревания. Этому заболеванию больше всего подвержены девочки. Соотношения полов составляет 10:1, в пользу женского. Причинной данного расстройства является интенсивный страх перед появлением лишнего веса, и желание соответствовать принятым в обществе стереотипам красоты. Наследственность мало влияет на появление данного вида расстройств. Ярким примером этого является одна из сестер Олсен. Мери-Кейт, в отличие от своей сестры, страдала анорексией.

2. Нервная булимия. Этот вид расстройства также чаще встречается у девушек. Данное расстройство характеризуется приступами обжорства, за которыми следует принудительное удаление съеденного. В отличие от анорексии, причиной подобного расстройства является психологическая зависимость от поедания пищи в неограниченных количествах.

3. Депрессии. Наиболее часто встречающаяся форма психических расстройств у подростков. Привести к появлению депрессивного состояния могут привести любые стрессы. Многие известные актеры, спортсмены и политики признавались в откровенных интервью, что страдали от депрессий в подростковом возрасте. Жан-Клод Ван Дамму удалось выйти из затяжных тинейджерских депрессий благодаря помощи специалистов и интенсивных спортивных тренировок. Родителям не стоит недооценивать опасность подобных расстройств. Затяжные депрессии могут привести к тяжелым последствиям, вплоть до попыток самоубийства.

4. Тревожные расстройства могут быть вызваны стрессами, пережитыми в раннем детстве. Атаки панического страха могут быть вызваны самыми разными причинами. При осознании проблемы и обращении к специалистам, удается решить эту проблему. Пациент учится бороться со своими страхами, а не прятаться от них.

Не всегда поведение подростка можно объяснить психическими нарушениями. В некоторых случаях поведенческие расстройства связаны с педагогической запущенностью и социальными условиями, в которых жил ребенок.

Диагностика и лечение психических нарушений у детей и подростков

Диагностика любых расстройств со стороны психики должна проводиться психиатром или психотерапевтом. В последнее время все чаще синдром гиперактивности диагностируется педиатрами, не имеющими соответствующих знаний и навыков. Если у ребенка имеются признаки одного или нескольких видов психологических расстройств, то необходимо сразу же обратиться к специалисту. Только опытный психиатр сможет отличить ошибки в воспитательном процессе от нарушений психики, и, при необходимости, назначить медикаментозное лечение.

Как упоминалось выше, некоторые виды психических расстройств в детскомподростковом возрасте могут самопроизвольно корректироваться с течением времени. Но большинство из них только усугубляются без должного лечения и коррекции. Специалисты Психоэндокринологического Центра имеют возможность:

  • провести исследования, с целью выявления психологических расстройств у детей и подростков;
  • диагностировать заболевание, определить его форму и оценить тяжесть;
  • назначить психотерапевтическое и медикаментозное лечение.

Многих родителей от обращения к доктору удерживает боязнь огласки. Никому не хочется, чтобы его ребенок жил с клеймом «психа». Персонал нашего Центра гарантирует каждому пациенту полную конфиденциальность и индивидуальный подход.

В своей работе специалисты Центра активно используют новейшие методики и разработки. Психотерапевтические и реабилитационные мероприятия проводятся в полном объеме. Медикаментозное лечение назначается детям лишь в тех случаях, когда это действительно необходимо. При этом маленький пациент принимает одно единственное лекарство, специалисты называют такой подход к лечению монотерапией.

Психические заболевания у детей: есть ли будущее у малышей с отклонениями?

Автор: Наталья Софронова · Опубликовано 15.02.2019 · Обновлено 15.02.2019

Типы отклонений


Психические отклонения у детей – заболевания, возникающие вследствие нарушения развития психики. Это могут быть легкие отклонения, которые хорошо поддаются корректировке, а могут быть и серьезные недуги, которые сильно ограничивают жизнь малыша. Тяжесть, течение болезни и её обратимость во многом зависят от возраста ребенка и этапа, на котором обнаружили отклонение.

Часто психический недуг у ребенка остается неизлеченным, потому что родители боятся отвести малыша к специалисту. Многие отклонения подразумевают постановку на учет к психиатру, длительное лечение и некоторые жизненные ограничения, что очень пугает родителей, они могут это считать своеобразным «клеймом» на жизни своего чада. Но именно такое игнорирование проблемы является самой большой ошибкой, ведь чем скорей обнаружится заболевание, тем ощутимей будет лечебный эффект.

Список заболеваний, которые являются нарушениями психики, небольшой, он состоит из 4 классов отклонений. Но каждый класс подразумевает под собой различные варианты течения этих недугов, их причин и симптоматики.

Психические заболевания, которые возникают у детей:

  • умственная отсталость или олигофрения;
  • задержка психического развития или ЗПР;
  • синдром дефицита внимания;
  • ранний детский аутизм.

Олигофрения

  • ограниченный словарный запас, прерывистая речь, часто с дефектами;
  • снижение интеллекта (чаще всего IQ от 50 до 69);
  • сложности с концентрацией внимания;
  • трудности в обучении;
  • высокая внушаемость, доверчивость. Многие зависимы от взрослых.

Различают четыре степени умственной отсталости: легкая (IQ 50-70), умеренная (IQ 35-49), тяжелая (IQ 20-34), глубокая (IQ менее 20). Для каждой степени характерен свой уровень интеллектуального и физического развития. Легкая отсталость проявляется в виде ограниченного кругозора, трудностей в обучении, при этом многие больные осознают свой недуг, пытаются скрыть его от окружающих. Больные с другими уровнями развития часто не осознают свою проблему, неспособны к обучению. При тяжелой и глубокой степени отсталости дети не в состоянии ухаживать за собой сами, им необходимо пристальное внимание и забота взрослых. Некоторые страдают сопутствующими психическими нарушениями, не владеют речью, неспособны узнавать людей, распознавать объекты.

Причины, которые вызывают олигофрению: генетический фактор, различные заболевания, перенесенные матерью во время беременности, её алкогольная или наркотическая зависимость, роды с осложнениями, тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные малышом в первые годы жизни.

Сама олигофрения у детей является скорее не заболеванием, а состоянием, поэтому как таковых методов лечения отсталости не существует. Все, что можно сделать до появления малыша – вести правильный образ жизни, принимать витамины, повышать иммунитет матери для предотвращения возникновения инфекций. Это своеобразная профилактика отклонения у плода, но и она не всегда гарантирует рождение здорового малыша, ведь такие факторы, как генетические ошибки, невозможно предугадать и предотвратить. Если малыш уже родился с отсталостью, то можно на всех этапах его взросления заниматься по особым методикам, водить в реабилитационные центры развития, где специалисты с навыками общения с такими детьми воспитывают их и прививают им навыки, необходимые для поддержания нормального жизнеобеспечения.

Читайте так же:  Помрачение сознания

Задержка развития


Задержка психического развития или ЗПР – заболевание, название которого полностью отражает его симптомы. У детей с ЗПР наблюдается отсталость в психическом развитии, они инфантильны, часто несамостоятельны, у некоторых отмечается отсталость в развитии интеллектуальных навыков, связанных с моторикой и познавательной деятельностью, например, чтение, речь, счет, письмо. Заболевание отличается от умственной отсталости тем, что симптоматика не всегда тяжелая, при должной корректировке эти малыши хорошо поддаются обучению.

Ранняя диагностика ЗПР обеспечивает хорошие результаты при корректировке поведения. Ей поддаются инфантильность, которая к периоду взросления может полностью сглаживаться, а также способности к обучению. Если отвести ребенка в специальную группу в детском саду и школе, то можно ожидать существенных успехов в развитии. В этих группах с детьми занимаются логопеды, дефектологи, педагоги, специализирующиеся на малышах с задержкой развития. К ним применяется особый подход в общении и обучении, различные игры и методики, направленные на психокоррекцию.

Синдром дефицита внимания


Синдром дефицита внимания у детей диагностируется намного чаще, чем другие психические заболевания. Оно характеризуется неспособностью концентрировать внимание на чем-либо, гиперактивностью, слабым контролем над своим поведением.

Симптомы заболевания ярко выражены, распознать недуг можно до их проявления. У ребенка возможен синдром дефицита внимания, если он:

  • взбудораженный, легковозбудимый;
  • быстро отвлекается от дел, не может сконцентрироваться на конкретном занятии;
  • часто перебивает взрослых и других детей, пытается стать первым участником во всех играх, на уроках, не дожидаясь своей очереди;
  • рассеянный;
  • много и без остановки болтает;
  • хочет участвовать во всех играх, даже в тех, что являются заведомо опасными;
  • не может посвятить даже короткий промежуток времени одному занятию.

Синдром дефицита внимания у детей является следствием таких факторов, как: генетическая предрасположенность, различные повреждения мозга, болезни ЦНС.

На первый взгляд может показаться, что этот синдром и сопутствующие психические отклонения легко излечить, но на деле они достаточно трудно корректируются. С возрастом возможно снижение гиперактивности, но до конца избавиться от последствий синдрома удается редко. Но стоит помнить, что с любыми прогнозами недуг должен лечиться. При игнорировании синдрома взрослые люди с пережитым дефицитом внимания становятся грубыми, зависимыми от пагубных привычек, плохо уживаются с людьми, часто не в состоянии сохранять гармоничные отношения в семье.

Для корректировки поведения применяются различные методики и направления. Это может быть медикаментозное лечение, особая диета, занятия с взрослыми, направленные на снижение психических проявлений недуга.

Ранний детский аутизм


Аутизм – сложное отклонение в развитии, которое достаточно редко встречается. Симптомы недуга не всегда заметны сразу, иногда их списывают на особенности возрастного периода, считая, что все пройдет, как только ребенок начнет взрослеть. У детей с аутизмом наблюдаются трудности в установлении контакта с людьми, понимания как их, так и своих эмоций, тяга к одиночеству, сложности в выражении своего эмоционального состояния и чувств. Они часто сопротивляются при появлении чего-то нового, не желают менять свой привычный распорядок дня, уклад жизни и окружение. Иногда даже привычные дела, например, стрижка в парикмахерской, являются для них травмирующим событием. У многих детей наблюдаются трудности в освоении речи из-за того, что они пытаются избегать речевого контакта. Часто малыши не обращаются даже за жизненно необходимой помощью, так как это предполагает речевое взаимодействие с другими людьми. Из-за недоразвитости коммуникативных навыков у них возникают проблемы в освоении таких правил речи, как правильный подбор местоимений, падежей, времен.

Аутизм остается до конца неизученным расстройством, часто тяжело определить причину его возникновения. Ученые полагают, что отклонение связано с нарушением развития ЦНС. Психические нарушения, вызванные аутизмом, можно корректировать, но для этого необходимы опытные специалисты, способные установить контакт с таким ребенком. Занятия должны проводиться одновременно по всем направлениям: психика, поведение, речевое развитие. Необходимо подключать к реабилитации психотерапевтов, дефектологов, логопедов. Эти специалисты будут развивать речевые навыки малыша, моторику, коммуникативные навыки, способность контролировать и понимать свои и чужие чувства.

Детские психические расстройства – заболевания, которые хоть и тяжело поддаются корректировке, но все же нуждаются в лечении. Вся ответственность за целостное и здоровое развитие малыша лежит на родителях и окружающих взрослых, ведь даже здоровые дети не всегда могут понять свои чувства, справиться с проблемами. С каждым годом люди во всем мире становятся более терпимыми и толерантными, создаются различные программы и группы для людей с ограничениями. При своевременной коррекции поведения развивающими занятиями даже малыш с психическим заболеванием сможет занять свое важное место в обществе.

Расстройства личности у детей

Видео (кликните для воспроизведения).

Отклонения, которые отрицательно сказываются на приспосабливаемости детей к окружающей их среде, сегодня принято называть расстройствами личности. Такие нарушения психики у детей выявляются довольно редко, так как на протяжении всего периода взросления психика постоянно претерпевает изменения. Иногда у детей возникают состояния, имеющие признаки расстройства личности.

По достижению ребенком подросткового возраста можно говорить об окончании формирования личности. Если признаки расстройства личности сохраняются в этом периоде, то уже можно говорить о состоянии, которое нуждается в коррекции.

Причины дисгармонии

Расстройство личности у детей может иметь различные формы. Исходя из причин заболевания, выделяют три основных его типа:

  • наследственное расстройство обусловлено наличием генной предрасположенности и передается из поколения в поколение:
  • приобретенное расстройство прогрессирует при неправильном подходе к воспитанию ребенка, а также при длительном влиянии негативного окружения и примеров;
  • органические психопатии развиваются в результате травмы или инфекционного заболевания некоторых отделов головного мозга или всей ЦНС.

Предпосылки для развития дисгармонии могут появиться во время беременности. Чтобы этого не произошло женщина должна следить за своим здоровьем и не допускать отклонений, которые могут негативно отразиться на состоянии малыша.

Большое значение на процесс формирования личности ребенка оказывает психологический климат в семье. Если ребенок получил травму головы или заболел инфекционным заболеванием, необходимо предпринимать активные действия для скорейшего его выздоровления. В противном случае велик риск развития осложнений, в том числе и расстройства личности.

Симптомы и диагностика

Диагностировать расстройства личности у детей довольно сложно. Специалистам необходимо около 6 месяцев наблюдать маленького пациента, чтобы иметь возможность поставить точный диагноз.

Проявляется расстройство личности по-разному, в зависимости от вида заболевания:

1. Расстройство параноидального типа сопровождается появлением у ребенка появлением одной идей, которая оказывается для него сверхценной. Это может быть идея заболевания, преследования или ревности и т.д. В таком состоянии дети становятся сверх подозрительными, они очень остро реагируют на отказы в удовлетворении желаний.
Читайте так же:  Мотивы личности

2. Расстройство может иметь шизоидную окраску. Типичным поведением ребенка, имеющее подобный дисбаланс личности, является отказ от общения. В таком состоянии доверительные отношения с кем-либо установить очень сложно, ребенок сдержан в эмоциях и не способен к сопереживанию. Но при этом, пациент очень любит фантазировать.

3. Безвольная психопатия или диссоциальный тип расстройства личности проявляется в полном несоблюдении общепринятых моральных норм. Ребенок не имеет собственных принципов, а также не в состоянии поддерживать семейные и дружеские связи.

4. Эмоциональная неустойчивость также может наблюдаться у детей с дисбалансом личности. Наиболее часто данный вид психопатии встречается у подростков. Агрессия и жестокость являются обычными симптомами такого состояния, проявляются они вспышками. Время от времени, от подростка можно услышать угрозы покончить жизнь самоубийством.

5. Отличительной чертой истерической психопатии является демонстративность. Поведение больного, все его поступки и эмоции направлены на привлечение внимание к себе.

6. Расстройство психастенического характера диагностируется у ребенка, если он постоянно находится в тревожном состоянии, связанным с переживаниями о каждой мелочи или детали. Пациент стремится выполнить любое задание наилучшим образом, в итоге это становится навязчивой идей, приводящей к появлению дисбаланса личности.

7. Чрезмерные опасения и тревога, приводящие к самоограничениям в деятельности или общении, характерны для сенситивного расстройства личности у детей.

Также у детей может развиться расстройство личности, которое специалисты называют зависимым. В таком состоянии ребенок боится своей беспомощности. Такие дети не умеют самостоятельно принимать решения.

Проявления некоторых видов расстройства личности очень часто принимают за педагогическую запущенность. Отличить патологические изменения психики от элементарной невоспитанности может только опытный психоаналитик или психиатр. При появлении первых симптомов родителям следует обратиться за квалифицированной помощью. Если не провести должного лечения и коррекции, у ребенка в будущем возникнут трудности с адаптацией в социуме.

Наиболее подходящую схему лечения врач выбирает исходя из причин, вызвавших патологические изменения в психике ребенка. Если речь идет о наследственной форме заболевания или органических нарушениях в работе ЦНС, то упор делается на медикаментозное лечение и поддерживающую терапию. Специалисты, работающие в Психоэндокринологическом Центре, для диагностики используют самые современные разработки и методики, направленные на выявление причины заболевания. Наблюдение за маленьким пациентом ведется на протяжении длительного времени, после чего принимается решение о выборе схемы лечения.

Приобретенные формы расстройств личности у детей поддаются коррекции в большинстве случаев. Медикаментозное лечение редко приносит значительные результаты, большую роль в излечении играет психотерапия. Если же необходимость в приеме препаратов все же возникает, то врач Психоэндокринологического Центра назначает всего одно средство, которое принимается курсом.

Независимо от того, какие причины лежат в основе расстройства личности у детей, необходимо приступать к лечению после обнаружения первых признаков заболевания. Своевременное обращение к специалистам и строгое следование рекомендациям обеспечит положительный успех от лечения.

За стеклом — признаки шизотипического расстройства личности у детей.

Статистических данных, которые могли бы дать ответ на вопрос, сколько детей имеют шизотипическое расстройство личности, нет, такая статистика не ведется. Между тем, детей с подобным расстройством становится все больше. Эти дети, как будто за специальным стеклом, через которое видно только с одной стороны. Через это стекло, дети видят свой искаженный мир, но их мир не виден и непонятен ни для кого, в том числе и для их родителей, которые в силу своих возможностей пытаются требовать от них быть такими как все.

Родители, как правило, остаются с проблемой воспитания ребенка с шизотипическим расстройством личности, одни. До определенного возрастного периода, проблема расстройства личности у детей, часто остается за пределами понимания не только родителей, но и специалистов. К психиатру родители обращаются крайне редко, из страха, что ребенка поставят на учет и этим испортят ему всю жизнь.

Ребенок с шизотипическим расстройством узнаваем с ранних лет, но чтобы это определить, нужны знания, которых у большинства, окружающих ребенка нет. Родители, характерные черты ребенка, относят к сложностям характера, набалованности, похожести на кого-то из родственников, и в этом они во многом правы, к сожалению это все, что следует знать родителям о ребенке с шизотипическим расстройством личности.

Мало кто из родителей начинают бить тревогу в раннем возрасте. Большинство родителей в этом возрасте, озабочены физическим здоровьем своих детей, их интеллектуальным развитием, обучением в школе, но проблем с интеллектом у детей с шизотипическим расстройством нет. Болеют они так же так и все остальные дети, а вот высокий уровень тревоги, перепады настроения, неумение справляться со своими эмоциями, нарушение коммуникативной функции сопровождают развитие ребенка с раннего возраста.

К психологам, психотерапевтам, неврологам родители, конечно обращаются в разном возрасте ребенка, но, как правило, редко находят помощь, во всяком случае, ту которую ожидают – «помочь исправить ребенка». Дети с расстройствами личности имеют отличия, в традиционном понимании мышления и поведения, которые общество считает обычными или нормальными. Их характерное поведение, может привести к большой беде, и может стать помехой во многих областях жизни, включая социальную сферу жизни. Дети с серьезным расстройством личности, как правило, имеют плохие социальные навыки и трудности в формировании здоровых отношений с другими людьми.

В отличие от детей с тревожным расстройством, которые знают, о том что они имеют эту проблему, но не могут контролировать свои эмоции, дети с расстройствами личности обычно не знают, что у них есть проблемы и не считают нужным что-либо контролировать. Родители, в основе своей, не знают этой особенности и стараются привести своих детей в соответствие с общепринятой нормой. Тем самым лишь усугубляют формирование особых черт личности у своих детей.

Из-за особенностей их поведения, люди окружающие ребенка, часто называют их «чудаками». Их странные убеждения и суждения, выделяют их на общем фоне других детей, но родители замечают эти особенности не сразу. Их неспособность формировать близкие отношения, искажение реальности не вызывают беспокойства до тех пор, пока дети не подрастают и их особенности не становятся очевидными.

Шизотипическое расстройство личности может показаться легкой формой шизофрении, таких детей часто дразнят в школе «шизиками», но это заболевание не подтверждается, и проблема зависает в воздухе немым вопросом – «что не так с ребенком?». Не существует лабораторных тестов, для диагностики личностных расстройств, врач-педиатр может использовать различные диагностические тесты, чтобы исключить физическое заболевание как причину симптомов. Если врач не находит никакой физической причины, то может направить человека к психиатру или психологу. Эти специалисты, тоже, не всегда могут установить, такого рода расстройство, особенно, если речь идет о ребенке. Можно предположить, но утверждать с уверенностью вряд ли, распознать шизотипическое расстройство личности в детском и подростковом возрасте сложно, но можно.

Читайте так же:  Что такое совесть

Следующий список — это коллекция из возможных вариантов поведения и черт характера детей, тех, кто страдает шизотипическим расстройством личности. Обратите внимание, этот список не предназначается, для диагностики, но эти знания могут помочь родителям и психологам, к которым чаще всего, обращаются за помощью и объяснениями, что же происходит с ребенком.

Список критериев оценки поведения и черт личности детей с шизотипическим расстройством:

Категоричность в высказываниях — «всегда» и «никогда», часто можно услышать от ребенка с шизотипическим расстройством, правда, они редко выполняют свои слова.

[3]

Гнев по отношению к людям, гипертрофированное восприятие, обидчивость.

Избегание — неумение выходить из отношений с другими людьми как защитная реакция, чтобы уменьшить риск отторжения, ответственности, критики или разоблачения.

Катастрофизация — автоматически привычка предположения «худшего сценария» катастрофического события и отказ от действий, даже в незначительных или умеренных проблемах или вопросах.

Создание хаоса – склонность к рискованным действиям, создание условий для риска, разрушения, беспорядок.

Хронические нарушения обещания — это общая черта среди людей, которые страдают от расстройства личности.

«Круговые беседы» — рассуждения, которые идут бесконечно, повторяя одни и те же шаблоны без разрешения.

Когнитивный диссонанс — большинство людей испытывают когнитивный диссонанс, когда они сталкиваются с информацией, которая противоречит их убеждениям или ценностям. Страдающие от расстройства личности часто испытывают когнитивный диссонанс, когда они сталкиваются с доказательства того, что своими действиями они причинили боль другим людям.

Предвзятость подтверждения — тенденция уделять больше внимания вещам, которыми они подкрепляют свои убеждения, чем вещам, которые им противоречат.

Отрицание — вера или воображение, что некоторые болезненные или травмирующие обстоятельства, события или память о них не существуют или не происходили.

Зависимость это неуместная или хроническая зависимость от взрослого, или другого человека за свое здоровье, принятия решений или личного и эмоционального благополучия.

Депрессия — люди, которые страдают от расстройства личности, часто имеют симптомы депрессии.

Диссоциация — уход от реальности.

Смешение – нездоровой и подавляющей зависимости от другого человека, которая происходит от воображения или веры, и существует только в контексте этих отношений.

Нарушенное восприятие своих прав — это нереальное, незаслуженное или ненадлежащее ожидание благоприятных условий жизни и благоприятного режима которые должны создавать окружающие его люди.

Бегство в фантазии — принимать воображаемую жизнь, более счастливую, за реальность.

Ложные обвинения — необоснованная или преувеличенная критика направленная другого человека.

Фаворитизм — это привычка получения льготного положения для себя как дома, так и в группе сверстников.

Страх одиночества — иррациональная вера в то, что ему грозит опасность быть отвергнутым, брошенным или замененным на кого-то.

Чувство пустоты – это острое хроническое ощущение того что повседневная жизнь мало ценна или значима. Это ощущение может вызывать импульсивное желание испытать сильные физические ощущения или драматические переживания.

Тезаврация — накопление событий, состояний которые негативно влияют на качество жизни, комфорта, безопасности или гигиены.

Эмоциональная лабильность — перепады настроения часто начинаются или усиливаются при эмоциональных событиях, такие как семейные праздники, юбилейные даты и события, которые вызывают эмоциональные воспоминания.

Гипербдительность – как средство поддерживания нездорового уровня тревоги, проявление заинтересованности в поведении, комментариях, мыслях и интересах других лиц.

Истерия — неуместная чрезмерная реакция на плохие новости и разочарования, которая отвлекает внимание от реальных проблем.

Нарушение идентичности — искаженная или противоречивая оценка собственной внешности.


Изоляция — от своего окружения, включая друзей и семью.

Импульсивность — склонность действовать или говорить на основании текущего чувства, а не логические рассуждения.

Обесценивание — создание или содействие созданию среды, которая побуждает человека, поверить в то, что их мысли, убеждения, ценности или само физическое присутствие ущербные и проблемные.

Отсутствие совести — люди, которые страдают от расстройства личности, часто озабоченны только своими собственными интересами, иногда в ущерб нуждам и заботам других. Они не испытывают угрызения совести.

Отсутствие постоянного образа другого человека – это неспособность вспомнить, что, в основе своей, люди последовательны в своих действиях, достоверны и надежны, особенно, когда они находятся вне непосредственного поля их зрения.

Низкая самооценка — общее название для негативно-искаженного собственного мнения, которое не согласуется с реальностью.

Манипуляции — привычка руководить человеком в целях его желаемого поведения для достижения своей скрытой цели.

Магическое мышление – вера в их сверхъестественные способности, особую связь между внешними событиями и своими мыслями, словами и действиями.

Маскировка – умение скрывать за собственным естественным внешним видом, своими манерами и речью, драматические и противоречивые чувства в зависимости от ситуации.

Моменты ясности — спонтанные периоды, когда человек с расстройством личности становится более объективным и старается загладить свою вину.

Перепады настроения — непредсказуемые, стремительные, драматические эмоциональные циклы, которые зависят от изменений во внешних обстоятельствах.

Пренебрежение — это пассивная форма жестокого обращения, в которой физические или эмоциональные потребности другого человека не учитываются или игнорируются.

Синдром «не моя вина» — привычка избегания личной ответственности за свои собственные слова и поступки.

Объективация — привычка «лечить» другого человека или группы людей.

Обсессивно-компульсивное поведение — негибкое соблюдение произвольных правил и систем, нелогичное соблюдение чистоты и порядка.

Патологическая ложь — обман для достижения собственных интересов и потребностей без учета потребностей и забот других людей.

Перфекционизм – неадекватное желание достижения недостижимой цели в одной конкретной области жизни, а иногда и пренебрежение к общепринятым нормам в других областях жизни.

Проекция — приписывание собственных чувств другому человеку, или качеств другого себе, предполагая, что другой человек имеет те же чувства или черты характера.

Подбор посредника — способ управления или злоупотребление манипулированием другим человеком, с целью выполнения им «грязной работы».

Видео (кликните для воспроизведения).

Эти знания могут помочь родителям и специалистам, особенно тем, кто редко встречается с подобными случаями, увидеть проблемы ребенка не через непроницаемое стекло. Вовремя оказанная квалифицированная помощь, может избавить ребенка от многих проблем, с которыми он неизбежно будет сталкиваться в жизни из-за своих особенностей восприятия окружающего мира и себя самого.

Психические расстройства у детей как распознать проблемы в маленькой личности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here