Психологическая готовность ребенка к школе

Главное меню

Поступление в школу — чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Практи­ческий опыт показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезнен­ному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

Понимая важность подготовки детей к школе, можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые по­могут им на этом новом этапе жизни.

Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родите­ли — первые и самые важные его воспитатели.

Психологическая готовность к школьному обучению предпо­лагает многокомпонентное образование. Составными компонентами психологической готовности являются личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая.

Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает: принятие позиции школьника, отношение ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям. Ребенок должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

Интеллектуальная готовность является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками. Она предполагает наличие у ребенка определенного кругозора, умение ориентироваться в окружающем, желание узнавать новое, неизвестное, а также развитое наглядно-образное мышление, опирающееся на реальные действия с предметами и замещающими схемами, чертежами, моделями. Сенсорное развитие помогает овладеть эталонами и способами обследования предметов, что помогает детям ориентироваться в тетради, правильно писать буквы Р, Я, Ь, различать геометрическую форму, если она в другом положении и др. Развитие звуковой культуры речи (звукопроизношение и эмоциональная культура речи) помогает избежать ошибок в грамотности, плохому усвоению знаков препинания.

В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечивать достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи и дать необходимую систему знаний об окружающем. Сведения должны представляться в доступной для ребенка форме. Дети должны не только знать, но и уметь применять эти знания, устанавливать зависимость между причиной и следствием явления.

Эмоционально-волевая готовность предполагает: радостное ожидание начала обучения в школе, сформированные эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать), умение соподчинять мотивы, управлять своим поведением, умение организовывать свое рабочее место и поддерживать на нем порядок, стремление преодолевать трудности и стремиться к достижению результата.

К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия, но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознанны и устойчивы; удержание цели зависит от трудности задания и деятельности его выполнения; достижение цели определяется воспитанностью мотивов.

Помня это, взрослому необходимо:

  1. Ставить перед ребенком такую цель, которую он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении.
  2. Направлять, помогать в достижении цели.
  3. Приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их.
  4. Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.д.

Психологическая готовность ребенка к школе — это своеобразие интеллектуального развития ребенка и некоторые особенности его личности, без которых невозможно успешное обучение в школе.

Психологическая готовность включает в себя: личностную готовность; интеллектуальную готовность; мотивационную.

Личностная готовность включает в себя: умение строить отношения с учителем (умение регулировать свои действия и свое поведение, умение воспринимать учебную задачу); умение общаться со сверстниками (принимать точку зрения другого, умение взглянуть на себя со стороны, умение выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу других); отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).

Зачастую развитию заниженной самооценки способствуют, к сожалению, сами родители. Порицание за неудачу и равнодушие при успехе. Родители сравнивают достижения своего ребенка с достижениями других детей. Зависимость успеха и неуспеха от прилагаемых усилий в расчет не берется. Помощь от родителей поступает не в форме совета, а в виде приказа, навязывания своего мнения. Родители принуждают работать ребенка на «оценку» и все больше провоцируют страхи, неуверенность, тревогу. Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

Интеллектуальная готовность. Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.

Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому».

Учите ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай».

Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.

Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д.

Как можно больше и чаще предлагайте ребенку лепить, рисовать, вырезать, конструировать. При этом не только готовится рука вашего ребенка к овладению письмом, но и развитие речи.

Психологическая готовность к обучению в школе — это так же желание учиться, получать знания, это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные), это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

Как правило, компоненты готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка, когда малыш много играет сам, со сверстниками, со взрослыми, как в сюжетные игры, так и в игры с правилами, в настольные игры (мозаика, лото, конструктор, кубики).

Чтение, так же, должно быть неотъемлемой частью каждого дня ребенка.

Электронные игрушки, компьютерные игры не многофункциональны, они не оказывают достаточного влияния на развитие интеллекта.

Психика ребенка развивается в игре. Постепенно исчерпав свои возможности, игра, как ведущий вид деятельности, уступает место обучению.

Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний. Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.

Конечно хорошо, что будущий первоклассник умеет читать, считать. Но для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры, слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.

Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)

Старший дошкольный возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.

Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.

В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.

Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.

Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.

В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.

Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.

Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.

Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т.к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки.

Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению?

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в количестве сверстников.

Составными компонентами психологической готовности к обучению в школе являются мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.

Внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем иное содержание, иной характер, чем в дошкольном детстве: она связана с учением и учебными делами и от того, насколько будет сформирована психологическая готовность, будет зависеть адаптация ребенка к школе и успешность в обучении.

Мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении.

Социально-личностная готовность характеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей. Социально-личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития самосознания.

Также социально-личностная готовность включает сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению является важной предпосылкой успешности обучения. Т.к. связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов – способностью обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных.

Важной составной частью психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая включает сформированность определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Учебная деятельность предполагает необходимый уровень развития умственной активности, умение преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя.

Волевая готовность включает сформированность следующих компонентов волевого действия: способность ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять определенное волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия.

Сформированность компонентов волевого действия является основой для развития навыков волевой поведенческой саморегуляции, которые необходимы для успешной учебной деятельности.

Познакомимся с требованиями к знаниям и практическим умениям и навыкам, необходимым будущему первокласснику

Первоклассник должен иметь знания и представления об окружающем мире: временах года (их признаках), о растительном и животном мире, о быте людей (одежда, обувь, посуда, техника), знания о правилах поведения, о правилах дорожного движения.

O цифры и знаки «+» и «-»;

O смежные числа в пределах 10 «соседи числа»;

O количественный состав чисел в пределах 10 (состав числа);

O знать простейшие геометрические фигуры.

Ребенок должен уметь:

O читать числа до 20;

O считать до 20 (прямой и обратный счет);

O решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание;

O ориентироваться на листе бумаги, понимать выражение «длина в одну тетрадную клеточку»;

O решать примеры в пределах 10 (или 20);

O пользоваться часами без секундной стрелки.

Требования к уровню устной грамотности.

O средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса);

O ряд стихов, потешек, загадок, считалок.

Ребенок должен уметь:

O проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;

O различать и называть гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;

O выделять ударение в словах;

O устно пересказать то, что только что прочитали (осознанность текста);

O обводить и списывать (срисовывать) печатные буквы и слова.

Речь как показатель готовности к школьному обучению (требования, предъявляемые к речи):

O ясное произношение всех звуков родного языка;

O умение ребенка говорить, меняя динамику, тихо – громко – тихо, меняя темп речи: быстро – медленно – быстро;

O использовать в речи средства интонационной выразительности, уметь выразительно прочитать стихотворение;

O должен быть сформирован уровень культуры речевого общения;

O должен уметь разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не прерывать без извинения двух говорящих людей;

O ребенок должен уметь вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;

O уметь объяснять своими словами смысл пословицы, стихотворения.

Требования к уровню грамматических навыков:

O развитие мелкой моторики пальцев рук;

O умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти;

O умение правильно держать руку, карандаш, кисть.

Требования к уровню развития мышления и воображения:

O умение выполнять действие классификация;

O умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие;

O умение строить простейшие умозаключения.

материал взят с сайта

Все данные на сайте размещены на основании согласия педагогов, родителей (законных представителей обучающихся) и в соответствии с федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Адрес: 680003, г. Хабаровск, ул. Фурманова, д. 1 телефон: (4212) 50-53-87(вахта), 50-53-88 (приемная)

e-mail: [email protected]

Понятие «психологическая готовность» трактуется по-разному, так как является комплексным. Но все авторы сходятся во мнении что к концу дошкольного детства (6,5-7 лет) складываются 3 основные линии развития:

1. Формирование произвольности поведения;

2. Овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;

3. Переход от эгоцентризма к децентрации детского мышления;

Э – ребенок судит обо всем, исходя из своей позиции.

Д – легко переходит от своего видения к видению других.

Пр: ребенок и луна (движение).

Л. И. Божович добавляет

4. Мотивация к обучению.

Психологическая готовность к школе — такой уровень психологического развития ребенка, который позволяет ему эффективно преодолевать трудности адаптации и первоначального обучения в школе. Готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень умственного развития, а также сформировать необходимых качеств личности.

Психологическая готовность к школе включает в себя след параметры псих развития:

1) Мотивационная готовность – наличие мотивации.

2) Определенный уровень произвольности в поведении (с участием воли) – волевая готовность.

3) Интеллектуальная готовность (простые операции обобщения).

4) Хорошее развитие фонематического слуха.

Самым важным компонентом психологи считают мотивационная готовность.

Отличают внутренняя и внешняя мотивацию. Внешняя – атрибутика (портфель, красивый пенал). Внутренняя – желание обретать знания.

В 1 классе успешнее учатся дети с внешней мотивацией, так как их желания реализуются, а серьезные нагрузки на интеллект пока нет.

Методика по определению доминирования мотивов Н. И. Гуткиной.

Суть: ребенка ставят в реальную ситуацию выбора—поиграть с игрушками или дослушать незнакомую сказку. Дети со слабым познавательным интересом предпочитают игру и, следовательно, выберут ее. Доминирование познавательного мотива должно найти свое выражение в том, что ребенок предпочтет дослушать сказку. Ценность методики заключается в том, что ребенок именно на деле, а не на словах осуществляет выбор. Такая методика исследует именно действующие мотивы.

Методика «Рисование по точкам», или «Образец и правило», А.Л. Венгера предназначена для исследования уровня ориентировки на заданную систему требований. В данной методике ребенок должен осуществлять заданное правило и ориентироваться на зрительно воспринимаемый образец. Методика может применяться для 6-8 летних ребят. Обследование проводится с группой детей. Желательно, чтобы кол-во челок в группе не превышало 15. Методика состоит из 6 задач, каждая из которых помещается на отдельном листе спец книжечки, выдаваемой испытуемому. На каждом листе книжечки слева нарисован образец, а справа нанесены (.), представляющие собой крестики, кружочки и треугольники. Следуя заданному правилу (не проводить линию между двумя одинаковыми (.)), ребенок должен, соединяя эти (.) карандашом, воспроизвести фигуру-образец, изображенную на том же листе слева от (.). Задания отличаются одно от другого формой образца и расположением (.). Чтобы правильно выполнить задание, ребенок должен ориентироваться на две системы отношений между (.)1) на пространственные отношения (определяемые образцом) 2) на отношения, определяемые правилом соединения «точек».

Но наличие тех или иных конкретных З и У не может служить критерием его готовности к школе. Более адекватный подход к установлению готовности ребенка к школе состоит в проверке степени развития основой психической функции: восприятия, памяти, воли, внимания и т.д.

Восприятие-при поступлении в школу ребенок должен уметь устанавливать идентичность предметов и их свойств тому или иному эталону (различать цвета, видеть форму и размер предмета), ребенок должен планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства, хорошо ориентироваться в пространстве и т.д.

Внимание-бывает 2-х видов: непроизвольное и произвольное. Для успешной учебой деятельности необходимо произвольное.

Память-для успешной учебной деятельности необходима произвольная память.

Мышление и речь-у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное, он должен уметь рассуждать, находить, причины явлений, делать выводы. Должна быть хорошо развита речь. Ребенок должен уметь связано, последовательно, понятно описать предмет, картину, события. Дети должны правильно строить предложения, уметь расчленять слова на звуки, иметь достаточный словарный запас.

Воображение-должен уметь придумывать рассказ по картинке, нарисовать воображаемую ситуацию.

Ряд авторов включает в готовность определение уровня общения ребенка, умение ориентироваться на социальные нормы, уметь подчиняться, устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками. Понятие «внутренняя позиция школьника» впервые было использовано в исследовании Божович Л.И., Морозовой Н.Г. и Славиной Л.С.

Вся жизнь ребенок на пороге школы, все его стремления и переживания переносятся в сферу школьной жизни и связаны с осознанием себя школьником, поэтому зарождающаяся в кризисе семи лет внутренняя позиция наполняется специфическими школьными интересами, побуждениями, стремлениями и становится собственно позицией школьника. Учитель–самый значимый взрослый для ребенка в начале учебы в школе, и наличие таких качеств как усидчивость, самоконтроль, самооценка, воспитанность приводит к тому, что учитель принимает ученика, удовлетворяет его притязания на признание. Если эти качества не сформированы–возможна дезадаптация ребенка.

Школьная дезадаптация–невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в рамках конкретного ОУ.

Факторами дезадаптации могут быть и семья и школа.

Задача учителя (и психолога) найти возможности поощрять слабых учеников за достижения (за улучшения), дети должны получать положительные эмоции от школы, должны чувствовать свою нужность, ответственность. Интерес к учебе и успехам ребенка (а не контроль за учебой) со стороны учителей и родителей улучшает успеваемость. Психологическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе и к учению по всем характеристикам может установить только комплексное психодиагностическое исследование. Оно может быть осуществлено психологами, совместно с учителями и воспитателями. Данная задача должна решаться работниками школьной психологическая службы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Психологический взляд (PsyVision) — викторины, учебные материалы, каталог психологов

Главное меню

Знаете ли Вы:

Почему люди боятся летать?

Интересные факты о сексе.

Как лучше обучать детей буквам и цифрам?

Симпатия. за компанию, как это?

Поступление в школу — чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Практи­ческий опыт показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезнен­ному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

Понимая важность подготовки детей к школе, можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые по­могут им на этом новом этапе жизни.

Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родите­ли — первые и самые важные его воспитатели.

Психологическая готовность к школьному обучению предпо­лагает многокомпонентное образование. Составными компонентами психологической готовности являются личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая.

Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает: принятие позиции школьника, отношение ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям. Ребенок должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

Интеллектуальная готовность является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками. Она предполагает наличие у ребенка определенного кругозора, умение ориентироваться в окружающем, желание узнавать новое, неизвестное, а также развитое наглядно-образное мышление, опирающееся на реальные действия с предметами и замещающими схемами, чертежами, моделями. Сенсорное развитие помогает овладеть эталонами и способами обследования предметов, что помогает детям ориентироваться в тетради, правильно писать буквы Р, Я, Ь, различать геометрическую форму, если она в другом положении и др. Развитие звуковой культуры речи (звукопроизношение и эмоциональная культура речи) помогает избежать ошибок в грамотности, плохому усвоению знаков препинания.

В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечивать достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи и дать необходимую систему знаний об окружающем. Сведения должны представляться в доступной для ребенка форме. Дети должны не только знать, но и уметь применять эти знания, устанавливать зависимость между причиной и следствием явления.

Эмоционально-волевая готовность предполагает: радостное ожидание начала обучения в школе, сформированные эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать), умение соподчинять мотивы, управлять своим поведением, умение организовывать свое рабочее место и поддерживать на нем порядок, стремление преодолевать трудности и стремиться к достижению результата.

К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия, но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознанны и устойчивы; удержание цели зависит от трудности задания и деятельности его выполнения; достижение цели определяется воспитанностью мотивов.

Помня это, взрослому необходимо:

  1. Ставить перед ребенком такую цель, которую он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении.
  2. Направлять, помогать в достижении цели.
  3. Приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их.
  4. Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.д.

Психологическая готовность ребенка к школе — это своеобразие интеллектуального развития ребенка и некоторые особенности его личности, без которых невозможно успешное обучение в школе.

Психологическая готовность включает в себя: личностную готовность; интеллектуальную готовность; мотивационную.

Личностная готовность включает в себя: умение строить отношения с учителем (умение регулировать свои действия и свое поведение, умение воспринимать учебную задачу); умение общаться со сверстниками (принимать точку зрения другого, умение взглянуть на себя со стороны, умение выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу других); отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).

Зачастую развитию заниженной самооценки способствуют, к сожалению, сами родители. Порицание за неудачу и равнодушие при успехе. Родители сравнивают достижения своего ребенка с достижениями других детей. Зависимость успеха и неуспеха от прилагаемых усилий в расчет не берется. Помощь от родителей поступает не в форме совета, а в виде приказа, навязывания своего мнения. Родители принуждают работать ребенка на «оценку» и все больше провоцируют страхи, неуверенность, тревогу. Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

Интеллектуальная готовность. Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.

Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что» ; «если, то» ; «поэтому».

Учите ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай».

Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.

Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д.

Как можно больше и чаще предлагайте ребенку лепить, рисовать, вырезать, конструировать. При этом не только готовится рука вашего ребенка к овладению письмом, но и развитие речи.

Психологическая готовность к обучению в школе — это так же желание учиться, получать знания, это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные), это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

Как правило, компоненты готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка, когда малыш много играет сам, со сверстниками, со взрослыми, как в сюжетные игры, так и в игры с правилами, в настольные игры (мозаика, лото, конструктор, кубики).

Чтение, так же, должно быть неотъемлемой частью каждого дня ребенка.

Электронные игрушки, компьютерные игры не многофункциональны, они не оказывают достаточного влияния на развитие интеллекта.

Психика ребенка развивается в игре. Постепенно исчерпав свои возможности, игра, как ведущий вид деятельности, уступает место обучению.

Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний. Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.

Конечно хорошо, что будущий первоклассник умеет читать, считать. Но для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры, слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.

Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.

Wellness Blog

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» –

Когда ребёнок достигает возраста шести-семи лет, многие родители озабочены вопросами, связанными с его поступлением в школу. Как сделать так, чтобы ребёнок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был хорошим учеником? Есть ли критерий, который позволяет адекватно оценить степень подготовленности ребёнка к школьной жизни? Такой критерий есть, он получил название школьная зрелость или психологическая готовность ребёнка к школе.

Что означает психологическая готовность к школе?

Под школьной зрелостью понимается достижение ребёнком необходимого и достаточного уровня психического развития, когда ребёнок оказывается способным принимать участие в школьном обучении.

Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. Зона ближайшего развития определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым, тогда как без помощи взрослого он этого выполнить пока еще не может. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. Причем обучение плодотворно только в том случае, если оно попадает в зону ближайшего развития ребенка.

Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в конкретной школе, то ребенок считается психологически не готовым к школе. Это происходит в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой, он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.

Основным критерием готовности к школе является способность ребёнка успешно учиться в выбранной школе.

Итак, психологическая готовность к школе — это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.

Первые годы в школе. Что важно?

Самая главная задача первых лет обучения в школе состоит не столько в приобретении ребёнком определённых знаний и умений. Намного важнее, чтобы после окончания начальной школы ребёнок:

  • хотел учиться;
  • умел учиться;
  • был уверен в своих силах;
  • чтобы у него сформировалась учебная позиция, стремление учиться, вера в свои возможности, а для этого нужен успех.

Успешный опыт в первые школьные годы – это ОЧЕНЬ важно. Поэтому, вам необходимо позаботиться о том, чтобы выбрать школу, требования которой адекватно отвечали бы возможностям вашего ребёнка.

Когда говорят о возможностях ребёнка, речь идёт не только о его интеллектуальном развитии. Можно выделить несколько направлений, по которым оценивается готовность ребёнка к школе.

Составляющие психологической готовности ребёнка к школе.

  1. личностная готовность ребёнка к школе – самостоятельность, способность к самоорганизации, желание осваивать знания, интерес к учёбе. Включает:
  • социальную готовность (коммуникативные навыки ребёнка): умение устанавливать деловые отношения со сверстниками и со взрослыми.
  • мотивационную готовность (наличие учебной мотивации).
  • эмоциональная готовность к школе: позитивное отношение к себе, другим детям, педагогам; достаточная эмоциональная зрелость, чтобы уметь чувствовать настроение другого человека, уметь сотрудничать.
  1. волевая готовность к школе – заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учитель, соблюдать режим школьной жизни.
  2. интеллектуальная готовностьк школе– речь идёт об интеллектуальном развитии ребёнка, сформированности основных психических функций – внимания, памяти, мышления.

Остановимся подробнее на каждом из компонентов:

1) Личностная готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.

Отношение к школе. Первоклассник должен уметь выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.

Отношение к учителю и учебной деятельности. Предполагается, что ребёнок может правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль. В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы (вопросы). Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.

Отношение к сверстникам. Общение ребёнка с детьми не должно отличаться особой конфликтностью. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. К школьному возрасту дети должны уметь устанавливать деловые контакты, относиться к сверстникам как к партнёрам. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.

Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что «школа плохая», «учитель злой» и т.д. Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.

Говоря о мотивационной готовности ребёнка к школе речь идёт о побуждении к учебе. Это означает, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое. Но поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. В каком случае это возможно? В том, когда ребенок понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается хорошо их выполнять. Часто на первых порах первоклассник старается быть примерным учеником, чтобы заслужить похвалу учителя.

Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенку лень самому потрудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится. Такое общение с ребенком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту его поступления в школу.

2) Волевая готовность ребёнка к школе. Ребёнок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью, быть способным к длительному сосредоточению, преодолению желания отвлечься. Для этого необходим определённый уровень развития произвольности. Произвольное поведение – это сознательно контролируемое поведение, у которого есть намерение и цель.

Снижение произвольности в школе проявляется в том, что ребёнок не способен:

  • слушать учителя на уроках, выполнять задания;
  • работать по правилу;
  • работать по образцу;
  • соблюдать дисциплину.

Современные исследования психологов выявили, что развитие произвольного поведения прямо зависит от развития мотивационной сферы ребенка. В основном не слушают учителя на уроках те дети, которым в школе не интересно и кому безразлично, как их оценивает учитель.

То же самое относится к нарушению дисциплины. За последнее время увеличилось количество первоклассников не справляющихся с работой по образцу. А именно на работу по образцу в основном опирается обучение в первом классе. С одной стороны, здесь проявляются все те же мотивационные причины: нежелание выполнять трудные малопривлекательные задания, безразличие к оценке своего труда. С другой стороны, с работой по образцу плохо справляются те дети, которые в дошкольном детстве практически не занимались этим видом деятельности. Из бесед с их родителями выяснилось, что они не складывали кубики с фрагментами рисунка по образцам рисунков, не выкладывали по образцу мозаику, не собирали конструкторы по заданным картинкам и просто никогда ничего не срисовывали.

Важно отметить, что распространенные сегодня игры-пазлы не всегда учат ребенка работать по образцу. Все зависит от того, как их собирать. Если сначала анализируется цветовая гамма рисунка, выделяется фон, осуществляется первичная группировка элементов, то такая работа способствует развитию умения работать с образцом. Но если картинка собирается методом проб и ошибок, то есть, если ребенок наугад пробует один за другим элементы, какой с каким состыкуется, то такой способ работы не приводит к умению работать с образцом.

С работой по правилу также в основном не справляются те ребята, которые до школы не играли в игры с правилами. Впервые в игре ребенок учится подчиняться правилу, когда, играя с другими детьми в сюжетно-ролевые игры, он должен выполнять свою роль согласно установленным детьми правилам или согласно образцу, увиденному в жизни взрослых людей. Игравший в сюжетно-ролевые игры ребенок без особого труда принимает на себя роль ученика, если ему нравится в школе, и выполняет правила, предписанные данной ролью. Ребенок, не имевший в своей жизни опыта сюжетно-ролевых игр с четким исполнением роли, может на первых порах испытывать затруднения в точном исполнении всех предписаний учителя как относительно прилежания, так и относительно дисциплины.

3) Интеллектуальная готовность ребёнка к школе – речь идёт о сформированности основных психических функций – внимания, памяти, мышления. На пороге школы ребёнок должен уметь:

Внимание.

  • Выполнять задание до конца, не отвлекаясь;
  • Находить до 10 отличий между двумя картинками;
  • Находить одинаковые предметы из ряда подобных;
  • Находить фрагменты картинок
  • Проходить лабиринты из линий взглядом;

Память:

  • Запоминать до 9 предметов в течение 30 секунд;
  • Запоминать и повторять ряд слов (из 10 слов ребёнок должен повторить 5-6);
  • Запоминать и повторять по память фразы, произнесённые 1-2 раза;
  • Запоминать ряд цифр (до 6);
  • Запоминать картинку, а затем отвечать на вопросы по ней.

Мышление

  • Подбирать логические пары предметов (гнездо – птица, молоток – гвоздь);
  • Подбирать недостающий фрагмент картинки, объясняя свой выбор;
  • Находить закономерности в логических цепочках;
  • Определять последовательность событий;
  • Складывать картинку из 12-15 частей.

Овладение простыми операциями обобщения является важным требованием развития мышления первоклассника.

Обобщение позволяет человеку сравнивать различные предметы, выделять в них нечто общее, одновременно учитывая их различия. На основе обобщения проводится классификация, то есть выделение какого-то класса объектов, которым присущи общие свойства, для которых применимы общие правила работы с ними (например, решение задач того или другого типа).

От процесса обобщения зависит обучаемость ребенка. Обучаемость включает в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый — усвоение нового правила работы (решение задачи и т.д.); второй — перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап невозможен без умения обобщать.

В основном к моменту поступления в школу ребенок владеет эмпирическим, то есть основанным на опыте, обобщением. Это значит, что сравнивая предметы, он находит, выделяет и обозначает словом их внешне одинаковые, общие свойства, позволяющие отнести все эти предметы к какому-то одному классу или понятию. Так, например, ребенок понимает, что автомобиль, поезд, самолет, автобус, троллейбус, трамвай и т.д. — это все транспорт, или средства передвижения.

Обобщение развивается в процессе познания ребенком свойств различных предметов. Поэтому очень важно предоставить малышу возможность исследовать окружающий его мир. Детям нравится возиться с песком, водой, глиной, камешками, деревяшками и т.д. Им интересно готовить вместе с мамой или бабушкой тесто, а потом печь пирог. Их интересует, что как пахнет, что съедобно, а что нет, что будет, если что-нибудь посадить и т.д.

Для развития обобщения с детьми необходимо играть в развивающие игры типа лото. По ходу таких игр ребенок усваивает различные понятия и учится классифицировать предметы. При этом существенно расширяется его кругозор и представления о мире.

Развитию обобщения способствует составление ребенком рассказа по последовательным сюжетным картинкам, а также пересказ прочитанного ему художественного произведения.

Итак, хотелось бы подвести итог и отметить, что психологическая готовность ребёнка к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребёнок читать, считать, писать, а состоит из компонентов личностной (социальная, эмоциональная, мотивационная), волевой и интеллектуальной готовности к школе. Если ребенок хочет учиться, старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем. Психологическая готовность ребёнка к школе является результатам развития ребёнка на протяжении всего дошкольного детства. Это фундамент для развития человека в следующем возрастном периоде, в младшем школьном возрасте в условиях учебной деятельности.

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять