Психологическое консультирование этапы, виды, техники

Социальное консультирование

— это вид социальной работы, в ходе которого специалист социальной работы помогает клиенту изучить и понять суть существующей проблемы и предложить различные варианты, которые могут быть использованы для ее решения.

Этапы социального консультирования:

выявление причин, побудивших клиента к обращению за консультацией;

анализ, оценка и диагностика проблемы;

формулировка проблемы и определение целей консультации;

установление стратегии и плана действий;

осуществление соответствующих действий;

оценка результатов консультации и выводы.

Социально-психологическое консультирование

представляет собой особую область практической социальной психологии, связанную с оказанием со стороны практикующего специалиста непосредственной социально-психологической помощи людям, которые в ней нуждаются.

Социально-психологическое консультирование как понятие тесно связано, а во многом непосредственно переплетается с понятиями психологической коррекции и психотерапии.

Социально-психологическое консультирование направлено на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, так как клиенты психолога-консультанта имеют межличностные проблемы.

Основная задача

психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются.

Основные принципы социально-психологического консультирования:

гуманность – доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту

ориентация на нормы и ценности клиента

запрет давать советы клиенту;

включенность клиента в процесс консультирования;

принятие клиентом ответственности за происходящее с ним;

принятие клиентом ответственности за происходящее с ним

Социально-психологическое консультирование предполагает использование своеобразных приемов и методов работы с клиентами. К их числу обычно относят:

наблюдение, тестирование, убеждение, информирование, аналогии, мини-тренинг, консультационный инструктаж.

Виды социально-психологического консультирования:

1.по форме – групповое и индивидуальное, 2.по содержанию – конкретное, программное, 3.по способу взаимодействия — контактное («очное»), когда консультант встречается с клиентом; дистантное («заочное»), когда общение происходит по телефону или по переписке.

Дата добавления: 2014-11-07 ; Просмотров: 1860 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Психологическая консультация

Что такое психологическая консультация

Некоторая неопределенность предмета психологического консультирования отражается в разнообразии определений.

Так, лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США, выдающая разрешения на частную практику, предлагает следующее определение:

Психологическое консультирование — это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений. Н. Burks и В. Steffire (1979) предложили несколько более широкое определение консультирования:

  • Психологическое консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность-личность», хотя иногда в нем участвуют более двух человек.
  • Психологическое консультирование — один из видов психологической помощи (наряду с психокоррекцией, психотерапией, психологическими тренингами и др.), выделившийся из психотерапии.

Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни.

Спектр трудностей поистине широк:

  • трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения);
  • неустроенность личной жизни и неурядицы в семье;
  • плохая успеваемость в школе;
  • недостаток уверенности в себе и самоуважения;
  • мучительные колебания в принятии решений;
  • трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т. п.

В целом нужно сказать, что в поле зрения психологической консультации попадают самые разнообразные проблемы.

В разрезе данного аспекта необходимо упомянуть, что:

  • Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.
  • Консультирование помогает обучаться новому поведению.
  • Консультирование способствует развитию личности.
  • В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.
  • Сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом, основанное на философии «клиент-центрированной» терапии.

Основоположник клиент-центрированной терапии известный американский психотерапевт С. Rogers выделил три основных принципа этого направления:

  • каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;
  • каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;
  • каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

Таким образом, определения психологического консультирования охватывают стержневые установки консультанта в отношении человека вообще и клиента в частности. Консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Тем более важно признать, что любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы.

Психологическое консультирование

В словаре А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского психологическое консультирование (ПК) определяется как один из видов оказания психологической помощи «в ситуациях преодоления различного рода психологических затруднений». Американская Ассоциация Консультирования определяет консультирование как применение принципов психической гигиены, психологии, развития человека в ходе когнитивных, аффективных, бихевиоральных или системных воздействий или стратегий, которые направлены на достижение психологического комфорта, личностный рост, развитие карьеры, а также на лечение патологии.

Психологическое консультирование — это новая, зарождающаяся профессия; консультанты должны иметь соответствующее образование, успешно пройти соответствующие квалификационные испытания. В своей работе психологи-консультанты опираются не на интуицию, а на знание соответствующих теорий. Консультирование может быть средством развития личности или вмешательством, способствующим адаптации клиента; оно проводится как с людьми, считающими себя благополучными, так и с людьми, имеющими значительные проблемы.

Специалист, оказывающий консультативную помощь, называется консультантом. Человек, являющийся получателем помощи – является клиентом. Сторона, выступающая инициатором консультации, оплачивающая деятельность консультанта и оценивающая его работу — заказчик. Если клиент и заказчик ­— одно лицо, психологическое консультирование осуществляется в формате двусторонних отношений, на основе консультационного контракта. Если клиент и заказчик – разные лица (например – родитель привел на консультацию ребенка), их интересы и цели могут не совпадать, и консультация проводится в формате трехсторонних отношений после согласования интересов сторон, поскольку ее цель – помощь клиенту, а не заказчику, который может иметь скрытые или явные интересы, отличающиеся от интересов клиента.

Психологическое консультирование имеет много общего с психотерапией. И тот и другое – используется для оказания помощи клиенту в преодолении психологических затруднений; при этом применяются одни и те же техники; и психологическое консультирование и психотерапия базируются на одних и тех же персонологических теориях. Р. Кочюнас считает, что если на одном полюсе воображаемой шкалы поместить психологическое консультирование, направленное на оказание помощи в решении конкретной локальной проблемы и содействие личностному росту клиента, а на другой полюс поместить психотерапию, подразумевающую фундаментальные изменения личности, повышающие уровень ее адаптированности, то каждый конкретный случай психологической помощи всегда будет находиться между этими полюсами. Таким образом, разница между психотерапией и психологическим консультированием состоит не в содержании работы, а в том, что они осуществляются разными специалистами: психотерапия – врачами-психотерапевтами, имеющими соответствующую специализацию, а консультирование – психологами, прошедшими соответствующую последипломную подготовку.

В зависимости от характера и уровня затруднения, переживаемого клиентом, можно выделить несколько уровней психологического консультирования.

Таблица. Виды консультирования и действия психолога

Человек, обращающийся за консультацией к психологу, находится в проблемной ситуации, требующей от него какого-либо решения. Информационное консультирование заключается в передаче психологом информации, необходимой клиенту для обоснованного принятий решения. Эта информация может касаться специфических знаний о закономерностях поведения, мышления, эмоциональных переживаний, развития и изменения. При этом психолог убежден, что клиент адекватно сознает проблему и корректно ставит вопрос. Необходимо отметить, что психолог в данном случае отвечает за достоверность передаваемой информации, а клиент за то, как он ее использует. Кроме того, психолог может информировать клиента о возможностях и условиях получения той или иной помощи специалистов, работающих в соответствующих организациях. Информационное консультирование по своей структуре сходно с юридической консультацией.

Проблемное консультирование направлено на сопровождение клиента в ситуации осмысления проблемы, осознания ее основных элементов, рефлексии алгоритмов принятия решения. Итогом проблемного консультирования является корректная формулировка проблемы и обнаружение возможных способов ее решения. После достижения этого результата психолог может при необходимости перейти к информационному консультированию клиента, если в этом будет необходимость.

Кризисное консультирование направлено на оказание психологической помощи в переживании личностного кризиса. Его отличительная черта в преимущественной направленности на работу с разрушающими переживаниями клиента, а не с содержанием проблемы. Успешным результатом кризисного консультирования является психологическая адаптация клиента, достижение им приемлемого уровня психологического комфорта. После достижения этого результата психолог может при необходимости перейти к проблемному консультированию клиента.

Консультирование включает в себя разные специализации в зависимости от сферы применения и требует от консультанта углубленных знаний, специфического образования и опыта. Выделяют консультирование в образовании, супружеское и семейное консультирование, консультирование по вопросам психического здоровья, реабилитационное консультирование, геронтологическое консультирование, психологическое консультирование по вопросам зависимостей и девиантного поведения, карьерное психологическое консультирование.

Психологическое консультирование может осуществляться в индивидуальном и групповом формате. Индивидуальное консультирование осуществляется как в очной форме, так и дистанционно (например, по телефону).

  • Психология. Словарь/ Под общей ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд. М., 1990.
  • Глэддинг С. Психологическое консультирование – СПб.: Питер, 2002
  • Кочюнас Р. Основы психологического консультирования – М.: Академический проект, 1999.
  • Васильев Н.Н., Васильева Е.А. Базовые навыки профессионального общения. Рабочая тетрадь. – Ярославль, 1987.

Практическое занятие №2. Этапы возрастно-психологического консультирования. Процедуры и техники возрастно-психологического консультирования

Вопросы для рассмотрения

1.Основные этапы психологического консультирования (по НемовуР.С.).Первый, подготовительный, этап психологического консультирования, его особенности. Специфика второго, настроечного, этапа психологического консультирования. Третий, диагностический, этап психологического консультирования. Четвертый, заключительный, этап психологического консультирования. Пятый, контрольный, этап психологического консультирования. Время, необходимое для проведения каждого из этапов консультирования.

2.Четыре этапа консультирования ( по Ю.Е.Алешиной). 1) знакомство с клиентом, 2) расспрос клиента, формулирование и проверка консультационных гипотез 3)коррекционное воздействие 4) завершение беседы

3.Понятие о процедурах и техника психологического консультирования. Зависимость процедур и техник от этапа проведения консультации.

4. Этап 1. Этап 2. Начало работы. Процедура первая – встреча клиента с консультантом. Техники: техника приветствия, техника проведения клиента на место, Процедура вторая – Установление положительного эмоционального настроя клиента. Установление рапорта. Процедура третья – снятие психологического барьера.

5. Этап 3. Процедура эмпатического слушания. Техники «информирование клиента», «совет», «Убеждение», «Разъяснение». Процедура вторая – активизации мышления и памяти клиента. Процедура подкрепления. Процедура прояснения психологом-консультантом мысли клиента

6. Этап 4. Процедура первая – определение возможных решений. Техники «информирование клиента», «совет», «Убеждение», «Разъяснение». Процедура вторая – согласование плана действий. Техники: стимулирующие вопросы, конкретизация ожидаемого результата, определение способов контроля за реализацией намеченного плана, реализация плана клиентом.

7. Этический кодекс практического психолога

Основная литература:

1. Немов Р. С. Психологическое консультирование. – М.: Юрайт, 2013. — 576 с.

2. Пахальян В. Э. Психологическое консультирование. – М.: Книга по Требованию, 2008. — 254 с.

3. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Академия, 2011. — 208 с.

Дополнительная литература

1. Алешина Ю.К. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. -Изд. 2-е, — М.: Независимая фирма «Класс» 2000. – 208 с. (Библиотека психологии и психотерапии

2. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений (Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова и др.) – М.: Издательский центр «Академия», 2002 -416 с.

3. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. – Изд-е 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-283 с.

4. Петрушин С.В.Мастерская психологического консультирования. 3-е изд., испр., и доп. – СПб.:Речь, 2007. -184 с.

Практическое занятие №3. Психотерапевтические направления в возрастно-психологическом консультировании

Вопросы для рассмотрения

1. Основные положения психодинамического подхода в консультировании. Основные процедуры: конфронтация, прояснение, контрперенос. Прорабатывание. Средства вербализации в консультировании – интерпретация свободных ассоциаций, сновидений, переноса и сопротивления, ошибок т.д.

2. Основные положения, процедуры и техники когнитивно-поведенческого направления в психологическом консультировании

3. Гештальт-терапия. Основные положения, методы и техники.

4. Эриксоновский гипноз. Основные положения, методы и техники.

5. Психодрама. Основные положения, методы и техники.

6. Психосинтез. Основные положения, методы и техники.

Основная литература:

1. Немов Р. С. Психологическое консультирование. – М.: Юрайт, 2013. — 576 с.

2. Пахальян В. Э. Психологическое консультирование. – М.: Книга по Требованию, 2008. — 254 с.

3. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Академия, 2011. — 208 с.

Дополнительная литература

1. Алешина Ю.К. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. -Изд. 2-е, — М.: Независимая фирма «Класс» 2000. – 208 с. (Библиотека психологии и психотерапии

2. Варга А.Я. Системная семейная терапия. Краткий лекционный курс. СПб, 2001.

3. Игумнов С.А. Психотерапия детей и подростков. – Ростов н/Д: Феникс, Минск: МЕТ, 2005. – 288 с.

4. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. – Изд-е 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-283 с.

5. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. В.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер 2002 – 1024 с.- (Серия «золотой фонд психотерапии).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Основные этапы психологического консультирования

Весь процесс психологического консультирования с начала и до конца можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый из которых в ходе консультирования по-своему необходим, решает какую-либо частную задачу и имеет свои специфические особенности. В зависимости от того, какой из аспектов психологического консультирования становится главным для клиента, психологическое консультирование приобретает диагностическую, исследовательскую, информационную (просветительскую), развивающую, коррекционную, обучающую или психотерапевтическую направленность.

Как мы отмечали выше, каждый из этих аспектов, если он становится главным мотивом психологического консультирования, формирует определенную направленность психологического консультирования, тогда как другие аспекты становятся его подчиненными моментами. В то же время в любом психологическом консультировании присутствуют все его стороны, более или менее выражено, иногда латентно. Проиллюстрируем, какие этапы выделяют исследователи, ориентируясь на различные аспекты психологического консультирования.

Информационно-рекомендательный характер носит, на наш взгляд, модель консультирования, предлагаемаемая Р.С. Немовым, в которой выделяются следующие основные этапы проведения психологического консультирования (Р.С. Немов, 2001):

1. Подготовительный этап. На этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить от третьих лиц, например от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации. На данном этапе работы психолог-консультант, кроме того, сам готовится к проведению консультации, выполняя практически все то, о чем шла речь в предыдущем разделе данной главы. Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляет обычно от 20 до 30 мин.

2. Настроечный этап. На данном этапе психолог-консультант лично встречает клиента, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с клиентом. То же самое со своей стороны делает клиент. В среднем этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено для проведения консультации, может занимать от 5 до 7 мин.

3. Диагностический этап. На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента. Основное содержание данного этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не представляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы клиента и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 4 до 6–8 ч.

4. Рекомендательный этап. Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о клиенте и его проблеме, на данном этапе вместе с клиентом вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. Среднее время, обычно затрачиваемое на прохождение этого этапа психологического консультирования, составляет от 40 мин до 1 ч.

5. Контрольный этап. На данном этапе психолог-консультант и клиент договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться и оцениваться практическая реализация клиентом полученных им практических советов и рекомендаций. Здесь же решается вопрос о том, как, где и когда психолог-консультант и клиент в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций. В конце данного этапа, если в этом возникнет необходимость, психолог-консультант и клиент могут договориться друг с другом о том, где и когда они встретятся в следующий раз. В среднем работа на данном, завершающем этапе психологического консультирования проходит в течение 20–30 мин.

Если суммировать все, сказанное выше, то можно установить, что на прохождение всех пяти этапов психологического консультирования в среднем может понадобиться (без времени, отводимого на психологическое тестирование) от 2–3 до 10–12 ч.

Психотерапевтическую направленность психологического консультирования можно отметить в модели консультирования, предложенной М.К. Тутушкиной и ее коллегами, отмечающими, что независимо от того, проводится ли разовая консультация или осуществляется пролонгированная работа в виде ряда психотерапевтических сессий, консультирование может рассматриваться как диалектический процесс, включающий в себя ряд стадий (Тутушкина М.К., 2001):

1. Заключение контракта между клиентом, от которого поступает добровольный заказ на консультацию, и консультантом, дающим согласие оказать помощь, обеспечивая безопасность и поддержку в ходе консультирования.

2. Прояснение запроса и анализ проблемной ситуации. На этой стадии консультанту необходимо сориентироваться в проблеме клиента, внимательно слушая его, используя открытые вопросы перефразирование и переспрашивание для получения достоверной информации. В то же время консультант рефлексирует свои чувства и чувства клиента, помогая ему глубже погрузиться в проблему и подойти к постановке психотерапевтической цели.

3.Переформулирование проблемы и постановка психотерапевтической цели, уточнение контракта. На данной стадии по мере выяснения условий и ситуации возникновения проблемы, анализа чувств и отношений клиента к ней определяется суть проблемы, то есть та психологическая трудность, которая мешает клиенту найти выход из сложившейся ситуации, При этом главным является осознание самим клиентом сути проблемы с психологической точки зрения.

4. Поиск способов решения проблемы. На данном этапе необходимо согласие клиента на исследование собственных психологических трудностей, поиск и принятие на себя ответственности за выбираемые решения.

В процессе консультирования у клиента происходят изменения, которые могут в той или иной мере повлиять на его личность и жизнь в целом. В любом случае клиенту предоставляется возможность получить новый опыт, и чем глубже он осознает это, тем благоприятнее для него окажутся последствия консультации, следовательно, ее эффективность.

Обучающий и коррекционный характер направленности психологического консультирования можно отметить, на наш взгляд, в подходе, предлагаемом А.Ф. Бондаренко, в связи с этим на каждом этапе процесса консультирования психолог решает соответствующие задачи (Бондаренко А.Ф., 2000):

1. Начальный этап. Этап вхождения в ситуацию психологической помощи.

Главные задачи психолога на этом этапе, основополагающем для установления рабочих отношений, заключаются в следующем:

— поддержка мотивации клиента к совместной работе;

— разъяснение истинных (реалистичных) возможностей психологической помощи и коррекция нереалистичных ожиданий;

— выражение готовности понять, принять клиента и оказать ему возможную психологическую помощь;

— пробная постановка целей психологической помощи и определение ориентировочных сроков и результатов работы;

— проработка, при необходимости, собственных затруднений в работе, связанных с возможным контрпереносом или возникающими проекциями.

2. Этап действования и проживания ситуации психологической помощи.

Включает в себя работу с личностным материалом клиента: переживаниями, отношениями, чувствами, снами, ценностными смыслами.

Возможные задачи психолога вытекают из логики его действий и феноменологии переживаний клиента, среди них:

— обеспечение эмоционального отреагирования;

— проработка и символическое удовлетворение тех или иных фрустрированных потребностей;

— создание условий для инсайта и катарсиса;

— подкрепление желаемого направления действий (переобучение);

— обеспечение условий для личностной рефлексии и проживания ситуации свободного и ответственного выбора.

3. Этап вхождения в новый опыт.

Это – стадия личностных трансформаций и попыток приобщения к иному способу проживания жизни, свободному от прежних заблуждений и проблем.

Отсюда вытекают следующие возможные задачи в деятельности психолога:

— эмоциональная и экзистенциальная поддержка;

— подкрепление тенденций к личностным переориентациям и трансформациям;

— помощь в совладании с личностной и ситуативной тревогой, вызванной изменениями жизненного мира;

— проработка ценностно-смысловых или поведенческих препятствий, блокирующих осуществление необходимых действий.

4. Этап вхождения в повседневность с обогащенным новым опытом.

Это – заключительный этап работы.

Его значимость отражают специфические задачи, стоящие перед психологом:

— подбадривание клиента и подчеркивание временных границ как травмировавшей проблематики, так и конца консультативного процесса;

— анализ элементов зависимости в поведении клиента и помощь в достижении самостоятельности и самодостаточности;

— переопределение и переосмысление ситуации психологической помощи как предоставленной возможности человеку понять собственные мотивы, ценности, цели и выборы;

— нахождение “золотой середины” между тенденциями гиперопеки, покровительства и эмоциональной отстраненности от клиента.

Каждый из этапов имеет свою длительность. Последствия консультирования можно рассматривать с точки зрения изменений, происходящих в личности клиента, и степени его удовлетворенности результатами консультирования.

Р. Кочунас, ссылаясь на В. Е. Gilland, предлагает структуру процесса психологического консультирования в виде системной модели, в которой делается акцент на исследовательском и обучающем характере психологической помощи (Кочунас Р., 2000):

Эта системная модель, охватывающая шесть тесно связанных между собой стадий, отражает универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации.

1. Исследование проблем. На этой стадии консультант устанавливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.

2. Двумерное определение проблем. На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.

3. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.

4. Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия. В плане решения проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, «репетиция» действий и др.).

5. Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача — еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.

6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.

Эта модель, отражающая консультативный процесс, помогает лишь лучше понять, как происходит конкретное консультирование. Реальный процесс консультирования значительно обширнее и нередко не подчиняется данному алгоритму. Выделение стадий условно, поскольку в практической работе одни стадии смыкаются с другими, и их взаимозависимость сложнее, чем в представленной схеме.

Как видим, направленность психологического консультирования определяется не только структурными характеристиками (целями, предметом, ведущими видами деятельности клиента и консультанта, ролевой позицией психолога), но и процессульными, одной из которых является последовательность осуществления его этапов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Этапы консультирования

Этапы психологического консультирования

Ни одна из теоретических ориентаций или школ психологического консультирования не отражает все возможные ситуации взаимодействия консультанта и клиента. Поэтому рассмотрим самую общую модель структуры консультативного процесса, называемую эклектической (В. Е. Gilland и сотрудники; 1989). Эта системная модель, охватывающая шесть тесно связанных между собой стадий, отражает универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации.

Эта модель, отражающая консультативный процесс, помогает лишь лучше понять, как происходит конкретное консультирование. Реальный процесс консультирования значительно обширнее и нередко не подчиняется данному алгоритму. Выделение стадий условно, поскольку в практической работе одни стадии смыкаются с другими, и их взаимозависимость сложнее, чем в представленной схеме.

Здесь следует еще раз подчеркнуть то, о чем упоминалось выше, — в процессе консультирования важны не столько схемы (хотя общее представление и понимание хода консультирования обязательны), сколько профессиональная и человеческая компетенция консультанта. Ее составляют многие элементы, речь о которых пойдет ниже. Перечислим общие правила и установки консультанта, структурирующие процесс консультирования и делающие его эффективным:

По материалам (Кочюнас Р. — Основы психологического консультирования )

Основные виды психологического консультирования. Что такое психологическое консультирование — этапы, виды и техники направления. Сущность понятий консультация и консультирование

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

Методы стимулирования и мотивации интереса

к учению

Методы стимулирования и мотивации долга и

ответственности в учении

Методы
устного контроля и самоконтроля

Методы
письменного контроля и самоконтроля

Методы лабораторно-практического контроля

и самоконтроля

Ни одна из рассмотренных классификаций методов не свободна от недостатков. Практика богаче и сложнее любых самых искусных построений и абстрактных схем. Поэтому поиски более совершенных классификаций, которые внесли бы ясность в противоречивую теорию методов и помогали бы педагогам совершенствовать

практику, продолжается.

Сущность и содержание методов обучения.

Словесные методы.Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги

-Я.А. Коменский, К.Д.

Ушинский и др. -выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко

называют их устаревшими, “неактивными”.

К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать

пути их решения.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа,

дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ.Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его

объем, продолжительность.

По целям выделяется несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Цель первого — подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено другими

методами, например, беседой.

Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяющий вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются

задачи деятельности учеников.

Во время рассказа-изложения преподаватель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающему плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением

иллюстраций и убедительных примеров.

Рассказ-заключение обычно проводится в конце занятия. Преподаватель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задания для дальнейшей самостоятельной

работы по этой теме..

В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания (мнемонические, ассоциативные), логические приемы сравнения, сопоставления,

выделения главного, резюмирования.

— рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность

преподавания;

— содержать только достоверные и научно

проверенные факты;

— включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых

положений;


иметь четкую логику изложения;


излагаться простым и доступным языком;

— отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам,

событиям.

Объяснение.Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных

понятий, явлений.

Объяснение -это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и

общественной жизни.

— точного и четкого формулирования задачи,

сути проблемы, вопроса;

— последовательного раскрытия причинно-следственных свя­зей,

аргументации и доказательств;

— использования сравнения, сопоставления,

аналогии;


привлечения ярких примеров;


безукоризненной логики изложения.

Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым,

чем в работе с младшими школьниками.

Беседа.Беседа -диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими

уже изученного.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие “сократическая

беседа”.

В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом

процессе выделяют различные виды бесед.

Широкое распространение имеет эвристическая беседа(от слова “эврика” -нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний,

формулированию правил и выводов.

Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводнойили вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседыприменяются

после изучения нового материала.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимися всего класса (фронтальная

беседа).

Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников. Особенно полезно организовывать собеседование в старших классах, когда ученики проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать свое мнение по тем или иным темам, поставленным учителем

на обсуждение.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу,

чтобы все учащиеся готовились к ответу.

Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание

ответа.


развивает их память и речь;


делает открытыми знания учащихся;


имеет большую воспитательную силу;

— является хорошим диагностическим

средством.


требует много времени;

— содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и

фиксируется в их памяти);


необходим запас знаний.

Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать

свою точку зрения.

Лекция. Лекция -монологический способ изложения объемного материала. Используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях

и взаимосвязях по теме в целом.

Школьная лекция может применяться также при повторении пройденного материала. Такие лекции называются обзорными. Проводятся они по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации

изученного материала.

Применение лекции как метода обучения в условиях современной школы позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской

деятельностью.

— Конспектирование -краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность

мышления.

— Составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части

и озаглавить каждую часть.

— Тезирование-краткое

изложение основных мыслей прочтенного.

— Цитирование-дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания,

издательство, год издания, страница).

— Аннотирование-краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного

смысла.

— Рецензирование-написание краткого отзыва с выражением своего

отношения о прочитанном.

— Составление справки-сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статические, биографические, терминологические, географические и

т.д.

— Составление формально-логической модели-словесно-схематического

изображения прочитанного.

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять