Субличность

2.Ваши возможности

Это упражнение строится на контрасте ощущения положительных и отрицательных переживаний. Для этого найдите тихое спокойное место. Постарайтесь максимально расслабиться и отвлечься от посторонних мыслей. Начинайте не спеша, поочередно включать воображение, стараясь как можно ярче представлять различные проявления сильных отрицательных эмоций, таких, как физические и душевные страдания, злоба, гнев, тревога, одиночество, безнадежность и т.п. Затем — по контрасту с испытанными переживаниями — постарайтесь резко переключить свое воображение на такое же яркое олицетворение таких понятий, как радость, любовь, счастье, разум, творческое вдохновение, стремление к совершенству и т.п. Почувствуйте и убедите себя в том, что так же как ваше воображение переключилось с отрицательных эмоций на положительные, так и вы сами можете начать последовательно отстраняться от ваших страданий, продвигаться в сторону использования ваших способностей и возможностей самосовершенствования и достижения лучшей жизни.

Анализируйте ваши эмоции, успехи и временные трудности в рабочей тетради.

4. «По делам их судите их».

Оценивая свое отношение к другим и их отношение к себе, проанализируйте, насколько ваши реальные поступки подтверждали ваши мнения о том, что вы кого-то любите или не любите, о том, что кто-то вас любит или не любит.
Проанализируйте свое отношение к делам, свою активную или пассивную жизненную позицию ответом в соответствии с пословицей «Кто хочет (делать дело или помочь другому), ищет возможности, кто не хочет — ищет причины». Честный ответ на этот вопрос и покажет вам ваше истинное отношение к делам и к людям (а также их отношение к вам).

6.Выделите поочередно ваши основные субличности:

Ребенка, Родителя, Супруга, Друга, Начальника, Подчиненного, Специалиста в своей области, Обладателя какого-то хобби (филателиста, меломана, туриста т.п.). Не спеша постарайтесь вжиться в образ и состояние каждой из этих субличностей, почувствовать ее, взглянуть ее глазами на мир, на людей, на себя, на другие субличности. Постарайтесь критически проанализировать каждую из ваших субличностей: чем она вам помогает, а чем мешает. В этом месте следует попросить свои другие субличности критически высказаться в адрес этой субличности.

В примере с тещей это позволит каждой из субличностей объективней увидеть свою и чужую правоту или необъективность и учесть это. Психотерапевт поможет вам лучше использовать преимущество каждой из субличностей и нейтрализовать или начать уменьшать ее вредное влияние на другие субличности. Постарайтесь примирить субличности под руководством лучшей из них.

7.Восхождение. В саду

Эти упражнения имеют много общего. Вы представляете субличность, с которой работаете либо в процессе восхождения на горные вершины среди красивых пейзажей, либо когда она наслаждается красотой и ароматом цветов в прекрасном саду. В обоих случая вы стараетесь создать для своей субличности светлый, эстетически высокий настрой, способствующий максимальному раскрытию в ней ответных светлых и высоких чувств. Кроме того, при восхождении к этому добавляется «акт подъема на высший уровень существования», как бы противоположный всему низменному и деградирующему. Прочувствовав свои субличности в таких возвышенных условиях, проанализируйте их, запомните эти высокие ощущения, постарайтесь закрепить и постоянно совершенствовать их в себе.

В этом вам поможет ваш постоянный самый доверенный собеседник — рабочая тетрадь.

9. Отождествление с центром Я

К этому упражнению переходят только после успешного выполнения предыдущих упражнений. Осознав разотождествление, человек должен осознать сущность своего истинного Я как центра чистого самосознания и воли. Должен поверить в его стабильность и силу. Он говорит (внушает) себе: «Из этого центра я могу трезво наблюдать и контролировать мое тело, эмоции, интеллект, направляя и изменяя их активность по моей воле».

Путем постоянных подсобных упражнений по разотождествлению себя с различными элементами процесс обретения чистого Я становится все более послушным и быстрым, сокращая подготовительные стадии.

Аструс

— Есть ли связь между альтерами и полутонами в музыке (бемоль и диез)?
Аструс: Есть. Есть связи и между альтерами и субличностями. Как полутона увеличивают музыкальные возможности, так и альтеры заставляют субличности двигаться и развиваться. Альтеры доминируют в отношении к субличности.

Продолжение следует в виде практических рекомендаций…

Работа с субличностью — это процесс её осознания, принятия и преобразования, направленный на гармонизацию отношений во внутреннем мире человека. Задачей трансформации является изменение негативных субличностей, создающих внутренний конфликт. Вспомните правило внутреннего мира: «Смерти не существует» — которое означает, что субличность невозможно уничтожить, но можно изменить её назначение, трансформировав её, дать ей новую роль. Позвольте ей переродиться и предстать в новом качестве. Для этого помните об основных инструментах трансформации и правилах внутреннего мира.

Трансформация субличностей осуществляется силой вашего намерения через приятие и Любовь.
Для работы с субличностью, необходимо войти с ней в контакт, узнать её суть и задачи, понять её и принять, осознав как часть себя и после, направить в неё силой намерения луч любви, исходящий из вашей сердечной чакры и наполнить её ярким светом. В вашем внутреннем мире вы — Творец и можете проводить любые трансформации. Энергия, из которой состоят субличности, подобна пластилину, вы можете создать из нее все что угодно, но помните, изменение субличности повлечет за собой изменения в вашем внутреннем мире. Ни одна субличность в вас не умирает, но трансформируясь, меняет свои свойства и задачи. Эти трансформации человек проходит постоянно. Тренинг обучит вас основам трансформации и позволит выявить ваши основные субличности. Вам придется познакомиться с собой изнутри, не тем, что вы о себе думаете, а тем, чем действительно являетесь.

Две стороны одной медали (зеркальные субличности)

Начну издалека, но это важно для понимания вопроса. В давние времена наши предки были очень близки с природой, они наблюдали за ней и сравнивали процессы в ней происходящие с собой. Лес наполнен своими жителями, животными. В водоемах обитает своя живность, рыбки, раки, планктон.

Человек является частью природы и представляет собой энергетически-эмоциональную сущность и имеет своих «животных» внутри себя, они же субличности человека.

Наши предки были мудры, честны и называли вещи своими именами. Они мыслили образами, не усложняли процессы, а упрощали. Говорили так, чтоб было понятно для восприятия от мала до велика. Поэтому говоря про кого-то, описывая кого-то они награждали иго образами того или иного зверя, животного. Ведь согласитесь, всем же понятно разу что за человек, если сказать так: «У него волчья хватка» или «Лисья натура у него».

В зависимости от ситуации, настроения, субличности проявляются в нас в большей или меньшей степени. Бывает, мы замечаем за собой нашу разную реакцию на в принципе похожие события в жизни. Наша реакция, по большому счету, зависит от того, какая в нас в тот момент проявилась субличность.

Субличность — на тонком плане я вижу их как определенные виды энергий, не самые добрые, радужные и хорошие. Это инородные энергии, приобретенные, взращенные внутри человека. Они проявляются в виде реакций, эмоций, действий.

Проще говоря, это определенные программы прописанные в человеке, благодаря которым человек уходит от себя самого, от себя настоящего. Чем больше таких субличностей, тем дальше от своего истинного пути уходит человек. Причем в каждом человеке разный набор субличностей и все они выглядят по разному.

Чем опасны субличности?

Субличности сбивают людей и уводят в сторону. Это самое печальное, потому как каждый рождается, воплощается на Земле со своей определенной программой, задачей, а субличности уводят в сторону и человек не может выполнить свою миссию. Если человек не идет по своему пути, он не может быть счастлив! Счастлив это не этакий богатый бездельник погрязший в бесконечном материальном благе а тот который является частью мироздания, тот кто может ответить на вопрос — КТО Я. Вспомните, ведь было же с вам такое, что вы вспылили, кричали, злились на кого-то, хотя понимали где-то глубоко внутри, что делаете что-то не то, как-то не так, ведь было? В этот момент над вами взяли верх, захватили вас, если можно так выразиться, ваши субличности, а вы лично ушли на второй план и как бы были сторонним наблюдателем в этой ситуации. Это вы лично, ваше Я, глубоко внутри чувствовало себя неуютно при этом. Это вы лично понимали, что происходит что-то не то. Но вы лично, были вытеснены субличносями и не могли влиять на ситуацию.

Согласитесь, неприятно осознавать, что в своей жизни, в своем теле мы занимаем не главенствующее место, подчиняемся каким-то там субличностям. И это не пустые слова, не притянутые за уши описания, а реальное положение вещей. В нашем мире все ест энергия. Материя это энергия только плотно концентрированная. Деньги это энергия. Любовь или страх, это тоже энергии. Субличноси также являются проявлением энергий. Люди способные к ясновидению видят тонки тела, энергии и в том числе субличности. Я вижу их. Я вижу образно и энергетические субличности, об этом чуть ниже напишу.

Как проявляются субличноти в обычной жизни? Какие бывают субличност?

Субличность волка- злость.

Когда человек злится, то он подобен волку, показывает оскал. Через повадки, действия, проявляется волк в человеке.

Субличность лисы -хитрость.

Как только лиса заговорила человек начинает ерничать, хитрить, извиваться, прогибаться. В общем делает все, чтоб получить желаемое наиболее легким путем. Конечно, для многих так удобно, выгодно прятаться за ликом субличности. Особенно в бизнесе, в сфере финансов.

Субличность зайца — трусость.

Иногда я вижу в людях таких огромных зайцев, что сам человек в разы меньше, чем его субличность. Да, такое бывает и не редко. Я провожу диагностику человека по фото впервые или уже работая с человеком, вижу на тонком плане громадного зайца взращенного страхами. Такие люди боятся всего. Они боятся сменить нелюбимую работу, боятся новых отношений, боятся перемен в жизни. Хотя на самом деле понимают, что работу давно пора менять, отношения нынешние зашли в тупик и жизнь то собственно хочется совсем другую, но субличность зайца не дает двинутся с мертвой точки- страшно очень.

Субличность поросенка — жадность.

Жадность может проявляться в любых ипостасьях, от желания побольше поесть, до чрезмерной любви к накопительству чего бы то ни было. Даже существует поговорка — жадный как свинья. У всех нас есть знакомые или родственники чем то похожие на поросенка, а это прямое проявление субличности на физическом теле, даже голос у некоторых напоминает визг или хрюканье.

Субличность барана -глупость.

Когда в нас проявляется баран, то мы делаем поистине глупые вещи. Потом даже не можем объяснить почему мы так поступили. А все просто. Ведь это по сути не мы поступали, а баран в нас. Это он сглупил, а мы передали ему на время борозды правления. Человек-баран перестает слышать других людей он слышит только себя и посеять в его голову зерно здравого смысла практически невозможно. Я привела маленький перечень субличностей, их гораздо больше, но больше, глубже только в курсе обучения.

Если внимательно понаблюдать за окружающими и проанализировать их поведение, то можно легко увидеть проявление подобных субличностей в них.

Есть еще другой тип субличностей, это своего рода причины зависимостей, причины вредных привычек.

Субличность алкоголика-пьет спиртное.

Именно она подталкивает человека к определенным действиям, нашептывает ему, контролирует его и человек со временем теряет свой облик, превращаясь в полностью зависимого, подконтрольного, неадекватного пьяницу. Такая субличность уводит человека в свою реальность и постепенно его уничтожает. Избавить энергетику человека от подобной субличности, и организму легко будет отказаться от спиртного.

Субличность обжоры- ест чрезмерно.

Тогда человек не может остановится и контролировать свой аппетит. А похудеть легко, убрав эту субличность с тонкого плана, человек становится властен над своим аппетитом. Оказывается, что и есть — то столько не хочется да и организму столько еды не нужно. А восстановив, прокачав дополнительно чакру Живу, отвечающую за волю, можно тут же похудеть.

Когда воля крепка, мы хозяева себе и запросто можем ограничить объем съеденной еды, что и является залогом похудения.

Субличность курильщика- заставляет курить.

Она, которая курит, она подавляет истинные желания и потребности человека, меняет сознание. Она пускает свои щупальца, и человек становиться марионеткой, исполнителем. Многие курильщики прекрасно понимают насколько вредно вдыхать канцерогенный дым, наполненный сотнями ядов и при этом продолжают курить. Другие прибегают к самообману, якобы мне это не вредит, или курения меня успокаивает, или на моей работе иначе никак. Все это говорит не человек а его субличность. Удалив ее, выгнав из организма, бросить курить в разы легче. Удалить ее с помощью целителя гораздо эффективнее.

Как же избавиться от субличностей?

Лучше всего, это проработать их раз и навсегда. Проработать, значит избавиться. С субличностями нельзя договориться. С ними нельзя идти на компромисс. Можно только проработать себя, свое внутренне состояние определенным образом и избавиться от них. В эволюции нашего Я нам рано или поздно придется расстаться с субличностями, так мы будем их перетаскивать из инкарнации в инкарнацию пока полностью от них не отделаемся, а став в конечном итоге самим собой сможем выйти на новую ступень развития изменив мерность

Существуют определенные практики, которые позволяют освободится от ненужных программ, от страхов, злости, агрессии- от субличностей. Практики очень просты, как и все мои практики в общем-то. Каждый может ими овладеть чуть приложив усилия. Но есть свои тонкости, нюансы. Я обучаю избавляться от субличнотей в рамках своего курса https://manoiloksana.ru/ezoterika/. На данный момент у меня нет возможности брать учеников на личное обучение. Мест нет. Все занято на ближайшие пол года веред. Иногда беру только по личной рекомендации своих клиентов и то не всех. Есть курс в записи, для самостоятельных, умных и жаждущих изменений в жизни срочно.

С ув. Оксана Манойло.

Друзья, если вам понравилась эта статья, поделитесь ей в соцсетях. Это самая большая от вас благодарность. Ваши репосты дают мне знать, что вам интересны мои статьи, мои мысли. Что они вам полезны и я вдохновляюсь на написание и раскрытие новых тем.

ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ! 2016-07-23 5

Работа с субличностями

Раздвоение личности – тяжелое психическое заболевание, так как сводит бесчисленное множество существ, на которые обычно раздроблен человек, к жалким двум.

Не секрет, что для многих людей их сознание является полем боя, на котором ведут свои сражения, борются за власть различные внутренние голоса. Многие психотерапевты и психологи, создавая теории, обязательно учитывают эти различные стороны личности. Фрейд называет один голос Сверх-Я, второй – Оно, Перлз соответственно Собака-сверху и Собака – снизу, а Берн – Родитель и Ребенок.Собака-сверху и Собака-снизу – вариант перевода терминов «topdog» и «underdog» из лексикона гештальтистов. Они взяты из английской разговорной речи и обозначают доминирующую сторону и сторону, заведомо обреченную на поражение.

Недостаток этих построений в том, что в них все люди оказываются носителями одной и той же универсальной структуры личности, и здесь сглаживаются индивидуальные особенности человека.

Например, Перлз пишет: «Собака – сверху ведет себя как задира, постоянно высказывает свои требования и угрожает жизненными катастрофами, а Собака-снизу воздействует своей беззащитностью, прося прощения, изображая плачущего ребенка и т.д.»

В этом отношении более интересна система Ассаджиоли, где эти внутренние голоса именуются субличностями. Их количество и особенности могут быть разными у различных людей, и пациенту во время психотерапии часто необходимо познакомиться с каждой из них.

Силы и возможности

Субличность строится на основе какого-то желания или устремления личности. Сила этого желания и сила субличности может зависеть от ситуации, в которой впервые возникло это желание. Есть субличности для ролей, которые мы играем в жизни: Родитель, Ребенок, Начальник, Подчиненный, Учитель, Актер, Клоун и т.д. Есть субличности в психологии, которые присутствуют большую часть жизни и отражают определенный набор ваших качеств и характеристик.

Наши субличности воплощают самые разнообразные ценности, преследую различные интересы, имеют разнонаправленные намерения и, таким образом, вступают в конфликты друг с другом.

Результат работы субличностей

Способность быть успешными и счастливыми коренным образом определяется тем, как мы согласовываем и управляем своими субличностями. Состояние, когда субличности согласованно работают и преследуют одну цель, называется конгруэнтностью. Внутренняя конгруэнтность дает силу и энергию. Мы конгруэнтны, когда все наше поведение (и внешнее и внутреннее) нацелено на один результат, и мы имеем свободный доступ к своим ресурсам. Маленькие дети почти всегда конгруэнтны. Когда они хотят чего-то, они хотят этого всем своим существом. Но быть в гармонии с самим собой не означает, что все субличности играют одну и ту же мелодию. В оркестре инструменты играют согласовано, и общее звучание – нечто большее, чем партия любого инструмента.

Демоны или помощники?

Церковь также не оставила вниманием субличности человека. Обычно неугодные ей части души объявляются «демонами», «дьяволом» и т.п. Некоторые церкви многие века упражняются в уничтожении субличностей человека. Особенно «успешен» опыт католической церкви, в Ватикане существует целый отдел занятый истреблением неугодных ему ипостасей человека (процедура экзорцизма). При этом никто не задумывается, что происходит с людьми, потерявшими часть своей личности? Не поблекли ли для них краски жизни, стали ли они счастливее приблизившись к растительному существованию?

Их нужно беречь

Мы уверены, что нужно беречь и сохранять все свои субличности, какими бы ужасными они не выглядели на сегодняшний день, это части вашей души.

Только их сочетание позволит вам сохраниться цельной и независимой личностью. Как бы тяжело вам не было нельзя терять даже малую часть себя.

В практике

В практической работе для знакомства и работы со своими субличностями мы используем метод символдрамы и близкие к ней методы измененных состояний сознания. Пациенту очень важно и полезно познакомиться с субличностями, увидеть их, дать имена, понять, что хочет каждая из них. Общение с субличностью может дать понимание застарелой проблемы, найти пути ее разрешение. Субличность не терпит насилия, угроз, но готова прислушаться к увещеваниям и просьбам.

Основной результат подобной работы – понимание и согласование совместной работы субличностей для полноценной жизни.

Субличности, или кто смотрит через твои глаза?

Для более эффективного взаимодействия с другими людьми, для лучшего понимания себя, желательно выделять в своей личности определённые грани, которые называются субличностями. Субличности – это программы, которые создаются в подсознании для решения повторяющихся схожих задач, исполнения тех или иных ролей (Домохозяйка, Спортсмен, Дочь, Лежебока, Ленивое Я, Великий комбинатор, Слесарь-интеллигент со средним образованием). Грани личности – это инструменты, которые используются человеком для более эффективного и гармоничного поведения в конкретной жизненной ситуации.

У человека есть несколько ключевых субличностей, связанных с важными сферами жизни, в которых проводится большое количество времени. Например, несколько на работе («бухгалтер» и «душа компании»), несколько дома («строгий отец» и «любящий муж»), несколько с друзьями («любить поговорить» и «шутник»). И есть множество вспомогательных граней личности, которые используются реже и активизируются для выполнения более редких задач. У каждой субличности можно выделить оттенки, состояния в которых она чаще всего бывает. Например, «папа» может быть строгим, нежным, любящим, защитником, хозяином.

При активизации различных субличностей, человек может очень сильно меняться – меняется его поведение, мысли и желания, ценности, взгляд на мир и других людей. Его проявления в разных сферах жизни могут быть совершенно разными, человек, порой, преображается до неузнаваемости. Один и тот же человек, может быть молчаливым при общении с глазу на глаз и говоруном-заводилой в большой компании, где-то он – чистюля и педант, а где-то – безалаберный неряха.

Пример «Школьник»

Вот сидит школьник за партой. У него активен «дрожащий двоечник», подросток робко прячется за спины других ребят, боится, что его спросят невыученный урок, а потом от разгневанной мамы получит нагоняй. Ему везёт, звучит звонок с урока, опасность миновала. Начинает включаться «любитель поиграть в компьютер», подросток радостный бежит домой, где его ждёт герой 65 уровня – редкое достижение в этой игре. За компьютером он играет роль «предводителя клана», его самоощущение и взаимодействие с другими людьми сильно перестраивается – он ведёт себя как лидер: уверен в себе, знает что и как надо делать, руководит людьми (вполне возможно, что часть из ведомых будут взрослые люди от 20 лет, у которых другой уровень в игре и другое самоощущение). Или «всезнающий отличник», который чувствует себя авторитетом и победителем на уроке физики, а на физкультуре, вся его прыть улетучивается, он превращается в «слабака, над которым все смеются». Пример из более позднего этапа жизни – «буйный директор» на работе, а дома – «нежный подкаблучник», безпрекословно выполняющий все распоряжения жены.

В примерах выше, при изменении активных субличностей, перед наблюдателем появляются совсем разные люди, со своей историей, навыками, осанкой, манерой говорить и предпочтениями. Память о своих прежних субличностях и том, что с ними происходило у человека может временно вытираться. Можно понаблюдать за детьми как они играют и как сильно могут отождествиться со своей ролью, полностью в неё погрузиться, во время игры они находятся в своём отдельном мире. Взрослые играют не менее самозабвенно, только у них роли иногда по-другому называются.

Каждая субличность говорит «я», а потому, без того чтобы дать им имена и определить сферы их проявления, тяжело разобраться в своём внутреннем мире, поведении и мотивах поступков, сложно выстраивать систему ценностей и достигать намеченных целей, т.к. разные субличности могут вести человека в разные стороны.

Пример «Работа и дом»

Сидя на работе в 6 часов вечера, «ответственный сотрудник», который не доделал отчет и «любитель домашнего очага» совершенно по-разному воспринимают ситуацию, у них разные цели и при активизации, субличности будут вести себя по разному. «Ответственный сотрудник» подумает, что отчет не доделан и можно раз в месяц на пару часов задержаться (и прикроет глаза, как бы забудет, что уже не первый раз задерживается), а «любитель домашнего очага» вспомнит, что сегодня показывают интересный фильм и жена приготовила хороший ужин, выключит компьютер со словами: «всей работы не переделаешь».

Чаще всего, обычная работа по составлению списков целей неэффективна, т.к. список формируется из одной субличности, а в жизни включаются совершенно другие субличности, которые имеют свои цели и своё мнение. Человек просто не хочет и не может выполнить те обязательства, которые на себя взял прежде. Поэтому важно помнить потребности других субличностей, а также уметь, когда необходимо, менять своё состояние, выходить из одних ролей и включать другие. При смене роли, изменится взгляд на мир, а также способности, желания и уровень мотивации.

Пример «Пробежка»

«Хвастливое Я» говорит, что завтра пойдёт на пробежку. Когда наступает завтра, человек, видя что погода противная, идёт холодный дождь, активизирует «Любителя комфорта», который находит «веские причины» (может, например, воспользоваться изречениями известных личностей, выбрать что-нибудь подходящее из репертуара поговорок или придумать что-то своё: «жизнь дана нам для удовольствий!») или просто забывает о прежнем решении, с наслаждением и немного мутноватым внутренним ощущением (здесь идёт ложь для успокоения и отвод глаз от нежелательных фактов) садится пить горячий ароматный чай в мягкое обволакивающее кресло).

Если человек привык много врать себе, то он практически не замечает за собой лжи, не ощущает противного давящего чувства, его взор очень ограничен, много «белых» пятен, а попытки «раскрыть ему глаза» могут натолкнуться на очень большое сопротивление со стороны подсознания, агрессию. Ложь – это защита, которая сковывает проявления человека, сужает поле зрения и расходует его энергию, поэтому, желательно стараться защиты постепенно убирать, работать над собой (см. «Защиты психики»). Работа над собой – это достаточно болезненный процесс, но он вознаграждается тем, что человек развивается, сбрасывает часть оков, становится свободнее, сильнее и энергичнее (см. также статью «Энергия человека»).

Человек, как правило, не знает какие у него есть субличности и потому совсем не контролирует их активизацию. В таком случае, субличности безсознательно активизируются под воздействием внешних толчков, например, из эгрегоров или посредством других людей (см. пример «Консультация у психолога»). И в результате, сознательное управление человека собой находится на очень низком уровне, его поведение может быть очень непоследовательным, непостоянным, противоречивым и вредным для тех целей, которые он себе когда-то поставил (см. статью «Отождествление, осознанность, свобода воли и выбора»). В то же время, организованность и последовательность далеко не обязательно являются признаком сознательности – человека может вести какой-либо эгрегор, по мере движения формируя необходимые толчки, на которые человек реагирует нужным образом. Последний может искренне считать, что это он сам всё придумал, спланировал, организовал и реализовал.

Надевая на себя какую-то роль, человек определённым образом перестраивает идущие через него энергопотоки. Реакция другого человека на приходящую извне энергию часто машинальна и потому он безсознательно надевает наиболее подходящую роль, его прежнее состояние может достаточно быстро улетучиться. Соответственно, поменяются цели, поведение, желание и мировосприятие. Явно это можно наблюдать во время расстановок, когда человеку говорят, например: «Побудь, пожалуйста, заместителем моего мужа». Неявно это происходит постоянно – если к человеку из примера «Работа и дом» в момент его раздумий подойдёт директор, то велика вероятность, что мужчина перейдёт в роль «ответственного сотрудника» и будет доделывать отчет.

Роли также могут одеваться эгрегорами при безсознательном попустительстве со стороны человека. В расстановках по Хеллингеру, часто идёт работа со случаями, когда семейная система навязывает клиенту не естественную ему роль (например, дочь отождествляется с прежней любовью своего отца, играет роль соперницы для мамы и возлюбленной для папы. См. также статью «Расстановки по Хеллингеру. Влияние систем на человека»). Главное, что наводимое состояние, мысли, импульсы к действиям человек воспринимает как свои собственные, а потому, не задумываясь, приводит в исполнение.

Люди полностью погружаются в игру, идут по определённому сценарию, который, скорее всего, уже не раз проигрывался (см. статью «Архетип» и в разделе «Высшие архетипы» статьи «Потеря и возвращение души») и внимательный наблюдатель знает как и чем всё закончится (Э. Берн в книге «Игры, в которые играют люди» разобрал частые формы взаимодействия людей, то, что лежит на поверхности, скрытую выгоду, которая не осознаётся участниками и негативные последствия, которые не замечают игроки, а также способы выйти из этих игр, разрушить сценарии). Соответственно, если человек помнит себя во время игры, он знает в каких точках будет развилка в течении сценария, где и как необходимо сделать толчок, чтобы игра повернулась в нужную сторону и закончилась более благоприятно.

Человеку, который ориентируется в своих субличностях, а также может определять какие субличности запускаются у партнёра, будет легче отслеживать происходящее, более гибко и точно руководить игрой. Желательно учиться отслеживать ключевые точки, в которых нужно производить толчки. Под воздействием точечных импульсов, человек начинает безсознательно катиться в нужную сторону, отрабатывать тот сценарий, в который его направили. Часто человек не следит за собой и приходящими извне имульсами, играет всё без разбора: ему поставили пластинку агрессивного – агрессирует, сменили на нежного – он нежный, активизировали лидера – он самозабвенно играет лидера, командует.

Пример «Мудрая женщина»

Домой приходит разгневанный муж, его жена может в зависимости от целей включить разные субличности (хочется вечер провести в форме скандала или чтобы он как-то хорошо, по-тёплому закончился). На какие-то слова мужа и действия, жена может ощущать сильные порывы отреагировать негативно, внутри неё что-то манит взорваться. Здесь легко поддаться и погрузиться в уже готовый сценарий перепалки, в которой обе стороны кричат, считают себя абсолютно правыми и совсем не понимают происходящее.

Но, допустим, женщина вспоминает себя и активизирует «заботливую жену» или «маму». Эти субличности модулируют исходящую энергию определённым образом. Такое состояние жены предлагает (лучше сказать, незаметно гипнотизирует, смещает точку сборки) мужу постепенно перестроиться, надеть на себя другую маску, более адекватную ситуации. Мужчина может постепенно уйти из разгневанного состояния и начать играть роль «ласкового мужа». Процесс перехода, как правило, плавный, огонь постепенно затухает. Есть и более жесткий вариант смены, когда жена совершает нечто, сильно выходящее за рамки сценария, мужчина может попасть в ступор, транс, и из этого состояния его можно подтолкнуть в нужном направлении. В итоге, коммуникация развивается так, как этого хотела женщина, хотя, возможно, мужчина ничего не заметил. Далее можно включить у себя «любовницу», и сначала через тонкие намёки, заигрывания, оттаявшего, размякшего мужа постепенно перевести в состояние «самца», либо из «любящей мамы» накормить и уложить спать сладким сном.

Человек через сознательное изменение своего состояния может менять окружающую его атмосферу. Переключая активную субличность, он меняет своё излучение, которое воздействует на мир (или по другому: смещая позицию точки сборки, человек перемещается в другой мир, с немного другими характеристиками).

Пример «Преображение мира»

Если человек раньше постоянно играл роль недовольного агрессивного человека, регулярно попадал в конфликты и с кем-то ссорился (люди и тонкий план реагировали соответствующим образом на него, зеркально отражали его внутреннее состояние, настрой), а теперь стал более мягким и приветливым, то и среда вокруг него постепенно меняется, становится более дружелюбной и приветливой, потенциально конфликтные ситуации реже встречаются, протекают в более мягкой форме и быстрее затухают.

Помимо «агрессора», люди часто играют роль «обиженного», «безпомощного», «несчастного», «жертвы» и тем самым формируют соответствующую окружающую обстановку. Можно поставить себе задачу отслеживать начальные этапы запуска этих ролей и стараться, как можно быстрее, из них выходить (пока не погрузились с головой и не забылись в игре), «менять пластинку» на более подходящую (см. технику выхода из навязчивых состояний в статье «Невидимый мир и его воздействие на человека»). Важно помнить, что состояния могут приходить извне, от кого-то другого и нет никакой нужды их отыгрывать.

Для более глубокого изучения темы рекомендую книги Петра Успенского «В поисках чудесного» и Авессалома Подводного «Человек многоликий» (очень детально разработано).

Занимаясь вопросами самопознания, Вы наверняка не раз сталкивались с такими понятиями как Архетипы, Субличности, Роли. И действительно, подобные представления о составляющих и структуре пространства нашей психики очень помогают в понимании своих внутренних процессов, в работе над собой. Но знаете ли Вы, как соотносятся между собой эти понятия, как мы можем получить доступ к их трансформирующему ресурсу, и как с максимальной эффективностью взаимодействовать с этими персонажами нашего внутреннего королевства?

Для начала, посмотрим, в чём суть каждого из них и разберёмся в иерархии!

Итак, кто и где живёт в пространстве нашей психики? Давайте подойдём к этому вопросу с наиболее зримой и осознаваемой стороны. А для этого прямо сейчас приступайте к небольшой, но очень полезной Практике:

  • Ответьте сами себе на вопрос «Кто Я?».
  • Запишите все ответы, которые только придут в Вашу голову. Пусть их будет хотя бы не менее 20.
  • Затем, внимательно посмотрите на свой список, прочитайте его и, может быть, дополните…
  • А теперь, отметьте в своём списке разными цветами (или своими обозначениями) характеристики, которые имеют сходные критерии.

1. Ваши социальные, гендерные, профессиональные, семейные, сценарные роли. Например: врач, музыкант, жена, мать, брат, женщина, мужчина, начальник, критик…

Отвечают на вопрос — КТО?

2. Ваши личностные характеристики и роли, окрашенные личностными качествами. Например: « я весёлый» —

это личностная характеристика, а «я заботливая мама» — это уже характеристика, качественное описание (заботливая) + роль (мама). Отвечают на вопросы: КТО и КАКОЙ?

3. Может быть, в Вашем списке окажутся ответы, не попадающие под эти критерии, тогда тоже отметьте их и определите, как их можно определить.

Что Вы увидели в своём списке? Это, прежде всего – Роли и Субличности.

Роль

– это модель поведения личности, обусловленная её статусом в обществе (социальным, семейным, профессиональным…). Всегда есть некие ожидания, как должен вести себя человек в той или иной роли. Роль можно назвать и социальной маской или костюмом.

Субличность

– это принятая в психологии форма описания (метафора) некой комбинации личностных особенностей, которые человек проявляет в рамках той или иной роли или в каких-то жизненных обстоятельствах. Это как бы некий персонаж, действующий в нашем внутреннем пространстве и наделённый определёнными свойствами, потребностями, мотивами, установками. У этого персонажа есть любимые ситуации, когда он выходит на сцену жизни и типичные, зафиксированные способы поведения. Субличность – это уже тот, кто носит костюм Роли.

Чаще всего, через термин Субличность, описывают проблемные личностные образования, хотя может быть и иначе, поскольку и позитивные части личности вполне можно определить этим же понятием.

Субличность можно описать и в виде символического, узнаваемого образа, например, чрезмерно опекающая мать – «наседка»

Причём в получившемся списке отражены далеко не все Субличности, которыми населено Ваше внутреннее королевство, а только те, которые Вы принимаете, одобряете или хотя бы осознаёте.

Давайте представим эту иерархию в виде рисунка айсберга.

На самых верхних уровнях этого Айсберга располагаются Роли – то, что на поверхности и легко осознаётся. На уровне Ролей мало силы и энергии. Но Роли, являются ключом доступа к Субличностям. Потому что каждую свою роль мы реализуем с наполнением, присущим только нам. И если мы будем честно отвечать себе на вопрос: «А какая именно я…?» (женщина, мать, друг, жена…), искать символические аналогии для своих субличностей в образах литературных персонажей и других символах, то сможем скорее выйти на более сильный и значимый в энергетическом плане уровень субличностей.

На уровне Субличностей уже больше энергии, так как эта наша часть заряжена эмоциями. Не все Субличности попадают в зону осознания и некоторые из них остаются в тени, уходят в подводную часть айсберга. Причём, здесь могут быть как деструктивные Субличности, несущие разрушительные программы в нашу жизнь, так и очень конструктивные, наделённые способностями, но которые мы не способны в себе увидеть и по достоинству оценить (светлая Тень). А значит, есть в пространстве Субличностей кто-то, к то «затеняет», обесценивает эти наши ресурсные качества. Ведь между нашими Субличностями могут складываться самые разные взаимоотношения: они могут единым фронтом выступать за что-то, помогать друг другу или наоборот, конфликтовать…

А далее, следует этаж Архетипов, который условно можно разделить на два яруса. На верхнем, живут Боги

, Богини, Персонажи мифов и сказок, Архетипы Таро и Астрологии. Это те, кто несёт в себе энергию коллективного бессознательного через её персонификацию в образах Богов, Богинь, Героев сказок, мифов… На этом уровне могут проявляться и некие, свойственные какой-либо общности культурные и ментальные особенности. Например, герои именно русских сказок, или фильмов. Представителей этого этажа мы часто тоже относим к Архетипам, но это как бы более доступный нам уровень взаимодействия с ними. Здесь потенциал силы уже очень высок, а доступ к ней ограничен. Для трансформирующей работы на этом уровне мы можем опираться только на возможности своего символического мышления! И это уровень мощного Источника для внесения поистине волшебных изменений в свою жизнь.

Субличности можно представить в виде побегов (деток), питающихся энергией породивших их Архетипов-Богов, но часто не умеющих ею пользоваться и направляющих её совсем не в мирное русло.

А ещё глубже, у самого основания нашего Айсберга – этаж первичных Архетипов. Архетипы

– прообраз, первичная форма, структурная единица коллективного бессознательного, которая присуща всему роду человеческому. Это символические образы, между которыми уже нет границ ни географических, ни культурных.

Сюда доступа, по крайней мере, осознанного и контролируемого, практически нет. Ключом к тайнам этого пласта может стать предыдущий уровень Богов.

Эту же структуру можно представить в виде дерева: Корни – Архетипы, Крупные ветви – Боги, ветки помельче – Субличности, а листья – Роли.

А вот пришла ещё одна аналогия: Архетипы – форма, Боги – печенье, выпеченное по этой форме, Субличности – крошки этого печенья, а Роли — схематичные отображения формы, наброски на тему формы…

Для чего мы погружаемся в этот многоликий мир своих ролей, субличностей и архетипов?

  • Чтобы научиться конструктивно использовать и выражать их энергию в своей жизни.
  • Чтобы найти возможность проявить все свои потенциальные возможности, реализовать лучший проект самого себя в этой (а не в следующей) жизни.
  • Чтобы выпустить на свет свои таланты и получать удовольствие от работы, от творчества, от взаимоотношений…
  • Чтобы находить в себе источник силы и ресурсы для реализации значимых целей.
  • Чтобы исцелить и наполнить живительной силой страдающие части своего Я.
  • Чтобы управлять самим собой и стать со-Творцом своей Жизни!

Если Вам понравился материал, скажите спасибо,
оставив свои комментарии или, нажмите кнопки социальных сетей.

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять