Виды психологической депривации человека

Синдром эмоциональной депривации проявляется в виде психических расстройств, при которых человек сталкивается с трудностями в принятии ответственных решений, а также руководством собственными поступками и мыслями. Появление этого синдрома может оказать негативное воздействие на состояние нервной системы, что выражается в нарушениях эмоциональной сферы. Подобные нарушения выражаются в виде недоверчивости, повышенной тревожности и попытках изолироваться от внешнего мира. Давайте рассмотрим, как проявляется состояние эмоциональной причины, и узнаем о факторах, провоцирующих развитие этого синдрома.

Эмоциональная депривация — продолжительное или полное лишение человека эмоциональных впечатлений

Клиническая картина

Эмоциональная депривация — это чувство неудовлетворенности, вызванное реакцией психики на различные проблемы. Чаще всего, данный синдром развивается на фоне наличия множества неудовлетворенных потребностей. Подобные проблемы негативно воздействуют не только на состояние психики, но и на уровень самооценки. Под влиянием чреды неудач человек теряет веру в позитивное будущее. Чаще всего, данный синдром развивается на почве проблем в любовной сфере. Безответные чувства приводят к тому, что человек страдает от мыслей собственной ненужности. Изменения в мышлении отражаются на эмоциональной сфере восприятия окружающего мира.

Рассматриваемый синдром проявляется в виде чувства опустошённости и нехватки сил для того, чтобы взять ситуацию под контроль. Появление этих чувств негативно отражается на психоэмоциональном балансе человека. Под давлением собственных эмоций, человек испытывает сильный стресс, что может стать причиной развития опасных осложнений.

Отсутствие возможности удовлетворить собственные эмоциональные потребности выступает в качестве своеобразного барьера для личностного развития. Чаще всего, синдром эмоциональной депривации порождается различными обстоятельствами, которые не зависят от поведения человека.

Появление чувства собственной незначительности приводит к снижению самооценки и отсутствию стремления к самосовершенствованию.

На фоне вышеперечисленных проблем многие люди испытывают трудности с самореализацией. Довольно часто в подобном состоянии человек теряет интерес к собственной жизни. Появление эмоциональной депривации заставляет человека полностью пересмотреть собственные жизненные приоритеты. Но здесь важно обратить внимание, что кардинальные перемены не всегда благоприятно отображаются на модели поведения. В этот нелегкий период жизни, человек проявляет сильную мнительность и испытывает проблемы со взаимодействием с другими людьми.

Чувство тревожности и бесконтрольный страх порождают проблемы с доверием. На почве вышеперечисленных проблем, развивается замкнутость и чувство внутренней опустошённости.

Эмоциональная депривация в психологии — это сложный синдром, который может негативно сказаться на личности человека. По мнению специалистов, многие люди под влиянием собственных страхов, не могут найти выход из сложившейся ситуации. Постоянное пребывание в эмоциональном напряжении увеличивает уровень тревожности. На этом фоне появляется страх неизведанного, что мешает человеку попробовать себя в различных сферах, которые были незнакомы ранее.

Эмоции являются необходимой составляющей, обеспечивающей благополучие человека, и его выживание

Именно под влиянием депривации, человек становится заложником собственного «я», и старается избежать различных нововведений в собственную жизнь. Психологи говорят о том, что рассматриваемый синдром нередко сопровождается длительным стрессом и затяжной депрессией.

Следует обратить внимание, что многие пациенты пребывают в подобном состоянии в течение нескольких лет, прежде чем решаются обратиться за медицинской помощью. Проблемы, связанные с поиском выхода из сложившейся ситуации, приводят к тому, что человек полностью отрешается от окружающего мира. Сужение круга общения, отсутствие позитивного мышления и стремление к изоляции, являются веским аргументом для обращения за психологической помощью. В противном случае существует опасность развития более сложных психических расстройств.

Факторы риска

Развитию состояния внутренней опустошенности, как правило, предшествуют различные события, повергающие человека в состояние шока. Чаще всего, эмоциональная депривация развивается на фоне лишения рабочего места, разлуки с любимыми, смерти близких родственников и других катастрофических событий. Также следует сказать о том, что рассматриваемый синдром может развиться на фоне проблем, связанных с трудностью достижения поставленных целей.

Драматические события, происходящие в нашей жизни, негативно отражаются на многих аспектах человеческой жизнедеятельности. Под влиянием эмоционального потрясения, в организме человека запускаются механизмы, что предназначены защитить психику от разрушения. Именно поэтому, столкнувшись с различными жизненными трудностями, человеку сложно осознать факт предательства от близких людей. Понятие эмоциональной депривации включает в себя множество различных факторов, которые могут привести к развитию психического расстройства.

Многие события, приводящие к эмоциональному потрясению, лишают человека твердой воли, заставляя поступать его вопреки здравому смыслу. Развитие синдрома депривации мешает найти выход из сложившейся ситуации, из-за отсутствия возможности посмотреть на собственную жизнь «другими глазами». Влияние депрессии и стресса могут привести к исчезновению границ между фантазиями и действительностью. В некоторых случаях, длительные эмоциональные переживания приводят к тому, что человек начинает испытывать трудности с осознанием самой проблемы. Особо часто данный синдром проявляется у детей, которые воспринимают различные события, происходящие в их жизни с высокой серьезностью. В более зрелом возрасте данные дети испытывают трудности взаимодействия с социумом, так как воспринимают жизненные трудности слишком остро.

Установление эмоциональных связей является важнейшим условием, которое является гарантом эффективности воспитательных элементов, если речь идет о ребенке

Также следует упомянуть о том, что помимо физических потребностей, каждый человек имеет нужды психологического характера. К таким потребностям относится успешная самореализация, признание общественности, жажда уважения и любви. Неудовлетворенность перечисленных стимулов приводит к развитию эмоциональной депривации. На фоне вышеописанных проблем, человек становится раздражительным, на фоне разочарования в собственных возможностях. В виде примера можно привести ситуацию с детьми, не получившими достаточное количество «родительской любви» в детском возрасте. В более зрелые годы — люди, имевшие в детские годы подобные сложности, часто испытывают проблемы, связанные со взаимодействием с противоположным полом.

Избавиться от опустошенности и неудовлетворённости можно только наладив контакт с собственным «Я». Чувство гармонии и эмоциональное равновесие является одним из важных достижений, в коррекции рассматриваемого состояния. Под влиянием собственных неудач, человек часто совершает необдуманные поступки, в которых отсутствует логика. Для того чтобы побороть внутренний кризис, следует приложить много усилий. В противном случае у взрослых увеличивается опасность развития затяжной депрессии, от которой можно избавиться только с психологической помощью.

Возможные осложнения

Сила проявления дефицита положительных эмоций зависит не только от индивидуальных особенностей личности, но и от возраста человека. Эмоциональная депривация у детей проявляется в виде изменения модели поведения. Чаще всего, дефицит эмоций восполняется гиперактивностью, развитием фантазии и другими состояниями. Наибольшую опасность для детской психики имеет состояние постоянного уныния. Нередко дети, испытывающие недостаток «родительского внимания», стараются компенсировать свои проблемы, общаясь со сверстниками. Взрослые компенсируют эмоциональный дефицит совершенно другими способами:

  • частая смена половых партнеров;
  • новые знакомства и попытка максимально расширить список личных знакомств;
  • увлечение психотропными препаратами и наркотическими веществами;
  • экстремальные хобби.

Эмоциональная депривация в наибольшей степени свойственна детям

Важно отметить, что на начальных этапах развития внутренней опустошенности, многие люди пытаются компенсировать недостаток положительных эмоций при помощи музыки, книг, кинофильмов и видеоигр. Но увеличение «чувства голода» требует от человека постоянного увеличения мощности воздействия. Именно поэтому многие больные отваживаются на различные поступки, в которых не прослеживается логика. Для того чтобы справиться со своими страхами и заполнить внутреннюю пустоту, человек должен ощущать поддержку от своих родных и близких.

Справиться с тяжелой формой рассматриваемого синдрома самостоятельно просто не возможно.

Даже кардинальная смена образа жизни, может принести больше негатива, чем пользы. Поэтому, при наличии чувства внутренней опустошённости, очень важно найти причину внутреннего конфликта и решить её.

Психическая депривация в детском возрасте

Депривация – особое состояние психики, вызванное различными трудностями в жизни, которое характеризуется невозможностью удовлетворения ребенком жизненно необходимых потребностей. Длительное пребывание в подобном состоянии может привести к негативным личностным изменениям, которые в непосредственном будущем могут сказаться на способности интеграции в социум. В данной статье мы рассмотрим понятие психической депривации и ознакомимся с примерами проявления этого синдрома.

Психическая депривация – состояние индивида, длительное время лишенного удовлетворения ключевых психических потребностей

Как проявляется психическая депривация

Каждый человек испытывает такие психические потребности, как любовь, взаимопонимание, поддержка, уважение и телесная близость. Подобные стимулы имеют особую важность в детском возрасте, так как принимают непосредственное участие в личностном развитии человека. Наличие депривационного синдрома приводит к нарушениям на различных уровнях. Специалистами выделяются четыре основных направления проблем в развитии личности:

  • сенсорный;
  • интеллектуальный;
  • эмоциональный;
  • социальный.

Основываясь на данных многочисленных исследований можно сказать о том, что сенсорные нарушения развиваются на этапе формирования эмбриона. Развитию подобных психических расстройств способствует негативное отношение женщины к собственному положению. Употребление алкогольных напитков и наркотических средств в этот жизненный период также негативно отражается на формировании плода.

Нарушения в сенсорном восприятии могут быть вызваны отказом от ребенка и дальнейшим устройством в интернат. Отсутствие телесного, визуального и слухового контакта с матерью значительно снижает скорость развития ребенка. Психологический дискомфорт, вызванный вышеприведенными обстоятельствами, может стать причиной потери сна, беспокойного поведения и повышенной плаксивости. Для того чтобы компенсировать подобное состояние, малыш изменяет манеру своего поведения. Многие дети, воспитанные в детских домах, имеют проблемы, связанные с ощущением личного пространства. Для таких детей подобные границы не имеют четких граней, поскольку они плохо ощущают собственное тело.

Нередко проблемы в сенсорном восприятии находят отображение в физиологическом плане. У детей, имевших непродолжительный контакт с родителями, часто обнаруживается склонность к аллергии. Помимо этого, наблюдаются определенные патологии в развитии зрительно-моторных функций. «Проблемные» дети часто страдают от синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Наличие вышеперечисленных проблем в детском возрасте, постепенно увеличивают уровень психологического дискомфорта. На этом фоне в подростковом возрасте, ребенок становится тревожным и раздражительным, что является ярким признаком эмоциональной нестабильности.

Проблемы, связанные с сенсорным восприятием, негативно отражаются на понимании окружающего мира, что приводит к замедлению интеллектуального развития.

Для того чтобы малыш мог без страха взаимодействовать с окружающими предметами, ему очень важно чувствовать близость и поддержку родителей. Говоря об этом факте, специалисты из области психологии приводят примеры, согласно которым, воспитанники детских домов проявляют гораздо меньшую физическую активность в сравнении с детьми из полноценных семей. Каждый ребенок познает окружающую среду при помощи проб и ошибок, которые являются определенным стимулом для развития. Отсутствие подобных стимулов приводит к задержке формирования когнитивного мышления.

Психическая депривация так же губительна для человека, как биологическая недостаточность

Нарушения социального восприятия

Нарушения в социальном восприятии приводят к тому, что у ребенка изменяется модель взаимодействия с окружающим миром. Многие «проблемные» дети проявляют склонность к негативному восприятию собственного будущего. Подобное смирение с жизненными трудностями, и отсутствие стимула их преодолеть, приводит к явной проблеме адаптации к постоянно изменяющемуся ритму жизни.

Подросток с психической депривацией находится в твердой уверенности, что он не в силах управлять собственной жизнью. На этой почве формируется устойчивое мнение о собственной мало значимости, из-за чего самооценка опускается до критических значений. В личностную модель интегрируются убеждения о том, что ребенок не имеет значения для окружающих. Таким образом, теряется стимул преодоления возникших трудностей.

Психическая депривация в детском возрасте опасна именно патологиями, связанными с социальной адаптацией, так как эта сфера является одной из важных для интеллектуального развития. Человек, рожденный в неполноценной семье, не понимает всю суть «ячейки общества», что приводит к различным сложностям во взаимодействии с ровесниками, одноклассниками и противоположным полом. Довольно часто дети с психической депривацией испытывают сложности со становлением и реализацией себя в коллективе. Зачастую такие люди предпочитают жить по собственным правилам, руководствуясь принципами неприемлемыми для общества.

Многие дети, достигнувшие школьного возраста, стараются занять лидирующую позицию при помощи силы. В других случаях, для того чтобы почувствовать себя защищенными, они кооперируются с другими детьми. Для таких детей те, кто не относится к их группе, являются чужаками, которые могут обидеть и принести боль в их жизнь.

В качестве подтверждения этой теории, психологи приводят доводы, что воспитанникам сиротских учреждений сложно создавать семью. Наличие нерешенных детских проблем мешает успешно самореализоваться как в семейной жизни, так и в сфере карьеры. Особенность нарушения социального восприятия заключается в том, что большинство детей склонны «впитывать» отрицательную информацию, касающуюся их личности. В отличие от негатива, положительные характеристики от окружающих игнорируются из-за того, что ребенок просто не верит в возможность доброжелательного отношения в свою сторону.

К проявлению психической депривации в дошкольном возрасте относится:

  1. Опасение насмешек и издевательств со стороны окружающих.
  2. Повышенная тревожность и различные фобии.
  3. Недоверие к другим людям.

В период школьного обучения, дети, страдающие от этой формы психического расстройства, испытывают проблемы с самооценкой, избегают лишних контактов с преподавателями и стараются замкнуться в собственном мире. Нередко, в попытках обратить на себя внимание, дети прибегают к физическому насилию над своими сверстниками. Важно понимать, что дети с психической депривацией воспринимают окружающую среду, как мир полный врагов, где каждый человек стремится причинить другому только боль. На этом фоне, человек может чувствовать себя беспомощным из-за малой значимости для окружающих.

Депривация, нередко протекающая в латентной форме, – более опасное состояние, чем фрустрация

Нарушения в эмоциональном восприятии

Эмоциональная сфера восприятия также страдает при депривации у детей. Недостаток родительского внимания в детские годы проявляется в более зрелом возрасте в виде трудностей эмоционального взаимоотношения с другими людьми. Такой человек испытывает страх перед близкими отношениями и постоянно находится в уверенности, что окружающие настроены враждебно по отношению к нему. Ребенок, отделенный от матери в младенчестве, плохо читает «язык тела», что приводит к различным ошибкам в восприятии поступков других людей. Важно обратить внимание на тот факт, что различные методы воспитания, основывающиеся на эмоциональных приемах, никак не влияют на поведение такого ребенка.

Нередко попытка оказать влияние на поведение, приводит к появлению агрессии и замкнутости. У подавляющего большинства детей с различной выраженностью депривации страдает самооценка из-за ошибочного восприятия эмоций окружающих людей. Многие из них начинают винить себя в возникающих трудностях, ссылаясь на то, что эти трудности являются следствием недостаточного воспитания. Чаще всего «трудные» дети предпочитают вымещать свои негативные эмоции на своих ровесниках.

Для того чтобы нормализовать состояние ребенка, родители должны уделить внимание следующим факторам:

  1. Предоставить ребенку возможность самостоятельно совершать определенные действия.
  2. Обеспечить благоприятную сенсорную среду.
  3. Предоставить собственное личностное пространство.
  4. Восполнить нужду в чувстве безопасности.

Психическая депривация – это своеобразный «голод», который возникает у детей при недостатке внимания к их потребностям. Именно поэтому очень важно уделять особое внимание психоэмоциональному состоянию ребенка. В противном случае подобные нарушения могут стать причиной проблем с интеграцией в социум в более зрелом возрасте. Многие люди, страдающие от психической депривации, испытывают трудности со становлением в рабочем коллективе и построении взаимоотношений с окружающими людьми.

2. Виды депривации

Виды депривации обычно выделяют в зависимости от того, какая потребность не удовлетворяется.

Й. Лангмейер и З. Матейчек анализируют четыре вида психической депривации [17].

1. Стимульная (сенсорная) депривация: пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность.

2. Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне.

3. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана.

4. Депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения автономной социальной роли.

Большинство авторов также останавливаются преимущественно на этих видах депривации и определяют их содержание примерно одинаковым образом.

Сенсорная депривация иногда описывается понятием «обедненная среда», то есть среда, в которой человек не получает достаточное количество зрительных, слуховых, осязательных и прочих стимулов. Такая среда может сопровождать развитие ребенка, а также включаться в жизненные ситуации взрослого человека.

Когнитивная (информационная) депривация препятствует созданию адекватных моделей окружающего мира. Если нет необходимой информации, представлений о связях между предметами и явлениями, человек создает «мнимые связи» (по И. П. Павлову), у него появляются ложные убеждения.

С эмоциональной депривацией могут столкнуться как дети, так и взрослые. Применительно к детям иногда используют понятие «материнская депривация», подчеркивая важную роль эмоциональной связи ребенка и матери; разрыв или дефицит этой связи приводит к целому ряду нарушений психического здоровья ребенка.

Социальная депривация в литературе трактуется достаточно широко. С ней сталкиваются и дети, живущие или обучающиеся в закрытых учреждениях, и взрослые люди, которые по тем или иным причинам находятся в изоляции от общества или имеют ограниченные контакты с другими людьми, пожилые люди после выхода на пенсию и др.

В жизни разные виды депривации сложно переплетаются. Некоторые из них могут объединяться, одна может быть следствием другой и т. п.

Помимо указанных выше, существуют и другие виды депривации. Например, с двигательной депривацией человек сталкивается тогда, когда есть ограничения в движениях (в результате травмы, болезни или в других случаях). Такая депривация, не являясь непосредственно психической, оказывает тем не менее сильное воздействие на психическое состояние человека. Данный факт был неоднократно зафиксирован при проведении соответствующих экспериментов. Двигательная депривация влияет и на психическое развитие. В частности, в возрастной психологии получены данные о том, что развитие движений в детстве является одним из факторов формирования «образа Я».

В современной психологии и смежных гуманитарных науках выделяют некоторые виды депривации, имеющие обобщенный характер либо связанные с отдельными аспектами существования человека в обществе: образовательная, экономическая, этическая депривация и др.

Помимо видов, существуют различные формы проявления деприваций, которые по форме могут быть явными или скрытыми.

Явная депривация носит очевидный характер: пребывание человека в условиях социальной изоляции, длительное одиночество, воспитание ребенка в детском доме и т. п. Это видимое отклонение от нормы (в культурном понимании).

Скрытая депривация (она же частичная, по Дж. Боулби; маскированная, по Г. Харлоу) не так очевидна. Она возникает при внешне благоприятных условиях, которые, однако, не дают возможности удовлетворения значимых для человека потребностей. Так, Дж. Боулби пишет, что частичную депривацию можно наблюдать там, где не произошло прямой разлуки матери с ребенком, однако их отношения по какой-либо причине неудовлетворительны для ребенка [6].

Скрытая депривация в данное время вызывает особое внимание исследователей. Ее источник может находиться в семье, школе, различных социальных институтах, обществе в целом.

Таким образом, депривация представляет собой сложное, многоаспектное явление, имеющее отношение к различным сферам человеческой жизни.

Что означает термин депривация

Термин «депривация» используется для обозначения реакции психики на неудовлетворенные потребности. Для примера можно привести ситуацию, где девушка расстается со своим молодым человеком, что приводит к появлению эмоциональной депривации. Это состояние проявляется в виде дефицита эмоций, а также острой нехватки тех ощущений, что женщина получала от отношений. В зависимости от ситуации различаются и виды этого состояния. Давайте разберем, что такое депривация и как избежать её развития.

Депривация сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности — психофизиологические, либо социальные

Что такое депривация

Термин депривация означает лишение или потерю, именно так переводится латинское слово deprivation. В психологии этот термин применяется для обозначения состояния, в котором человек не может в полной мере удовлетворить собственные потребности, что приводит к появлению негативных эмоций. Негативные эмоции при депривации проявляются в виде чувства обиды, волнения или страха. По словам специалистов, понятие депривация сочетает в себе различные эмоции, что испытывает человек, сталкиваясь с различными сложностями в жизни.

Отличительная черта этого состояния – острый недостаток взаимосвязи между желаниями и стимулами для достижения поставленной цели.

Появление депривации приводит к личностным изменениям, которые выражаются в виде чувства внутренней пустоты. Находясь в этом состоянии, человек перестает испытывать тягу к самосовершенствованию и теряет смысл жизни. Общение с друзьями, любимые занятия и даже гастрономические интересы теряют свою актуальность для конкретного индивидуума. Появление различных страхов становится основной причиной того, что человек не стремится изменить свою жизнь к лучшему. Из подобного состояния выйти самостоятельно практически невозможно.

Различные формы депривации

Депривация в психологии — это термин, использующийся для характеристики психического состояния, спровоцированного отсутствием возможности обеспечить личностные жизненные потребности. Помимо этого, подобное состояние может быть вызвано потерей определенных стимулов для достижения различных целей. В медицине данное состояние подразделяется на несколько групп, которые основываются на неудовлетворенных потребностях, что выступили в качестве причин появления расстройства.

Депривация может вызвать агрессию

Сенсорная депривация

Этот вид психического состояния вызывается недостатком стимулов, имеющих тесную взаимосвязь с различными ощущениями. В свою очередь стимулы подразделяются на:

Рассматриваемое состояние может быть вызвано нехваткой объятий, чувства физической близости и прочими стимулами. Для этого явления характерна двойственность. Часть пациентов, пытается компенсировать недостаток сенсорных стимулов, уделяя свое внимание другим сферам. У других пациентов наблюдаются вспышки агрессивного поведения, вызванного недостатком внимания. Для примера можно привести ситуацию, когда девочка ощущала острый недостаток родительской любви в детские годы. В зрелом возрасте подобные отголоски из прошлого могут привести к попытке обрести необходимые чувства при помощи беспорядочной смены половых партнеров. Однако, существуют примеры, когда недостаток родительской любви воспринимается как должное, что приводит к тому, что девушка пытается избежать любых проявлений чувств к противоположному полу.

Состояние сенсорной депривации представляет огромную опасность для человеческой психики. По мнению специалистов, наибольшую опасность для жизни имеет зрительная форма расстройства. Подобный недуг возникает на фоне резкой и безвозвратной потери зрения. Подобную потерю человеку тяжело перенести именно в психологическом плане. Здесь необходимо отметить, что чем выше возраст пациента, тем опаснее последствия. Постоянные воспоминания различных зрительных образов могут стать причиной развития депрессивного синдрома и более тяжелых психических расстройств.

Двигательная депривация

Двигательная депривация – встречается довольно часто, и наблюдается у людей, получивших различные травмы. Ограничение в движениях может негативно отразиться на психическом состоянии человека. Наиболее остро подобные ограничения воспринимаются в детском возрасте. Под давлением ситуации, у больного наблюдается повышение уровня тревожности, и развивается состояние близкое к депрессии. Ограниченность собственной подвижности может стать причиной вспышек агрессии и ярости, что характерно для психического регресса.

Нередко у людей в подобном состоянии наблюдается компенсаторная активность, которая проявляется в виде монотонных телодвижений. Появление подобных симптомов в детском возрасте, может стать причиной задержки развития опорно-двигательного аппарата.

Депривация — лишение человека тех обстоятельств жизни, к которым человек привык с детства

Когнитивная депривация

Данная разновидность психического состояния имеет высокую степень распространенности. Нередко, эту форму расстройства обозначают при помощи термина «информационная депривация». Для этого явления характерно отсутствие адекватного восприятия окружающего мира, из-за его изменчивых условий. Недостаток информации, позволяющий составить прочную цепь между различными событиями, приводит к тому, что индивидуум добавляет в эту цепь «ложные звенья», построенные на собственных убеждениях.

Когнитивная депривация представляет опасность тем, что недостаток информации и ложные умозаключения могут привести к различным проблемам во взаимосвязи с окружающими людьми. Для примера давайте рассмотрим ситуацию, в которой женщина вернулась домой поздно вечером с букетом цветов. Приведенный пример может иметь несколько путей развития, которые основываются на типе личности и уровне самооценки её партнера. Нередко, недостаток информации и ложные умозаключения приводят к тому, что супруг начинает упрекать женщину в супружеской неверности, строя логическую цепочку лишь на факте наличия цветов у жены. Учитывая вышеописанное, можно сказать о том, что умение правильно воспринимать различную информацию является одним из необходимых навыков в социальной адаптации.

Эмоциональная депривация

Появление этого состояния связано с недостатком стимулов для получения определенных эмоций. В этом случае, огромное значение уделяется различным переломным ситуациям, которые выступают в качестве провоцирующих факторов развития недуга. Давайте рассмотрим пример, который основывается на недостатке материнской любви в детские годы. Эта форма эмоциональной депривации встречается довольно часто в различных слоях общества. По мнению специалистов, люди с данной проблемой пребывают в состоянии депривации на протяжении всей своей жизни. При построении собственной ячейки общества, такие люди пытаются как можно больше принимать участие в жизни своих детей.

Английский глагол to deprive означает лишить, отнять, отобрать, причем с сильным негативным акцентом

Депривация в детском возрасте

Вышеперечисленные виды депривации имеют наиболее острое проявление в детском возрасте, из-за наличия у детей большого количества различных потребностей. К тому же, развитию этого состояния способствует недостаток возможности компенсировать собственные лишения. Очень важно обратить внимание на тот факт, что наличие рассматриваемой проблемы в детском возрасте может напрямую отразиться на развитии ребенка.

Выйдя из младенческого возраста, ребенок начинает испытывать те же потребности, что и взрослый человек. Одна из самых простых потребностей, имеющих важное значение в развитии личности – общение. Именно благодаря общению, человек приобретает различные навыки, развивает собственное восприятие окружающего мира и повышает уровень интеллекта. Именно поэтому психологи акцентируют внимание на важности для ребенка общения с ровесниками. Дефицит общения наблюдается у детей, которые не посещают детский сад, что в дальнейшем может привести к проблемам, связанным с адаптацией в социуме. Данное явление обозначается при помощи термина «социальная депривация».

Существует и педагогическая депривация, которая проявляется в виде отсутствия интереса к обучению. Многие дети испытывают трудности с обучением в школе, из-за низкого влечения к точным наукам и сложности в освоении различных навыков. Наличие этой проблемы может привести к серьезному расстройству личности в будущем. Именно в школьные годы закладываются основы личности, такие как стремление, настойчивость и терпение.

Клиническая картина

Своевременное определение появления депривации играет огромную роль в жизни человека. Очень важно правильно распознать изменения в поведении индивидуума. Чаще всего депривация проявляется в виде агрессии и гнева в сторону близкого окружения. Причина появления этих чувств связана с отсутствием возможности удовлетворить собственные психологические и физиологические потребности. Постоянное неудовлетворение собственных потребностей приводит к тому, что чувство гнева становится привычным состоянием. Постоянная агрессия напрямую отражается на состоянии психики человека. Наличие подобных проблем в детском возрасте, может привести к появлению физиологических недугов, связанных с непроизвольным мочеиспусканием и другими расстройствами.

Значительно реже, рассматриваемое состояние проявляется в виде замкнутости в собственном мире. В этом состоянии человек пытается компенсировать недостаток различных потребностей, попыткой уверить себя в том, что они ему не нужны. В попытке успокоиться индивидуум посвящает себя тем занятиям, что не требуют высокой эмоциональной отдачи. Подобное проявление эмоционального безразличия имеет определенное сходство с состоянием прострации. Следует обратить внимание, что даже подобное проявление неудовлетворенности собственных потребностей может негативно сказаться на психологическом здоровье.

Согласно статистическим данным, отсутствие возможности удовлетворить собственные потребности порождает суицидальные мысли, развитие депрессивного синдрома и даже маниакальные наклонности. Немаловажную роль имеет эмоциональная депривация, появившаяся в детские годы, так как отсутствие необходимых чувств от родителей практически невозможно компенсировать.

Данной теме посвящены многочисленные исследования ученых из области психологии. По их мнению, существует ряд определенных потребностей, которые жизненно необходимы людям в различном образе. Возможность реализации собственных желаний имеет важную роль в личности человека.

Для обычного человека практически любая депривация — это неприятность

Методы терапии и психокоррекция

В большинстве случаев, справиться с депривационным синдромом можно самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов. В данном вопросе имеет важное значение уровень понимания и поддержки, оказываемой близкими. Для того чтобы избавиться от депривации, необходимо увеличить свой кругозор с помощью различных инструментов. В качестве таких инструментов могут выступать различные кружки по интересам. Эмоциональный дефицит общения можно компенсировать частыми встречами с друзьями и походами в различные увеселительные заведения. Недостаток тактильного контакта обычно восполняется заведением близких отношений с противоположным полом.

Важно обратить внимание, что для преодоления тяжелой формы депривации, человек нуждается в более глобальной помощи. Для того чтобы избавиться от детской социальной депривации, ребенок должен посещать специализированный реабилитационный центр. Именно в таком заведении, ребенок сможет восполнить недостаток внимания к себе и дефицит общения. Следует сказать о том, что проблема социальной депривации должна рассматриваться на государственном уровне.

Наиболее часто депривационный синдром имеется у пенсионеров, вынужденных проживать старость в одиночестве и изоляции. Социальные службы придают этому вопросу важное значение и часто организовывают различные мероприятия для пенсионеров на безвозмездной основе.
Психологии используют для борьбы с депривационным синдромом совершенно другие методики.

Одно из важных направлений коррекции — кардинальная смена образа жизни и попытка компенсировать при помощи самореализации в других сферах. Следует обратить внимание на то, что при наличии тяжелых эмоциональных лишений, справиться с проблемой можно только при помощи специалиста.

29. Психическая депривация как особый вид дизонтогенеза (Виды депривации).

Психическая депривация является психическим состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, при которых человеку не предоставляется возможности для удовлетворения его основных психических потребностей в достаточной мере и в течение длительного времени.

Термин депривация происходит от латинского слова deprivatio – потеря, лишение; английский глагол to deprive означает лишить, отнять, отобрать, причем с негативным акцентом – когда имеют в виду лишить чего-то важного, ценного, необходимого.

При обсуждении проблемы психической депривации в детском возрасте речь идет о неудовлетворении потребностей ребенка в материнской любви, двигательной активности, во впечатлениях и культуре в широком смысле слова. Психологи считают, что реализация потребностей маленького ребенка во впечатлениях важнее, чем утоление голода или жажды. Психическое развитие детей неизбежно страдает, если ребенок не выходит за пределы комнаты или палаты (в случае болезни), если его движения ограничены или малыш не имеет достаточного количества игрушек и контактов со сверстниками.

Известно, что дети, которые вследствие заболевания в течение длительного времени не могут двигаться, часто страдают депрессией, повышенной возбудимостью и агрессивностью. Младенцы проявляют беспокойство, когда их туго пеленают. Вынужденное ограничение движений всегда отрицательно сказывается на здоровье ребенка. Это происходит из-за дефицита очень важных для состояния нервной системы ощущений от мышц, суставов, сухожилий. Ограниченную подвижность, состояние двигательного ограничения организм ребенка подсознательно пытается преодолеть патологическими привычными действиями – сосанием пальцев, обкусыванием ногтей, накручиванием волос и т.п.

Маленького ребенка для его полноценного развития совершенно необходимо укачивать, прижимать к себе, гладить и т.п. При этом он чувствует себя защищенным, спокойным и уверенным.Полноценное развитие ребенка возможно только в контакте с матерью, иначе малыш при всяком новом раздражителе испытывает страхи и тревогу. Активность ребенка в познании окружающего базируется на чувстве любви к матери. Доверие к миру, открытость к восприятию нового возможны при ощущении постоянной материнской заботы. Дефицит эмоционального тепла, который испытывает ребенок в младенчестве, в дальнейшем с трудом компенсируется.

Любой возраст важен в накоплении знаний о мире, становлении личности ребенка. Но особенно значим период с 2 до 6 лет. Однако в жизни следует стремиться к тому, чтобы в любом возрасте ребенок находился в разнообразной, насыщенной, сенсорно богатой среде. Унылая, однообразная обстановка не способствует формированию яркой человеческой индивидуальности.

Не менее опасен дефицит внимания и ласки со стороны родителей – так называемая материнская депривация. Для полноценного развития ребенка важно, чтобы забота и тепло о нем были сосредоточены в одном человеке. Чаще всего они концентрируются в биологической матери, но ее может заменить и другой взрослый, если он относится к ребенку с любовью. Множественные и постоянно меняющиеся контакты со взрослыми не способствуют эффективному развитию эмоциональности малыша. Именно такая ситуация складывается в детских учреждениях для сирот. Дело в том, что маленький ребенок не в состоянии длительно восстанавливать прерванный эмоциональный контакт с разными людьми, он становится к ним равнодушным.

Изучение психиатрами состояния детей, находившихся в экстремальных условиях (при бомбежках, землетрясении, в зоне военных действий), показывает, что их психическая травма не носит катастрофического характера, если рядом присутствовали родители. Близость с ними позволяет ребенку чувствовать себя в безопасности. Напротив, разлука с близкими быстро приводит к глубоким изменениям психики детей. У малышей при этом нарастает задержка умственного развития, а у детей постарше – грубые нарушения поведения. Ребята становятся подозрительными, недоверчивыми, драчливыми, мстительными.

Дети, которые растут, «как трава», без должного внимания и заботы со стороны родителей, – явление достаточно заурядное. Если ребенку, особенно в раннем возрасте, не рассказывают сказки, не читают книги, не учат рисованию, лепке, не сообщают элементарных сведений о счете, пространстве, временах года и т.п., то серьезные последствия такого отношения не замедлят сказаться. Безразличие к психическому развитию ребенка, даже если он родился с неплохими задатками, с годами приводит к состоянию, не отличимому от истинной умственной отсталости.

В одном из классических опытов американского ученого Х. Харлоу новорожденную обезьянку отделяли от матери и помещали в клетку, где находились два чучела обезьяны-матери. Причем одна суррогатная мама была сделана из проволоки и могла через соску кормить детеныша, а вторая не имела возможности кормить, но зато ее тело было приятно мягким и теплым. Длительные наблюдения за маленькой обезьянкой показали, что она по 16–18 часов проводила с «мягкой мамой», а к проволочной подходила лишь для утоления голода. Харлоу объясняет, что эмоциональный комфорт, который испытывала обезьяна вблизи «мягкой мамы», имеет ведущее значение в формировании любви и привязанности к матери. Причем глубокая любовь возможна лишь при тесном телесном контакте, и, как показывают опыты, чувство привязанности сохраняется у обезьяны всю жизнь. Ученый рассказывает, как спустя много лет в клетку к взрослому животному подсаживали «мягкую маму» и какое сильное впечатление это производило на обезьяну, казалось бы, уже давно забывшую события раннего детства.

Данный феномен был описан еще Я.А. Коменским, позднее – Ж. Итаром (воспитателем «дикого мальчика из Авейрона»), в ХХ веке – А. Гезеллом, анализировавшим современные попытки воспитания детей, в силу экстремальных обстоятельств долгое время оторванных от социума. Всемирную известность приобрели проведенные в 40-х годах ХХ века исследования детей в неблагоприятных условиях интернатных учреждений (Дж. Боулби, Р. Спиц); эффект замедления и искажения их развития получил название госпитализма.

Обобщению многочисленных эмпирических данных, касающихся проблемы депривации в указанном смысле, посвящена обстоятельная монография чешских авторов Й. Лангмейера и З. Матейчека «Психическая депривация в детском возрасте». В ней авторы выделяют важнейшие потребности развивающегося ребенка и соответственно формы депривации при ограничении возможности удовлетворять эти потребности.

Согласно Лангмейеру и Матейчеку, для полноценного развития ребенка необходимы: 1) многообразные стимулы разной модальности (зрительные, слуховые и пр., их недостаток вызывает сенсорную депривацию; 2) удовлетворительные условия для учения и приобретения различных навыков; хаотичная структура внешней среды, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне, вызывает когнитивную депривацию; 3) социальные контакты (со взрослыми, прежде всего с матерью), обеспечивающие формирование личности, их недостаток ведет к эмоциональной депривации; 4) возможность осуществления общественной самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным целям и ценностям; ограничение этой возможности вызывает социальную депривацию.

Клиническая картина любой из форм психической депривации проявляется бедностью словарного запаса, ограниченного рамками обиходно-бытовой лексики, использованием в речи преимущественно простых, неразвернутых фраз. Наблюдаются фрагментарность, разорванность семантической структуры и линейной последовательности высказываний, потеря нити изложения. Нередко имеют место нарушения звукопроизношения и аграмматизмы в речи. Эти нарушения речи, как правило, сочетаются с недостаточной сформированностью высших психических функций. Интеллектуальный потенциал детей не соответствует возрасту. Степень снижения может быть от легкой до значительной.

Комплексные психолого-медико-педагогические мероприятия с депривированными детьми проводятся в детских специализированных учреждениях. Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: логопеда, психолога, психотерапевта, психиатра. Решающее значение в развитии и формировании речевой и других высших психических функций у данного контингента детей имеет создание благоприятного социально-психологического климата в окружении ребенка. Не менее важное значение имеют организация общеоздоровительных мероприятий и проведение коррекционного обучения на фоне активизации интеллектуальной и творческой деятельности.

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять