С рождения некоторые патологии не являются видными обычному взгляду. Принято считать, что каждый ребенок развивается в своем темпе. Однако имеются определенные стандарты, когда ребенок должен обладать определенными навыками и проявлять конкретные качества. Симптомы отклонений заставляют искать причины их появления, чтобы определиться с лечением. Выявление задержки психического развития является затруднительным, поскольку трудно распознать первые симптомы в дошкольном возрасте.
Чем раньше будет выявлена задержка психического развития, тем быстрее процесс перейдет к лечению. На ранних стадиях достаточно легко устранить недостатки в развитии и сделать ребенка полноценным, то есть соответствующим своему возрасту. Чем позже происходит выявление болезни, тем тяжелее становится устранить нарушения.
Обычно задержка в психическом развитии отмечается в период интенсивного обучения ребенка. У него отмечается незрелое мышление, нехватка знаний, неспособность интеллектуально работать, ограниченность представлений и игровые интересы. Данные отклонения не являются сложнейшими, однако их устранением следует заниматься так же, как и любыми другими патологиями.
Что такое задержка психического развития у ребенка?
Родителей пугает диагноз «задержка психического развития», который ставится ребенку. Однако здесь не следует паниковать. Сначала разберемся в понятии, что это такое. ЗПР (задержка психического развития) – это состояние психики, которая отстает в своем развитии от общепринятых норм, свойственным конкретной возрастной группе. Другими словами, по своему развитию ребенок отстает от других детей его же возраста.
Под ЗПР понимается отставание в развитии мышления, памяти и внимания. Все это не способствует мыслительной деятельности, способности ребенка обучаться и усваивать информацию. Обычно такой ребенок ориентирован на игровые процессы, не способен себя организовывать.
Как уже говорилось, чем раньше родители выявят ЗПР у ребенка, тем быстрее и легче пройдет лечение. Это можно определить по таким признакам:
- В 1-2 месяца малыши обычно следят за погремушками.
- В 3 месяца они отвечают улыбкой на улыбки родителей, а также начинают гулить.
- В 6-7 месяцев они начинают сидеть.
- В 7-8 месяцев малыши уже начинают ползать.
- В 9-10 месяцев они тренируются стоять.
- К 1 году жизни малыши уже пробуют совершать первые шаги.
Еще одним фактором становится регресс – когда ребенок перестает делать то, чему уже научился, либо начинает делать выученные навыки хуже. Если имеются отклонения от нормы или возникает регресс, тогда необходимо обратиться к неврологу или детскому психологу.
Уже в более взрослом возрасте ребенок отличается от других деток. Он «не такой, как все». Одни родители воспринимают это за особенность, другие разумно понимают, что необходимо пройти проверку у врача. Ребенок может отставать в развитии речи, испытывать трудности в усвоении новых знаний, не коммуницировать с окружающими, проявлять неадекватные реакции. Именно мыслительные нарушения и искажение в эмоциональной сфере являются главными признаками ЗПР.
Естественно для каждого родителя не признавать проблем у ребенка. «С ребенком все хорошо», — думает родитель, который не понимает, что устранение задержки в психическом развитии не делает его малыша больным. Просто возникли определенные нарушения, которые мешают быстро развиваться малышу, соответствуя при этом своему возрасту.
Причины задержки психического развития у ребенка
Никакая болезнь не возникает без причин. Следует ознакомиться с факторами, провоцирующими задержку психического развития, чтобы предотвратить ее развитие у ребенка:
- Поражение ЦНС в период внутриутробного развития путем травм при рождении, гипоксии, вредных привычек роженицы и пр.
- Новообразования и пороки развития в головном мозгу.
- Гидроцефалия.
- Рахит.
- Инфекционные тяжелые болезни: сепсис, менингоэнцефалит, менингит.
- Эпилепсия.
- Наследственные болезни: синдром Дауна, гомоцистинурия, фенилкетонурия, гистидинемия.
- Недоношенность ребенка.
- Болезни почек или сердца.
- Желтуха.
- Нарушения в сенсорных системах.
- Эндокринные патологии врожденного характера.
- Ограниченность деятельности малыша, когда ребенок не имеет возможности развиваться и познавать мир в своем темпе. Это может быть сделано путем его изоляции от окружающего мира или гиперопеки родителей, которые предупреждают его поступки и последствия.
- Запущенность ребенка, отсутствие нормальных условий воспитания. Если ребенок пребывает в неблагоприятных условиях либо его полностью игнорируют родители, тогда развитие ЗПР неизбежно.
- Психотравмы частого характера. Нередко дети рождаются в неблагополучных семьях, где родители ведут асоциальный образ, бьют малышей, постоянно наказывают и пр. Различные ситуации стрессового характера негативно воздействуют на ребенка.
ЗПР является актуальной проблемой, о причинах развития которой необходимо знать. Во-первых, важную роль играет образ жизни матери во время вынашивания малыша. Неполноценное питание, вредные привычки, воздействие ядохимикатов или загрязненной экологии, наличие инфекционных болезней, генетическая наследственность – все влияет на то, каким родится малыш. Конечно, даже у больных людей рождаются здоровые дети. Однако нередкими являются отклонения.
Во-вторых, важными являются роды, при которых малыш также может получить травму. Преждевременные роды, асфиксия, обвитие пуповины, травмирование головы – это сказывается на дальнейшем развитии малыша. Данные факторы являются причинами не только ЗПР, но и других болезней.
В-третьих, очень важно, в какой обстановке малыш растет. Если родители его игнорируют, мало общаются, не занимаются его развитием, не являются успешными примерами для подражания, тогда ребенок испытывает определенные трудности. В его поведении возникают отклонения, которые вызваны неблагополучными семейными факторами.
Важным на раннем этапе жизни становится тот образ, который ведет малыш под руководством своих родителей. Частые ссоры и насилие негативно сказываются на ребенке. Отсутствие травм головного мозга и инфекционных болезней способствует нормальному развитию. Следует осознавать причины и их влияние на маленького человечка.
Какие симптомы задержки психического развития у ребенка?
Ребенок не похож на своих сверстников, поскольку в нем проявляются симптомы задержки психического развития. Родителям дается список этих признаков в интернет-журнале psytheater.com:
- Информация лучше воспринимается через органы зрения, нежели на слух. Внимание нарушено и проявляется в неточности, замедленности, невозможности создать целостный образ.
- Неспособность сделать выводы, прийти к умозаключению, подытожить сказанное. Образное мышление нарушено, а логическое и абстрактное возможны лишь при помощи педагога или психолога.
- Легко переключается внимание любыми внешними факторами. Само по себе внимание становится нестойким, поверхностным, кратковременным.
- Отмечаются различные отклонения в развитии речи, которые проявляются в искажении артикуляции звуков, нарушении слуховой дифференциации, ограничении словарного запаса, дислалии, трудностях построения фраз, дислексии, дисграфии.
- Отмечается нарушение некоторых функций памяти, что проявляется в неспособности воспроизвести информацию, что сопровождается низкой мыслительной деятельностью, мозаичном запоминании, преобладании наглядно-образной памяти.
В зависимости от того, какие функции остаются недоразвитыми у ребенка, у него формируется та или иная психология. При ЗПР выделяют такие особенности детей:
- Стремление к одиночеству, когда общение резко ограничено. Ребенок не тянется к другим деткам, хоть и может иногда испытывать потребность в играх с ними. Он более склонен к единоличному решению задач, нежели к коллективной деятельности. Порой ребенок вовсе избегает общения с другими детьми. Предпочтение отдается общению с более младшими малышами, которые их принимают из-за соответствия уровня психического развития больного со здоровыми.
- Настроение постоянно меняется. Заметны отличительные скачки между перепадами, когда ребенок сильно грустить, а затем начинает радоваться жизни. Он внушаем, лабилен, несамостоятелен, неустойчив в своих эмоциональных проявлениях. Ему присущи тревога, беспокойство и аффект. Он часто испытывает агрессию. Не может объяснить своих эмоций, поскольку не осознает их, а также не распознает эмоции окружающих. Его характерными признаками являются низкая самооценка, привязанность к кому-либо, неуверенность.
- Инфантилизм.
- Незрелость эмоциональной сферы.
- Быстрая утомляемость при выполнении конкретных задач.
перейти наверх
Как лечат задержку психического развития у ребенка?
Чтобы приступить к лечению задержки психического развития, сначала проводится диагностика. В первую очередь оцениваются некоторые критерии ребенка:
- Его внимательность, мыслительная деятельность, память.
- Речевое развитие.
- Восприятие окружающих предметов.
- Самосознание и школьные навыки.
- Коммуникабельность.
- Склонности в игровой и изобразительной деятельности.
- Уровень навыков самообслуживания.
Дополнительно обследуется головной мозг на ЭЕГ, МРТ и КТ.
На основе полученных данных психологи и педагоги выявляют курс лечения, который будет направлен на коррекцию когнитивных функций и эмоциональной сферы. Если терапевтические методы не помогут, тогда будет назначено медикаментозное лечение такими лекарствами:
- Антигипоксанты и антиоксиданты: Цитофлавин и Мексидол.
- Гомеопатия: Церебрум композитум.
- Общетонизирующие средства: Элькар, Лецитин, Когитум.
- Глицин.
- Витамины: Нейромультивит, витамины В, Магне В6.
- Пирацетам, Церебролизин, Аминалон, Актовегин, Энцефабол и Фенибут.
Важной становится поддержка родителей, которые должны понимать, что их ребенок будет более медленно развиваться и прогрессировать, нежели его сверстники. Также психологи делают упор на то, чтобы предотвратить развитие вторичных аномалий на основе ЗПР.
Отсутствие квалифицированной помощи при ЗПР провоцирует развитие социальной дезадаптации, отсутствие речи и письма, а также низкий уровень самообслуживания, общения с другими. Итогом может быть игнорирование обществом человека с ЗПР.
Чтобы не довести до такого состояния, необходимо вовремя лечиться. ЗПР можно предупредить следующими методами:
- Создавать условия для благоприятной беременности и родов.
- Создать хорошую атмосферу в семье.
- Лечить любые болезни малыша.
- Развиваться и заниматься с ребенком.
В первое время ребенок с ЗПР может быть помещен в специализированные школы, где им будут интенсивно заниматься педагоги.
ЗПР: что это, причины, диагностика, лечение
Автор: bloodkot · Опубликовано 05.05.2019 · Обновлено 20.05.2019
Выявление ЗПР у детей требует проведения коррекционных мероприятий, чтобы помочь им адаптироваться в школьной среде, научить самостоятельно организовать свой учебный процесс. При своевременно поставленном диагнозе и необходимом лечении ребенок может стать полноценным членом общества.
Что такое ЗПР у детей
Задержка созревания психики является обратимым отклонением в формировании интеллекта, воли и эмоциональной сферы. Дети с ЗПР не могут выполнить заданий, требующих точности действий, кропотливости, умственного напряжения, опоры на образное мышление. От сверстников маленькие больные отличаются скудностью словарного запаса, появлением трудностей при письме, счете, при попытках описать предмет/картину, установить контакт с новым человеком.
Причины возникновения задержки психического развития
Отклонение в темпе развития психо-эмоциональный сферы может возникнуть под влиянием биологических или социальных факторов. К биологическим причинам заболевания относят:
- патологии беременности, спровоцированные инфекционными заболеваниями, тяжелым токсикозом матери;
- резус-конфликт матери и ребенка;
- недоношенность;
- родовые травмы;
- гипоксию плода;
- соматические патологии и нейроинфекции у грудничков.
Нарушение интеллектуального развития и сенсорного восприятия окружающего мира часто регистрируется у детей, имеющих выраженные дефекты слуха, зрения или речи. Заболевание имеет наследственный характер.
Психосоциальные причины связаны с принципами, выбранными родителями для воспитания и развития ребенка, в их числе:
- Дефицит внимания и опеки. Родители не занимаются развитием ребенка, формированием у него знаний о социальных нормах или правилах, стимуляцией его мыслительной или творческой деятельности. У такого ребенка отсутствует интерес к обучению, он сложно идет на контакт со сверстниками. К группе риска относят неблагополучные семьи.
- Чрезмерная опека. Попытки устранить с пути ребенка все трудности и опасности не позволяют ему сформировать силу воли, научиться самостоятельности, делают его зависимым от действий взрослых.
- Авторитарное поведение. Агрессивное отношение, наказание за каждый промах или неудачу формируют у ребенка страх, неврозы. Постепенно он вырабатывает тактику уклонения от выполнения задачи, чтобы исключить вероятность ошибки.
- Ограничение общения со сверстниками. Отсутствие навыков общения с людьми, не входящими в число членов семьи, ограничивает возможность обучения. Замкнутость и пугливость отрицательно сказываются на эмоционально-волевой сфере ребенка.
Основные симптомы
Отклонения в интеллектуальном развитии имеют слабовыраженный характер, но нарушения регистрируются во всех процессах:
- Восприятие. Ребенок испытывает затруднения при формировании целого образа, он ориентируется на зрительное восприятие, но анализ полученной информации фрагментарен и неточен.
- Внимание. Отличается поверхностностью и неустойчивостью, концентрация на одном предмете достигается с трудом. Распределение внимания, оценка значимости стимула развиты слабо.
- Память. Слабая избирательность и фрагментарность запоминания информации на фоне низкого уровня самоконтроля при заучивании материала провоцируют снижение познавательной активности, утрату стимула к применению приемов запоминания.
- Мышление. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности с образным мышлением, что связано с искажением восприятия. Абстрактно-логическое мышление не развито, анализ ситуации и синтез информационного материала ребенок может выполнить только с помощью взрослого.
- Речь. Этот критерий развития детей позволяет выявить скудность словарного запаса, нарушения произношения звуков, составления грамотных предложений. Письменная речь сопровождается большим количеством ошибок, написанием букв в зеркальном отражении, некрасивым почерком.
Личностная сфера отличается чрезмерной подвижностью, отсутствием инициативы. Ребенок с ЗПР тяжело адаптируется в новой обстановке, не идет на контакт с незнакомыми людьми, поэтому предпочитает играть в одиночку, замыкается. Игры у таких детей однообразны, полет фантазии не наблюдается. Маленькие пациенты из-за недостаточного развития мелкой моторики часто неуклюжи, что дополнительно осложняет их социальную адаптацию.
Чем отличается задержка психического развития от умственной отсталости
Задержка развития ребенка является обратимым нарушением, при условии своевременного проведения коррекционных мероприятий ребенок догоняет в интеллектуальном развитии сверстников.
Умственная отсталость провоцируется необратимым поражением мозга, от социальных факторов не зависит. Восприятие у таких детей позволяет концентрировать внимание не более чем на 3 объектах, игровая деятельность ограничивается практическим применением предмета без включения в процесс фантазии.
Среди различных способов классификации заболевания большей распространенностью пользуется вариант, предложенный Лебединской, делящей задержку развития на 4 группы:
Диагностика заболевания
Поставить диагноз можно только на основании заключения медицинской комиссии, в которую входят психолог, логопед, невролог, педиатр. При задержке психического развития в дошкольном возрасте оцениваются поведение ребенка и его работа в детском саду, условия жизни, тактика воспитания, история заболеваний. Дополнительно может потребоваться обследование у педиатра или невролога с направлением маленького пациента:
- на компьютерную томограмму мозга;
- на магнитно-резонансную томограмму мозга.
Осложнения и последствия
При отсутствии своевременной диагностики задержки созревания психики низкий уровень внимания, памяти, познавательной активности не позволяет школьнику с таким диагнозом качественно усваивать материал, устанавливать контакт со сверстниками.
Отклонения в поведении и слабое усвоение материала на фоне замкнутости могут стать причиной частых конфликтных ситуаций, развития неврозов у ребенка, стойкого нежелания продолжать учебный процесс.
Лечение и коррекция
Выбор метода терапии зависит от вида патологии. При развитии заболевания под влиянием биологических причин лечение предусматривает назначение необходимых лекарственных средств, курсовые сеансы физиотерапии. При назначении медикаментов врач учитывает тяжесть поражения нервной системы, наличие сопутствующих соматических заболеваний.
Обучение детей с ЗПР, находящихся под постоянным врачебным наблюдением, должно проводиться в условиях стационара и санатория. Посещение школы для детей с задержкой развития разрешается при отсутствии необходимости в специальном уходе и с соблюдением всех предписаний лечащего врача.
Терапия патологии, спровоцированной психосоциальными факторами, требует относиться к ЗПР как крайнему варианту нормы. Ребенку для того, чтобы догнать сверстников в интеллектуальном развитии, рекомендуется посещать специализированные группы при образовательном учреждении, где при подаче учебного материала учитываются особенности его восприятия и памяти. Коррекционный педагог при работе с детьми с ЗПР обеспечивает:
- дозированную подачу информации с частой сменой видов деятельности;
- многократное повторение сложного материала для его качественного запоминания;
- использование большого количества наглядных пособий;
- использование индивидуального подхода к каждому ребенку;
- проведение уроков в форме игры, чтобы повысить интерес ученика к предмету.
Нормализация эмоциональной сферы выполняется на занятиях с детским психологом. Эффективными методиками считаются развивающие игры и художественная терапия. Стимуляция творческих способностей дошкольников с ЗПР помогает им контролировать собственное поведение, учиться устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми, выражать эмоции и мысли. Умение выражать мысли и эмоции позволяет ребенку решать многоплановые задачи, проявлять фантазию и инициативу.
Если проблемы с развитием вызваны дефектами речи, то занятия с психологом дополняются коррекционными мероприятиями под контролем логопеда.
При проблемах интеллектуального развития, связанных с особенностью семейного воспитания, врача должен посещать сам маленький пациент и его родители. В беседах с членами семьи психолог помогает определить ошибки, допущенные в воспитании, найти корректный и безболезненный способ их устранения.
Прогноз и профилактика ЗПР
Медленное психическое развитие влияет на обучаемость ребенка, но не исключает его. При проведении коррекционных мероприятий все необходимые знания и умения могут быть усвоены, а в школьном возрасте дети имеют возможность качественного и самостоятельного обучения с дальнейшим поступлением даже в вузы.
Профилактика заболевания предусматривает тщательное планирование беременности, отказ от злоупотребления алкоголем, курения и бесконтрольного приема лекарственных средств в этот период. В раннем возрасте ребенку необходимо своевременно посещать педиатра для проведения профилактических осмотров, качественного лечения инфекционных и соматических заболеваний.
Появление любых признаков отставания в психомоторном развитии требует немедленного обращения за медицинской помощью с целью проведения обследования и назначения необходимых коррекционных мероприятий.
Правила воспитания ребенка с ЗПР
К ребенку с таким диагнозом не нужно относиться с жалостью, его состояние временное, требующее только внимания и коррекции. При воспитании детей с ЗПР необходимо учитывать, что своевременность проведения лечебных мероприятий определяет их эффективность. Попытки игнорировать проблему возвращаются усугублением состояния, присоединением неврозов, развитием замкнутости.
Обучение таких детей в коррекционных классах или специализированных школах помогает им качественно усваивать материал благодаря вниманию к их индивидуальным особенностям, поэтому не нужно отказываться от рекомендаций врача перевести ребенка из общего класса. Диагноз не влияет на дальнейшую жизнь и карьеру пациента.
Родителям необходимо обращаться за помощью к психологу, неврологу, логопеду, чтобы устранить имеющиеся дефекты. Дома ребенку необходимо большое количество внимания в виде дидактических игр, способствующих развитию памяти и логики. Подобрать наиболее эффективные приемы развития помогает лечащий врач.
Причины и коррекция диагноза ЗПР
Существуют нормы психического развития детей в каждом возрасте. В том случае, когда эти нормы нарушены, врачами ставится диагноз задержка психического развития (ЗПР), что означает незрелость эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы малыша, а также замедление развития психики. Родителям о таком диагнозе узнавать, безусловно, неприятно, однако не стоит отчаиваться. Бороться с возникшей проблемой можно и нужно, а как – мы постараемся подробно изложить в данной статье.
Симптомы ЗПР
К трем месяцам младенцы обычно начинают улыбаться, отвечать на ваш голос, издавая звуки (гулить) – если такое поведение отсутствует, необходимо обратиться к врачу-
неврологу. Согласно определенным нормативам доктор сможет понять, присутствует ли проблема в вашем случае.
Если малыш, грубо говоря, вообще никак не развивается, то есть прекращает делать то, чему научился, или делает это не так хорошо, как прежде – это тоже повод для беспокойства. Но какому родителю захочется соглашаться с тем, что его ребенок отстает в развитии? Поэтому нередки случаи, когда со словами «У вас у самих тут задержка развития!» мама и папа в гневе выходят из кабинета врача и с негодованием рассказывают своим знакомым о том, какие ужасные врачи в наше время и как гадко они поступили с их чудесным малышом.
К сожалению, такая позиция может привести к тому, что позже родители будут обеспокоенно наблюдать за тем, что у их ребенка отсутствует или плохо выражена координация, малыш имеет определенные сложности в общении с окружающими, а
также с трудом постигает азы разговорной речи. Такие детки не могут сосредоточиться на выполнении какого-либо задания.
Они невнимательны и не умеют концентрироваться, поэтому их трудно увлечь каким-либо занятием или игрой. В силу того, что знания об окружающем мире у них ограниченны, малыши плохо ориентируются в обстановке и с трудом узнают знакомые предметы. Другими словами, ребенок очень отличается от других детей, и игнорировать это становится просто глупо.
Что ж, любую проблему необходимо решать, пока она не переросла в более серьезные трудности. С помощью детских врачей-специалистов родители начинают работу по поиску причины симптомов задержки психического развития и способов избавления от этого состояния.
Причины задержки психического развития
Начнем с биологических причин. Это, как правило, причины, имеющие место в протекании беременности. А именно тяжелый токсикоз, внутриутробная инфекция, резус-конфликт, недоношенность плода, родовые травмы черепа ребенка. Сюда же относятся желтуха новорожденных (ядерная) и
употребление беременной женщиной алкоголя.
Перенесенный грипп или менингит у маленького ребенка может вызвать тяжелые осложнения. Рахит, эпилепсия, черепно-мозговые травмы тоже могут быть причинами, за которыми последует задержка психического развития детей. В некоторых случаях срабатывает генетика, и симптомы ЗПР прослеживаются в каждом поколении семьи.
Социальные факторы, являющиеся причиной задержки развития у детей, к сожалению, достаточно распространены. К ним относятся нарушения условий содержания и ухода за ребенком в семье, так называемая безнадзорность. А также чересчур авторитарное воспитание детей, или гиперопека, когда родители подавляют ребенка психологически.
Врачи ставят неприятный диагноз очень многим детям из неблагополучных семей, а также детям, находящимся в
детских домах и интернатах. Ограничение общения со сверстниками и взрослыми, изоляция от людей также являются причинами для того, чтобы симптомы задержки психического развития начали проявляться у детей уже к 2-3 годам жизни.
Вышеописанные факторы, приводящие к ЗПР, являются первичными. Следует также знать, что нарушение слуха или зрения у маленьких детей тоже может сыграть роль в нарушении развития ребенка, так как недостаточность общения и зрительной информации приводит к дефектам речи, вследствие чего притормаживается общее развитие.
Диагностика задержки психического развития
Диагноз «задержка психического развития» детям просто так врачом не ставится. Если возникло подозрение на ЗПР, ребенок обследуется целой командой врачей: это педиатр, детский психолог, невролог, логопед, психиатр. Изучается
анамнез, условия жизни ребенка в семье, навыки речи. С ребенком проводятся беседы с целью исследования интеллекта и эмоциональной сферы. И в первую очередь выясняется причина, из-за которой могла последовать задержка психического развития.
После того как все необходимые данные о развитии ребенка собраны, специальная комиссия выносит заключение, в котором указываются данные о наличии у ребенка задержки психического развития. Затем специалисты рекомендуют лечение и проводят разъяснения на тему воспитания малыша или его обучения по специальным программам.
Лечение ЗПР
Лечение или коррекция, задержки психического развития у детей представляет собой целый комплекс мероприятий, в котором принимают участие детские врачи-дефектологи и родители. Процесс реабилитации детей с диагнозом ЗПР
достаточно длительный и начинается в раннем возрасте.
Малыши занимаются в специализированных детских садах, обучаются в классах коррекции в школе. У них особая программа, в которой делается упор на наглядность и частое повторение материала.
Смена деятельности, физическая зарядка, использование особых видов терапии (сказки, рисование, игры) влияют на развитие ребенка самым положительным образом. Конечно же, особый упор делается на внимание, мышление и память. В процессе обучения индивидуально или в группе дети занимаются по различным пособиям и методикам для
развития восприятия окружающего мира, предметов и действий. Познавательные процессы влияют на лечение детей самым благотворным образом.
В том случае, когда врач назначает медикаментозное лечение заболевания, оказывающее влияние непосредственно на психику ребенка, неплохо было бы получить консультацию других специалистов, так как многие врачи считают, что при правильной реабилитации дополнительное лечение лекарствами вовсе не требуется.
Кроме вышеперечисленных методов коррекции ЗПР, врачами может назначаться и лечебно-физическая гимнастика, и массаж, и водолечение, и физиотерапия.
Профилактика и прогноз ЗПР
Задержка психического развития детей успешно преодолевается в определенные сроки, если специалисты отработают полную программу и назначат эффективное лечение, которое родители применят должным образом.
Детей с диагнозом «задержка психического развития» и, как следствие, «задержка речевого развития», в нашей стране и за рубежом достаточно много, чтобы можно было делать соответствующие выводы. С помощью педагогов-специалистов, врачей и, конечно, близких людей достигается существенный прогресс, происходит усвоение знаний, умений и навыков, нормальных для соответствующего возраста ребенка.
По окончании общеобразовательного учреждения дети, прошедшие качественную и длительную реабилитацию, получают образование в других учебных заведениях: профессионально-технических училищах, колледжах и ВУЗах, где получают профессию или специальность.
В качестве профилактики ЗПР у детей, рекомендуется
внимательное отношение к планированию беременности, контроль за здоровьем будущих родителей, так как не секрет, что лечение инфекций различной этиологии у беременных проводится в основном антибиотиками, что крайне отрицательно влияет на внутриутробное развитие плода.
После рождения необходима профилактика инфекционных заболеваний – карантин придуман не зря. Кроме всего прочего, здоровая психологическая атмосфера в семье, общение с малышом и правильное воспитание, развивающие занятия и игры практически гарантируют, что симптомы задержки развития никогда не будут замечены у ваших детей.
В заключение остается добавить, что при подозрении на задержку психического развития у ребенка следует немедленно обратиться к специалисту за консультацией.
Помните, что первые симптомы ЗПР – это начало трудной коррекции, требующей времени, терпения и любви. Не откладывайте дело в долгий ящик, надеясь на авось или пресловутое «само пройдет».
Задержка психического развития (ЗПР) у детей: причины появления недуга, виды, симптомы и лечение
Задержка психического развития (ЗПР ) — заболевание обратимого характера, возникающее у детей и характеризующееся нарушениями в эмоциональной и познавательной сфере. Лечением этого недуга занимается логопед, в некоторых случаях помощь осуществляет психолог. Такие дети усваивают школьную программу, учатся в ВУЗах, работаю и создают семью, если это заболевание выявлено в тот момент, как только появились первые признаки. Поэтому родителям надо внимательно относиться к здоровью своего ребенка.
Согласно определению в специальной психологии, ЗПР (расшифровка: задержка психического развития или нервно-психического развития ) — это обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, которые сопровождаются наличием трудностей в обучении. Среди детей встречается 15-16% лиц, страдающих этим недугом. Существует большое количество причин, влияющих на возникновение задержки психического развития. Это расстройство возникает у малышей, в раннем детстве, дошкольном возрасте (старше 3 лет) и у школьников.
Одной из причин возникновения этой проблемы является наследственный характер. Такие биологические факторы, как органические поражения центральной нервной системы, патологии беременности (токсикоз, резус-конфликт, гипоксия) влияют на формирование ЗПР. Внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность плода могут стать фактором развития этого расстройства.
Средовые факторы, такие как неправильное воспитание (гиперопека, гипоопека), недостаток общения со сверстниками и взрослыми людьми могут привести к развитию первичной ЗПР. Вторичная форма болезни развивается на фоне нарушений слуха и зрения, дефектах речи из-за дефицита коммуникации и информации. В детском возрасте ЗПР могут вызвать следующие причины:
- гипотрофия мышц;
- грипп;
- нейроинфекции;
- рахит;
- черепно-мозговые травмы;
- эпилепсия;
- энцефалопатия.
У детей, страдающих задержкой психического развития, наблюдаются интеллектуальные нарушения, которые имеют легкую степень тяжести. Отмечается нарушение психических процессов: речи, памяти, внимания, мышления и восприятия. Восприятие пациентов характеризуется фрагментарностью и замедленным темпам.
Наблюдаются трудности при формировании целостных (полных) образов окружающего мира. Зрительное восприятие у детей развито лучше, чем слуховое. Объяснение информации и учебного материала должно быть наглядным, с помощью предметов. Внимание у детей, страдающих ЗПР, неустойчиво, кратковременно и повехрностно.
Отмечается нарушение переключаемости внимания и его концентрации. Если ребенок переутомляется и устает, то возникают проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности, т. е. отмечается повышенная активность и имульсивность. Память характеризуется мозаичностью, т. е. запоминание информации фрагментарно.
Отмечается слабая избирательность мнестических процессов, наглядно-образная память преобладает над вербальной. Наблюдается низкая мыслительная активность в момент воспроизведения информации. У таких пациентов сохранно наглядно-действенное мышление. Образное мышление нарушено в большей степени из-за расстройств восприятия.
Абстрактно-логический тип мыслительной деятельности не осуществляется без помощи взрослых. У больных детей возникают трудности анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Пациенты с задержкой психического развития не могут сформулировать выводы, упорядочивать события и строить различные умозаключения.
В речи детей отмечается искажение в артикуляции слов и предложений. Наблюдаются сложности в различении звуков и произвольного контроля за грамматическим построением предложения, дислалия (нарушения звукопроизношения при сохранном слухе) и патологии письменной речи, такие как дисграфия (нарушения письма) и дислексия (расстройство чтения). У детей, страдающих ЗПР присутствуют изменения в личностной и эмоциональной сфере.
Отмечается наличие эмоциональной лабильности (резкие перепады настроения), эмоциональный фон меняется с легкостью. Больные внушаемы и у них отсутствует инициативность. Наблюдается безволие и незрелость личности.
Достаточно распространенным являются проявления агрессивность, конфликтности и высокого уровня тревожности. Они замкнуты, играют в одиночку и не общаются с ровесниками. Игровая деятельность характеризуется однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета.
Фантазия у малышей недостаточно развита. Они не соблюдают правила игры. Кроме вышеописанных нарушений, отмечается наличие двигательных расстройств. Встречаются гиперкинезы (внезапные непроизвольные движения мышечных групп) и тики.
В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Согласно К. С. Лебединской, существует четыре вида ЗПР:
Диагностика ЗПР осуществляется непосредственно на момент поступления в школу в условиях психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК ) с участием детского психолога, логопеда (коррекционного психолога), педиатра, дефектолога, детского невролога и врача-психиатра. Важное диагностическое значение имеет сбор анамнестических сведений, которые заключаются в выяснении того, как протекала беременность травмы, анализ условий жизни ребенка, сбор жалоб, изучение медицинского документации. Проводится нейропсихологическое тестирование, т. е. изучение двигательных функций, интеллекта, мышления, внимания и других познавательных процессов и диагностическое обследование речевых функций пациента.
Необходимо побеседовать с ребенком и провести исследование личностных особенностей. П о результатам обследования в условиях ПМПК специалистами выносится заключение о наличие задержки психического развития. Психолог и врачи дают рекомендации по организации учебного процесса или воспитания.
Для выяснения причины развития ЗПР необходимо применять инструментальные методы исследования, такие как ЭЭГ (электроэнцефалография), КТ (компьютерная томография ) и МРТ головного мозга (магнитно-резонансная томография ). Важное значение имеет дифференциальная диагностика ЗПР с олигофренией (умственная отсталость) и аутизмом. Правильно поставить диагноз сможет только компетентный специалист, который сможет отличить симптомы похожих патологий.
Лечение этого отклонения осуществляется с помощью педиатров, детских неврологов, психологов, психиатров, логопедов и дефектологов. Коррекция этого недуга должна осуществляться в дошкольном возрасте и проводиться долгое время. Дети с ЗПР должны посещать специализированные дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) или группы, так называемые школы 7-го вида или коррекционные классы общеобразовательных школ, потому что у них существуют трудности в обучении, которые можно исправить при многократном повторении материала, частой смене видов деятельности, дозированности предоставляемой информации и использовании сберегающих здоровье технологий.
Коррекция этого расстройства осуществляется благодаря развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения; эмоциональной, двигательной и сенсорной сферы с помощью игровой терапии, терапии с использованием сказок, детской арт-терапии (рисование, песочная терапия, танцы, музыка). Проводится коррекция нарушений речи логопедом. Кроме этого, для лечения детей прибегают к помощи социальных педагогов и психологов (с целью формирования навыков адаптации в социуме). В лечении этого расстройства применяются медикаменты, если у пациента обнаружены соматические или органические патологии, физиотерапия, лечебная физическая культура (ЛФК), массаж и водолечение (воздействие на кожу пациента с помощью воды).
Дети с задержанным психическим развитием обучаемы и при правильной организации коррекционной работы наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить основные знания, умения и навыки для жизни, которые здоровые ровесники способны освоить самостоятельно. После окончания школы они продолжают свое обучение в колледжах и высших учебных заведениях, могут найти работу.
Профилактика возникновения ЗПР предполагает тщательное планирование беременности и регулярный осмотр гинеколога. Следует избегать неблагоприятных воздействий на плод, т. е. избавиться от вредных привычек. Нужно заниматься профилактикой инфекционных и соматических патологий у детей в раннем возрасте, обеспечением благоприятных условий для воспитания, жизни и развития малыша. При появлении первых признаков задержки психического развития следует безотлагательно обратиться к специалисту для диагностики и назначения коррекции, если она понадобится.
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.
Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.