Алалия

Сегодня предлагаем обсудить тему: "алалия". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Моторная алалия – одна из разновидностей алалии, которая имеет обширную симптоматику и встречается достаточно часто. Характерным проявлением становится неспособность ребенка говорить – частично или полностью. Причиной такой болезни становится травмы и серьезные инфекционные заболевания, которые перенесла мать ребенка во время беременности или сам малыш в первые три года жизни.

Чаще всего малыш имеет нормальный слух и развитый на свой возраст интеллект, однако отсутствие способности говорить все же мешает ему полноценно развиваться. Малыш имеет минимальный словарный запас и как-бы живет в своем мире, где говорит на собственном языке, не понятном для окружающих.

Почему появляется моторная алалия?

[1]

Причины моторной алалии достаточно разнообразны. Среди наиболее основных выделяют следующие:

1. Интоксикация плода.
2. Внутриутробные менингиты и энцефалиты.
3. Асфиксии.
4. Родовые травмы различного характера.
5. Болезни раннего детства, которые имеют отягощающие последствия для головного мозга.
6. Врожденные отягощения различного типа.
7. Неблагоприятные условия развития.
8. Отсутствие нормального педагогического воспитания.

Следует понимать, что моторная алалия носит не временный характер. Она представляет собой нарушенный процесс формирования речи, который происходит на фоне патологического развития центральной нервной системы. При этом отдельные проявления алалии похожи на нормальное развитие ребенка, поэтому нередко заболевание диагностируется на поздних стадиях и возможность его полного излечения отсутствует.

Симптоматика заболевания

Моторная форма алалии часто именуется сложным синдромом, который имеет проявления, как речевого, так и неречевого типа. Все это делает симптоматику весьма неоднозначной, позволяя выделить языковые нарушения. Речевая симптоматика обычно представлена наличием языковых возможностей, но неумением их использовать. При этом все нарушения больше фонематические, то есть дети не умеют подбирать звук, который необходимо сказать в конкретной ситуации. В особенности часто в речи встречаются элизии, персеверации, парафазии.

Можно наблюдать нарушения смысла и содержания речи. В пассивном словаре у детей может иметься значительный запас слов, но они не используются. Чаще всего преобладает предметный словарь – существительные в именительной форме, так как понимание глаголов отсутствуют. нередко дети заменяют одни слова другими, которые близки по составу. К примеру, вместо слова стул они могут говорить стол. Может встречаться и контаминация, когда части двух разных слов объединяются в одно.

Неречевая симптоматика также ярко выражена. К ней относят следующее:

1. Оральная апраксия.
2. Проблемы с мелкой моторикой.
3. Минимальная мозговая дисфункция.
4. Вегетативно-сосудистые изменения, которые ярко проявляются.
5. Неловкость в общем.
6. Проблемы с равновесием и координацией.

Отдельно можно выделить симптоматику психопатологического типа. К ней относят проблемы с программированием собственных действий, неловкость самопроизвольных действий, речевой негативизм, отставание психического развития, проблемы с формированием психических функций, заторможенность, низкая адаптация к окружающим условиях, агрессивность, замкнутость и обидчивость.

При наличии всех этих симптомов требуется диагностика и консультации специалистов. Они смогут поставить диагноз и разработать индивидуальную программу лечения. Она будет включать в себя медикаментозное лечение, работу с логопедом, психологом и коррекцию различными методиками, включая общение с животными, водолечение и многое другое.

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия – вариант речевого дизонтогенеза, обусловленный расстройством слухового восприятия при сохранном физическом слухе. Характеризуется непониманием обращенной речи, неразличением звуков, эхолалией, логореей, использованием элементарных словоформ (звукоподражаний, корней, междометий). Типично импульсивное поведение, быстрое истощение внимания, нежелание вступать в контакт. При обследовании сенсорных алаликов уточняется анамнез, состояние акустического и речевого гнозиса, лексико-грамматических и произносительных навыков. В рамках коррекционной программы осуществляется развитие слухового контроля, акустических дифференцировок, словаря, внимания к своей речи и речи окружающих.

Общие сведения

Сенсорная (или импрессивная, рецептивная) алалия – малоизученный нейропсихологический и лингвопатологический синдром. В общей структуре системного недоразвития речи на долю моторной алалии приходится 90% случаев, на сенсорный вариант – лишь 10%. В изолированном виде первичная сенсорная недостаточность встречается нечасто. В большинстве наблюдений приходится сталкиваться со смешанной сенсомоторной алалией или вторичным сенсорно-акустическим синдромом, возникающим на фоне другой патологии (дизартрии, ринолалии, дислалии, аутизма). В последние годы в логопедии все настойчивее высказывается мнение о необходимости замены термина «сенсорная алалия» на «сенсорная дезинтеграция», поскольку нарушения восприятия у таких детей всегда носят множественный характер.

Причины сенсорной алалии

К несформированности импрессивной речи приводит раннее органическое поражение зон головного мозга, ответственных за анализ речевых звуков. Корковый конец слухоречевого анализатора (центр Вернике) располагается в задней трети верхневисочной извилины левого полушария. Именно его повреждение и вызывает расстройство рецептивной речи. Непосредственными этиологическими факторами выступают:

Поражение корковой части речеслухового анализатора сопровождается слуховой агнозией – расстройством аналитико-синететических процессов, связанных с распознаванием звуковых раздражителей. При сенсорной алалии ребенок слышит обращенную к нему речь, однако не осознает ее смысла и содержания. Нарушение рецептивного механизма речи обусловливает несформированность фонематических процессов, неспособность к целостному восприятию слов, узнаванию и дифференцировке фонем, неустойчивость акустических следов. Неполноценность слухового восприятия приводит к тому, что в ответ на звуковые стимулы не происходит передачи возбуждения другим анализаторам (речедвигательному, речезрительному), вследствие чего формируется так называемая замыкательная акупатия – неспособность соотнести звуковые образы слов с реальными предметами или действиями.

Симптомы сенсорной алалии

При рецептивной алалии изначально страдает понимание обращенной речи. Степень речеслуховой недостаточности может быть различной. В тяжелых случаях дети безразличны абсолютно ко всем звуковым раздражителям, не различают речевые и неречевые звуки, не реагируют на свое имя. При более легкой степени импрессивной алалии ребенку доступно понимание некоторых обиходных слов и ситуативной речи; вне контекста или ситуации понимание теряется. Речевая активность у сенсорного алалика повышена, однако собственная речь состоит из лепетных звукосочетаний, слов-корней, междометий. Содержание речевого потока непонятно окружающим, поэтому такая речь носит название «словесного салата», или логореи.

Характерным признаком рецептивной алалии выступают эхолалии – невольные, бессознательные отраженные повторы отдельных слов. Однако целенаправленное воспроизведение слова по просьбе взрослого затруднено и недоступно ребенку-алалику. Нарушено формирование соотнесенности между предметом, явлением, действием и словом, его обозначающим. Отмечаются множественные погрешности в словах, указывающие на фонематическую недостаточность: неправильная постановка ударений, пропуски и замены звуков, контаминации. Контроль за собственной речью снижен, самостоятельное высказывание формулируется неточно, с грамматическими и семантическими ошибками.

Читайте так же:  Резкий отказ от курения за и против

Голос у сенсорных алаликов звонкий и выразительный. Слуховая функция не нарушена, интеллект первично сохранен. Неврологическая и психопатологическая симптоматика указывает на несформированность регуляторных механизмов. Включение, переключение и удержание внимания происходит с трудом. Непонимание речи вызывает быструю потерю интереса к играм и занятиям, повышенную истощаемость, колебания настроения. Ребенок ведет себя импульсивно, неуправляемо, не желает общаться с окружающими сверстниками и взрослыми. Может отмечаться повышенная, часто болезненная реакция на звуковые раздражители (гиперакузия).

Осложнения

Недифференцированное звуковое восприятие влечет за собой неточное проговаривание, в результате чего страдает экспрессивная речь. У дошкольников с сенсорной алалией всегда имеет место общее недоразвитие речи различного уровня, в школьные годы формируются расстройства учебных навыков (дисграфия, дизорфография, дислексия). Непонимание чужой речи и грубые искажения собственного речевого высказывания приводят к невозможности полноценной коммуникации. На фоне недоразвития рецептивной речи у детей возникают вторичные личностные расстройства, нарушения эмоционально-волевых реакций, отклонения поведения. Формируется вторичная умственная отсталость.

Диагностика

Специфика обследования сенсорного алалика вытекает из этиопатогенетических механизмов речевого нарушения. Диагностика включает в себя медицинский и психолого-педагогический блок. Медицинская составляющая направлена на установление морфологического субстрата речевой патологии, исключение нервно-психических и ЛОР-заболеваний, сопровождающихся безречьем. Психолого-педагогическое тестирование способствует подтверждению диагноза и планированию коррекционного процесса. Этапы диагностики включают:

Диагностика связана со значительными трудностями, поскольку импрессивная алалия по своим проявлениям сходна с другими слухоречевыми нарушениями и формами психического дизонтогенеза. Дифдиагностика проводится с кондуктивной и нейросенсорной тугоухостью, расстройствами аутистического спектра, УО, темповой задержкой речевого развития, детской афазией, сенсорно-акустической недостаточностью.

Коррекция сенсорной алалии

Коррекционно-терапевтическая работа строится на принципах биопсихосоциального подхода. Важнейшие аспекты – раннее начало лечения, сочетание медицинских, логопедических и психокоррекционных методов. Обязательным условием является вовлечение семьи, ознакомление родителей с планом терапии, их побуждение к длительной совместной деятельности, постоянное информирование о промежуточных результатах. Многоуровневый коррекционный комплекс включает:

Непрерывная коррекционно-логопедическая работа при сенсорной алалии проводится не реже 3-х раз в неделю и длится в течение 2-4 лет. В дальнейшем за ребенком ведется катамнестическое наблюдение. Для организации специализированной помощи рекомендуется посещение логопедической группы детского сада, а в начальной школе – занятия со школьным логопедом.

Прогноз и профилактика

Речевой прогноз при рецептивной алалии сложен и индивидуален. Логотерапия эффективна только в случае четкого соблюдения плана коррекционной работы, ее сочетания с медицинской и психологической реабилитацией. Рано начатая и систематически проводимая междисциплинарная психолого-медико-педагогическая работа позволяет компенсировать речевые нарушения, предупредить вторичные отклонения, способствовать полноценной интеграции ребенка в социум. При позднем обращении сформировать полноценную речь зачастую не удается. Профилактика тяжелых нарушений речи требует тщательного планирования беременности, предупреждения раннего органического повреждения головного мозга на всех этапах развития ребенка.

Алалия — (от др. греч. ἀ отрицательная частица и др. греч. lalia речь) отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной алалии, чаще всего является повреждение речевых областей больших… … Википедия

алалия — нейропсихологический симптом, описанный в 1757 г. Характерен отсутствием или недоразвитием у детей речи при нормальном слухе и достаточном уровне интеллекта. Алалия обусловлена повреждениями речевых зон коры мозга головного при родах,… … Большая психологическая энциклопедия

АЛАЛИЯ — (греч., от a отриц. част., и lalein говорить). Немота, неспособность говорить. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АЛАЛИЯ [ Словарь иностранных слов русского языка

АЛАЛИЯ — (от а отрицательная приставка и греч. lalia речь) отсутствие или ограничение речи у детей из за недоразвития или поражения речевых зон больших полушарий головного мозга … Большой Энциклопедический словарь

Алалия — (от греч. a отрицат. частица и lalia говорю) нейропсихологический симптом , описанный Delius в 1757 г. Характеризуется отсутствием или недоразвитием у детей речи при нормальном слухе и достаточном уровне интеллекта . Обусловлена повреждениями… … Психологический словарь

алалия — сущ., кол во синонимов: 3 • нарушение (54) • недоразвитие (21) • немота (21) … Словарь синонимов

алалия — (от а. отрицательная приставка и греч. laliá речь), отсутствие или ограничение речи у детей из за недоразвития или поражения речевых зон больших полушарий головного мозга. * * * АЛАЛИЯ АЛАЛИЯ (от а (см. ВСЕСОЮЗНЫЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ) отрицательная … Энциклопедический словарь

алалия — (alalia; а + греч. lalia речь) отсутствие (или дефект) активной речи или ее восприятия у детей при нормальном слухе и интеллекте, обусловленное недоразвитием речевых областей больших полушарий головного мозга или их поражением во внутриутробном… … Большой медицинский словарь

Алалия — (греч.), т. е. бессловесность полное отсутствие способности произносить членораздельные звуки … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Алалия — (а + греч. lalia – речь) (Delius, 1757). Отсутствие речи или ее дефект при сохранности слуха и интеллекта. В зависимости от того, какая речь страдает – экспрессивная или импрессивная, различают А. моторную и сенсорную. Наблюдается в детском… … Толковый словарь психиатрических терминов

Алалия – это серьезное заболевание, которое зачастую проявляется в детском возрасте. Оно характеризуется полным отсутствием речевых функций или их серьезным недоразвитием. В большинстве случаев алалия формируется на этапе внутриутробного развития или на протяжении первых трех лет жизни малыша под действием различных факторов. Результатом становится скудность словарного запаса, позднее появление речевых функций, проблемы с речью в общем виде.

Основной причиной алалии можно назвать органические повреждения, которые касаются речевых зон коры головного мозга. При этом проблема будет носить системный характер. Имеется ввиду, что проявление проблемы будет наблюдаться сразу во всех компонентах речи, на всех ее уровнях, включая фонетический, фонематический, грамматический, лексический.

При этом заболевание характеризуется изначальным отсутствием речи или ее серьезны ограничениями. Очень часто ребенок не в состоянии произносить слова и слоги или же наблюдается развитие их на достаточно поздних этапах при сравнении с нормальным развитием. Можно утверждать о наличии алалии в тех случаях, когда имеет повреждение речевых центров органического типа.

Читайте так же:  Как поддержать близкого человека в момент утраты

Алалия является достаточно распространенным заболеванием, которое диагностируют у 1% детей дошкольного возраста и 0,2-0,6% школьников. Зачастую заболевание поражает детей мужского пола. Болезнь имеет и клинический диагноз. При обращении к логопеду он напишет в карточке ребенка ОНР, то есть общее недоразвитие речи. После того, как диагноз установлен требуется комплексное лечение, включающее различные методики.

Причины алалии

Алалия начинается развиваться на внутриутробном развитии или до трехлетнего возраста ребенка. Выделяют достаточно много факторов, которые могут привести к данному заболеванию. Они отличаются в зависимости от периода их проявлениях. В антенатальном периоде выделяют следующие:

1. Гипоксия плода.
2. Вероятность самопроизвольного прерывания беременности.
3. Внутриутробное инфицирование, которое именуют TORCH-синдромом.
4. Падение женщины при беременности или получение травм другого характера, что в итоге травмирует плод.
5. Серьезные проявления токсикозов.
6. Заболевания соматического хронического характера, которые переболела женщина в период родов. К ним относят проблемы с сердцем и легкими, а также проблемы с давлением.

Также к причинам проявления заболевания можно отнести осложненное течение родов, проблемы во время беременности, а также наличие перинатальных патологий. Помимо этого, алалия может активизироваться при скоротечных, преждевременных или затяжных родов, если использовались особые акушерские изделия. К причинам относят недоношенность, асфиксию в первые дни жизни или внутричерепные травмы, которые произошли при родах.

В первые годы жизни могут влиять следующие факторы:

1. Заболевания соматического характера. они истощают организм ребенка, приводят к поражениям ЦНС.
2. Менингиты.
3. Энцефалиты.
4. ЧМТ.
5. Наследственная предрасположенность к данному заболеванию.
6. Частые и длительные болезни инфекционного и простудного характера, к которым относят пневмонию, рахит, ОРВИ, эндокринопатию.
7. Операции, которые проводятся под общим наркозом.
8. Общие негативные социальные условия. К ним относят внушительное количество факторов – синдром госпитализма, проблемы с воспитанием, отсутствие общение.

Чаще всего алалия проявляется не при наличии одного, а множества факторов. Все это гарантирует появление минимальной мозговой дисфункции. Требуется предельно быстрое и комплексное лечение, чтобы у ребенка была возможность полноценное последующей жизни.

Разновидности

Алалия делится на несколько различных видов в зависимости от конкретного нарушения. Среди основных выделяют три:

1. Сенсорная. Она характеризуется нарушениями восприятия. Этот вид также называют импрессивным.
2. Моторная. К ее проявлениям относят нарушения речи. Данный вид также именуют экспрессивным.
3. Смешанная. Этот тип имеет проявление сразу несколько нарушений. В соответствии с этим можно выделить мотосенсорную или сенсооторную алалию в зависимости от того, какое из видов нарушений преобладает.

Импрессивная форма речи характеризуется умением слышать, что говорят ребенку, а также понимать содержание и смысл сказанного. Экспрессивная речь представляет собой навыки говорения. О нарушениях того или иного типа говорят поражение речевых центров головного мозга соответственно височной или лобной части. Конкретную форму может определить только специалист в клинических условиях, основываясь также на имеющейся симптоматике. При этом в процессе лечения не обойтись без помощи логопеда. Только логопедическая работа позволит сформировать речь у малыша. Ребенок может разговаривать на «собственном» придуманном языке или вовсе молчать.

Симптомы моторной алалии

Моторная алалия – один из распространенных подвидов, для которой характерны, как речевые, так и неречевые проявления. Симптоматика может носить психологический и неврологический характер. Если говорить о неврологических симптомах, то к ним относят расстройства двигательных функций. В частности, это:

1. Слабое развитие моторики пальцев.
2. Недостаточность координации движении.
3. Неловкость.
4. Проблемы с самообслуживанием. Другими словами, это неумение или неловкость с застегиванием пуговиц, шнуровкой обуви и прочее.
5. Проблемы с выполнением мелкомоторных операций, то есть складыванием паззлов или мозаики.

Психологические симптомы также имеются. Это проблемы с различными видами памяти, в особенности со слухоречевой. Также могут наблюдаться проблемы в эмоционально-волевой сфере, с восприятием или вниманием. Дети с диагнозом моторная алалия отличаются от своих сверстников. Они обычно или малоподвижные, или гиперактивные, или расторможенные. Однако в большинстве случаев все же наблюдается повышенная утомляемость, сниженная работоспособность, речевой негативизм. Может страдать и интеллектуальное развитие, но с возрастом проблема исчезает.

Для моторной алалии афферентного типа становится характерным диссоциация между различными видами речи. То есть понимание может остаться, но речевые функции полностью отсутствуют или представлены грубыми отклонениями. Имеются проблемы касательно формирования речевых навыков, они существенно запаздывают, а речевые функции несколько редуцированы. При этом дети с таким диагнозом могут выполнять артикулярные решения, но вот произношение звуков существенно нарушено. Имеют место и смешение или стойкая замена различных звуков, что не позволяет формировать их в слова.

Эфферентный тип алалии не менее востребован. Здесь в основе – речевой дефект. Он представлен отсутствием последовательно формировать артикуляционные движения. В результате слоговая структура слова существенно искажается. Не полное формирование речевого аппарата приводит к появлению заикания. Словарный запас в этом случае минимален и состоит из самых распространенных слов. Это приводит к отсутствию возможности понимать значения слов, искать им синонимы и полноценно разговаривать. Дополнительно можно выделить преобладание существительных при разговоре.

Симптомы сенсорной алалии

Сенсорная алалия имеет другую симптоматику. здесь в основе дефекта проблемы с пониманием содержания речи, а также нарушение общего восприятия. При этом зачастую с физическим слухом нет никаких проблем. Может наблюдаться гиперакузия, то есть повышенная восприимчивость к окружающим звукам.

Дополнительно стоит выделить повышение речевой активности. Она выражается в виде бессмысленных звуков или их сочетаний, обрывков слов и повторения слов за другими людьми без понимания их смысла. В целом бессвязная и бессмысленная речь, которую не понимают окружающие, и становится основным симптомом данного заболевания. Речь детей имеет следующие проявления:

1. Парафазия.
2. Элизия слогов.
3. Персеверация.
4. Контаминация.
5. Отсутствие критичности к собственной речи у детей.
6. Использование жестов и мимики.

Очень часто, если ребенок разговаривает осмысленно, то он «читает речь с губ» у говорящего, а не воспринимает смысл сказанного. Понимание фраз наблюдается только в отдельном контексте, при конкретном темпе речи и порядке слов. Другими словами, восприятие носит ситуативный характер.

[3]

Читайте так же:  Эффективные и доступные средства от бессонницы
Видео (кликните для воспроизведения).

Недостаточность слуха фонематического типа становится причиной того, что ребенок не различает слова-паронимы, не соотносит между собой произносимые слова и слышимые слова, не относит их к конкретным предметам или явлениям. При наличии грубых искажений речи могут развиваться и нарушения вторичного характера. К ним относят нарушения поведения, личности и различные проблемы с интеллектуальным развитием.

Психологически для детей очень сложно включиться в общении, удерживать внимание на конкретном предмете. В результате наблюдается истощаемость организма и повышенная отвлекаемость, неустойчивость формирования памяти и слухового восприятия окружающих звуков. Дети становятся инертными или импульсивными, имеют хаотическое поведение или становятся замкнутыми.

Следует понимать, что в большинстве случаев встречается смешанная форма алалии. Для нее характерны проявления обоих видов заболевания. К этому приводят причины обоих типов, что существенно затрудняет последующую жизнь ребенка. Он срочно нуждается в корректном лечении, как в области логопедии, так и психологии.

Диагностика и обследование

Диагностика и обследование заболевания начинаются с посещения ряда специалистов для получения их консультации и постановки диагноза. Среди основных специалистов выделяют логопеда, отоларинголога, невролога, психолога. Дополнительно потребуются и диагностики с помощью оборудования.

Если говорить об обследовании неврологического типа, понадобится оценить характер ребенка, а также определить насколько поражен головной мозг и какой характер имеют повреждения. Для этого могут потребоваться проведения рентгенографии, ЭЭГ, МРТ, эхоэнцефалографии. Дополнительно важно исключить тугоухость. Для этого проводят различные виды исследований функций слуха, включая аудиометрию или отоскопию.

Обследование нейропсихологического характера основывается на диагностике слухоречевой памяти. Обследование у логопеда базируется на ознакомлении специалиста с перинатальным анамнезом и тем, как именно проходило раннее развитие малыша, какое особенности оно имело. Отдельное внимание обращают на то, соблюдались ли сроки развития речевого и психомоторного типов. Устная речь диагностируется посредством обследования. Это помогает узнать, как проходит лексико-грамматический строй, формирование импрессивной речи, артикуляционной моторики, фонетико-фонематических процессов.

Может потребоваться и диагностика дифференциального характера. Она выполняется при сравнении с аутизмом, ЗРР, тугоухостью, олигофренией и дизартрией.

Лечение

Алалия у детей в любой из форм должна обязательно лечиться комплексно. Только такой метод к коррекции позволит добиться благоприятного результата. Само лечение включает в себя три типа коррекции:

1. Медицинскую.
2. Педагогическую.
3. Психологическую.

Больным может понадобиться посещение специальных дошкольных учреждений, где занимаются подобными проблемами. Это могут быть коррекционные центры, стационары или санатории. Их преимуществом становится то, что ребенок находится в привычной для себя обстановке со сверстниками, имеющими аналогичные проблемы. Другими словами, малышу нет нужды стесняться таких детей, поэтому его развитие проходит нормально для его болезни.

Медикаментозная терапия – обязательная составляющая процесса лечения. С ее помощью удается стимулировать нормальное развитие структур головного мозга. В качестве монотерапии назначаются неотропные препараты, которые обязательно должен назначать специалист в зависимости от специфики проблемы. Здесь важно правильно подобрать дозировку и курс лечения. Изначально назначают минимальную дозу лекарства, постепенно увеличивая ее объем.

Длительность лечения обычно варьируется от одного до трех месяцев. После этого организму требуется определенный интервал отдыха. По истечению этого временного промежутка курс лечения повторяют. Без консультации специалиста прием неотропных средств не допускается, хотя они и не имеют зачастую побочных эффектов.

Физиотерапия может быть представлена различным характером, в особенности выделяют магнитотерапию, водолечение, лазеротерапию. Все эти методики имеют тонизирующий, расслабляющий, общеукрепляющий и иммуностимулирующий эффекты. В основе – стимуляция отделов мозга, которая выполняется посредством раздражения определенных рефлексогенных точек. К педагогической коррекции относят:

1. Языковая гимнастика.
2. Игры по развитию моторики для формирования навыков речи.
3. Логопедический массаж.
4. Игры с картинками, основанные на повторении.

[2]

Комплексное и системное лечение может гарантировать положительный результат.

Профилактика

Коррекционная работа при алалии будет успешной в том случае, если начать ее максимально рано – в 3-4 летнем возрасте. Она должна носить комплексный характер, чтобы влиять сразу на все речевые компоненты. Это позволит обеспечить формирование процессов речи, а также психических функций.

Лечение при моторной и сенсорной алалии может несколько отличаться. При этом при моторной алалии зачастую прогноз благоприятен, а при сенсомоторной – неопределенный, здесь больше факторов, которые могут привести к негативному результату. На прогноз влияет, какую степень имеет поражение головного мозга.

Профилактика заболевания сводится к тому, чтобы обеспечить для будущей матери предельно комфортные условия в процессе беременности. Также роды должны быть доверены специалисту своего дела, чтобы исключить любые негативные ситуации. На этапе раннего развития ребенка следует быть предельно внимательными родителями и при необходимости вовремя проводить коррекционную работу. Все это легко позволит предупредить болезнь.

Причины алалии

В течение длительного периода изучения алалии высказывались разные предположения по поводу причин ее возникновения. Так, Р. Коэн (1888), А. Гутцман (1924), Э. Фрешельс (1931), М. Зееман (1962) и другие утверждали, что ведущим началом при этом нарушении являются воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологические процессы, происходящие во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

А. Трейтель (1901) считал алалию следствием недостаточности внимания и памяти. А. Либман (1901) связывал неполноценность речи при алалии с интеллектуальной недостаточностью. А. Ивинг (1963) указывал на отсутствие у детей моторного образа слова как ведущего проявления в картине речевой неполноценности при нарушениях мозга. М. Зееман (1962) подчеркивал, что речь не развивается из-за нарушений мозговых центров речи (мозговых зон речи). Р. Лухзингер (1970), М. Берри (1957), М. Б. Эйдинова (1961), В. А. Ковшиков (1985) и другие отмечали ведущую роль в возникновении алалии природовых черепно-мозговых травм и асфиксии новорожденных. Родовые травмы и асфиксии в ряде случаев являются следствием внутриутробной патологии. Это вызывает хроническое кислородное голодание и приводит к снижению функции дыхательного центра. Клетки мозга, и в первую очередь третьего слоя коры, более молодого в филоонтогенетическом отношении, являются наиболее чувствительными к кислородному голоданию. Третий слой коры мозга дает начало сложной системе ассоциативных связей, обеспечивающих формирование высших корковых функций человека, в первую очередь — речи и психики.

Читайте так же:  Эмансипация женщин

Среди этиологических факторов выделяются также внутриутробные энцефалиты, менингиты, неблагоприятные условия развития, интоксикация плода, врожденная отягощенность, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнением на мозг и т. д.

Внутриутробная патология приводит к диффузному поражению вещества мозга, родовые черепно-мозговые травмы и асфиксия новорожденных вызывают более локальные нарушения. Поражения различных областей коры головного мозга вызывают нарушения развития речевых и неречевых функциональных систем. Е. М. Мастюкова (1981), характеризуя алалию, с позиций нейроонтогенеза, подчеркивает, что при действии любого вредного фактора в пренатальном или раннем постнатальном периоде, когда кора головного мозга находится еще в стадии формирования, трудно точно определить наличие локального дефекта, ибо поражение чаще носит более распространенный, диффузный характер. У ребенка в таком случае отмечается ММД — минимальная мозговая дисфункция.

По наблюдениям С. С. Корсакова и Н. И. Красногорского, алалия бывает следствием соматического заболевания, вызывающего истощение центральной нервной системы, в первую очередь гипотрофии. Ю.А. Флоренская подчеркивала, что в патогенезе алалии имеют место рахит, нарушения питания и сна в раннем детстве, часто повторяющиеся заболевания дыхательных путей. Эта точка зрения разделяется не всеми авторами. По-видимому, соматические заболевания лишь усугубляют воздействие патологических причин неврологического характера, которые являются ведущими.

Некоторые авторы (Р. Коэн, 1888; М. Зееман, 1961; Р. Лухзингер, А. Салей, 1977, и др.) подчеркивают роль наследственности, семейной предрасположенности в этиологии алалии. Однако убедительных научных данных о роли наследственности в происхождении алалии в литературе не приводится. В последние годы в возникновении алалии подчеркивается значительная роль минимальных мозговых повреждений (минимальной мозговой дисфункции). В большинстве случаев в анамнезе ребенка с алалией выделяется, как правило, не один, а целый комплекс патологических факторов.

44. Алалия. Определение, этиология. Виды алалии.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Причины: полиэтиология (по Ковшикову): патология беременности + родов (асфиксия – 88%) + раннего возраста, а также воспал. и травм. поражения ГМ, приводящие к орган. поражению ЦНС.

Этиология и патогенез разнообразны: воспалительные процессы и травмы головного мозга, алиментарно-трофические, обменные нарушения во внутриутробном и раннем постнатальном периоде развития ребенка.

Различают два основных варианта алалии.

Алалия моторная (двигательный) — недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматич строем языка при достаточно сохранном понимании речи; в основе МА лежит расстройство или недоразв аналитико-синтетич деят речедвигат анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляцион дифференцировок более грубыми и простыми; причина — поражение коркового конца речедвигат анализатора (центр Брока) и его проводящих путей.

Алалия сенсорна (чувство, ощущение) — недоразв импрессивной речи, когда наблюд разрыв меж смыслом и звуковой оболочкой слов; у реб наруш понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способн к разв активной речи; причиной СА явл поражение коркового конца слухоречевого анализатора (центр Вернике) и его проводящих путей.

В то же время, это деление условно, поскольку на практике имеют место сочетания и моторной алалии, и сенсорной алалии.

Различают 3 степени выраженности (по Ковшикову) или уровени (по Левиной):

1:все подсистемы языка в зачаточном состоянии и функц. аномально; использ. неверб. средства. Мб односл. предложения и псевдопреложения, слова-корни; пользуется ситуат. речью.

2: зачатки общеупотр. речи (простая фразовая речь; появл. двусост. предложение. Набл. словоиз-е, словообр., согл., аграмматизмы, верба. парафазии, нар. слоговой структуры.

3:появ. предложение различных типов и конструкций, речь с элементами недоразвития

49.Афазия. Определение, этиология. Виды афазии. Афазия (аф) — это системное наруш-е речи, состоящее в полной потере или частичной потере речи и обусловленное локальным поражением одной или более речевых зон мозга. В большинстве случаев аф. Возник у взрос. людей, однако она возможна и у дет., если поражение мозга произошло после того, как речь хотя бы частично сформировалась.

Этиология афазии.Аф может иметь разную этиологию: сосудистую; травматическую (черепно-мозговая травма); опухолевую. Сосуд-е поражения мозга имеют различные названия: инсульты, или инфаркты мозга, или наруш-я мозгового кровообращения .Они делятся на подвиды. Основ. видами инсультов (инфарктов мозга, нарушений мозгового кровообращения) явл. ишемия и геморрагия. Термин «ишемия» означает«голодание». Термин «геморрагия» — «кровоизлияние» (от лат. gemorra — кровь). «Голодание» (ишемия) приводит к гибели клеток мозга, т.к. они остаются без основной «пищи» — крови. Кровоизлияние (геморрагия) также губит клетки мозга, но по другим причинам: либо они заливаются кровью ,либо на месте кровоизлияния образуется кровяной мешочек — гематома. Травмы мозга быв открытые и закрытые. И те, и другие разруш мозг, в том числе и речевые зоны. При открыт. травмах мозга прибегают к хирургич вмешательству по очистке ран, напр., от осколков костной ткани, сгустков крови и пр.), при закрыт. травмах может проводиться хирургическое вмешательство (трепанации черепа), а м б применено консервативное лечение, при кот терапия рассчитана в основном на рассасывание внутричерепных гематом.

Опухоли мозга м б доброкачествен и злокачествен . Злокач-е отлич. более быстрым ростом. Так же, как и гематомы, опухоли сдавливают вещество мозга, а прорастая в него, губят нервные клетки. Наиболее тяжелыми последствиями локальных поражений мозга любой этиологии являются нарушения: а) речи и других ВПФ (ориентировки в пространстве, умения писать, читать, считать и т.п.); б) движений. Они могут присутствовать одновременно, но могут выступать и изолированно: нарушения движений у больного могут присутствовать, а нарушения речи отсутствовать, и наоборот.

Амнестическая, Моторная. Динамическая. Сенсорная. Тотальная.

1.амнест. Аф. – проявл потерей способности называть вещи и явления с сохранением способности их описать. Другими словами, это потеря словесной памяти. Больной с афазией не может вспомнить название предмета, но если ему подсказать первые пару звуков, то он может вспомнить. Та же ситуация и с написанием слов на бумаге. Заболевание вызвано нарушениями в работе теменного и височного участка коры головного мозга.

Читайте так же:  Почему изменяют женщины частые причины

2.Мотор. аф. – наруш устной речи по причине речевой апраксии (наруш целенапр действий, выполнение лишь элементарных движений). Артикуляц апп (язык, челюсть, губы, гортань) функционирует нормально. Принято выделять полную и частичную мотор. аф. При полной речь практически полностью теряется, больной переходит на жестикуляцию. При частичной возможно произнош коротких простейших слов (обычно это глаголы и существительные), слова искажаются, некот слова пропускаются, становится трудно подбирать слова для выражения мысли. Речь замедляется, часто повторяются одни и те же слова или звуки. МА сильно бьет по способности читать и писать, написание слов полностью отражает нарушения устной речи (пропуск, искажение слов и т.д.). Возникновение МА связано с поражением коры третьей лобной извилины левого полушария головного мозга (центр Брока) и смежных участков. Поэтому нередко ее еще называют афазией Брока.

3.Динам-ая аф. – поражение коры голов. мозга в смежных с центром Брока зонах – в заднелобных отделах левого полушария. Больной не может произнести длинную фразу, поскольку не в состоянии строить длинные смысловые цепочки слов. Предлоги и местоимения исчезают из речи, остаются имена существительные в именительном падеже.

4.Сенсор. аф. (афазия Вернике) – расстройство понимания чужой речи, так называемая словесная глухота. Слух больного не нарушен, чужую речь он слышит, но понять суть не может. Речь воспринимается как совокупность звуков, распознать которые не получается. Собственная речь больного не контролируется, наблюдается сплошной поток слов, зачастую без всякого смысла. Написание слов и чтение становятся практически невозможными: слова пропускаются, искажаются, теряется всякий смысл. Причина – поражение заднего отдела верхней височной извилины левого полушария. В случае поражения смежной области (теменной) проявляется нарушение счета.

5.Тотальная афазия – проявляется полной речевой утратой, а также непониманием чужой речи. Это самая тяжелая, крайняя степень заболевания. В данном случае повреждено доминантное полушарие мозга, а также сразу несколько речевых участков мозга.

РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
АЛАЛИЯ:
  • Сенсорная алалия
  • Моторная алалия
  • Сенсомоторная алалия

ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ:

  • Перепады настроения
  • Повышенная утомляемость
  • Нарушение памяти
  • Снижение работоспособности
  • Скудность словарного запаса
  • Заторможенность
  • Гиперактивность
  • Нарушение мелкой моторики
  • Малоподвижность
  • Рассеянность
  • Усиленная жестикуляция
  • Трудности в распознавании речи
  • Отсутствие речи
  • Воспроизведение бессмысленных наборов звуков и слов
  • Повышенная восприимчивость к звукам
  • Неправильное окончание слов
  • Неясное воспроизведение звуков
  • Ярко выраженная мимика
  • Неправильное соединение двух слов в одно
  • Пропуск букв в словах

Сенсомоторная алалия – расстройство речи у детей, представленное в грубой форме. При этом речь может отсутствовать полностью или частично в зависимости от формы поражения, а также степени. Дефект становится следствием поражения корковых центров головного мозга. Именно они отвечают за речевое развитие ребенка, его нормальный функционал. Появиться болезнь может еще на этапе внутриутробного развития или на протяжении первых трех лет жизни.

Симптоматика и проявление

Сенсомоторная алалия представляет собой несформированность речевого функционала на достаточно глубоком уровне. При это в большинстве случаев удается диагностировать проблему еще в дошкольном возрасте, когда удается скорректировать ее развитие и обеспечить ребенку нормальную последующую жизнь. Заболевание может быть системным или обширным. Другими словами, нарушение касается сразу всех компонентов речи и проявляется достаточно специфично.

Выделяют несколько признаков, которые становятся наиболее типичными для сенсомоторной алалии. Среди них выделяют следующие:

1. Минимальный словарный запас.
2. Позднее формирование речевого функционала.
3. Нечленораздельное произношение, проблемы с произношением.
4. Проблемы слоговой структуры.

Патология имеет ярко выраженное проявление. Чаще всего выделяют резкое или внезапное отсутствие речи экспрессивного или импрессивного типа. После этого обычно родители и решаются на посещение специалиста для постановки диагноза.

Симптоматика проблемы

Симптоматика проблемы представлена различными проявлениями. Среди основных можно выделить следующие:

1. Проблемы с координацией.
2. Дефекты мелкой моторики.
3. Неловкость.
4. Проблемы с самостоятельным обслуживанием, к примеру, застегивание пуговиц или завязывание шнурков.
5. Нарушение внимание, реакции, памяти, концентрации.
6. Гиперактивнось или инертность и повышенная утомляемость в зависимости от ребенка, характера повреждения.
7. Понимание чужой речи, но не возможность выполнения самостоятельной речи.
8. Запаздывание формирования речевых навыков.
9. Невозможность повторять за другими людьми.
10. Заикание.
11. Проблемы с артикуляцией.
12. Малый запас слов.

Также можно выделить и неврологические проявления. Это может быть непонимание обращенной речи, высокая речевая активность, но разговаривает малыш на «собственном» языке, грубые нарушения фонематического слуха.

Само заболевание может быть, как сенсомоторной, так и моторносенсорной. Конкретные отличия заключаются представлены симптоматикой в большей степени сенсорной или моторной форме.

Коррекция и прогноз

Малыш с расстройством нуждается в обязательной помощи логопеда, невролога и психолога. Лечение обязательно должно быть комплексным, основанным на медикаментозной терапии, логопедической и психологической коррекции. Обязательным становится индивидуальный подбор, как медикаментов, так и самой процедуры лечения. Выделяют достаточно много различных методик, среди которых следует выделить терапию с животными, водолечение.

Адекватное лечение обязательно представлено комплексным характером. При необходимости дети могут быть направлены в специализированные стационары, учебные заведения или санатории. Коррекция и ее тип напрямую зависит от формы, а также выраженности конкретной симптоматики. Может понадобиться физиотерапия, которая представлена лазеротерапией, игнорефлексотерапией, электрофонофорезом, электростимуляцией, ДМВ, магнитотерапией.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ведется активная работа над исправлением ручной и общей моторики. Может понадобиться логопедический массаж и обучение грамоте, однако проблемы проявляются и после лечения, поэтому к ним следует быть готовыми.

Алалия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here