Нравственность

НР’АВСТВЕННОСТЬ, нравственности, мн.

нет, ·жен. ( ·книж. ).

1. Совокупность норм, определяющих поведение человека. «В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укреплепие и завершение коммунизма.» Ленин.

2. Самое поведение человека. Человек высокой нравственности.

3. Моральные свойства. Нравственность его побуждений внушает сомнения ( ·т.е.

сомнительно, нравственны ли его побуждения).

Информационный Вкус

Философские, социальные, психологические аспекты

Универсальность нравственности человека

Мораль как феномен общественного сознания, проявление культуры, духовной жизни, наряду с правом и искусством, является основанием, из «корня которого произрастает все остальное».

Основные нравственные ценности состоят в основном из неписанных законов добра, норм морали, традиций и представлений определенного общества о дозволенном и недозволенном.

Нравственность характеризуется всеобщностью, обязательностью, безусловностью, эмоциональной глубиной, глубокими переживаниями, в то время как моральное сознание формируется в процессе развития логико-понятийного мышления.

Интеллектуальная сторона в нравственном поступке находится в подчинении у оценочно-императивной. С нравственностью связан момент веры, так как нельзя быть нравственным, не относясь к этим нормам как к чему-то более высокому, чем сам человек. Если признавать приоритет нравственности перед собственным «Я», то здесь нравственность выступает как объект поклонения, что сближает этику и религию, однако нормы морали не воспринимаются как сверхъестественные, достаточно чтобы эти нормы были приняты и признаны личностью в качестве истинных.

«Нравственность –это истинное бытие человека, достигаемое посредством размышлений, обращением к определенным ценностям». Нравственные нормы имеют универсальное значение, в отличии от религии и науки, так как в религии и науке существует опасность утраты человеком самого себя. Служа тому, что находится вне ого, человек рискует утратить представление о том, ради чего, собственно, он приблизится к себе, а наоборот, удалится от себя.

Нравственные нормы самым непосредственным образом выражены для человека в его собственной душе. Сократ одним из первых в европейской духовной культуре определил нравственность как проблему души или внутреннего гения человека. Его жизнь яркий пример несовпадения того, что принято называть моралью и нравственностью.

Пренебрежение к моральным нормам привело его к осуждению на казнь, свою нравственность он подтвердил в том числе и отношением к приговору, который был в принципе несправедлив. Сократ считал, что высшая справедливость не в законах или приговорах суда, а в уважении к ним со стороны граждан, и всякого в отдельности. Для Сократа нравственность тесно связана с истиной, которая устанавливается не голосованием и не мнением большинства, а обращением человека к своему внутреннему миру, который является объективным, независимым от человека началом.

Объективное находится внутри человека в силу того, что человек – это часть мира. Нормы морали внешние, по отношению к индивидуальному миру, но не всегда объективны, то есть не всегда имеют действительно универсальный характер. Поэтому простое, бездумное следование этим нормамничего нравственного в себе не содержит.

Нравственность немыслима без сознательного отношения к нормам морали, без добровольного признания личностью этих норм в качестве личных норм. Прежде чем признать эти нормы в качестве личностных, человек должен осознать себя самого в качестве человека. Требования, нормы морали безличны, и их бездумное выполнение обезличивает самого человека.

Вместе с тем каждый человек неповторим и уникален, каждый имеет свой нрав. Человек должен знать свой нрав, критерий, в соответствии, с которым нужно поступать, освобождая себя от мук совести. Свобода позволяет человеку оценивать сами моральные нормы, которые не всегда произвольны и случайны, и свои собственные поступки, быть нравственным, свободным. Свобода как особый источники человечности отделяет человечное от бесчеловечного, открывая человечность через право на суверенный выбор чего-либо из того, что есть в социальных отношениях.

Нравственность – это исполнение человеком себя в качестве человека, в качестве своей человеческой особенности, как нравственного существа. Нравственный человек олицетворяет собой такие человеческие качества, как честь, совесть, доброта, справедливость. Основа творческого характера нравственность слагается из обращенности к самому себе и внешним предписаниям, то есть в процессе непрекращаемого диалога между внешними предписаниями и внутренними побуждениями человека. Нравственность универсальна и эта ее специфическая черта.

Универсальность нравственности выражается в том, что она пронизывает все другие явления человеческой жизни, так как любое явление человеческой жизни взятая сама по себе, без нравственного аспекта, в итоге утрачивает и аспект человечности. Нельзя быть «немного нравственным», или «немного совестливым» или нельзя быть честным для одних и бесчестным для других, при этом допустимо быть «немножко ученым» или «немножко верующим», или «немножко политиком».

Нравственность универсальна, как верно заметил писатель Фазиль Искандер, «Нравственное чувство или универсально, или его нет». Нельзя человека принудить быть нравственным, хотя можно его заставить исполнять определенные нормы морали.

(русский вариант греческого термина «этика», латинского термина «мораль», происходит от слова «нрав»; нем. – Sittlichkeit)

1. Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы.

2. Высшая и неизменная инстанция над правилами повседневного пользования.

3. Конкретные обязанности человека перед государством, сословиями, корпорациями, семьей, санкционируемые и регулируемые правом.

4. Лишь то в сфере действия нравственных норм, что воспринимается в качестве положительной ценности.

5. Мораль, закреплённая традицией и вековой привычкой.

6. Мораль на уровне её общественных проявлений, выражающая общественную точку зрения — в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки, совокупности объективных и безусловных норм и т.д.

7. Некоторая ощущаемая зависимость частной воли от общей воли.

8. Нравы как практикуемые формы поведения.

9. Область практических поступков, обычаев, нравов.

10. Объективная, вневременная, общечеловеческая совокупность идеальных норм поведения, общения и взаимоотношений.

11. Обычаи и нравы, в которых индивид не отличает себя как личность от стихийно формирующихся в обществе и усвоенных им стихийно привычных форм поведения, т.е. нечто исторически предшествующее собственно морали или же более простые формы регуляции — поведения, чем мораль.

12. Один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса.

13. Определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы.

14. Особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

15. Правила поведения, определяемые внутренними, духовными качествами человека и полученные в результате нравственных наставлений, нравоучений.

16. Реализации известных норм сознания в поведении людей.

17. Синоним термина мораль, реже — этика.

18. Совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.

19. Сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием, это — «в себе и для себя сущие законы и учреждения».

20. Сфера свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами, область самодеятельности и творчества человека, внутреннего самопринуждения благодаря личной сознательности, переходящего в склонность и спонтанное побуждение творить добро.

21. Форма внутреннего, личностного побуждения к определенному поведению и его оценки.

22. Ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.

Пояснения:
Нравственность заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом. Добровольность и самодеятельность согласования отличают всякое явление Нравственности.
Понятие Нравственности носит положительный характер и противопоставляется телесному, плотскому.

Нравственно то, что согласуется с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина своего Отечества. При оценке поступков человека с точки зрения Нравственности учитывается не только их практическая целесообразность (насколько они приближают будущее), но и то, насколько они уже сегодня воплощают в себе образ жизни, к которому мы стремимся. Ведь в деятельности народных масс создаются не только материальные предпосылки будущего общества, но и нравственный облик человека будущего. Поэтому Нравственность требует, чтобы высокие цели осуществлялись высоконравственными средствами.

Ценность Нравственности определяется не вещественным значением дела и его возможными последствиями, а степенью доброго усилия.

Цель Нравственности – сформировать способы нормативной регуляции поведения и действий людей в обществе с помощью норм, принципов, категорий морали.

Нравственность, присущая индивидууму, позволяет ему соотносить свои интересы и желания с интересами и желаниями общества, в котором индивид существует.

Нравственность предполагает воспитание в людях непримиримости к злу и несправедливости, принципиальности, готовности бороться за правое дело, чувства ответственности за судьбы других людей.

Нравственность один из важнейших факторов общественного развития. Нравственными началами созидается общество.

Разрушение Нравственности приводит к распаду, дезинтеграции общества, к катастрофе.
Смена Нравственности приводит к изменению социальных отношений.

Общество защищает сложившуюся Нравственность через социальные интеграторы, посредством различного рода социальных институтов, через защиту ценностей культуры. Отсутствие или слабость этих механизмов лишает общество возможности защищать Нравственность от отдаленных и скрытых угроз, что делает ее уязвимой для неожиданных опасностей дезорганизации, нравственного распада. Это делает общество нравственно и организационно дезорганизованным.

Нравственность включает возможность разнообразия нравственных идеалов, связанных с различными вариантами единства интеграции общества, тех культурах, где формирование нравственного основания переживает длительный кризис, где оно отягощено расколом, нравственный аспект культуры находится в постоянном возбуждении.

В любой культуре Нравственность выступает как дуальная оппозиция, например, как соборный — авторитарный, как традиционный, — либеральный идеалы и т.д.
Переходы от одного полюса оппозиции к другому могут осуществляться через инверсию, т.е. через логически моментальный, взрывообразный переход от одного полюса к другому, или через медиацию, т.е. медленную творческую наработку качественно нового нравственного содержания, новых дуальных оппозиций. Соотношение между инверсией и медиацией на каждом этапе оказывает исключительно большое влияние на формирование Нравственности, ее содержание. Толчок к смене идеалов идет от роста дискомфортного состояния.

Нравственность и личность

В современном мире стало более престижно быть безнравственным и посылать свою совесть куда подальше, а еще лучше ее и вовсе не иметь. И при этом нравственность является ключевой составляющей личности человека, наличие которой свидетельствует о психическом здоровье.

Что такое нравственность и при чем здесь совесть?

Нравственность – это внутренние (духовные) ценности, которые определяют действия и устремления человека, образ мышления. Другими словами, нравственность – это набор ориентиров в жизни, навигация. Нравственность не то же самое, что и мораль. Мораль – это внешние (общественные) нормы поведения и реагирования. То есть разница между нравственностью и моралью во внешней и внутренней установке. Нравственные ценности могут отличаться от общественной морали.

Совесть – это способность человека свои внутренние ценности создавать, разделять и следовать им. Совесть связана с самоосознанием и саморегуляцией человека. Совесть как движок внутренних ценностей человека.

Зачем нужна нравственность?

Поскольку нравственность служит картой внутренних жизненных ориентиров, то именно нравственность играет важнейшую роль в ситуациях выбора, определения своих целей и путей достижения желаемого. Нравственность выполняет функцию разделения между «хорошо» и «плохо» в контексте конкретных ситуаций. Например, плохо бить другого человека, но если другой человек сам нападает с кулаками, то защищаться и бить в ответ для выживания – хорошо.

Но что происходит с человеком, если внутри нет никаких ценностей и норм, а значит нет ориентиров в жизни, что плохо, а что хорошо? Что тогда?

Представьте себе хаос, лабиринт, гущу леса… И нет никаких подсказок на то, куда нужно идти, чтобы выбраться. Другие люди — тоже неизвестно – враги или друзья, хорошие они или плохие. Ситуация почти безвыходная. Люди в психотическом состоянии испытывают что-то похожее.

А если внутренние ценности и ориентиры есть, но они слабые, плохо определены для человека, неконкретные? Возможно ли тогда сделать свой выбор, быть уверенным в своих поступках, планировать будущее, принимать решения и т.д.? Скорее всего с этим будут сложности.

Нравственность и окружающая реальность.

Человек имеет право выбирать свои внутренние ценности и им следовать согласно своей совести. И при этом никак нельзя забывать про окружающую реальность. Например, если ценностью является причинение вреда другим людям, то другие люди могут защищаться и для сохранения своего спокойствия и безопасности человека с такими ценностями изолируют от общества.

Поэтому, нравственные ценности обязаны как-то согласоваться с обществом, присутствием в мире других людей. Из этого может следовать, что все же набор ценностей у разных людей достаточно похож. Следовательно, можно говорить уже о морали в обществе – т.е. о каком-то общем наборе ценностей для большинства людей. И также верно, что в различных социальных средах этот набор норм будет отличаться. За этим уже тянется этика и этичность поступков – некоторый набор правил поведения, который будет удовлетворять большинство людей данного конкретного общества.

Говоря о таких понятиях как, нравственность, мораль и этика, мы имеем в виду одно и то же. Человек, который чувствует реальность вокруг себя, способен к ней адаптироваться, его нравственные ценности приблизительно должны совпадать с моральностью и этичностью окружающего общества. Иначе, будут сложности в общении с другими людьми, установлении дружественных и деловых отношений.

С другой стороны, если у человека нравственные принципы устойчивые и определенные, и они сильно не совпадают с моральностью какого-то общества, человеку следует сменить социальную среду (круг общения, коллектив и т.д.), в которую он попал, а не нравственные установки, для сохранения психического здоровья, личности, себя.

Толерантность к другим людям и их ценностям.

Важно, чтобы внутренние установки у человека было четкими и определенными. При этом также важно, чтобы человек был способен принять, что установки других людей могут быть другими – более или менее правильными по отношению к нему. Иначе в обществе других людей с их отличительными ценностями, можно получить психологическую травму, потерять чувство реальности и собственной безопасности, что дезорганизует на внутреннем плане и мешает адаптации.

Нравственность определяет силу личности человека. Нравственная организация человека свидетельствует о психическом здоровье, способности адаптироваться к изменяющейся окружающей среде и при этом сохранять свою личность, свой внутренний комфорт и безопасность.

Нравственность – это что такое? Проблемы нравственности в современном мире

Каждый человек в своей жизни не раз сталкивался с понятием нравственности. Однако далеко не все знают его истинное значение. В современном мире очень остро стоит проблема нравственности. Ведь многие люди ведут неправильный и бесчестный образ жизни. Что такое нравственность человека? Как она связана с такими понятиями, как этика и мораль? Какое поведение можно считать нравственным и почему?

Что означает понятие «нравственность»

Очень часто нравственность отождествляют с моралью и этикой. Однако эти понятия не совсем схожи. Нравственность – это совокупность норм и ценностей конкретного человека. Она включает в себя представления индивида о добре и зле, о том, как следует и не следует вести себя в различных ситуациях.

У каждого человека свои критерии нравственности. То, что одному кажется вполне нормальным, для другого совершенно неприемлемо. Так, к примеру, некоторые люди положительно относятся к гражданскому браку и не видят в нем ничего плохого. Другие же считают такое сожительство безнравственным и резко осуждают добрачные связи.

Принципы нравственного поведения

Несмотря на то что нравственность – это сугубо индивидуальное понятие, в современном обществе все же существуют единые принципы. В первую очередь к таковым относится равенство прав всех людей. Это означает, что по отношению к человеку не должно быть дискриминации по половому, расовому или любому другому признаку. Все люди равны перед законом и судом, все имеют одинаковые права и свободы.

Второй принцип нравственности основывается на том, что человеку позволено делать все, что не идет вразрез с правами других людей и не ущемляет их интересов. Сюда можно отнести не только вопросы, регулируемые законом, но и морально-этические нормы. К примеру, обман близкого человека не является преступлением. Однако, с точки зрения нравственности, тот, кто обманывает, причиняет страдания индивиду, а значит, ущемляет его интересы и поступает аморально.

Значение нравственности

Некоторые люди считают, что нравственность – это лишь необходимое условие для того, чтобы попасть в рай после смерти. При жизни же она абсолютно не влияет на успешность человека и не приносит никакой выгоды. Таким образом, значение нравственности заключается в очищении нашей души от греха.

На самом деле подобное мнение является ошибочным. Нравственность необходима в нашей жизни не только конкретному человеку, но и обществу в целом. Без нее в мире наступит произвол, и люди сами себя уничтожат. Как только в обществе пропадают извечные ценности и забываются привычные нормы поведения, начинается его постепенная деградация. Процветает воровство, разврат, безнаказанность. А если к власти приходят безнравственные люди, ситуация усугубляется еще больше.

Таким образом, качество жизни человечества напрямую зависит от того, насколько оно нравственно. Лишь в обществе, где уважаются и соблюдаются основные моральные принципы, люди могут почувствовать себя защищенными и счастливыми.

Традиционно понятие «нравственность» отождествляют с моралью. Во многих случаях эти слова используются как синонимы, и большинство людей не видит между ними принципиальной разницы.

Мораль представляет собой определенные принципы и стандарты поведения людей в различных ситуациях, выработанные социумом. Иначе говоря, она является общественной точкой зрения. Если человек следует установленным правилам, его можно назвать моральным, если же игнорирует, его поведение является аморальным.

Что такое нравственность? Определение этого слова отличается от морали тем, что относится не к обществу в целом, а к каждому конкретному человеку. Нравственность – довольно субъективное понятие. То, что является нормой для одних, недопустимо для других. Человека можно назвать нравственным либо безнравственным, основываясь только на своем личном мнении.

Современная нравственность и религия

Всем известно, что любая религия призывает человека к добродетели и почитанию основных нравственных ценностей. Однако современное общество ставит во главе всего свободы и права человека. В связи с этим некоторые божьи заповеди утратили свою актуальность. Так, к примеру, мало кто может посвятить один день в неделю служению Господу из-за насыщенного графика и быстрого ритма жизни. А заповедь «не прелюбодействуй» для многих является ограничением свободы построения личных отношений.

В силе остаются классические нравственные принципы, касающиеся ценности человеческой жизни и имущества, помощи и сострадания ближним, осуждения лжи и зависти. Причем теперь часть из них регламентируется законом и уже не может быть оправдана якобы благими намерениями, например, борьбой с иноверцами.

Современное общество имеет и свои нравственные ценности, которые не обозначены в традиционных религиях. Сюда можно отнести необходимость постоянного саморазвития и самосовершенствования, целеустремленность и энергичность, желание добиваться успехов и жить в достатке. Современные люди осуждают насилие во всех его проявлениях, нетерпимость и жестокость. Они уважают права человека и его желание жить так, как он считает необходимым. Современная нравственность делает упор на самосовершенствование человека, преобразование и развитие всего общества в целом.

Проблема нравственности молодежи

Многие люди говорят о том, что современное общество уже начало морально разлагаться. Действительно, в нашей стране процветает преступность, алкоголизм и наркомания. Молодежь не задумывается над тем, что такое нравственность. Определение этого слова для них совершенно чуждо.

Очень часто современные люди ставят во главе всего такие ценности, как получение удовольствия, праздная жизнь и веселье. При этом они совершенно забывают о нравственности, руководствуясь лишь своими эгоистичными потребностями.

Современная молодежь совершенно утратила такие качества личности, как патриотизм и духовность. Для них нравственность – это то, что может помешать свободе, ограничить ее. Зачастую люди готовы совершить любое деяние ради достижения своих целей, совершенно не задумываясь о последствиях для других.

Таким образом, на сегодняшний день в нашей стране очень остро стоит проблема нравственности молодежи. Для ее решения потребуется не одно десятилетие и масса усилий со стороны правительства.

Нравственность — система приоритетов в наборе жизненных ценностей Человека, которая выражается в его поведении, оценках и суждениях. Является следствием дарованной Богом способности различения Добра и Зла, пути Божьего Промысла на основе Со-вести. Нравственность — это совокупность внутренних правил индивида, которые определяют порядок работы психики личности и управляют в ней обработкой всех информационных потоков. Функционально нравственность в психике личности аналогична операторам условного перехода в компьютерных программах.

Развёрнутое определение [ править ]

Нравственность начинается с осознания, обуздания и искоренения СОБСТВЕННОЙ гордыни; с воспитания открытости своей души к восприятию без гнева и взрыва эмоций чужого мнения, даже обидного и просто оскорбительного. Об этом уже более 2000 лет твердят миру святые подвижники всех Церквей (Однако из осознания без гнева не следует выводить необходимость смирится перед тем, что осознанно как агрессия).

Если бы хотя бы один Человек изменил свою реальную нравственность и выразил бы её в своих намерениях, в мечтах, во внешне водимом поведении, то история свершилась бы иначе; она была бы менее бедственна, если бы люди сами искали праведности и лада с Богом.

Программный анализ [ править ]

Нравственность – Нрав – Норов

Предположительно, «Нравственность» – это изменённое слово от «Норовистость», т.е. животная часть в нашей психики.

Слово было введено специально чтобы исказить матрицу образов и работает оно именно искажая и добавляя «животность» в наши действия и мысли. Попытки придания этому слову смысла описанного выше не меняют програмного модуля этого слова.

Не рекомендуется к использованию, поскольку к человечному строю психики не имеет никакого отношения, т.к. описывает часть животного строя психики.

Рекомендуемые к замене слова: Этичность (Этика), Совесть, Интуиция, Ответственность, Человечность, Праведность, Лад и другие, смысл которых соответствует программному значению.

Нравственность: система запретов или путеводная звезда?

Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра. Нравственное — то, что в своих действиях человеком видится не просто как допустимое, а доброе и благое. Безнравственное — нехорошее, недопустимое, вредное, этически безобразное и недостойное человека.

Детям нравственность не свойственна: понятие «добро» для них бывает сильно расплывчато, и смотреть на свое поведение с какой-либо точки зрения им не интересно. Дети чаще живут с позиции «нравится» — «не нравится», и далеко не все, взрослея, становятся нравственными людьми.

Человек этичный относится к нравственности, как к путеводной звезде: все наши земные повороты имеют смысл лишь постольку, поскольку мы идем верным путем. Нравственный смысл любого слова и поступка – первое, о чем думает такой человек, чем он руководствуется вне зависимости от того, смотрит кто-либо на него или нет.

Но среди обычных – этичных людей не много.

Много ли среди нас людей, которым это интересно, которые выбирают быть порядочными? Вынуждены огорчить: в России сегодня их меньше, чем в других европейских странах. Смотри Нравственное состояние современного российского общества

Обычные люди относятся к нравственности, как к забору: пусть будет, пока не мешает. Сами вспоминаем о нравственности, когда кто-то нарушает наши границы, и вполне готовы перелезть через забор, когда очень нужно или хочется, а никто не видит. Не каждый взрослый человек — человек нравственный, в зависимости от своей осознанности и развитости позиций восприятия человек смотрит на свое поведение с разной нравственной глубиной. При малой осознанности человек может делать дурные дела и не считать себя безнравственным ровно потому, что не видит или не задумывается о том, что он делает↑. Человек с шаблонным мышлением вместо постоянных поисков и примерок «это добро или нет?» бездумно принимает расхожие формулы иногда не самого высокого качества.

Что «нравственно», а что нет — определиться бывает очень непросто. Давать в долг — нравственно или безнравственно? Доброе дело или нет? Секс до брака — допустимо или безнравственно? Может ли мужчина иметь четыре жены? В разных культурах и в разное время эти вопросы решаются очень по-разному.

Первая позиция восприятия подсказывает человеку формулы нравственности типа: «Добро — это то, что хорошо для меня. А все, что против меня — безнравственно».

Взгляд бушмена: «Если увел коров я — это добро. Если увели коров у меня — это зло».

Чем более развиты у человека позиции восприятия, тем больше человек в своей нравственности думает о добре для других. В качестве общей формулы можно принять следующее: «Нравственно то, что делает человека здоровым и счастливым, не причиняя существенного вреда другим. А то, что лишает человека счастья и идет во вред его здоровью — безнравственно».

Не забывайте о других людях. Например, если ваше поведение касается не только вас, то нужно учитывать и интересы партнера. Если происходящее касается не только пары, то нужно учитывать и интересы окружающих. Ваша свобода кончается там, где начинается жизнь другого человека. «Свобода моего кулака кончается перед носом другого человека».

Очень непросты конфликты, когда индивидуальная свобода сталкивается с консервативными взглядами окружающих. Откровенные, долгие и прочувственные поцелуи любящей пары в вагоне метро для них кажутся их свободным правом, но для сидящей с ними рядом пожилой одинокой женщины представляется дикой распущенностью. Кажется, в этих конфликтах нужна обоюдная корректность. Пусть люди воспитаны на ваш взгляд дико, но бить по их нравственным (моральным) чувствам своей свободой (в их восприятии — распущенностью) — не надо. Но также никому не надо называть непристойным, безнравственным все то, что выходит за ваши привычные и жесткие рамки, безнравственно в этом случае проявлять агрессивность и клеить оскорбительные ярлыки.

Нравственности противостоит не столько прагматизм, сколько недалекость. Прагматик может быть человеком высокой нравственности, если он осознает, что это выгодно ему хотя бы с точки зрения перспектив. Прагматик-руководитель может насаждать нравственность, если видит, что она с течением времени дает повышение прибыли. Если же прагматик не привык и не умеет смотреть далеко, он бывает порядочным только в зоне наблюдений полицейского или по привычке.

Что такое нравственность?

Нередко нравственность трактуется как синоним морали, но со времени Гегеля принято различать мораль (нем. Moralität, англ. moral, morality) и нравственность (нем. Sittlichkeit, англ. morals, virtues). Согласно разделению этих понятий, нравственность является внутренней установкой человека — в отличие отморали, которая (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению человека.

Иначе говоря, нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.

Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению — хорошо или плохо поступил человек.

Правило, имеющее общий характер, т. е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Норма — это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.

Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. Для каждой такой области (профессиональные, межнациональные отношения и др.) есть свое исходное начало, которому подчинены нормы, — нравственные принципы. Так, например, нормы отношений в какой-либо профессиональной среде, отношения между представителями разных национальностей регулируются нравственными принципами взаимоуважения, интернационализма и др.

Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т. е. охватывающие не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями. В их числе такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и др.

Воспринимая требования морали как правила жизни, общество вырабатывает понятие нравственного идеала, т. е. образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым.

Моральные нормы, причины, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащими к определенной социальной группе и выступают как форма общественного нравственного сознания.

В чем состоит смысл нравственного воспитания?

Смысл нравственного воспитания состоит в том чтобы, включаясь в разнообразные по форме и содержанию виды деятельности и отношений, человек формировал в себе нравственную культуру.

Как вышеописанные виды культуры, нравственная культура имеет в своей основе:

– нравственное сознание, включающее в себя нравственные знания и представления о нравственных нормах правилах, категориях, принципах;

– нравственное мышление, то есть возможность и способность мыслить, опираясь на нравственные знания и руководствуясь нравственными принципами;

– нравственные чувства, в основе которых любовь к Богу и любовь к ближнему, к миру и самому себе,

– нравственные качества личности, в основе которых совесть, то есть способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков целостно на основе разума и чувств;

– опыт нравственного поведения, проявляющийся в способности и потребности совершать действия, руководствуясь нравственным сознанием и нравственными чувствами.

Каковы педагогические и социальные факторы, влияющие на формирование нравственной культуры личности?

1. В воспитании нравственности в образовательном процессе особо велика роль личности воспитателя, выступающего реальным носителем нравственного сознания, нравственных чувств и совершающего нравственные поступки.

2. Наряду с личностью педагога существенную роль играет нравственное просвещение, происходящее на основе изучения основ этики;

3. Большую роль в нравственном просвещении и воспитании чувств играют гуманитарные учебные дисциплины, прежде всего, литература и история, а также некоторые естественные дисциплины, например, экология, особенно ее социальный аспект.

4.Образовательный процесс школы, колледжа, вуза позволяет активно включать учащихся и студентов в разнообразные виды гуманистически ориентированной деятельности, проявляющейся в реальной помощи людям, которые в ней нуждаются. Чем разнообразнее и неформальнее эта деятельность, тем больший опыт приобретают учащиеся. У них постепенно формируется привычка и потребность совершать поступки в соответствии с моральными нормами и руководствуясь нравственными чувствами.

5.Существенную роль в воспитании нравственности играет также социальный контроль, проявляющийся в общественном мнении, оценивающем те или иные действия отдельного человека или группы лиц с моральных позиций. Принципиальная позиция коллектива, непримиримое отношение к нарушению моральных норм – сильный и эффективный регулятор индивидуального поведения тех лиц. чья нравственная культура еще недостаточно сформировалась. То же самое можно сказать и о позиции отдельных лиц (педагогов, друзей и др.) чье мнение значимо для человека.

На основе нравственной культуры формируется определенная мировоззренческая позиция и направленность личности, получившая название гуманности, то есть в отношении к человеку и человечеству в целом как к высшей ценности.

В чем сущность гуманистического мировоззрения и гуманности как качества личности?

Гуманистическое мировоззрение это обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде; оно строится вокруг одного центра — человека

(как безусловной и высшей ценности)

Гуманность определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи.

Тема любви в христианстве

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Нравственность — Нравственность термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда этики[1]. В более узком значении нравственность это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной… … Википедия

НРАВСТВЕННОСТЬ — термин, употребляемый, как правило, синонимично термину «мораль», реже «этика». Так же как «этика» в греч., «мораль» в лат., «Sittlichkeit» в нем. яз., рус. слово «Н.» этимологически восходит к слову «нрав» (характер). В языках, где употребля … Философская энциклопедия

нравственность — упадок нравственности.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. нравственность мораль, этика; моральный кодекс, этические нормы, честность, целомудрие, педагогичность,… … Словарь синонимов

НРАВСТВЕННОСТЬ — НРАВСТВЕННОСТЬ, нравственности, мн. нет, жен. (книжн.). 1. Совокупность норм, определяющих поведение человека. «В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укреплепие и завершение коммунизма.» Ленин. 2. Самое поведение человека.… … Толковый словарь Ушакова

Нравственность — ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде. В широком смысле слова нравственность особая форма общественного сознания и вид… … Официальная терминология

НРАВСТВЕННОСТЬ — см. Мораль … Большой Энциклопедический словарь

НРАВСТВЕННОСТЬ — НРАВСТВЕННОСТЬ, и, жен. Внутренние, духовные качества, к рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности. | прил. нравственный, ая, ое. Н. кодекс человека.… … Толковый словарь Ожегова

Нравственность — см. Этика (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов

НРАВСТВЕННОСТЬ — см. МОРАЛЬ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

нравственность — регулирующая функция человеческого поведения. Согласно З. Фрейду, ее сущность сводится к ограничению влечений. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

Нравственность — система ценностей и предписаний, предназначенная для регулирования действий человека; вырабатывается обществом и отражает интересы общества, то есть других людей; попытки государства внедрить в общество нравственность, оптимизированную под… … Мир Лема — словарь и путеводитель

НРАВСТВЕННОСТЬ

Найдено 11 определений термина НРАВСТВЕННОСТЬ

нормы и правила поведения какой-либо социальной общности (группы) людей, выражающие представления о морали (праве).

Н., в зависимости от специфики оснований существования социальной общности (группы), в большей или меньшей степени деформирует мораль, вступает в противоречие с ней (мужская и женская нравственность, молодежная, врачебная, педагогическая и т.п.), в своем действии опирается на общественное мнение.

НРАВСТВЕННОСТЬ

см. Мораль, Нравственное сознание, Нравственная деятельность, Нравственные отношения.

внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами и полученные в результате нравственных наставлений, нравоучений.

НРАВСТВЕННОСТЬ

категория этики, обозначающая особую форму общественного сознания и вид общественных отношений, цель которых – сформировать способы нормативной регуляции поведения и действий людей в обществе с помощью норм, принципов, категорий морали.

образ жизни в соответствии с Духовной Этикой. Нравственность – это то, что считается правильным и неправильным с высших позиций, выше которых не только в человеческом представлении нет ничего, но и в Природе, с позиций Бог есть Любовь. Это высшие оценки деяний Человека и Жизни, до которых, как Человек думает, он добрался в своем сознании.

НРАВСТВЕННОСТЬ

один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса; мораль. Заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом. Добровольность и самодеятельность согласования отличают всякое явление нравственности. Нравственное чувство является, по Канту, «некоторой ощущаемой зависимостью частной воли от общей». Сущность нравственности является предметом этики.

НРАВСТВЕННОСТЬ

практическое выражение морали в поступках и нравах, поэтому употребляется и как синоним морали. Основой нравственности является добрая воля, то есть свободное волеизъявление поступать так или иначе: согласуя свое поведение с нормами морали, с нормами человеческого общежития, считаясь со свободой, интересами и чувствами других людей, или игнорировать их. Исходный принцип – нравственный закон, его формулировки: 1) поступай так, чтобы максима твоей воли стала всеобщей нормой; 2) поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали по отношению к тебе; 3) поступай так, чтобы видеть в другом человеке всегда цель, и никогда не принимать и не использовать его как средство.

совокупность моральных норм и правил, регулирующих отношения и поведение людей в обществе. Часто используется как синоним понятия «мораль», но имеет свою специфику. Главное различие этих понятий основано на противопоставлении того, что должно быть, к чему человек должен стремиться (мир должного), и теми практическими нравами, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни (мир сущего). При таком подходе под моралью понимают специфическую сферу культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие принципы, идеалы и ценности, регулирующие поведение и сознание человека. В понятие нравственность вкладывается более «приземленное», «живое» значение, включающее нормы реального практического поведения людей, при котором строгость высоких моральных принципов значительно смягчена. В современной биоэтике формулируются этические принципы, обеспечивающие регулирование поведения специалистов в различных областях их профессиональной деятельности и формирование нравственной оценки бурно развивающихся биомедицинских исследований.

НРАВСТВЕННОСТЬ

термин, употребляющийся в живом языке и в специальной литературе чаще всего как синоним морали, реже — этики. Так же как греческое слово этос, латинское moralis (от mos, мн. ч. mores), немецкое «Sittlichkeit», русское слово «нравственность» этимологически восходит к слову «нрав» (характер) и лексически закреплено в «Словаре Академии Российской» (1793). Концептуальное различие между моралью и нравственностью проводил Гегель в «Философии права» (1821), где нравственность представлена как завершающий этап развития объективного духа, следующий за абстрактным правом и моралью. Абстрактное право — это сфера частной собственности, формальной свободы единичной для себя сущей воли и абстрактного добра; мораль — это сфера реальной свободы, в которой субъективная воля полагает себя так же, как и объективная воля, свободная не только в себе, но и для себя, как рефлексия самосознания к добру, как совесть; нравственность — это сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием, это — «в себе и для себя сущие законы и учреждения» («Философия права», § 144). Непосредственными проявлениями нравственности являются, по Гегелю, семья, гражданское общество и государство.

НРАВСТВЕННОСТЬ

определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы. Разрушение Н. приводит к распаду, дезинтеграции общества, к катастрофе; смена Н. приводит к изменению социальных отношений. Общество защищает сложившуюся Н. через социальные интеграторы, посредством различного рода социальных институтов, через защиту ценностей культуры. Отсутствие или слабость этих механизмов лишает общество возможности защищать Н. от отдаленных и скрытых угроз, что делает ее уязвимой для неожиданных опасностей дезорганизации, нравственного распада. Это делает общество нравственно и организационно дезорганизованным. Н. включает возможность разнообразия нравственных Идеалов, связанных с различными вариантами единства интеграции общества.

тех культурах, где формирование нравственного основания переживает длительный кризис, где оно отягощено расколом, нравственный аспект культуры находится в постоянном возбуждении.

В любой культуре нравственность выступает как дуальная оппозиция, например, как соборный — авторитарный, как традиционный, — либеральный идеалы и т. д. Переходы от одного полюса оппозиции к другому могут осуществляться через инверсию, т. е. через логически моментальный, взрывообразный переход от одного полюса к другому, или через медиацию, т.

е. медленную творческую наработку качественно нового нравственного содержания, новых дуальных оппозиций. Соотношение между инверсией и медиацией на каждом этапе оказывает исключительно большое влияние на формирование Н., ее содержание, Толчок к смене идеалов идет от роста дискомфортного состояния.

НРАВСТВЕННОСТЬ

Найдено схем по теме НРАВСТВЕННОСТЬ — 0

Найдено научныех статей по теме НРАВСТВЕННОСТЬ — 0

Найдено книг по теме НРАВСТВЕННОСТЬ — 0

Найдено презентаций по теме НРАВСТВЕННОСТЬ — 0

Найдено рефератов по теме НРАВСТВЕННОСТЬ — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять