На протяжении долгих лет психологический комфорт детей оставался без внимания взрослых. Психологи пришли к мнению, что многие соматические заболевания у взрослых связаны с неправильным психологическим воспитанием. Невнимание родителей, издевательства сверстников, неумение общаться – все это делает малыша неуверенным в себе, порождает множество страхов и фобий, вызывает отвращение к людям, снижение внимания, ухудшение работы мозговых центров, разрушение неустановившейся психики.
Коррекция детских страхов – это целый комплекс мероприятий по воспитанию счастливой, развитой личности.
Как же провести лечение страхов у дошкольников, и возможно ли полностью побороть страх?
Страхи у детей дошкольного возраста возникают вследствие негативного психологического воздействия взрослых (родителей, воспитателей в детсаду, бабушек, дедушек, няни) или же самовнушения. Не стоит оставлять без внимания невротические расстройства, иначе в сознательном возрасте могут возникнуть более серьезные последствия. Вне зависимости от причины возникновения страха или фобии родители должны серьезно относиться к психологическому здоровью детей и активно помогать преодолеть страх. Следует понимать, что их видение мира и мышление значительно отличается от взрослого мировоззрения. Очень часто детская фантазия оживляет невоодушевленные предметы.
Главные причины страхов у детей дошкольного и школьного возраста:
- перенесенные травмирующие психику ситуации (укус собаки, пчелы, падение и т. д);
- психологическое давление со стороны взрослых относительно падений, убийств, несчастных случаев;
- увиденный в детстве несчастный случай или участие в нем;
- семейные конфликты;
- неумение общаться и постоять за себя, издевки со стороны сверстников.
Чтобы помочь детям побороть свой страх, нужно найти причину беспокойного поведения.
Очень часто такой причиной становится досрочный выход мамы на работу. Длительное кормление грудью (3-5 лет) также приводит к психологическим расстройствам, нарушает речь. На психологическое состояние влияют все стрессы или конфликты, перенесенные мамой во время беременности.
Работа с проблемой
Лечение страхов у детей представляет собой работу по исследованию и устранению фобических расстройств. Детские страхи – это иерархическая система разных по происхождению, интенсивности переживаний, определяющихся личными особенностями восприятия, приобретенным опытом, установками, принятыми в социальной группе, и обобщенными закономерностями полового и психомоторного развития. Работа с детскими страхами предполагает четкое определение переживаний, которые считаются нормой и патологическими отклонениями. Невозможно найти детей, которые ничего не боится, но для некоторых боязнь может превратиться в навязчивую идею, которая значительно снижает качество жизни и вызывает такие негативные проявления:
- тахикардия;
- одышка;
- головные боли;
- нарушения работы ЖКТ;
- панические атаки;
- истеричность;
- снижение концентрации, ухудшение восприятия;
- эпилептические припадки и др.
Отечественные и зарубежные психологи выделяют 29 разновидностей детских страхов, испытываемых детьми с младенческого возраста до 16-18 лет. Кризисный период 7 лет. Характерными страхами для этой возрастной группы является страх смерти собственной или близких людей, одиночества, нападения, опоздания в учебное заведение.
В связи с особенностями формирования детской психики остро стоит проблема решения неприятности диагностики неврозов у детей младшего дошкольного и школьного возраста.
Опыты показали, что большая часть детей страдает от тревожности. Все это происходит вследствие неадаптированности детей к сравнительно взрослой жизни.
Нежелание идти школу
Проще всего бороться с детским страхом у дошкольников 3-5 лет. Ночные страхи у детей этого возраста чаще всего спровоцированы развитой фантазией, которая оживляет в темноте различные предметы, делая из них монстров. Преодоление фобий начинается с разъяснения ситуации и работы по адаптации к стрессору. Если это боязнь собак, можно попробовать завести щенка.
В комнате повесьте ночник. Перед сном давайте малышу теплое молоко, купайте в расслабляющей ванне с морской солью и аромамаслами. Лучше всего на нервную систему действуют такие аромамасла:
Посоветовавшись с врачом, можно пропить курс витаминов Неуробекс или Мультитабс. Они способствуют укреплению нервных клеток, улучшают мозговую деятельность.
Еще одним распространенным страхом является страх детского сада. По возможности лучше дождаться 3 лет, когда малыш будет более сознательным и сможет рассказывать о происходящих событиях. Не настраивайте заранее на негатив. Расскажите ему о том, как интересно знакомиться и общаться со сверстниками, помогите ему преодолеть страхи общения. В любом детсаду есть психолог, не стесняйтесь просить помощи в работе по адаптации.
Методы коррекционной работы
Чтобы помочь победить страх и научить ребенка преодолевать трудности, следует разобраться в концепции модели психологически здорового человека.
- Полное принятие собственного «Я» и окружающих.
- Полное владение рефлексией для познания себя.
- Стремление к саморазвитию, улучшению, росту над собой.
На сегодняшний день остро стоит проблема зависимости между нарушениями со стороны неврологии и восприятием учебного материала, психомоторным развитием. К нарушениям психологического состояния у детей относят повышенную двигательную активность, нарушение внимания, агрессивность, утомляемость. Психологическое здоровье необходимо и в настоящем, и в будущем.
- Детские страхи и их коррекция у детей дошкольного и школьного возраста рассмотрим ниже.
- Повышение самооценки – адаптация к социуму, преодоление страха общения, принятие себя.
- Избавление от страха – стимуляция стрессоустойчивости, обучение релаксации, формирование мировоззрения, обучение реальному восприятию окружающей среды и людей.
- Работа с коммуникативными страхами у детей –методики по снижению суетливости, скованности, развитие навыков сотрудничества с окружающими, развитие слуховой и зрительной памяти, обучение без стеснения задавать вопросы и самовыражаться.
Структура работы
Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста проводится по 3 направлениям.
Чтобы победить детские страхи, необходимо структурировать работу. Для их преодоления используется релаксационная методика, позволяющая научить детей контролировать свой организм, дыхание. Для этого используется упражнение «драка»: быстрые ритмичные вдохи и выдохи. Улучшить контроль позволяет надувание воздушных шаров.
Следующим этапом являются игры, способствующие снятию стресса, желательна работа в парах.
С педагогами и воспитателями
Побороть детские страхи можно только при обобщенной работе педагогов и опекунов. Педагоги должны понимать, как сильно влияет развитие страхов и тревожности на дальнейшую жизнь. Важно, чтобы педагоги учитывали особенности и патологии в развитии детей в обучаемой группе. У многих детей во время процесса обучения потеют руки. Такая патология далеко не всегда связана с нервным расстройством, может быть спровоцирована заболеванием внутренних органов или вегето-сосудистой системы. Еще не установившаяся психика может сыграть злую шутку и спровоцировать замкнутость, нежелание посещать учебное заведение, боязнь сделать ошибку и быть высмеянным на глазах у коллектива.
С родителями
Побороть неуверенность в себе могут помочь родители. Важно помнить об уважительном отношении к детям. Если ему хочется вам помочь помыть посуду, поставьте для него миску с водой или наладьте конвейер взаимодействия: мама моет, а ребенок вытирает и складывает. Научите дисциплине, постарайтесь разработать режим дня и распределить важные дела и этапы отдыха равномерно.
Чтобы избавить детей от страхов, важно понимать тип восприятия окружающего мира. Есть дети, которые самостоятельно обучаются, есть те, кому все нужно рассказывать в игровой форме, существует также группа детей, на которых нужно оказывать мягкое давление, чтобы они занимались обучением.
Важно показать, что его любят и ценят таким, какой он есть. Поощряйте достижения, но не акцентируйте слишком много внимания на них.
Важно сохранять самообладание в любой ситуации.
Медикаментозное и психологическое лечение
Таблетки от страха прописывают довольно редко. Это поддерживающие препараты и витамины. Они способствуют укреплению нервной системы. Медикаментозное лечение носит второстепенное значение. Чаще транквилизаторы используются для успокоения гиперактивных детей, но они всего лишь снимают симптоматику и не помогут преодолеть страхи в общении или устранить боязнь темноты. Целесообразно назначить прием лекарственных настоев на ночь. С седативными препаратами в детском лечении следует обращаться очень осторожно и принимать в крайних случаях, они влияют на психомоторное развитие.
Методы коррекции страхов предполагают различные комплексные меры, в том числе и работу с психологом. Если вы заметили, что ребенок отказывается ходить в школу, стал раздражительным, замкнулся в себе, стоит задуматься над посещением специалиста. Индивидуальная работа психолога с детьми 7-8 лет включает также общение с людьми, проживающими вместе с ним. Увидев целостную картину, врач сможет предложить адекватное решение проблемы.
Заключение
Коррекция страхов у детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста – это комплексная работа педагогов, родителей и психологов. Профилактика и коррекция детской тревожности и страхов предполагает обучение малышей релаксационным техникам, правильному восприятию себя в обществе и самого общества, его правил и устоев. Убрать страхи поможет доверительная беседа с родителями, коррекция эмоциональной обстановки дома, формирование правильного мировоззрения, обесцвечивание или полное отрицание существующих страхов.
Детские страхи: причины возникновения и методы коррекции
С каждым днем ребенок взрослеет, у него появляются новые достижения, чувства, эмоции. Малыши, аналогично взрослым, периодически испытывают тревогу, беспокойство, страх. Детские страхи имеют более интенсивное проявление, чем у взрослых. Крохи многого не знают и поэтому переживают, намного острее.
Если ребенок говорит о своем страхе, выслушайте его, не насмехайтесь, помогите малышу избавиться от своих переживаний. Далее рассмотрим более детально, что же такое детский страх, каковы его причины и виды, как его побороть.
Что такое детский страх?
Страх – это негативная эмоция, возникающая в ответ на определенную угрозу. Спецификой детских страхов является то, что, как правило, реальной угрозы нет. Это вызвано особенностями детского воображения. Детские фобии (страхи) – это следствие влияния окружения. К примеру, бурное обсуждение взрослых в присутствии детей каких-либо негативных явлений.
Просмотр фильмов ужасов вызывают ночные страхи у детей. Иногда родители думают, что малыш занимается своей игрой и не замечает, что происходит на экране телевизора. Но в реальности ребенок впитывает в себя всю информацию, которую не всегда может отличить от вымысла. Вследствие этого возникают детские ночные страхи.
Почему ребенок испытывает страх?
Каждый человек, хотя бы раз в жизни пережил чувство страха. Данное чувство вызывают угрожающие факторы. Причины детских страхов могут быть следующими:
Классификация детских страхов
Детские страхи имеют определенные особенности проявления, присущую им силу и причины появления, длительность. На основе этих факторов выделают следующую классификацию:
- Сверхценные страхи вызваны фантазией ребенка. Этот вид страхов самый распространенный. Малышу может казаться, что в темноте полно монстров и чудовищ. Кроха начинает опасаться за жизнь родителей.
- Навязчивые страхи связаны с определенной жизненной ситуацией. К примеру, ребенок однажды застрял в лифте и теперь боится в него заходить.
- Бредовые (необъяснимые) страхи. Причина таких страхов понять трудно. Их наличие указывает на проблемы с психикой у малыша. Например, ребенок может бояться рисовать карандашами или надевать определенную одежду. Не паникуйте, если заметили такой страх, попробуйте разобраться, в чем же причина. Возможно, однажды во время рисования карандашом ребенок упал со стула и больно ударился.
Распространенные детские страхи
Страхи у детей имеют определенную причину и разное проявление. Рассмотрим самые распространенные виды детских страхов.
Страх одиночества
Ребенку страшно оставаться одному. Он боится расставания с близкими. В большинстве случаев такой страх возникает при сильной привязанности к родителям, недостатке любви и внимания в неполной семье. Страх одиночества носит патологический характер, если надолго затягивается и не проходит до определенного возраста. Обычно дети в 6 лет уже могут ненадолго оставаться одни дома.
Страх смерти
В 5-6 летнем возрасте ребенок начинает бояться смерти. Это может быть связано с пережитой потерей животного или родного человека.
Страх смерти родителей
Когда ребенок испытывает данный вид страха, у него проявляется нарушение сна. Наблюдается заторможенность или чрезмерная активность.
Страх темноты
Чаще всего возникает у детей 3-6 лет. Может быть связан с полученной психологической травмой (потеря близкого родственника, развод родителей, тяжелая болезнь) или неумением ребенка отличать реальность и вымысел.
Ночные страхи у детей
Детские ночные страхи провоцируют пережитые за день неприятные события и отрицательные эмоции. Эти страхи возникают в первой половине ночи. Ребенок вскакивает с кровати, начинает кричать, плакать, звать на помощь. При этом не стоит будить кроху, лучший способ – это обнять малыша и через 5-15 минут он успокоится и снова уснет. Наутро ребенок обычно ничего не помнит и ведет себя как прежде.
Страх кошмарных снов
Причиной таких страхов являются болезни или сильные стрессы. Кошмары обычно возникают во второй половине ночи в фазе глубокого сна. Они сопровождаются яркими, ужасающими снами. Ребенок резко просыпается и боится уснуть. Очень часто требуется обращение к специалисту.
Страх лечения у стоматолога (дентофобия)
Такой страх распространенный среди детей дошкольного возраста. Возникает вследствие неудачного посещения стоматолога, боязни боли, страха неизвестного, недоверия врачу.
Страх сказочных персонажей
Дети могут бояться сказочных или мультипликационных героев. Родители, собственным поведением, могут вызвать страх сказочного персонажа. Например, строгая мама ассоциируется с Бабой Ягой.
Страх заболеть
Страх тесно связан со страхом смерти. Причин: внушение взрослыми страха болезней, от которых можно умереть (по словам взрослых).
Страхи войн, катастроф, нападений
Данный вид страх часто испытывают мальчики.
Страхи уколов, боли и врачей
Встречаются у дошкольников, реже – у младших школьников.
Страх наказания
Чаще всего такому страху подвергаются дети, которые никаких телесных наказаний не несут.
Страх опоздать
Ребенок нервничает, что может не успеть в нужное место и случится какое-то несчастье.
Страхи у детей дошкольного возраста
Для каждого возраста является нормой появление определенного вида страха. Если ребенок развивается нормально, то вскоре страх исчезает.
Давайте посмотрим чего же бояться дети в дошкольный период.
- В возрасте 3–5 лет ребенок осознает, что жизнь закончится и это ведет к появлению страха смерти. Этот возрастной период могут сопровождать ночные кошмары, страх нападения грабителей, стихийных бедствий, пожара, болезни и операции, укуса ядовитых насекомых, змей.
- Боязнь потеряться преследует детей 6-7 лет. Появляется страх сказочных персонажей (монстров, чудищ, призраков), одиночества, страх физического насилия. Возникает страх, связанный с поступлением в школу. Для ребенка это новый период жизни, поэтому возникает беспокойство.
Диагностика детских страхов
Как понять испытывает ли ваш ребенок страх? Понаблюдайте за своим малышом. Если вы заметите за крохой нервозность, капризность, беспокойный сон или некоторые привычки (постоянно что-то теребит в руках, кусает губы), значит, малыша что-то тревожит. В таком случае следует обратиться к специалисту, который проведет коррекционную работу детских страхов.
Диагностика детских страхов имеет цель выявить их причину. Для диагностирования применяются знакомые детям виды деятельности:
- Рисование. Ребенку предлагается нарисовать рисунок на заданную или произвольную тему. Далее рисунок расшифровывается соответственно определенным критериям. Обращают внимание на цвета, преобладающие в рисунке, особенности тематики, как расположены фигуры. Для ребенка постарше практикуется рисование беспокоящего страха. Потом рисунок можно порвать или сжечь.
- Сочинение сказки можно предложить ребенку от 5 лет. Предложите ребенку придумать сказку о страхе или закончить историю на самом страшном месте. Помогите ребенку сочинять. Очень важно, чтобы окончание было положительным.
- Лепка. Эта деятельность идентична рисованию. Подходит для деток, которые не любят, не умеют или не хотят рисовать.
- Откровенная беседа. Дети старше 4 лет способны выражать мыли. Воспользуйтесь этим и поговорите с малышом по душам. Продумайте вопросы заранее, чтобы они были понятны крохе, но не заостряйте внимания на волнующих ребенка моментах. Узнайте у крохи, боится ли он каких-то определенных предметов, снятся ли ему страшные сны, боится ли он слушать сказки. Главное морально поддерживайте малыша, положительно настраивайте.
Коррекция детских страхов
После того, как природа детского страха стала понятной, приступают к лечению и коррекции. Психологи успешно искореняют детские страхи. Для их преодоления используются определенные методы психологической коррекции.
На выбор конкретной методики работы с детскими страхами влияет возраст ребенка.
- Арт-терапия помогает скорректировать многие детские страхи. Рисование страха имеет смысл применять, когда он был порожден воображением, а также давних страхов, которые были вызваны пережитой отрицательной ситуацией. Предложите ребенку нарисовать то, что его пугает. Затем поговорите об этом рисунке.
- Сказкотерапия. Эта методика предполагает чтение ребенку специальных сказок. Они подаются таким образом, чтобы кроха чувствовал себя храбрым.
- Игротерапия. Игра – эффективный способ борьбы со страхами. Во время игры дети становятся раскованней, они увлечены игрой и тогда страх становится не так ярко выраженным и с ним легче бороться.
Как предотвратить страхи у ребенка: рекомендации родителям
Каждый из нас чего-то боится. Будьте внимательны к своему ребенку. Многие детские страхи можно предотвратить, чтобы в будущем малыш не сталкивался с более серьезными проблемами.
- Никогда не насмехайтесь с того, чего малыш боится. Для вас это может казаться пустяком, а для него это серьезная проблема.
- Ни в коем случае не пугайте ребенка врачами, чужими тетями и дядями, полицейскими, сказочными персонажами. Ведь ребенок все воспринимает всерьез.
- Обязательно уделяйте малышу время, не смотря на усталость и огромное количество работы, иначе кроха будет ощущать себя ненужным. Ребенок должен чувствовать вашу защиту и любовь.
- Разрешите ребенку немного пошуметь, побегать, покричать. Таким образом, ребенок выплеснет накопившуюся негативную энергию.
- Дайте малышу возможность общаться со сверстниками, не ограничивайте его в этом.
Помните, что страхи возникают очень быстро, но вот борьба с ними займет немало времени и сил. Часто возникают ситуации, когда возникновение боязни можно было избежать, если бы родители знали как повести себя в определенной ситуации.
Если вы все же заметили, что ребенок испытывает страх, обратитесь к специалисту незамедлительно и вскоре ваш малыш избавиться от детского страха.
Какие бывают детские страхи
Дошкольный возраст очень насыщен различными страхами. На сегодняшний день известно более 30 видов страхов. Психологи делят страхи на несколько видов:
1. Возрастные страхи.
Каждому возрасту ребенка присущи определенные страхи. Эти страхи считаются нормальными, т.к. со временем они проходят без следа. Более того, возрастные страхи нужны для развития личности ребенка, они формируют характер и способствуют социализации.
Какие именно страхи присущи тому или иному возрасту ребенка? Давайте рассмотрим подробно.
От рождения до 2 лет: страх громких звуков и резких движений, страх по поводу долгого отсутствия матери, страх одиночества, страх чужих людей, страх высоты, страх незнакомой обстановки.
От 2 до 3 лет: страх перед болью и теми, кто может причинить эту боль, страх наказания, страх отвержения со стороны родителей, страх темноты, страх одиночества, страх незнакомой обстановки, страх больших непонятных объектов, страх перед незнакомыми ровесниками.
От 3 до 5 лет: страх темноты, страх одиночества, страх смерти, страх стихийных бедствий и природных явлений, страх замкнутого пространства, страх наказания, боязнь монстров и чудовищ.
От 5 до 7 лет: страх смерти достигает своего апогея, страх стихийных бедствий, страх перед отрицательными сказочными персонажами, страх одиночества, страх потеряться, страх не оправдать ожидания родителей.
От 7 до 10 лет: страх стихийных бедствий и катастроф, страх смерти родителей, страх неуспеваемости в школе, страх быть отвергнутым ровесниками, страх перед мистическим, страх потери родителей, страх ссоры с родителями, страх неуспеха в школе/кружках.
Подростковый возраст: на первом месте страхи, связанные с признанием в обществе, поиском своего места в этом мире, а также страх критики со стороны взрослых, страхи по поводу своей внешности. В этом возрасте развиваются навязчивые страхи. Например, страх быть смешным, страх опозориться перед людьми.
Помните, что возрастные страхи – это нормальное явление. Они проходят через определенное время. Особое внимание следует уделять эмоционально чувствительным детям, т.к. у них страхи могут закрепляться и превращаться в фобии.
2. Врожденные и приобретенные страхи.
Врожденные – это страхи, которые появляются с инстинктом самосохранения. Например, новорожденный ребенок пугается громких и резких звуков, чужих людей, агрессивных животных. Для него они опасные и угрожающие.
Приобретенные – это страхи, которые появились у ребенка в определенных ситуациях. Например, ребенок один раз тонул, поэтому он теперь боится воды. Или ребенка укусила собака, теперь он боится собак.
Есть внушенные родителями и другими взрослыми страхи. Например, страх незнакомых людей. Конечно, родители хотят как лучше, предостерегая своего ребенка от возможных опасностей. Но забывают о последствиях – от внушенных страхов труднее всего избавиться.
3. Навязчивые страхи.
Или невроз навязчивых состояний. Эти страхи отличаются от естественных тем, что опасность ребенку только кажется, а в данным момент ее не существует. Ребенок испытывает навязчивые страхи в определенных обстоятельствах, и они даже могут вызывать у него панику. Например, страх замкнутого или открытого пространства, боязнь испачкаться, страх высоты, страх толпы, страх смерти, страх заболеть серьезным заболеванием, боязнь крови, боязнь воды и др. Их очень много, поэтому перечислить невозможно.
Как понять, что у ребенка есть навязчивые страхи? Обычно у детей они проявляются различными ритуалами: нервными тиками, нервными покашливаниями, подергиванием головой или плечами, шмыганьем носом, обкусыванием ногтей, обкусыванием или облизыванием губ, накручиванием волос на палец и др.
Ребенок этими действиями как бы пытается защитить себя от возможной опасности, снять напряжение или тревогу от возникших переживаний.
4. Социальные страхи.
Это страхи, связанные с социумом: страх одиночества, страх людей, страх наказания, страх плохой отметки, страх быть смешным, страх быть непонятым другими людьми, страх быть униженным, страх не оправдать ожидания родителей и др.
Формированию некоторых социальных страхов способствуют педагоги.
5. Бредовые страхи.
Это очень тяжелая форма страхов. Причину появления этих страхов невозможно определить. Например, ребенок боится одевать одежду с молнией, боится продуктов красного цвета, боится надевать определенную обувь и др.
Наличие бредовых страхов говорит о том, что у ребенка проблемы с психикой. Но диагноз может поставить только психолог или психотерапевт, поэтому самостоятельно не стоит делать выводы. Очень важно понять, в чем именно причина страха. Например, ребенок боится надевать одежду с молнией, потому что когда-то он больно прищемил подбородок; ребенок боится есть продукты красного цвета, потому что когда-то подавился помидором и т.д.
6. Ночные страхи.
Эти страхи появляются у детей во время ночного сна. Ребенок спит неспокойно, дергает ногами, кричит, плачет, что-то говорит, мечется по подушке, завет во сне маму. Ему снится, что его кто-то преследует; снятся страшные чудища и монстры; снятся страшные ситуации, угрожающие его жизни (как кусает собака, как кусает паук, как душит змея, как баба Яга уносит в ступе и т.п.).
Ночные страхи могут сниться ребенку каждую ночь или могут возникать иногда. Как правило, утром ребенок ничего не помнит, что ему снилось, почему он кричал и звал маму.
7. Ситуативные и личностные страхи.
Ситуативный страх – это реакция на стрессовую для ребенка ситуацию. Он может возникать в непривычной обстановке, которая ребенка пугает. Например, при нападении собаки, при драке, при громкой ссоре и т.д.
Личностный страх связан с особенностями психики и характера ребенка. Например, этот страх может появляться в новой незнакомой обстановке, при встрече с незнакомыми людьми. Под влиянием взрослого ребенок может стать мнительным. Личностные страхи свойственны робким, эмоционально чувствительным детям.
8. Сверхценные страхи.
Это самые распространенные страхи. Они вызваны фантазией ребенка, его навязчивыми идеями или желаниями, от которых он не может избавиться. Сначала эти страхи появляются в определенной жизненной ситуации, но со временем ребенок начинает на них зацикливаться. И подобные мысли начинают занимать у ребенка все свободное время, и он уже ни о чем другом больше думать не может.
Например: страх одиночества, страх темноты, боязнь школы, боязнь «страшных» людей, страх потеряться, страх сказочных персонажей, страх за жизнь своих родных и близких, страх животных, страх высоты и др.
Каждый ребенок испытывает страхи. Но это не значит, что мы, родители, не должны обращать на это внимание. Ведь обычный страх может легко перерасти в невротический страх или фобию. Поэтому нужно серьезно относиться к детским страхам и помочь ребенку с ними справиться. Как это сделать? Об этом мы поговорим в следующей статье.
Ирина Базан
____________________________________
Читайте также статью:
Откуда появляются детские страхи?
Страхи у детей и взрослых.
Страхи у детей – настолько распространенное явление, что взрослые не всегда обращают на это внимание. Но наличие затяжного навязчивого страха – это серьезный диагностический показатель психологического неблагополучия ребенка.
Откуда берутся, на что указывают и какие бывают страхи.
Страх – это чувство, выполняющее защитную функцию и позволяющее избегать опасности. Страх присущ всем людям, и если он носит ситуационный кратковременный характер, то не представляет проблемы.
Все проявления страха, так или иначе, связаны с двумя основными угрозами – угрозой потери жизни и здоровья (страх смерти), и угрозой потери социальной поддержки (страх оставленности, одиночества).
В каждом возрастном диапазоне у детей возникают страхи, характерные именно для данного периода, если задачи, необходимые для благополучного развития на конкретном этапе не решаются в силу каких-либо причин.
Это связано с особенностями развития, главными возрастными процессами и возрастным новообразованиями.
При этом, возникший на более раннем этапе страх, в том же самом виде или немного преобразовавшись, может продолжать преследовать ребенка и в более старшем возрасте, а потом переходить и во взрослую жизнь.
Страх тесно связан с тревожностью, нервным напряжением, беспокойством. Поэтому речь идет о том, что самого рождения и даже во внутриутробной жизни ребенок может быть подвергнут стрессовым ситуациям, которые приводят сначала к тому, что он будет беспокойным и напряженным, а в более старшем возрасте это беспокойство оформится в страх.
Потому что страх, как и любое чувство предметен, то есть можно определенно сказать, чего конкретно боится ребенок. Таким образом, напряжение, тревога, если они возникли на очень ранних этапах развития, будут внутренней причиной того, что ребенок будет ощущать небезопасность, а психика будет искать угрозу в окружающем мире, чтобы защищаться, и найдет подходящий объект для страха.
Как формируются страхи в процессе развития.
В возрасте от 0 до 1 года у детей формируется базовое доверие или недоверие к Миру. Самая главная потребность ребенка в этом возрасте — это такая забота и любовь матери (или человека ее заменяющего), при которой формируется стойкое чувство надежности, ощущение неразделимого с ней целого. Стоит ребенку проявить недовольство, заплакать и мама магическим образом окажется рядом, и избавит от любого дискомфорта – напряжения, голода и одиночества. Так должно сформироваться ощущение «постоянства объекта любви». То есть главный взрослый, тот от кого в прямом смысле зависит жизнь ребенка, всегда есть, доступен, рядом.
И эти важнейшие ощущения безопасности Мира и постоянства объекта любви остаются на всю жизнь и позволяют во взрослом возрасте чувствовать себя в безопасности, строить по настоящему близкие отношения, выбирать надежного партнера, доверять любви и близости, без страха быть оставленным.
Нарушить этот процесс и вызвать формирование излишне тревожной личности, предрасположенной к страхам, могут следующие обстоятельства: если в этом возрасте ребенок не получает постоянной заботы, проснувшись долго кричит один, его окружение часто меняется, если у мамы депрессия или дома происходят конфликты, если он разлучается с мамой и т.д.
При подобных обстоятельствах он получает раннюю психологическую травму и у него формируется общее отношение к Миру вокруг, как к небезопасному, враждебному, способному причинить душевную боль, которое практически не меняется в течение всей жизни.
В возрасте от 1,5 до 3 лет происходит важный процесс развития индивидуальности и отделения от матери. Этот процесс проходит неоднородно. Начиная новую двигательную и познавательную деятельность на втором году жизни, ребенок увлекается окружающим миром, и играя физически отделяется от матери, а ближе к двум годам начинает испытывать страх от осознавания себя отдельным индивидом. Таким образом, и возникает конфликт между стремлением к самостоятельности (знаменитое «Я сам») и между навязчивой потребностью снова быть рядом с мамой. В этом возрасте психологическую травму может причинить разлука с мамой, раннее определение ребенка в ясли, госпитализация и т.п. Травмирует детей так же раздражение взрослых, не выдерживающих ребенка, который то призывает к себе, ища утешение на их коленях, то отталкивает, стремясь обрести самостоятельность. Неблагоприятным вариантом будет так же чрезмерно опекающая и не отпускающая мама, или отталкивающая и ругающая за неудачные попытки самостоятельности.
В случае разлук формируются стойкие страхи одиночества, оставления, ребенок панически может бояться даже выпускать маму из вида, или вовсе виснет на руках, он боится потерять любовь родителей, а так же самих родителей. Так формируется страх, что с мамой может что-то случиться, что она не придет и т.д.
Эти страхи, закрепившись на этой стадии, могут преследовать человека в течение всей жизни, а вместо страха за маму, он будет бояться за своих возлюбленных, а потом детей.
Мать на этом этапе важна для формирования собственного «Я», так как только опираясь на постоянного любящего взрослого и получая от него некое отзеркаливание ребенок способен выстроить свою идентичность. Отсутствие родителя в психическом смысле несет угрозу существованию. Так может появиться страх, связанный с боязнью ребенка всего, что несет для него косвенную угрозу, например, темноты, оставаться одному в комнате, исследовать новое пространство и т.д.
В случае чрезмерной опеки, ребенок боится раствориться во взрослом, быть как бы поглощенным им. Конечно он этого не осознает, но его страх будет проявляться в символических формах – в виде боязни укусов насекомых, пауков, боязни замкнутых пространств, боязни быть съеденным Змеем Горынычем т.п.
При строгом, критикующем отце, ребенок, боясь агрессии, может так же приписывать агрессивные побуждения сказочным персонажам, например, Волку, боясь его укусов.
В возрасте от 3 до 5 лет важными новообразованиями в поведении и ощущении себя являются проявление инициативы, активность в общении со сверстниками и взрослыми и формирование полоролевого поведения. При чрезмерно критикующих, ругающих родителях вместо инициативности формируются социальные страхи — страх неудачи, непринятия, оценки, формируются чувства стыда (ощущение себя неправильным, плохим, дефективным) и вины (плохое отношение к себе за поступки и неумение).
Формирование принадлежности к своему полу происходит путем идентификации ребенка с родителем своего пола.
Важное значение здесь имеют так же отношения между родителями, которые наблюдает ребенок.
Если в паре царят несправедливые отношения, то ребенок связывает несправедливость с принадлежностью к определенному полу, делая выводы, что например, женщины слабые, а мужчины агрессивные.
В случае, если родитель своего пола отталкивает ребенка своим поведением, например, мальчик боится слишком строгого отца, а девочка не может принять жертвенность своей матери, то происходит нарушенное представление ребенка о себе, о роли и взаимодействии полов.
Таким образом, не может пройти процесс половой самоидентичности. Такой ребенок будет очень бояться любого проявления, связанного с его полом, а та агрессия и несправедливость, которая его пугает, будет провоцировать появление тревожности и различных страхов.
Дети склонны идеализировать своих родителей, но взрослея должны научиться справляться с фактом, что родители тоже люди, не идеальны, и могут быть иногда не правы. Но если этот момент еще не наступил, или родители внушают ребенку, что они всегда правы, незрелая психика ребенка расщепляет родительский образ, и во внутреннем мире появляется «хорошая мама» и «плохая мама» (то же с папой). По хорошей маме ребенок безмерно тоскует, а вторая, преследующая и наказующая, уходит в бессознательное и оформляется в дневные страхи и ночные кошмары, приходя в виде страшных сказочных персонажей или «поселяясь» в каком-то другом объекте, предмете или игрушке, например в виде Бабы Яги, которая стремится в представлении ребенка причинить ему вред.
Все что пугает и травмирует ребенка днем, перевоплощаясь в различные образы, проявляется в снах, где его могут мучить кошмары, где он преследуется кем-то агрессивным, пугающим и подавляющим, а сам является беспомощной жертвой.
Сны имеют символический характер, и являются важным диагностическим критерием, посланием бессознательного, по которому можно увидеть и понять главные проблемы.
На возникновение страхов так же влияют запугивания родителей (придет дядя заберет), или их собственная тревожность.
Далее в процессе развития имеющиеся страхи закрепляются, преобразовываются под влиянием развития интеллекта, и могут принять форму совершенно постороннего объекта.
Страхи имеют тенденцию распространяться на похожие объекты, если ребенок испугался одного врача или процедуры, испытав боль и страх насильственного действия ( что в воображении несет опасность уничтожения, причинения вреда), он может распространиться на боязнь всех людей в белых халатах.
Страх может возникнуть и от какой-то одной конкретной стрессовой ситуации, и если ресурсов справиться не хватает, то он перерастет в хронический. Но в любом случае, если процесс развития ребенка прошел благополучно, то ребенок будет более стойким, имея как бы «иммунитет» от разрастания страхов.
Таким образом, развитие страхов провоцируют психологические травмы и стрессы, которые помимо всего прочего влияют на самооценку ребенка, его самоощущение.
Имея в силу возраста эгоцентрическое мышление, дети склонны обвинять себя в том, что им плохо, их оставили, ругают или не любят. То есть в бессознательном появляется ощущение себя, как плохого, заслуживающего наказания и преследования. Это снова провоцирует страхи, рождая своего рода страх преследования, который так же обязательно дает о себе знать в кошмарных снах.
С 6 — 7 лет, с наступлением учебной деятельности, когда возникает ситуация оценивания учителями и опасность быть осмеянным сверстниками, все предыдущие социальные страхи могут обобщаться и усиливаться, а еще большее снижение самооценки усиливать ощущение плохости и провоцировать страхи преследования и опасности.
Нарушения, связанные со страхами, провоцируют сдвиг всей «системы безопасности» человека, и часто дети, имеющие какие-либо хронические боязни, в других ситуациях наоборот не чувствуют здоровый, «нужный» страх, который принято называть инстинктом самосохранения.
Детские страхи, закрепленные на определенных этапах развития, могут продолжать мучить и взрослых людей. Объект страха может изменяться, редко можно встретить взрослого, который боится Змея Горыныча. С развитием интеллекта для страха выберется новый объект, например страх нападения на улице. Бывает, что объект страха не изменяется, многие взрослые боятся темноты.
Очень часто, чтобы проработать страхи у взрослых, необходимо с помощью психотерапии прожить детские травмы, которые их вызвали.
Слишком сильные страхи, повышенная тревожность, которые не находят выхода, могут приводить к возникновению фобий и паническим атакам.
Страх – это тяжелое чувство, его легче предупредить, чем избавиться от него, получается, что психологическая травма произошла в прошлом, но в виде страха преследует человека и в настоящем, не давая полноценно жить.
Как правильно себя вести, если ваш ребенок страдает от страхов и кошмарных снов.
Нельзя ругать ребенка за страхи, обесценивать его чувства или смеяться над ним, называя трусом. Если ребенок готов делиться, рассказывать о страхах, обязательно говорите с ним, слушайте его, расспрашивайте его, помогите ему прожить страх таким образом. Постарайтесь по возможности ограждать детей от стрессов, обеспечивать им безопасное пространство. Не оставляйте ребенка со страхом один на один, не провоцируйте испуг, не наказывайте используя его страх, а для проживания страха будьте с ним, говоря, как в мультфильме «давай бояться вместе».
Если страх остается, то для исцеления может понадобиться работа с психологом, которая направляется на выяснение причины страха и работу с ней. Т.е. восстановление самооценки, на достижение полоролевого самоопределения, на достижение большего доверия к окружающему миру и людям, на работу с травмой. С маленькими детьми проводятся занятия в виде игр, рисования или лепки, где ребенок изображает свой страх, взаимодействует с ним, рассказывает про него, проигрывает борьбу и в результате одерживает победу.
Очень важно, чтобы в работу включались родители, изменяя травмирующие ребенка взаимодействия, налаживали отношения в семье.
Если у детей или взрослых страхи чрезмерно сильны, то в таких случаях, помимо работы с психологом, может потребоваться медикаментозная помощь.
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.
Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.