Ступор у детей

Сегодня предлагаем обсудить тему: "ступор у детей". Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Ступор у детей

Острые кратковременные психозы в форме синдрома Ганзера, пуэрилизма, психогенного ступора, .«одичания» могут проявляться в виде разных этапов течения реактивных психозов, носящих в этих случаях подострый иди затяжной характер. Отмечается такая закономерность: все перечисленные формы острых аффективно-шоковых реакций обычно возникают у подростков, привлеченных к уголовное ответственности и изолированных от общества (психогенная травматизация сочетается с социальной и эмоциональной депривацией).

Психогенный ступор у подростков возникает редко, но обычно — непосредственно после помещения в следственный изолятор. Клиническая картина развертывается быстро, через стадию заторможенности, вялости, обеднения психических процессов — к состоянию полной обездвиженности и мутизма.

По внешним признакам (выражение лица, широко раскрытые глаза, расширенные зрачки) и вегетативной симптоматике (тахикардия, повышенное потоотделение, сосудистые реакции на утяжеление ситуации) клиническая картина хорошо узнаваема. Если речь в какой-либо мере сохранена, отмечаются ее скудность, стереотипность или нелепость, при застывшей мимике — выражение страха, тоски или удивления. Нередко наблюдаются бессмысленные повторяющиеся движения (стереотипии): одни больные все время трут ладонью голову, другие сосут пальцы и т.д. В целом вид у них гротескный, карикатурно-выразительный, сознание неясное, в ситуации они не ориентируются. Выход из острых ступорозных состояний намечается через несколько дней.

Ступор у детей

Рудиментарные проявления ступора нередко выражаются не в двигательном оцепенении, а в скованности и резком замедлении произвольных движений. Дети крайне медленно жуют во время еды, очень медленно одеваются, делая большие паузы, медленно отрывисто говорят.

У детей младшего школьного и препубертатного возраста картина кататонического ступора начинает приближаться к типичной.

Более заметным становится активный и пассивный негативизм. При первом дети активно сопротивляются требованиям и действиям окружающих: стискивают зубы при просьбе открыть рот, низко опускают голову при попытке заглянуть в лицо и т. п. Во втором случае дети не реагируют на просьбы выполнить то или иное действие.

При кататоническом ступоре дети как школьного, так и более младшего возраста могут отказываться от пищи. Однако в отличие от старших подростков и взрослых отказ от еды, как правило, бывает кратковременным. Нередко наблюдается задержка мочи и кала.

Явления кататонического ступора у детей всех возрастов, особенно младшего, кратковременны и постоянно перемежаются с описанными выше рудиментарными проявлениями кататонического возбуждения, которые в целом преобладают.

Другими возрастными особенностями кататонического ступора у детей раннего, дошкольного и отчасти младшего школьного возраста являются изменчивость мышечного тонуса и отсутствие мышечного напряжения, что исключает возникновение истинной каталепсии.

У подростков при кататоническом ступоре встречаются выраженные явления каталепсии, симптом «воздушной подушки», длительное сохранение «эмбриональной позы» (с опущенной на грудь головой, подтянутыми к животу и согнутыми в коленях ногами и согнутыми в локтевых суставах руками), мутизм, более стойкий отказ от еды, выраженный активный негативизм. Как правило, наблюдаются выраженные вегетативные расстройства: сальность лица, гиперсаливация, акроцианоз. Длительная задержка мочи и кала может чередоваться с их недержанием.

Как и у взрослых, возможны две разновидности ступора. При первой (люцидный ступор) сознание больного не помрачено, двигательное оцепенение и другие ступорозные симптомы выражены отчетливо. О непомраченном сознании свидетельствуют нередкое сохранение больным способности следить взглядом за происходящим, а также воспоминания о происходившем вокруг по выходе из ступора.

Ступор у детей

Рудиментарные проявления кататонического возбуждения у детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста обязательно сочетаются с регрессивными расстройствами психомоторики (потряхивание кистями, взмахивание руками, перебирание пальцами перед глазами, атето-зоподобные движения пальцами рук, подпрыгивания на носках и т. д.), которые описаны в главе 10. Нередко регрессивные двигательные расстройства преобладают над собственно кататоническими.

Кататоническое возбуждение у детей младшего школьного и препубертатного возраста ближе к типичному кататоническому возбуждению подростков и взрослых. Сравнительно редко наблюдаются сопутствующие регрессивные двигательные расстройства. Более выраженным становится речевое возбуждение.

Дети без умолку говорят сами с собой, не вступая в речевой контакт с окружающими («симптом монолога»), кричат, поют, бранятся, их речь разорванная. Часто наблюдаются импульсивные поступки (дети внезапно вскакивают, ложатся на пол, плюют и т. п.), экопраксии, эхолалии, вербигерации (повторение одних и тех же слов).

Кататоническое возбуждение у подростков характеризуется большей интенсивностью и очерченностью указанных проявлений, а также обычно присоединением гебеф-ренного возбуждения, описанного во второй части.

Рудиментарные проявления кататонического ступора, по данным В. М. Башиной (1980), наблюдаются у детей несколько более старшего возраста (начиная с 3—5 лет). Чаще это кратковременные застывания в той или иной позе (например, ребенок при еде застывает с поднесенной ко рту ложкой, некоторое время удерживает поднятую для обувания ногу). Такие преходящие застывания являются рудиментами симптома восковой гибкости (каталепсии). Реже у детей дошкольного возраста бывают периоды более длительной двигательной заторможенности с застывшим взглядом и маскообразным лицом. У детей с 6—7-летнего возраста изредка встречаются элементы «эмбриональной позы» — руки ребенка согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу. Еще реже наблюдается сопротивление при попытке изменить неудобное положение головы — рудимент симптома «воздушной подушки». Частый симптом кататонического ступора у детей — полное или частичное молчание (мутизм), которое в отличие от мутизма при кататоническом синдроме у взрослых часто прерывается спонтанными высказываниями или даже разговором с самим собой без речевого контакта с окружающими.

Особенности кататонического ступора у детей и взрослых

Кататонический ступор является формой кататонического синдрома. Он возникает при различных состояниях, шизофрении и характеризуется нарушениями в психике пациента, двигательными расстройствами. Несвоевременное проведение диагностики и отсутствие эффективных методов борьбы приводит к тому, что заболевание трудно поддается терапии. С этим связано то, что многие специалисты считают эту болезнь неизлечимой.

Характерной особенностью заболевания является заторможенность действий человека и невозможность полноценного произношения звуков. Довольно трудно определить продолжительность подобного состояния. У каждого больного она индивидуальна. Пациенты могут испытывать это чувство от пары минут до нескольких дней. Бывали случаи, когда продолжительность ступора составляла несколько лет.

Читайте так же:  Упрямый ребенок

По-прежнему остаются неизвестными точные причины развития болезни. Она является разновидностью кататонического синдрома. К основным причинам, которые вызывают такое состояние, относятся:

  • инфекционные заболевания;
  • психотравмирующие и стрессовые события;
  • сильные сотрясения или ушибы мозга;
  • негативные ситуации;
  • интоксикация организма;
  • прием наркотиков или сильнодействующих препаратов;
  • шизофрения;
  • опухоли головного мозга.

Специалисты считают, что кататоническая шизофрения наступает из-за неожиданного прекращения выработки организмом гормона дофамина.

Нехватка гамма-аминомасляной кислоты приводит к развитию подобного состояния. Ступор начинается сверху. Первой парализуется голова, затем шея и другие части тела.

Выделяются три типа ступора. К ним относятся:

  1. 1. Каталептический. При такой форме заболевания пациент застывает в одной позе на длительное время. Человек не реагирует на окружающую обстановку, шум, крик, не отвечает на вопросы.
  2. 2. Абсолютное оцепенение. Этот тип характеризуется тем, что пациент сворачивается клубком, отказывается разговаривать. Он не способен двигаться.
  3. 3. Негативистический ступор. Человек способен реагировать на внешние раздражители. Он оказывает сопротивление тому, кто пытается заставить его начать двигаться или сменить позу.

Каждый вид расстройства способен перетекать в другой и чередоваться активностью или чрезмерным возбуждением.

Такой вид расстройства в раннем возрасте встречается относительно редко. Кататонический ступор у детей проявляется в полной неподвижности, отсутствии гипертонуса мышц и психической активности, молчании, негативизме и утрате контактов с окружающей действительностью.

У малышей заключается в затруднении обыденных движений. Ступор кратковременный и перемежающийся. Обнаруживают такое состояние в яслях или детских садах у вновь поступивших подопечных.

Наиболее часто встречаются следующие симптомы:

  • дети медленно принимают пищу и одеваются;
  • заторможено общаются;
  • оказывают противодействие окружающим, не выполняют их просьбы;
  • происходит регресс развития.

При этом синдроме дети не хотят есть, не могут сходить в туалет, видимым признаком является отсутствие мышечного тонуса. Наблюдается расстройство вегетативной нервной системы: повышенное слюноотделение, жирность кожи лица, синюшность. Присутствуют патологии пищеварения в виде чередования запоров и диареи. Во время ступора ребенок следит за происходящим и после него способен пересказать события.

У подростков наблюдают выраженный негативизм, нежелание принимать пищу, каталепсию.

Ступор у здоровых детей может быть слабым или кратковременным. Он появляется из-за перенесенного стресса и сильных переживаний. Состояние обычно продолжается от пары часов до нескольких дней и проходит самостоятельно.

Ступор у детей

По нашим данным, этот синдром в подростковом возрасте встречается относительно редко — 12 % случаев прогредиентной шизофрении (т. е. за исключением вялотекущей шизофрении и шизоаффективных психозов).

Обычно гебефренокататонический синдром развивается постепенно или приходит на смену острому полиморфному синдрому или астенической спутанности. Но ему также может предшествовать психопатоподобный дебют, особенно с картиной синдромов истероидного или неустойчивого поведения. В редких случаях начало бывает острым с резкого кататонического возбуждения, за которым следует состояние ступора, а по его миновании на первый план выступают гебефренические симптомы.

К гебефреническим симптомам, которые всегда преобладают при данном синдроме, относятся нелепая дурашливость-, грубое кривлянье, манерность, утрированные гримасы, нарочито карикатурное детское поведение — в последнем случае больной ведет себя как плохой актер, играющий роль ребенка.

Характерна особая «холодная» эйфория. Гримасы заменяют улыбку. Неприятный смех, просто нелепое хихиканье или безобразный дикий хохот без всякой причины производят на окружающих тягостное и даже жуткое впечатление. Гебефренический смех, в отличие от маниакальной веселости, не заражает, не способен вызвать ответную улыбку.

Речь больного отличается экзальтированно-патетическим тоном или нелепым сюсюканьем. Слова произносятся неестественным голосом. Высказывания часто полны изощренной нецензурной брани. Обнаруживается склонность коверкать слова. Иногда в речи слышится примитивное рифмование.

Двигательное возбуждение то нарастает, то затихает. Во время него бегают, прыгают, вертятся на месте, кувыркаются, валяются по полу, пристают к другим, походя бьют, порой жестоко, тут же могут лезть целоваться. Обнаруживают беззастенчивую сексуальность. Никого не стесняясь, открыто онанируют. Стремятся схватить проходящих за гениталии.

Больные нечистоплотны, неряшливы и неопрятны. Могут мочиться и испражняться в постели или в одежду. Грубая прожорливость может перемежаться с отказами от еды, расшвыриванием пищи.

Кататонические симптомы, как правило, возникают на фоне гебефренического возбуждения. На короткое время само возбуждение может стать кататоническим — состоять из однообразных стереотипно повторяющихся движений или поведенческих актов, сопровождаться агрессией или аутоагрессией. Появляются «эхосимптомы»: повторение слов, произнесенных окружающими (эхолалия), их мимических реакций, как бы передразнивание их выражения лица (эхомимия), повторение чужих движений, действий, поступков.(эхопраксия). Еще более выступают ритмическое примитивное рифмование, нелепо-патетические интонации. Повторяются по многу раз одни и те же фразы (вербигерация), один и тот же ответ на различные вопросы (персеверация).

Элементы кататонического ступора чаще всего проявляются застыванием на короткое время в одной позе, иногда довольно нелепой, хотя и принятой самопроизвольно, а не созданной пассивными движениями, как при каталепсии. Если больного окликают, то обычно он меняет позу. Предоставленный самому себе может долго ее сохранять. Выражение лица при этом также не меняется.

Реже возникают настоящие ступорозные состояния (негативистский, ригидный, каталептический ступор, описанный в предыдущем разделе данной главы). Ступор сопровождается полным молчанием. Больной ни сам не говорит, ни отвечает на вопросы других (мутизм). Ступорозные состояния обычно непродолжительны — часы, несколько дней. Парентеральное введение психотропных средств или электрошок прерывают ступор.

Рудиментарные кататонические симптомы, описанные у детей В. М. Башиной (1980), встречаются при гебефренокататоническом синдроме у подростков. Сюда относятся стереотипно повторяющиеся движения: подпрыгивания при ходьбе, хлопанье в ладоши, выкрикивание отдельных слов, стереотипные гримасы в виде нахмуривания, и т. п. Рудиментарные ступорозные симптомы могут проявляться крайним замедлением движений. Понукание, подталкивание оказываются малодейственными. Речь также становится медленной, тихой; ответы — краткими; высказывания — почти односложными.

При гебефренокататоническим синдроме возможны эпизодические галлюцинации и отдельные бредовые высказывания, притом совершенно нелепые, но они мало сказываются на поведении больных.

Среди вегетативных симптомов иногда наблюдаются повышенное слюноотделение (больные часто плюются, размазывают повсюду слюну) и сальность лица, а также тахикардия.

Дифференциальный диагноз в основном сводится к точной квалификации синдрома как гебефренокататонического, так как данный синдром присущ именно прогредиентной шизофрении, особенно ее злокачественной юношеской форме. По мнению Г. Е. Сухаревой (1955, 1974), гебефренические симптомы могут также встречаться у подростков при периодических психозах резидуально-органического генеза. Но в этих случаях двигательное возбуждение с дурашливостью, манерностью, гримасничаньем и т. п. обычно развертывалось на фоне помраченного сознания по сумеречному или аментивному типу. Как указывалось в главе об инкогерентных расстройствах, пубертатный периодический органический психоз с конца 50-х годов XX в. стал большой редкостью. Появление гебефренических симптомов на фоне острого полиморфного синдрома или астенической спутанности служит неблагоприятным признаком большой вероятности злокачественного течения шизофрении.

Читайте так же:  Формирование самооценки

Гебефреническое возбуждение необходимо отличать от маниакальноподобного при шизоаффективных психозах. В начале болезни на высоте возбуждения это нелегко бывает сделать. Иногда удается заметить, что во время маниакальноподобных возбуждений подростки не утрачивают контакта с окружающим: они довольно живо реагируют на происходящее вокруг, на появление новых лиц, на слова и действия окружающих, хотя реакция может сводиться к приставанию, брани, драке. При гебефреническом возбуждении больные в какой-то степени как бы отрешены от окружающего, могут оставлять без всякого внимания изменения в обстановке, обращения к ним. Иногда реплики на слова других или повторение этих слов вплетаются в речевой поток, но произносятся, ни к кому не обращаясь. По нашему наблюдению, при гебефреническом возбуждении больные могут более реагировать на чье-то намерение уйти, чем на появление новых лиц.

При маниакальноподобном возбуждении, наоборот, внимание привлекает всякий новый объект, появившийся в поле зрения. Аффект при маниакальноподобном возбуждении отличается целостностью. Например, при гневной мании и злость на лице, и бранная речь, и намерение то и дело лезть в драку вполне согласуются друг с другом. При гебефреническом возбуждении можно увидеть «расщепление аффекта»: жестокая агрессия сопровождается хохотом; застывшая нелепая улыбка сочетается с удивленно-испуганным взором; брань со стремлением поцеловать; ласковые слова с намерением ущипнуть, ударить.

При кататоническом возбуждении движения и выкрики стереотипно повторяются, мимика невыразительна, зачастую с лица не сходит одна и та же аффективная маска. Однако лишь когда возбуждение спадает, различия между маниакальным и гебефреническим синдромами становятся очевидными.

Истерический пуэрилизм у подростков также может напоминать гебефренический синдром, но при нем «детское поведение» сочетается с живой эмоциональностью, подвижной выразительной мимикой, а также со стремлением продемонстрировать другим, особенно врачам и персоналу, свою «детскость».

Кататонический ступор, если это состояние не мимолетно, а затягивается на несколько дней и долее, приходится дифференцировать с психогенным ступором при реактивных психозах. В настоящее время психогенный ступор в подростковом возрасте чаще всего приходится видеть в обстановке судебно-психиатрической экспертизы, особенно когда подростку за деяния, по поводу которых он привлекается к ответственности, грозит суровое наказание. Следует учитывать, что стрессовая ситуация экспертизы, ожидаемого суда и приговора может оказаться психогенным провокатором для шизофренического процесса. При реактивных психозах чаще встречаются довольно продолжительные субступорозные состояния [Наталевич Э. С., Посохова В. И., 1982]. В этих случаях не бывает ни каталепсии, ни мышечной ригидности. Имеется обездвиженность или крайнее замедление движений, сочетающееся со сниженным мышечным тонусом. Обычно наблюдается полный или почти полный мутизм. Вместе с тем расспросы о психотравмирующей ситуации вызывают довольно выраженные вегетативные реакции. Краснеет лицо, из глаз ручьем текут слезы, учащается пульс, резко меняется ритм дыхания. Скорбная или тревожно-испуганная мимика свидетельствует о депрессии (депрессивный ступор).

Кататонические расстройства (ступор, возбуждение), систематика нозологическая принадлежность, особенности у детей и подростков.

Частная психиатрия.

1. Шизофрения, классификация по типам течения. Сравнительно-
возрастные особенности.

2. Клинические формы непрерывнотекущей шизофрении, сравнительно-
возрастные особенности.

3. Приступообразная форма шизофрении (периодическая),
сравнительно-возрастные особенности.

4. Приступообразно — прогредиентная шизофрения (шубообразная),
сравнительно-возрастные особенности.

Расстройства произвольной деятельности (окончание)

Качественные расстройства произвольной деятельности

Парабулии — извращения произвольной деятельности. Самыми ярки­ми проявлениями парабулий являются кататонические (греч. katateino — напрягать) симптомокомплексы, описанные в 1911 г. Е. Блейлером (Е. Bleu-ler) в качестве добавочных симптомов одной из форм шизофрении.

— кататонический ступор (лат. stupor — оцепенение).

Они отличаются от всех других разновидностей возбуждения и обездви­женности стереотипией, отсутствием мотивации и целенаправленности.

Кататоническое возбуждение характеризуется нецеленаправленным, ха­отичным возбуждением, импульсивно возникающим и сопровождающимся стереотипными вычурными и манерными произвольными движениями. При этом также нередко наблюдаются вербигерации (лат. verbum — слово, gerere — создавать), то есть бессмысленные повторения одних и тех же, иногда созвучных слов и фраз, эхолалии (греч. echo — эхо, lalia — речь) — по­ вторения слов и фраз окружающих, эхомимии (греч. echo — эхо, mimia — подражание) — повторения мимики окружающих и эхопраксии (греч. echo — эхо, praxis — действие), то есть повторения жестов, движений и поз окружающих.

У детей дошкольного возраста кататоническое возбуждение содержит все симптомы, свойственные взрослым, но в рудиментарных формах:

— бесцельная маятникообразная ходьба от препятствия к препятствию;

— однообразный бег по кругу (так называемый, «манежный бег»);

— стереотипные подпрыгивания, хлопанье в ладоши;

— элементы эхомимии, эхопраксии и эхолалии;

— проговаривание или выкрикивание бессмысленных звукосочетаний и не связанных по смыслу слов, в том числе неологизмов;

— внезапные и непредсказуемые поступки (ребенок внезапно кричит, неожиданно ударяет кого-либо, плюет на случайного прохожего и т. п.).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Рудиментарные проявления кататонического возбуждения у детей дош­кольного возраста нередко сочетаются с регрессивными расстройствами психомоторики, что проявляется временным возвратом к ранним возрастным этапам психического развития. К ним относятся регресс навыков опрятнос­ ти (энурез, энкопрез), самообслуживания, речи и др.

Кататонический ступор проявляется застыванием, обездвиженостью, мутизмом (лат. mutus — немой), то есть отсутствием речи. Для кататони­ ческого ступора также характерны следующие симптомы:

каталепсия (греч. katalepsia — схватывание), то есть так называе­мая восковая гибкость, при которой на фоне повышенного мышечного тону­са больной способен сохранять длительное время приданную ему позу;

— поза эмбриона (голова прижата к груди, руки и ноги согнуты и прижаты к туловищу), которую больной стремится принять в положении лежа;

— симптом «воздушной подушки», являющийся частью позы эмбриона (у эмбриона, положенного на спину, голова была бы приподнята над подуш­кой);

— симптом капюшона, при котором больные стремятся спрятать голову, натягивая на нее халат, оставляя открытым лишь лицо;

— симптом палатки, при котором больные накрываются в постели с го­ловой одеялом;

— негативизм активный, характеризующийся сопротивлением больного просьбам окружающих, выполнением наоборот их заданий (например, при просьбе встать, больной ложится);

— негативизм пассивный, при котором больной просто не обращает вни­мания на просьбы и задания окружающих.

Читайте так же:  Как увести мужчину из семьи

При кататоническом ступоре выражены вегетативные расстройства, что проявляется в сальности кожных покровов, повышенном слюнотечении (ги­персаливации), акроцианозе.

Рудиментарные проявления кататонического ступора наблюдаются у детей чаще после 6-7 лет. Это кратковременные застывания той или иной позе (на­пример, с поднесенной ко рту ложкой, с поднятой для обувания ногой и т. п.); рудименты симптома восковой гибкости; изредка встречаются элементы эмб­риональной позы с вытянутыми трубочкой губами (так называемый симп том «хоботка»), приподнятым положением головы в положении лежа на спине («воздушная подушка»), полным молчанием (мутизм), характерными веге­тативными нарушениями.

В старшем возрасте все заметнее становятся вегетативные расстройства, пассивный и активный негативизм. У старших детей могут быть две разно­видности ступора:

а) люцидный — без нарушения сознания и галлюцинаторно-бредовой симптоматики;

б) онейроидный — с частичной обездвиженностью и сновидным помра­чением сознания.

Кататонические расстройства (ступор, возбуждение), систематика нозологическая принадлежность, особенности у детей и подростков

Читайте также:

  1. Ccccccccc) 85. В чем особенности систем с «выталкиванием» и «вытягиванием» изделий, запущенных в производство?
  2. Cовременные технологии физического развития и воспитания детей дошкольного возраста.
  3. II. Особенности продажи продовольственных товаров
  4. II. Особенности Российского рынка олигополии
  5. III.Особенности грамматического строя немецкого языка
  6. T Особенности программного и микропрограммного управления
  7. V 1: Индивидуально-психологические особенности личности
  8. VII. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СЕКТОРА
  9. VIII. Особенности проведения первичного общего собрания
  10. VIII. Степень организованности учащихся (анализ уровня познавательной активности, отношения к учебному процессу, особенности самоорганизации на уроке).
  11. А стремление современных обеспеченных людей завести гувернеров для детей является просто стремлением выделиться и никак не соотносится с историческим развитием этой системы.
  12. А. И. ГЕРЦЕН О ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ

Сексуальные перверсии, варианты.

Частная психиатрия.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 310 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Особенности кататонического ступора — основного симптома кататонического синдрома

В моменты опасности многие люди теряют способность двигаться, они как будто «застывают», не могут стряхнуть с себя оцепенение и начать двигаться. В подавляющем большинстве случаев это состояние быстро проходит и не оставляет после себя следов, но иногда человек не может самостоятельно справиться с оцепенением и у него развивается кататонический ступор.

Кататонический ступор – это симптом кататонического синдрома, который часто возникает при шизофрении и некоторых других психических состояниях. Ступор характеризуется выраженными двигательными расстройствами и изменениями в психике больного. Чаще всего это состояние возникает у в возрасте 30-50 лет, гораздо реже встречается в детском и подростковом возрасте.

Почему возникает ступор

Точные причины развития кататонического ступора до сих пор не известны. Он является одной из разновидностей катотонического синдрома — психопатии, которая возникает при шизофрении, энцефалите, опухоли мозга или травме головы.

Сам ступор (обездвиженность) представляет собой максимально выраженную двигательную пассивность, сопровождающуюся выраженным мышечным тонусом.

На сегодняшний день считается доказанным, что кататонические синдромы могут быть спровоцированы следующими заболеваниями или состояниями:

  • Шизофрения – основная часть больных
  • Опухоли головного мозга
  • Травмы и повреждения ЦНС
  • Судорожные припадки
  • Сосудистые поражения головного мозга
  • Острые психические расстройства, возникающие после родов
  • Тяжелые инфекционные заболевания, протекающие с высокой температурой и интоксикацией
  • Тромбоцитопеническая пурпура
  • Прием наркотических и некоторых лекарственных веществ.

Теории возникновения

А вот по поводу того, почему развивается такое состояние ученые спорят до сих пор. Существует несколько самых популярных теорий возникновения двигательных нарушений при ступоре:

  • Синдром распространяется по организму больного сверху вниз. Он возникает в головном мозге из-за дефицита гаммааминомасляной кислоты. Ее нехватка приводит к возникновению двигательных нарушений, которые постепенно захватывают все тело.
  • Прием бензодиазепинов при лечении шизофрении и некоторых других психических заболеваний приводит к чрезмерному возбуждению нейротранасмиттеров, которые контролируют движения мышц.
  • Резкое прекращение выработки дофамина. При лечении шизофрении часто принимают лекарственные средства, которые снижают его уровень в крови. А при его хронической нехватке прием таких средств может снизить уровень дофамина до критической отметки и вызвать двигательные нарушения.
  • Нарушение метаболических процессов в передних долях головного мозга и в области таламуса. Эту теорию подтверждают снимки больных, сделанные во время позитронно-эмиссионой томографии.
  • На сегодняшний день самой вероятной считается теория, которая была выдвинута более 10 лет назад, в 2004 году. Согласно ей кататонический синдром возникает как результат генетической реакции, схожей с той, которая возникает у травоядных при встрече с хищником. Страх парализует все тело животного и таким образом оно «настраивается» на смерть.

Все эти теории рассматривают катотонический ступор как состояние, возникающее в результате снижения уровня нейромедиаторов и патологического состояния психики больного – как реакции на стресс.

Кататонический синдром характеризуется множеством различных симптомов. Обычно в их число входят двигательные расстройства, аффективное поведение, а также бредовые идеи или галлюцинации.

Кататонический ступор представляет собой одну из самых тяжелых, «тихих» и необычных разновидностей этого синдрома.

Он характеризуется следующими симптомами:

[1]

Виды ступора

Выделяют 3 основных вида или формы кататонического ступора:

  1. Полное оцепенение – эта разновидность ступора отличается полным отсутствием движений у больного, высоким мышечным тонусом и сохранением одной позы. Так, больной может свернуться клубком или спать на «воздушной подушке», отказываясь разговаривать и не реагируя на раздражители.
  2. Негативистический ступор – при этом виде ступора больной также двигательно заторможен, но также он отказывается вступать в какой-либо контакт с окружающим миром и препятствует попыткам изменить его позу или заставить его двигаться.
  3. «Восковая гибкость» или «каталептический ступор» – основное отличие этой формы – это застывание больного в любой позе – даже очень неудобной для него, на длительное время. Его тело приобретает особую гибкость «восковую». В таком положение люди не реагируют на громкую речь, но способны воспринимать шепот и отвечать на вопросы, также отмечены случаи, когда больные приходили в себя в течение ночи, но опять «застывали» с приходом утра.

В отдельную группу выделяется фебрильная кататония или фебрильная шизофрения – острое психическое расстройство, которое может протекать с изменением сознания и двигательными нарушениями. Это состояние является очень опасным и может привести к смерти больного, избежать этого можно только при условии оказания неотложной помощи в первые часы развития синдрома. Развивается фебрильная кататония при шизофрении и некоторых тяжелых органических поражениях головного мозга. Основные симптомы – это повышение температуры тела с субфебрильных цирф до фебрильных, резкое ухудшение состояния, помрачение сознания (иногда с бредом и галлюцинациями), кататонический ступор или двигательная активность. Также у больного наблюдается тахикардия, профузное потоотделение, кровоизлияния на коже и в сосудистые оболочки.

Читайте так же:  Феминность

Кататонический ступор у детей

Кататонический ступор у детей встречается достаточно редко, протекает нетипично и его обычно принимают за какое-то другое психическое расстройство. Симптомы ступора сильно отличаются от классических:

  • Двигательные стереотипии – чаще всего это повторяющиеся ритмичные движения: бег по кругу, движения конечностями и так далее.
  • Эхолалия – повторение последних произнесенных слов окружающих также является одним из симптомов.
  • Регресс развития – ребенок возвращается на более ранние стадии развития: начинает сосать палец, плакать, отказывается сам ходить, есть и так далее.

Общими с «взрослыми» симптомами считаются:

  • Мутизм
  • Отказ от пищи
  • Мышечный гипертонус.

Кратковременный или слабовыраженный ступор может развиться у психически здоровых детей из-за сильного стресса или переживаний. Ребенок впадает в оцепенение, может длительное время сидеть не двигаясь, мало и неактивно говорит, отказывается от еды и так далее. Это состояние продолжается от нескольких часов до нескольких недель и может исчезать самостоятельно: в привычной обстановке, по мере адаптации ребенка и так далее.

Кататония, в любом виде, – это тяжелое психическое расстройство, требующее обязательного лечения у психиатра, так как самостоятельный выход из этого состояния очень опасен для больного.

Лечение кататонического синдрома проводят только в стационаре. Там для выведения больного из ступора ему вводят небольшие дозы кофеина – возбуждающего вещества и барбамил – средство для лечения психотических расстройств. После выведения больного из ступора ему назначается лечение нейролептиками – при выявлении шизофрении, введение бензодиазепинов, электросудорожную терапию и психотерапию.

Глава 11. Нарушения воли и внимания

Нейропсихологические коррекционные занятия и занятия с психологом при нарушениях воли и внимания. Запись на прием

ВОЛЯ — способность человека действовать сознательно и целе­устремленно, подавляя непосредственные желания и стремления. В волевом акте различают:

1) возникновение побуждения, осознание цели действия и стремление достичь ее;

2) осознание ряда возможностей достижения цели, колебания между согласием с целью и возражениями против нее;

3) борьба мотивов и выбор наиболее подходящего способа действий;

4) принятие одного из возможных решений;

5) осуществление принятого решения, побуждение начать действие и довести его до конца.

Нейрофизиологигеский механизм основывается на рефлексе сво­боды, названном этологами «мотивацией сопротивления к при­нуждению», на преодолении конкурирующей потребности, встав­шей на пути к удовлетворению какой-либо иной потребности, первично инициировавшей поведение, на возникновении активно­сти, по отношению к которой субдоминантный мотив — препятст­вие, «внутренняя помеха».

Возрастные особенности. Овладение основными движениями до 3 лет составляет предпосылку формирования волевых процес­сов. На начальных этапах воля ребенка — это лишь совокупность желаний. Волевым действие становится лишь тогда (между 2 и 5 годами), когда оно диктуется необходимостью, но не представ­ляет интереса само по себе. Требования и поручения взрослых, участие в домашнем труде, совместные игры детей, учебные заня­тия развивают волевые действия. Воля воспитывается на преодо­лении трудностей, примере старших, воздействии сверстников. Та­ким образом, выделяют три степени спонтанности:

1) ранний дошкольный возраст — неосознанность фактически существующего внешнего регулирования и отсутствие внутреннего регулирования поведения;

2) школьный возраст — осознание необходимости подчинения своего поведения правилам при отсутствии подлинной спонтанности;

3) подростковый возраст — подлинная спонтанность. Мотива­ми волевых действий являются желания, побуждения, стремления. В мотивационную сферу входят и осознаваемые (волевые), и не­достаточно осознанные действия на основе различных побужде­ний (влечений, установок и т. д.).

НАРУШЕНИЯ ВОЛЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Расстройства воли мо­гут быть связаны с изменением уровня побуждений к деятельно­сти, степенью осознания цели, т. е. с формированием мотива, при­нятием решения и осуществлением действия.

Ослабление (снижение) волевой деятельности. Гипобулия — понижение волевой активности. Связана с ослаблением вле­чений, в связи с этим падает аппетит, подавляются сексуальные и оборонительные влечения, уменьшается активность. Наблюдается в той или иной степени при умственной отсталости, органических поражениях ЦНС, шизофренических дефектах.

Абулия — крайний вариант снижения волевой деятельности до полного исчезновения всякой активности. Наиболее часто встреча­ется при глубоком шизофреническом дефекте.

Ступор — двигательное оцепенение, проявляющееся в абсолют­ной или почти полной обездвиженности, с повышением мышечно­го тонуса. Больной без движения находится в постели, сохраняя одну и ту же позу. Чаще всего это положение эмбриона (с приве­денным к груди подбородком, согнутыми в локтях руками, согну­тыми в коленях и прижатыми к животу ногами), иногда другая, даже очень неудобная поза, но никогда не сменяемая самостояте­льно. Нет реакций на происходящее вокруг. Себя больной не об­служивает, естественные надобности- совершает в постель или удерживает дефекацию и мочеиспускание. Кормить приходится персоналу. Речевое общение невозможно (мутизм).

Субступорозное состояние — заторможенное состояние без пол­ной обездвиженности. При этом возможно застывание в тех или иных позах на короткое время (стоя у постели, с поднятой рукой или ногой). Иногда из этого состояния больного ненадолго удает­ся вывести. Больной частично себя обслуживает, пользуется туа­летом, принимает пищу. Отмечается либо очень тихая, однослож­ная речь, либо ее отсутствие.

У детей редко наблюдается ступор с полной обездвиженно­стью, более характерны его частичные проявления в виде руди­ментарных признаков заторможенности и эпизодических удержи­ваний одной какой-либо позы (застывания с ложкой, поднесенной ко рту, с поднятой рукой при одевании и т. д.).

Как ступор, так и субступорозное состояние наблюдаются при кататонической шизофрении, тяжелой психогенной депрессии или при маниакально-депрессивном психозе.

Нейропсихологические коррекционные занятия и занятия с психологом при нарушениях воли и внимания. Запись на прием

Ступор у детей

Как уже отмечалось в обзоре литературы, из всех форм рано начавшейся шизофрении непрерывная изучена наиболее полно. Еще в прошлом столетии в руководствах по общей психиатрии можно встретить упоминания о психотических состояниях у детей, клиническая картина которых близка к рассматриваемой нами злокачественной непрерывной шизофрении.

Одним из первых обратил особое внимание на двигательные расстройства в клинике психозов у детей Н. Maudsley (1871); этот же исследователь предположил возможность у детей галлюцинаций «воображения», дал характеристику состояния, близкого к онейроидному, назвав его «каталептическим», и отметил, что только после организации у детей определенных идей становятся возможны нелепые, бредовые идеи К сожалению, мы не нашли у этого автора указаний на точный возраст больных, в котором могли выявиться упомянутые расстройства.

Читайте так же:  Что делать, если муж, вернувшись в семью, продолжает тайно общаться с любовницей

Вслед за Н. Maudsley ряд психиатров подтверждали его мнение о двигательных нарушениях как основных расстройствах в психозах у детей. В круге острой деменции у Н. Emmingha us (1887) есть клинические описания у детей ступора с восковой гибкостью и «вялого ступора» с отсутствием галлюцинаций и «безумных идей». Кататоническое возбуждение у ребенка 3 лет охарактеризовал С. Н Данилло (1891), а несколько позднее — S. de Sanctis (1908, 1912), обнаруживший детское помешательство с кататоническими расстройствами, причислил его к «раннему слабоумию». Выделенный этим автором психоз представлял один из подвидов теперешней злокачественной шизофрении. J. Raecke (1909) уже характеризовал острые состояния у 10 детей 12

—13 лет с кататоническим возбуждением, явлениями восковой гибкости, эхолалией, эхопраксией, мутизмом. Развернутые исследования кататонических и гебефренных расстройств у детей старшего возраста провели М Брезовский (1909) и А Н Бернштейн (1912). W Strohmayer (1913) предположил, что у школьников состояниям эмоционального отупления предшествуют кататония, гебефрения и вместе с тем высказал сомнение, что у детей 3—4-летнего возраста возможно «раннее слабоумие». Несмотря на фундаментальный характер упомянутых исследований, значительно позднее Л А Прозоров (1921), а затем М О Гуревич (1927), В А Гиляровский (1929) и др. высказывались в пользу наличия кататонических расстройств у детей скорее при органических повреждениях головного мозга и» экзогенных психозах, чем при шизофрении Как, впрочем, еще раньше L Voigt (1919) утверждал, что такие кататонические расстройства, как гримасы, стереотипные позы и ритмические движения, эхолалии, эхопраксии присущи олигофренам с выраженным умственным недоразвитием, а не больным шизофренией.

В последующие годы постепенно накапливались исследования о шизофрении у детей, в которых основное внимание уделялось кататоническим и в меньшей степени гебефренным расстройствам Чтобы можно было сравнить кататонические расстройства взрослых и детей и доказать правомерность их выделения при детской шизофрении, приведем характеристику кататонических расстройств у взрослых, больных шизофренией, Е. Kraepelin (1898, 1913, 1920). При кататонии у взрослых, писал он, обнаруживается безвольное следование приказаниям, эхолалия, эхопраксия, импульсивное поведение. Бездумные действия совершаются внезапно и молниеносно Встречаются бесцельные движения, когда отсутствует определенное намерение. Из частых и бессмысленных движений и действий слагается картина кататонического возбуждения У больных к тому же возникают подергивания в различных мышечных зонах, прикосновения к определенным частям тела пальцами, напоминающие бессмысленные, стереотипные движения маленьких детей Для речи больных характерны рифмования, стереотипность, иногда мутизм, вербигерация У этих же больных были возможны головокружения, обмороки, припадки Развитие кататонических состояний проходит стадии меланхолии, мании, возбуждения, спутанности и исхода в дефектное состояние.

[3]

После развернутых клинических характеристик кататонии у лиц зрелого возраста следует отметить, что во всех, как ранее упомянутых, так и последующих работах психиатров кататонические расстройства у детей охарактеризованы почти однозначно.

Их определяли ступор, двигательная заторможенность, негативизм, стереотипии, персеверации, повышенная внушаемость, интеллектуальная заторможенность, а гебефрению — в основном мания и депрессия, стереотипия, персеверации в движениях и мышлении, импульсивные влечения, бегство, выбрасывание и повреждение вещей.

В американской психиатрической литературе Н. Potter (1933) принадлежит первая работа, в которой описано 14 больных в состоянии кататонии, чрезмерным количеством движений или оскудением их, тенденцией к стереотипиям, застыванию, сниженной речевой активностью вплоть до мутизма, дефектом аффективного резонанса, инкогерентностью и персеверацией в мыслительных процессах.

В 1946 г G Stump и Р Philipsen выделили самостоятельное заболевание, охарактеризовав двоих больных детей, состояние которых даже предположительно не отнесли к кататоническому. У этих пациентов контакты с окружающими были нарушены, полностью отсутствовали аффективные реакции на родителей. При отсутствии обращенной речи сохранялись пение, правильное произношение слов, наблюдались негативизм, стереотипные движения, периодически состояние утяжелялось. Авторы утверждали, что клиническая картина в приведенных наблюдениях не была похожа на травматическое, постинфекционное состояние, синдром Крамера—Полнова. Этот случай еще раз подтвердил высказывания J . Lutz о недостаточной изученности кататонических расстройств у маленьких детей, отсутствии общепринятых стандартизованных описаний «кататонических» синдромов у больных шизофренией детей.

[2]

Ряд психиатров, начиная с Kraepelin, обращали внимание на возможность симптомов регресса в клинике злокачественной шизофрении у детей (Сим-сон Т. П, 1948; Despert L., 1952, Kothe В, 1957, и др.), Однако о расстройствах этого типа имеется еще меньше сведений. Не изучена взаимосвязь кататонических и регрессивных расстройств, нет сведений об их зависимости от уровней онтогенеза больных, неясно их прогностическое значение.

Наконец, нужно остановиться и на давно известных фактах наличия галлюцинаторных расстройств и бреда в клинической картине неблагоприятной детской шизофрении и их незначительном удельном весе в ее клинике (Симеон Т. П., 1945; Моисеева М. И., 1969; Strohmayer W., 1923; Potter H., 1933; Kanner L., 1958, и др.). Возрастные особенности и этих психопатологических расстройств остаются малоизвестными. Так, нет данных о возрасте детей, в котором эта патология впервые появляется. Все сказанное об особенностях психопатологии ранней неблагоприятной формы шизофрении показывает необходимость дальнейшего ее изучения. На настоящем этапе неблагоприятную шизофрению у детей характеризуют: по типу течения — как подострую, острую, галопирующую, по синдромальным признакам— как кататоническую, кататоно-гебефренную, псевдоолигофреническую, по типу исхода — как неблагоприятную, злокачественную, по возрастным критериям— как раннюю детскую шизофрению, по факторам причинности — как одну из форм симбиотического психоза.

Рассматриваемую форму шизофрении мы определяем как непрерывную, злокачественную, рано начавшуюся. В нее входят случаи, которые характеризуют острое или подострое начало, свойственная этой форме шизофрении клиническая картина с присущими — ей расстройствами моторики, речи, поведения и быстрым формированием конечных состояний с олигофреноподобными формами дефекта.

Среди наблюдавшихся нами 42 больных непрерывной злокачественной шизофренией (из них 10 девочек) все заболели до 5-летнего возраста (табл. 3).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таблица 3. Средний возраст начала болезни у детей с непрерывной злокачественной шизофренией

Ступор у детей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here