Эмоциональная нестабильность

Как-то раз, прогуливаясь вечером по улице, услышала разговор двух женщин преклонного возраста: «Все болезни от нервов, одна только от любви – венерическая, — поучала одна старушка другую, — да и то, дорогуша, — продолжала та убеждать свою собеседницу, — нам с тобой уже последняя не грозит поэтому, береги нервы».

Нечаянно услышанная фраза изрядно повеселила меня в тот вечер. В приподнятом настроении я пришла с прогулки домой.

А ведь права эта старушка! – громко заявила я сама себе. Все болезни от нервов…, и плохое самочувствие — это как раз следствие наших человеческих переживаний. Обычная болезнь формируется на основе эмоциональных взрывов (аффектов), проще говоря, бесконтрольном эмоциональном волнении.

Эмоции – это непосредственное временное душевное переживание какого- либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям.

Аффект – это сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул, который полностью захватывает психику человека (ярость, гнев, ужас и др.)

Психоэмоциональное напряжение сопровождается физиологическими изменениями в организме человека. Если оно длится слишком долго или происходит очень часто, то может повлечь за собой болезнь (соматическое заболевание).

Соматическое заболевание — телесное заболевание (см. Википедию) – вызываемое внешним воздействием или внутренним нарушением работы органов и систем человека.

Неблагоприятные психологические факторы способны «организовать» болезнь и спровоцировать ее рецидивы.

Мозг как основной регулирующий орган определяет не только эффективность всех физиологических процессов, но и степень психологического благополучия (самочувствия) и удовлетворения собой. Если человек не удовлетворен собой, то у него будут плохие мысли, значит, обязательно будет плохое настроение.

Получается, что здоровье человека напрямую зависит от его мыслей, а настроение человека влияет на возникновение и течение заболеваний. Эмоциональная неустойчивость, раздражительность, повышенная впечатлительность, мнительность — это те условия возникновения соматических болезней. Мнительность, внушаемость – это свойство психики не только врожденное, но и в большей степени приобретенное в процессе воспитания и обучения. Мнимые болезни возникают легче при наличии способствующих факторов: нервно-психического перенапряжения и переутомления. Эмоциональный стресс (семейные неурядицы, служебные неприятности, тяжелая болезнь близких и пр.) могут вызвать серьезные соматические заболевания у человека. Многие ученые утверждают, что 80% всех заболеваний является психосоматика. Остальные 20% — это несчастные случаи.

Таким образом, эмоциональная нестабильность и мнительность у людей как причина соматических заболеваний. И любая болезнь может явиться ответом на психологическую проблему.

— Почему наши соотечественники с соматическими проблемами не часто прибегают к психологической помощи?

— Что я псих что ли, ходить по психологам?

Такова основная реакция у наших людей на предложение обратиться к помощи психолога.

Эмоциональная неустойчивость

Эмоциональная неустойчивость личностное нарушение либо психологическая неприятность, которая проявляется сменами настроения, ослабленным самоконтролем, импульсивными словами и действиями и другими проявлениями нестабильности чувств.

Любой из нас проявляет эмоции в большей либо меньшей мере. Часть людей привыкла по окончании рабочих психологических напряжений вечером срываться на семье. Это называется эмоциональной разрядкой. Но имеется и более конструктивные методы избавиться от негатива, дабы не навредить себе и не сломать отношения с окружающими. Сдерживать эмоции, глотать их кроме этого не нужно. Психологи утверждают, что сдерживание чувств может стать обстоятельством личностных расстройств и значительных неприятностей со здоровьем.

В то время, когда стоит волноваться

Эмоциональная неустойчивость не есть заболеванием как правило. Она характеризуется такими проявлениями:

  • излишняя раздражительность (психи по мелочам)
  • вспышки (состояние аффекта)
  • перепады настроения. время от времени без видимой обстоятельства, довольно часто неосознанные
  • низкий уровень контроля своих эмоций и своего поведения

Эти проявления не имеют связи как правило со стрессовыми факторами либо трансформациями погоды. Людям, каковые следят за эмоционально нестабильным человеком, думается, что у него отсутствует самоконтроль. При эмоциональной неустойчивости человек пробует отыскать зацепку, которая разрешит им выплеснуть эмоции. Они очень плохо относятся к критике, не терпят возражений, не пробуют уважать и принимать чужое вывод, неизменно настаивая на своем.

Типы и симптомы

Выделяют два типа эмоциональной нестабильности (неустойчивости):

Первый из названных характеризуется такими факторами:

  • бурное, развитое воображение
  • подвижность когнитивного восприятия
  • излишняя чувствительность
  • аффективная лабильность
  • мучительное восприятие преград, каковые видятся на пути к достижению целей
  • болезненное восприятие собственных неудач, ошибок, провалов
  • стрессы благодаря гиперболизированного восприятия происходящего

Это неустойчивая психопатия, которая граничит с таким психическим заболеванием как шизофрения. Пограничный тип эмоциональной неустойчивости формируется в пубертатный период. В таком возрасте жажды превалируют над правилами и запретами, каковые установлены в обществе и в конкретной семье либо окружении ребенка. Дети с данным типом эмоциональной нестабильности характеризуются неусидчивостью. Их настроение подвержено сменам, что может повлечь за собой фрустрацию и невнимательность (причем как в школе, так и при проведении свободного времени, на дорогах, в быту и т. д.).

Люди с пограничным типом эмоциональной неустойчивости имеют слабость к опробованиям, каковые встречают их на жизненном пути. У них наблюдаются нарушения аутоидентификации. Потому люди с таким характером довольно часто спиваются, начинают принимать наркотики различного замысла, нарушают закон. В редких случаях у них может развиться истерия либо депрессия.

Люди с пограничным типом эмоциональной нестабильности за маленькое время смогут привязаться к другому человеку. Потому их личность не имеет для того чтобы качества как самостоятельность. Их поведение может характеризоваться суицидальным шантажом, конфликтами с окружающими, беспричинной ревностью во всевозможными ее проявлениями и т.п.

Люди с импульсивным типом эмоциональной неустойчивости излишне возбудимы. Раздражающие факторы очень сильно воздействуют на них. Такие люди уверены в том, что мир (природа/будущее/окружающие) настроен против них (всё мне на зло!). Для детей с таким типом эмоциональной нестабильности свойственны такие качества:

Читайте так же:  Невменяемость

В случае если человеку с таким характером не удается занять лидерскую позицию, он начинает замыкаться в себе, проявляет злобу в отношении окружающих. Таковой человек совершает в нередких случаях публичные, демонстративные аффективные поступки, довольно часто гневается. Для него обычны приступы ярости, в которых он может нанести моральный и физический вред другим.

Окружающие не смогут осознать и принять такое поведение, изолируются от человека с импульсивным типом эмоциональной неустойчивости. Обстановка этим лишь усугубляется. Личность делается ожесточённой, не имеет возможности и не желает идти на уступки. Диалог с таковой личностью выстроить очень не легко.

Обстоятельства

Обычные обстоятельства эмоциональной нестабильности человека:

  • долго непроходящее эмоциональное напряжение

Оно, со своей стороны, возможно вызвано:

— постоянными неудачами в жизни и стрессами

— избытком либо, напротив, недостатком внимания со стороны других людей

— постоянными запретами своих родителей, через чур строгим их воспитанием либо, напротив, вседозволенностью

Данные расстройства смогут иметь такие обстоятельства:

— недостаток определенных витаминов и минералов в организме (дети наряду с этим начинают не хорошо обучаться, становятся невнимательными, ведут себя излишне эмоционально)

— нарушение баланса гормонов (такое видится у множества дам, обстоятельства смогут быть различными)

— трансформации в балансе гормонов, связанные с возрастом (фиксируют у дам от 40 лет, связаны с менопаузой )

В случае если обстоятельство относится к первой обрисованной выше группе, необходимо идти на прием к психотерапевту либо психологу. В случае если же эмоциональная нестабильность вызвана какой-то обстоятельством из второй группы, необходимо добавить в рацион недостающий компонент (витамин и др.)

Родители довольно часто не ожидают, как изменится поведение ребенка и его оценки в школе, в то время, когда ему начинают давать витамины и минералы для нормализации работы нервной системы либо фитоэкстракты. Нормализация баланса витаминов и гормонов в организме кроме этого приводит к улучшению самооценки.

Как лечить

Во-первых, необходимо исключить ситуации, в которых человек будет активизировать свои эмоции. Другими словами на работе необходимо избегать нервных планерок и отчетов, общения с неприятными людьми и т. п. Во-вторых, возможно попросить доктора решить вопрос назначения БАДов, каковые окажут помощь нервной системе прийти в порядое, избавят от постоянной усталости, вернут обычный уровень гормонов и обеспечат организм нужными нужными веществами.

Если вы зафиксировали у себя проявления эмоциональной неустойчивости, возможно попытаться поменять обстановку, съездить на отдых (пускай кроме того несколькодневный) в санаторий либо просто на дачу за городом. Обитателям мегаполисов периодически необходимо отдыхать от бешенного темпа города. Забудьте на время о том, что у вас имеется неприятности, обязанности и срочные задачи.

Попытайтесь выделить свободное время для:

  • курса массажа
  • похода в спа-салон (лучше, дабы сеансов было пара)
  • физических нагрузок разного плаана (каковые будут и эмоционально приятны)
  • танцев
  • йоги
  • плавания

Сейчас существует множество тренингов по художественной терапии. Не выходя из дома, возможно сделать самому себе сеанс ароматерапии. В интернете имеется множество текстовых и видео-пособий на эту тему. А аромамасло возможно приобрести в ближайшей аптеке. Это возможно эфирное масло сосны сибирской, эвкалипта, мяты, чайного дерева. Имеется кроме этого комбинации масел, предназначенные специально для эмоциональной разгрузки и расслабления. Сеанс ароматерапии должен быть несколько, не смотря на то, что эффект ощутим сходу.

Кроме этого доктор может назначить прием витамино-минеральных комплексов на базе растительных компонентов:

Эмоциональная неустойчивость у дам

В тех случаях, в то время, когда эмоциональная нестабильность есть следствием определенного этапа менструального цикла, либо же следствием приближения климакса, необходимо обратить внимание на гормоны. Рекомендуются такие препараты как ФемиНорм и ФемиТон на природной базе. Они приводят в норму соотношение гормонов в женском организме.

Как общатьсся с дамой/девушкой при пмс

Если вы понимаете, что у вашей подруги либо жены скоро начнутся критические дни, это растолковывает ее эмоциональную нестабильность. Если вы станете придерживаться несложных правил общения, то сохраните отношения и свои нервы. Во-первых, не требуется ей говорить о ее неуравновешенности в эти дни. Это приведёт к обиде, чувство непонимания либо злость. Если вы провели личные наблюдения и сделали выводы, это замечательно. Но не следует о них информировать даме в период пмс.

Второе правило: запаситесь терпением. Взрыв чувств может последовать от действия любого фактора, любой мелочи. Лучше не спорить, если не желаете громких скандалов. Отступите и перенесите данный разговор на другой сутки. Если вы ощущаете, что общение с дамой в период пмс вызывает у вас злость либо раздражение, попытайтесь дышать как возможно глубже и считать до 10 перед тем, как желаете сказать грубость либо применить физическую силу. Нельзя исключать, что через 5 мин. ваша подруга либо супруга уже станет милой и пушистой.

Третье правило: выслушайте ее, кроме того если она говорит абсурд. Довольно часто дамы, ощущая себя не хорошо, пробуют сказать с целью выплеснуть эмоции. И эту обращение стоит принимать как раз с таковой стороны, а не как несущую какую-то полезную данные.

Четвертое правило: не принимайте близко к сердцу то, что говорит женщина/ дама в пмс. Довольно часто благодаря действия гормонов женщина начинает обижать либо оскорблять окружающих, о чем потом жалеет. Так что, в случае если начались оскорбления с ее стороны, лучше, снова же, отложить спор либо выяснение взаимоотношений на другой сутки.

Необходимо готовься к крайностям. Вспомните ситуации, в то время, когда вы не хорошо себя ощущали и срывались на окружающих. Не имеет значения, было ли это спровоцировано психологическими либо физическими проблемами. В любом случае, все мы не без греха, и довольно часто в общении не контролируем себя либо не поймём последствий сказаного. Попытайтесь войти в ее положение.

Если вы понимаете, что у вас либо близкого человека долгая эмоциональная неустойчивость, и выше обрисованные способы лечения не оказывают помощь, обратитесь к терапевту, психологу либо психотерапевту. Терпения вам и здоровья!

Читайте так же:  Писательницы, покончившие жизнь самоубийством

Как предупредить развитие эмоциональной нестабильности у ребенка.

Часто на консультациях у детского психолога родители жалуются на эмоциональную нестабильность (неустойчивость) ребенка – частые психо-эмоциональные срывы, повышенную слезливость, капризы, переходящие в истерики. То, что достаточно естественно в период первого возрастного кризиса 18-24 месяцев, уже вызывает родительскую тревогу в период дошкольного и младшего школьного возраста.

Говоря об эмоциональной стабильности, мы будем говорить о способности ребенка переносить приятные и неприятные эмоции, не будучи «затопленным» ими. Всем родителям известны случаи проявления эмоциональной нестабильности у их чада. Например, когда недовольство и злость переходит в бессильную ярость — и ребенок одновременно рыдает, плюется и пинается ногами; обида — в долгие всхлипывания под одеялом; страх перерастает в неуправляемую панику; грусть или печаль — в апатию и безжизненность; стыд — в потерю способности поддерживать контакт, продолжать общение. «Хорошие» чувства – радость, веселье, удовольствие тоже, бывает, что зашкаливают. Всем известно, когда ребенок (как говорится) «перебесился» от радости и срывается на капризы, истерики, плач.

Развитие эмоциональной стабильности у ребенка закладывается в раннем детстве с помощью родителей. Кроме этого все дети отличаются степенью индивидуальной переносимости сильных эмоций – кто-то более устойчив, кто-то менее.

Существенно важной частью эмоционального созревания является способность переносить тревогу, стыд, вину. Особенно важно уметь переносить депрессивные чувства (печаль, тоску, грусть), которые часто сопровождают нашу жизнь в ситуациях разочарования, утраты (потери работы, значимых отношений, смерти близких), болезни, выхода на пенсию и многими другими болезненными, но неизбежными переживаниями.

Немного отклонившись от темы детского развития, замечу, для взрослого также важна способность переносить сильные чувства, не будучи разрушенным ими, иметь эмоциональные резервы, как для себя, так и для своих близких, нуждающихся в помощи. Люди, которые могут комфортно переживать чувства, обычно спокойны; считая, что их состояние вполне соотносится с их жизненным переживанием; что оно имеет смысл; и что, выполнив свою цель, оно прекратится.

Если человек не справляется с уровнем эмоционального напряжения, то он часто вынужден прибегать к употреблению психотропных препаратов, алкоголя, наркотиков, чтобы временно «заморозить» эмоции. Или человек начинает блокировать эмоциональную чувствительность, и тогда чувства проявляются в виде соматических приступов (болей, головокружения, повышения давления) – т.е. развиваются психосоматические реакции. Тогда — как пациенты, так и врачи, начинают воспринимать в виде заболеваний то, что на самом деле является проявлением эмоций.

Развитие эмоциональной устойчивости у ребенка не происходит само по себе, здесь велика роль родителей в том, чтобы помочь детям обрести способность управлять своими эмоциями.

Давайте рассмотрим, какие методы формирования эмоциональной стабильности имеются в распоряжении у ухаживающего за ребенком родителя; и каких реакций стоит избегать?

1. Присутствие рядом близкого человека и его отклик уже само по себе несет успокоение для испытывающего беспокойство ребенка.

2. Внимательные родители позволяют своим детям упражняться в способности переносить различные эмоции — так же, как при обучении ходьбе или плаванию. Эмоциональные всплески должны допускаться лишь в той степени, в какой ребенок может их вынести. Если ребенок упал и чуть захныкал; то чуткая мать не будет сразу бросаться на помощь, а будет следить за реакцией, давая возможность ребенку справиться самому. Так же стоит поступать, если ребенок настороженно замер, столкнувшись с чем-то неожиданным или новым. Здесь поможет голос мамы с некоторого расстояния, подбадривание и разъяснение ситуации. Родителю важно заметить и предотвратить тот момент, когда малыш зайдется в плаче от сильного испуга; или — если это не удалось, стать опорой – пожалеть, погладить, объяснить, что это было. Т.е. мать вмешивается только тогда, когда ребенок утрачивает контроль над ситуацией.

Маленького человечка, конечно, никто не осудит за проявление сильных эмоций; но и по отношению к детям постарше, родителям очень важно не фиксировать внимание на том, что ребенок утратил контроль над своими эмоциями; или оправдать его, ссылаясь на сложившиеся обстоятельства.

Возможно, наиболее важный и трудный аспект материнства как раз и состоит в позволении ребенку самостоятельно переносить все более интенсивное эмоциональное напряжение – в таком случае матери надо уметь справляться с собственной тревогой и уметь удерживать себя от того, чтобы каждый раз кидаться на помощь.

Нежелательными являются два варианта родительских реакций. Во-первых, как мы только что говорили, когда взрослый тут же кидается на помощь – этим он дает ребенку послание: «Ты слабый, и сам ничего не можешь» — это способствует возникновению страху не только перед ситуацией, но и перед эмоциями, окрашивающими ее, и формированию неуверенности в своих силах. Во-вторых, опасно, когда родитель игнорируют ситуацию — когда ребенок уже «затоплен» аффектом, это может привести к психологической травме – когда ребенок один на один остается с невыносимыми переживаниями.

3. Идентификация с родителем — в дальнейшем ребенок приобретает функцию самоуспокоения, подражая родителю. Если мать сохраняет терпимость и доброжелательность по отношению к сильным эмоциям ребенка, жалеет и успокаивает его (а не стыдит и не ругает); то ребенок так же будет относиться и сам к себе. В тех ситуациях, когда ребенок эмоционально не справляется самостоятельно – например, плачет от ушиба или испуга, матери важно показывать свое спокойствие, и не «заражать» ребенка своей тревогой. Тогда ребенок сможет подражать реакции взрослого, примерно так: «Если мама не боится (не тревожится), значит, это не страшно (не опасно), тогда и я не боюсь (не тревожусь)». Родитель может и напрямую — словами побуждать ребенка идентифицироваться с ним: «Посмотри, папа же не боится».

Если же мать в случае стрессовой ситуации сама чрезмерно расстраивается или впадает в панику, то, таким образом, она породит у ребенка вторичную тревогу (не только от ситуации, но и от своей реакции на нее). В худших случаях она может даже ругать ребенка, например, за то, что он ушибся; добавляя к боли от ушиба критику и оскорбление.

Пытаясь подражать матери, ребенок должен почувствовать, что получил разрешение, так сказать, «занять место матери» по отношению к самому себе, оказывая помощь себе. Но порой случается такое, что женщина решает за счет ребенка свои проблемы и, желая быть незаменимой для ребенка, не дает ему «это разрешение». Например, многие дети успешно успокаивают себя с помощью «переходного объекта» – это может быть какая-то вещь, которая напоминает ему мать; или мамина вещичка; или мягкая игрушка – как заменитель мамы. Некоторые матери, явно ощущая ревность, могут отнимать переходный объект у ребенка, не разрешая ему, таким образом, оказать себе самоподдержку. Такие реакции, как правило, содействуют чрезмерной зависимости ребенка от родителя. В таких случаях, чтобы не травмировать ребенка, женщине было хорошо разобраться в себе при помощи психотерапевта.

4. Похвала и одобрение. Когда ребенок показывает, что он может присвоить себе функцию родителя и успокоить себя самостоятельно; родитель выражает одобрение за использование такого способа обращения с эмоциями: «Вот, молодец! Ты сначала боялся идти к врачу, а потом понял, что это не страшно, и успокоился». Хороший родитель будет предлагать эмоциональную поддержку до тех пор, пока она необходима, однако будет готов дать возможность ребенку использовать свои собственные ресурсы.

Читайте так же:  Депрессия у мужчин

Выражая одобрения и похвалу за контроль над своими чувствами, важно «не стимулировать» развитие этого навыка обратным способом – не стыдить и не позорить ребенка за то, что он не справился со своими чувствами или попросту проявил их. Например, маленький мальчик, который плачет от страха, испытывает дополнительно и стыд, когда его укоряют за «немужскую реакцию», и порицает себя за это. Эта вторичная реакция усиливает страх эмоции. Ребенок, во-первых, чего-то боится и страдает от этого; а, во-вторых, он будет бояться переживать страх и делиться этим чувством, потому что это еще и стыдно. Если ребенок реагирует чувствами вины или стыда на неконтролируемое проявление своих эмоций, это серьезно ухудшает его возможность справляться с этими эмоциями.

В худшем случае, аффект, который однажды оказался разрушительным, в последствии может восприниматься как опасный. Бывает, родители «управляют» ребенком путем пристыживания, а кроме этого еще нечутко замечают вслух, что ребенок покраснел от стыда — это порождает еще больший стыд. Стыд может оказаться таким непереносимым чувством, с которым невозможно встречаться, не будучи разрушенным им. Непереносимые чувства могут выражаться, как мы уже говорили, в виде соматических приступов.

5. Помощь ребенку в том, чтобы постепенно развивать вербализацию – т.е. словесно формулировать свои чувства и просьбы. Для этого родителям важно обучать ребенка — называя ему те чувства, которые он испытывает; и поощрять его за их выражение словами, а не криком и плачем.

Но существуют родители, которые сами не способны говорить о своих чувствах и показывать их. Часто такие родители также не разрешают их проявлять ребенку. В таком случае ребенок будет иметь трудности быть в контакте со своими чувствами – осознавать, принимать их, и здоровым образом управлять ими.

6. Родители могут предлагать ребенку способы, с помощью которых можно справляться с болезненными чувствами. Например, когда грустно поддержать себя чем-то приятным (игрой, вкусностями). С болезненными чувствами вины или стыда можно справляться с помощью ритуала прощения или исполнения чего-то хорошего, взамен содеянному (важно эти приемы самоподдержки отличать от наказания). По мере взросления доступ к таким приемам и ресурсам внутри себя делает для индивида возможным успешное преодоление различных неприятных чувств и состояний, которые случаются в ходе обычной ежедневной работы или учебы.

7. Демонстрируя своим примером принятие чувств ребенка в качестве нормальных реакций на ситуации, мать учит и ребенка осознавать свои чувства и воспринимать их в качестве сигналов — так, например, тревога может сигнализировать об опасности, и поэтому ее важно не подавлять как нежелательную реакцию — а учитывать.

На каждом этапе развития ребенка есть свои особенные моменты, в которых родитель может помочь ему не травматично проживать эмоции. В момент приучения к горшку ребенок может испытывать гордость или стыд за свои успехи или неудачи; и здесь мать может помочь, позволяя ему испытать оба этих чувства, сохраняя при этом общее чувство благополучия. Во внутреннем мире ребенка это, может, звучат так (конечно, выражаясь взрослообразно): «Сейчас вышел конфуз и мне стыдно, но в целом – я хороший и достойный любви».

Есть один важный момент… Большинство матерей способны принимать сильные эмоции очень маленького ребенка, реагировать на них как на просьбу об оказании услуг и с готовностью удовлетворять потребности малыша. Однако хроническое состояние неудовлетворенности (плач и крик) младенца подрывает идеальное представление женщины о себе как о любящей матери счастливого и «хорошего» ребенка. Тогда женщине становится труднее терпимо откликаться на малыша. А по мере развития ребенка — особенно в период первого кризиса 18-24 месяцев, они все в большей степени реагируют на его эмоциональные вспышки раздражением. В позднем детстве открытое эмоциональное выражение ребенка (капризы, агрессия, обиды) может вызывать скорее неодобрение и наказание со стороны взрослого, чем стремление помочь. Но, отвергая чувства ребенка, родитель учит его самого обращаться с ними подобным же образом.

Развитие устойчивости к болезненным эмоциям необходимо для перехода от игры к учебе. Это особенно важно для ребенка в младшем школьном возрасте, чтобы справляться со своими школьными и социальными задачами. Еще одной важной задачей развития эмоциональной стабильности является подготовка почвы для проверки эмоциональной удали в подростковом периоде.

В индивидуальной психотерапии при работе над любым запросом пациента происходит более полное развитие эмоциональной стабильности, которая выражается в способности осознавать, принимать болезненные чувства, уметь справляться с ними, не будучи разрушенным ими. Развитие эмоциональной устойчивости — это процесс, продолжающийся всю жизнь.

Лечение эмоционально неустойчивого расстройства личности

Эмоционально неустойчивое (эксплозивное, возбудимое, эпилептоидное) расстройство личности — это глубокое нарушение характерологической конституции, ведущими симптомами которого являются крайняя эмоциональная нестабильность в сочетании со склонностью к импульсивным действиям без учета их последствий. Эти симптомы начинают проявляться с детского возраста, кристаллизуются во время пубертата и уже в ранней юности проявляется развёрнутая клиническая картина.

Выделят два подтипа этого расстройства: импульсивный и пограничный.

Импульсивный тип имеет следующие особенности:

  • Эмоциональная нестабильность проявляется в виде легко возникающих вспышек гнева, ярости и агрессии. Фон настроения дисфоричный (мрачность, раздражительность, неприязненное отношение к окружающим, недовольство всем и всеми).
  • Наряду с изменчивостью присутствует выраженная вязкость аффективных реакций. Такие люди очень злопамятны, мстительны, неуступчивы.
  • Импульсивность действий проявляется во вспышках вербальной и невербальной агрессии спонтанно или в ответ на малейшее противодействие со стороны; расторможенностью влечений, сексуальными эксцессами.

Пограничный тип характеризуется следующими отличиями:

  • Эмоциональная нестабильность является следствием впечатлительности, живости воображения, высокой скорости и подвижности когнитивных процессов. Она не несет в себе дисфорической составляющей, напротив, люди этого типа отличаются глубокой вовлечённостью в события, особенно, касающиеся сферы их интересов. Они очень восприимчивы к любым препятствиям на пути реализации своих целей. Их эмоциональные реакции чрезвычайно обострены и гипертрофированы.
  • Сильная изменчивость в когнитивной сфере проявляется в частой смене самооценки и самоидентификации, трактовке окружающей действительности.
  • Люди этого типа склонны к формированию зависимости в отношениях.
  • Импульсивность действий у этого типа проявляется частой и внезапной сменой интересов, профессии, места жительства, социального статуса и т.д. Человек с пограничным расстройством личности сначала страстно что-то желает, прикладывает массу усилий для достижения цели, при этом демонстрируя блестящие успехи на выбранном поприще, но вскоре резко охладевает и переключает всё своё внимание на новый объект.

Хотя пограничный тип несет в себе менее деструктивные проявления, чем импульсивный, всё же, из-за чрезмерной возбудимости и лабильности эмоциональной и поведенческой сфер люди этого типа испытывают трудности в формировании здоровых прочных межличностных отношений; им сложно длительное время работать в одной области, что часто становиться преградой для профессионального роста. Постоянные высокие психические нагрузки приводят к астенизации и возникновению симптомов вегетативной дисфункции.

Ведущее место в лечении эмоционально неустойчивого расстройства личности занимает психотерапия. Применяются различные формы и методики (индивидуальная, групповая, семейная; гештальт, когнитивно-поведенческая терапия). Благодаря своим особенностям, когнитивно — поведенческая терапия пограничного расстройства личности характеризуется высокой эффективностью в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Когнитивно-поведенческая терапия: особенности при лечении расстройства личности

Являясь результатом слияния двух фундаментальных направлений психотерапии и воздействуя одновременно на мышление и поведение пациента, когнитивно-поведенческая терапия обеспечивает комплексный подход к коррекции расстройств личности.

Когнитивная составляющая, в ходе которой происходит выявление и трансформация дисфункциональных паттернов мышления, проводиться в виде индивидуальных сессий. Поведенческая, призванная помочь пациенту заменить нежелательные формы поведения новыми, более конструктивными, — может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой или семейной форме. В последнем случае сессии направлены не только на пациента, но и на членов его семьи, чтобы помочь им научиться правильно взаимодействовать с человеком, страдающим пограничным расстройством личности.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) имеет следующие особенности:

  1. использование лишь тех методов, эффективность которых достоверно доказана экспериментальным путём;
  2. терапия начинается с проработки конкретных, наиболее актуальных для пациента задач — правило «здесь и сейчас»;
  3. КПТ подразумевает директивную позицию психотерапевта и активную позицию пациента, четко следующего указаниям врача. Работа осуществляется не только во время сессий, пациент часто получает «домашние задания» в виде конкретных упражнений, ведения «дневника мыслей» и др.
  4. при согласии пациента в терапии активно используется помощь членов семьи.

Благодаря своим особенностям, когнитивно-поведенческая психотерапия зарекомендовала себя как терапевтическая методика с доказанной высокой эффективностью, причём первые положительные результаты пациенты отмечают уже после нескольких сессий.

Долгосрочное влияние терапии на пограничное расстройство личности

Когнитивно-поведенческая терапия не останавливается на исправлении существующих дисфункциональных паттернов мышления и поведения. Одной из целей этого метода является научение пациента справляться с новыми жизненными трудностями, используя те приёмы и навыки, которые он приобрёл в ходе лечения. Благодаря этому достигается быстрая реабилитация, стойкая и длительная компенсация состояния с одновременной профилактикой «срывов».

Таким образом, когнитивно-поведенческая терапия пограничного расстройства личности позволяет решать следующие задачи:

  • трансформация дисфункциональных черт личности пациента: формирование новых установок и способов мышления, для создания позитивного отношения к собственной личности и окружающему миру;
  • снижение возбудимости и устранение астенических проявлений ;
  • обучение пациента: контролировать своё поведение и эмоции, новым конструктивным навыкам социального взаимодействия, использовать полученные умения и знания, чтобы адаптироваться к любым жизненным обстоятельствам.

В центре ментального здоровья «Альянс» работают квалифицированная команда психотерапевтов, имеющих многолетний опыт в сфере когнитивно-поведенческой терапии. Индивидуальный подход к каждому случаю позволяет подобрать наиболее эффективную форму работы: индивидуальная, групповая, семейная психотерапия или их сочетание. Грамотное ведение реабилитации и поддерживающей терапии, осуществляемое нашими докторами, — залог стойкой, длительной компенсации и высокого качества жизни наших пациентов.

Когнитивно-поведенческая психотерапия во всём мире зарекомендовала себя как высокоэффективный метод лечения характерологических нарушений, в том числе, пограничного расстройства личности. В ходе терапии решаются не только актуальные проблемы, вызванные дисфункциональными чертами личности, но и происходит обучение пациента навыкам, которые в дальнейшем позволят ему самостоятельно справляться с различными жизненными трудностями.

Психолог, Клинический психолог Психоаналитик

Психолог, Клинический психолог Психоаналитик

Читайте так же:  Раздражительность

Психолог, Клинический психолог Психоаналитик

Психолог, Клинический психолог Психоаналитик

Психолог, Клинический психолог Психоаналитик

Давно начались проблемы со здоровьем? Опиши, пожалуйста, поподробнее все симптомы.

Психолог, Клинический психолог Психоаналитик

Варвара, а что будет, если ты не будешь это контролировать? И какие чувства сподвигают тебя к этому контролю?

Эмоциональная нестабильность-эмоциональная стабильность по Кеттеллу

3. Фактор С: «эмоциональная нестабильность-эмоциональная стабильность»

Этот фактор характеризует динамическое обобщение и зрелость эмоций в противоположность нерегулируемой эмоциональности. Психоаналитики пытались описать этот фактор как эго-силу и эго-слабость. Согласно методике Кеттелла, личность с полюсом C- легко раздражается из-за тех или иных событий или людей, не удовлетворена жизненными ситуациями, собственным здоровьем, кроме того, это личность безвольная. Однако такая интерпретация достаточно ортодоксальна, поскольку здесь не учитывается пластичность эмоциональной сферы. Люди с высокой оценкой по фактору C+ чаще являются лидерами, чем те, чьи показатели по этому фактору ближе к полюсу C-. С другой стороны, у руководящего состава диапазон показателей по фактору С широк; некоторым из них присущи низкие значения по этому фактору (возможно, здесь сказывается реакция усталости и озабоченность при стрессе).

Установлено, что людям с высокой и средней оценкой по фактору С свойственны и более высокие моральные качества.

В целом фактор имеет генетическое происхождение и направлен на измерение эмоциональной стабильности; он в большой степени соотносится с понятиями слабой и сильной нервной системы (по И.П.Павлову).

Профессиями, требующими преодоления стрессовых ситуаций (руководители, летчики, спасатели и т. д.), должны владеть индивидуумы с высокими оценками по фактору С. В то же время в профессиях, где не требуется быстрого принятия решений, эмоциональной стабильности и где можно решать вопрос самому (художники, почтальоны и т. д.), можно иметь и низкие оценки по этому фактору.

  • 1-3 стена — имеется низкий порог в отношении фрустрации, изменчивый и пластичный, избегающий требований действительности, невротически утомляемый, раздражительный, эмоционально возбудимый, имеющий невротическую симптоматику (фобии, нарушения сна, психосоматические расстройства). Низкий порог свойствен всем формам невротических и некоторым психическим расстройствам.
  • 4 стена — чувствительный, эмоционально менее устойчивый, легко расстраивается.
  • 7 стенов — эмоционально устойчивый, трезво оценивающий действительность, активный, зрелый.
  • 8-10 стенов — эмоционально зрелый, устойчивый, невозмутимый. Высокая способность к соблюдению общественных моральных норм. Иногда смиренная покорность перед нерешенными эмоциональными проблемами. Хороший уровень «С» позволяет адаптироваться даже при психических расстройствах.

Вопросы к Фактору С

4. Когда я ложусь спать, то:

Здравствуйте, хотелось бы разобраться со своей эмоциональной нестабильностью. 2 недели назад поставили диагноз вегето-сосудистая дистония и я ненавижу чувствовать слабость и влияние своего организма на изменения погоды. Периодически я просто плачу. Целыми днями хожу на обследования и сижу дома. Жуткое ощущение замкнутого круга и беспомощности. Как помочь себе выйти из подавленного состояния, помогите!
Доброго времени суток! Если устроит моя кандидатура, можем поработать )
Вполне устраивает, давайте поработаем.
Ну тогда несколько стандартных вопросов: 1) Как к Вам обращаться?, 2) устроит ли Вас свободный режим общения? 3) на «ты» или на «Вы»?, 4) какой результат хотите получить от консультации?,

У меня разница с Москвой +7ч. Раз в неделю мы можем договориться о времени и поработать онлайн в течение часа.

Расскажите о себе. Сколько Вам лет? С кем живете? Где работаете? Основные события в жизни в течение последних 5 лет. Ну пока все, пожалуй.
Варвара, можно на ты, свободный режим вполне устроит. Хочется проработать внутренний эмоциональный фон, в непонятной для себя ситуации.
Мне 25, живу с мужем и его родителями, работаю в школе около 5 лет. В течении последних 5 лет, я переехала в другой город, нашла работу, в прошлом году вышла замуж. Событий происходит очень много и нервничать приходится тоже очень много.

Психолог, Клинический психолог Психоаналитик

И не забываем щелкать «спасибки» под сообщениями )
С мужем отношения хорошие и с его семьей, только с его отцом очень редко общаюсь, он довольно часто уходит в запой. Мне это не приятно. Нравится работать с детьми, дети меня любят и это взаимно, с коллегами отношения довольно хорошие. Мне не нравиться, что в нашей школе директор говорит одно, а по факту происходит другое. Были ситуации, когда в открытую выбирали между мной и другим специалистом, было, что и классного руководства хотели лишить, может оно мне тогда особо и не надо было, но все-равно очень неприятно. Переехала, потому что были очень плохие отношения с отчимом и проще было сбежать и начать все с нового листа, чем остаться, более того в родном городе стало тесно, захотелось попробовать свои силы дальше. Я беру на себя ответственность и пытаюсь практически все контролировать, например, хожу в банк гасить ипотеку, слежу в форуме за общением будущих соседей. Если мужу грустно, зол, я за него переживаю, пытаюсь поддержать.

Месяц назад я села за вышивку, одну закончила, начала вторую, около 2,5 недель назад начались головные боли сначала в одной части головы, я значения не предала, потом уже в других частях, потом шея. В один из дней я пошла лечить горло у врача на аппарате, вернулась домой и у меня случился приступ (не могла говорить, кружилась голова, немели руки) — было очень страшно! Меня госпитализировали. Вышла из больницы, стало получше — через 4 дня онемела левая часть тела как при инсульте. Врач подтверждает, что это вегето-сосудистая, назначила лечение, теперь пью лекарства, но страх, что приступ будет снова присутствует.

  • когда как;
  • засыпаю с трудом;
  • 21. У меня, как правило, хватает энергии, когда мне это необходимо:

    38. То, что в некоторой степени отвлекает моё внимание:

    • раздражает меня;
    • нечто среднее;
    • не беспокоит меня совершенно;

    55. То, что я делаю, у меня не получается:

    72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определённой причины:

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять