Как помочь ребенку хорошо учиться

Почти все дошкольники хотят пойти в школу. Они хотят учиться, трудиться, подражать взрослым. Но обучение в школе – один из наиболее сложных моментов в жизни детей как в социально-педагогическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе. Это очень напряженный период, потому что школа ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Возрастает удельный объем нагрузок. Именно эта нагрузка является наиболее утомительной. Адаптация ребенка к школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребенку:

  1. принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками;
  2. подчиняться новому режиму дня, распорядку занятий, несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно.

«Дети активные существа… А если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность» (Ш.А.Амонашвили). Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребенок должен обладать определенными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать. При этом положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию к школе. Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа – это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. Несмотря на то, что общая готовность учиться (желание учиться) практически одинакова у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна.

Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут трудности.

Но многие родители знают по своему опыту, что со временем, начиная со второго класса, интерес к учебе пропадает. Почему это происходит?

Помощь родителей идет в трех направлениях:

  1. родители организуют режим дня;
  2. проверяют домашнее задание;
  3. приучают детей к самостоятельности.

Соблюдение режима помогает ребенку справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению его здоровья, защищает нервную систему от переутомления. У большинства учащихся слабое здоровье является основной причиной неуспеваемости.

Важно иметь в виду, что всему должно быть отведено определенное время. Иногда приходится просит сына или дочь помочь в чем-то, когда эта помощь необходима независимо от привычного распорядка дня. Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, чем сейчас занимается ребенок: уроки – посылают в магазин, читает – полить цветы. Младший школьник в силу своих возрастных особенностей еще не умеет быстро переключаться с одного дела на другое. Поэтому – «Не пойду я!». Вы должны дать ребенку время на то, чтобы перестроиться, психологически подготовиться к новому делу (через 10 минут дочитай страницу…). Если это войдет в систему (всякое необоснованное переключение ребенка с одного дела на другое) то у ребенка будет воспитана плохая привычка – не доводить дела до конца. Все эти факты важно учитывать, так как у детей начинает формироваться отношение к своим обязанностям, урокам, к труду.

Иногда дети стремятся, придя из школы, сразу же сесть за уроки (читать). Это стремление поощряют некоторые родители. У детей же такое желание вызывается их неумением переключаться с одного вида деятельности на другой. Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребенок отдохнул.

Режим дня предусматривает обязательное пребывание детей на воздухе. Таким образом, ваша главная задача – помочь своему ребенку в организации его времени дома. Организованный, усидчивый ребенок будет хорошо работать на уроке.

Следующее – это как вы должны контролировать выполнение домашних заданий (ГПД). Прежде всего, надо постоянно следить за записями домашних заданий в дневнике. После этого проверить сам факт выполнения домашнего задания. Затем просмотреть правильность его выполнения. Заметили ошибку – не надо спешить показать, где она. Ребенок должен приучаться к самоконтролю. И только в крайнем случае прямо показать, где ошибка.

Нередко, помимо заданий учителя, вы нагружаете своего ребенка дополнительными (необходимыми по вашему мнению) учебными занятиями. Это бывает так: черновик, вместо 2 столбиков примеров 4… Причем все это делается за счет свободного времени. Ребенок переутомляется, быстро устает и нередко начинает учиться не лучше, а хуже. Он теряет интерес к учению, которое становится для него тяжким и неинтересным трудом. Можно давать дополнительные задания, но количество и содержание должно быть согласовано с учителем.

Долго сидеть за приготовлением уроков – это еще не значит хорошо их приготовить. Существуют следующие нормы:

1 класс – 1 час 2 класс – 1-1,5 часа 3 класс – 1,5 – 2 часа

4 класс – 1,5 – 2 часа

Бесконечное сидение за уроками, которые можно сделать гораздо быстрее, обычно объясняется неустойчивостью внимания, неумением сосредоточиться на одном предмете. Напишет строчку, начнет рассказывать, … Конечно, это отражается на качестве выполнения задания.

Чтобы приучить ребенка к усидчивости, нужно ставить перед ним задачу – уложиться в определенное время, ставить перед ним часы (учится распределять свои занятия по времени).

Иногда, раздражаясь, родители начинают кричать на ребенка. В результате дело идет еще хуже, он начинает ненавидеть учение, школу, как виновников своих неудач. Терпение, доброжелательный тон – важное условие успешной помощи ребенку в учении. Главная задача – проконтролировать, когда ребенок сел за уроки (за чтение), подсказать, где искать ответ на вопрос, но не давать готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность.

Иногда с первых школьных дней одна из самых частых бед и жалоб – плохо с письмом. Чаще всего дело в задержке речевого развития. Чтобы написать букву, надо сначала услышать звук. Ребенок должен сосредоточиться на звуковом разборе слова и на том, как звуки перевести в буквы. А у детей с задержками речевого развития, с нарушением устной речи, с ошибками в различении букв, встречаются почти все дефекты письма – плохой почерк, неправильное написание букв, медленный темп работы. Как же бороться с этими трудностями? Прежде всего посоветоваться с логопедом.

В заключение об установках. Большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Вера в непогрешимость, справедливость родителей у детей непоколебима: «Мама сказала…», «Папа велел…». Взрослые люди способны осознавать и контролировать, многое подвергать сомнению, ставя защиты к установкам и требованиям окружающих, руководствуясь собственными желаниями и мотивами (Курить вредно, но хочу и курю!). Дети не могут этого делать. Они не в состоянии поставить психологический барьер в отношениях с родителями. Поэтому многое из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение, причем одинаковое в жизненных сходных ситуациях. Задумывались ли вы, какие установки давали вам ваши родители, не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненном пути? Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.

Читайте так же:  Отношения между мужчиной и женщиной

Негативные установки

Позитивные установки

Сколько сил я тебе отдала, а ты…

Не твоего ума дело…

Бог тебя накажет.

Ты плохой.

Я люблю, понимаю, надеюсь на тебя.

Твое мнение всем интересно

Я тебя люблю любого.

Этот список можно продолжить. Подумайте, какие установки мешают вам жить, и не давайте их своим детям.

Вспомните, как часто вы говорите детям: «Я сейчас занята!», «Посмотри, что ты натворил!», «Когда же ты научишься?», «Сколько раз я тебе говорила!», «Ты сведешь и=меня с ума!», «Встань в угол!», «Уйди от меня!» Все эти словечки крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А такие установки ласкают душу ребенка: «Я помогу тебе!», «Расскажи мне, что с тобой», «Что бы мы без тебя делали?», «Я радуюсь твоим успехам!».

Чувство вины и стыда ни в коей мере не поможет ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, просто надо успокоить.

Сам ребенок – не беспомощная «соломинка на ветру», которая боится, что на нее наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Поэтому в процессе воспитания детей многое зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться.

Адаптация в школе – очень важный момент, к которому нужно отнестись серьезно. От того, насколько успешно она пройдет, зависят качество учебы ребенка, отношения с окружающим миром. Не стоит давить на ребенка и требовать от него только отличной учебы. Дайте ему понять, что в любом случае вы будете его любить так же, как и раньше.

Возьмите за правило: первое время вместе с ребенком, а затем контролируя его, пока он привыкнет делать сам, каждый вечер проверять – все ли находится в ранце. Это научит малыша соблюдать порядок в ранце.

Приучайте ребенка к опрятности, умению аккуратно есть, достаточно быстро переодеваться, иначе в школе малыш может стать объектом насмешек.

Следите за осанкой. Не забывайте о режиме дня. Ложиться спать в 21.00. или в 21.30. Иначе не выспавшийся ребенок вряд ли будет хорошим и примерным учеником.

С наступлением школьного периода, как вы уже поняли, в вашей семье стало одним членом больше и он будет незримо присутствовать в ней. Я говорю об учителе. Старайтесь понапрасну не подвергать критике учителя в глазах ребенка, ведь в школе он для него авторитет. Если с чем не согласны, еще раз проверьте, все ли сделано с вашей стороны верно, и поговорите с учителем в спокойном, дружелюбно тоне, помня, что он тоже человек.

Обратите внимание на умение ребенка строить отношения со сверстниками. Объясните ему, что сразу он не сможет со всеми подружиться, но со временем да. Не забудьте упомянуть, что неприемлемо жадничать, ябедничать, хвастаться, быть агрессивным, но при этом следует уметь дать отпор и отстаивать свое мнение. Приучайте делиться с другими, но не отдавать последнее, чаще улыбаться, помогать тем, кто нуждается в твоей помощи.

Трудности и неудачи учения необходимо преодолевать терпением, трудом и улыбкой.

Методы должны быть едины. Не сравнивайте детей и их успехи в школе, у каждого свой потенциал.

Все делайте и обсуждайте, объясняйте вместе – мамы и папы, бабушки и дедушки.

Такие близкие звёзды

Астрология как Самопознание

Как помочь ребёнку хорошо учиться

Наверняка все, у кого есть дети школьного возраста замечали, что их чада с удовольствием идут в первый класс, и что у каждого из них присутствует нормальное желание учиться. Куда же оно девается через несколько лет (а порой и месяцев) школьной жизни? Причин этому много, они хорошо известны учителям и психологам, но и астрологи могут внести свой вклад в объяснение этого явления. Сейчас принято говорить о том, что главная задача первого класса школы — не столько дать знания, сколько научить ребенка самостоятельно учиться, однако не секрет, что именно эта благая цель зачастую так и не достигается. Помочь в этом может астрология – зная слабые и сильные стороны характера, который определяется доминирующим в гороскопе знаком Зодиака, и принимая их во внимание, можно лучше и быстрее придти к взаимопониманию с ребенком и, соответственно, оптимизировать процесс обучения.

Итак, если ваш ребенок…

ОВЕН

Основная его проблема – упрямство. “Не буду, не хочу и все тут”. Здесь главное – не торопиться, предлагая такому ученику то или иное задание. Часто бывает, что он выпалит слово “нет”, а отказаться от него уже не может. Более того, начинает убеждать себя, что так оно и было с самого начала. Стремление Овнов к целостности и неизменности не дает им повернуть назад. Даже взрослый человек этого знака почти всегда сначала делает, а уж потом думает. Что же говорить о ребенке. Поэтому, не торопите, не давите, а “подбейте на подвиг”. Будьте открыты в своих намерениях – для Овна лучше честный поединок, чем хитрость и уловки. Обычно дети-Овны достаточно честолюбивы, и перспектива оказаться последним в классе их не привлекает. Они уважают силу. Объясните ребенку, что сила ума и воли важнее, чем физическая. Приведите конкретный пример – Овну необходим сильный авторитет.

ТЕЛЕЦ

Хорошо учиться мешают лень, инертность, трудность переключения. Тельцы тяготеют исключительно к тем знаниям, которые могут применить на практике. Абстракции даются им с большим трудом. Объясняя Тельцу что-то непонятное, привлекайте картинки, схемы, рисуйте сами наглядные примеры. Они также рабы своих привычек, поэтому, создайте определенный ритуал начала самостоятельной работы и старайтесь не менять его. Тельцу нельзя часто напоминать о прошлых неудачах. Это ни в коем случае не будет служить стимулом, скорее наоборот, повергнет его в уныние и лень – зачем стараться, если опять все будет так же, как в прошлый раз. Это происходит потому, что Телец запоминает не столько результат, сколько свое эмоциональное состояние, связанное с прошлой неудачей (аналогичная особенность характерна также для Льва, Скорпиона и Водолея). В крайнем случае можно применить и такой стимул обучения: Тельцы падки на деньги, подарки, лакомства. Но не злоупотребляйте этим, иначе вы рискуете превратить процесс обучения в рынок.

Читайте так же:  Прощальное письмо любимому

БЛИЗНЕЦЫ

Хитрые дети. Очень быстро соображают, что проще согласиться на словах, а самому делать то, что хочется. Находят изощренные оправдания собственной лени и безалаберности. Не спорьте с ними – они только этого и ждут. В споре они чувствуют себя в своей тарелке, тренируя свою природную изворотливость. Если же вы жестко подавите их в дискуссии, это только лишний раз может стать бессознательной стимуляцией привычки к обману. Дело в том, что Близнецы склонны вытеснять неприятные моменты из памяти, а вслед за этим избегать той деятельности, которая о них напоминает. Обычно рожденные под этим знаком и так неплохо учатся – знания они, что называется, схватывают на лету. Стимул – любопытство, а также азарт соревнования – “Один мальчик написал 20 слов за столько-то минут, а ты можешь?” Близнецам (а также Стрельцам и Рыбам) бывает особенно трудно не отвлекаться, не разбрасываться и не хвататься за несколько дел сразу. Здесь может помочь обычный будильник: столько-то минут на математику, затем 10 минут перемена. Начинать выполнение домашнего задания лучше с самых легких предметов (так будет меньше повода отвлекаться), а заканчивать – трудными.

РАК

Испуг и чувство незащищенности в школе могут повлиять на желание учиться. Слово “надо” – важное слово для маленького Рака, но оно ни в коем случае не должно быть связано с вашей холодностью и нелюбовью. Раки – накопители. В отличие от Близнецов они умеют подумать о будущем и о тех выгодах, которые сулит в дальнейшем их хорошее поведение сейчас. Чем больше нагрузка в школе, тем нежнее и внимательнее должна быть мама. Ничто не придает Раку больше уверенности, чем любовь родителей. Вообразив себе ее отсутствие, маленький Рак может даже заболеть. Раки и Рыбы больше других детей чувствуют себя в школе “сиротками”. Если Близнецы вытесняют неприятности, то есть как бы забывают их, то Раки наоборот загоняют страхи и неудачи внутрь, как бы переносят всю вину на себя: я плохой, но я об этом никому не скажу. Не пытайтесь насильно вытащить из такого ребенка причину его замкнутости — это навсегда отучит его откровенничать с вами. Лучше сразу не давайте ребенку повода думать, что он плохой только от того, что получил двойку.

ЛЕВ

Внутри каждого Льва прочно сидит убеждение, что он всегда прав и всегда все делает хорошо. Он приносит вам каракули и ждет восхищения. Дайте ему понять, что самолюбование имеет право на существование, если действительно есть чем любоваться. Однако ни в коем случае нельзя критиковать Льва, унижая его, да еще при людях. Спокойный и конкретный разбор недостатков наедине – единственный способ, приносящий положительный результат. Самолюбие и амбициозность маленьких Львов часто являются достаточно сильным стимулом к учебе. Если в вашем случае это не так, попробуйте рассказать ребенку этого знака, как трудно в прежние времена приходилось принцам и принцессам: они вставали в пять утра, обливались ледяной водой, изучали по три иностранных языка, занимались спортом, танцами и т.п. А Петр Первый, например, вообще начал учиться грамоте с трех лет! Каждый Лев стремится быть лидером. А глупый, необразованный лидер смешон, его мнение игнорируется окружающими. Сыграйте на том, что для Льва нет ничего хуже, чем быть незамеченным.

ДЕВА

Ловкие, сообразительные, гибкие в выборе средств, Девы обычно учатся хорошо. Однако так же хорошо они умеют и увиливать от учебы. Дева умеет ценить конечный результат. Если впереди маячит желанная цель, она готова усердно трудиться. Но никогда не обманывайте Деву в ее ожиданиях, в противном случае вы сами очень быстро станете постоянной жертвой ее хитрости. Часто дети-Девы производят впечатление спокойных и благополучных, на самом же деле внутри они достаточно нервозны и подвержены состоянию смятения. Это происходит из-за их вечного стремления делать несколько дел сразу. Приучайте ребенка к последовательности в работе, к определенному режиму сна, отдыха и питания. Обучения это тоже касается.

ВЕСЫ

Для Весов важно создать с самых первых школьных дней определенный образ новой жизни. Обычная в таких случаях фраза

“Ты теперь не просто мальчик или девочка, а школьник” для появившихся на свет под этим знаком – не пустые слова. Понятно, что этот образ должен быть привлекательным. У Весов собственное и достаточно строгое представление о гармонии: “мальчики так не делают”, “в школу нельзя ходить в лосинах” и т. п. В школе НАДО учиться, иначе зачем же туда вообще ходить? Логика, справедливость и эстетика – вот те “три кита” на которых стоят Весы. В самостоятельной учебе важно, чтобы они не увлекались внешней атрибутикой, упуская суть. Желательно приучать их, чтобы они делали домашнее задание сразу, по принципу “сделал дело – гуляй смело”. Для них весьма важен первый импульс интереса к действию, поэтому постарайтесь не дать ему угаснуть. Также важным стимулом для Весов является совместная работа с приятелем или даже просто ваше тихое присутствие в комнате, так как дети этого знака плохо переносят одиночество.

СКОРПИОН

Самый “трудновоспитуемый” ребенок. Больше всех обожает скрывать свои истинные мотивы. Недоверчивость и страх оказаться хуже других чаще всего являются причиной его нервозности, ранимости и угрюмости. Когда же он чувствует себя в силе, его снисходительность и саркастичность способны свести среднестатистического родителя с ума. Имея огромный энергетический и интеллектуальный потенциал, всякий нормальный Скорпион в состоянии учиться блестяще, тем более что он обладает изрядной амбициозностью (которую, разумеется, скрывает). Обычно существуют две основные проблемы: первая – это засадить его за уроки и вторая – избежать того, чтобы вы регулярно делали их за него. Скорпион – великолепный манипулятор. Если у вас слабая сила воли, но при этом сильная раздражительность, ваши попытки воспитывать Скорпиона обречены на провал. Ни в коем случае к нему нельзя применять его же методы, то есть отвечать обидой на обиду, отказом на отказ, сарказмом на сарказм. Лучше всего апеллировать к честности и великодушию этого ребенка. Ну и конечно избегать слишком часто напоминать ему о прошлых неудачах. Учитывайте также, что работоспособность Скорпиона сильнее, чем у других знаков Зодиака и во многом зависит от режима питания.

СТРЕЛЕЦ

Если стимулом для Близнецов является любопытство, для Девы – конечный результат, то для Стрельца – энтузиазм, увлеченность. Если вы сумеете его заинтересовать – это будет маленький ученый, исследователь и экспериментатор. Даже сами по себе, без вашей помощи Стрельцы нередко ударяются в мечтательность. Они ненавидят бытовую сторону жизни (типа мытья рук и чистки обуви) и прочие необходимые мелочи (поля в тетрадках, расписание уроков, остро отточенные карандаши). Всякого Стрельца необходимо приучать к тому, что большие дела начинаются с маленьких. Стрельцы любят жить настоящим, легко отбрасывая прошлое и мало задумываясь о будущем. А ведь учеба в школе – это фундамент будущего. Стрельцы часто мечтают стать богачами – объясните им закономерность социального устройства жизни, это поможет им понять, что легкая жизнь трудно зарабатывается. Однако, не перестарайтесь – отняв у Стрельца все его иллюзии, вы рискуете сделать его угрюмым неудачником.

КОЗЕРОГ

Слово “надо”, ответственность, чувство долга – всем известные характеристики Козерогов. Но это вовсе не значит, что все Козероги – отличники, делающие всегда только то, что нужно. Напротив, у Козерогов свои представления о том, что и как нужно делать, да и стоит ли это делать вообще. Но уж если они убеждены в том, что так надо, то будьте уверены – сделают. А если нет, то вам не удастся их разубедить.

Больше доверяйте своему ребенку: дети-Козероги часто удивительным образом оказываются увереннее и проницательнее своих родителей. Пока вы суетитесь с воспитанием, ваш Козерог давно поставил себе цель и незаметно следует ей. Несмотря на такую целостность, Козероги бывают очень ранимы. Они подвержены различным страхам, которые обычно скрывают. Основной мотив страхов – невыполнение взятых на себя обязательств. Если ваш Козерог учится хорошо, не требуйте от него большего. Лучше научите его расслабляться, это у Козерогов получается плохо. В результате страдает нервная система. Ребенку-Козерогу абсолютно необходимо в течение дня иметь время, когда от него ничего не требуется. Всякий Козерог мечтает о сильном и справедливом авторитете. Если таковой найдется, то он будет оказывать на вашего ребенка огромное влияние с далеко идущими последствиями.

ВОДОЛЕЙ

Вы мечтали видеть в своем ребенке разностороннюю личность? Вот она — перед вами. Вы требуете от такого умного ребенка отличной учебы и хорошего поведения? Что ж, он будет вполне отвечать вашим требованиям, но только время от времени. Водолей учится, ведет себя, да и вообще живет всегда неровно. Бешеная активность вдруг сменяется апатией и ленью. Такой ребенок вообще быстро утомляется и медленно восстанавливается. Водолей часто стремится быть самым умным в классе, но ему не хватает стабильности и прилежания. Неукротимая тяга к свободе и дух противоречия заставляют его говорить “нет” в ответ на прямые просьбы и тем более приказы родителей. Если вы хотите, чтобы ваш Водолей непременно что-либо сделал, не обращайтесь непосредственно к нему, да еще строгим голосом. Говорите с серьезным видом третьему лицу, например, бабушке, как какой-то другой ребенок сделал то-то и то-то, но при этом не смотрите на собственного отпрыска “со значением”. Наоборот, чем равнодушнее вы будете, тем лучше. Водолеи – прирожденные психологи и видят вас насквозь. Они очень чувствительны ко лжи и совершенно помешаны на идее преданной дружбы. Если вы сумеете заслужить у своего ребенка звание друга, он сделает для вас абсолютно все, не то, что какие-то там уроки.

Совершенно необходимое для психического здоровья Водолеев условие – возможность в течение дня побыть одному. Они больше других детей нуждаются в отдельной комнате.

РЫБЫ

Автор: Ирина Романова специально для gesperus.ru

ЕСЛИ СТАТЬЯ ПОНРАВИЛАСЬ, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

7 советов психолога и педагога: Как помочь ребенку хорошо учиться?

Контролируйте, но делайте за сами

Известный исследователь проблемы школьной неуспеваемости Н. А. Менчинская отмечает, что основной причиной неуспеваемости становится «утрата учащимися позиции школьника». Дети теряют интерес к развитию, потому что оно нужно не им, а родителям (для себя им достаточно новой компьютерной игры).

Значит, нужно восстановить их позицию, но не делать задания за них, а контролировать процесс, проверяя не содержание, а порядок и наличие домашней работы. В противном случае Вы вырастите не успешного человека, а безынициативного и зависимого Акакия Акакиевича, неспособного к принятию самостоятельного решения.

Если ребенок все же упорствует в намерении стать Акакием, то обратите внимание на то, как можно бережно и мягко настоять на своем и решить проблему прямо сейчас.

Не наказывайте, а мотивируйте

Не подкупайте, а хвалите

Не конфликтуйте, а договаривайтесь с учителем

Не перенагружайте, а распределяйте нагрузку равномерно

Проанализируйте график ученика: возможно, музыкальная школа была лишней в этом году. Как показывает европейское исследование Жоана Доменича и Бенжамина Монтенегро (западных экспертов в сфере образования), дети с повышенной внеклассовой активностью на этапе наивысшего напряжения ломаются и перестают следить за успеваемостью: они выдыхаются.

Не стоит доводить до стресса и возникновения комплексов («За все берусь, ничего не успеваю»), нужно просто переосмыслить подход к досугу ребенка. Не нужно добавлять все и сразу, так ничего не получится хорошо. Выберете стоящее вместе с учеником и уберите лишнее.

Не учите, а показывайте на примере

Не ворчите, а разговаривайте

Дети не любят морализаторства и рассказов о былом, а родители пользуются их зависимостью и щедро выливают весь свой опыт на маленького человека… зачем? Мир меняется на глазах, сейчас люди другие, и Ваш опыт вряд ли (будем откровенны?) поможет ученику преуспеть. В Ваше время ценились юристы, сегодня — программисты, а завтра? Они узнают это завтра, и нет нужды навязывать им свой путь и свои ценности. Лучше поговорить на равных и проявить уважение к новому. Так Вы расположите к себе ребенка и поможете ему выбрать свою дорогу.

Применяя золотую семерку правил, одобренных психологами и педагогами, Вы сможете мотивировать ребенка учиться хорошо и даже отлично.

Как помочь ребенку хорошо учиться?

Нет ни одного ребенка, которому не было тяжело учиться в школе. Каждый человек обладает своими интересами и наклонностями. Невозможно охватить все предметы и интересоваться всеми науками. Вот здесь и возникает желание у родителей помочь ребенку хорошо учиться. Как это сделать, рассмотрит интернет-журнал psytheater.com.

Обычно родители не утруждают себя обязанностью помогать ребенку с его проблемами в школе. В некоторой степени это правильная позиция. С другой стороны, полностью игнорировать школьные проблемы не стоит. Если ребенок лишь по некоторым предметам отстает, в то время как по другим у него хорошие и отличные оценки, то волноваться не следует. Однако если ребенок отстает абсолютно по всем предметам, это говорит о некой психологической проблеме, которая нередко может касаться родителей.

Конечно, со всеми психологическими проблемами лучше разбираться с семейным психологом, которого не нужно бояться или игнорировать. Лучше проблему решить, нежели делать вид, что ничего не происходит. Если вы хотите помочь ребенку, тогда придется прилагать усилия. И здесь порой нужно признавать собственные ошибки.

Многие родители занимают одну из следующих позиций:

  1. Они помогают своим детям тем, что оплачивают дополнительные занятия и курсы, покупают новые учебники, которые должны помочь их школьникам в понимании предметов.
  2. Они наказывают и даже запугивают детей различными мерами, если те не будут хорошо учиться.

Читайте так же:  Конфликтология

На кого-то эти меры действуют. Дети получают отличные оценки. Но возникает вопрос: они запоминают тот материал, который изучают, или просто пытаются различными способами получить хорошие оценки? Зачастую дети просто ищут способы, как не получить нагоняя от своих родителей, но по факту не получают знаний. Как же все-таки ребенку помочь в обучении? Сначала нужно понять следующую мысль: школа уже не выполняет всех своих функций, более того, она не дает детям полезных знаний.

Современный ребенок должен пройти обязательное школьное образование, целью которого является обучение каждого человека письму, чтению, счету, а также основам различных наук. Теперь каждый обладает различными знаниями. Но куда и с какой целью их использовать, никто не знает.

Школа теряет ту актуальность, которой она обладала в начале. Раньше обучались люди только из богатых семей. Потом в школу стали впускать детей мужского пола. И лишь в последнюю очередь в школе начали учиться дети обоих полов. Целью школьного образования тех времен было не только дать знания, но и позволить каждому ученику в будущем достичь богатств, успехов и роскошной жизни. Чем более школа становилась доступной общему кругу людей, тем больше она теряла свою привилегированность.

В настоящее время школа тоже дает знания ученикам. Но вот дети не знают, зачем им нужны те или иные знания по жизни. Все чаще от уже взрослых людей можно услышать фразу: «Школа научила меня писать, читать, считать. А все остальные предметы были мне ненужными». По статистике, школа нужна ребенку лишь первые три года, когда ученик обучается основам, которые ему пригодятся по жизни. Потом же начинается обучение предметам, знания из которых как могут пригодиться, так и не могут.

Физика нужна лишь 5% учащимся. Биология (если не брать анатомию – строение человека) тоже пригодится единицам. То же самое можно сказать и про остальные предметы. Физкультура полезна тем, что дети могут выплеснуть свою энергию, но утомительна своими нормативами, под которые подгоняют всех учеников, не учитывая их возможности. История тоже важна, однако настолько «заспамлена» датами и цифрами, что дети просто не усваивают ее. Есть предметы, которые важно и полезно знать. Но большая часть из них просто загружает мозг ненужной информацией.

Так, зачем нужна школа? Чтобы дать детям знания. Но где дети используют эти знания? Большая часть информации забудется, лишь 20% изучаемого материала останется в памяти, поскольку будет использоваться человеком. Так, нужно ли тратить годы на обучение в школе? На этот вопрос должны ответить сами родители, которые никогда не задумывались о бесполезности школьных знаний.

Как помочь ребенку хорошо учиться?

Частой причиной того, почему дети не хотят учиться, ненавидят школу и создают сразу несколько дневников для хороших и плохих оценок, является вмешательство родителей в их дела с элементами ругани и наказания.

Школа в чем-то похожа на обычную работу. Учитель – это начальник, над которым стоит генеральный начальник – директор. Хочешь – не хочешь, а должен подчиняться уставу и правилам: по звонку начинать учиться или отдыхать. Все, что говорит учитель, — закон. Непослушание карается отметками (на работе – штрафами). На работе взрослые получают заработную плату, а в школе детям выставляют оценки в аттестате. Теперь вопрос к родителям: кто-то вмешивается в вашу работу? Вас кто-то ставит в угол и лишает просмотра телевизора за то, что вы получаете маленькую заработную плату? Вам кто-то говорит дома, как вы должны работать и что делать?

В таком случае, почему вы лезете в дела своих детей относительно учебы в школе?

Многие люди знают и даже помнят, как их родителей вызывали в школу. Полнейший абсурд! Почему мамы и папы должны отвечать за поступки детей? Как учится, какие оценки получает, как ведет себя с преподавателями и сверстниками – это забота самого школьника, а не его родителей. Несомненно, можно быть информированными о делах, которые происходят в школе. Но вмешиваться в них и наказывать – полнейший абсурд.

Дорогие родители, если вы с кем-то ссоритесь, неужели вам потом читают лекции по правильному поведению и этикету? Если вы получаете маленькую зарплату со всеми вычетами и штрафами, вас потом лишают возможности погулять с друзьями и подругами? Звучит абсурдно? А не абсурдно ли ваше поведение, когда вы вмешиваетесь в дела своего ребенка? Вы ответственны за его моральное и психологическое состояние, но не за то, как он учится, какими знаниями обладает и почему получает те или иные оценки. Знания дают учителя, как и отметки выставляют тоже они. Это касается только учителей и школьников, но не родителей, которые просто могут знать о состоянии дел.

Учеба – личное дело ребенка. Мало того, что взрослые лезут в чужие дела (именно чужие, несмотря на то, что речь идет об их детях!), так еще и наказывают за плохие отметки. В школе учителя наказали оценками, а дома родители «прессуют», будто ребенок кого-то убил или ограбил. Может, хватит? Какие оценки ребенок получает – его забота. Задача мамы и папы – рассказывать чаду о последствиях, которые он понесет, если будет иметь те или иные результаты. А будет он их исправлять или нет, это уже его выбор.

Понимайте, что школа для ребенка – это первое самостоятельное мероприятие, где он обучается тому, каким быть человеком в будущем. Если вы его постоянно контролируете, то приучаете окружать себя людьми, которые будут вести контроль. Если вы постоянно его наказываете за оценки, тогда во взрослом возрасте он может сам себя наказывать и истязать за любые ошибки и неправильные поступки. Чему ребенок учится в школьные годы, он будет использовать во взрослой жизни. Если его проблемы с учебой решают взрослые, тогда и во взрослой жизни он будет искать помощников, которые решат его трудности, а сам он ими заниматься не сможет. Если ребенок не умеет налаживать отношения со сверстниками или учителями, тогда и во взрослом возрасте он будет лишен возможности выстраивать благоприятные связи с людьми.

Читайте так же:  Шизоидное расстройство

Понимайте, чему лично вы учите сыновей и дочек. Если вы лезете в их дела, контролируете, наказываете, тогда во взрослом возрасте они начнут окружать себя теми, кто будет их контролировать, диктовать свои правила на личной территории, обижать и пинать. Вы такого будущего желаете детям? Нет? Тогда оставьте их наедине с проблемами, которые у них имеются в школе. Учеба – дело, которое касается только детей. Пусть они сами решают, учиться или нет, какие оценки получать, отношения выстраивать с учителями и сверстниками, как исправлять ошибки и неприятности. Учите детей самостоятельно принимать решения и отвечать за них.

Что требуется от родителей? Быть просто понимающими и поддерживающими. Если чадо пошло по «кривой дорожке», следует показать ему будущее, к которому оно придет. Скажите: «Только тебе решать, как себя вести и какие оценки получать в школе. Место возле мусорного бака всегда остается свободным. Чтобы его занять, не нужно быть образованным. Но если ты хочешь иметь возможность покупать себе разные интересные вещи и дружить с хорошими людьми, тогда нужно подумать над тем, что ты можешь для этого сделать». Предложите свою помощь в решении каких-то вопросов. Но если ребенок хочет все решить сам, то позвольте ему это. То, чему дети обучаются сейчас, скажется на их будущем. Если начать опекать, то придется о них заботиться до самой смерти.

Как помочь ребенку хорошо учиться? Сначала выясните причины его неуспеваемости:

  1. Это может быть неясность материала или сложности в запоминании.
  2. Это могут быть семейные проблемы, которые отвлекают ребенка от его учебы.
  3. Это могут быть проблемы с одноклассниками или учителями, которые также не способствуют хорошей обучаемости.

Все проблемы нужно устранить, чтобы у ребенка не было факторов, мешающих обучению. Однако ребенок может просто лениться или не понимать школьного материала. Здесь не нужно делать следующую ошибку: по много раз объяснять одно и то же. Если ребенок не понимает, лучше нанять профессионального учителя, а не тратить свои силы и нервы, что явно будет приводить лишь к раздражительности.

Нужно нормализовать распорядок дня, чтобы ребенок ничем не был ограничен, при этом четко понимал, когда ему нужно заниматься уроками. Пока вы находитесь рядом с ребенком, уделяйте внимание общению. Не нужно поучать, лучше общайтесь с ребенком. Несколько минут уважительного и любящего общения могут стимулировать обучаемость малыша.

Ребенок должен понимать, зачем ему учиться. Это зависит от того, что именно ему говорят родители. Если его не стимулируют ваши слова, значит, нужно найти другие цели, которые он сможет достичь через получение хорошего образования.

Как помочь рассеянному ребенку хорошо учиться?

Рассеянность не возникает сама по себе. Если ребенку сложно сосредоточиться на учебе, тогда нужно начинать решение проблемы с того, что устранить причины рассеянности:

  1. Это могут быть физиологические особенности, например, болезнь.
  2. Это могут быть психологические причины, связанные с семьей или одноклассниками.
  3. Это может быть недисциплинированность, которую развили в своем ребенке родители.
  4. Это может быть желание произвести хорошее впечатление, а не стремление изучить предмет.

перейти наверх

В связи с тем, что у родителей становится все больше забот и хлопот, которые отнимают у них время, они все меньше занимаются воспитанием своих детей. Конечно, родители воспитывают своих детей. Но чему? Если послушать те директивные указания, которые родители говорят своим детям, то создается такое ощущение, будто дети растут не в семьях, а в казармах, где нужно делать только то, что говорят родители.

К какой жизни вы готовите своих детей? Для жизни рядом с вами или для жизни, где они сами будут решать, как им жить? Обычно родители растят своих детей для жизни рядом с ними. Они отправляют их только в те секции, в которые сами не могли ходить, пропагандируют им мысль о том, что родных нужно любить и помогать, «мама – это весь твой мир» и т. д. – все эти подобные вещи приучают детей жить в семьях. Но ведь ребенок когда-то вырастет. И здесь он вместе со своими родственниками столкнется с одной огромной проблемой – неспособностью жить в социуме. Он умеет жить так, как ему говорят родители, но он не умеет думать, принимать решения, видеть и понимать других людей, взаимодействовать со всем миром. Если родители пытаются привязать к себе ребенка, тогда они отдаляют его от социума, в котором он может стать успешным, любимым и уважаемым.

У родителей нет времени воспитывать детей. Когда они вдруг сталкиваются в общем коридоре, то от родителей ничего хорошего и приятного невозможно услышать. Родители озабочены тем, чтобы выяснить обстановку или дать указания своим детям. Но вот похвалить, поговорить откровенно, поддержать своего ребенка – на это у родителей обычно нет времени.

От родителей только и можно услышать: «Ты сделал уроки? Одень шарф! Покажи свой дневник! Ты поел?». Что ребенок получает от таких фраз? Ничего, кроме контроля. А почему бы родителям не спросить: «Что ты сегодня нового узнал в школе? Как у тебя складываются отношения с друзьями? Ты такой умный, я тобой горжусь!». У родителей нет времени. И то время, которое у них все-таки появляется на воспитание их детей, они все равно тратят на бессмысленные разговоры и поучения.

К чему приведет такое воспитание? Либо к тому, что ребенок возненавидит своих родителей, либо к тому, что он закроется от всего общества. Ребенок не знает, зачем ему нужны другие люди, потому что родители его этому не научили. Ребенок не знает, как

достигать успеха, потому что родители с ним об этом не говорили. Ребенок не знает, какие у него есть достоинства и сильные стороны, потому что родители его не хвалили. И ребенок в итоге не понимает, кто он и ради чего живет.

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Ты всегда, как твой папа!
Какой у нас папа молодец!
Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять