Поведенческая психотерапия

В основе поведенческой (бихевиоральной) терапии лежат идеи физиологии рефлексов. Согласно им правильное или неправильное поведение обусловлено обучением, то есть направленным воздействием среды. Формирование правильного поведения означает выработку новых рефлекторных связей.

Современная бихевиоральная терапия имеет следующие особенности. Терапевт учит пациентов реагировать на жизненные ситуации так, как они хотели бы на них реагировать, то есть терапия не пытается изменить эмоциональную суть отношений и намеренно игнорирует чувства личности. Бихевиоральная терапия занимается симптомом, а не стоящей за ним проблемой. По сути это симптоматическая психотерапия. Главное в работе психотерапевта-бихевиориста — это изменение поведения пациента. Регулятором этого изменения служит позитивный, а не негативный стимул. Это имеет принципиальное значение.

Личность, в понимании психотерапевта-бихевиориста, — сумма паттернов (реакций) поведения. Каждая поведенческая реакция основана на генетическом коде и предыдущем опыте. То есть гармоничную, здоровую личность характеризует максимально широкий набор поведенческих реакций, которыми человек отвечает на различные воздействия среды, проявляя наиболее успешную адаптацию.

Основными понятиями поведенческой терапии являются обусловливание и подкрепление.

Реактивное обусловливание — это рефлекторное поведение. Организм автоматически отвечает на стимул, например, зрачок всегда расширяется в темноте. И.П. Павлов открыл, что прямой стимул может быть обусловлен: слюна выделяется не на вид пищи, а на звонок, при условии, что эти раздражители много раз сочетались. Условные рефлексы легко прививаются, но легко и исчезают. Оперантное обусловливание лежит в основе обучения. Поощряя или наказывая, можно получить определенный стереотип поведения. Оперантное обусловливание — это определенное устройство мира, в котором человек будет делать нечто, что повлияет на мир, а это, в свою очередь, повлияет на человека.

Подкрепление — это любой стимул, увеличивающий вероятность определенной (заранее запрограммированной) реакции. Подкрепление может быть как позитивным, так и негативным. Позитивные и негативные стимулы формируют и регулируют поведение. Основные позитивные подкрепления — деньги и пища, а боль, страх и голод — основные негативные подкрепления. В дальнейшем было показано, что у человека мощным стимулом подкрепления является и слово. Поэтому к базовым подкреплениям присоединяются, с одной стороны, власть, слава, а с другой — страх, унижение и т. д.

Согласно бихевиоризму большинство объяснений поведения носит фиктивный характер, то есть объясняется не истинными, а ложными причинами. Такими фикциями являются, например, автономность от воздействий окружения, которая на самом деле фабрикуется социальными институтами как особое поведение, возникающее под направленным воздействием стимулов. Фикциями являются понятия свободы, достоинства, творчества.

Чувство свободы — еще не есть свобода. Более того, репрессивные методы управления поведением возможны как раз в тех случаях, когда они усиливаются чувством свободы, другими словами, не контролируются и не ограничиваются. Человек, по аналогии с постгипнотическим поведением, выполняет «чужую программу действий», будучи уверен, что делает все осознанно и по собственной воле. «Достоинство» (репутация, мнение, похвала) является условной оценкой, подкрепляющей необходимое социальное поведение. «Творчество» — продукт генетической истории и среды, которое также существует как рефлекс, осуществление которого приносит удовлетворение, как «курице приносит удовлетворение снесенное яйцо».

Задачей бихевиоральной терапии является управление поведением с помощью изменения стимулов внешней среды. При этом сознание является «черным ящиком», известно, какие стимулы на него воздействуют и что мы получаем на выходе, но не существенно, что происходит внутри «ящика». Системы рефлекторного поведения неосознанны и срабатывают автоматически, они развиваются под воздействием обучения в детстве в конкретной культуре. Тестирование этой системы осуществляется на основе наблюдения поведения.

Основные методы бихевиоральной терапии являются вариациями следующих.

Систематическая десенсибилизация. Метод направлен на выработку связи между нежелательным симптомом и обычно позитивной, релаксирующей реакцией. В общем виде он выглядит так. Пациент рассказывает о своей тревоге или страхе. Затем его учат расслабляться. В этом состоянии он вновь рассказывает о своем симптоме. Повторяя несколько раз процедуру, можно добиться ассоциирования страха, тревоги с релаксацией, которая устраняет симптом. Иногда релаксация усиливается транквилизаторами. Страх может ранжироваться от слабого к сильному. Например, ребенок боится собаку, ранжирование происходит: слабый страх — изображение собаки, сильный страх — реальная собака. В результате метода стрессовая ситуация ассоциируется у пациента с мышечным расслаблением, а не с напряжением. Столкнувшись с тревожными обстоятельствами в реальной жизни, человек должен теперь реагировать на нее не страхом, а расслаблением.

Имплозивная терапия минует все эти этапы систематической десенсибилизации и сразу бросает человека в воображаемую ситуацию в ее наиболее устрашающей форме. Поместив пациента в наихудшие для него условия, терапевт вызывает у него внутренний «взрыв» тревоги, к которому организм после повторных столкновений с ситуациями, вызывающими панику, должен привыкнуть вплоть до полного исчезновения тревоги. Например, при страхе перед острыми предметами поведенческий терапевт M. Rossner просит пациента тупым ножом чистить помидоры.

Аверсивная терапия используется в случаях с антисоциальным поведением или при вредных для организма привычках (курение, алкоголизм, обжорство). Этот метод представляет собой сочетание неприятного, отвращающего (аверсивного) воздействия с ситуацией, которая обычно доставляет удовольствие. Например, больной получает удар электрическим током, когда подносит стакан с алкоголем ко рту. Чаще вкус и запах алкоголя ассоциируется с тошнотой, рвотой, неприятными ощущениями за грудиной.

Оперантные методы. Используются главным образом для выработки желательного поведения у детей, страдающих различными нарушениями или умственной отсталостью. В ряде клиник таким образом «перевоспитывают» больных шизофренией.

Метод формирования поведения требует тщательного анализа привычек пациента, что позволяет выбрать самое действенное для него вознаграждение (конфеты, разрешение смотреть телевизор, социальное подкрепление, словесное поощрение), с помощью которого у него будет вырабатываться надлежащее поведение.

Метод накопления жетонов (жетонная экономика) используется главным образом в психиатрических заведениях. Поведение изменяют, предоставляя привилегии за всякое улучшение, констатируемое терапевтом. Если пациент чистит зубы, убирает постель, он получает пластмассовый жетон, при их накоплении даются привилегии — сигареты, дополнительное питание.

Терапия с предъявлением модели. Этот подход основан на том, что тревога больного должна исчезнуть, если он будет наблюдать и имитировать поведение терапевта или кого-нибудь другого, с легкостью выходящего из сложной для больного ситуации. Терапию такого рода используют при лечении фобий. Существует и поведенческое обучение, при котором задаются адекватные реакции и от пациента требуют их наиболее точного повторения.

Процедуры самоконтроля. Оперантные методы, появившиеся совсем недавно. В отличие от жетонного метода, пациент будет сам вознаграждать себя за всякое поведение, соответствующее желаемой цели. Человек сам контролирует окружающую среду, создавая ситуации, наиболее благоприятные для желаемого поведения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Методика «поведенческая психотерапия» является одним из самых новых и относительно недавно внедренных методов анализа и лечения в сфере психологии. Парадоксально, но именно эта новая методика все больше и больше становится востребованной в современной практике.

Как можно догадаться из самого названия, данная методика опирается на разнообразные, развитые в наше время научные теории поведенческих реакций и всех принципах обучения в сфере психологии человека.

Основной целью методики является выявление и удаление в поведении определенного индивида пагубных или нежелательных для социума линий поведения и формирование других, более полезных навыков и принципов.

Большая эффективность достигается в том случае, когда встает вопрос о лечении различных форм фобий, нарушения поведения, развития физических и психологических зависимостей. Это связанно с тем, что именно в случае таких нарушений имеется определенная точная объективная причина, которая может послужить своеобразной «целью» для точного проведения лечения.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

В наше время наибольше популярностью как способ лечения суицидальных наклонностей и депрессивного состояния является когнитивно-поведенческая психотерапия.Это обусловлено тем, что данная методика – одна из немногих, которая основывается на значительной роли в плане проявления всевозможных комплексов и расстройств существующих реакций познавания окружающего мира.

Фундаментальные открытия в данном направлении первым сделал специалист А. Бек. Именно он предположил тот факт, что линии поведения, а также возможные нарушения психики могут быть результатом негативного мышления индивида.

Таким образом, предложенная техника ставит перед собой множество задач, главными из которых являются обнаружение и удаление негативно окрашенного мышления, склонности к депрессии. Как показали работы и исследования самого Бека, преобладающего большинства людей с депрессией или подобными негативными состояниями, отмечается склонность к фокусировке внимания исключительно на негативном, отрицательном жизненном опыте.

Выдвинутая еще когда-то Беком система поведенческой психотерапии преследует следующие задачи:

  • Выявление желательных и адекватных мыслей, а также мыслей, которые являются источником развивающегося негатива.
  • Создание и разработка новых, положительных шаблонов и замена ими нежелательных, негативных линий поведения.
  • Активное задействование воображения пациента. С помощью этого психологического приема индивид может выстроить «в голове» желаемую картину применения того или иного положительного поведения в жизни, его реализацию в существующей реальности и возможные положительные последствия.
  • Активное задействование новых. Приобретенных в ходе терапии приемов поведения, поведенческих реакций и шаблонов. Привыкание к ним как к естественным реакциям.

Мышление и восприятие – это фактически основа сознания. Именно от нее и сопутствующего состояния происходят все нарушения психики, неврозы, депрессивные состояния. Важность таких процессов и обуславливает большую востребованность когнитивной терапии, задачей которой является практическая нормализация мыслительных, а вслед за ними и поведенческих процессов любого индивида.

Смысл в том, что любая поведенческая линия индивида основывается не столько на окружающих условиях и событиях, сколько на его личном мышлении. Иными словами, далеко не внешние обстоятельства или какой-либо случай является тем самым барьером, который стоит между нами и счастливой жизнью. Исключительно мы сами.

Посредством своих выводов, мышления и убеждений, создаем в себе разочарования, депрессию, негативное мышление, убеждаемся в своей слабости, придумываем страх, другие отрицательные чувства и эмоции, что тормозят личностный прогресс. Благодаря данной методике, психотерапевты способны добираться до наиболее глубоких, так называемых «внутренних конфликтов» индивида, и исправлять нарушающие нормальную жизнь дефекты.

Стоит отметить, что именно поведенческая психотерапия, как один из вариантов когнитивной методики терапии, является, по сути, единственным в своем роде подходом. Именно он продемонстрировал наиболее высокую результативность и вместе с тем – обширную научную базу и обоснование.

Методы поведенческой психотерапии

В отличие от других способов лечения в психиатрии и психологии, методы поведенческой психотерапии базируется на достаточно элементарных трансформациях поведенческих шаблонов. Речь идет об устранении нежелательных линий поведения, и научения индивида новому, более положительному шаблону. Как правило, такими шаблонами являются именно те социальные рамки, отсутствие которых – это причина нарушения в психике или даже поведении индивида.

Одной из таких методик является авверсивная терапия. В ее основе лежит применение на субъекте различных неприятных или даже травмирующих для него стимулов, которые сами по себе предотвращают опасное или нежелательное для него действие. В наше время авверсивная терапия признана весьма опасным способом лечения, поскольку в значительной степени затрагивает вопрос о сохранности психики пациента.

Исходя из этого, все чаще она применяется как «крайняя возможность» в том случае, когда другие методы бессильны при лечении, скажем, запущенных стадий зависимости от алкоголя или наркотика. Но даже в таких случаях метод редко применяется как отдельная техника психологического лечения, в обязательном порядке совмещаясь с другими методиками.

Это обусловлено тем, что авверсивная терапия несет больше «подавляющий характер», по сути блокируя определенный отрицательный шаблон поведения, но вместе с блокировкой всегда должно следовать замещение блокированного шаблона поведения на новый положительный.

Нередко можно услышать также о «жетонной» системе поведенческой терапии. Она в гораздо больше степени основывается на выработке пациентом определенной привычки, банальном его воспитании. Смысл жетонной системы в том, что индивид, совершая определенное положительное действие в рамках прививаемого ему требуемого шаблона, получает символическое «вознаграждение».

Как правило, вознаграждением могут быть жетоны, балы, другие образные единицы. Пациент может их накапливать, чтобы в дальнейшем выменять на какие-либо нужные ему или просто приятные вещи. Такая методика во многом напоминает выработку привычки или даже рефлекса, и весьма часто применяется в рамках перевоспитания в местах лишения свободы, тюрьмах.

Конечно, существует множество других методов, которые отличаются между собой своей эффективностью в определенных условиях, сложностью, требованиями к пациенту и даже уровнем опасности для него. К ним можно отнести обучение самоконтролю, методику самоподкрепления, система штрафования, воспитание самооценки и чувства собственной важности.

Техники поведенческой психотерапии

Также стоит упомянуть некоторые отдельные, широко применимые в наше время техники поведенческой психотерапии. Они также во многом отличаются между собой не только подходом и общей формой, но также и эффективностью, актуальностью для какой-то определенной психологической проблемой и, конечно же, сложностью в их реализации.

Существует, например, так называемая техника «наводнения». По большому счету – это одна из многих методик в психиатрии, которая основывается на способности человеческого сознания и психики к сенсибилизации и десенсибилизации. Проше говоря, в основе техники «наводнения» лежит явление того, что при более-менее продолжительном воспроизведении определенной травмирующей ситуации, в сознании и психике индивида развивается своеобразное торможение, и чувствительность к данным условиям резко снижается.

Таким образом, пациент во время сеансов достаточно долгое время сталкивается со своим страхом, и даже пребывает в состоянии испуга до тех пор, пока само чувство страха не начнет притупляться. Конечно, в наше время разработано достаточно много вариаций этой техники, от банального рассказа до глубокого внушения и создания иллюзии травмирующей ситуации. Разумеется, стоит понимать, что столь серьезные влияния на психику не всегда могут пройти бесследно, поэтому некоторые из вариантов такого лечения, например, «иллюзия», весьма редко применяется на практике.

Что такое поведенческая терапия и когда она применяется?

Поведенческая терапия представляет собой психотерапевтическое направление, целью которого является устранение неадекватного поведения, а также развитие навыков социальной адаптации. Такое научное понятие, как поведенческая психотерапия, возникло в 20-е годы 20-го века и с тех пор получило достаточно широкое распространение. Рассмотрим основы и принципы представленного направления более детально.

Направленность поведенческой психотерапии

Поведенческая психотерапия является одним из ведущих направлений психотерапии в современном обществе. Ее особенность заключается в повышенной концентрации на внешнем поведении субъекта, притом что традиционная психотерапия базируется на выявлении внутренних конфликтов, личностных мотиваций, субъективных восприятий. Существует теория, согласно которой расстройства психического и эмоционального характера возникают и развиваются на фоне нарушений процессов адаптации человека в социуме и окружающей среде, что связано с неправильными поведенческими стереотипами.

Именно решением данной проблемы и занимается поведенческая психотерапия. Направленность течения заключается не в изменении мышления или миропонимания, а в отработке определенных навыков, что достигается при помощи специализированных упражнений и тренингов.

Поведенческая терапия преследует такие цели:

  1. Устранение избыточной тревоги.
  2. Борьба с повышенной и беспричинной раздражительностью.
  3. Устранение чрезмерной чувствительности.
  4. Ликвидация признаков неадекватного поведения в социуме.
  5. Умение разрешения конфликтов.
  6. Обучение навыкам социального взаимодействия.
  7. Преодоление страхов выступления перед обширной аудиторией.
  8. Устранение признаков агрессивного поведения.

Таким образом, поведенческая психотерапия направлена на достижение максимально благоприятных результатов взаимодействия человека с социумом и обретение навыков комфортного общения между людьми.

Методы поведенческой терапии

В первую очередь необходимо разобраться в том, что же является предметом изучения поведенческой психотерапии. Как утверждают специалисты, поведенческая психотерапия подвергает глубокому анализу такие особенности человеческой личности:

  1. Социальные эмоции.
  2. Полученные навыки.
  3. Врожденные и приобретенные инстинкты.
  4. Способность адаптации индивидуума в новых условиях.

Поскольку поведенческая психология направлена на достижение позитивных результатов путем изменения особенностей социального поведения субъектов, то для данного направления психотерапии характерны следующие методики:

  1. Обучение принципиально новым, эффективным формам поведения.
  2. Устранение неблагоприятных форм поведения.
  3. Модификация устаревших, патологических поведенческих привычек.
  4. Обучение эмпирическим знаниям.
  5. Психокоррекция.
  6. Формирование уверенности в собственных действиях.
  7. Развитие решительности.
  8. Формирование чувства ответственности за собственные действия и совершенные поступки.

Успешная поведенческая терапия приводит к изменению пациентом отношения к жизни и окружающим людям, позволяет ему самостоятельно выявлять и корректировать определенные стереотипы поведения, приводящие к неблагоприятным последствиям.

Для достижения поставленных целей могут быть использованы такие практики:

  1. Дыхательные упражнения.
  2. Методы релаксации.
  3. Медитативные практики.
  4. Аутотренинг.
  5. Работа с отрицательными мыслями, вызывающими страхи, тревоги, раздражительность и неадекватные реакции.
  6. Психологические практики, направленные на повышение самооценки.
  7. Формирование позитивных социальных навыков.

Целесообразность проведения

В каких случаях необходима поведенческая психотерапия? Специалисты в области психотерапии утверждают, что в профессиональной помощи нуждаются пациенты, страдающие следующими расстройствами:

  1. Сложности с социальной адаптацией.
  2. Заниженная самооценка.
  3. Отсутствие уверенности в себе.
  4. Повышенная агрессивность.
  5. Отсутствие умения находить выход из конфликтных ситуаций.

Поведенческая психология особенно важна для нормального, полноценного развития детей, имеющих следующие проблемы:

  1. Коммуникативные сложности в общении со сверстниками и взрослыми людьми.
  2. Агрессивность (явная или скрытая форма).
  3. Скрытность.
  4. Замкнутость.
  5. Плохая успеваемость и отставание в развитии.

Поведенческая психотерапия особенно необходима детям, страдающим аутизмом. Для таких малышей занятия с квалифицированными специалистами – это единственная возможность найти свое место в обществе и научиться нормально контактировать со сверстниками, родителями, педагогами и воспитателями.

Однако поведенческая психология целесообразна не только для людей, страдающих определенными нарушениями в психической сфере и специфическими неадекватными проявлениями. К помощи специалистов часто обращаются люди, имеющие следующие сложности:

  1. Неудовлетворенность отношениями с родителями, родственниками и ближним окружением.
  2. Проблемы с адаптацией в трудовом коллективе.
  3. Сложности в отношениях с противоположным полом и неудовлетворенность личной жизнью.
  4. Проблемы в отношениях сексуального характера.
  5. Невозможность найти общий язык со своими детьми.
  6. Сложности в воспитании ребенка.

Квалифицированный специалист, используя методы поведенческой психотерапии, может доступно объяснить своему клиенту, что это такое, обучить его принципиально новому подходу к взаимодействию с окружающими людьми и решить таким образом существующие проблемы, в значительной степени повысив качество его жизни.

Методы когнитивной психотерапии

Поведенческая когнитивная терапия была разработана в 1960 году ученым по имени Аарон Бек. Направленность представленной методики заключается в устранении негативного мышления, приводящего к дисфункциональным действиям и соответствующим проявлениям индивидуума в социуме. Для достижения этих целей специалисты применяют следующие методики:

  1. Выявление деструктивных, неадекватных и негативных мыслей.
  2. Вытеснение нежелательных мыслей мыслеформами позитивной направленности.
  3. Разработка новых позитивных поведенческих шаблонов.
  4. Формирование принципиально новой, конструктивной линии в поведении, поступках, действиях.
  5. Создание позитивных шаблонов поведения при помощи методов визуализации.
  6. Интенсивное задействование на практике новых линий взаимодействия с социумом в целях формирования позитивных поведенческих привычек.

Техники поведенческой терапии

Поведенческая психотерапия основывается на проведении конкретных техник, которые человек может применять на практике самостоятельно.

Рассмотрим наиболее распространенные и эффективные из них более детально:

  1. «Жетонная» терапия представляет собой психологическую методику, согласно которой пациент при совершении положительных действий, направленных на формирование новых поведенческих шаблонов, получает определенное вознаграждение. Этот метод часто применяется в процессе воспитания детей, которые за хорошие поступки получают от родителей конфеты или другие подарки. Взрослый человек может премировать себя самостоятельно, позволив себе покупку желанной вещи, поход в театр и т. д. При этом у человека формируются определенных рефлексы, способствующие изменению линии поведения и формированию новых привычек.
  2. Поведенческая терапия предполагает и активное использование так называемой техники наводнения. Представленная методика заключается в максимальном погружении человека в травмирующую ситуацию путем воздействия на его воображение. При длительной практике чувствительность человека снижается, страхи уходят и формируются новые, благоприятные поведенческие шаблоны, которые автоматически реализуются при стрессовых ситуациях.

Поведенческая психотерапия – крайне важное направление психотерапии, способствующее социальной адаптации людей и их предельно эффективному, комфортному и конструктивному взаимодействию.

1. Теоретические основы поведенческой психотерапии.

2!! Основные характеристики поведенческой психотерапии

3.. Цели и позиция психолога в поведенческой психотерапии.

Цели коррекции. В соответствии с общей направленностью бихевиориальной концепции основная цель коррекционных воздействий — обеспечение новых условий для научения, т.е. выработка нового адаптивного поведения или преодоление поведения, которое стало дезадаптивным. Цели коррекционных воздействий в поведенческой психокоррекции формулируются либо как обучение новым адаптивным формам поведения, либо как угасание и торможение имеющихся у субъекта дезадаптивных форм поведения. Частные цели могут включать в себя формирование новых социальных умений, овладение психологическими приемами саморегуляции, преодоление вредных привычек, снятие стресса, избавление от эмоциональных травм и т.д.

Позиция психолога. В бихевиориальной психокоррекции психолог выступает в четко определенной роли учителя, наставника или врача. В соответствии с фиксированной ролью он должен быть готов принять на себя груз социально-психологической модели, образца для подражания, каким он выступает в глазах клиента, а также осознавать специфику защитного механизма идентификации, играющую для клиента важную роль в бихевиориальной психокоррекции.

4. Требования и ожидания от клиента в поведенческой психотерапии

Требования и ожидания от клиента. Роль психолога носит четко фиксированный характер. Так же четко определяется и роль клиента. Поощряется активность, сознательность в постановке целей, желание сотрудничать с психологом и импровизации с новыми формами поведения.

Важнейшим моментом выступает выработка готовности к применению новых форм поведения. Поскольку коррекции подвергается в основном поведение обратившегося, то и задачей коррекционной деятельности выступает формирование оптимальных поведенческих навыков. А психические расстройства различного типа рассматриваются как формы неадаптивного поведения.

1 Методика «негативного воздействия». В её основе лежит парадоксальное предположение, что от навзчивой негативной привычки можно избавиться, если сознательно многократно повторять её. Согласно Павловскому принципу угасания условный стимул без подкрепления ведет к исчезновению (угасанию) условного рефлекса.

К. Денлап предложил прием избавления от навязчивых движений, тиков, некоторых форм заикания, который заключался в том, что человеку предлагалось сознательно воспроизводить нежелательные реакции 15-20 раз подряд.

Если во время беседы психолога с клиентом (тема беседы — свободная) у клиента появляется нежелательная реакция, беседа прерывается и возобновляется только после того, как клиент многократно сознательно воспроизведет весь комплекс реакций. Так, клиенту с заиканием рекомендуют специально заикаться, многократно (15-20 раз) повторяя слово или фразу, которые вызывают затруднение. Клиенту с навязчивыми движениями предлагают по 10- 15 мин специально повторять это движение.

Первая встреча длится около 30 мин, последующие — до 1 ч. Частота встреч — 2-3 раза в неделю.

При высоком авторитете психолога эффективность методики повышается.

2 Методика «скиллтерапии» (предложена Д. Мейхенбаумом, 1976 г.) направлена на развитие саморегуляции и навыков самоконтроля. Автором была разработана коррекционная программа для изменения поведения импульсивных, гиперактивных, неорганизованных школьников. Программа содержит ряд последовательных этапов:

· Моделирование. На этом этапе взрослый ставит задачу, и, рассуждая вслух, решает ее.

· Совместное выполнение задачи. Взрослый ставит задачу и совместно с ребенком проговаривает ход ее решения.

· Вербализация самостоятельного выполнения задачи. Ребенок самостоятельно формулирует задачи, и, проговаривая вслух решение, самостоятельно поощряет себя («Я могу это сделать»; «Я справлюсь». ) и оценивает достигнутый результат.

· «Скрытое» выполнение задачи. Ребенок решает поставленную задачу, проговаривая решение «про себя» (решает задачу во внутреннем плане).

3 Методики формирования поведения. «Шейпинг». Методика применяется для поэтапного моделирования сложного поведения, которое не было ранее свойственно человеку. Составляется цепочка последовательных шагов, овладение которыми приводит к конечной цели — усвоению новой программы поведения. В этой цепочке наиболее важным является первый элемент, который должен быть четко дифференцирован, а критерии оценки его достижения должны быть предельно ясными. Первый элемент достаточно связан с конечной целью шейпинга, от овладения им зависит успех всей программы, так как именно он направляет все поведение в нужное русло.

ля облегчения овладения первым элементом желательного стереотипа поведения необходимо создать такие условия, при которых это произойдет быстрее и легче всего. В частности, используется разнообразное подкрепление (как материальное, так и социальное — одобрение, похвала и др.). Например, при обучении ребенка навыкам самостоятельного одевания первым элементом может быть привлечение внимания к яркой одежде.

«Сцепление». Методика аналогична методике «шейпинга» по структуре и обратно направлена по схеме формирования желательного поведения.

Желательный поведенческий стереотип рассматривается как цепь отдельных поведенческих актов, при этом конечный результат каждого акта является дискриминантным стимулом (СНОСКА: Дискриминантный стимул — стимул, предшествующий по времени определенной поведенческой реакции), запускающим следующий поведенческий акт.

Формирование желательного поведения начинается с формирования и закрепления последнего поведенческого акта, находящегося ближе всего к концу цепи, к цели.

Упражнения продолжаются до тех пор, пока желаемое поведение всей цепи не будет осуществляться с помощью обычных стимулов.

«Фединг» (затухание) — это постепенное уменьшение величины подкрепляющих стимулов. При достаточно сформированном стереотипе поведения клиент должен реагировать на минимальное подкрепление прежним образом. «Фединг» широко применяется в коррекционной работе со страхами. Один из вариантов методики заключается в том, что в качестве стимулов в начале используются слайды с изображением пугающего объекта или пугающей ситуации. Сразу вслед за предъявлением стимульных слайдов клиенту демонстрируют слайды, вызывающие успокоение. Такое чередование продолжается до тех пор, пока существенно не снизится уровень тревоги, вызываемый появлением пугающего объекта.

«Фединг» играет важную роль при переходе от упражнений в ситуации психокоррекции (совместно с психологом) к упражнениям, осуществляемым в реальном повседневном окружении, когда подкрепляющие стимулы исходят уже не от психолога, а от других людей.

Вариантом вербального или невербального подкрепления, повышающим у клиента уровень внимания и фокусировки на желательном стереотипе поведения, может быть побуждение. Подкрепление может выражаться в демонстрации этого поведения, прямых инструкциях, центрированных на нужных действиях, объектах действия и т.д.

4 Методики, основанные на принципах положительного и отрицательного подкрепления. Положительное подкрепление — предъявление стимула, вызывающего у клиента позитивно окрашенную эмоциональную реакцию, усиление определенных поведенческих реакций.

Отрицательное подкрепление — удаление стимула, вызывающего негативно окрашенную реакцию и поэтому также приводящего к усилению определенных поведенческих реакций.

Нейтральные стимулы — это стимулы, которые не оказывают воздействия на поведение.

«Положительное подкрепление». Поведение человека направляет и формирует подкрепляющие стимулы, которые могут быть безусловными и приобретенными (условные подкрепляющие стимулы).

Безусловные стимулы (пища, вода, определенный уровень сенсорной стимуляции и др.) вызывают врожденные реакции, не зависят от предшествующего обучения, и их подкрепляющая сила зависит от периода депривации и возрастает при его увеличении.

Условные подкрепляющие стимулы формируются в процессе научения и носят в большинстве случаев социальный характер (внимание, похвала, ласка, одобрение, признание, положительная оценка, слава и т.д.).

Анализ конкретного случая, например появления у ребенка реакций истерического типа, позволяет

22. Общие принципы и методы поведенческой терапии. Система поведенческой психотерапии Дж.Вольпе

Поведенческая психотерапия – направление в психотерапии, основанное на принципах бихевиоризма.

Постулатом поведенческой терапии является идея о том, что паттерны поведения играют решающую роль в развитии психологических расстройств.«Принцип минимального вторжения» постулирует, что в поведенческой терапии следует вмешиваться во внутреннюю жизнь пациента лишь в той степени, в которой это необходимо для решения его актуальных проблем.

1. Систематическая десенсибилизация. Клиента обучают релаксации, а затем просят его представить организованную последовательность тревожных ситуаций.

2. Разыгрывание invivo. Клиент фактически помещается в ситуацию

3. Наводнение. Клиент,у которого фобия должен погружаться в эту фобию, а точнее в ситуацию, которая вызывает фобию без шанса сбежать.

4. Моделирование. Процесс, при котором клиент обучается тем или иным формам поведения путем наблюдения и подражания другим; часто комбинируется с репетицией поведения (в частности, с тренингом уверенности)

Психотерапия систематической десенсибилизацией — форма поведенческой психотерапии, служащая целям снижения эмоциональной восприимчивости по отношению к определенным ситуациям. Разработана Дж. Вольпе на базе экспериментов И.П. Павлова по классическому обусловливанию. Согласно Вольпе, торможение реакций страха имеет три этапа;

составление списка пугающих ситуаций или стимулов с указанием их значимости или иерархии;

обучение какому-либо методу мышечной релаксации с целью формирования навыка создавать физическое состояние.

поэтапное предъявление пугающего стимула или ситуации в сочетании с применением метода мышечной релаксации.

23. Модель психической патологии в когнитивном подходе

В начале 1960-х годов клиницисты Алберт Эллис и Аарон Бек высказали предположение, что в основе поведения, мьшления и эмоций лежат когнитивные (познавательные) процессы и что мы можем лучше всего понять аномальное функционирование, изучая познавательную способность — подход, известный как когнитивная модель. Эллис и Бек утверждали, что клиницисты должны задавать вопросы о том, какие допущения (посылки) и установки накладывают отпечаток на восприятие человека, какие мысли мелькают в его сознании и к каким заключениям они приводят.

Аномальное функционирование может являться следствием нескольких видов когнитивных проблем. К примеру, люди могут придерживаться допущений и установок (аттитюдов) относительно самих себя и их мира, которые причиняют беспокойство и не отличаются точностью.

Когнитивные теоретики также указывают на процессы нелогичного мышления как на возможную причину аномального функционирования. К примеру, Бек обнаружил, что некоторые люди раз за разом мыслят в нелогичном ключе и делают выводы, причиняющие им вред

Когнитивные методы терапии.

Согласно когнитивным терапевтам, люди с психологическими расстройствами могут избавиться от своих проблем, освоив новые, более функциональные способы мышления. Поскольку различные формы аномалии могут быть связаны с различными видами когнитивной дисфункции, когнитивные терапевты разработали ряд приемов. Например, Бек разработал подход, названный просто когнитивной терапией, который широко используется в случаях депрессии.

Когнитивная терапия — разработанный Аароном Беком терапевтический подход, который помогает людям распознать и изменить свои ошибочные мыслительные процессы.

Терапевты помогают пациентам распознать негативные мысли, тенденциозные интерпретации и логические ошибки, которыми изобилует их мышление и которые, согласно Беку, вызывают у них депрессию. Терапевты также побуждают пациентов бросить вызов своим дисфункциональным мыслям.

Оценка когнитивной модели.

Достоинства: 1) в центре ее внимания находится самый уникальный из человеческих процессов — человеческое мышление. 2) Когнитивные теории являются также объектом многочисленных исследований. Ученые установили, что для многих людей с психологическими расстройствами действительно характерны ущербные допущения, мысли или мыслительные процессы. 3) успехи когнитивных методов терапии. Они оказались очень эффективными при лечении депрессии, панического расстройства и сексуальных дисфункций.

Недостатки: 1)хотя когнитивные процессы явно участвуют во многих формах патологии, их конкретную роль еще предстоит определить. 2) хотя когнитивные методы терапии определенно помогают многим людям, они неспособны помочь всем. 3) когнитивная модель отличается определенной узостью.

  • Поведенческая психотерапия
  • База знаний
  • Психотерапия
  • Школы
  • Когнитивная и бихевиоральная

Поведенческая психотерапия

Одно из ведущих направлений современной психотерапии. Если на этапе становления П. п. определение ее было слишком узким и в П. п. включали только технические приемы, основанные на классическом и оперантном обусловливании, то в последнее время существует опасность утраты специфического значения термина из-за слишком широкого его понимания. Например, Кэнфер (Kanfer F. Н., 1975) утверждал, что П. п. «должна включать не только то, что связано с открытиями в области кондиционирования и теорий научения, но и всю информацию, полученную в экспериментальной психологии». Более взвешенным представляется определение П. п. в Американской ассоциации П. п.: П. п. «включает прежде всего использование принципов, которые развиты в экспериментальной и социальной психологии. П. п. должна уменьшать человеческие страдания и ограничения в способности к действиям. П. п. включает переструктурирование окружения и социального взаимодействия и в меньшей мере видоизменение соматических процессов с помощью биологических вмешательств. Цель ее, главным образом, — формирование и укрепление способности к действиям, приобретение техник, позволяющих улучшить самоконтроль (Franks С. М., Wilson G. Т., 1979).

В то время как на первых этапах своего развития под термином «поведение» в П. п. понималось все, что имеет внешне наблюдаемые характеристики, то сейчас в это понятие включаются эмоционально-субъективные, мотивационно-аффективные, когнитивные и вербально-когнитивные проявления.

Таким образом, можно выделить более узкое понимание П. п., основанное на единстве теоретических положений и вытекающих из них методически определенных вмешательств, и расширенное толкование, при котором такая связь заметно утрачивается.

В качестве предшественников П. п. могут рассматриваться методы психотерапии, основанные на принципах научения, которые появились во втором десятилетии нашего века. Они вошли в литературу под названием методов условно-рефлекторной терапии.

Сам термин «П. п.» стал использоваться с 1953 г. 1950-1960 гг. — период становления П. п. как самостоятельного направления. Тогда существовало лишь несколько центров исследования и развития П. п.: в Южно-Африканской Республике — Вольпе (Wolpe J.), Лазарус (Lazarus A. A.), Рахман (Rachman S.); в Англии — Шапиро (Shapiro D.), Йетс (Yates A. J.), Айзенк (Eysenck H. J.); в США — Азрин (Azrin N. Н.), Айллон (Ayllon Т.). 1960-е гг. — это период бурного развития П. п. К 1971 г. Крэснер (Krasner L.) выделил в П. п. 15 различных направлений, которые в последующие годы слились в общее, получившее название П. п.

Классическое обусловливание, связанное с именем И. П. Павлова, было первой теорией, которая легла в основу П. п. И. П. Павлов, так же как и Уотсон (Watson J. В.) — пропагандист теории условных рефлексов, создатель американского бихевиоризма; в своих учениях исключал значение промежуточных переменных и ограничивал исследования раздражителями внешнего мира и внешнего поведения. Теория инструментального, или оперантного, обусловливания Торндайка (Thorndike E. L.) и Скиннера (Skinner В. F.) осталась в рамках прежней парадигмы «стимул—реакция (поведение)», однако подчеркнула значение стимулов, имевших позитивный или негативный характер (закон эффекта), в возникновении и укреплении поведения. В этой теории стимул приобрел функциональные качества подкрепления, повышающего силу реакции. Модель Торндайка—Скиннера, как и модель И. П. Павлова, уподобляла поведение организма «черному ящику», о внутреннем содержании которого нет никакой информации.

П. п., по Фейдимену и Фрейгеру (Faidiman J., Frager R., 1994):

1) стремится помочь людям реагировать на жизненные ситуации так, как они хотели бы этого сами, т. е. содействовать увеличению потенциала их личного поведения, мыслей, чувств и уменьшению или исключению нежелательных способов реагирования;

2) не ставится задача изменить эмоциональную суть отношений и чувств личности;

3) позитивное терапевтическое отношение — необходимое, но недостаточное условие эффективной психотерапии;

4) жалобы пациента принимаются как значимый материал, на котором терапия фокусируется, а не как симптомы лежащей за ними проблемы;

5) пациент и психотерапевт договариваются о специфических целях терапии, понимаемых таким образом, что и пациент, и психотерапевт знают, когда и как эти цели могут быть достигнуты.

Следующий этап развития П. п. связан с попыткой учесть и промежуточные переменные, расположенные между стимулом и реакцией. При этом внутренние переменные рассматривались как скрытые реакции на внешние раздражители. Именно их скрытность и исключала понятную связь с внешними раздражителями. Внутренние переменные — это прежде всего когниции (мысли, представления), которые управляют другими процессами, например эмоциональными или мотивационными.

В плане такого понимания в конце 60-х — начале 70-х гг. были предложены новые методики, вошедшие в литературу под названиями «скрытое кондиционирование» / «скрытое обусловливание» (Cautela J. R., 1967), «скрытый контроль» (Homme L., 1965), «саморегуляция» (Kanfer F. N, 1975).

Скрытое кондиционирование пытались распространить на когнитивный аспект теории классического и оперантного обусловливания без изменений, что обрекало эти попытки на неудачу. Это были попытки ввести внутренние переменные в практику П. п.

В 60-е гг. на развитие П. п. оказала влияние теория научения (прежде всего социального) через наблюдение (Bandura A., 1971). Автор этой теории показал, что одно лишь наблюдение за моделью позволяет формировать новые стереотипы поведения, ранее отсутствовавшие у животного или человека. В дальнейшем это привело к теоретическим обобщениям, получившим название концепции самоэффективности.

Последующий отход от первоначальной парадигмы П.п. (стимул—реакция), рассматривающий когниции как промежуточные переменные, как структурирующие и регуляционные компоненты эмоциональных, мотивационных и моторных процессов, отражают теории Эллиса (Ellis A., 1962) и Бека (Beck А. Т., 1976). В рационально-эмоциональной психотерапии Эллиса главной промежуточной переменной, делающей понятной связь между стимулом и поведением, являются рациональные и иррациональные когниции. В когнитивной психотерапии Бека определяющей переменной являются реалистичные и нереалистичные (связанные с ошибками в когнитивных выводах) когниции. Оба автора признают связь когнитивных и поведенческих переменных при доминирующем значении первых. С их точки зрения, центром воздействия психотерапии должны быть промежуточные когнитивные переменные.

Попытка интеграции когнитивного и поведенческого подходов связана с именем Мейхенбаума (Meichenbaum D., 1977) и его коллег. Его работы можно рассматривать как дальнейшее развитие идей А. Р. Лурия и Л. С. Выготского о внутренней речи. Разработанные им методика самоинструктирования, прививка против стресса представляют собой способы овладения внутренней речью в виде самовербализации.

Таково же направление работ Махони (Mahoney M. J., 1974), рассматривающего когнитивные переменные (экспектации) и их модификации как главный объект и цель когнитивно-поведенческой психотерапии.

В зависимости от метатеории, позволяющей выбрать соответствующие когнитивные переменные, когнитивно-поведенческое направление оказывается достаточно разнородным. Например, Дзурилла и Голдфрид (D’Zurilla Т. J., Goldfried M. R., 1971) предложили методику тренинга решения проблем, в которой содержанием психотерапии является тренинг стратегии решения проблемы.

Таким образом, П. п. — это развивающееся направление в психотерапии. Начав с теорий научения, построенных по схеме «стимул—реакция», оно использует далее когнитивные и социальные теории научения, а в последние годы пытается опереться также на теории переработки информации, коммуникации и даже больших систем. Соответственно модифицируются старые и расширяется спектр новых методик П. п.

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Алексей Волконский/ автор статьи
Автор множества статей, в том числе на нашем сайте, и нескольких книг по психологии, благодаря своей экспертизе и опыту, накопленному более чем за 15 лет работы психологом. Доктор психологических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует файлы «куки»
Принять